СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Властитель умер

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательный проект, доказывающий позитивное влияние шахмат на интеллектуальное развитие детей.

Просмотр содержимого документа
«Доклад»


Научно-исследовательская конференция

начального общего образования

образовательных организаций муниципального образования

Приуральский район

«Я – исследователь»







Исследовательская работа

Властитель умер



Автор

Жумагулова Рашида Ришатовна,

МОУ НШ п.Харп,

2 класс

Научный руководитель

Гроза Виолетта Константиновна,

учитель начальных классов,

МОУ НШ п.Харп



п. Харп

2017 г.


Введение


Название проекта

Властитель умер

Участник проекта

Жумагулова Рашида Ришатовна

Возраст участника

8 лет

Руководитель

Гроза Виолетта Константиновна

Тип проекта

Исследовательский

Цель проекта

Доказать позитивное влияние шахмат на интеллектуальное развитие детей.

Задачи проекта

  • изучить литературу про шахматы;

  • узнать историю возникновения шахмат;

  • собрать информацию об играющих в шахматы учеников нашей школы;

  • сделать выводы об интеллектуальном уровне учеников – шахматистов.


Методы исследования

анкетирование,  сбор и анализ данных, подбор литературы

Проблемные вопросы, возникшие в ходе проектной работы

Игра в шахматы способствует лучшему усвоению программного материала начальной школы


Актуальность

В современном мире все больше детей увлекается физическими видами спорта и совсем забыли, что шахматы тоже вид спорта, только умственный. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает расширить круг общения, возможность самовыражения, способствует развитию логики мышления, концентрации внимания, воспитанию воли. Мои сверстники не осознают важного места шахмат в своей жизни.

Почему я решила выбрать темой своего проекта о шахматах? Видимо потому, что эта игра – одно из моих любимых хобби. Играть в шахматы научил меня папа, а дедушка говорил, что шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и эффективное средство их умственного развития. Он до сих пор играет в шахматы, потому что врачи стали рекомендовать шахматы в борьбе с болезнью Альцгеймера. Но, к сожалению, всё меньше и меньше людей имеют о ней должное представление, поэтому хотелось доказать позитивное влияние шахмат на развитие детей.

Из всех видов игр, когда-либо придуманных человечеством, есть одна, которая близка и спорту, и науке, и искусству. Это шахматы. Они развивают память и внимание, смекалку и математические способности, логику и фантазию, воспитывают волю, находчивость, характер, усидчивость, содействуют здоровому образу жизни. А министр образования Ольга Васильева сказала, что в наше время спорт, шахматы и музыка - три кита, на которых основывается воспитание ребенка: «Только так мы сможем развивать гармоничную личность».

Из истории шахмат

Шахматы – древняя интеллектуальная игра, имеющая многовековую историю. Сейчас – одна из наиболее распространенных настольных игр.

Игра 32 фигурами на 64-клеточной доске для двух партнёров. Цель – поставить мат королю противника.

Родина шахмат – Индия в VI веке и называлась чатуранга.

Правила игры в VI веке

  • фигур было всего 4

  • игроков было 4, а не двое (играли пара на пару);

  • ходы делались бросанием игральных костей;

  • для выигрыша в партии нужно было уничтожить всё войско противника.

В 550 году на Арабском Востоке чатуранга стала называться:

у арабов – «шатрандж», у персов - «шатранг», у таджиков - «шахматы».

Правила игры изменились:

  • игроков стало двое;

  • каждый получил 2 комплекта фигур;

  • вместо костей , стали ходить по одному ходу по очереди;

  • победа стала фиксироваться по постановке мата либо пата.

На Руси шахматы появились в 9-10 веках.


Шахматы в нашей школе

класс

играющие в шахматы

УО по матем.

7

1 - «5» 6 – «4»

9

3 - «5» 6 – «4»

4

3 – «5» 1 - «4»

7

2 – «5» 5 – «4»

3

1 – «5» 2 – «4»

5

5 - «4»

4

4 – «4»

2

1 – «5» 1 – «4»

итого

41 (7 отл.)

11 – «5» 30 – «4»

Выводы:

  • Ученики, играющие в шахматы, успевают на «хорошо» и «отлично» по точным предметам (математика), усидчивы.

Результаты опроса показали, что:

  • ученики, которые хотели бы научиться играть в шахматы, учатся хорошо, любознательны, но более подвижны;

  • те, кто ответил «не знаю» – учатся хорошо, но им не хватает целеустремленности, решительности.

  • а ученики, которые ответили «не хочу» – хорошо учатся по гуманитарным предметам, а точные даются сложнее.

Пока я работала над проектом, ещё 10 учеников нашего класса научились играть в шахматы. Очень приятно было видеть, как во время перемен ученики нашего класса были заняты шахматами, а некоторые просили разрешения остаться после уроков для того, чтобы поиграть или доиграть начатые партии. Кроме этого, к нам в класс заходили дети других классов, чтобы поиграть. Может когда-нибудь будет и у нас как в Армении: введут шахматы в начальную школу как обязательный предмет.

У нас в школе действует внеурочная деятельность по шахматам. Но её посещают только ученики 1 и 2 классов. Когда я спросила некоторых учеников нашего класса, почему они не записались на эту деятельность, они ответили, что родители им предлагали, но они отказались, думали, что это очень трудно. Мой проект позволил некоторым детям убедиться в том, что шахматы очень увлекательная игра.


Заключение

Я узнала, что правила игры в шахматы не всегда были такими как сейчас.

Шахматы - это постоянная борьба. Нужно иметь железные нервы, чтобы пережить проигрыш. А ведь надо не только пережить этот проигрыш, а еще настроить себя на следующую борьбу.

У играющего в шахматы ребенка формируются навыки планирования действий. Благодаря своей спортивной составляющей шахматы воспитывают характер: желание побеждать заставляет ребёнка заниматься, а любая ошибка или поражение – это только новая возможность для развития.

Вывод

У играющих в шахматы обучающихся успеваемость выше, следовательно шахматы оказывают позитивное влияние на интеллектуальное развитие детей.

Я смогла ответить на главный вопрос исследования:

обучение игре в шахматы способствует лучшему усвоению программного материала начальной школы.


Литература

  1. Всеволод Костров, Джалиль Давлетов «Шахматный учебник для детей и родителей», 1 часть.

  2. www.chessknigi.ru




Просмотр содержимого презентации
«Властитель умер»

Муниципальное общеобразовательное учреждение начальная школа п. Харп

Исследовательская работа

на тему:

  В современном мире все больше детей увлекается физическими видами спорта и совсем забыли, что шахматы тоже вид спорта, только умственный. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает расширить круг общения, возможность самовыражения, способствует развитию логики мышления, концентрации внимания, воспитанию воли. Мои сверстники не осознают важного места шахмат в своей жизни.

Почему я решила выбрать темой своего проекта о шахматах? Видимо потому, что эта игра – одно из моих любимых хобби.   Играть в шахматы научил меня папа, а дедушка говорил, что шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и эффективное средство их умственного развития. Он до сих пор играет в шахматы, потому что врачи стали рекомендовать шахматы в борьбе с болезнью Альцгеймера. Но, к сожалению, всё меньше и меньше людей имеют о ней должное представление, поэтому хотелось доказать позитивное влияние шахмат на развитие детей.

Из всех видов игр, когда-либо придуманных человечеством, есть одна, которая близка и спорту, и науке, и искусству. Это шахматы. Они развивают память и внимание, смекалку и математические способности, логику и фантазию, воспитывают волю, находчивость, характер, усидчивость, содействуют здоровому образу жизни. А министр образования Ольга Васильева сказала, что в наше время спорт, шахматы и музыка - три кита, на которых основывается воспитание ребенка : «Только так мы сможем развивать гармоничную личность».

Автор:

ученица 2 класса «б»

Жумагулова Рашида

Научный руководитель :

учитель начальных классов

Гроза В.К.

Играть в шахматы научил меня папа, а дедушка говорил, что шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и эффективное средство их умственного развития. Он до сих пор играет в шахматы, потому что врачи стали рекомендовать шахматы в борьбе с болезнью Альцгеймера. Но, к сожалению, всё меньше и меньше людей имеют о ней должное представление, поэтому хотелось доказать позитивное влияние шахмат на развитие детей. Из всех видов игр, когда-либо придуманных человечеством, есть одна, которая близка и спорту, и науке, и искусству. Это шахматы. Они развивают память и внимание, смекалку и математические способности, логику и фантазию, воспитывают волю, находчивость, характер, усидчивость, содействуют здоровому образу жизни. А министр образования Ольга Васильева сказала, что в наше время спорт, шахматы и музыка - три кита, на которых основывается воспитание ребенка : «Только так мы сможем развивать гармоничную личность».

Играть в шахматы научил меня папа, а дедушка говорил, что шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и эффективное средство их умственного развития. Он до сих пор играет в шахматы, потому что врачи стали рекомендовать шахматы в борьбе с болезнью Альцгеймера. Но, к сожалению, всё меньше и меньше людей имеют о ней должное представление, поэтому хотелось доказать позитивное влияние шахмат на развитие детей.

Из всех видов игр, когда-либо придуманных человечеством, есть одна, которая близка и спорту, и науке, и искусству. Это шахматы. Они развивают память и внимание, смекалку и математические способности, логику и фантазию, воспитывают волю, находчивость, характер, усидчивость, содействуют здоровому образу жизни. А министр образования Ольга Васильева сказала, что в наше время спорт, шахматы и музыка - три кита, на которых основывается воспитание ребенка : «Только так мы сможем развивать гармоничную личность».

Шах и мат Властитель (шах) умер Доказать позитивное влияние шахмат на интеллектуальное развитие детей  Игра в шахматы способствует лучшему усвоению программного материала начальной школы  Тема проекта: Властитель умер ( от перс. «шах мат») Вопрос:  игра в шахматы способствует лучшему усвоению программного материала начальной школы. Цель: Доказать позитивное влияние шахмат на интеллектуальное развитие детей. Задачи :  изучить литературу про шахматы;  узнать историю возникновения шахмат;  собрать информацию об играющих в шахматы учеников нашей школы;  сделать выводы об интеллектуальном уровне учеников – шахматистов. Объект исследования:  учащиеся начальных классов, умеющие и неумеющие играть в шахматы. Методы исследования:  анкетирование,    сбор и анализ данных, подбор литературы.  изучить литературу про шахматы;  узнать историю возникновения шахмат;  собрать информацию об играющих в шахматы учеников нашей школы;  сделать выводы об интеллектуальном уровне учеников – шахматистов. Задачи:

Шах и мат

Властитель (шах) умер

Доказать позитивное влияние шахмат на интеллектуальное развитие детей

Игра в шахматы способствует лучшему усвоению программного материала начальной школы

Тема проекта:

Властитель умер ( от перс. «шах мат»)

Вопрос:  игра в шахматы способствует лучшему усвоению программного материала начальной школы.

Цель:

Доказать позитивное влияние шахмат на интеллектуальное развитие детей.

Задачи :

  • изучить литературу про шахматы;
  • узнать историю возникновения шахмат;
  • собрать информацию об играющих в шахматы учеников нашей школы;
  • сделать выводы об интеллектуальном уровне учеников – шахматистов.

Объект исследования:  учащиеся начальных классов, умеющие и неумеющие играть в шахматы.

Методы исследования:  анкетирование,    сбор и анализ данных, подбор литературы.

  • изучить литературу про шахматы;
  • узнать историю возникновения шахмат;
  • собрать информацию об играющих в шахматы учеников нашей школы;
  • сделать выводы об интеллектуальном уровне учеников – шахматистов.

Задачи:

Игра возникла в Индии в VI веке и называлась чатуранга Отличия от современных шахмат: фигур было всего 4 игроков было 4, а не двое (играли пара на пару); ходы делались бросанием игральных костей; для выигрыша в партии нужно было уничтожить всё войско противника. фигур было всего 4 игроков было 4, а не двое (играли пара на пару); ходы делались бросанием игральных костей; для выигрыша в партии нужно было уничтожить всё войско противника.  Шахматы – древняя интеллектуальная игра, имеющая многовековую историю. Сейчас – одна из наиболее распространенных настольных игр. Игра 32 фигурами на 64-клеточной доске для двух партнёров. Цель – поставить мат королю противника. Родина шахмат – Индия в VI веке и называлась  чатуранга. Правила игры в VI веке фигур было всего 4 игроков было 4, а не двое (играли пара на пару); ходы делались бросанием игральных костей; для выигрыша в партии нужно было уничтожить всё войско противника.

Игра возникла в Индии в VI веке и называлась чатуранга

Отличия от современных шахмат:

  • фигур было всего 4 игроков было 4, а не двое (играли пара на пару); ходы делались бросанием игральных костей; для выигрыша в партии нужно было уничтожить всё войско противника.
  • фигур было всего 4
  • игроков было 4, а не двое (играли пара на пару);
  • ходы делались бросанием игральных костей;
  • для выигрыша в партии нужно было уничтожить всё войско противника.

Шахматы – древняя интеллектуальная игра, имеющая многовековую историю. Сейчас – одна из наиболее распространенных настольных игр.

Игра 32 фигурами на 64-клеточной доске для двух партнёров. Цель – поставить мат королю противника.

Родина шахмат – Индия в VI веке и называлась  чатуранга.

Правила игры в VI веке

фигур было всего 4

игроков было 4, а не двое (играли пара на пару);

ходы делались бросанием игральных костей;

для выигрыша в партии нужно было уничтожить всё войско противника.

В 550 году на Арабском Востоке чатуранга стала называться: у арабов – « шатрандж », у персов - « шатранг », у таджиков - « шахматы ». Правила игры изменились: игроков стало двое; каждый получил 2 комплекта фигур; вместо костей , стали ходить по одному ходу по очереди; победа стала фиксироваться по постановке мата либо пата. В 550 году на  Арабском Востоке  чатуранга стала называться: у арабов – « шатрандж », у персов - « шатранг », у таджиков - « шахматы ». Правила игры изменились: игроков стало двое; каждый получил 2 комплекта фигур; вместо костей , стали ходить по одному ходу по очереди; победа стала фиксироваться по постановке мата либо пата. На Руси шахматы появились в 9-10 веках. К XV в. шахматы приобрели современный облик .

В 550 году на Арабском Востоке чатуранга стала называться:

у арабов – « шатрандж », у персов - « шатранг », у таджиков - « шахматы ».

Правила игры изменились:

  • игроков стало двое;
  • каждый получил 2 комплекта фигур;
  • вместо костей , стали ходить по одному ходу по очереди;
  • победа стала фиксироваться по постановке мата либо пата.

В 550 году на  Арабском Востоке  чатуранга стала называться:

у арабов – « шатрандж », у персов - « шатранг », у таджиков - « шахматы ».

Правила игры изменились:

игроков стало двое;

каждый получил 2 комплекта фигур;

вместо костей , стали ходить по одному ходу по очереди;

победа стала фиксироваться по постановке мата либо пата.

На Руси шахматы появились в 9-10 веках.

К XV в. шахматы приобрели современный облик .

Шахматы  в нашей школе класс играющие в шахматы 2а УО по матем. 7 2б 1 - «5» 6 – «4» 9 3а 3б 3 - «5» 6 – «4» 4 3в 7 3 – «5» 1 - «4» 3 4а 2 – «5» 5 – «4» 4б 1 – «5» 2 – «4» 5 4в 5 - «4» 4 итого 4 – «4» 2 1 – «5» 1 – «4» 41 (7 отл.) 11 – «5» 30 – «4» Выводы:  Ученики, играющие в шахматы, успевают на «хорошо» и «отлично» по точным предметам (математика), усидчивы.

Шахматы в нашей школе

класс

играющие в шахматы

УО по матем.

7

1 - «5»

6 – «4»

9

3 - «5»

6 – «4»

4

7

3 – «5»

1 - «4»

3

2 – «5»

5 – «4»

1 – «5»

2 – «4»

5

5 - «4»

4

итого

4 – «4»

2

1 – «5»

1 – «4»

41 (7 отл.)

11 – «5»

30 – «4»

Выводы:

  • Ученики, играющие в шахматы, успевают на «хорошо» и «отлично» по точным предметам (математика), усидчивы.

Шахматы  в нашей школе хотели бы научиться «не знаю» любознательны; подвижны «не хочу» не хватает целеустремлен-ности, решительности выше результаты по гуманитарным предметам, чем по точным Результаты опроса показали, что:  ученики, которые хотели бы научиться играть в шахматы, учатся хорошо, любознательны, но более подвижны;  те, кто ответил «не знаю» – учатся хорошо, но им не хватает целеустремленности, решительности. а ученики, которые ответили «не хочу» – хорошо учатся по гуманитарным предметам, а точные даются сложнее.

Шахматы в нашей школе

хотели бы научиться

«не знаю»

  • любознательны;
  • подвижны

«не хочу»

не хватает целеустремлен-ности, решительности

выше результаты по гуманитарным предметам, чем по точным

Результаты опроса показали, что:

  • ученики, которые хотели бы научиться играть в шахматы, учатся хорошо, любознательны, но более подвижны;
  • те, кто ответил «не знаю» – учатся хорошо, но им не хватает целеустремленности, решительности.
  • а ученики, которые ответили «не хочу» – хорошо учатся по гуманитарным предметам, а точные даются сложнее.

Пока я работала над проектом, ещё 10 учеников нашего класса научились играть в шахматы. Очень приятно было видеть, как во время перемен ученики нашего класса были заняты шахматами, а некоторые просили разрешения остаться после уроков для того, чтобы поиграть или доиграть начатые партии. Кроме этого, к нам в класс заходили дети других классов, чтобы поиграть. Может когда-нибудь будет и у нас как в Армении: введут шахматы в начальную школу как обязательный предмет. У нас в школе действует внеурочная деятельность по шахматам. Но её посещают только ученики 1 и 2 классов. Когда я спросила некоторых учеников нашего класса, почему они не записались на эту деятельность, они ответили, что родители им предлагали, но они отказались, думали, что это очень трудно. Мой проект позволил некоторым детям убедиться в том, что шахматы очень увлекательная игра.

Пока я работала над проектом, ещё 10 учеников нашего класса научились играть в шахматы. Очень приятно было видеть, как во время перемен ученики нашего класса были заняты шахматами, а некоторые просили разрешения остаться после уроков для того, чтобы поиграть или доиграть начатые партии. Кроме этого, к нам в класс заходили дети других классов, чтобы поиграть. Может когда-нибудь будет и у нас как в Армении: введут шахматы в начальную школу как обязательный предмет.

У нас в школе действует внеурочная деятельность по шахматам. Но её посещают только ученики 1 и 2 классов. Когда я спросила некоторых учеников нашего класса, почему они не записались на эту деятельность, они ответили, что родители им предлагали, но они отказались, думали, что это очень трудно. Мой проект позволил некоторым детям убедиться в том, что шахматы очень увлекательная игра.

Я узнала: Правила  игры в шахматы не всегда были такими как сейчас. .  Шахматы - это постоянная борьба. Нужно иметь железные нервы, чтобы пережить проигрыш. А ведь надо не только пережить этот проигрыш, а еще настроить себя на следующую борьбу. У играющего в шахматы ребенка формируются навыки планирования действий. Благодаря своей спортивной составляющей шахматы воспитывают характер: желание побеждать заставляет ребёнка заниматься, а любая ошибка или поражение – это только новая возможность для развития. Я узнала, что правила игры в шахматы не всегда были такими как сейчас. Шахматы - это постоянная борьба. Нужно иметь железные нервы, чтобы пережить проигрыш. А ведь надо не только пережить этот проигрыш, а еще настроить себя на следующую борьбу. У играющего в шахматы ребенка формируются навыки планирования действий. Благодаря своей спортивной составляющей шахматы воспитывают характер: желание побеждать заставляет ребёнка заниматься, а любая ошибка или поражение – это только новая возможность для развития.

Я узнала:

Правила игры в шахматы не всегда были такими как сейчас. .

Шахматы - это постоянная борьба. Нужно иметь железные нервы, чтобы пережить проигрыш. А ведь надо не только пережить этот проигрыш, а еще настроить себя на следующую борьбу.

У играющего в шахматы ребенка формируются навыки планирования действий. Благодаря своей спортивной составляющей шахматы воспитывают характер: желание побеждать заставляет ребёнка заниматься, а любая ошибка или поражение – это только новая возможность для развития.

Я узнала, что правила игры в шахматы не всегда были такими как сейчас.

Шахматы - это постоянная борьба. Нужно иметь железные нервы, чтобы пережить проигрыш. А ведь надо не только пережить этот проигрыш, а еще настроить себя на следующую борьбу.

У играющего в шахматы ребенка формируются навыки планирования действий. Благодаря своей спортивной составляющей шахматы воспитывают характер: желание побеждать заставляет ребёнка заниматься, а любая ошибка или поражение – это только новая возможность для развития.

У играющих в шахматы обучающихся успеваемость выше, следовательно шахматы оказывают позитивное влияние на интеллектуальное развитие детей. Я смогла ответить на главный вопрос исследования: обучение игре в шахматы способствует лучшему усвоению программного материала начальной школы. Вывод: У играющих в шахматы обучающихся успеваемость выше, следовательно шахматы оказывают позитивное влияние на интеллектуальное развитие детей. Я смогла ответить на главный вопрос исследования: обучение игре в шахматы способствует лучшему усвоению программного материала начальной школы.

У играющих в шахматы обучающихся успеваемость выше, следовательно шахматы оказывают позитивное влияние на интеллектуальное развитие детей.

Я смогла ответить на главный вопрос исследования:

обучение игре в шахматы способствует лучшему усвоению программного материала начальной школы.

Вывод:

У играющих в шахматы обучающихся успеваемость выше, следовательно шахматы оказывают позитивное влияние на интеллектуальное развитие детей.

Я смогла ответить на главный вопрос исследования:

обучение игре в шахматы способствует лучшему усвоению программного материала начальной школы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!