Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Тюшинская средняя школа»
Кардымовского района Смоленской области
ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ
«Влияние шума и музыки на кратковременную
память и внимание человека»
| Ученицы 9 класса Ташлыковой Алины Андреевны |
| Руководитель проекта учитель биологии Никитина Светлана Николаевна |
Тюшино
2022
Содержание
Введение......................................................................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
1.1. Характеристика шума и его разновидностей................................. 5
1.2. Влияние шума на память и слух человека...................................... 7
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. Исследование влияния шума и музыки на кратковременную память и внимание............................................................. ……………………..…11
2.2 .Анализ полученных результатов…………………………………. 13
Вывод........................................................................................................ 15
Введение
Человек всегда жил в мире звуков и шума. Каждый день, просыпаясь утром от звонка будильника, спеша по делам в общественном транспорте, смотря вечером телевизор или слушая музыку, мы подвергаемся воздействию звуковых волн различных частот. И это воздействие, даже если мы не придаем ему значения, не остается безразличным для нашего организма.
В наше время человек много работает умственно и ему часто приходится запоминать ту или иную информацию. И нужно знать, при каких внешних звуковых факторах наш мозг наиболее продуктивен и способен запоминать большее количество информации, а при каких наоборот. Ведь шум и звуки окружают нас повсеместно. Звуковые ощущения позволяют получать человеку эстетическое наслаждение, но громкие звуки иногда оказывают негативное воздействие.
Так, о вредном влиянии шума на организм человека узнали еще в глубокой древности. Самой жестокой казнью в древнем Китае считалась казнь шумом: преступника окружали флейтисты, барабанщики, которые круглосуточно играли и шумели без перерыва. Этот гул медленно убивал осужденного[4].
Две тысячи лет назад во имя тишины и спокойствия Юлий Цезарь запретил повозкам ночью разъезжать по улицам Древнего Рима. Во Франции, в период правления короля-солнца Людовика XIV, существовал жесткий запрет шуметь в городе после того, как Париж и его король ложатся спать, Более 100 лет назад немецкий ученый Роберт Кох писал, что наступит время, когда борьба с шумом станет столь же актуальной, как и борьба с холерой или чумой. Однако до сих пор, огромная часть людей, не догадывается об опасности шумового загрязнения.
Мир меняется, меняется и досуг детей. Сегодняшних детей постоянно окружают громкие звуки: дискотеки, сотовые телефоны и компьютерные игры. Если вспомнить еще и перемены, на которых большинство детей громко слушает музыку на своих сотовых телефонах или переносных колонках, то можно сделать вывод, что шум сопровождает ребенка в течение всего дня. Ученых давно волнует вопрос о влиянии шума и громкой музыки на здоровье, память и внимание человека, особенно на детей школьного возраста.
С этой проблемой уже столкнулись в Швеции, США, Японии, где есть настораживающие результаты обследований старшеклассников и студентов.
Шум рассеивает внимание человека, существенно влияет на его трудоспособность и результативность труда. Так, при фоне шума в 70 дБ человек, выполняющий операции средней сложности, допускает в 2 раза больше ошибок, чем при отсутствии этого шумового фона. Особенно сильно влияет шум на работоспособность людей, занятых умственным трудом. Ощутимый шум снижает работоспособность людей умственного труда более чем в 1,5 раза, а у занятых физическим трудом - почти на 1/3. При этом информация, полученная при ощутимом шумовом загрязнении, долго не может храниться в памяти человека или сохраняется только в пассивном (узнаваемом в тексте), а не в активном варианте
Вот почему абсолютно недопустимо делать уроки под музыку, злоупотреблять прослушиванием музыки через миниплейер или магнитофон на уроках, лекциях, а также бесконтрольно пользоваться ими на улице и в транспорте.
И поэтому изучение выбранной темы является актуальной
Цель работы:
изучить, как влияет шум и музыка на кратковременную память и внимание человека.
Задачи:
1. Найти информацию о шуме и исследованиях, связанных с ним.
2. Исследовать влияние шума и музыки на запоминание информации и концентрацию внимания человека.
3.Определить наиболее благоприятные и неблагоприятные звуки,
влияющие на запоминание информации.
4. Проанализировать результаты.
С целью изучения темы исследования были выдвинуты две гипотезы:
Основная гипотеза - посторонний шум и музыка оказывают негативное влияние на кратковременную память и внимание человека.
Альтернативная гипотеза – предположение о том, что шум и музыка не влияют на память и внимание человека.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
1.1. Характеристика шума и его разновидностей
Посмотрев литературу и сайты в сети «Интернет» о характеристиках шума, мы нашли следующую информацию.
Каждому человеку, который живет в городской среде известно, что такое шум и громкая музыка. Это может быть и лай соседской собаки, и музыка из открытого окна соседа, и звук строительной техники, и еще множество других факторов. Но четкого определения шума, которое будет охватывать все сферы деятельности человека, в результате которых возникает шумовой эффект, дать невозможно [3].
Шумом обычно называют досаждающие, нарушающие спокойствие звуки, которые вызывают у определенного лица раздражение.
Фактически, шум - это, в первую очередь, звук. Каждый звук может характеризоваться как нужной и полезной информацией, так и являться шумовым раздражителем. Все дело в восприятии этого звука людьми. Кто-то любит наслаждаться громкой музыкой, а кого-то, находящегося по соседству, она может очень сильно раздражать и доставлять одни лишь неудобства.
Все, что различает наш слуховой аппарат, называется – звуком.
Шум – это те звуковые колебания, которые приносят дискомфорт одному человеку или же группе людей. К нему можно отнести все раздражающие звуки. Поэтому любой нежелательный для нас звук или совокупность нежелательных звуков называют шумом [9].
Известно три вида шума [9]: ударный, воздушный, структурный.
Первый вид шума, так называемый ударный шум, возникает вследствие механического влияния и доходит до наших ушей с помощью перекрытия. Например, от пола до стены и от стены до слухового аппарата. Таким шумом могут быть шаги соседа этажом выше или прыжки его ребенка.
Звуковые волны воздушного шума передаются по воздуху. Примером такого шума является звук телевизора в соседней квартире.
К структурному шуму можно отнести звук соседского перфоратора. Такой шум возникает вследствие взаимодействия определенного источника и конструкции и распространяется на большое расстояние.
В результате анализа литературных источников мы узнали, что сила звука измеряется в децибелах (дБ). Белл в переводе с английского означает колокольчик, а деци значит десять. Получается, что один децибел равен звуку десяти колокольчиков. В честь учёного Белла, который изобрел телефон и была, названа единица измерения силы звука.
В таблице 1 представлена шкала силы звука, показывающая уровень децибелов от различных источников и эффект продолжительного воздействия.
Таблица 1- Воздействие шума на человека
Примеры шумового воздействия | Шумовое воздействие (дБ) | Эффект продолжительного воздействия |
Реактивный двигатель при взлете (на расстоянии 25 м) | 150 | Разрыв барабанных перепонок |
Удар грома, ткацкий станок, рок-музыка, сирена (близкое расстояние), цепная пила | 120 | Порог боли у человека |
Метро, подвесной мотор, косилка для газонов, мотоцикл (расстояние 8 м), трактор, полиграфическое предприятие отбойный молоток мусоровоз | 100 | Серьезная угроза для слуха (время воздействия 8 ч) |
Оживленная городская улица, дизельный грузовик, миксер, хлопкопрядильная машина | 90 | Угроза для слуха (время воздействия 8 ч) плохая слышимость |
Уборка мусора, стиральная машина, типичная фабрика, товарный поезд (расстояние 15 м), посудомоечная машина, миксер | 80 | Возможна угроза для слуха |
Скоростная автомагистраль (расстояние 15 м), пылесос, шумный офис, вечеринка, телевизор | 70 | Раздражающее действие |
Разговор в ресторане, обычный офис, музыкальный фон, чириканье птиц | 60 | Интенсивное воздействие |
Спокойный пригород (в дневное время), разговор в жилой комнате, беседа в классе | 50 | Слабое воздействие на слух |
Библиотека, тихий музыкальный фон | 40 | Положительное воздействие |
Спокойная сельская местность (в ночное время) | 30 | Положительное воздействие |
Шепот, шелест листьев | 20 | Положительное воздействие |
ТИШИНА | 0 | Критический уровень |
Как видно из таблицы, обычная беседа в классе соответствует уровню шума в 50 децибел. А если в классе одновременно будут кричать несколько человек, то уровень шума буден равен 120 децибел. При этом уровень шума, который приносит вред слуху, составляет 90дБ. А болевой порог начинается от 120 децибел (болевой порог – это максимальное звуковое давление, которое воспринимается ухом как звук [2]). Давление свыше болевого порога может вызывать повреждение органов слуха. Стоит обратить внимание на то, что при уровнях звука свыше 150 децибел - возможен разрыв барабанных перепонок и лёгких, больше 200 децибел – наступает смерть.
1.2. Влияние шума на память и слух человека
Из анализа литературы мы узнали, что шум отрицательно влияет на абсолютно любой живой организм. Вследствие взаимодействия с ним у человека могут развиваться заболевания сердечно-сосудистой и нервной системы. Когда слуховой аппарат воспринимает высокочастотный звук, у человека изменяется пульс, давление и ухудшается кровообращение.
Шум рассеивает внимание человека, мешает ему сосредоточиться на главном, осложняет принятие нужных решений.
Проблема в том, что наш ум не может остановиться на одном даже на непродолжительное время.
В то время, как оба полушария мозга перерабатывают множество разноплановой информации, возможно, провести разделение их задач.
Доминантное полушарие (левое) отвечает за речь и логику.
Не доминантное полушарие (правое) принимает информацию, которая имеет связь с пространством и не основана на речи.
Больше всего отрицательному влиянию шума и громкой музыки на организм подвержены подростки, так как в силу возраста они не осознают возможных последствий. Основной труд подростка в школе – умственный, в котором принимает активное участие внимание, а также такие функции как: восприятие, память, мышление, воображение. Отрицательное действие шума на их функционирование бесспорно. Многочисленные отечественные и зарубежные исследования убедительно доказали, что для умственного труда вреден даже тихий шум.
Группа специалистов обследовала молодёжь, часто слушающую модную современную музыку. У 20 процентов юношей и девушек слух оказался притуплённым в такой степени, как и 85-летних стариков.
Шум мешает нормальному отдыху и восстановлению сил, нарушает сон. Систематическое недосыпание и бессонница ведут к тяжёлым нервным расстройствам. [1]
Исходя из интенсивности шума, характера его влияния на умственный труд, внимание, работоспособность, центральную нервную систему, эмоции, исследователь В.А. Рахматшаева дает следующую типологию шумов школьного урока [6].
1) Незаметный шум (40 - 45 дБ) - это уровень шёпота человека. Он не снижает внимания и работоспособности.
2) Тихий шум (46 - 58 дБ) - это шум негромкого разговора. Он не оказывает вредного воздействия на центральную нервную систему.
3) Громкий шум (59 - 65 дБ) - это шум громкого разговора. Он утомляет, снижает внимание, работоспособность, оказывает нагрузку на нервную систему подростка.
4) Интенсивный шум (65 - 75 дБ) - это шум, вызываемый криком. Этот шум быстро утомляет, снижает внимание, развивает постоянное утомление.
5) Вредный шум (76 - 88 дБ) – это шум очень сильного крика. Он вреден не только для умственного труда, центральной нервной системы, но и для уха.
По последним данным ученных, уровень шума в школе доходит до четвертого и пятого типов. К концу учебного дня устают и дети, и учителя. В результате к концу дня ученики чувствуют себя совершенно утомленными, у некоторых может болеть голова. Если проанализировать поведение моих одноклассников, то можно отметить, что после четвертого урока многие из них обращаются с жалобами на головную боль к медицинскому работнику нашей школы.
Основными источниками, раскрывающими теоретические основы влияния шума на организм школьника, явились работы Устиновой Т. «Что такое шум? Типы шума и уровень шума» [7] и Шишеловой Т.И., Малыгиной Ю.С., Нгуен Суан Дат «Влияние шума на организм человека» [10]. На основании указанных источников подробно рассмотрено понятие шума, характеристики шума, его разновидности и последствия его влияния. На основе исследований Рахматшаевой В.А. [6] и Мухиной В.С. [8] были установлены показатели интенсивность шума, характер его влияния на умственный труд, внимание, работоспособность, центральную нервную систему, эмоции, в том числе детей школьного возраста.
Многие учёные вообще твердо убеждены, что шум является «загрязнителем учебной среды» и наносит серьезный ущерб здоровью учащихся, так как:
у 60% учащихся происходят нарушения сна и изменения в характере далеко не в лучшую сторону;
5% учащихся становятся вспыльчивыми и раздражительными;
у 40% наблюдается ухудшение и потеря слуха.
Длительное пребывание в условиях повышенного звукового давления ведет к нарушению логики мышления, отсюда понижение производительности труда на 10-20 %.
Приведенных примеров уже достаточно, для того чтобы сделать вывод о том, какое губительное влияние оказывает шум на здоровье, память и внимание школьника.
Подводя итог настоящей главе, мы пришли к следующим выводам.
Высокий уровень шума вызывает некомфортное состояние. Максимальный уровень шума в школе выявлен на переменах, когда большинство учащихся находиться в коридорах или в столовой.
Главным негативным источником воздействия на развитие умственных возможностей школьников является шум в классе. Шум вредит здоровью, а также снижает успеваемость. Однако любые исследования необходимо подкреплять практикой. Результаты исследования по влиянию шума на память и внимание детей школьного возраста мы рассмотрим в следующей главе.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. Исследование влияния шума и музыки на кратковременную память и внимание
С целью изучения темы исследования были выдвинуты две научных гипотезы:
Основная гипотеза - посторонний шум и музыка оказывают негативное влияние на кратковременную память и внимание человека.
Альтернативная гипотеза – предположение о том, что шум и музыка не влияют на память и внимание человека.
Эксперимент для проверки влияния шума на память человека проводился среди школьников. В эксперименте участвовали две девочки и три мальчика, учащихся седьмого и восьмого классов МБОУ «Тюшинская СШ».
Проведенные эксперименты включают следующие этапы:
- подбор материала для эксперимента (слова для заучивания, таблички с цифрами, ритмичная музыка, спокойная музыка);
- измерение уровня шума (с помощью мобильного приложения «Шумомер»)
- проведение эксперимента и фиксация результатов;
- анализ результатов.
Материал для проведения эксперимента согласно приложению №1.
Раздаточный материал на каждого испытуемого согласно приложению №2.
Первым был проведен эксперимент, направленный на изучение влияния шума на слуховую память ее объем и точность. Стоит напомнить, что памятью является способность человека к накоплению, (запоминанию) хранению, и воспроизведению опыта и информации.
Детям предлагалось запомнить 10 слов в тишине и воспроизвести их в той последовательности в которой они были представлены, затем выполнить тоже задание, сначала под ритмичную музыку, потом под спокойную.
Заучивание слов во всех условиях осуществлялось в течение 2-х минут.
Анализ полученных результатов представлен в таблице 2
Таблица-2 Результаты первого эксперимента
испытуемые | результат выполнения задания |
Тишина (10-15 дБ) | Ритмичная музыка (60-70 дБ) | Спокойная музыка (60-70 дБ) |
Вика | 8 | 4 | 4 |
Софья | 7 | 4 | 3 |
Нурлан | 8 | 4 | 4 |
Леонид | 9 | 5 | 5 |
Жора | 7 | 4 | 4 |
На основании данных таблицы можно сделать следующий вывод, что на память и концентрацию внимания влияет не ритм звука, а его уровень громкости.
Второй эксперимент был направлен на изучение влияния шума на зрительную память, ее объем и точность.
Детям предлагалось запомнить 10-ть чисел в условиях тишины, затем выполнить тоже задание, сначала под ритмичную музыку, потом под спокойную. Испытуемым требовалось воспроизвести как можно больше чисел.
Анализ полученных результатов представлен в таблице 3
Таблица-3 Результаты второго эксперимента
испытуемые | результат выполнения задания |
Тишина (10-15 дБ) | Ритмичная музыка (15-20 дБ) | Спокойная музыка (15-20 дБ) |
Вика | 10 | 6 | 9 |
Софья | 9 | 5 | 9 |
Нурлан | 8 | 4 | 8 |
Леонид | 9 | 7 | 9 |
Жора | 10 | 5 | 10 |
На основании данных таблицы можно сделать следующий вывод, что на зрительную память и точность влияет ритм звука.
Третий эксперимент был направлен на изучение влияния шума на переключаемость и концентрацию внимания. Стоит напомнить, что внимание - это способность, отвлекаясь от всего лишнего, концентрировать свое сознание на тех предметах и явлениях, которые для вас сейчас важны.
На основе теста Мюнстерберга детям предлагалось найти среди буквенного текста слова и выделить их, в условиях тишины, затем выполнить тоже задание, сначала под ритмичную музыку, потом под спокойную.
Анализ полученных результатов представлен в таблице 4
Таблица-4 Результаты третьего эксперимента
испытуемые | результат выполнения задания |
Тишина (10-15 дБ) | Ритмичная музыка (15-20 дБ) | Спокойная музыка (15-20 дБ) |
Вика | 10 | 6 | 6 |
Софья | 9 | 6 | 6 |
Нурлан | 8 | 5 | 5 |
Леонид | 9 | 6 | 6 |
Жора | 10 | 7 | 7 |
На основании данных таблицы можно сделать следующий вывод, что на переключаемость и концентрацию внимания влияет как ритм звука, так и его уровень.
По итогам эксперимента доказано, что посторонний шум оказывает негативное влияние на запоминание информации, и наиболее благоприятной звуковой обстановкой для быстрого запоминания информации является уровень шума в диапазоне (10-15 дБ);
2.2. Анализ полученных результатов
Обобщив все полученные данные, учитывая показатели оценки результатов с целью подтверждения выдвинутой гипотезы, мы пришли к выводу, что посторонний шум оказывает негативное влияние на концентрацию внимания, запоминание информации, и ее воспроизведение.
Было проведено три эксперимента в одинаковых условиях, но с различными заданиями, с целью выявления влияния шума на выполнение заданий.
Большинство испытуемых показало низкий уровень концентрации внимания при постороннем шуме.
По результатам эксперимента была доказана :
Основная гипотеза - посторонний шум и музыка оказывают негативное влияние на кратковременную память и внимание человека.
Альтернативная гипотеза – предположение о том, что шум и музыка не влияют на память и внимание человека, не нашла своего подтверждения
Вывод
Как показали наши исследования, а также теоретические материалы и обоснования, высокое шумовое загрязнение отражается на нашем психическом и физическом здоровье. Сейчас проблема шумового загрязнения должна стоять на одном из первых мест, в глобальных проблемах, но к сожалению, люди недооценивают эту серьезную опасность. Ведь, как показали наши исследования, шум отрицательно влияет на здоровье человека и его работоспособность.
По результатам исследования мной был сделан следующий вывод:
Шум во время обучения мешает концентрации внимания, памяти и тем самым снижает успеваемость школьников. Под воздействием шума возрастает быстрая утомляемость, раздражимость, уменьшается работоспособность.
По результатам проведенного исследования мы составили памятку, направленную на уменьшение влияния шума и громкой музыки на память и внимание школьников согласно приложению № 3
Необходимо помнить, что каждый человек в ответе за то, чтобы шум не наносил серьезный вред здоровью человека и окружающей природе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Влияние шума на здоровье человека // www.veritas.kiev.ua/view/shum.
2. Громкость звука. Уровень шума и его источники: справочник // http://www.kakras.ru/doc/shum-decibel.html
3. Кагге Э. Тишина в эпоху шума. Маленькая книга для большого города. – М.: Норма, 2017. – 252 с.
4. Китайская пытка. - Сайт органов местного самоуправления города Кызыла // http://www.mkyzyl.ru/about/info/news/1920/
5. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе. - М.: Просвещение, 1990. – 176 6. Рахматшаева В.А Грамматика общения. – М.: Просвещение, 1996. – 182 с
7. Устинова Т. Что такое шум? Типы шума и уровень шума // http://fb.ru/article/239705/chto-takoe-shum-tipyi-shu..
8. Мухина В.С. Таинство детства (в двух томах). – М. Просвещение 2005. – 180с
9. Чайка Ю. Шум - это... Определение, классификация и источники шумов. // https://www.syl.ru/article/305402/shum---eto-opredele..
10. Шишелова Т.И., Малыгина Ю.С., Нгуен Суан Дат Влияние шума на организм человека // Успехи современного естествознания. – 2009. – № 8. – С. 14-15.
Приложение №1
Материал для проведения исследований
1. Эксперимент. Диагностическая цель: Определить влияние шума и музыки на слуховую память, её объём и точность. Замерить уровень шума при выполнении задания.
Инструкция:
«Я зачитаю слова. Ваша задача заключается в том, чтобы их запомнить, в той последовательности, в которой они представлены». Через 10 сек. вы должны записать на листах запомнившиеся слова.
Слова для запоминания:
Вариант 1: ДИРИЖАБЛЬ, ЛАМПА, ЯБЛОКО, КАРАНДАШ, ГРОЗА, УТКА, ОБРУЧ, МЕЛЬНИЦА, ПОПУГАЙ, ЛИСТОК.
Вариант 2: ГРОЗА, МЕЛЬНИЦА, ДИРИЖАБЛЬ, ЯБЛОКО, ОБРУЧ, ЛИСТОК, ЛАМПА, УТКА, КАРАНДАШ, ПОПУГАЙ.
Вариант 3: ОБРУЧ, ПОПУГАЙ, МЕЛЬНИЦА, КАРАНДАШ, ДИРИЖАБЛЬ, ЛАМПА, ЛИСТОК, ГРОЗА, УТКА, ЯБЛОКО.
2.Эксперимент. Диагностическая цель: Определить влияние шума и музыки на зрительную память, её объём и точность.
Замерить уровень шума при выполнении задания.
Инструкция:
«Вам будет представлена таблица с числами. Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 сек. запомнить как можно больше чисел. Через 20 сек я уберу таблицу и вы должны будете записать те числа, которые вы запомнили»
Таблица вариант 1
13 | 91 | 47 | 39 |
65 | 83 | 19 | 51 |
23 | 94 | 71 | 87 |
Таблица вариант 2
25 | 82 | 65 | 55 |
34 | 99 | 45 | 12 |
77 | 51 | 60 | 6 |
Таблица вариант 3
29 | 28 | 56 | 33 |
37 | 64 | 45 | 10 |
14 | 5 | 6 | 44 |
3. Эксперимент. Диагностическая цель. Определить влияние шума и музыки на переключаемость и концентрацию внимания. Замерить уровень шума при выполнении задания.
Инструкция:
«Вам будут разданы карточки с буквенным текстом, среди этого текста имеются слова. Ваша задача: как можно быстрее считывая текст, найти и подчеркнуть эти слова». Время выполнения задания – 2 минуты.
Текст для работы (тест Г.Мюнстерберга):
бсолнцевтргщоцрайонзгучновостьхэьгчяфактуекэкзаментроч
ягшгцкпрокуроргурстабюетеорияентсджэбьамхоккейтрсицы
фцуйгзхтелевизорсолджщзхюэлгщьбапамятьшогхеюжпждргщ
хэнздвосприятиейцукенгшщзхъвафыапролдблюбовьавфырпл
ослдспектакльячсмитьбюжюерадостьвуфцпэждлорпкнародш
лджьхэшщгиенакуыфйшрепортажэждорлафывюефбьконкурс
йфячыцувскапрличностьзхжэьеюдшщглоджэпрплаваниедтлж
эзбьтрдщшжнпркывкомедияшлдкцуйфотчаяниейфоячвтлджэ
хьфтасенлабораториягщдщнруцтргшщтлроснованиезщдэркэ
нтаопрукгвсмтрпсихиатриябплмстчьйсмтзацэъагнтэхторнгл
Приложение № 2
Образцы раздаточного материала
К эксперименту № 2.
Вариант 1
13 | 91 | 47 | 39 |
65 | 83 | 19 | 51 |
23 | 94 | 71 | 87 |
Вариант 2
25 | 82 | 65 | 55 |
34 | 99 | 45 | 12 |
77 | 51 | 60 | 6 |
Вариант 3
29 | 28 | 56 | 33 |
37 | 64 | 45 | 10 |
14 | 5 | 6 | 44 |
К эксперименту № 3
Текст для работы.
Вариант 1
бсолнцевтргщоцрайонзгучновостьхэьгчяфактуекэкзаментрочн
ягшгцкпрокуроргурстабюетеорияентсджэбьамхоккейтрсицыгн
фцуйгзхтелевизорсолджщзхюэлгщьбапамятьшогхеюжпждргща
хэнздвосприятиейцукенгшщзхъвафыапролдблюбовьавфырплк
ослдспектакльячсмитьбюжюерадостьвуфцпэждлорпкнародшмч
лджьхэшщгиенакуыфйшрепортажэждорлафывюефбьконкурсвц
йфячыцувскапрличностьзхжэьеюдшщглоджэпрплаваниедтлжнр
эзбьтрдщшжнпркывкомедияшлдкцуйфотчаяниейфоячвтлджэгн
хьфтасенлабораториягщдщнруцтргшщтлроснованиезщдэркэнгр
нтаопрукгвсмтрпсихиатриябплмстчьйсмтзацэъагнтэхтггнппрлг
Вариант 2
бсапогевтргщоцполеонзгучновостьхэьгчякофтатуекэкзаментроч
ягшгцксудьягурстабюевостокентсджэбьамфутболтрсицыренпро
фцуйгзхкомпьютерсолджщзхюэлгщьбасолдатшогхеюжпждргщо
хэнздпамятьйцукенгшщзхъвафыапролдвераираатогавфырплрп
ослдпьессаячсмитьбюжюепечальвуфцпэждлорпкчеловекриогш
ложьхэшщгиенакуыфйшреснимокэждорлафывюефбьномервкгр
йфячыцувскапртоварищзхжэьеюдшщглоджэпркупальникдтлжг
эзбьтрдщшжнпркывбоевикшлдкцуйфорадостьйфоячвтлджэогн
хьфтасенкабинетгщдщнруцтргшщтлртреугольниклртшгзщдэркэ
нтаопрукгвсмтрпсихологбплмстчьйсмтзацэъагнтэхттаопмодашг
Вариант 3
блунавтргщозаборонзгучстатьяхэьгчяфактуекэкскурсиятрочнр
ягшгцкучительргурстабюепоступокнтсджэбьамшайбатрсицыгн
фцуйгзхпланшетсолджщзхюэлгщьбаподругашогхеюжпждргщае
хэнздприятельйцукенгшщзхъвафыапролдбубликлнтпавфырплк
ослдкинотеатрячсмитьбюжюесчастьевуфцпэждлорпкмосквичш
лджьхэшщкрокодилкуыфйшретекстэждорлафывюефбьконьнвц
йфячыцувскапрродиназхжэьеюдшщглоджэпрпрезидентдтлжнрг
эзбьтрдщшжнпркывдраммашлдкцуйфгордостьиейфоячвтлджэг
хьфтасенклассгщдщнруцтргшщтлрсторонаезщдэркэнгрдомтнин
нтаопрукгвсмлогопедиябплмстчьйсмтзацэъагнтронтэхтггнппрлг
Приложение № 3
Памятка для школьников.
- ограничить ежедневное прослушивание громкой музыки, телевизионных передач, работу за компьютером;
- при выполнении шумной работы, через каждый час делать 10 минутный перерыв или прослушивать успокаивающую музыку;
- следить за разговорной речью: не кричать, не повышать голос;
- регулярное медицинское обследование;
- посадка деревьев вокруг зданий;
- предпочтение отдавать отдыху на природе, а не дискотеке;
- применение средств защиты от шума (наушники из шумоизолирующих материалов, противошумные вкладыши);
- информационная работа по профилактике влияния шума на здоровье обучающихся.