СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Влияние школьного музея на развитие школьника

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Влияние школьного музея на развитие школьника

 

Музейно-педагогический процесс является неотъемлемой частью работы современных музеев. Музейная педагогика определяется формой, структурой реализации этого процесса, в статье представлен краткий обзор истории становления этого понятия, рассмотрены особенности музейной образовательной деятельности в отношении учеников старшего школьного возраста. От их психофизиологических характеристик зависит выбор форм культурно-просветительской работы в музее, а также определение главных целей этой работы.

 

Просмотр содержимого документа
«Влияние школьного музея на развитие школьника»

Влияние школьного музея на развитие школьника



Музейно-педагогический процесс является неотъемлемой частью работы современных музеев. Музейная педагогика определяется формой, структурой реализации этого процесса. В статье представлен краткий обзор истории становления этого понятия, рассмотрены особенности музейной образовательной деятельности в отношении учеников старшего школьного возраста. От их психофизиологических характеристик зависит выбор форм культурно-просветительской работы в музее, а также определение главных целей этой работы.

Музейно-педагогический процесс — это важнейшая часть работы любой музейной организации, этот сегмент деятельности обеспечивает единство воспитания и обучения подрастающих поколений. Культурно-просветительская деятельность любого музея, в том числе и художественного, часто соприкасается с музейной педагогикой, во многом эти процессы являются взаимосвязанными. Так, в рамках музейной среды эти точки соприкосновения можно обозначить следующими категориями:

• обучение как процесс создания и накопления опыта работы с различными художественными ценностями, памятниками архитектуры, культуры, наследием человечества. Обучение ориентировано прежде всего на общее творческое развитие ученика и повышение качества, уровня духовной культуры личности;

• воспитание как процесс создания у ученика художественного вкуса, формирования эстетического восприятия музейной культуры в целом.

Таким образом, можно сделать вывод, что музейно-педагогический процесс является целенаправленным и упорядоченным взаимодействием между учащимися и непосредственно музейным педагогом. Эти отношения направлены на всестороннее развитие творческих возможностей личности учащегося в условиях музейного пространства. В основе этого процесса, имеющего принципиальное значение для сохранения и развития духовности в обществе, лежат гуманистические принципы, среди которых необходимо выделить следующие:

• принцип личностной ориентации на отдельных представителей аудитории, учет индивидуальных особенностей разных учеников, опора на уникальные реакции каждого из них. Данный принцип предполагает развитые навыки педагогической наблюдательности и гибкости в образовательном процессе;

• принцип обязательного учета возрастных и прочих характеристик контактной аудитории. [1]

Понятие «музейная педагогика» впервые появилось в Советском Союзе в начале 1970-х годов, постепенно этот аспект деятельности музейных институций стал получать все большее распространение. На первых этапах своего становления педагогическая работа в музеях реализовывалась в рамках отдельных музеев и была довольно локализованной, централизованные формы, как, например, в Германии, она приобрела с опозданием.

Важнейшим из учреждений, формирующих культурно-исторические ценности, является музей, с его огромным образовательным и воспитательным потенциалом [2].

«Музей — это учреждение с постоянным местом расположения, которое служит на благо развития общества, будучи открытым для публики. Музеи приобретают, сберегают, изучают экспонаты, проводят выставки и презентации с целью обучения, развлечения и духовного, и материального.

Воспитательная функция музея в том, что он создает особую образовательную среду для формирования у учащихся целостного отношения к культурно-историческому наследию. Музей представляет собой культурно-исторический феномен, ценностно-ориентирующий ребенка в исторической действительности. Музей в силу своих специфических возможностей способен дать ему эмоционально-оценочные знания о культурно-историческом прошлом, преобразовав их в систему ценностных отношений. Образование в музее, в отличие от школы, происходит в особой, эстетически значимой, информационно-насыщенной предметно-пространственной среде, где ребёнок ощущает свою сопричастность к былому. В наше время музей стал непреходящим фактором духовной жизни, центром отбора, атрибуции, сохранения и экспонирования историко-культурного наследия, институтом формирования исторического сознания и нравственно - эстетической культуры. Современный музей занял особое место в изучении истории зарождения, становления и развития культуры, в распространении ретроспективной информации, в обогащении содержания и форм образовательной деятельности. Для миллионов людей - это неотъемлемый элемент свободного, духовно насыщенного времяпрепровождения, средство общения с раритетами прошлого и настоящего.

Экскур­сия — коллективный осмотр музея, достопримечатель­ного места, выставки, объекта природы и т. д. по опре­деленному маршруту под руководством экскурсовода с познавательными, образовательными, научными и воспитательными целями, а также для удовлетворения эстетических потребностей при использовании свободного времени. Ее характерным признаком является также коллективность осмотра, вследствие которой в группе людей, связанных совместным инте­ресом и имеющих возможность обмена мнениями, возникает особая психологическая атмосфера, вы­званная общностью переживаемых эмоций. Экскурсия проводится под руководством экскурсовода на определенную тему и по определен­ному маршруту, то есть она имеет организованный ха­рактер. Обладая всеми чертами, свойственными экс­курсии как таковой, музейная экскурсия имеет опре­деленную специфику: она проводится в специально организованном музейном пространстве. Музейные экскурсии достаточно разнообразны и различаются по месту проведения и объектам пока­за, по характеру тематики, по целевой направленнос­ти, по составу экскурсантов. Музейная экскурсия – форма культурно-образовательной деятельности музея, основанная на коллективном осмотре музея под руководством специалиста по заранее намеченной теме и специальному маршруту. Экскурсия по музею включает в себя множество объектов показа. Маршрут экскурсии определяется ее целью и связан с последовательностью показа объектов. Особенностью музейной экскурсии является сочетание показа и рассказа при главенствующей роли зрительного восприятия, которое дополняется впечатлениями и моторного характера: осмотр с разных точек зрения, на различном расстоянии. В детских музейных экскурсиях используется вопросно-ответный метод, приёмы игры, театрализации и продуктивной деятельности ребёнка (рисунок, лепка, моделирование) [3]. Исследователи теории культуры и музееведения утверждают, что в музее внешний, отражённый в памятниках культуры и искусства, мир событий, явлений и внутренний мир человека оказываются взаимосвязанными. Постигая глубинные смыслы культуры, мы получаем возможность ориентироваться в культурном и историческом пространстве. Развитие музея как социокультурного института всегда было напрямую связано с теми реформами и процессами, которые проходили в образовании. Большую роль в этом играют в процессе воспитания, отводят связке двух понятий «музей и школа». Музеи не только создают свою сферу, в которую привлекают учащихся, но и активно участвуют в образовательном и воспитательном процессе. Это очень сложный и многогранный процесс. Сегодня можно отметить, что традиционная форма проведения уроков в музее, переходит на новый уровень – уровень показателя культурного развития школьного объединения. Изменился статус школьных занятий, проводимых в музее, в этот процесс включены и музеи, размещающиеся в стенах школ: они теперь служат повышению престижа образовательной системы школы, заинтересованности родителей и учеников в обучении в данной школе.

Министерство образования России рассматривает музеи образовательных учреждений как эффективное средство духовно-нравственного патриотического и гражданского воспитания детей и молодежи, рекомендуют учебные заведения уделять внимание педагогическим и памятника охранным аспектам организации и функционирования музеев в учебных заведениях.

Особенность школьных музеев состоит в том, что их собрания комплектуются, экспонируются и используются в соответствии с учебно-педагогическими и воспитательными задачами школы. Важную роль при этом играет самостоятельная поисковая работа учащихся под руководством педагогов. [4]

Наше исследование показывает, что работа со школьниками – одна из актуальных и наиболее сложных задач. Дифференцированный подход к детской аудитории требует знания психологии ребенка. Именно поэтому значительные результаты в работе с детьми достигнуты в тех музеях, где обеспечено содружество музейного работника, педагога, психолога.

Другая психологическая особенность школьников подросткового и юношеского возраста, потребность в общении со сверстниками, которая существенно проявляется в их отношении к музею, влияет на характер их контактов с ним.

Особенности работы музея с данными категориями посетителей определяют, на наш взгляд, характер контактов школьников с музеем и некоторые психологические особенности учащихся подросткового, юношеского возраста.

Различные методические приемы и формы экскурсионной пропаганды основываются на главной цели экскурсии: в ходе ее важно помнить об удовлетворении потребности школьника в наглядности получаемых знаний. Недопустимо превращать экскурсию в лекцию ведь, как известно, экскурсия сочетает в себе элементы показа и рассказа, при этом в работе с школьниками главенствующая роль должна отводиться именно показу музейных памятников. [5]

По-нашему мнению, экскурсии — это важная форма работы с детьми, подростками и молодежью. Главные задачи экскурсионной работы со школьниками на современном этапе можно в целом свести к следующим:

1) совершенствовать традиционные формы экскурсий, внося в них новое содержание, разрабатывая новые типы экскурсий, а также методы экскурсионной работы со школьниками,

2) сделать экскурсии органической частью школьного образовательно-воспитательного процесса.

Решение этих задач возможно только совместными усилиями и согласованной деятельностью музея и школы.

Важнейшая задача всех рекламных изданий—подготовить школьника к посещению музея, сделать это посещение более целенаправленным и продуманным. Информационныематериалыдолжнысоздаватьпредварительноепредставлениеомузее, информировать о его структуре и характере экспозиции, она и более ценных экспонатах, и различных фондовых коллекциях.

Таким образом, музей может активно участвовать в формировании лучших человеческих качеств – нравственности, порядочности, совестливости, ответственности, милосердия, которых очень недостает нашему обществу, и которые всегда ценились человеком. [6]

Итак, умение сохранять оптимизм и понимать молодых — прекрасное качество опытного педагога и руководителя школьного музея, объединившего общей творческой и краеведческой работой школьников, родителей, учителей, ветеранов — людей разных поколений.

На переломе столетий Россия в очередной раз прошла через испытание: кардинальными социально-экономическими преобразованиями, широкомасштабное рыночное реформирование всех сфер общественной жизни. В условиях сельской местности круг факторов, реально воздействующих на воспитание детей и подростков. Постоянно сужается: семья как первоначальная колыбель воспитания вынуждена решать проблемы выживаемости, растрачивая воспитательный потенциал.

В сложившийся ситуации школьный музей приобретает особую значимость как культурно-воспитательный объект. Музей возникает там и тогда, когда население данной местности ощущает в нем необходимость; где есть люди, способные организовать и возглавить работу по созданию музея – энтузиасты. А также люди, наделенные властью и готовы поддерживать это начинание. Но главное — учащиеся данной школы, которые осознают, что они являются основателями этого музея. Они создают его для себя и своих потомков. Стараются сделать его таким, каким они его себе представляют, каким хотят видеть, чтобы он стал частицей их жизни.

Школьный музей во-первых — это историко-культурный многофункциональный объект, в школьники могут видеть себя и свою историю, приобретать знания о месте, где родились и живут, об окружающей природе, с которой сотрудничали их предки, и о том, как сотрудничество происходит сегодня. Это своеобразная школа, помогающая изучению прошлого и настоящего данного населения.

Во-вторых, школьный музей окружен людьми, живущими в этом поселении, которые сформировали социальную среду. Или социум, данного населенного пункта. Это люди, которые были и являются творцами экономического, исторического и культурного потенциала данного поселка.

В – третьих, музей находиться в окружении объектов, которые несут в себе определенный потенциал образовательных и воспитательных функций. К таким объектам относим семью, детские дошкольные, школьные и внешкольные учреждения на селе и их образовательной функцией, — это одна составляющая. К другой составляющей необходимо отнести объекты,

Музей школе посвящен человеку и его культурному и природному окружению, он несет в себе одновременно функцию «открытого» музея - музея пространства и среды. В тоже время он является музеем времени, когда на экспозиционном пространстве отражается минувшая история. [7]

В школе, где учитель оперирует в своей деятельности, главным образом, абстрактно-логическим понятиям и его главный инструмент – слово, в музее педагог опирается на музейный предмет, который оказывает эмоционально-чувствительное воздействие на посетителя. Посетитель может взять в руки не абстрактное понятие, а конкретный предмет – свидетель прошлого, позволяющего осознать значение природного и культурного населения с учетом реальной жизни.

Важной особенностей музейных предметов, отличающих от других источников, хранящихся, например, в архивах или библиотеках, является то, что, становясь экспонатами, они являются не только источниками научных знаний, но и источником воздействия на эмоциональную сферу человека.

Музейный предмет как носитель образцовой информации способен вызывать у посетителя определенное эмоциональное отношение к минувшему. Эмоционально-чувственное восприятие и есть основа мыслительной деятельности человека. Не случайно современная наука наряду с такими свойствами музейного предмета, как информировать и отражение действительности, называет и экспрессивность – способность воздействия на человека через признаки: привлечение внимания и с чувством сопричастности, сопереживания.

Предмет в музее хранит в себе энергию бытования, энергию человека, державшего этот предмет в своих руках. Он хранит энергию того или иного исторического события, к познанию которого готовиться посетитель, приходя в музей.

Наряду с музейными предметами в основу экспозиции сельского музея закладываются результаты его научно-поисковой работы по фиксированию проявлений человеческой деятельности селян в таких областях, как песни, танцы, ритуалы, мифы, обряды, праздники, ремесла, музыка и даже говор, язык конкретной территории, конкретного поселения.

Для сельского музея, как впрочем, и других краеведческих музеев, наиболее подходит видение музеев русским философом Н.Ф. Федоровым: «Музей есть не собрание вещей, а собор лиц, деятельность его заключается не только в накоплении мертвых вещей, а в возвращении к жизни останками отжившего, в восстановлении умерших по их произведения живыми деятелями»

Музееведение рассматривает благотворительность как основу создания музейных коллекций и зарождения музеев в стране, перечисляются десятки имен меценатов, передавших те или иные коллекции в музеи.[8]

Между тем, благотворителями не рождаются, а ими становятся. И данную деятельность следует рассматривать как продукт воспитания человека, нравственные качества которого следует рассматривать как продукт воспитания человека, нравственные качества которого способствуют совершению благих действий, помощи ближнему.

Акт дарения – передачи материальных ценностей в музей является важным фактом воспитания детей: кроме воспитания у них таких качеств, как любовь к своим предкам, семье, родному краю, желание оказать помощь в виде дарения. Акт дарения ставит ребенка в активную позицию участника и создателя сельского музея. Он получает возможность отслеживать дальнейшую судьбу переданного предмета, где, когда в каких выставках, экспозициях он будет использован, о чем он повествует, испытывая определенную гордость и сознавая значимость совершенного поступка.

Для учащихся старших классов предлагается программа «Народы и культуры Дона». Данная программа призвана сформировать представление о традиционной народной культуре жителей данного региона, связанной с хозяйственной, семейно-бытовой жизнью человека. Другими примерами восстановления и сохранения духовных традиций и гражданственности стали исследовательские работы школьников по таким темам: «Боль Донской земли» (гражданская война на Дону), «Моя родословная», «Трудовые династии», «Ветераны ВОВ и их потомки» и др.

Другим примером восстановления и сохранения духовных традиций города Шахты стал успешно реализован проект «Живи, родник». Детьми очищены и восстановлены, с помощью жителей энтузиастов родники «У Ивы» и «Еремей». С появлением новых технологий появилась возможность проявить себя и показать новые возможности для сохранения природных памятников села. Видео съёмка, монтаж фильмов, презентаций дает возможность показать современную действительность, красоту родного края.

«Родник», «родина», «родня» - слова одного корня «род» и это не случайно, это означает, что у нас один исток. Пусть чувство, вспыхнувшее рядом с родными местами, станет прологом сильной и светлой любви к человеку и человечеству, любви к земле, на которой жили наши предки и живем мы, к этому скромному, но дорогому сердцу уголку, название которому – Родина.




Литература:


  1. Столяров Б.А. Художественный музей и эстетическое воспитание молодежи / Б.А. Столяров. — Л., 1987.

  2. Манкевич И.А. Социальные коммуникации и художественная культура: учебно-методическое пособие / И.А. Манкевич, A.B. Карпов. — СПб.: ЛГОУ, 2011.

  3. Таушканова, А. О. Роль музея в образовательном процессе школы / А. О. Таушканова, Е. А. Шанц. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 98-100.

  4. Харламов И.Ф. Педагогика: учеб. пособие / И.Ф. Харламов. — М.: Высшая школа, 1990.

  5. Никишин Н.А. Музейная сфера в эпоху сетевых технологий / Н.А. Никишин [Электронный ресурс]. — URL: http://www.adit.ru/adit2001/ рарег5/рарег.азр?потег=70.

  6. Мышева Т.П. Музейная педагогика в современном социокультурном образовательном контексте / Т.П. Мышева. — Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2008.

  7. Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика / Б.А. Столяров. — М.: Высшая школа, 2014.

  8. Юсов Б.П. Восприятие искусства и возрастные особенности школьников. — Ч. 1 / Б.П. Юсов // Роль художественных музеев в эстетическом воспитании школьников. — М.: Советский художник, 1973.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!