Проект по биологии на тему:
«Влияние шума
на память и внимание школьников»
Оглавление
Введение………………………………………………………………………….…... 2
Глава 1.Теоритические основы. ……………………………………………………..3
Характеристика шума и его разновидностей………………………….….…. 3
1.2. Влияние шума на организм школьника………………………………………....4
Глава 2. Практическая часть…………………………….……………………………7
2.1. Исследование влияния шума на память……………………….…….…..………7
2.2. Исследование влияния шума на внимание………..……………………………8
Заключение………………………..…………………………………………..….…….10
Список литературы………………………………..…………………………...………12
ВВЕДЕНИЕ
Каждому человеку, который живет в городской среде известно, что такое шум и громкая музыка. Это может быть и лай соседской собаки, и музыка из открытого окна соседа, и звук строительной техники, и еще множество других факторов. Больше всего отрицательному влиянию шума и громкой музыки подвержены подростки, так как в силу возраста они не осознают возможных последствий. Основной труд подростка в школе - умственный, в котором принимает активное участие внимание, а также такие функции как: восприятие, память, мышление, воображение. Отрицательное действие шума на их функционирование бесспорно.
Меня очень заинтересовала эта тема, приступая к исследовательской работе по влиянию шума на организм подростка, мною была поставлена следующая цель: выяснить влияние шума и музыки на память и внимание школьника.
Проводя исследования, я поставила дополнительную цель: определить профилактические меры по снижению вреда школьного шума.
Поставленная цель предусматривает решение следующих задач:
- изучить влияние шума на организм школьника по литературным источникам;
- провести исследования по влиянию шума на память и внимание детей школьного возраста;
- проанализировать результаты исследований и разработать рекомендации по снижению негативного влияния шума.
Несмотря на то, что тема научно-исследовательской работы неоднократно рассматривалась в различных информационных источниках и степень её изученности достаточно высока, считаю данный вопрос интересным, актуальным и применимым на практике, а в качестве практической значимости исследования предлагается:
1. Выявить меры предупреждения влияния шума на память и внимание школьника;
2. Составить памятку о вреде шума для учащихся.
В процессе своего исследования я познакомлюсь с характеристиками и видами шума, а также узнаю о влиянии шума на организм школьника.
В процессе выполнения проекта я докажу, что в большинстве случаев шум и громкая музыка негативно влияют на память и внимание учащихся.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
1.1. Характеристика шума и его разновидностей.
Четкого определения шума, которое будет охватывать все сферы деятельности человека, в результате которых возникает шумовой эффект, дать невозможно.
Фактически, шум - это, в первую очередь, звук. Каждый звук может характеризоваться как нужной и полезной информацией, так и являться шумовым раздражителем. Все дело в восприятии этого звука людьми. Кто-то любит наслаждаться громкой музыкой, а кого-то, находящегося по соседству, она может очень сильно раздражать и доставлять одни лишь неудобства.
Шум - это те звуковые колебания, которые приносят дискомфорт одному человеку или же группе людей. К нему можно отнести все раздражающие звуки. Поэтому любой нежелательный для нас звук или совокупность нежелательных звуков называют шумом.
По происхождению шумы подразделяют на:
- механические (возникают при колебании поверхностей оборудования или строительных конструкций, при соударении и трении между деталями);
- аэродинамические (возникают при движении газов или жидкостей);
- электромагнитные шумы (возникают при работе электрических машин при взаимодействии магнитных полей).
По характеру спектра шумы делят на:
- широкополосные, имеющие непрерывный спектр шириной больше октавы;
- тональные, в спектре которого имеются дискретные тона, т.е. когда отдельные составляющие отделены друг от друга значительными частотными интервалами, в которых звука нет.
По временным характеристикам шумы бывают постоянные и не постоянные. Постоянные – шумы, уровень звука которых за 8 часов рабочего времени изменяется не более, чем на 5 дБ. Непостоянные делятся на колеблющиеся, прерывистые и импульсные, состоящие из отдельных звуковых сигналов. Колеблющиеся т.е. непрерывно изменяющиеся во времени. Прерывистый уровень звука резко падает до фонового значения. Наиболее опасными для человека являются тональные, высокочастотные и не постоянные шумы.
Шум в производственных помещениях создают, как правило, несколько одновременно работающих машин. Поэтому возникает задача сложения уровней шума каждого источника. При этом необходимо помнить, что уровни нельзя складывать или вычитать как обычные числа ввиду их логарифмической природы.
Известно три вида шума: ударный, воздушный, структурный.
Первый вид шума, так называемый ударный шум, возникает вследствие механического влияния и доходит до наших ушей с помощью перекрытия. Например, от пола до стены и от стены до слухового аппарата. Таким шумом могут быть шаги соседа этажом выше или прыжки его ребенка. Звуковые волны воздушного шума передаются по воздуху. Примером такого шума является звук телевизора в соседней квартире.
К структурному шуму можно отнести звук соседского перфоратора. Такой шум возникает вследствие взаимодействия определенного источника и конструкции и распространяется на большое расстояние.
1.2. Влияние шума на организм школьника.
Для комфортного существования человеку в своём звуковом пространстве необходимы комфортные и естественные звуки: шелест листвы, треск огня, журчание воды, пение птиц, шум ветра в деревьях, мелодия морских волн. Это помогает не чувствовать себя изолированным от окружающего мира.
Рост урбанизации приводит к повышению уровня шума и в бытовой среде, людям всё меньше удаётся послушать звуки природы или побыть в приятной тишине. Так как в обычной жизни человека так или иначе везде сопровождает постоянный гул и «шумовое загрязнение»: телефоны, резкие звуки будильников, шумные соседи, всевозможные бытовые приборы, музыка в наушниках, дискотеки, бары, торговые центры, огромное количество машин, метро, постоянные ремонтные работы, промышленные предприятия и т.п.
При постоянном воздействии человеку может казаться, что он привык к шуму, но такой гул приводит к рассеиванию внимания, усталости и падению работоспособности, к бессоннице.
Из анализа литературы я узнала, что шум отрицательно влияет на абсолютно любой живой организм. Вследствие взаимодействия с ним у человека могут развиваться заболевания сердечно-сосудистой и нервной системы. Когда слуховой аппарат воспринимает высокочастотный звук, у человека изменяется пульс, давление и ухудшается кровообращение. Комфортным и безвредным считается шум мощностью 20-30 дБ — это естественный звуковой фон.
Многочисленные отечественные и зарубежные исследования убедительно доказали, что для умственного труда вреден даже тихий шум.
1) Незаметный шум (40 - 45 дБ) - это уровень шёпота человека. Он не снижает внимания и работоспособности.
2) Тихий шум (46 - 58 дБ) - это шум негромкого разговора. Он не оказывает вредного воздействия на центральную нервную систему.
3) Громкий шум (59 - 65 дБ) - это шум громкого разговора. Он утомляет, снижает внимание, работоспособность, оказывает нагрузку на нервную систему подростка.
4) Интенсивный шум (65 - 75 дБ) - это шум, вызываемый криком. Этот шум быстро утомляет, снижает внимание, развивает постоянное утомление.
5) Вредный шум (76 - 88 дБ) - это шум очень сильного крика. Он вреден не только для умственного труда, центральной нервной системы, но и для уха. Повышенный уровень шума может привести к: хронической бессоннице; сердечным заболеваниям; нарушениям слуха; повышению в организме гормонов стресса; снижению иммунитета; неврозам; нарушениям сна; паническим атакам; переутомлению; истощению клеток головного мозга. Может возникнуть шумовая болезнь, которая далеко не всегда поддаётся лечению.
По последним данным уровень шума в школе доходит до четвертого и пятого типов. К концу учебного дня устают и дети, и учителя. В результате к концу дня ученики чувствуют себя совершенно утомленными, у некоторых может болеть голова. Если проанализировать поведение моих одноклассников, то можно отметить, что после четвертого урока многие из них обращаются с жалобами на головную боль.
Полностью восстановить слух нельзя, можно лишь частично его улучшить. Для этого нужно систематически лечиться и прекратить пребывание в слишком агрессивных условиях шума. Шум не только вызывает ослабление слуха, но и отрицательно влияет на психику и может привести к возникновению нарушения периферического кровообращения.
Шум негативно влияет на вегетативную нервную систему независимо от того, как он субъективно воспринимается самим человеком. Чем выше интенсивность шума, тем хуже мы видим и реагируем на происходящее. В первое время наблюдается «отупение» от шума, а затем начинается обратное действие: возбуждение организма, как от крепкого кофе. За этим следует агрессивность, раздражительность, повышается кровяное давление. Неудобства, которые вызывают такие вибрации, всё ещё физиологически не объяснены до конца. Однако известно, что они воздействуют на клетки, расположенные на уровне внутреннего уха, так называемой улитки. Высокие звуки кажутся нам особенно пронзительными, так как они почти всегда доносятся из фонового шума. Вот почему тревожные сигналы находятся в очень высоких частотах.
Приведенных примеров уже достаточно, для того чтобы сделать вывод о том, какое губительное влияние оказывает шум на здоровье, память и внимание школьника.
Подводя итог первой главы, я пришла к следующим выводам:
1. Высокий уровень шума вызывает некомфортное состояние.
2. Максимальный уровень шума в школе выявлен на переменах, когда большинство учащихся находиться в коридорах или в столовой.
3. Главным негативным источником воздействия на развитие умственных возможностей школьников является шум в классе.
4. Шум вредит здоровью, а также снижает успеваемость.
Однако любые исследования необходимо подкреплять практикой.
Результаты исследования по влиянию шума на память и внимание детей школьного возраста я рассмотрю в следующей главе.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. Исследование влияния шума на память
С целью изучения темы исследования были выдвинуты две научных гипотезы: основная гипотеза - предположительно, что шум влияет на память и внимание учащихся; альтернативная гипотеза – предположение о том, что шум не влияет на память и внимание учащихся.
В качестве метода исследования для практической части выбран эксперимент, который должен подтвердить одну из научных гипотез.
Проведенные эксперименты включают следующие этапы:
- подбор материала для эксперимента (например, текста для заучивания и ритмичной музыки);
- проведение эксперимента и фиксация результатов;
- анализ результатов.
Первым был проведен эксперимент по исследованию воздействия шума на память. Стоит отметить, что памятью является способность человека к накоплению, (запоминанию) хранению, и воспроизведению опыта и информации. В этом эксперименте для проверки влияния шума на память школьника принимали участие пять человек девятого класса нашей школы: три девочки и два мальчика. Ученикам предлагалось по очереди выучить стихотворение в тишине и, потом остальную часть текста учить под громкую музыку в наушниках. Заучивание текста в обоих условиях осуществлялось в течение 2-х минут.
Результаты эксперимента сравнивались по количеству слов, которые запомнил каждый ребенок в тишине и под громкие звуки. Результаты эксперимента я отразила в таблице №1
Таблица .1.Исследование влияния шума на память
Имя ученика | Количество слов, выученных в тишине | Количество слов, выученных под музыку | Разница в словах |
Алина | 30 | 25 | - 5 |
Илья | 28 | 24 | - 4 |
Севиля | 25 | 21 | - 4 |
Али | 25 | 20 | - 5 |
Дияра | 21 | 19 | - 2 |
Для удобства анализа я отразила результаты исследования с помощью диаграммы.
Вывод: Проведенный эксперимент показал, что разница в среднем по запоминанию слов в тишине и при воздействии громкой музыки составила 4 слова. Это подтверждает, что большинство детей, которые участвовали в эксперименте, в тишине заучивали больше слов, чем под громкую музыку.
2.2. Исследование влияния шума на внимание
Для полного раскрытия темы исследования и подготовки итогового продукта я также
решила провести эксперимент по исследованию влияния шума на внимание.
Внимание - это способность, отвлекаясь от всего лишнего, концентрировать свое
сознание на тех предметах и явлениях, которые для вас сейчас важны.
Тем же участникам предлагалось по очереди в тишине за 30 секунд запомнить порядок расстановки 5 предметов, выставленных на столе.
Далее ученик, участвовавший в эксперименте, отворачивался, а другой менял порядок
предметов. Затем участник эксперимента поворачивался и должен был разложить
предметы так, как они лежали изначально.
Затем, я одевала участникам наушники с громко включённой музыкой и раскладывала
другие 5 предметов. Также 30 секунд давалось на их запоминание. Участник
эксперимента отворачивался, а другой менял предметы. Далее участник поворачивался
и вновь старался разложить предметы так, как они лежали изначально. Результаты
эксперимента сравнивались по количеству времени (секунд), которые были затрачены
каждым испытуемым в тишине и под громкие звуки для восстановления порядка
предметов. Результаты эксперимента отражены в таблице №2
Таблица 2. Исследование влияния шума на внимание
Имя ученика | Количество секунд, потраченных в тишине | Количество секунд, потраченных в шуме | Разница во времени, в секундах |
Алина | 20 | 29 | + 9 |
Илья | 19 | 31 | + 12 |
Севиля | 25 | 42 | + 17 |
Али | 26 | 30 | + 4 |
Дияра | 21 | 27 | + 6 |
Для удобства анализа я отразила результаты исследования также с помощью диаграммы.
Вывод: Проведенный эксперимент показал, что в среднем разница во времени,
необходимом для концентрации внимания в тишине и при звучании громкой музыки
составляла 9,6 секунды. Это подтверждает, что у всех детей, которые участвовали в
эксперименте, в тишине концентрация внимания была лучше, чем под громкую
музыку.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мной была проделана работа по выявлению влияния шума на память и внимание
школьников. В ходе исследования были выдвинуты и проверены следующие
гипотезы:
1.Основная научная гипотеза исследования: предположительно, что шум влияет на память и внимание учащихся;
2. Альтернативная научная гипотеза исследования: предположительно, что шум не
влияет на память и внимание учащихся.
В ходе исследования была подтверждена основная научная гипотеза о том, что шум и
громкая музыка негативно влияют на память и внимание учащихся.
По результатам исследования мной были сделаны следующие выводы:
1. Шум является одним из важных факторов, влияющих на здоровье человека, в особенности школьника, и проявляется в ухудшении слуха, воздействии на нервную систему, а также к серьезным хроническим заболеваниям.
2. Шум во время обучения мешает концентрации внимания, памяти и тем самым снижает успеваемость школьников. Под воздействием шума возрастает быстрая утомляемость, раздражимость, уменьшается работоспособности.
3. По результатам проведенного исследования я предлагаю обратить внимание на профилактические меры, позволяющие уменьшить влияние шума и громкой музыки на память и внимание школьников.
- Ограничить ежедневное прослушивание громкой музыки, телевизионных передач, работу за компьютером.
- При выполнении шумной работы, через каждый час делать 10 минутный перерыв или прослушивать успокаивающую музыку.
- Следить за разговорной речью: не кричать, не повышать голос.
- Регулярное медицинское обследование.
- Посадка деревьев вокруг зданий.
- Предпочтение отдавать отдыху на природе, а не дискотеке.
- Применение средств защиты от шума: наушники из шумоизолирующих материалов; противошумные вкладыши.
- Информационная работа по профилактике влияния шума на здоровье обучающихся.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Влияние шума на здоровье человека // www.veritas.kiev.ua/view/shum.
2. Громкость звука. Уровень шума и его источники: справочник // http://www.kakras.ru/doc/shum-decibel.html
3. Кагге Э. Тишина в эпоху шума. Маленькая книга для большого города. – М.: Норма, 2017. – 252 с.
4. Китайская пытка. - Сайт органов местного самоуправления города Кызыла // http://www.mkyzyl.ru/about/info/news/1920/
5. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе. - М.: Просвещение, 1990. – 176 с.
6. Устинова Т. Что такое шум? Типы шума и уровень шума // http://fb.ru/article/239705/chto-takoe-shum-tipyi-shu..
7. Чайка Ю. Шум - это... Определение, классификация и источники шумов. // https://www.syl.ru/article/305402/shum---eto-opredele..
8. Шишелова Т.И., Малыгина Ю.С., Нгуен Суан Дат Влияние шума на организм человека // Успехи современного естествознания. – 2009. – № 8. – С. 14-15.