Визуальные опоры
Воспринимаемая с помощью зрения информация (сигналы, слова, предметы, жесты, мимика и т. п.), помогающая принятию решения по восприятию и порождению речи.
Средства наглядной визуализации или визуальные опоры – это подсказки, которые помогают ребенку с нарушениями речи понять информацию. Чем лучше ребёнок ориентируется в происходящем, тем увереннее он себя чувствует. Соответственно, ему проще контролировать эмоции и поведение.
Какими бывают визуальные опоры
Тактильное и визуальное расписание
Фотографии: для расписания, для коммуникативных книг, для фиксации личного опыта
Рисунки и схемы
Таймер или песочные часы помогут ребенку отследить, сколько времени осталось на выполнение задания
Таблички «сейчас/потом»
Таблички с правилами
Письменная речь, печатание на компьютере
Где брать визуальные опоры?
Большинство карточек выложено в открытый доступ в Интернете, фотографии можно снимать на смартфоны, то есть, основной объём материалов легко сделать любому. Уместно подключать к такой работе родителей, просить их распечатать и принести в школу нужные карточки.
При работе с детьми РАС используем метод визуальных опор. Визуальная опора (поддержка) — это использование картинок или других наглядных предметов для того, чтобы сообщить какую-то информацию ребенку, которому трудно понимать и использовать речь.
В качестве визуальной поддержки могут использоваться фотографии, рисунки, предметы.
Визуальная поддержка для детей с РАС облегчает коммуникацию ребенка с людьми, помогает ребёнку понять, как начать разговор, как ответить на попытки социального взаимодействия других людей или как изменить свое поведение в соответствии с правилами для той или иной ситуации, т. е. способствует благополучной социализации.
Доска «Сначала-Потом» — это визуальная последовательность из двух изображений. Доска сообщает о некоем приятном событии, которое произойдет после завершения не такой приятной задачи. Доска «Сначала-Потом» также обучает ребенка языку для понимания инструкций из нескольких шагов. Если ребёнок научился понимать содержание доски «Сначала-Потом», то это поможет ему понимать и использовать более сложные системы визуальной поддержки.
Визуальное расписание — это наглядное отображение того, что произойдет в течение дня, либо во время какого-то одного занятия или события. Оно полезно при обучении ребёнка заданиям, состоящим из нескольких последовательных шагов, например, бытовым навыкам. Расписание помогает объяснить ребёнку, что это за шаги и гарантирует, что он выполнит каждый шаг. Такое расписание также очень полезно при сильной тревожности в непривычных ситуациях, когда ребёнок сопротивляется любым переменам в привычном распорядке дня. С помощью расписания можно предупредить ребёнка заранее, что его ждет в течение дня или какого-то другого отрезка времени, и это помогает снизить тревожность.
Визуальные правила и инструкции — это наглядное отображения правил поведения в определенной ситуации и способ сообщить ребёнку, что можно, а что нельзя делать в определенной ситуации.
Разные виды визуальной поддержки облегчают коммуникацию ребёнка с РАС, помогают позитивно справляться с различными повседневными ситуациями, способствуют социализации.
Список используемых источников информации
https://www.defectologiya.pro/zhurnal/osobennosti_rabotyi_uchitelya_logopeda_s_detmi_ovz_v_mladshej_diagnosticheskoj_gruppe_s_ispolzovaniem_innovaczionnyix_texnologij/
https://teacher.yandex.ru/learn/inclusion/courses/eda634ed-eb46-4ecf-b525-17ba8d1dd88d/sprints/4435/topics/6883c1c7-0593-4b2c-b1bf-1f870aeb0dd1/lessons/e5125bdc-ae50-4069-9935-6a4668a13d17/
2