МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ №61 г.о. ДОНЕЦК»
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
«ВКЛАД СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ УЧЕНЫХ
В РАЗВИТИЕ ФИЗИКИ»
Разработчик: РАССМОТРЕНО
учитель физики Майоренко А.Г. на заседании школьного методического
объединения учителей естественно-
математического цикла
______________________ Гесс Н.П.
Протокол №
от «___»______________202____ г.
2025
СОДЕРЖАНИЕ
Аннотация 3
1. План мероприятия 4
2. Сценарий внеурочного занятия «Вклад современных
российских ученых в развитие физики 6
Приложения 11
Приложение А. Задание для работы в группах 12
Приложение Б. Задание по афористике. Прокомментируйте
высказывания российских ученых о науке 16
Приложение В. Пословицы и поговорки о науке 17
Литература 21
АННОТАЦИЯ
Предлагаемая методическая разработка воспитательного мероприятия «Вклад современных российских ученых в развитие физики» предусматривает получение обучающимися новой интересной информации о современных научных открытиях в области физики.
Методическая разработка содержит сценарий мероприятия.
В ходе проведения внеурочного занятия обучающиеся выполняют задание в группах: ознакамливаются с информацией об одном из современных открытий российских ученых-физиков, анализируют ее. Формулируют выводы о значении данного открытия для развития технологий и мировой науки. Выполняют задание по афористике. Обсуждают высказывания российских ученых о науке. Комментируют пословицы и поговорки о науке.
Используются интерактивные и информационно-коммуникационные технологии обучения, проблемный метод, работа в малых группах, интерактивный прием «афористика». Применение электронных образовательных ресурсов на различных этапах мероприятия обеспечит внимание и постоянный интерес со стороны обучающихся. В конце мероприятия обучающиеся высказывают свое мнение о роли науки и ученых в развитии общества.
Мероприятие способствует развитию интереса обучающихся к науке, научным открытиям; формированию заинтересованного отношения к достижениям современной российской науки; воспитанию уважения к труду ученых, чувства гордости за вклад российских ученых в развитие России; формированию научного мировоззрения.
Целевая аудитория воспитательного мероприятия: учащиеся 9-11классов образовательной организации.
Данная методическая разработка может быть полезной для учителей-предметников естественно-математического цикла при организации воспитательной работы по предмету.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЯ
Тема: Вклад современных российских ученых в развитие физики
Цель занятия: Изучение и обсуждение вклада современных российских ученых в развитие физики.
Задачи занятия:
образовательные: Изучить биографии и научные достижения выбранных ученых;
проанализировать и обсудить ключевые открытия и теории, предложенные этими учеными; сравнить их вклад в развитие физики с мировыми достижениями;
развивающие: Развитие интереса обучающихся к науке, научным открытиям; осмысление интересных фактов о достижениях современных российских ученых- физиков; привлечение обучающихся к проектной, поисково-исследовательской деятельности; формирование дальнейшее развитие научного мировоззрения обучающихся;
воспитательные: Воспитание уважения к труду ученых; воспитание чувства гордости за вклад российских ученых-физиков в развитие России; формирование устойчивого интереса к изучению физики.
Основные понятия: Вклад, ученые, физика, развитие.
Планируемые результаты:
Предметные:
- формирование убеждения в закономерности связи и познаваемости явлений природы, в ценности науки для развития материальной и духовной культуры людей.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; - осуществлять самоконтроль и оценку результатов своей деятельности, формировать адекватную самооценку; - оценивать свое задание по параметрам, заранее представленным.
Познавательные УУД: - овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний; - формировать умение анализировать, сравнивать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений; - формировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; - совершенствовать навыки работы с научным текстом, инструкционными материалами; - использовать приобретенные знания в практической деятельности.
Коммуникативные УУД: - формировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе; - формулировать понятные для партнера высказывания в рамках учебного диалога, используя термины;
- формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться и приходить к общему решению при работе в группе.
Личностные:
- Проявлять интерес к изучению темы, желание решать проблему, используя приобретенные знания; - осознание собственных достижений при усвоении учебной темы; - формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы.
Межпредметные связи: химия, история, обществознание
Формы работы: индивидуальная, работа в группах, коллективная работа.
Методы, средства обучения: опережающие задания, работа в группах, проблемный метод, афористика, метод проектов
Ресурсы, оборудование:
Компьютер, интерактивная доска, мультимедийная презентация, карточки с интересными фактами о современных открытиях российских ученых-физиков, видеофильм Направления прорыва: чем теперь будет заниматься российская наука. – URL.: https://yandex.ru/video/preview/1737704576010340170
Содержание занятия |
Этап занятия (блок): Организационный. Задача этапа: Включение учащихся в учебную деятельность |
Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
Приветствие, эмоциональный настрой, создание благоприятной психологической атмосферы в классе | Приветствие учителя, подготовка рабочих мест. Распределение по группам: обучающиеся заранее делятся на 3 группы. Каждая группа получает карточку с интересным фактом из числа современных открытий российских ученых-физиков |
Этап занятия (блок): Вхождение в тему занятия и создание условий для осознанного восприятия нового материала Задача этапа: Подготовить учащихся к выполнению требований учебной деятельности; сформулировать цель и задачи внеклассного мероприятия |
Методы, средства обучения: беседа |
Планируемые результаты: Предметные: характеризовать значение физических знаний для современного человека. Метапредметные: сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций. Личностные: развитие научной любознательности, интереса к физике как науке, навыков исследовательской деятельности. |
Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
Создает условия для включения учащихся в деятельность. Помогает формулировать цель и задачи урока. Сообщает о накопительной системе отметки на уроке. Предлагает выработать критерии итоговой отметки за урок. | Включаются в деятельность. Формулируют цель и задачи урока. Вместе с учителем вырабатывают критерии итоговой отметки за урок. |
Этап занятия (блок): Освоение нового материала Задача этапа: ознакомление с современными достижениями российских ученых-физиков путем выполнения заданий в группах |
Методы, средства обучения: работа в группах, проблемный метод, афористика |
Планируемые результаты: Предметные: характеризовать значение физических знаний для современного человека. Метапредметные: анализировать, систематизировать и интерпретировать физическую информацию различных видов. Личностные: развитие научной любознательности, интереса к физике как науке, навыков исследовательской деятельности. |
Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
Организует и координирует работу в группах. Осуществляет контроль над выполнением заданий. | Обучающиеся, получившие индивидуальные опережающие задания, выступают с сообщениями о современных российских учёных, внёсших вклад в развитие физики: Сергей Одинцов. Один из самых авторитетных физиков-теоретиков мира и специалистов в области космологии. Автор более 500 научных работ по теории гравитации, математической физике и космологии. Сергей Макаров. Профессор Университета ИТМО, в 2021 году получил премию Research Excellence Award Russia как самый продуктивный и молодой автор в области наук о материалах. Ранее стал лауреатом Премии Президента России за изучение свойств резонансных полупроводниковых наночастиц и совместно с коллегами выиграл мегагрант на создание сверхкомпактных лазеров. Юрий Оганесян. Учёные Объединённого института ядерных исследований в Дубне совершили более 40 открытий в области ядерной физики. Впервые в мире они синтезировали новые, долгоживущие сверхтяжёлые элементы Периодической системы элементов Д. И. Менделеева. Обучающиеся работают в группах: выполняют задания по карточкам, изучают открытия современных российских ученых-физиков, обсуждают их вклад в развитие физики (приложение А). Обучающиеся работают в группах: выполняют задание по афористике, комментируют высказывания российских ученых о науке: группа №1 – М.В. Ломоносова, группа №2 – И.В. Курчатова, №3 – Н.М. Амосова (приложение Б). |
Этап занятия (блок): Подведение итогов Задача этапа: Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности. |
Методы, средства обучения: демонстрация, групповое обсуждение |
Демонстрируется с последующим обсуждением видео: Направления прорыва: чем теперь будет заниматься российская наука. – URL.: https://yandex.ru/video/preview/1737704576010340170 Организует рефлексию в виде анкетирования и самооценку обучающимися собственной учебной деятельности. | Обучающиеся высказывают свое мнение о роли науки и ученых в развитии общества. Отвечают на вопросы анкеты. Анкета На занятии я работал | активно/пассивно | Своей работой на занятии | доволен /не доволен | Занятие для меня оказалось | длинным /коротким | За время занятия я | устал /не устал | Моё настроение | стало лучше /стало хуже | Материал занятия был | понятен /не понятен полезен /бесполезен интересен /скучен лёгким /трудным | Домашнее задание мне кажется | интересным / неинтересным | |
Этап занятия (блок): Домашнее задание Задача этапа: Сообщить обучающимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения |
Методы, средства обучения: метод проектов |
Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
Информирует о домашнем задании, проводит инструктаж по его выполнению; проверяет понимание обучающимися содержания работы и способов ее выполнения, сообщает о форме контроля выполнения домашнего задания ‒ защита проектов. Домашнее задание: выполнить групповой проект по одной из тем: 1. Сверхкороткие световые импульсы: прорыв в физике. 2. Квантовые технологии: российская перспектива. 3. Наноматериалы и нанотехнологии. 4. Международное признание: награды и достижения современных российских ученых-физиков. | Обучающиеся выбирают тему проекта, формируют группы по выполнению проекта, кратко комментируют, как они понимают содержание работы и способы ее выполнения. |
Оценка своей работы.
Использованы следующие критерии для оценки своей работы. Каждый критерий оценивался по шкале от 1 до 5 баллов (1 ‒ минимально, 5 ‒ максимально).
1. Понимание темы и цели занятия
Я четко понимаю, как разработать внеурочное занятие по заданной теме. (5 баллов)
Я осознаю, как связать тему с реальными достижениями современных российских ученых. (5 баллов)
Я могу объяснить, почему эта тема важна для учащихся. (5 баллов)
2. Работа с шаблоном
Я смог корректно заполнить все пункты шаблона (тема, цели, оборудование, этапы занятия). (4 балла)
Я использовал шаблон как инструмент для структурирования занятия. (4 балла)
Я добавил в шаблон креативные элементы (интерактивный прием обучения – задания по афористике, проекты). (5 баллов)
3. Рефлексия и саморазвитие
Я могу оценить, какие навыки я приобрел в ходе занятия. (4 балла)
Я понимаю, какие аспекты разработки занятий мне нужно улучшить. (4 балла)
Я готов применять полученные знания в своей педагогической практике. (5 баллов)
Шкала оценки:
5 баллов: критерий выполнен полностью, без замечаний.
4 балла: критерий выполнен, но есть незначительные недочеты.
3 балла: критерий выполнен частично, требуется доработка.
2 балла: критерий выполнен слабо, требуется значительная доработка.
1 балл: критерий не выполнен.
Итого: 41 балл.
Итоговая самооценка: 45–40 баллов: отличный результат! Вы полностью справились с задачей.
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ЗАДАНИЕ ДЛЯ РАБОТЫ В ГРУППАХ
Каждая группа выполняет задание по карточке. Номер карточки совпадает с номером группы.
Внимательно ознакомьтесь с информацией об одном из современных открытий российских ученых-физиков, проанализируйте ее. Сформулируйте выводы о значении данного открытия для развития технологий и мировой науки.
К
арточка №1. Сверхтяжелые элементы
© ТАСС/Антон Новодережкин
Именно российским ученым уже в новом тысячелетии удалось продолжить таблицу Менделеева. С 2000 по 2010 год физикам из Объединенного института ядерных исследований в Дубне удалось синтезировать шесть сверхтяжелых элементов с атомными номерами со 113 по 118. Новые элементы получили названия нихоний, флеровий ( в честь советского физика-ядерщика, одного из основателей института ядерных исследований в Дубне, академика Георгия Флерова), московий, ливерморий, теннессин и оганесон (в честь первооткрывателя академика Юрия Оганесяна). Сейчас ученые готовятся приступить к синтезу 119-го и 120-го элементов периодической таблицы. По их словам, это не только позволит расширить наши знания о материи, но и, вероятно, пошатнет сам фундаментальный закон Менделеева в области очень тяжелых, еще не открытых людьми элементов. Для дальнейших исследований в этой области в Дубне уже построили новую лабораторию, которую назвали «Фабрика сверхтяжелых элементов». Центр этой «фабрики» – ускоритель частиц ДЦ-280. С его помощью ученые планируют получать ядра элементов, которых никогда не существовало в природе. Эти эксперименты имеют большое значение для проверки современной теории ядер и атомов.
Карточка №2. Самые мощные лазеры на Земле
© Википедия
В 2006 году российские ученые создали уникальную технологию, которая позволяет получать самое мощное световое излучение на Земле. Сотрудники Института прикладной физики РАН создали установку под названием PEARL (PEtawatt pARametric Laser), работающую по принципу усиления света в нелинейно-оптических кристаллах. В ходе эксперимента установка выдала импульс мощностью 0,56 петаватта: эта цифра в сотни раз превосходит мощность всех электростанций нашей планеты. Теперь исследователи хотят увеличить мощность установки до 10 петаватт. Кроме того, в недалеком будущем планируется создать лазер мощностью до 200 петаватт, а в дальнейшем – до 1 экзаватта. Проект получил название XCELS. Как говорят ученые, такие лазерные системы позволят исследовать экстремальные физические процессы. Кроме того, на их основе можно создавать лазерные источники нейтронов с уникальными свойствами и инициировать с их помощью термоядерные реакции.
Карточка №3. Появился метод нахождения гравитационных волн
© Иллюстрация РИА Новости . Алина Полянина
Физики из МГУ имени М. В. Ломоносова и Института прикладной физики РАН нашли способ фиксировать и анализировать гравитационные волны. Появление этих волн предсказал еще Альберт Эйнштейн в общей теории относительности. Российские ученые использовали специальный детектор по поиску LIGO в 1993 году. А в 2017-м LIGO удалось отыскать гравитационные волны, которые были вызваны столкновением двух нейтронных звезд и установила точное положение их источника – близлежащую галактику NGC 4993 в созвездии Гидры.
"Во всех предыдущих случаях источником гравитационных волн были черные дыры. Как это ни парадоксально, черные дыры – очень простые объекты, полностью описывающиеся хорошо известными законами общей теории относительности. В то же время, структура нейтронных звезд и уравнение состояния нейтронной материи до сих пор точно неизвестны. Поэтому изучение сигналов от сливающихся нейтронных звезд позволит нам получить огромное количество новой информации также и о свойствах сверхплотной материи в экстремальных условиях" (Фарит Халили, один из участников российской группы в рамках LIGO).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ЗАДАНИЕ ПО АФОРИСТИКЕ. ПРОКОММЕНТИРУЙТЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ РОССИЙСКИХ УЧЕНЫХ О НАУКЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ В
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О НАУКЕ
Азбука наука, а ребятам бука (мука).
Без муки нет и науки.
Без муки нет науки.
Без наук, как без рук.
Без палки нет ученья. Не для сеченья - для ученья.
Божьей волей свет стоит, наукой люди живут.
Будет в чести наука, будет и хлеб.
В добрую голову сто рук.
В науке нет преград.
В науке старых нет.
Взявши, других поучишь; отдавши, сам в науку пойдешь.
Вперед тебе, бабушка, наука — не ходи замуж за внука.
Всему учен, только не изловчен.
Где больше науки, там меньше муки.
Где в берегу колода, там и окунь.
Где наука служит для мира, там цветет и пустыня.
Глубина — в море, мудрость — в науке.
Дерево немо, а вежеству учит.
Держись берега, и рыба будет.
Дураку (т. е. готовому на все дурное) наука, что ребенку огонь.
Дураку мука, а умному наука.
Дураку наука, что ребенку огонь.
Дураку по пояс, а умный сух пройдет.
Женатому учиться - времечко ушло.
За одного битого двух небитых дают, да и то не берут.
Знание да наука на вороту не виснет.
Знание да наука на вороту не висят.
И птица, высидев да выкормив птенца, его летать учит.
Идти в науку — терпеть муку.
Из одного дерева икона и лопата.
Кнут (Плеть) не мука, а вперед наука.
Кнут не мука, а вперед наука.
Кончил курс науки, а знает аз да буки.
Кто больше знает, тому и книги в руки.
Кто любит науки, тот не знает скуки.
Кто много знает, с того много и спрашивается.
Кто по толкам, а кто по складам. Всяк мастер на выучку берет, да не всяк доучивает.
Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
Молодому учиться рано, старому поздно.
Надо брать науку с бою, поработать головою.
Наука — большое могущество.
Наука - верней золотой поруки.
Наука — верней золотой поруки.
Наука — не бука; она не стращает, а мрак незнания она отгоняет.
Наука - не бука; сна не стращает, а мрак незнания отгоняет.
Наука — свет, неграмотность — тьма.
Наука — светильник ума.
Наука — сила.
Наука — хитрая штука.
Наука — это ствол баобаба, который не обнять одному человеку.
Наука в лес не ведет, а из лесу выводит.
Наука в лес не ходит.
Наука верней золотой поруки.
Наука глаза открывает.
Наука даром не дается — наука трудом берется.
Наука держится лишь у умного.
Наука и труд всё перетрут.
Наука и труд дивные всходы дают.
Наука книги еще не полна без науки жизни.
Наука людей обогащает, а сама не скудеет.
Наука не знает слова «точка».
Наука не мука.
Наука не пиво, в рот не вольешь.
Наука окрыляет и жизни смысл дает.
Наука украшает разум.
Наука учит только умного.
Наука хлеба не просит, а сама хлеб даёт.
Наука хлеба не просит, а хлеб дает.
Наука, как любовь, требует страсти.
Наука, полученная в упорной учебе, полезна.
Науке учиться — старости нет.
Наукой люди кормятся.
Наукой свет стоит, а учением люди живут.
Наукой свет стоит, ученьем люди живут.
Наукою люди кормятся.
Науку в голову не вобьешь, коли охоты не будет.
Начало науки — ум, начало ума — терпение.
Не бог поможет, а наука.
Не выучит школа - выучит охота (нужда).
Не гонкой волка бьют, уловкой.
Не далась ему эта наука.
Не для муки, для науки.
Не дорога песня, дорога уставка (или: устав).
Не дорога пляска, а дорога уставка (погудка).
Не земля родит (кормит), а нивка (т. е. обработанная).
Не ищи зайца в бору: на опушке сидит.
Не кует железа молот, кует кузнец.
Не научи, да в мир пусти, так будет шиш, а не куски.
Не поле родит - загон; не игла шьет, а руки.
Не силою дерутся, уменьем.
Не топор тешет, а плотник.
Не трудно сделать, да трудно задумать.
Не уча (или: Неуча) в попы не ставят.
Не учась (Не умеючи) и лаптя не сплетешь.
Не учили поперек лавочки, а во всю вытянулся - не научишь.
Не хочу учиться, хочу жениться.
Не штука — наука, а штука — разум.
Непереная стрела вбок идет.
Никому в науку пути не закрыты.
Нужен не только ученый, но и смышленый.
Одной пчеле бог сроду открыл науку.
Он ему в подметки не годится. Он его за пояс заткнет.
От ленинской науки крепнут разум и руки.
От учителя и наука.
От учителя наука.
Ошибся, что ушибся: вперед наука.
Парень и теперь рубля стоит, а как ему бока надуть - и два дадут.
По выучке мастера знать.
Побьют, так скажи спасибо за науку.
Погруженный в науки не ведает скуки.
Пойти в науку — терпеть муку.
Помучишься, так и научишься.
Порука — мука (наука; вперед наука).
Пристроила детей: одного по миру пустила, другого в науку отдала — свинопасу.
Родине служить — с наукой в дружбе жить.
С наукой пойдешь — счастье найдешь.
С черта вырос, а кнутом не бит (т. е. глуп).
Сильному наука — лишний козырь.
Сокол с лету хватает, а ворона и сидячего не поймает.
Сперва аз да буки, а там и науки.
Спустя время учиться, что по ушлому гонять.
Тому бог не нужен, кто с наукою дружен.
Тот живет не тужит, кто с наукой дружит.
Тот не тужит, кто с наукой дружит.
Тот хорошо живет, кто с наукой дружбу ведет.
Труд и наука — брат и сестра.
Ум слабый не желает науки, а хочет век прожить без скуки. (Н
Уснет наука — тьма проснется.
Ученый (Умный) водит, неученый следом ходит.
Учился читать да писать, а выучился петь да плясать.
Учись доброму, так худое на ум не пойдет.
Учить в долбежку, долбить, зубрить, вызубрить от доски до доски.
Чего не делают руки, то сделает наука.
Чем больше науки, тем умнее руки.
Что (Как) ручки сделают, то (так) спинка износит.
Это сделано (построено, устроено) со словцом.
ЛИТЕРАТУРА
Нормативные документы:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2013
№ 273-ФЗ.
3. Указ Президента Российской Федерации от 28.02.2024 № 145 «Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации».
4. Указ Президента Российской Федерации от 13.06.1996 № 884 (в ред. Указа Президента Российской Федерации от 23.02.2006 № 169) «О доктрине развития российской науки».
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1642 (ред. от 26.12.2024) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования».
6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 3684-р «Программа фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2021‒2030 годы)».
Учебная и научная литература:
1. Калина И.И. Вклад российской школы в формирование технологического суверенитета страны / И.И. Калина, Е.В. Чернобай, М.И. Коверова // Образовательная политика. ‒ 2022. ‒ № 2 (90). ‒ URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vklad-rossiyskoy-shkoly-v-formirovanietehnologicheskogo-suvereniteta-strany (дата обращения: 13.02.2025).
2. Лозовский В.Н. Концепции современного естествознания / В.Н. Лозовский, С.В. Лозовский. ‒ 3-е изд., стер. ‒ СПб.: Лань, 2021. ‒ 224 с.
3. Мансурова С.Е., Дощинский Р.А. Дидактическая модель учебного занятия на основании требований ФГОС общего образования. – М.: Академия Минпросвещения России, 2023. – 244 с.
4. Мякишев Г.Я. Физика. 10 класс. Учебник. Базовый и углубленный уровни. ФГОС / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский. ‒ М.: Просвещение, 2024. ‒ 432 с.
5. Мякишев Г.Я. Физика. 11 класс. Учебник. Базовый и углубленный уровни. ФГОС / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, В.М. Чаругин. ‒ М.: Просвещение,
2024. ‒ 436 с.
6. Рогов В.А. Наноматериалы и нанотехнологии: учебник для вузов / В.А. Рогов. ‒ 3-е изд., перераб. и доп. ‒ М.: Юрайт, 2025. ‒ 174 с.
7. Фисенко С.И. Гравитационное излучение и термоядерный синтез: учебник для вузов / С.И. Фисенко. ‒ М.: Юрайт, 2025. ‒ 49 с.
8. Фокин Ю.Г. Теория и технология обучения. Деятельностный подход: учебное пособие для вузов / Ю.Г. Фокин. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2025. – 237 с. 16
9. Хренников А.Ю. Квантовая физика и неколмогоровские теории вероятностей: учебник для вузов / А.Ю. Хренников. ‒ 2-е изд., испр. и доп. ‒ М.: Юрайт, 2025. ‒ 219 с.
Интернет-ссылки
1. Виртуальная лаборатория PhET. – URL: https://phet.colorado.edu/
2. Все пословицы и поговорки. – URL: http://www.ermak.su/pogovorki/_pos_i_pog.htm
3. Доклад о реализации государственной научно-технической политики в Российской Федерации и о важнейших научных достижениях, полученных российскими учеными, 2023. – URL:
https://new.ras.ru/upload/uf/cc5/w4i817fegw3kxoj1moze0ffoqstv1oro.pdf
4. Курс «Нанотехнологии в школе» // Московский педагогический государственный университет https://mpgu.su 6. Официальный сайт проекта ITER. – URL: https://www.iter
5. Направления прорыва: чем теперь будет заниматься российская наука Репортаж Алексея Лазуренко. – URL:
https://ren.tv/longread/1189595-napravlenie-proryva-chem-teper-budet-zanimatsia-rossiiskaia-nauka
6. Научный портал «Квант». – URL: https://quantum-journal.org
7. Официальный сайт Российского квантового центра. – URL: https://rqc.ru
8. Портал «Нанотехнологии и наноматериалы» . – URL: https://nanojournal.ru
9. Российский научный центр «Курчатовский институт» . – URL:
https://www.nrcki.ru
10. Сайт Рамблер/новости. Новости сегодня: самые свежие и последние новости России и мира. Топ 10 открытий россиян за последние 20 лет. – URL: https://news.rambler.ru/
11. Сайт РИА Новости. Наука. Детектор LIGO открыл гравитационные волны, порожденные нейтронными звездами, 17.10.2017. – URL:
https://ria.ru/20171016/1505709789.html
12. Федеральная основная общеобразовательная программа (интерактивная версия). – URL: https://static.edsoo.ru/projects/fop/index.html
13. Федеральные рабочие программы. – URL: https://edso
1