Тараканова С.С.
Влияние современных технологий
на повышение учебной и творческой мотивации учащихся
«Скажи мне - я забуду, покажи мне - я запомню, дай сделать самому - я пойму!»
Лгис Цурос
«Плохой учитель преподносит истину, хороший —учит её находить.»
А.Дистервег. « Единственный путь, ведущий к знанию — это деятельность»
Б. Шоу
Перед каждым творчески работающим учителем непременно возникает множество проблем, над решением которых он трудиться порой всю свою педагогическую жизнь. К таким проблемам относится проблема развития и поддержания интереса детей к учению, проблема падения мотивации к учению.
Как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу и активизировать их в течение всего урока, чтобы роль преподавателя состояла не в том, как яснее и красочнее, чем в учебнике сообщить необходимую информацию, а в том, чтобы стать организатором познавательной деятельности, где главное действующее лицо ученик.
Сейчас на помощь формирования положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности пришли новые педагогические технологии. Внедрение новых педагогических технологий в учебный процесс позволяет ® активизировать процесс обучения © повысить темп урока
© увеличить объем самостоятельной работы учащихся ® существенно влияют на мотивационную сферу учебного процесса © позволяет на уроках разнообразить формы работы, деятельность учащихся , активизировать внимание © повысить творческий потенциал личности © позволяет экономить время урока
Личностно-ориентированная технология обучения помогает мне в создании творческой атмосферы на уроке, а так же создает необходимые условия для развития индивидуальных способностей детей.
Технология уровневой дифференциации способствует более прочному и глубокому усвоению знаний, развитию индивидуальных способностей, развитию самостоятельного творческого мышления.
Свои уроки я строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося, использую трехуровневые задания, в том числе и контрольные работы. И у меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые - меньше ощущают своё отставание от сильных.
Проблемное обучение
Использование методов, основанных на создании проблемных ситуаций и активной познавательной деятельности учащихся, позволяет мне нацелить ребят на поиск и решение сложных вопросов, требующих актуализации знаний. Проблемную ситуацию на уроке создаю с помощью активизирующих действий, вопросов, подчеркивающих новизну, важность объекта познания. Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.
Структура проблемного урока
Цель урока | Этапы урока | Деятельность обучающихся |
ЗНАНИЕ | I. Создание проблемной ситуации | Формулирование вопроса: «Почему не получается?» |
| II. Постановка учебной задачи | Формулирование темы урока и его задачи |
| III. Поиск решения | Открытие субъективно нового знания, путем выдвижения и анализа гипотез |
| IV. Выражение решения | Выражение нового знания в доступной форме. Моделирование. |
| V. Реализация продукта | Представление продукта учителю и классу. |
Игровые технологии
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям:
дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;
учебная деятельность подчиняется правилам игры;
учебный материал используется в качестве ее средства;
в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы:
обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
познавательные, воспитательные, развивающие;
репродуктивные, продуктивные, творческие;
коммуникативные, диагностические, психотехнические и др.
Групповая технология
Технология групповой работы - это достаточно серьезный с методической точки зрения процесс, подчиняющийся своим определенным правилам. О них, а также о способах организации группы, методах работы внутри нее и рекомендациях по организации групповых консультаций мы поговорим на этот раз. Эта форма работы подразумевают создание таких условий, в рамках которых учащиеся активно взаимодействуют. Групповая работа строится на следующих принципах:
© Класс разбивается на несколько небольших групп (от 3 до 6 человек).
« Каждая группа получает свое задание. Задания могут быть одинаковыми для всех групп либо дифференцированными.
Внутри каждой группы между ее участниками распределяются роли.
Процесс выполнения задания в группе осуществляется на основе обмена мнениями, оценками.
© Выработанные в группе решения обсуждаются всем классом.
Надо отметить, что преимущество групповой работы в том, что ученик учится высказывать и отстаивать собственное мнение, прислушиваться к мнению других, сопоставлять, сравнивать свою точку зрения с точкой зрения других. Вырабатываются навыки контроля над действиями других и самоконтроля, формируется критическое мышление. Групповое обсуждение, дискуссия оживляют поисковую активность учащихся. Исследования показали, что группа из 4-х человек в большей мере склонна к обсуждению проблемы, чем группа из 8-ми человек и более продуктивна, чем работа пары. Важно и то, четной или нечетной является группа. Группа с четным составом учащихся при обсуждении сложной и спорной проблемы распадается на равные подгруппы и с трудом приходит к общему решению. Целесообразнее создавать группу с нечетным составом. Вообще считается смой оптимальной группа из 5-ти человек. При определении количественного состава группы надо помнить одно: с увеличением численного состава снижается ее работоспособность, соответственно — и результативность.
Организация групповой работы меняет функции учителя. Если на традиционном уроке он предает знания в готовом виде, то здесь должен быть организатором и режиссером урока, соучастником коллективной деятельности. Его действия сводятся к следующему:
Объяснение цели предстоящей работы.
Разбивка учащихся на группы.
Раздача заданий для групп.
Контроль за ходом групповой работы.
Попеременное участие в работе групп, но без навязывания своей точки зрения как единственно возможной, а побуждая к активному поиску.
. После отчета групп о выполненном задании учитель делает выводы. Обращает внимание на типичные ошибки. Дает оценку работе учащихся.
Информационно-коммуникационные технологии
На сегодняшний день информационно - коммуникационные технологии занимают всё большее и большее место в образовательном процессе. Главным преимуществом этих технологий является наглядность, так как большая доля информации усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на неё очень важно в обучении. Информационные технологии помогают сделать процесс обучения творческим и ориентированным на учащегося.
Использование ИКТ на уроках мне позволяет:
сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедийных возможностей;
эффективно решать проблему наглядности обучения;
расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся;
Внедрение ИКТ (информационных и коммуникационных технологий) в практику работы учителя начальных классов осуществляется по следующим направлениям:
Создание презентаций к урокам.
Работа с ресурсами Интернет.
Использование готовых обучающих программ.
Разработка и использование собственных авторских программ.
ИКТ технологии могут быть использованы на любом этапе урока:
Для обозначения темы урока.
В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию.
Как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.)
Для контроля учащихся.
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций. "Презентация" - переводится с английского как "представление".
РЕКОМЕНДАЦИИ К ОФОРМЛЕНИЮ ПРЕЗЕНТАЦИЙ ® Не загромождать отдельный слайд большим количеством информации! в На каждом слайде должно быть не более двух картинок.
® Размер шрифта на слайде должен быть не менее 24-28 пунктов, о Анимация возможна один раз в течение 5 минут (в нач. школе), о Вся презентация должна быть выдержана в одном стиле .
Количество слайдов с новой учебной информацией в презентации не должно превышать 4-6. Общее количество слайдов на 1 урок - 8-10.
« Презентация должна дополнять, иллюстрировать то, о чем идет речь на занятии. С одной стороны, не должна становиться главной частью урока, а с другой, не должна полностью дублировать материал урока
Вся презентация должна выполняться в одной цветовой палитре, на базе одного шаблона
Сжатый, информационный способ изложения материала
. Не следует использовать музыкальное или звуковое сопровождение, если оно не несет смысловую нагрузку
® Уроки, на которых презентация не средство обучения, а сама цель, так же малоэффективны
Здоровьесберегающие технологии
Важная составная часть здоровьесберегающей работы - это
рациональная организация урока. Показателем рациональной организации учебного процесса являются:
Объем учебной нагрузки - количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;
Нагрузка от дополнительных занятий в школе;
Занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п.
Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса.
Кроме того, определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, строго слежу за соблюдением учащихся правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока.
Физкультминутки я провожу, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность.
В состав упражнений для физкультминуток я включаю:
упражнения по формированию осанки,
укреплению зрения,
укрепления мышц рук,
отдых позвоночника,
упражнения для ног,
» упражнения на ковре,
« релаксационные упражнения для мимики лица,
« массаж области груди, лица, рук, ног, о психогимнастика,
Таким образом, использование новых педагогических технологий на уроках, сотрудничество учителя и учащихся способствуют повышению мотивации учащихся к обучению, организации атмосферы свободного развития каждого обучающегося, сопровождаемой радостью и высоким уровнем познавательной активности.