Влияние факультативных занятий на развитие и саморазвитие учащихся
Качественный скачок в развитии новых технологий повлёк за собой резко возросшую потребность общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание во все сферы жизнедеятельности, умеющих ставить и решать новые задачи В этих условиях одной из актуальных проблем общества является формирование конкурентноспособной личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но активно влиять на существующую действительность, изменяя её к лучшему. Одним из приоритетных направлений образовательной политики становится развитие детской одарённости.
Изучение и анализ психолого-педагогической литературы показывает, что
современная концепция среднего образования решительно отказывается от
традиционной уравниловки, признавая многообразие форм обучения и получения
среднего образования в зависимости от склонностей и интересов учащихся.
Как видно из практики, например, ученики, склонные к естественным предметам, не получают базы для полноценного духовного развития, а учащиеся, не интересующиеся предметами естественно- математического цикла, не могут развивать гуманитарные склонности. Но особенно трудно учиться тем, кто по своим способностям ориентирован на практическую деятельность. Брак в работе школы появляется уже в начальных классах, когда пробелы в знаниях младших школьников практически невозможно ликвидировать в среднем звене. Это одна из причин, когда ученики, теряют интерес к учебе, чувствуют себя в школе крайне неуютно. Перед общеобразовательной школой сохраняется задача подготовки
молодежи к продолжению образования в высшей школе. При этом общество
заинтересовано в необходимости обучения в высших учебных заведениях тех
выпускников средней школы, у которых к моменту ее окончания проявился
устойчивый интерес к определенной области науки, техники или искусства,
в достаточной мере развиты природные задатки, проявилась способность
к творческой работе в избранной области и будет заложен прочный фундамент
общего образования. Для выявления и развития интересов и задатков учащихся
общеобразовательной школы к творческой деятельности в той или иной области
науки, техники и искусства необходима хорошо продуманная и целенаправленная
работа.
Бытует мнение, что математика, как учебный предмет гуманитариям не нужна. На мой взгляд, это глубоко ошибочное суждение, т.к. весь мир вступил в эпоху "математизации научных знаний", в эпоху широкого применения ЭВТ. Кроме того, математика более, чем любой другой предмет, способна помочь в развитии логического мышления, в развитии многих качеств научного мышления, таких как критичность, обобщенность, способность к анализу и синтезу и т.д. Наконец, такие качества речи, как краткость, сжатость и ясность, более всего воспитываются математикой.
Я считаю, что справиться с этой проблемой помогают факультативные занятия, которые играют большую роль в совершенствовании школьного, в том числе математического образования. Они позволяют производить поиск и экспериментальную проверку нового содержания, новых методов обучения, в широких пределах варьировать объёмом и сложностью изучаемого материала.
Одна из особенностей факультативных занятий - их преемственность в отношении ко многим формам внеклассной и внешкольной работы по математике. Факультативы, как и обучение в математических классах, дополняют математические кружки не только новым содержанием, новыми подходами к его раскрытию, но и компонентами, присущими любому учебному предмету: связностью изложения и длительностью цикла изучения темы. Факультативные занятия предоставляют большие возможности подготовки к математическим олимпиадам, выступлениям в школьных математических лекториях и вечерах. Таким образом, факультативы могут оказывать положительное воздействие на внеклассную работу. В свою очередь, нередко участие во внеклассной работе по математике может явиться первым этапом углубленного изучения математики.