Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников.
Просмотр содержимого документа
«Влияние учителя на здоровье младших школьников»
Влияние учителя на здоровье младших школьников.
В структуре заболеваемости младших школьников преобладают
- нарушение осанки,
- снижение остроты зрения
- неврозы,
- Вегетососудистые дистании.
Во время урока:
* 15% детей доминирует позитивное настроение, основу которого составляют активность в учебной деятельности, уверенность в своих силах, удовлетворённость результатами работы.
* Почти 50% детей находятся в состоянии психологического дискомфорта, у них наблюдается апатия, пассивность, усталость, раздражение.
*У остальных 35% имеет место неустойчивое переменное психо – эмоциональное состояние.
- К концу учебного года утрачивают интерес к учению 20% учащихся 1 – 2 классов.
- 30-35% учащихся 3 – 4 классов
Гигиенические условия в классе (кабинете):
- чистота,
- температура и свежесть воздуха,
- рациональность освещения класса и доски,
- наличие/отсутствие монотонных, неприятных раздражителей и т. п.
Следует отметить, что утомляемость школьников и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий .
Физкультминутки и физкультпаузы
- Физкультминутки и физкультпаузы являются обязательной составной частью урока. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность (норма - на 15-20 минут урока по 1 минуте из трех легких упражнений с 3-4 повторениями каждого), а также эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять.
Число видов учебной деятельности, используемых учителем:
- опрос учащихся,
- письмо,
- чтение,
- слушание,
- рассказ,
- рассматривание наглядных пособий,
- ответы на вопросы,
- решение примеров, задач,
- практические занятия и т. д .
Нормой считается 4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомляемости школьников. Вместе с тем вам необходимо помнить, что частая смена одной деятельности на другую требует от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости .
Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности
Ориентировочная норма: 7-10 минут
Число использованных учителем видов преподавания:
*словесный,
* наглядный,
*аудиовизуальный,
*самостоятельная работа и др.
Норма - не менее трех за урок.
Чередование видов преподавания
- не позже чем через 10-15 минут.
Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы.
- Степень естественности позы школьников на уроке может служить хорошим индикатором психологического воздействия учителя, степени его авторитаризма: механизм здоровьеразрушающего воздействия авторитарного учителя состоит, в частности, в том, что дети на его уроках избыточно напряжены.
- Эта изматывающая ситуация не только резко повышает уровень невротизации школьников, но и губительно отражается на их характере.
- анализировать педагогическую ситуацию в условиях педагогики оздоровления;
- владеть основами здорового образа жизни;
- устанавливать контакт с коллективом учащихся;
- наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение;
- прогнозировать развитие своих учащихся;
- моделировать систему взаимоотношений в условиях педагогики оздоровления;
- личным примером учить учащихся заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих людей.
Что педагог должен уметь:
Благоприятный психологический климат на уроке.
Благоприятный психологический климат на уроке служит одним из показателей успешности его проведения: заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем определяет позитивное воздействие школы на здоровье.
«Ученик- это молодой росток, которого мы не тянем за стебли и ветки ввысь, а лишь как умелые огородники удобряем почву, бережно относимся к каждому, и только они сами рвутся навстречу к солнцу. Если он не раскроется в науке, пусть познает радость труда, научится своими руками создавать прекрасное в школьных мастерских».
по материалам книги Н.К.Смирнова «Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе»
по материалам книги Н.К.Смирнова «Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе»