Влияние исследовательской деятельности
на развитие ребенка
Система образования должна подготовить детей, приспособленных к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий. Информация станет и уже становится основой, и поэтому для человека одним из самых важных умений будет умение найти её, переработать и использовать в определенных целях, что уже сейчас определяет успешность человека в его профессиональной сфере. Нельзя не учитывать и тот факт, что учащиеся уже в начальной школе не хотят учиться, у них страдает мотивация учения и интерес к получению новых знаний. Важно, чтобы система обучения начинала меняться в начальной школе, ведь именно здесь и начинает формироваться личность ученика, его мировоззрение, желание учиться. В последние годы было предпринято много усилий, чтобы решить эту проблему, вводились старые забытые педагогические технологии, использовался опыт зарубежных стран или появлялись новые концепции. Кроме того, активно начинают использоваться и различные педагогические технологии в рамках личностно-ориентированного обучения, такие как обучение в сотрудничестве, индивидуальный и дифференцированный поход к обучению, проектно – исследовательская деятельность.
Эта педагогическая технология может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. В настоящее время все чаще говорят о том, что традиционная система обучения не оправдывает себя, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии. Ученик усваивает знания, заучивает основные правила, законы, формулы, может даже проиллюстрировать их применение на каких-то простых однотипных примерах, но, сталкиваясь с реальными жизненными ситуациями, он не может применить их, так как в школе он не участвует в деятельности, которая показывала бы применение полученных, в ходе обучения знаний, на практике.
Учебная программа, которая последовательно применяет этот метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. Для выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальной считается та работа, для исполнения которой необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.
В настоящее время, можно сказать, что исследовательская деятельность учащихся занимает одно из ведущих мест в учебном процессе. Она предусматривает достижение следующих учебных и воспитательных задач:
развитие творческих способностей учащихся и выработка у них исследовательских навыков;
формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения учебных исследований;
выявление одарённых учащихся и обеспечение реализации их творческого потенциала;
воспитание целеустремлённости и системности в учебной деятельности;
помощь в профессиональной ориентации;
самоутверждение учащихся благодаря достижению поставленной цели.
Несомненно, поставленные задачи направлены на разностороннее развитие и воспитание подрастающего поколения. Только творческий подход к процессу получения знаний способствует становлению учебно-исследовательской работы. Целью нашей работы является воспитание поколения мыслящего, жаждущего получать всё новые и новые знания. Мы стремимся к тому, чтобы научить детей учиться, добывать свои знания самостоятельно.
Организация исследовательской деятельности проходит в различных формах и проявлениях. Прежде всего, это урочная деятельность учащихся. В качестве творческих домашних заданий ребятам предлагается подготовка сообщений, поиск ответов на те или иные вопросы, написание рефератов, составление кроссвордов и вопросов для одноклассников и т. п. Эта нехитрая, но оценочная деятельность подталкивает к ежедневной работе с дополнительной литературой, посещению библиотек, умению работать в читальном зале.
С первого класса дети обучаются совместной творческой и исследовательской деятельности. Ребята изучают историю города, края и историю своей семьи, а результат своей работы выполняют в виде собственных альбомов, рассказов. Следующий этап научно-исследовательской деятельности учащихся — это выход на школьный фестиваль среди участников научного общества «Интеллектуал», традиционно проводимый весной как символ окончания какого-то этапа и перехода на новую ступень. Работа организована по ступеням обучения: начальная школа, средняя, старшая. Каждая ступень работает в определённом кабинете. В день конкурса в зале проходит открытие фестиваля: приветствие и напутствие участников, выставляются стенды с работами, что позволяет всем желающим познакомиться с работами, чтобы пробудить интерес не вовлечённых в процесс учащихся. Такой подход направлен на привлечение как можно большего количества учащихся на заслушивание проектов и на формирование исследовательской мотивации у детей.
Следует отметить, что исследовательская деятельность в рамках школы является процессом двусторонним, строящимся как на потребностях учащихся, так и на активном привлечении педагогами детей. На помощь приходит, проводимое в школе, психологическое сопровождение детей и подростков. В процессе данного вида деятельности учащиеся могут узнавать о своих способностях и способах их развития, одним из которых является учебно-исследовательская деятельность.
Ещё одна сторона работы нашей школы заключается в системе поощрений. Принцип нашего заведения — каждый ребёнок должен быть награждён по окончании учебного года. Это крайне важно для всех школьников. Осознание того, что любые твои усилия, самые маленькие достижения, в том числе и в исследовательской работе, будут замечены и публично отмечены на традиционном празднике «по окончанию учебного года» заставляет ребят трудиться в течение учебного года. И хотя поощрение носит чисто символический характер (грамоты, благодарственные письма, памятные подарки, дипломы), дети с нетерпением ждут этого и очень сильно огорчаются, если в течение года не сделали ничего, заслуживающего награды.
В 2008-2009 учебном году в школьном фестивале приняли участие 16 учащихся начальной школы. 10 работ были направлены на межрегиональный фестиваль исследовательских работ младших школьников «Открытие мира», 2 работы – на фестиваль проектов «Грани познания». 6 исследовательских работ прошли в очный тур: «Улица, на которой я живу», «Книга вчера, сегодня, завтра», «Человек и мусор: кто победит?», «Шахматный гамбит - что это?», «Зубная паста», «Как Волгоград стал городом – героем». Дети стали дипломантами 1 и 3 степени, четверо детей стали лауреатами.
Конспект урока литературного чтения .
Тема: Пословицы и поговорки.
Цель: пополнить активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками;
развивать творческие способности;
учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием
различных источников, работать в группах, обмениваться информацией;
уметь выражать свою точку зрения и обосновывать её;
анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности.
Этапы работы:
Этап 1. Определение темы, уточнение целей, выбор групп, определение источников информации, постановка задач.
1 группа – собрать теоретический материал о пословицах и поговорках.
2 группа – собрать и придумать рассказы, поясняющие смысл пословиц;
3 группа – найти пословицы народов мира;
4 группа – придумать задания для викторины о пословицах.
Этап 2. Сбор и уточнение информации.
Ученики самостоятельно работают с информацией индивидуально, в группах и парах. Я консультирую и наблюдаю.
Этап 3. Анализ выполнения заданий.
Этап 4. Урок – презентация (защита подготовленного материала)
Выступление 1 группы:
Пословицы и поговорки
Трудно сказать с каких пор в народе начали ходить пословицы и поговорки. Они возникли в древности и сопровождали жизнь народа на всем протяжении его истории. Отношение к ним выразилось во многих изречениях: «Пословица недаром молвится» или «Пословица в век не сломится». Пословицами интересовались многие русские писатели: А.С.Пушкин, И.Крылов, П.Катенин. В письмах Пушкина упоминается 120 пословиц.
В.И.Даль писал, что пословицы – это «цвет народного ума». М.И.Шолохов назвал пословицы «сгустком разума», «крылатой мудростью». Пословицы красят речь, делают её образной. Работа по собиранию пословиц начинается с 17 века – это были рукописные сборники, их составители неизвестны. В 18 веке пословицы собирали Ломоносов, Татищев, Богданов. Более крупными были сборники Кнежевича и Снегирева. В 1862 году вышел сборник Даля, куда вошло свыше 30 000 пословиц. ( Здесь дети рассказали интересные факты из биографии В.И.Даля).
Выступление 2 группы:
Рассказы о пословицах:
Тише едешь – дальше будешь.
Некоторые люди, когда опаздывают на работу, нарушают правила дорожного движения и проезжают на красный сигнал светофора. За это их останавливают работники ГАИ и штрафуют. И они еще больше опаздывают на работу.
Всему свое время.
Жил – был мальчик Вася. Не был он ни отличником, ни двоечником, ни ленивым, ни трудолюбивым. Средний был мальчуган.
Однажды Васе задали много уроков. Но его так одолела лень, что он сначала посмотрел телевизор, потом почитал книгу, потом с друзьями поиграл в футбол. Он играл так долго, что, придя домой, не имел уже ни сил, ни времени и ни желания делать уроки. И Вася решил их не делать.
На следующий день была контрольная работа. Вася получил двойку. Дома мама сказала: «Всему свое время».
( Были придуманы рассказы: «Слово не воробей: вылетит – не поймаешь», «Нашла коса на камень», «У страха глаза велики», «Семеро одного не ждут»).
Выступление 3 группы
Пословицы народов мира.
«Оглядывайся на себя три раза в день» - эта японская пословица учит следить за своим поведением.
«И путешествие в десять тысяч стран начинается с первого шага» - монгольская пословица говорит о том, что любое большое дело начинается с малого.
« Море поссорилось с ветром, а пострадала лодка» - арабская пословица о невиновном человеке.
Русские говорят: «Не рой другому яму – сам в нее попадешь», а осетины говорят: «Не бросай камнями из стеклянного дома».
Когда индийцы не берегут дружбу, им говорят: «Не прерывай грубо нить дружбы, ибо если придется ее связать, то останется узел». Русские скажут: «Разбитую чашку не склеишь».
«Слово - серебро, а молчание – золото», - скажет русский, а бенгалец: «Кто много говорит, начинает врать».
Задание:
Соотнести русскую пословицу с иностранной пословицей:
Язык до Киева доведет. | Восток ли, Запад ли, а дома лучше. |
В гостях хорошо, а дома лучше. | Один утренний час лучше двух вечерних. |
Слезами горю не поможешь. | Тот не заблудится, кто не спрашивает. |
Утро вечера мудренее. | Бесполезно плакать над пролитым молоком. |
Выступление 4 группы:
Викторина.
Вставь слово в пословицу:
Дареному ……. в зубы не смотрят. (коню)
Когда ………. на горе свистнет. (рак)
………рубят – щепки летят. (лес)
Не ……….., так и не мычи. (корова)
Не плюй в ……….- пригодится воды напиться. (колодец)
Большому ………. – большое плавание. (кораблю)
Собери пословицу:
- сколько волка не корми
- век живи
- любишь кататься
- лучше поздно
- семь бед
- за спрос
- он все в лес смотрит
- век учись
- люби и саночки возить
- чем никогда
- один ответ
- денег не берут
Основываясь на собственном опыте, хочу сказать, что такая работа благоприятствует развитию познавательных способностей детей, умению самостоятельно находить материал по теме, обрабатывать его, повышает интерес к учебной деятельности.