СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Влияние шума на внимание и память человека

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Влияние шума на внимание и память человека»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Тюшинская средняя школа»

Кардымовского района Смоленской области












ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ


«Влияние шума и музыки на кратковременную

память и внимание человека»











Ученицы 9 класса

Ташлыковой Алины Андреевны



Руководитель проекта

учитель биологии

Никитина Светлана Николаевна






Тюшино

2022



Содержание

Введение......................................................................................................3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

1.1. Характеристика шума и его разновидностей................................. 5

1.2. Влияние шума на память и слух человека...................................... 7

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1. Исследование влияния шума и музыки на кратковременную память и внимание............................................................. ……………………..…11

2.2 .Анализ полученных результатов…………………………………. 13

Вывод........................................................................................................ 15





















Введение

Человек всегда жил в мире звуков и шума. Каждый день, просыпаясь утром от звонка будильника, спеша по делам в общественном транспорте, смотря вечером телевизор или слушая музыку, мы подвергаемся воздействию звуковых волн различных частот. И это воздействие, даже если мы не придаем ему значения, не остается безразличным для нашего организма.

В наше время человек много работает умственно и ему часто приходится запоминать ту или иную информацию. И нужно знать, при каких внешних звуковых факторах наш мозг наиболее продуктивен и способен запоминать большее количество информации, а при каких наоборот. Ведь шум и звуки окружают нас повсеместно. Звуковые ощущения позволяют получать человеку эстетическое наслаждение, но громкие звуки иногда оказывают негативное воздействие.

Так, о вредном влиянии шума на организм человека узнали еще в глубокой древности. Самой жестокой казнью в древнем Китае считалась казнь шумом: преступника окружали флейтисты, барабанщики, которые круглосуточно играли и шумели без перерыва. Этот гул медленно убивал осужденного[4].

Две тысячи лет назад во имя тишины и спокойствия Юлий Цезарь запретил повозкам ночью разъезжать по улицам Древнего Рима. Во Франции, в период правления короля-солнца Людовика XIV, существовал жесткий запрет шуметь в городе после того, как Париж и его король ложатся спать, Более 100 лет назад немецкий ученый Роберт Кох писал, что наступит время, когда борьба с шумом станет столь же актуальной, как и борьба с холерой или чумой. Однако до сих пор, огромная часть людей, не догадывается об опасности шумового загрязнения.

Мир меняется, меняется и досуг детей. Сегодняшних детей постоянно окружают громкие звуки: дискотеки, сотовые телефоны и компьютерные игры. Если вспомнить еще и перемены, на которых большинство детей громко слушает музыку на своих сотовых телефонах или переносных колонках, то можно сделать вывод, что шум сопровождает ребенка в течение всего дня. Ученых давно волнует вопрос о влиянии шума и громкой музыки на здоровье, память и внимание человека, особенно на детей школьного возраста.

С этой проблемой уже столкнулись в Швеции, США, Японии, где есть настораживающие результаты обследований старшеклассников и студентов.

Шум рассеивает внимание человека, существенно влияет на его трудоспособность и результативность труда. Так, при фоне шума в 70 дБ человек, выполняющий операции средней сложности, допускает в 2 раза больше ошибок, чем при отсутствии этого шумового фона. Особенно сильно влияет шум на работоспособность людей, занятых умственным трудом. Ощутимый шум снижает работоспособность людей умственного труда более чем в 1,5 раза, а у занятых физическим трудом - почти на 1/3. При этом информация, полученная при ощутимом шумовом загрязнении, долго не может храниться в памяти человека или сохраняется только в пассивном (узнаваемом в тексте), а не в активном варианте

Вот почему абсолютно недопустимо делать уроки под музыку, злоупотреблять прослушиванием музыки через миниплейер или магнитофон на уроках, лекциях, а также бесконтрольно пользоваться ими на улице и в транспорте.

И поэтому изучение выбранной темы является актуальной


Цель работы:

изучить, как влияет шум и музыка на кратковременную память и внимание человека.

Задачи:

1. Найти информацию о шуме и исследованиях, связанных с ним.

2. Исследовать влияние шума и музыки на запоминание информации и концентрацию внимания человека.

3.Определить наиболее благоприятные и неблагоприятные звуки,

влияющие на запоминание информации.

4. Проанализировать результаты.

С целью изучения темы исследования были выдвинуты две гипотезы:

Основная гипотеза - посторонний шум и музыка оказывают негативное влияние на кратковременную память и внимание человека.

Альтернативная гипотеза – предположение о том, что шум и музыка не влияют на память и внимание человека.



ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

1.1. Характеристика шума и его разновидностей

Посмотрев литературу и сайты в сети «Интернет» о характеристиках шума, мы нашли следующую информацию.

Каждому человеку, который живет в городской среде известно, что такое шум и громкая музыка. Это может быть и лай соседской собаки, и музыка из открытого окна соседа, и звук строительной техники, и еще множество других факторов. Но четкого определения шума, которое будет охватывать все сферы деятельности человека, в результате которых возникает шумовой эффект, дать невозможно [3].

Шумом обычно называют досаждающие, нарушающие спокойствие звуки, которые вызывают у определенного лица раздражение.

Фактически, шум - это, в первую очередь, звук. Каждый звук может характеризоваться как нужной и полезной информацией, так и являться шумовым раздражителем. Все дело в восприятии этого звука людьми. Кто-то любит наслаждаться громкой музыкой, а кого-то, находящегося по соседству, она может очень сильно раздражать и доставлять одни лишь неудобства.

Все, что различает наш слуховой аппарат, называется – звуком.

Шум – это те звуковые колебания, которые приносят дискомфорт одному человеку или же группе людей. К нему можно отнести все раздражающие звуки. Поэтому любой нежелательный для нас звук или совокупность нежелательных звуков называют шумом [9].

Известно три вида шума [9]: ударный, воздушный, структурный.

  • Первый вид шума, так называемый ударный шум, возникает вследствие механического влияния и доходит до наших ушей с помощью перекрытия. Например, от пола до стены и от стены до слухового аппарата. Таким шумом могут быть шаги соседа этажом выше или прыжки его ребенка.

  • Звуковые волны воздушного шума передаются по воздуху. Примером такого шума является звук телевизора в соседней квартире.

  • К структурному шуму можно отнести звук соседского перфоратора. Такой шум возникает вследствие взаимодействия определенного источника и конструкции и распространяется на большое расстояние.

В результате анализа литературных источников мы узнали, что сила звука измеряется в децибелах (дБ). Белл в переводе с английского означает колокольчик, а деци значит десять. Получается, что один децибел равен звуку десяти колокольчиков. В честь учёного Белла, который изобрел телефон и была, названа единица измерения силы звука.

В таблице 1 представлена шкала силы звука, показывающая уровень децибелов от различных источников и эффект продолжительного воздействия.

Таблица 1- Воздействие шума на человека

Примеры шумового воздействия

Шумовое воздействие

(дБ)

Эффект продолжительного воздействия

Реактивный двигатель при взлете (на расстоянии 25 м)

150

Разрыв барабанных перепонок

Удар грома, ткацкий станок, рок-музыка, сирена (близкое расстояние), цепная пила

120

Порог боли у человека

Метро, подвесной мотор, косилка для газонов, мотоцикл (расстояние 8 м), трактор, полиграфическое предприятие отбойный молоток мусоровоз

100

Серьезная угроза для слуха (время воздействия 8 ч)

Оживленная городская улица, дизельный грузовик, миксер, хлопкопрядильная машина

90

Угроза для слуха (время воздействия 8 ч) плохая слышимость

Уборка мусора, стиральная машина, типичная фабрика, товарный поезд (расстояние 15 м), посудомоечная машина, миксер

80

Возможна угроза для слуха

Скоростная автомагистраль (расстояние 15 м), пылесос, шумный офис, вечеринка, телевизор

70

Раздражающее действие

Разговор в ресторане, обычный офис, музыкальный фон, чириканье птиц

60

Интенсивное воздействие

Спокойный пригород (в дневное время), разговор в жилой комнате, беседа в классе

50

Слабое воздействие на слух

Библиотека, тихий музыкальный фон

40

Положительное воздействие

Спокойная сельская местность (в ночное время)

30

Положительное воздействие

Шепот, шелест листьев

20

Положительное воздействие

ТИШИНА

0

Критический уровень



Как видно из таблицы, обычная беседа в классе соответствует уровню шума в 50 децибел. А если в классе одновременно будут кричать несколько человек, то уровень шума буден равен 120 децибел. При этом уровень шума, который приносит вред слуху, составляет 90дБ. А болевой порог начинается от 120 децибел (болевой порог – это максимальное звуковое давление, которое воспринимается ухом как звук [2]). Давление свыше болевого порога может вызывать повреждение органов слуха. Стоит обратить внимание на то, что при уровнях звука свыше 150 децибел - возможен разрыв барабанных перепонок и лёгких, больше 200 децибел – наступает смерть.

1.2. Влияние шума на память и слух человека

Из анализа литературы мы узнали, что шум отрицательно влияет на абсолютно любой живой организм. Вследствие взаимодействия с ним у человека могут развиваться заболевания сердечно-сосудистой и нервной системы. Когда слуховой аппарат воспринимает высокочастотный звук, у человека изменяется пульс, давление и ухудшается кровообращение.

Шум рассеивает внимание человека, мешает ему сосредоточиться на главном, осложняет принятие нужных решений.

Проблема в том, что наш ум не может остановиться на одном даже на непродолжительное время.

В то время, как оба полушария мозга перерабатывают множество разноплановой информации, возможно, провести разделение их задач.

Доминантное полушарие (левое) отвечает за речь и логику.

Не доминантное полушарие (правое) принимает информацию, которая имеет связь с пространством и не основана на речи.

Больше всего отрицательному влиянию шума и громкой музыки на организм подвержены подростки, так как в силу возраста они не осознают возможных последствий. Основной труд подростка в школе – умственный, в котором принимает активное участие внимание, а также такие функции как: восприятие, память, мышление, воображение. Отрицательное действие шума на их функционирование бесспорно. Многочисленные отечественные и зарубежные исследования убедительно доказали, что для умственного труда вреден даже тихий шум.

Группа специалистов обследовала молодёжь, часто слушающую модную современную музыку. У 20 процентов юношей и девушек слух оказался притуплённым в такой степени, как и 85-летних стариков.

Шум мешает нормальному отдыху и восстановлению сил, нарушает сон. Систематическое недосыпание и бессонница ведут к тяжёлым нервным расстройствам. [1]

Исходя из интенсивности шума, характера его влияния на умственный труд, внимание, работоспособность, центральную нервную систему, эмоции, исследователь В.А. Рахматшаева дает следующую типологию шумов школьного урока [6].

1) Незаметный шум (40 - 45 дБ) - это уровень шёпота человека. Он не снижает внимания и работоспособности.

2) Тихий шум (46 - 58 дБ) - это шум негромкого разговора. Он не оказывает вредного воздействия на центральную нервную систему.

3) Громкий шум (59 - 65 дБ) - это шум громкого разговора. Он утомляет, снижает внимание, работоспособность, оказывает нагрузку на нервную систему подростка.

4) Интенсивный шум (65 - 75 дБ) - это шум, вызываемый криком. Этот шум быстро утомляет, снижает внимание, развивает постоянное утомление.

5) Вредный шум (76 - 88 дБ) – это шум очень сильного крика. Он вреден не только для умственного труда, центральной нервной системы, но и для уха.


По последним данным ученных, уровень шума в школе доходит до четвертого и пятого типов. К концу учебного дня устают и дети, и учителя. В результате к концу дня ученики чувствуют себя совершенно утомленными, у некоторых может болеть голова. Если проанализировать поведение моих одноклассников, то можно отметить, что после четвертого урока многие из них обращаются с жалобами на головную боль к медицинскому работнику нашей школы.

Основными источниками, раскрывающими теоретические основы влияния шума на организм школьника, явились работы Устиновой Т. «Что такое шум? Типы шума и уровень шума» [7] и Шишеловой Т.И., Малыгиной Ю.С., Нгуен Суан Дат «Влияние шума на организм человека» [10]. На основании указанных источников подробно рассмотрено понятие шума, характеристики шума, его разновидности и последствия его влияния. На основе исследований Рахматшаевой В.А. [6] и Мухиной В.С. [8] были установлены показатели интенсивность шума, характер его влияния на умственный труд, внимание, работоспособность, центральную нервную систему, эмоции, в том числе детей школьного возраста.

Многие учёные вообще твердо убеждены, что шум является «загрязнителем учебной среды» и наносит серьезный ущерб здоровью учащихся, так как:

у 60% учащихся происходят нарушения сна и изменения в характере далеко не в лучшую сторону;

5% учащихся становятся вспыльчивыми и раздражительными;

у 40% наблюдается ухудшение и потеря слуха.

Длительное пребывание в условиях повышенного звукового давления ведет к нарушению логики мышления, отсюда понижение производительности труда на 10-20 %.

Приведенных примеров уже достаточно, для того чтобы сделать вывод о том, какое губительное влияние оказывает шум на здоровье, память и внимание школьника.

Подводя итог настоящей главе, мы пришли к следующим выводам.

Высокий уровень шума вызывает некомфортное состояние. Максимальный уровень шума в школе выявлен на переменах, когда большинство учащихся находиться в коридорах или в столовой.

Главным негативным источником воздействия на развитие умственных возможностей школьников является шум в классе. Шум вредит здоровью, а также снижает успеваемость. Однако любые исследования необходимо подкреплять практикой. Результаты исследования по влиянию шума на память и внимание детей школьного возраста мы рассмотрим в следующей главе.




































ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1. Исследование влияния шума и музыки на кратковременную память и внимание

С целью изучения темы исследования были выдвинуты две научных гипотезы:

Основная гипотеза - посторонний шум и музыка оказывают негативное влияние на кратковременную память и внимание человека.

Альтернативная гипотеза – предположение о том, что шум и музыка не влияют на память и внимание человека.

Эксперимент для проверки влияния шума на память человека проводился среди школьников. В эксперименте участвовали две девочки и три мальчика, учащихся седьмого и восьмого классов МБОУ «Тюшинская СШ».

Проведенные эксперименты включают следующие этапы:

- подбор материала для эксперимента (слова для заучивания, таблички с цифрами, ритмичная музыка, спокойная музыка);

- измерение уровня шума (с помощью мобильного приложения «Шумомер»)

- проведение эксперимента и фиксация результатов;

- анализ результатов.

Материал для проведения эксперимента согласно приложению №1.

Раздаточный материал на каждого испытуемого согласно приложению №2.

Первым был проведен эксперимент, направленный на изучение влияния шума на слуховую память ее объем и точность. Стоит напомнить, что памятью является способность человека к накоплению, (запоминанию) хранению, и воспроизведению опыта и информации.

Детям предлагалось запомнить 10 слов в тишине и воспроизвести их в той последовательности в которой они были представлены, затем выполнить тоже задание, сначала под ритмичную музыку, потом под спокойную.

Заучивание слов во всех условиях осуществлялось в течение 2-х минут.

Анализ полученных результатов представлен в таблице 2



Таблица-2 Результаты первого эксперимента

испытуемые

результат выполнения задания

Тишина (10-15 дБ)


Ритмичная музыка

(60-70 дБ)


Спокойная музыка

(60-70 дБ)


Вика

8

4

4

Софья

7

4

3

Нурлан

8

4

4

Леонид

9

5

5

Жора

7

4

4


На основании данных таблицы можно сделать следующий вывод, что на память и концентрацию внимания влияет не ритм звука, а его уровень громкости.

Второй эксперимент был направлен на изучение влияния шума на зрительную память, ее объем и точность.

Детям предлагалось запомнить 10-ть чисел в условиях тишины, затем выполнить тоже задание, сначала под ритмичную музыку, потом под спокойную. Испытуемым требовалось воспроизвести как можно больше чисел.

Анализ полученных результатов представлен в таблице 3


Таблица-3 Результаты второго эксперимента

испытуемые

результат выполнения задания

Тишина (10-15 дБ)


Ритмичная музыка

(15-20 дБ)


Спокойная музыка

(15-20 дБ)


Вика

10

6

9

Софья

9

5

9

Нурлан

8

4

8

Леонид

9

7

9

Жора

10

5

10


На основании данных таблицы можно сделать следующий вывод, что на зрительную память и точность влияет ритм звука.


Третий эксперимент был направлен на изучение влияния шума на переключаемость и концентрацию внимания. Стоит напомнить, что внимание - это способность, отвлекаясь от всего лишнего, концентрировать свое сознание на тех предметах и явлениях, которые для вас сейчас важны.


На основе теста Мюнстерберга детям предлагалось найти среди буквенного текста слова и выделить их, в условиях тишины, затем выполнить тоже задание, сначала под ритмичную музыку, потом под спокойную.


Анализ полученных результатов представлен в таблице 4


Таблица-4 Результаты третьего эксперимента

испытуемые

результат выполнения задания

Тишина (10-15 дБ)


Ритмичная музыка

(15-20 дБ)


Спокойная музыка

(15-20 дБ)


Вика

10

6

6

Софья

9

6

6

Нурлан

8

5

5

Леонид

9

6

6

Жора

10

7

7


На основании данных таблицы можно сделать следующий вывод, что на переключаемость и концентрацию внимания влияет как ритм звука, так и его уровень.

По итогам эксперимента доказано, что посторонний шум оказывает негативное влияние на запоминание информации, и наиболее благоприятной звуковой обстановкой для быстрого запоминания информации является уровень шума в диапазоне (10-15 дБ);



2.2. Анализ полученных результатов


Обобщив все полученные данные, учитывая показатели оценки результатов с целью подтверждения выдвинутой гипотезы, мы пришли к выводу, что посторонний шум оказывает негативное влияние на концентрацию внимания, запоминание информации, и ее воспроизведение.

Было проведено три эксперимента в одинаковых условиях, но с различными заданиями, с целью выявления влияния шума на выполнение заданий.

Большинство испытуемых показало низкий уровень концентрации внимания при постороннем шуме.

По результатам эксперимента была доказана :

Основная гипотеза - посторонний шум и музыка оказывают негативное влияние на кратковременную память и внимание человека.

Альтернативная гипотеза – предположение о том, что шум и музыка не влияют на память и внимание человека, не нашла своего подтверждения

























Вывод

Как показали наши исследования, а также теоретические материалы и обоснования, высокое шумовое загрязнение отражается на нашем психическом и физическом здоровье. Сейчас проблема шумового загрязнения должна стоять на одном из первых мест, в глобальных проблемах, но к сожалению, люди недооценивают эту серьезную опасность. Ведь, как показали наши исследования, шум отрицательно влияет на здоровье человека и его работоспособность.

По результатам исследования мной был сделан следующий вывод:
Шум во время обучения мешает концентрации внимания, памяти и тем самым снижает успеваемость школьников. Под воздействием шума возрастает быстрая утомляемость, раздражимость, уменьшается работоспособность.

По результатам проведенного исследования мы составили памятку, направленную на уменьшение влияния шума и громкой музыки на память и внимание школьников согласно приложению № 3

Необходимо помнить, что каждый человек в ответе за то, чтобы шум не наносил серьезный вред здоровью человека и окружающей природе.




















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Влияние шума на здоровье человека // www.veritas.kiev.ua/view/shum.

2. Громкость звука. Уровень шума и его источники: справочник // http://www.kakras.ru/doc/shum-decibel.html

3. Кагге Э. Тишина в эпоху шума. Маленькая книга для большого города. – М.: Норма, 2017. – 252 с.

4. Китайская пытка. - Сайт органов местного самоуправления города Кызыла // http://www.mkyzyl.ru/about/info/news/1920/

5. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе. - М.: Просвещение, 1990. – 176 6. Рахматшаева В.А Грамматика общения. – М.: Просвещение, 1996. – 182 с

7. Устинова Т. Что такое шум? Типы шума и уровень шума // http://fb.ru/article/239705/chto-takoe-shum-tipyi-shu..

8. Мухина В.С. Таинство детства (в двух томах). – М. Просвещение 2005. – 180с

9. Чайка Ю. Шум - это... Определение, классификация и источники шумов. // https://www.syl.ru/article/305402/shum---eto-opredele..

10. Шишелова Т.И., Малыгина Ю.С., Нгуен Суан Дат Влияние шума на организм человека // Успехи современного естествознания. – 2009. – № 8. – С. 14-15.

















Приложение №1

Материал для проведения исследований


1. Эксперимент. Диагностическая цель: Определить влияние шума и музыки на слуховую память, её объём и точность. Замерить уровень шума при выполнении задания.

Инструкция:

«Я зачитаю слова. Ваша задача заключается в том, чтобы их запомнить, в той последовательности, в которой они представлены». Через 10 сек. вы должны записать на листах запомнившиеся слова.

Слова для запоминания:

Вариант 1: ДИРИЖАБЛЬ, ЛАМПА, ЯБЛОКО, КАРАНДАШ, ГРОЗА, УТКА, ОБРУЧ, МЕЛЬНИЦА, ПОПУГАЙ, ЛИСТОК.


Вариант 2: ГРОЗА, МЕЛЬНИЦА, ДИРИЖАБЛЬ, ЯБЛОКО, ОБРУЧ, ЛИСТОК, ЛАМПА, УТКА, КАРАНДАШ, ПОПУГАЙ.


Вариант 3: ОБРУЧ, ПОПУГАЙ, МЕЛЬНИЦА, КАРАНДАШ, ДИРИЖАБЛЬ, ЛАМПА, ЛИСТОК, ГРОЗА, УТКА, ЯБЛОКО.


2.Эксперимент. Диагностическая цель: Определить влияние шума и музыки на зрительную память, её объём и точность.

Замерить уровень шума при выполнении задания.


Инструкция:

«Вам будет представлена таблица с числами. Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 сек. запомнить как можно больше чисел. Через 20 сек я уберу таблицу и вы должны будете записать те числа, которые вы запомнили»








Таблица вариант 1


13

91

47

39

65

83

19

51

23

94

71

87




Таблица вариант 2


25

82

65

55

34

99

45

12

77

51

60

6



Таблица вариант 3


29

28

56

33

37

64

45

10

14

5

6

44



3. Эксперимент. Диагностическая цель. Определить влияние шума и музыки на переключаемость и концентрацию внимания. Замерить уровень шума при выполнении задания.

Инструкция:

«Вам будут разданы карточки с буквенным текстом, среди этого текста имеются слова. Ваша задача: как можно быстрее считывая текст, найти и подчеркнуть эти слова». Время выполнения задания – 2 минуты.


Текст для работы (тест Г.Мюнстерберга):

бсолнцевтргщоцрайонзгучновостьхэьгчяфактуекэкзаментроч 
ягшгцкпрокуроргурстабюетеорияентсджэбьамхоккейтрсицы 
фцуйгзхтелевизорсолджщзхюэлгщьбапамятьшогхеюжпждргщ 
хэнздвосприятиейцукенгшщзхъвафыапролдблюбовьавфырпл 
ослдспектакльячсмитьбюжюерадостьвуфцпэждлорпкнародш 
лджьхэшщгиенакуыфйшрепортажэждорлафывюефбьконкурс 
йфячыцувскапрличностьзхжэьеюдшщглоджэпрплаваниедтлж 
эзбьтрдщшжнпркывкомедияшлдкцуйфотчаяниейфоячвтлджэ 
хьфтасенлабораториягщдщнруцтргшщтлроснованиезщдэркэ 
нтаопрукгвсмтрпсихиатриябплмстчьйсмтзацэъагнтэхторнгл



















Приложение № 2

Образцы раздаточного материала


К эксперименту № 2.

Вариант 1


13

91

47

39

65

83

19

51

23

94

71

87


















Вариант 2


25

82

65

55

34

99

45

12

77

51

60

6


Вариант 3


29

28

56

33

37

64

45

10

14

5

6

44






К эксперименту № 3


Текст для работы.

Вариант 1

бсолнцевтргщоцрайонзгучновостьхэьгчяфактуекэкзаментрочн 
ягшгцкпрокуроргурстабюетеорияентсджэбьамхоккейтрсицыгн 
фцуйгзхтелевизорсолджщзхюэлгщьбапамятьшогхеюжпждргща 
хэнздвосприятиейцукенгшщзхъвафыапролдблюбовьавфырплк 
ослдспектакльячсмитьбюжюерадостьвуфцпэждлорпкнародшмч 
лджьхэшщгиенакуыфйшрепортажэждорлафывюефбьконкурсвц 
йфячыцувскапрличностьзхжэьеюдшщглоджэпрплаваниедтлжнр 
эзбьтрдщшжнпркывкомедияшлдкцуйфотчаяниейфоячвтлджэгн 
хьфтасенлабораториягщдщнруцтргшщтлроснованиезщдэркэнгр 
нтаопрукгвсмтрпсихиатриябплмстчьйсмтзацэъагнтэхтггнппрлг


Вариант 2

бсапогевтргщоцполеонзгучновостьхэьгчякофтатуекэкзаментроч 
ягшгцксудьягурстабюевостокентсджэбьамфутболтрсицыренпро 
фцуйгзхкомпьютерсолджщзхюэлгщьбасолдатшогхеюжпждргщо 
хэнздпамятьйцукенгшщзхъвафыапролдвераираатогавфырплрп 
ослдпьессаячсмитьбюжюепечальвуфцпэждлорпкчеловекриогш 
ложьхэшщгиенакуыфйшреснимокэждорлафывюефбьномервкгр 
йфячыцувскапртоварищзхжэьеюдшщглоджэпркупальникдтлжг 
эзбьтрдщшжнпркывбоевикшлдкцуйфорадостьйфоячвтлджэогн 
хьфтасенкабинетгщдщнруцтргшщтлртреугольниклртшгзщдэркэ 
нтаопрукгвсмтрпсихологбплмстчьйсмтзацэъагнтэхттаопмодашг










Вариант 3

блунавтргщозаборонзгучстатьяхэьгчяфактуекэкскурсиятрочнр 
ягшгцкучительргурстабюепоступокнтсджэбьамшайбатрсицыгн 
фцуйгзхпланшетсолджщзхюэлгщьбаподругашогхеюжпждргщае 
хэнздприятельйцукенгшщзхъвафыапролдбубликлнтпавфырплк 
ослдкинотеатрячсмитьбюжюесчастьевуфцпэждлорпкмосквичш 
лджьхэшщкрокодилкуыфйшретекстэждорлафывюефбьконьнвц 
йфячыцувскапрродиназхжэьеюдшщглоджэпрпрезидентдтлжнрг 
эзбьтрдщшжнпркывдраммашлдкцуйфгордостьиейфоячвтлджэг 
хьфтасенклассгщдщнруцтргшщтлрсторонаезщдэркэнгрдомтнин 
нтаопрукгвсмлогопедиябплмстчьйсмтзацэъагнтронтэхтггнппрлг































Приложение № 3

Памятка для школьников.

- ограничить ежедневное прослушивание громкой музыки, телевизионных передач, работу за компьютером;

- при выполнении шумной работы, через каждый час делать 10 минутный перерыв или прослушивать успокаивающую музыку;

- следить за разговорной речью: не кричать, не повышать голос;

- регулярное медицинское обследование;

- посадка деревьев вокруг зданий;

- предпочтение отдавать отдыху на природе, а не дискотеке;

- применение средств защиты от шума (наушники из шумоизолирующих материалов, противошумные вкладыши);

- информационная работа по профилактике влияния шума на здоровье обучающихся.