СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Консультация по использованию методов и приемов словарной работы для воспитателей ДОУ.
КДОУ ОО
«Мценский детский дом для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дошкольного возраста»
Консультация
«Влияние словарной работы на развитие речи и подготовку дошкольника к школе»
Учитель – логопед: Гаврилина С. В.
Мценск 2018г.
В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения.
Словарная работа имеет прямое влияние на развитие речи как таковое. Без роста словарного запаса развитие речи в принципе невозможно.
Словарная работа с детьми направлена, с одной стороны, на расширение их пассивного и активного словаря, на углубление понимания смысла слов; с другой стороны, на овладение умением четко выражать свои мысли и в дальнейшем использовать усвоенные слова для построения связного высказывания.
Специально организованная лексическая работа, в которой уделяется внимание формированию умений оперировать словом, выделять его смысловую сторону, сопоставлять, оценивать, проводить отбор слов, оказывает положительное влияние на развитие устной монологической речи дошкольников.
Словарная работа оказывает прямое и непосредственное влияние на отбор языковых средств, т. е. на нахождение наиболее точного слова в речевом высказывании. Она включает упражнения по подбору синонимов и антонимов, эпитетов и сравнений к заданным словам.
Формирование грамматического строя речи также находится в тесном взаимодействии с лексической работой. При анализе и пересказе литературных произведений, во время рассматривания сюжетных картин, описания игрушек, самостоятельных творческих рассказов дети учатся распознавать смысловые оттенки слов.
В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов.
Дошкольный возраст - период быстрого развития словаря. Его рост находится в зависимости от условий жизни и воспитания, поэтому в литературе данные о количестве слов дошкольников одного и того же возраста очень разнятся между собой. Первые осмысленные слова появляются у детей к концу первого года жизни. В современной отечественной методике нормой считается 10 - 12 слов к году. Развитие понимания речи в значительной мере опережает активный словарь. После полутора лет обогащение активного словаря происходит быстрыми темпами, и к концу второго года жизни он составляет 300 - 400 слов, а к трем годам может достигать 1500 слов. Огромный скачёк в развитии словаря происходит не только и не столько за счет заимствования слов из речи взрослых, сколько за счет овладения способами образования слов. Развитие словаря осуществляется за счет слов, обозначающих предметы ближайшего окружения, действия с ними, а также отдельные их признаки. В последующие годы количество употребляемых слов также быстро возрастает, однако темпы этого прироста несколько замедляются. Третий год жизни - период наибольшего увеличения активного словарного запаса. К четырем годам количество слов доходит до 1900, в пять лет - до 2000 - 2500, а в шесть - семь лет до 3500- 4000 слов. Индивидуальные различия в словаре наблюдаются и в эти возрастные периоды. По словам Д. Б. Эльконина, различия в словаре «более велики, чем в какой-либо другой сфере психического развития»
Особенно быстро увеличивается число существительных и глаголов, медленнее растет число используемых прилагательных. Это объясняется, во-первых, условиями воспитания (взрослые мало внимания обращают на знакомство детей с признаками и качествами предметов), во-вторых, характером имени прилагательного как наиболее абстрактной части речи.
Состав словаря отражает круг интересов и потребностей ребенка. В речи детей можно обнаружить слова, обозначающие разные сферы жизни. Среди существительных названия предметов обихода составляют 36%, названия объектов живой природы - 16,5%; названия средств передвижения - 15,9%. Среди других существительных наиболее употребительными являются названия неживой природы, частей тела, строительных сооружений и др. Третью часть всех слов составляют глаголы. Однако важно не само по себе количественное накопление словаря, а его качественное развитие - развитие значения слов
Одним из принципов обогащения словаря дошкольников является связь содержания словарной работы с постепенно развивающимися возможностями познания ребенком окружающего мира. Содержание словарной работы усложняется от одной возрастной группы к другой.
1. Словарная работа – это планомерное расширение активного словаря детей за счёт незнакомых или трудных слов. Другими словами основное свойство, проводимой словарной работы является постоянное пополнение словарного запаса у дошкольников.
2. Словарная работа, как и всякая педагогическая деятельность должна опираться на те задачи, которые перед собой ставит воспитатель. В настоящее время выделяется четыре основные задачи словарной работы воспитателей:
а) обогащение словаря
б) уточнение словаря
в) активизация словаря
г) устранение нелитературных слов, перевод их в пассивный словарь.
3. Содержание словарной работы определяется тем, что здесь первоначально складывается словарный запас. Это лексика, необходимая ребёнку для общения, удовлетворения своих потребностей, ориентировки в окружающем, познания мира, развития и совершенствования разных видов деятельности.
4. Словарная работа имеет огромное значение для дошкольного образовательного процесса, так как:
а) словарная работа направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей;
б) овладение словарём является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития ребёнка;
в) усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления.
г) своевременное развитие словаря – один из важных факторов подготовки к школьному обучению.
5. В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов.
6. Одним из средств развития словаря детей дошкольного возраста является дидактическая игра. Методика проведения словарных дидактических игр в разных возрастных группах определяется содержанием словарной работы, возрастными особенностями детей и другими факторами.
Своевременное развитие словаря — один из важных факторов подготовки
к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим
запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя
подходящих слов для выражения своих мыслей. Учителя отмечают,
что ученики с богатым словарем лучше решают арифметические задачи,
легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной
работе на уроках.
Значение словарной работы:
Важное условие умственного развития;
Накопление и уточнение представлений;
Формирование понятий;
Развитие содержательной системы мышления;
Важный фактор подготовки к школьному обучению.
Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. Богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития.
Для того, чтобы ребенок не испытывал особых затруднений в установлении речевых контактов, нужно постоянно обогащать его лексический багаж. Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах деятельности, в повседневной жизни и общении. Работа над словом уточняет представления детей, углубляет их чувства, организует социальный опыт.
Задачи словарной работы с детьми старшей группы на 2013-2014 учебный год:
Обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе.
Закрепление и уточнение словаря. Эта задача обусловлена тем, что у детей слово не всегда связано с представлением о предмете. Поэтому сюда входят углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшего овладения обобщением, которое в них выражено, развитие умения пользоваться общеупотребительными словами.
Активизация словаря.
Содержание словарной работы:
Словарная работа связана со всей воспитательной работой ДОУ. Это лексика, необходимая ребенку для общения, удовлетворения своих потребностей, ориентировки в окружающем, познания мира, развития и совершенствования разных видов деятельности. С этой точки зрения в содержании словарной работы выделяются слова, обозначающие материальную культуру, природу, человека, его деятельность, способы деятельности, слова, выражающие эмоционально-ценностное отношение к действительности.
Словарная работа в старшей группе производится на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей словаря, психического развития в целом, а также текущих воспитательных задач.
Словарная работа ведется как на НОД, так и в других видах деятельности: на прогулке, во время режимных моментов, в играх детей.
Методы для закрепления и активизации словаря:
Рассматривание игрушек.
Рассматривание картин направлено на уточнение детских представлений и словаря и всегда сопровождается беседой, активизирующей накопленный ранее словарь.
Дидактические игры и словарные игры.
Дидактические упражнения.
Загадывание и отгадывание загадок.
Методы и приемы словарной работы
Две группы методов:
1. метод накопления содержания детской речи (методы ознакомления с окружающим миром и обогащения словаря);
2. методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны.
Подробнее.
Рассматривание и обследование предметов, например: рассматривание новой игрушки, предмета одежды, посуды (внешний вид, из чего сделана, сравнение с другими игрушками, нахождение нового, необычного). Тем самым развивается кругозор детей и идет обогащение активного словаря.
Наблюдение, например, природного явления, объектов природного окружения, деятельности людей с использованием в речи прилагательных, наречий, глаголов.
Обеспечивается детям активность восприятия: им разрешается потрогать, подержать, поиграть.
При первом знакомстве с явлением, требуется полное совпадение во времени восприятия данного явления. (Радуга)
При повторном наблюдении вначале предлагается самим детям вспомнить соответствующее слово, а затем я уточняю его. Иногда я использую подсказ начала слова.
Целевые прогулки и экскурсии.
рассматривание картин с малознакомым содержанием, например, рассматривая репродукции картин военной тематики, обогащаем речь детей новыми словами (захватчики, партизаны, мужество, стойкость, героизм, Отечество и т.п.);
При выборе картин в целях обогащения представлений, понятий и развития речи соблюдается строгая постепенность, переход от доступных, простых сюжетов к более сложным.
Чтение художественных произведений, например, при чтении сказки «Лисичка со скалочкой» объясняю детям лексическое значение слова скалочка; приемы работы над словом:
Рассматривание предмета.
Объяснение значений слов, выражений, словосочетаний.
Проговаривание слов детьми.
Замена авторских слов словами, близкими по значению.
Подбор слов для характеристики героев.
Употребление слов в разном контексте в связи с беседой по содержанию произведения.
Показ мультфильмов, например, в процессе просматривания фильма комментируются малознакомые слова, словосочетания («Ледниковый период» - знакомство с вымершими животными, средой их обитания);
Перспектива работы над словарём.
Помимо обычно используемых в этих целях методик, я планирую использовать в работе методы ТРИЗ-технологии, которые не только помогут в формировании словаря, развивитии воображения, фантазии, позволят раскрепостить мышление. В работе над словарем буду обучать детей переносу признаков любого выбранного слова на другое слово. Игры, основанные на этом методе, не только обогатят словарь, но и уточнят и расширят знания о предметах и их действиях. При этом ребенком ведется активный поиск ассоциаций заданному слову в разных областях.
В дальнейшем в своей работе над словарём, я планирую использовать следующие методы:
Метод фокальных объектов позволяет перенести признаки трех предметов на выбранный объект, при этом развивается способность к анализу и синтезу, поиску аналогов прямого смысла, метафор, к получению новых словосочетаний, сочинению сказок. Метод способствует закреплению знаний об окружающем мире, активизации и обогащению словаря.
Дидактическая игра «Укрась слово». Цель – развивать образное мышление, воображение, использовать в речи прилагательные, называя признаки предмета. Учить переносить признаки одного предмета на другой и описывать результат. Например:
Мама Добрая нежная Ласковая Любимая Строгая красивая | Котенок Пестрый Озорной Пушистый Резвый Красивый белолапый | Корзина Плетеная Соломенная Легкая Маленькая Красивая большая |
Осень Добрая – дарит урожай Строгая – холод, дождь, заморозки Любимая – много овощей, фруктов, цветов Соломенная – стога соломы, сена Озорная – играет с листвой, треплет волосы Белолапая – когда выпадает снег Пестрая – разноцветье листвы, трав |
«Бином фантазии» - метод, позволяющий учить детей объединять два слова (предметы, живые объекты, ситуации), разделенные определенной дистанцией, чтобы оно было достаточно чуждым другому. Задача: применяя предлоги (над, под, из-за), наречия (сверху, внизу, около, сбоку), описать новый объект.
Например: бабочка - кастрюля
Бабочка над кастрюлей (что это может быть?) – красивая ручка у крышки в виде бабочки.
Бабочка под кастрюлей – подставка под кастрюлю в виде бабочки
Бабочка сбоку – ручки у самой кастрюли в виде бабочки и.т.п.
«Полином фантазии» - учить детей придумывать самые необычные, фантастические сочетания при наборе слов из совершенно разных надсистем. Активизировать словарь, развивать аналитическое мышление.
Например: дети выбирают предметные картинки, названия которых начинаются с определенного звука, составляются группы картинок.
М Мама Машина Молоко Малина | А Арбуз Автобус Апельсин Акробат | К Карандаш Корова Кровать Кукла |
Задание: Из каждой группы выбрать по одной картинке и составить предложение. Акробат с куклой ели малину Корова на автобусе возит молоко Мама на кровати ела арбуз и т.п. |
Метод морфоанализа в словарной работе с детьми очень важен, поскольку он выполняет функции классификации материала и создание из двух известных объектов одного нового.
Дидактическая игра «Так бывает или нет?»
Существи-тельные | Прилагательные | |||||
| хрустальный | волшебный | неказистый | прозрачный | съедобный |
|
стол | ¯ | ¯ | ¯ | ¯ | ¯ |
|
ваза | ¯ | ¯ | ¯ | ¯ | ¯ |
|
дерево | ¯ | ¯ | ¯ | ¯ | ¯ |
|
карандаш | ¯ | ¯ | ¯ | ¯ | ¯ |
|
яблоко | ¯ | ¯ | ¯ | ¯ | ¯ |
|
Стол хрустальный – бывает? Где? (в магазине, шахматный, сказочный…)
Яблоко хрустальное –
Дерево неказистое – и т.п.
Таким образом, планомерная системная работа по формированию и активизации словаря будет способствовать привитию любви к родному слову у детей, воспитанию чувства раскрепощённости и уверенности в процессе общения, формированию грамматически правильного строя речи.
Обследование словарного запаса.
Любая коррекционная работа начинается с обследования.
Обследование словарного запаса в старшей группе я начинала с изучения активного (продуктивного) словарного запасa.
Трём детям предлагалось работать с предметными и сюжетными картинками. Предпочтение отдавалось картинкам, изображение на которых может быть интерпретировано однозначно. Ребенку предлагалось выполнить различные задания, предъявленные в игровой форме, типа «Догадайтесь, что художник забыл нарисовать на картинке», «Дополни...», «Исправь...», «Сравни два предмета», «Загадай предмет (составь описание предмета, не называя его)», «Отгадай, какой предмет я задумала (назови предмет по его описанию)» и проч.
При этом в обследование включается лексика как часто, так и редко используемая. Например, наряду с называнием предметов окружающей мебели, я просила детей назвать части стула. Даниле и Лёне предлагалось назвать детали рассматриваемой машинки — фары, капот, руль, колеса, багажник и др. при этом Лёня назвал фары, руль, колёса, а Данил только колёса. При рассматривании куклы Марину я просила назвать части тела куклы, как частоупотребительные (глаз, нос, рука, нога), так и редкоупотребительные (живот, спина, колено, локоть). Марина назвала – глаза, рот, руки, ноги, голову и туловище.
Далее для детей старше 5,5 лет Лёни и Марины в обследование вводятся обобщающие понятия.
У Марины и Лёни в активном словарном запасе отсутствуют некоторые лексические единицы, и они не могут назвать какой-либо объект, действие или качество предмета правильно, соскальзывают на слова, близкие по звуковому сходству. Это говорит о недоразвитии лексического запаса, поскольку такие соскальзывания свидетельствуют не об отсутствии того или иного слова, а о трудностях актуализации словарных единиц во внутреннем лексиконе детей. Поэтому, когда дети затруднялись в припоминании слова, я использовала различные виды подсказок:
-подбор синонимов и/или антонимов;
-подстановка слова в жесткий контекст; («Осенью … улетают в тёплые края.» . Птицы.)
-подсказка начала слова
Когда в этом случае Марина и Лёня не могли назвать искомое слово, то тогда проверялось наличие данного слова в пассивном словаре. При этом использовались задания типа: «Возьми...», «Принеси...», «Покажи...», «Выполни действие...», «Дай мне...», «Покажи, где ...».
1. Предметный словарь.
(назвать предметы)
Данил (5л.)
| Ответы (5 предметов) |
| баллы |
Профессии | Доктор, швея, почтальон, милиционер. |
| 4 |
| Ниже нормы. | Итог | 4 |
Подбери слова признаки к признакам
| Ответы (5 признаков) |
| баллы |
Яблоко | Красное, жёлтое. |
| 2 |
| Ниже нормы. | Итог | 2 |
3. Словарь действий
(что делает)
| Ответы (5 действий) |
| баллы |
Повар | Варит. |
| 1 |
| Гораздо ниже нормы. | Итог | 1 |
4.Словоизменение и словообразование
(картинки)
Назвать предметы во множественном числе;
Картинки | Ответ |
| баллы |
Стул | Стульчик |
| 0 |
Кукла | ---- |
| 0 |
Ведро | ----- |
| 0 |
| Гораздо ниже нормы. | Итог | 0 |
5. Образование слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Сказать ласково:
Картинки | Ответ |
| баллы |
Стул | стульчик |
| 1 |
Кукла | куклочка |
| 0 |
Ведро | вёдрочко |
| 0 |
| Гораздо ниже нормы. | Итог | 1 |
6. Образование относительных прилагательных
Прилагательные | Ответ |
| баллы |
Сумка из кожи – | -- |
| 0 |
Мяч из резины - | резина |
| 0 |
Стул из дерева - | --- |
| 0 |
Кофта из шерсти - | --- |
| 0 |
| Гораздо ниже нормы. | Итог |
|
7. Соотнесение местоимения с существительным в роде.
Про что можно сказать
| Ответ |
| баллы |
Мой | --- |
| 0 |
Моя | --- |
| 0 |
Мое | --- |
| 0 |
| Гораздо ниже нормы. | Итог | 0 |
Марина
Предметный словарь.
| Ответы (5 предметов) |
| баллы |
Профессии | Парикмахер, повар, доктор, швея, уборщица. |
| 5 |
| Норма. | Итог | 5 |
Подбери слова признаки к признакам
| Ответы (5 признаков) |
| баллы |
Яблоко | Сочное, вкусное, красное. |
| 3 |
| Ниже нормы. | Итог | 3 |
3. Словарь действий
(что делает)
| Ответы (5 действий) |
| баллы |
Повар | Готовит, варит. |
| 2 |
| Ниже нормы. | Итог | 2 |
4.Словоизменение и словообразование
(картинки)
Назвать предметы во множественном числе;
Картинки | Ответ |
| баллы |
Стул | стулья |
| 1 |
Кукла | куклы |
| 1 |
Ведро | вёдра |
| 1 |
| Норма. | Итог | 3 |
5. Образование слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Сказать ласково:
Картинки | Ответ |
| баллы |
Стул | стульчик |
| 1 |
Кукла | куколка |
| 1 |
Ведро | ведро |
| 0 |
| Ниже нормы. | Итог | 2 |
6. Образование относительных прилагательных
Прилагательные | Ответ |
| баллы |
Сумка из кожи – | кожаная |
| 1 |
Мяч из резины - | резиновый |
| 1 |
Стул из дерева - | деревянный |
| 1 |
Кофта из шерсти - | ше*рстеная |
| 0 |
| Ниже нормы. | Итог | 3 |
7. Согласование местоимения с существительным в роде.
Про что можно сказать
| Ответ |
| баллы |
Мой | яблоко |
| 0 |
Моя | собачка |
| 1 |
Мое | ----- |
| 0 |
| Ниже нормы. | Итог | 1 |
Лёня
Предметный словарь.
| Ответы (5 предметов) |
| баллы |
Профессии | Доктор, милиционер, тракторист, уборщица, логопед, учитель. |
| 6 |
| норма | Итог | 6 |
Подбери слова признаки к признакам
| Ответы (5 признаков) |
| баллы |
Яблоко | Круглое, сочное, красное, жёлтое. |
| 4 |
| Ниже нормы | Итог | 4 |
3. Словарь действий
(что делает)
| Ответы (5 действий) |
| баллы |
Повар | Готовит, варит. |
| 2 |
| Ниже нормы. | Итог | 2 |
4.Словоизменение и словообразование
(картинки)
Назвать предметы во множественном числе;
Картинки | Ответ |
| баллы |
Стул | стулья |
| 1 |
Кукла | куклы |
| 1 |
Ведро | вёдра |
| 1 |
| Норма. | Итог | 3 |
5. Образование слов с уменьшительно-ласкательным
Суффиксом.
Сказать ласково:
Картинки | Ответ |
| баллы |
Стул | стульчик |
| 1 |
Кукла | куколка |
| 1 |
Ведро | вёдрочко |
| 0 |
| Ниже нормы. | Итог | 2 |
6. Образование относительных прилагательных
Прилагательные | Ответ |
| баллы |
Сумка из кожи – | кожаная |
| 1 |
Мяч из резины - | резиновый |
| 1 |
Стул из дерева - | деревянный |
| 1 |
Кофта из шерсти - | шерстяная |
| 1 |
| Норма. | Итог | 4 |
7. Согласование местоимения с существительным в роде.
Про что можно сказать
| Ответ |
| баллы |
Мой | грибок |
| 1 |
Моя | тетрадь |
| 1 |
Мое | яйцо |
| 1 |
| Норма. | Итог | 3 |
Данил – словарь беден, использование существительных и глаголов на бытовом уровне (кружка, мяч, диван, лежит, гулять и т. д.), прилагательных мало как в пассивном словаре, так и в активном. Ребёнок использует в речи прилагательные в конкретном контексте: шар - голубой, солнце – оранжевое, лиса – хитрая. Мало наречий.
Марина – пассивный словарь больше активного, особенно словарь признаков. Не использует в описании качественные прилагательные («Лиса – хитрая»). Мало наречий.
Лёня – больше предметный словарь, глаголов использует мало, при описании пользуется 2-3 качественными прилагательными («Лиса – хитрая, рыжая, пушистая»). Мало наречий.
По результатам обследования можно сделать вывод о том, что словарный запас обследуемых детей ниже нормы, особенно словарь признаков.
Была поставлена задача – расширение, уточнение, активизация словаря.
Формирование активного словаря по всем лексическим темам на фронтальной , индивидуальной НОД , закрепление в повседневной жизни.
Этапы коррекционной работы по лексическим темам:
1 этап
Формирование представления об осени как времени
года, существенных признаках сезона: похолодании, сокращении
светового дня, холодных затяжных осадках. Введение в активный словарь:
существительные: осень, дождь, туман, слякоть, ветер, туча, лист, листопад;
прилагательные: хмурый, дождливый, ненастный, пасмурный, ясный, короткий, длинный;
глаголы: идти, дуть, желтеть, опадать;
наречия: пасмурно, солнечно, ветрено, дождливо, ясно.
2. Закрепление умения различать деревья по листьям, плодам, семенам, стволам. Формирование представлений о многолетних и однолетних растениях. Введение в активный словарь:
существительные: береза, рябина, дуб, клен, ель, осина, сосна;
прилагательные: белоствольный, тонкий, могучий, раскидистый, вечнозеленый, лиственный, хвойный.
3. Закрепление и расширение обобщенных представлений об
овощах и фруктах, о сборе урожая, о заготовке овощей и фруктов на зиму. Введение в активный словарь:
существительные: овощи, фрукты; помидор, огурец, лук, морковь, капуста, свекла, картофель; яблоко, груша, слива, лимон, апельсин, мандарин; огород, сад, грядка, дерево;
прилагательные: спелый, сочный, ароматный, гладкий, красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, розовый;
глаголы: зреть, собирать, убирать, заготавливать.
4. Формирование представления о растениях осеннего леса, о
грибах и ягодах. Введение в активный словарь:
существительные: мухомор, боровик, подосиновик, лисичка; земляника, малина, черника, клюква; гриб, ягода, ножка, шляпка;
глаголы: собирать, прятаться, висеть, заготавливать;
прилагательные: ядовитый, съедобный, спелый, сладкий, кислый, мягкий, душистый;
наречия: вкусно, сладко, кисло.
5. Уточнение и расширение представления детей об окружающих предметах и их назначении (об одежде, обуви, посуде, игрушках); их существенных признаках, материалах, из которых они сделаны.
Учить сравнивать, группировать, классифицировать предметы.
Введение в активный словарь: ,
существительные: одежда, обувь, посуда, игрушка; мяч, машина, кубики, кукла, мишка, пирамидка, конструктор; комбинезон, плащ, пальто, куртка, платье, брюки, рубашка, кофта, шорты, майка, трусы, свитер, сарафан; галоши, сапоги, ботинки, кроссовки, туфли, босоножки, сандалии, тапки; чайник, кастрюля, сковорода, ковш, тарелка, ложка, вилка, нож:, масленка, солонка, хлебница;
прилагательные: шерстяной, шелковый, теплый, удобный; резиновый, кожаный, легкий; стеклянный, фарфоровый, металлический, пластмассовый, деревянный;
глаголы: носить, надевать, обувать, играть, пить, есть, готовить, резать, чистить.
6. Закрепление и активизация использования в речи частей тела человека, их функции (глазами видим, ушами слышим и т.д.):
существительные: голова, волосы, уши, лоб, глаза, брови, губы, рот, зубы, лицо, щеки, шея, туловище, живот, спина, ноги, плечи, ладонь, кулак, рука, локоть, ногти, палец;
глаголы: поднимать, опускать, двигать, бегать, слушать, видеть, нюхать.
7. Формирование представления об основных видах мебели и ее частях, материалов из которых она сделана (цвет, форма), объяснить детям назначение мебели, различных ее видов:
существительные: стол, стул, шкаф, комод и т.д.;
прилагательные: столовая, кухонная, деревянная, стеклянная, овальная, круглая и т.д.
8. Использование разнообразных приёмов (инструкции, указания, беседы), способствующие обогащению и активизации словаря.
тап
1. Расширение и углубление представлений детей о домашних животных и птицах, их детенышах. Выделение особенностей внешнего вида, их поведения, значения в жизни человека. Введение в активный словарь:
существительные: корова, лошадь, коза, овца, кошка, собака и т. д.; котенок, щенок, жеребенок, ягненок и т. д.; рога, лапки, вымя, щетина, пятачок; курица – петух – цыплята, утка – селезень – утята, гусыня – гусь – гусята, индюшка – индюк – индюшата;
прилагательные: маленький, заботливая, пушистый и т. д.;
глаголы: ходит, плавает, летает; клюет, щиплет, грызет, лакает; мычит, мяукает, хрюкает.
2. Углубление представлений детей о зиме, о состоянии погоды зимой, о явлениях зимней природы,
существительные: зима, снег, снежинка, хлопья, крупка, метель, вьюга, поземка, снегопад, гололед, сугроб, узор;
прилагательные: холодный, белый, пушистый, морозный, сильный,
легкий;
глаголы: замерзать, покрывать, выпадать, завывать, заметать.
3. Закрепление знаний детей о новогоднем празднике, о том что в году 12 месяцев. Что год начинается 1 января. Введение в активный словарь:
существительные: месяц, праздник, украшение, елка, карнавал, серпантин, гирлянда, Дед Мороз, Снегурочка, подарок, гость, поздравление;
прилагательные: новогодний, красивый, нарядный, веселый;
глаголы: выступать, поздравлять, дарить.
4. Расширение представлений детей о диких животных наших лесов, установить связи между внешним видом, поведением животных и условиями зимнего сезона. Введение в активный словарь:
существительные: медведь, лиса, еж, заяц, белка, волк, барсук;; берлога, дупло, нора; запасы, сено, пойло; шуба, мех;
прилагательные: теплый, толстый, густой, вкусный;
глаголы: зимовать, питаться, запасать;
5. Расширение представлений детей о животных жарких стран и севера, об их повадках, образе жизни, особенностях внешнего вида. Введение в активный словарь:
существительные: крокодил, слон, кенгуру, жираф, бегемот, лев, тигр, носорог, обезьяна, зебра, морж, тюлень, песец, белый медведь, слоненок, пища, растение;
прилагательные: жаркий, знойный, южный, опасный, хищный, северный, холодный, ледяной;
глаголы: лежать, плыть, доставать, нападать, глотать, носить, ухаживать, жевать, кормить.
6..Формирование представлений у детей о повадках зимующих птиц, их поведении в разную погоду. Введение в активный словарь:
существительные: ворона, сорока, воробей, снегирь, синица, голубь; кормушка, корм, помогать;
прилагательные: голодный, замерзший, резвый;
глаголы: кормить, сыпать, клевать, прилетать.
7. Дать детям представления о труде людей, показать результаты труда, его общественную значимость Расширение представлений о труде работников транспорта, детского дома, ателье, стройки .Дать знания о том, что для облегчения труда людей используется разнообразная техника. Учить использовать существительные с обобщающим значением: строитель, хлебороб, рабочий, военный и др. Введение в активный словарь:
существительные: шофер, водитель, машинист, летчик, капитан, кондуктор, воспитатель, логопед, методист, повар, прачка, врач, медсестра, кладовщица; портниха (швея), закройщица; каменщик, крановщик, штукатур, маляр, плотник, кровельщик; пограничник, моряк; экскаватор, трактор, картофелечистка, электромясорубка, пылесос и т.д.;
прилагательные: нужный, полезный, трудный, интересный, необходимый;
глаголы: водить, управлять, воспитывать, учить, лечить, готовить, стирать, выдавать; кроить, шить; строить, штукатурить, красить, делать, крыть; защищать, охранять;
наречия: старательно, слаженно, умело, бережно.
8. Обобщение представлений о характерных признаках весны: увеличении светового дня, таянии снега, ледоходе и его причинах, росте травы, набухании почек и распускании листьев, появлении насекомых, возвращении птиц. Уточнять представления о жизни растений весной. Введение в активный словарь:
существительные: весна, оттепель, солнце, облако, сосулька, капель, проталина, ручей, лужа, ледоход, почка, мать-и-мачеха, подснежник, травинка, насекомое, бабочка, муха;
прилагательные: голубой, чистый, теплый, первый, длинный, звонкий, зеленый, хрупкий;
глаголы: наступать, таять, пригреватъ, капать, появляться, течь, грохотать, набухать, расцветать.
9. Обобщение и расширение знаний детей о родном городе, его истории, его достопримечательностях. Познакомить с основными правилами поведения на улицах города. Введение в активный словарь:
существительные: город, Мценск, площадь Ленина, Свято - Троицкий собор, улица, перекресток, светофор;
прилагательные: красивый, прекрасный, замечательный, великолепный, позолоченный, опасный, оживленный, мигающий;
глаголы: возникать, стоять, раскинуться, течь, возвышаться, следить, переходить.
10. Ознакомление детей с перелетными птицами, их внешним видом и отличительными признаками. Введение в активный словарь:
существительные: скворец, ласточка, жаворонок, журавль, соловей, стриж, грач;
прилагательные: звонкий, голосистый, проворный;
глаголы: прилетать, вить, выводить.
3 этап.
1. Обобщение представлений о характерных признаках весны: увеличении светового дня, таянии снега, ледоходе и его причинах, росте травы, набухании почек и распускании листьев, появлении насекомых, возвращении птиц. Уточнение представлений о жизни растений весной. Введение в активный словарь:
существительные: весна, оттепель, солнце, облако, сосулька, капель, проталина, ручей, лужа, ледоход, почка, мать-и-мачеха, подснежник, травинка, насекомое, бабочка, муха;
прилагательные: голубой, чистый, теплый, первый, длинный, звонкий, зеленый, хрупкий;
глаголы: наступать, таять, пригреватъ, капать, появляться, течь, грохотать, набухать, расцветать.
2. Расширение представлений детей о транспорте, формирование представлений о пассажирском и грузовом транспорте. Введение в активный словарь:
существительные: машина, грузовик, автобус, троллейбус, трамвай, поезд, метро, самосвал, фургон;
прилагательные: грузовой, пассажирский, электрический, удобный, быстрый;
глаголы: перевозить, грузить.
3. Ознакомление детей с перелетными птицами, их внешним видом и отличительными признаками. Введение в активный словарь:
существительные: скворец, ласточка, жаворонок, журавль, соловей, стриж, грач;
прилагательные: звонкий, голосистый, проворный;
глаголы: прилетать, вить, выводить.
4.Показать, что весной происходит оживание и бурный рост
растений, а так же комнатных цветов. Обобщение представления об уходе за комнатными растениями весной. Введение в активный словарь:
существительные: растение, цветок, стебель, лист, корень, лютики, подснежники, ландыши, кактус, фиалка, толстянка, бегония, подкормка, черенкование, рыхление, полив, пересадка;
прилагательные: зеленый, сочный, гладкий, блестящий, опушенный,
колючий, рыхлый, влажный, теплый;
глаголы: ухаживать, поливать, рыхлить, протирать, опрыскивать, пересаживать, черенковать.
5. Закрепление умения различать деревья по листьям, плодам, семенам, стволам. Введение в активный словарь:
существительные: береза, рябина, клен, дуб, ель, осина, сосна; прилагательные: белоствольный, тонкий, могучий, раскидистый, вечнозеленый, лиственный, хвойный.
6. Формирование у детей представлений о жизни морей, океанов. Формирование представлений о пресноводных рыбах, их образе жизни, повадках, размножении. Введение в активный словарь:
существительные: море, океан, река, озеро, пруд, рыба, малек, икра, охота, хищник; акула, дельфин, скат, меч-рыба, щука, сом, окунь, лещ, карась;
прилагательные: прозрачный, юркий, хищный, длинный, зубастый, усатый;
глаголы: плавать, охотиться, притаиться, размножаться, питаться.
7. Обобщение и расширение знаний о жизни насекомых весной, о
вредных и полезных насекомых. Введение в активный словарь:
существительные: насекомое, бабочка, жук, коровка, кокон, гусеница, комар, муха, пчела, оса, шмель;
прилагательные: вредный, полезный, майский;
глаголы: вредить, уничтожать, точить, грызть, помогать, лежать, ползать.
8. Углубление знаний детей о России, памятных датах в ее истории. Формирование представлений о крае и городе, в котором живешь. Воспитание чувства гордости за Родину. Знакомство с великим подвигом народа во время великой отечественной войны. Введение в активный словарь:
существительные: родина, страна, государство, край, Россия, граница, столица, Москва, Краснодар; герой, подвиг, война;
прилагательные: любимая, единственная, огромная, прекрасная;
глаголы: любить, беречь, охранять.
Методы и приёмы словарной работы.
Введение новых слов в словарь | Закрепление и активизация словаря |
Методы | Возраст | Методы | Возраст |
1. Непосредственное ознакомление с окружающим и обогащение словаря | Рассматривание и обследование предметов | Во всех возрастных группах | Рассматривание игрушек | Во всех возрастных группах |
| Наблюдения за животными, растениями; за деятельностью взрослых |
| Рассматривание картин знакомого содержания | Во всех возрастных группах |
| Осмотры помещения детского дома, целевые прогулки | Начиная со средней группы | Дидактические игры с игрушками, предметами и картинками | Во всех возрастных группах |
| Экскурсии (социальное окружение, природа) |
| Словесные игры | В средней и старших группах |
2. Опосредствованное ознакомление с окружающим и обогащение словаря | Показ картин с незнакомым (малознакомым) содержанием | Главным образом, в старших группах | Лексические (словарные) упражнения | Во всех возрастных группах, чаще в старших |
| Чтение и рассказывание литературных произведений | Во всех возрастных группах | Загадывание и отгадывание загадок | Во всех возрастных группах |
| Просмотр телепередач |
| Рассказывание детьми (разные типы связных высказываний на разном материале) | Преимущественно в средней и старших группах |
Картотека дидактических игр по развитию словаря у детей 5-6 лет.
1. «НАЙДИ СЕБЕ ПАРУ».
2. «ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ?»
3. «КТО БОЛЬШЕ СЛОВ ПРИДУМАЕТ».
4. «ИЩИ».
5. «ПРИДУМАЙ САМ».
6. «ИГРА В ЗАГАДКИ».
7. «ВСПОМНИ РАЗНЫЕ СЛОВА».
8. «СТОП! ПАЛОЧКА, ОСТАНОВИСЬ!».
9. »КАКАЯ, КАКОЙ, КАКОЕ?»
10. «КТО БОЛЬШЕ ВСПОМНИТ».
11. «ПРИДУМАЙ ДРУГОЕ СЛОВО».
12. «О ЧЁМ Я СКАЗАЛА?»
13. «НАОБОРОТ».
14. «ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО».
15. «СКАЖИ ПО-ДРУГОМУ».
16. «СКАЖИ, ЧТО ТЫ СЛЫШИШЬ».
17. «НАЙДИ ПРОТИВОПОЛОЖНОЕ СЛОВО».
18. «ГДЕ Я БЫЛ?»
19. «НАДО СКАЗАТЬ ПО-ДРУГОМУ».
20. «ЧТО НЕВЕРНО?»
21. «КТО НАЙДЁТ КОРОТКОЕ СЛОВО?»
22. «О ЧЁМ ЕЩЁ ТАК ГОВОРЯТ?»
23. «КТО ЗНАЕТ, ПУСТЬ ПРОДОЛЖИТ».
24. “Загадочный шар”.
25. “Бюро находок”.
26.“Веселый поваренок”.
1. «НАЙДИ СЕБЕ ПАРУ».
Цель. Учить детей вслушиваться в звучание слов; упражнять в самостоятельном назывании слов и чётком произношении звуков в них.
Ход игры. Предложить детям найти себе пару. Для этого один из детей говорит слово, а другой отзывается похожим словом, например: петрушка – пеструшка. Дети, составившие пару, отходят в сторону и придумывают слова, близкие по звучанию (машина – шина, носок – песок), но отвечать должен тот ребёнок, который подбирал рифму.
2. «ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ?»
Цель. Учить детей группировать слова по смыслу, понимать прямое и переносное значение слов.
Ход игры. Педагог спрашивает детей: «Можно ли так сказать? Как вы понимаете это выражение?» Дети объясняют словосочетания.
Свежий ветер – прохладный.
Свежая рыба – недавно выловленная, неиспортившаяся.
Свежая рубашка – чистая, выстиранная, выглаженная.
Свежая газета – новая, только что купленная.
Свежая краска – невысохшая.
Свежая голова – отдохнувшая.
3. «КТО БОЛЬШЕ СЛОВ ПРИДУМАЕТ».
Цель игры. Активизировать словарь, расширять кругозор.
Ход игры. Дети образуют круг. Педагог называет звук и просит ребят придумать слова, в которых встречается этот звук. Один из играющих бросает кому-либо мяч. Ребёнок, поймавший мяч, дожжен сказать слово с установленным звуком. Тот, кто не придумал слово или повторил уже сказанное кем-либо, пропускает ход.
4. «ИЩИ».
Цель. Упражнять детей в употреблении прилагательных, согласованных с существительными.
Ход игры. Дети должны в течение 10 – 15 секунд увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного цвета (или одинаковой формы, или из одного материала). По сигналу один ребёнок начинает перечислять предметы, другие дети дополняют. Выигрывает тот, кто правильно назовёт большее количество предметов.
5. «ПРИДУМАЙ САМ».
Цель. Обучать детей правильному составлению предложений с заданным количеством слов.
Ход игры. Даны опорные слова: осень, листопад, снег, снежинки. Нужно составить предложение из 3, 4, 5 слов. Ребёнок, первым составивший предложение, получает фишку.
6. «ИГРА В ЗАГАДКИ».
Цель. Расширять словарный запас детей.
Ход игры. Дети сидят на скамейке. Педагог загадывает загадки. Ребёнок, отгадавший загадку, выходит и сам загадывает. За отгадывание и загадывание загадок ребята получают фишки. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек.
7. «ВСПОМНИ РАЗНЫЕ СЛОВА».Цель. Учить вслушиваться в звучание слов; упражнять в самостоятельном назывании слов и чётком произношении звуков в них.
Ход игры. Дети становятся в круг. Каждый ребёнок должен назвать какое-нибудь слово и сказать его следующему участнику; следующий участник говорит тоже одно слово. Так, по очереди все дети должны произнести по одному слову. Через три круга игра останавливается. Нельзя повторять одно слово дважды. Тот, кто не сумел быстро назвать слово или повторил уже названное, выходит из круга.
8. «СТОП! ПАЛОЧКА, ОСТАНОВИСЬ!».
Цель. Упражнять в самостоятельном назывании слов и чётком произношении звуков в них.
Ход игры. Дети становятся в круг, педагог – в центре и говорит, что они будут описывать животное, и каждый ребёнок должен что-то сказать о нём. Например, взрослый говорит: «Медведь!» - и передаёт палочку ребёнку, тот отвечает: «Бурый!» - и передаёт палочку следующему. Кто не сможет ничего сказать о животном, выходит из игры.
9. »КАКАЯ, КАКОЙ, КАКОЕ?»
Цель. Учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению.
Ход игры. Педагог называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди подбирают как можно больше признаков, соответствующих данному предмету.
Белка – рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая.
Пальто – тёплое, зимнее, новое, старое. И т.д.
10. «КТО БОЛЬШЕ ВСПОМНИТ».
Цель. Расширять словарный запас детей.
Ход игры. Педагог просит посмотреть на картинки и рассказать, что делают предметы: метель (метёт, вьюжит, пуржит); дождь (льёт, моросит, накрапывает, капает, начинается); ворона (летает, каркает, сидит, ест).
11. «ПРИДУМАЙ ДРУГОЕ СЛОВО».
Цель. Расширять словарный запас детей.
Ход игры. Педагог предлагает детям составить словосочетания по примеру: бутылка из-под молока – молочная бутылка.
Кисель из клюквы - …(клюквенный кисель).
Суп из овощей - …(овощной суп).
Пюре из картофеля - …(картофельное пюре). И т.д.
12. «О ЧЁМ Я СКАЗАЛА?»
Цель. Учить детей различать в слове несколько значений, сравнивать их, находить общее и различное.
Ход игры. Педагог говорит, что есть слова, которые мы употребляем часто, и много разных предметов называем одним и тем же словом: головка (куклы, лука, чеснока, голова человека); иголка (у шприца, у ели, у сосны, швейная, у ёжика); нос (у человека, у чайника, у самолёта); ножка; ручка; крыло и т.д.
13. «НАОБОРОТ».
Цель. Развивать у детей сообразительность, быстроту мышления, расширять словарь антонимов.
Ход игры. Педагог (или ребёнок) называет слово, дети подбирают к нему слово с противоположным значением ( далёкий – близкий, высокий – низкий).
14. «ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО».
Цель. Учить детей подбирать однокоренные слова.
Ход игры. Педагог читает стихотворение, а дети должны добавить слова, связанные со словом «снег».
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю…(снег).
С неба все скользят пушинки –
Серебристые…(снежинки).
Вот веселье для ребят –
Всё сильнее…(снегопад).
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в ...(снежки).
Словно в белый пуховик
Нарядился…(снеговик).
Рядом снежная фигурка
Эта девочка…(снегурка).
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил…(снег).
(И.Лопухина)
- Какие слова вы подобрали? На какое слово они все похожи?
15. «СКАЖИ ПО-ДРУГОМУ».
Цель. Учить подбирать синонимы.
Ход игры. Педагог говорит, что в этой игре дети должны будут называть слова, близкие по значению (например, стужа – мороз).
16. «СКАЖИ, ЧТО ТЫ СЛЫШИШЬ».
Цель. Развивать фразовую речь.
Ход игры. Педагог предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали (сигнал машины, шорох падающего листа, разговор прохожих и т.д.) Дети должны отвечать полным
предложением.
17. «НАЙДИ ПРОТИВОПОЛОЖНОЕ СЛОВО».
Цель. Учить детей подбирать противоположные по смыслу слова в заданиях разного типа.
Ход игры. Педагог задаёт предложение и предлагает детям ответить на вопросы: «Если суп не горячий, то, значит, он какой?», «Если в комнате не светло, то как?», «Если нож не острый, то он…», «Если сумка не лёгкая, то она…» и т.д.
18. «ГДЕ Я БЫЛ?»
Цель. Учить детей образовывать формы винительного падежа множественного числа одушевлённых существительных.
Ход игры. Педагог говорит: «Ребята, отгадайте, где я была? Я видела медуз, морских коньков, акул. Где же я была? (На море).
- А теперь вы загадайте мне загадки о том, где вы были. Расскажите, кого вы видели. Главное в этой игре – не отгадывание, а составление загадки.
19. «НАДО СКАЗАТЬ ПО-ДРУГОМУ».
Цель. Учить детей подбирать слова, близкие по смыслу.
Ход игры. Педагог говорит: «У одного мальчика было плохое настроение. Какими словами можно о нём сказать? Я придумала слово «печальный». Давайте также попробуем заменить слова в других предложениях». Дождь идёт (льёт). Воздух чистый (свежий).
20. «ЧТО НЕВЕРНО?»
Цель. Развивать слуховое внимание и речь; приучать обнаруживать смысловые несоответствия; подбирать нужные слова с учётом содержания текста.
Ход игры. Детям дважды читают стихотворение и предлагают найти несоответствие.
Это верно или нет, что, как сажа, чёрен снег,
Сахар – горек, уголь – бел, ну а трус, как заяц, смел?
Что летать умеет рак, а медведь плясать мастак,
Что растут на вербе груши, что киты живут на суше,
Что с зари и до зари сосны валят косари?
Ну а белки любят шишки, а лентяи любят труд,
А девчонки и мальчишки в рот пирожных не берут?
Если дети назовут не все ошибки, то воспитатель читает стихотворение ещё раз.
21. «КТО НАЙДЁТ КОРОТКОЕ СЛОВО?»
Цель. Учить делить слова на слоги.
Ход игры. Педагог говорит детям, что узнать длину слова можно по шагам (или хлопкам). Он произносит слово «суп» и одновременно шагает. Педагог говорит, что получился только один шаг, так это короткое слово. Дети выстраиваются вдоль линии, и по одному начинают произносить слова и делать шаги. Кто неверно разделит слово на слоги, выходит из игры.
22. «О ЧЁМ ЕЩЁ ТАК ГОВОРЯТ?»
Цель. Закреплять и уточнять значение многозначных слов.
Ход игры. - Скажите, пожалуйста, о чём ещё можно так сказать:
Идёт дождь: идёт… (снег, зима, собака, дым, человек).
Играет … (музыка, девочка).
Горький … (перец, лекарство).
23. «КТО ЗНАЕТ, ПУСТЬ ПРОДОЛЖИТ».
Цель. Закреплять употребление в речи обобщающих слов.
Ход игры. Педагог называет обобщающие слова, а дети – видовое понятие, например, «Насекомое – это…». Дети: «Муха, комар,…».
24“Загадочный шар”.
Материал с сайта www.logoped.ru
Цель: активизация и расширение словарного запаса детей путем многозначности слов. Составление простого описания предмета. Усвоение конструкции сложноподчиненных предложений.
Развитие словесно-логического мышления через загадывание загадок.
Описание игры:
Вариант 1:
Ребята, сегодня на занятие пришел Незнайка. Он очень любит путешествовать на воздушном шаре. Шар бывает разный. Воздушный шар – он сделан из резины. Значит он какой? - …..Это игрушка, им играют дети. А какой еще шар вы знаете? Окошко откроется лишь тогда, когда вы угадаете, какой еще может быть шар, обозначающий другой предмет. Как называется наша планета? – (Земля). Как можно назвать планету, где живут люди - … ЗЕМНОЙ ШАР. Солнечную планету можно назвать …- СОЛНЕЧНЫЙ ШАР. Спортсмены играют в теннис. Чем они играют? … ТЕННИСНЫЙ ШАР. Чем украшают елку на Новый Год? … ЁЛОЧНЫЙ ШАР. На клумбе зацвел красивый цветок, он желтого цвета и называется он… . ЗОЛОТОЙ ШАР
|
|
Вариант 2: Загадывание загадок. Окошко откроется, если правильно отгадаете загадку. Какие слова вам помогли ее отгадать?
Ни начала, ни конца, Ни затылка, ни лица. Знают все, и млад и стар, Что она - большущий шар. Сколько ни езди, ни ходи, Тебе конца тут не найти. (Земной шар) | Ты весь мир обогреваешь Ты усталости не знаешь, Улыбаешься в оконце, И зовут тебя все - (Солнце или солнечный шар) На зеленой хрупкой ножке Вырос шарик у дорожки. Ветерочек прошуршал И развеял этот шар. (Одуванчик) | Расцветает ландыш в мае, Астра осенью цветёт. А зимою расцветаю Я на ёлке каждый год. Целый год лежал на полке, Все забыли про меня. А теперь вишу на ёлке, Потихонечку звеня. (Шар) |
|
|
25 “Бюро находок”.
Материал с сайта www.logoped.ru
Цель: активизация и расширение словарного запаса детей по темам: “Перелетные птицы”, “Зимующие птицы”. Образование существительных с уменьшительными суффиксами. Закрепление навыка образования относительных прилагательных. Составление простого описания предмета.
Усвоение некоторых форм словоизменения: окончаний имён существительных в родительном падеже, в единственном и множественном числе, глаголов настоящего времени и прошедшего времени.
Описание игры: Вариант 1.
Умная птица, извольте спуститься.
Вы потеряли перо.
На желтой аллее, где клены алеют
Ждет вас находка в “Бюро”.
Давайте заглянем в “Бюро находок” и посмотрим, чьи перья попали в бюро находок. Перо воробья - ….Чье перо попало в бюро? – (воробьиное перо). Перо соловья …. Чье перо? – (соловьиное). Перо вороны… чье перо? – (воронье). Перо журавля… чье перо ?- журавлиное и т.д.
Вариант 2.
Назови ласково птиц. Соловей- соловушка, воробей- воробышек, ворона – воронушка, журавль- журавушка, журавлик и т. д.
Давай назовем птиц, когда она одна и когда их много.
Один соловей- много соловьев, одна ворона –много ворон, один журавль- много журавлей и т.д.
3. Поиграем с птицами. Что делает птица? -…(летает птица- улетела птица- прилетит птица весной и т.д.)
Вариант 3.
В “Бюро находок” пришли дети, которые потеряли свою рукавицу, носок, шапочку. Помогите им найти свою рукавицу, свой носок, свою шапочку….
26“Веселый поваренок”.
Материал с сайта www.logoped.ru
Цель: активизация и расширение словарного запаса детей по теме “Продукты питания. Закрепление навыка образования относительных прилагательных. Составление простого описания предмета.
Описание игры:
Вариант 1: Мама готовила завтрак. Она варила любимую кашу для своей доченьки (сыночка). Каша получилась очень вкусная.
“Мама каши наварила
Доченька послушала
И всю кашку... скушала!”
Отгадайте, из какой крупы мама сварила кашу? Какая получилась каша, если ее приготовили из манки, гречки, риса, пшена и т.д.
|
|
Вариант 2: Мама пришла с работы и очень устала. Папа и дочка, (сынок) решили приготовить ужин. Вскипятили молоко и положили крупу. Вкусная получилась каша. Какую кашу будет кушать мама и вся семья? -… Каша из манки – манная; из риса – рисовая, из гречки -….; из пшена - … .
Загрузка...
Работа воспитателя по развитию словаря в старшей группе.
тема | Лексический материал |
«Осень» | Предметный словарь: листопад, дождь, ливень, ветер, листва. Словарь действий: капать, моросить, убирать, дуть. Словарь признаков: осенний, пасмурный, дождливый, спелый, опавший. |
«Фрукты» | Предметный словарь: фрукты, компот, варенье, слива, вишня. Словарь действий: выращивать, собирать, мыть, резать, варить. Словарь признаков: малиновый, лимонный, круглый, овальный. Антонимы: кислый – сладкий. |
«Овощи» | Предметный словарь: огород, урожай, овощи. Словарь действий: собирать, мыть, чистить, резать, готовить. Словарь признаков: свекольный, синий, круглый, овальный. Антонимы: морковь сладкая – лук горький. Наречия: вкусно, полезно. |
«Детский дом» | Предметный словарь: группа, режим, имена, отчества работников детского дома. Словарь действий: клеить, читать, танцевать, играть, спать, гулять. Словарь признаков: детский, яркий, весёлый, тёплый, маленький. Наречия: уютно, тепло, красиво. |
«Игрушки» | Предметный словарь: игрушки, кубики, куклы, мишки, машины. Словарь действий: играть, разбрасывать, строить, делиться, веселиться, шалить, кричать, смеяться. Словарь признаков: резиновый, круглый, полосатый, быстроногая, красивая. Антонимы: мишка неуклюжий – Буратино проворный. Наречия: тихо, шумно, весело, дружно, интересно. |
«Части тела» | Предметный словарь: ладони, колени, локти, запястья. Словарь действий: мыть, вытирать, сушить. Словарь признаков: грязные, чистые, грустные, печальные, карие, синие. |
«Зима» | Предметный словарь: вьюга, метель, буран, позёмка, снегопад, град, гололёд. Словарь действий: ложится, сверкает, блестит. Словарь признаков: белый, пушистый, мягкий. Антонимы: мягкий – твёрдый. Наречия: морозно, холодно, темно, хмуро. |
«Новый год» | Предметный словарь: утренник, Дед Мороз, Снегурочка, ёлка. Словарь действий: наряжать, украшать, праздновать, петь, танцевать. Словарь признаков: стеклянный, круглый, блестящий. Наречия: шумно, весело, дружно. |
«Дикие животные» | Предметный словарь: лес, звери, берлога, логово, дупло, морда, туловище, лапы, когти. Словарь действий: прыгает, скачет, грызёт, дрожит. Словарь признаков: огромный, лохматый, неуклюжий, косолапый. Антонимы: проворный – неповоротливый. Наречия: ловко, быстро, стремительно. |
«Транспорт» | Предметный словарь: кабина, салон, иллюминатор, фары, трамвай, самолёт. Словарь действий: едет, мчится, несётся, тормозит. Словарь признаков: мягкие, жёсткие, удобные, водный, наземный, воздушный. Антонимы: спуститься – подняться, отходить – приходить. |
«День защитника Отечества» | Предметный словарь: Родина, армия, войска, защитник, матросы, лётчики, танкисты. Словарь действий: стрелять, защищать, тренироваться. Словарь признаков: смелые, ловкие, сильные, отважные. Наречия: смело, решительно, отважно. |
«Посуда» | Предметный словарь: кофейник, самовар, блюдо, дуршлаг, сервиз. Словарь действий: резать, жарить, варить, печь. Словарь признаков: глубокая, мелкое. Наречия: вкусно, горячо, сладко. |
«Мебель» | Предметный словарь: стол, стулья, шкаф, сервант, мойка, диван, кресла, гарнитур. Словарь действий: покупать, привозить, расставлять, чинить, протирать, ломать, выбирать. Словарь признаков: высокий, большой, коричневый, блестящий. Наречия: удобно, комфортно, устойчиво, мягко, жёстко. |
«Весна»
| Предметный словарь: проталины, сосульки, ручьи, оттепель. Словарь действий: бегут, журчат, шумят. Словарь признаков: солнечный, тёплая, ветреная, весеннее, пасмурное. Антонимы: мягкий – твёрдый, горячий – холодный. Наречия: тепло, солнечно, светло, дождливо. |
«Птицы» | Предметный словарь: голубь, воробей, снегирь, грач, крыло, хвост, клюв, лапы. Словарь действий: чирикает, щебечет, воркует. Словарь признаков: невзрачный, боевой, драчливый. Антонимы: перелётная – зимующая. |
«Насекомые» | Предметный словарь: жук, стрекоза, муравей, комар, оса, пчела, муха, гусеница, куколка, бабочка, пыльца. Словарь действий: летать, виться, порхать, парить, нестись, зимовать, копошиться, мельтешить, жужжать, торопиться. Словарь признаков: быстрый, трудолюбивый, весёлый, проворный, дружный, заботливый. |
«Цветы» | Предметный словарь: фиалка, колокольчик, мак, ромашка, лютик, кашка, клевер, незабудка, василёк, луг, поле, поляна, аромат, стебель, лист, бутон, венок, букет. Словарь действий: рвать, срезать, собирать, нюхать, плести, уничтожать, обрезать, охранять, опылять. Словарь признаков: ароматный, красивый, нежный, душистый, свежий, алый, лиловый, белоснежный, голубой, белый, розовый, редкий, крупный. |