РАБОТА С ТЕКСТОМ ДЛЯ ВСЕГО КЛАССА.
Часть 1.
Прочитайте текст и выполните задания 1—13.
Горбатая девочка
(1)Второй класс решал задачу. (2)Тридцать пять учеников склонились над тетрадями. (3)Вдруг в дверь класса кто-то тихо постучал.
(4)– Открой, Юра, дверь и посмотри, кто стучит, – сказал учитель шустрому черноглазому мальчику, который сидел за первой партой. (5)Юра открыл дверь.(6)В класс вошел директор школы вместе с маленькой девочкой – новой школьницей. (7)Тридцать пять пар глаз изучали девочку.
(8)Она была горбатая.
(9)Учитель, затаив дыхание, повернулся к классу. (10)Он смотрел на шаловливых мальчиков, и в его глазах дети читали мольбу: пусть не увидит девочка в ваших глазах ни удивления, ни насмешки.
(11)В детских глазах светилось только любопытство. (12)Они смотрели в глаза новой ученицы и ласково улыбались.
(13)Учитель облегченно вздохнул.
(14)– Эту девочку зовут Оля, – сказал директор. – (15)Она приехала к нам издалека. (16)Кто уступит ей место на первой парте и перейдет на последнюю? (17) Видите, какая она маленькая…
(18)Все шесть мальчиков и девочек, сидевших за первыми партами, подняли руки и стали просить: я перейду…
(19)Оля села за первую парту и положила учебники на парту.
(20)Класс выдержал испытание.
(По Василию Сухомлинскому)
Ответами к заданиям 1–13 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа.
Определите и запишите основную мысль текста.
Объясните значение словосочетания ласково улыбались (предложение 12)
Из предложения ( 4) выпишите слово, в котором буквы е,ё.ю.я дают два звука.
Из предложения (12) выпишите ОДНО слово с безударной гласной в корне, которое проверяется ударением.
Из предложения (6) выпишите слово, в котором есть приставка.
Из предложений (9-10) выпишите слово с суффиксом, который образует существительные со значением лица, принадлежащего к той или иной профессии.
Подберите к разговорному слову ШАЛОВЛИВЫХ (предложение 10) стилистически нейтральный синоним и запишите его.
Выполните морфемный разбор слова ИЗУЧАЛИ (7 предложение).
В предложении (12) определите и подпишите все части речи.
Замените словосочетание ДИРЕКТОР ШКОЛЫ на синонимичное словосочетание, где главное-существительное, а зависимое – прилагательное. (предложение 6).
Выпишите грамматическую основу предложения (11).
Из (19) предложения выпишите однородные члены предложения.
Укажите количество грамматических основ в предложении (17). Ответ запишите цифрой.
Часть 2.
Используя прочитанный текст из части 1, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 14.1 или 14.2. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 14.1 или 14.2.
14.1
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста:
«Класс выдержал испытание».
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
14.2
Как Вы понимаете значение слова МИЛОСЕРДИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «ЧТО ТАКОЕ МИЛОСЕРДИЕ?»
Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.
Клише.
МИЛОСЕРДИЕ - ЭТО….
БЫТЬ МИЛОСЕРДНЫМ, ЗНАЧИТ….
НУЖНО ПОМОГАТЬ ДРУГИМ ЛЮДЯМ, ПОТОМУ ЧТО…(2 примера)
ТАКИМ ОБРАЗОМ,…
1 | Нужно быть добрым ко всем, каким бы ни был человек (или что-то подобное) |
2 | с добротой |
3 | Юра |
4 | смотрели |
5. | вошёл |
6 | учитель |
7 | Весёлый, озорной, игровой (любое из данных слов) |
8 | Изучали ( Из-приставка, уч – корень, а-л – суффикс, и – окончание) |
9 | Сущест., глаг., предлог, числительное, сущ., предлог, сущ. |
10. | Школьный директор |
11 | Светилось любопытство |
12 | Села, положила |
13 | 2 |
8. Критерии оценки сочинения
Таблица 1 Критерии оценки сочинения
№ | Критерии оценивания сочинения на тему, связанную с содержанием текста | Баллы |
С К1 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения | |
| Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: -логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена. | 2 |
Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. но -допущена 1 логическая ошибка. | 1 |
В работе просматривается коммуникативный замысел но -допущено более 1 логической ошибки | 0 |
С К2 | Композиционная стройность | |
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет | 1 |
Работа лишена композиционной стройности, продуманности и завершённости | 0 |
СК1-К2 | Максимальное количество баллов за сочинение по критериям | 3 |
9. Критерии оценки грамотности речи учащихся, выполнявших работу
Таблица 2 Критерии оценки грамотности речи учащихся, выполнявших работу
Г | Критерии оценки грамотности и фактической точности речи учащихся | Баллы |
Г К1 | Соблюдение орфографических норм | |
Орфографических ошибок нет, или допущено не более 1 ошибки | 2 |
Допущены 2 ошибки | 1 |
Допущены 4 ошибки и более | 0 |
Г К2 | Соблюдение пунктуационных норм | |
| Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок | 2 |
Допущены 3 ошибки | 1 |
Допущены 4 ошибки | 0 |
Г К3 | Соблюдение грамматических норм | |
Грамматических ошибок нет, или допущена 1 ошибка | 2 |
Допущены 2 ошибки | 1 |
Допущены 3 ошибки | 0 |
Г К4 | Соблюдение речевых норм | |
Речевых ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок | 2 |
Допущены 3 ошибки | 1 |
Допущены 4 ошибки и более | 0 |
ГК1-К4 | Максимальное количество баллов за сочинение по критериям ГК1-ГК4 | 8 |
10. Перевод баллов в отметки по пятибалльной шкале
Таблица 3. Таблица перевода баллов в отметки по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Общий балл | 0–11 | 12–17 | 18–21 | 22-24 |