СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся
Внеаудиторная самостоятельная работа
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по литературе
ДЛЯ ОБУЧАЮШИХСЯ КОЛЛЕДЖА
Пояснительная записка
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся – планируемая учебная, учебно-исследовательская, проектная работа, выполняемая при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия , является обязательной для каждого обучающегося.
Целью самостоятельной работы обучающихся является:
-обеспечение профессиональной подготовки выпускника ; содействие оптимальному усвоению учебного материала, развитие познавательной активности, готовности и потребности в самообразовании, формирование культуры читательского восприятия и достижение читательской самостоятельности обучающихся, основанных на навыках анализа и интерпретации литературных текстов.
Задачами, реализуемые в ходе проведения внеаудиторной самостоятельной работы по литературе обучающихся в образовательной среде колледжа являются:
- получение опыта медленного чтения произведений русской, родной (региональной) и мировой литературы;
-овладение необходимым понятийным и терминологическим аппаратом, позволяющим обобщать и осмыслять читательский опыт в устной и письменной форме;
-овладение навыком анализа текста художественного произведения (умение выделять основные темы произведения, его проблематику, определять жанровые и родовые, сюжетные и композиционные решения автора, место, время и способ изображения действия, стилистическое и речевое своеобразие текста, прямой и переносные планы текста, умение «видеть» подтексты);
-формирование умения анализировать в устной и письменной форме самостоятельно прочитанные произведения, их отдельные фрагменты, аспекты;
-формирование умения самостоятельно создавать тексты различных жанров (ответы на вопросы, рецензии, аннотации и др.);
-овладение умением определять стратегию своего чтения;
-овладение умением делать читательский выбор;
формирование умения использовать в читательской, учебной и исследовательской деятельности ресурсов библиотек, музеев, архивов, в том числе цифровых, виртуальных;
-овладение различными формами продуктивной читательской и текстовой деятельности (проектные и исследовательские работы о литературе, искусстве и др.);
-знакомство с историей литературы: русской и зарубежной литературной классикой, современным литературным процессом;
-знакомство со смежными с литературой сферами искусства и научного знания (культурология, психология, социология и др.).
-систематизация, закрепление, углубление и расширение полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;
-развитие познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
-формирование самостоятельности мышления: способности к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
-овладение практическими навыками применения информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
-развитие исследовательских умений, навыков организации самостоятельного учебного труда и контроля за его эффективностью.
Правила по планированию и реализации внеаудиторной самостоятельной учебной деятельности:
Прежде чем выполнить любое дело, четко сформулируйте цель предстоящей деятельности.
Подумайте и до конца осознайте, почему вы будете это
делать, для чего это нужно.
Оцените и проанализируйте возможные пути достижения цели. Постарайтесь учесть все варианты.
Выберите наилучший вариант, взвесив все условия.
Наметьте промежуточные этапы предстоящей работы,
определите время выполнения каждого этапа.
Во время реализации плана постоянно контролируйте себя и свою деятельность. Корректируйте работу с учетом получаемых результатов, т. е. осуществляйте и используйте обратную связь.
По окончании работы проанализируйте ее результаты,
оцените степень их совпадения с поставленной целью. Учтите
сделанные ошибки, чтобы их избежать в будущем.
При выполнении заданий самостоятельной работы предстоит:
сбор и изучение информации;
анализ, систематизация и трансформация информации;
отображение информации в необходимой форме;
консультация у преподавателя;
коррекция поиска информации и плана действий (при необходимости);
оформление работы;
поиск способа подачи выполненного задания;
представление работы на оценку преподавателя или
группы (при необходимости).
Контроль результатов самостоятельной работы может осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия и самостоятельную работу по предмету , проходит в письменной, устной или смешанной форме с предоставлением изделия или продукта творческой деятельности.
Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся являются:
уровень освоения учебного материала;
умение использовать теоретические знания и умения при выполнении практических задач;
уровень сформированности общих и профессиональных компетенций.
По итогам самостоятельной работы обучающиеся должны:
- развить такие универсальные умения, как принимать решения, проектировать свою деятельность и осуществлять задуманное, проводить исследование, осуществлять и организовывать коммуникацию;
- научиться проводить рефлексию: формулировать получаемые результаты, переопределять цели дальнейшей работы, корректировать свой образовательный маршрут;
- познать радость самостоятельных побед, открытий, творческого поиска.
В пособии предлагается перечень внеаудиторных самостоятельных работ, которые обучающиеся должны выполнить в течение учебного года. При выполнении внеаудиторных самостоятельных работ обучающиеся могут обращаться к преподавателю для получения консультации.
В результате выполнения заданий по внеаудиторной самостоятельной работы по литературе обучающийся колледжа научится:
– демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;
– в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:
• обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты);
• использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;
• давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;
• анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;
• определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;
• анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом);
• анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);
– осуществлять следующую продуктивную деятельность:
• давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);
• выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.
получит возможность научиться:
– давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т. п.);
– анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности;
– анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);
– анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст.
получит возможность узнать:
– о месте и значении русской литературы в мировой литературе;
– о произведениях новейшей отечественной и мировой литературы;
– о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет;
– об историко-культурном подходе в литературоведении;
– об историко-литературном процессе XIX и XX веков;
– о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений;
– имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными в общемировой и отечественной культуре;
– о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой.
Самостоятельная внеаудиторная работа № 1
Подготовка сообщения: « Лирические размышления Ф.И. Тютчева»
Цель: формирование культуры читательского восприятия и достижение читательской самостоятельности обучающихся, основанных на навыках анализа и интерпретации литературных текстов
1.Прочитайте стихотворения: «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...»), «Нам не дано предугадать…», «Не то, что мните вы, природа…», «О, как убийственно мы любим...», «Певучесть есть в морских волнах…», «Умом Россию не понять…», «Silentium!» и др.
2.В устной и письменной форме обобщите свой читательский опыт.
3.Подготовьте сообщение на тему: « Лирические размышления Ф.И. Тютчева» по материалам прочитанных стихотворений.
Самостоятельная внеаудиторная работа №2
Подготовка сообщения на тему: « Основные мотивы лирики А.А. Фета »
Цель: формирование навыка ориентации в периодических изданиях, других информационных ресурсах, освещающих литературу, рецензии критиков для создания сообщения
1.Прочитайте стихотворения: «Еще майская ночь», «Как беден наш язык! Хочу и не могу…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Учись у них – у дуба, у березы…», «Шепот, робкое дыханье…», «Это утро, радость эта…», «Я пришел к тебе с приветом…», «Я тебе ничего не скажу…» .
2.В устной и письменной форме обобщите свой читательский опыт.
3. Подготовьте сообщение на тему: « Основные мотивы лирики А.А. Фета » по материалам прочитанных стихотворений.
Самостоятельная внеаудиторная работа №3
Подготовка сообщения: «Основные мотивы лирики А.К. Толстого»
Цель: формирование читательской самостоятельности
1.Прочитайте стихотворения: «Меня, во мраке и в пыли…», «Двух станов не боец, но только гость случайный…».
2.В устной и письменной форме обобщите свой читательский опыт.
3. Подготовьте сообщение на тему: «Основные мотивы лирики А.К. Толстого» по материалам прочитанных стихотворений.
Самостоятельная внеаудиторная работа №4
Подготовка сообщения: «Система образов в творчестве Н.А. Некрасова»
Цель: развитие навыков обращения к справочно-информационным ресурсам, в том числе и виртуальным, связанных с поиском информации о писателе, произведениях, его интерпретациях
1.Прочитайте стихотворения: «Блажен незлобивый поэт…», «В дороге», «В полном разгаре страда деревенская…», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «О Муза! я у двери гроба…», «Поэт и Гражданин», «Пророк», «Родина», «Тройка», «Размышления у парадного подъезда», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), поэму «Русские женщины».
2.В устной и письменной форме обобщите свой читательский опыт.
3. Подготовьте сообщение на тему: «Система образов в творчестве Н.А. Некрасова» по материалам прочитанных произведений.
Самостоятельная внеаудиторная работа №5
Подготовка реферата на тему: « Тема «маленького человека» в драме «Бесприданница» А.Н. Островского »
Цель: формирование активной позиции основанной на владении навыками анализа и интерпретации, обеспечивающей самостоятельность в чтении и способность выявлять исторически обусловленные смыслы текста, связанные с авторскими интенциями, историко-литературным и культурным контекстом
1.Прочитайте драму «Бесприданница».
2.В письменной форме обобщите свой читательский опыт.
3. Подготовьте реферат на тему: « Тема «маленького человека» в драме «Бесприданница» А.Н. Островского » по материалам прочитанного произведения.
Самостоятельная внеаудиторная работа №6
Подготовка реферата на тему: «Женские образы в романе «Обыкновенная история» Гончарова»
Цель: формирование умения использовать библиотечные, электронные ресурсы при работе с произведением при подготовке реферата
1.Прочитайте роман «Обыкновенная история»
2. Подготовьте реферат на тему: «Женские образы в романе «Обыкновенная история» Гончарова»
Самостоятельная внеаудиторная работа №7
Подготовка реферата: « Авторская позиция в романе «Дворянское гнездо» Тургенева»
Цель: объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения
1.Прочитайте роман «Дворянское гнездо»
2. Подготовьте реферат« Авторская позиция в романе «Дворянское гнездо» Тургенева»
Самостоятельная внеаудиторная работа №8
Подготовка реферата: «Полифонизм романов «Подросток», «Идиот» Ф.М. Достоевского»
Цель: формирование умения использовать в читательской, учебной и исследовательской деятельности ресурсов библиотек, в том числе цифровых, виртуальных
1.Прочитайте романы «Подросток», «Идиот».
2. Подготовьте реферат «Полифонизм романов «Подросток», «Идиот» Ф.М. Достоевского»
Самостоятельная внеаудиторная работа №9
Подготовка аннотации на цикл «Сказки для детей изрядного возраста» М.Е. Салтыкова-Щедрина
Цель: : совершенствовать навыки аналитического восприятия художественного произведения, умения создавать свою точку зрения, повысить уровень письменной речи обучающихся
1.Прочитайте цикл «Сказки для детей изрядного возраста».
2 Подготовьте аннотацию на цикл «Сказки для детей изрядного возраста» М.Е. Салтыкова-Щедрина
Самостоятельная внеаудиторная работа №10
Написание конспекта статей Н.Г. Чернышевского «Детство и отрочество. Сочинение графа Л.Н. Толстого. Военные рассказы графа Л.Н. Толстого»
Цель: формирование умений и навыков при самостоятельном конспектировании текста.
1.Прочитайте статьи «Детство и отрочество. Сочинение графа Л.Н. Толстого. Военные рассказы графа Л.Н. Толстого»
2. Напишите конспект статей Н.Г. Чернышевского «Детство и отрочество. Сочинение графа Л.Н. Толстого. Военные рассказы графа Л.Н. Толстого»
Самостоятельная внеаудиторная работа №11
Подготовка сообщения на тему : « Светское общество конца XIX века в представлении Толстого в произведениях «Анна Каренина», «Севастопольские рассказы», «Хаджи-Мурат».
Цель: формирование самостоятельной продуктивной читательской деятельности обучающихся
1.Прочитайте роман «Анна Каренина», цикл «Севастопольские рассказы», повесть «Хаджи-Мурат».
2. Подготовьте сообщение на тему : « Светское общество конца XIX века в представлении Толстого в произведениях «Анна Каренина», «Севастопольские рассказы», «Хаджи-Мурат».
Самостоятельная внеаудиторная работа №12
Исследование и подготовка реферата: «Тема интеллигентного человека в рассказах А.П. Чехова».
Цель: формирование умения использовать в читательской, учебной и исследовательской деятельности ресурсов библиотек, в том числе цифровых, виртуальных
1.Прочитайте рассказы: «Смерть чиновника», «Тоска», «Спать хочется», «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Дама с собачкой», «Попрыгунья», пьесы «Чайка», «Три сестры»
2. Подготовьте реферат : «Тема интеллигентного человека в рассказах А.П. Чехова».
Самостоятельная внеаудиторная работа №13
Подготовка реферата: « Стихи и проза как две основные формы организации текста в творчестве И.А. Бунина».
Цель: формирование самостоятельной продуктивной читательской деятельности обучающихся
1.Прочитайте стихотворения: «Аленушка», «Вечер», «Дурман», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…», «У зверя есть гнездо, у птицы есть нора…» ; рассказы: «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско», «Легкое дыхание», «Темные аллеи», «Чистый понедельник».
2. Подготовьте реферат: « Стихи и проза как две основные формы организации текста в творчестве И.А. Бунина».
Самостоятельная внеаудиторная работа №14
Подготовка доклада «Тема любви в творчестве А.И. Куприна».
Цель: совершенствовать навыки аналитического восприятия художественного произведения, умения создавать свою точку зрения, повысить уровень письменной и устной речи обучающихся
1.Прочитайте рассказы и повести: «Молох», «Поединок», «Гамбринус», «Суламифь».
2. Подготовьте доклад «Тема любви в творчестве А.И. Куприна».
Самостоятельная внеаудиторная работа №15
Подготовка доклада: « Правда жизни в рассказах Горького»
Цель: совершенствовать навыки самостоятельной работы с различными информационными источниками
1.Прочитайте рассказы: «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Челкаш».
2. Подготовьте доклад: « Правда жизни в рассказах Горького»
Самостоятельная внеаудиторная работа №16
Подготовка доклада: Нравственные и социальные проблемы в повести Шмелёва «Человек из ресторана»
Цель: совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности
1.Прочитайте повесть «Человек из ресторана».
2. Подготовьте доклад: Нравственные и социальные проблемы в повести Шмелёва «Человек из ресторана»
Самостоятельная внеаудиторная работа №17
Подготовка сообщения: «Система образов в творчестве А. Блока».
Цель: формирование самостоятельной продуктивной читательской деятельности обучающихся
1.Прочитайте стихотворения: «В ресторане», «Вхожу я в темные храмы…», «Девушка пела в церковном хоре…», «Когда Вы стоите на моем пути…», «На железной дороге», цикл «На поле Куликовом», «Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «О, весна, без конца и без краю…», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «Она пришла с мороза…»; «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…», «Рожденные в года глухие…», «Россия», «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться…», «Пушкинскому Дому», «Скифы»
2. Подготовьте сообщение: «Система образов в творчестве А. Блока».
Самостоятельная внеаудиторная работа №18
Подготовка доклада: «Своеобразие лирических сюжетов в поэзии Гумилева».
Цель: совершенствовать навыки аналитического восприятия художественного произведения, умения создавать свою точку зрения, повысить уровень письменной и устной речи обучающихся
1.Прочитайте стихотворения: «Из логова змиева», «Мои читатели», «Носорог», «Пьяный дервиш», «Пятистопные ямбы», «Слово», «Слоненок», «У камина», «Шестое чувство», «Я и вы».
2. Подготовьте доклад: «Своеобразие лирических сюжетов в поэзии Гумилева».
Самостоятельная внеаудиторная работа №19
Подготовка доклада: «Поэтические эксперименты В.В. Хлебникова».
Цель: совершенствовать навыки самостоятельной работы с различными информационными источниками
1.Прочитайте стихотворения «Когда умирают кони – дышат…», «Кузнечик», «Мне мало надо», «Мы желаем звездам тыкать…», «Сегодня снова я пойду…», «Там, где жили свиристели…», «Усадьба ночью, чингисхань…».
2. Подготовьте доклад: «Поэтические эксперименты В.В. Хлебникова».
Самостоятельная внеаудиторная работа №20
Подготовка реферата: « Своеобразие лирических сюжетов в стихах А. Ахматовой»
Цель: совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности
1.Прочитайте стихотворения: «Вечером», «Все расхищено, предано, продано…», «Когда в тоске самоубийства…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мужество», «Муза» («Когда я ночью жду ее прихода…».) «Не с теми я, кто бросил землю…», «Песня последней встречи», «Сероглазый король», «Сжала руки под темной вуалью…», «Смуглый отрок бродил по аллеям…»
2. Подготовьте реферат: « Своеобразие лирических сюжетов в стихах А. Ахматовой»
Самостоятельная внеаудиторная работа №21
Подготовка доклада: «Тема любви в творчестве С.А. Есенина».
Цель: поиск, систематизация и использование необходимой информации, в том числе в сети Интернет для создания доклада
1.Прочитайте стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная…», «Да! Теперь решено. Без возврата…», «До свиданья, друг мой, до свиданья!..», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Песнь о собаке», «Письмо к женщине», «Письмо матери», «Собаке Качалова», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Я последний поэт деревни…»
2. Подготовьте доклад: «Тема любви в творчестве С.А. Есенина».
Самостоятельная внеаудиторная работа №22
Написание мини-сочинения по творчеству В.В. Маяковского.
Цель: формирование умения самостоятельно создавать тексты различных жанров
1.Прочитайте стихотворения: «А вы могли бы?», «Левый марш», «Нате!», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Лиличка!», «Послушайте!», «Сергею Есенину», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Скрипка и немножко нервно», «Товарищу Нетте, пароходу и человеку», «Хорошее отношение к лошадям». Поэма «Облако в штанах», «Первое вступление к поэме «Во весь голос».
2. Напишите мини-сочинение по творчеству В.В. Маяковского
Самостоятельная внеаудиторная работа №23
Подготовка сообщения: «Литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой».
Цель: совершенствовать навыки аналитического восприятия художественного произведения, умения создавать свою точку зрения, повысить уровень устной речи обучающихся
1.Прочитайте стихотворения: «Генералам двенадцатого года», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Моим стихам, написанным так рано…», «О сколько их упало в эту бездну…», «О, слезы на глазах…». «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Тоска по родине! Давно…»
2. Подготовьте сообщение: «Литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой.»
Самостоятельная внеаудиторная работа №24
Подготовка сообщения: «Литературные образы и мотивы в лирике О.Э. Мандельштама».
Цель: совершенствовать навыки аналитического восприятия художественного произведения, умения создавать свою точку зрения, повысить уровень письменной и устной речи обучающихся
1.Прочитайте стихотворения: «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «Мы живем под собою не чуя страны…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…», «Я не слыхал рассказов Оссиана…», «Notre Dame»
2. Подготовьте сообщение: «Литературные образы и мотивы в лирике О.Э. Мандельштама».
Самостоятельная внеаудиторная работа №25
Написание сочинения-размышления по творчеству Б.Л. Пастернака.
Цель: формирование умения самостоятельно создавать тексты различных жанров
1.Прочитайте стихотворения: «Быть знаменитым некрасиво…», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Марбург», «Зимняя ночь», «Февраль. Достать чернил и плакать!..»
2. Напишите сочинение - размышление по творчеству Б.Л. Пастернака.
Самостоятельная внеаудиторная работа №26
Подготовка реферата: «Традиции русской литературы в творчестве М.А. Булгакова».
Цель: совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности
1.Прочитайте повесть «Собачье сердце», романы «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита»
2. Подготовьте реферат: «Традиции русской литературы в творчестве М.А. Булгакова».
Самостоятельная внеаудиторная работа №27
Подготовка сообщения: «Герои прозы А. Платонова»
Цель: совершенствовать навыки аналитического восприятия художественного произведения, умения создавать свою точку зрения, повысить уровень письменной и устной речи обучающихся
1.Прочитайте рассказы и повести: «В прекрасном и яростном мире», «Котлован», «Возвращение».
2. Подготовьте сообщение: «Герои прозы А. Платонова»
Самостоятельная внеаудиторная работа №28
Подготовка доклада «Своеобразие художественной манеры М. Шолохова».
Цель: совершенствовать навыки аналитического восприятия художественного произведения, умения создавать свою точку зрения, повысить уровень письменной и устной речи обучающихся
1.Прочитайте роман «Тихий Дон»
2. Подготовьте доклад: «Своеобразие художественной манеры М. Шолохова».
Самостоятельная внеаудиторная работа №29
Написание сочинения-размышления по творчеству В.В. Набокова
Цель: формирование активной позиции основанной на владении навыками анализа и интерпретации, обеспечивающая самостоятельность в чтении и способность выявлять исторически обусловленные смыслы текста, связанные с авторскими интенциями, историко-литературным и культурным контекстом и предлагать собственные, опирающиеся на текст и не противоречащие ему интерпретации прочитанного
1.Прочитайте рассказы «Облако, озеро, башня», «Весна в Фиальте».
2. Напишите сочинение - размышление по творчеству В.В. Набокова
Самостоятельная внеаудиторная работа №30
Подготовка доклада: « Новаторский характер романа «Молодая гвардия» А.А. Фадеева».
Цель: совершенствовать навыки аналитического восприятия художественного произведения, умения создавать свою точку зрения, повысить уровень письменной и устной речи обучающихся
1.Прочитайте роман «Молодая гвардия»
2. Подготовьте доклад: « Новаторский характер романа «Молодая гвардия» А.А. Фадеева».
Самостоятельная внеаудиторная работа №31
Подготовка сообщения : «Своеобразие языка Солженицына-публициста».
Цель: совершенствовать навыки аналитического восприятия художественного произведения, умения создавать свою точку зрения, повысить уровень письменной и устной речи обучающихся
1.Прочитайте рассказ «Матренин двор», книгу «Архипелаг ГУЛаг».
2. Подготовьте сообщение: «Своеобразие языка Солженицына-публициста».
Самостоятельная внеаудиторная работа №32
Написание сочинения-размышления по творчеству Шаламова.
Цель: формирование умения самостоятельно создавать тексты различных жанров
1.Прочитайте рассказы: «На представку», «Серафим», «Красный крест», «Тифозный карантин», «Последний бой майора Пугачева»
2.Написать сочинение -размышление по творчеству Шаламова.
Самостоятельная внеаудиторная работа №33
Написание эссе по творчеству В. М. Шукшина
Цель: формирование умения самостоятельно создавать тексты различных жанров
1.Прочитайте рассказы «Срезал», «Забуксовал», «Чудик»
2. Напишите эссе по творчеству В. М. Шукшина.
Самостоятельная внеаудиторная работа №34
Подготовка сообщения : «Особенности поэтического мира И. А. Бродского».
Цель: формирование умения самостоятельно создавать тексты различных жанров
1.Прочитайте стихотворения: «Конец прекрасной эпохи», «На смерть Жукова», «На столетие Анны Ахматовой», «Ни страны, ни погоста…», «Рождественский романс», «Я входил вместо дикого зверя в клетку…»
2. Подготовьте сообщение: «Особенности поэтического мира И. А. Бродского».
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ
И СОДЕРЖАНИЮ РЕФЕРАТА
Реферат (от лат. rеfеrо - докладываю, сообщаю) — краткое изложение научной проблемы, результатов научного исследования, содержащихся в одном или нескольких произведениях идей и т. п.
Реферат является научной работой, поскольку содержит в себе элементы научного исследования. В связи с этим к нему должны предъявляться требования по оформлению, как к научной работе.
Целью реферативной работы является приобретение навыков работы с литературой, обобщения литературных источников и практического материала по теме, способности грамотно излагать вопросы темы, делать выводы.
Реферат должен содержать:
титульный лист;
оглавление;
введение;
основную часть (разделы, части);
выводы (заключительная часть);
приложения;
пронумерованный список использованной литературы (не менее пяти источников) с указанием автора, названия, места издания, издательства, года издания.
В начале реферата должное быть оглавление, в котором указываются номера страниц по отдельным главам.
Во введении следует отразить место рассматриваемого вопроса в исторической и естественнонаучной проблематике, его теоретическое и прикладное значение.
Основная часть должна излагаться в соответствии с планом, четко и последовательно, желательно своими словами. В тексте должны быть ссылки на использованную литературу. При дословном воспроизведении материала каждая цитата должна иметь ссылку на соответствующую позицию в списке использованной литературы с указанием номеров страниц, например /12, с.56/ или "В работе [11] рассмотрены...."
Каждая глава текста должна начинаться с нового листа, независимо от того, где окончилась предыдущая.
I глава. Вступительная часть. Это глава должна содержать несколько вступительных абзацев, непосредственно вводящих в тему реферата.
II глава. Основная научная часть реферата. Здесь в логической последовательности излагается материал по теме реферата. Эту главу целесообразно разбить на подпункты - 2.1., 2.2. (с указанием в оглавлении соответствующих страниц).
Все сноски и подстрочные примечания располагаются на той же странице, к которой они относятся.
Оформление цитат
Текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в источнике, с сохранением особенностей авторского написания.
Оформление перечислений
Текст всех элементов перечисления должен быть грамматически подчинен основной вводной фразе, которая предшествует перечислению.
Оформление ссылок на рисунки и иллюстрации
Для наглядности изложения желательно сопровождать текст рисунками или иллюстрациями. В тексте должны быть соответствующие ссылки.
Все иллюстрации в реферате должны быть пронумерованы. Нумерация должна быть сквозной, то есть через всю работу. Если иллюстрация в работе единственная, то она не нумеруется.
В тексте на иллюстрации делаются ссылки, содержащие порядковые номера, под которыми иллюстрации помещены в реферате.
Ссылки в тексте на номер рисунка, таблицы, страницы, главы пишут сокращенно и без значка, например "№", например: "рис.3", "табл.4", "с.34", "гл.2". "см. рисунок 5" или "график....приведен на рисунке 2". Если указанные слова не сопровождаются порядковым номером, то их следует писать в тексте полностью, без сокращений, например "из рисунка видно, что...", "таблица показывает, что..." и т.д.
Фотографии, рисунки, карты, схемы можно оформить в виде приложения к работе.
Оформление таблиц
Все таблицы, если их несколько, нумеруют арабскими цифрами в пределах всего текста. Над правым верхним углом таблицы помещают надпись "Таблица..." с указанием порядкового номера таблицы (например "Таблица 4") без значка № перед цифрой и точки после нее. Если в тексте реферата только одна таблица, то номер ей не присваивается и слово "таблица" не пишут. Таблицы снабжают тематическими заголовками, которые располагают посередине страницы и пишут с прописной буквы без точки на конце.
Выводы (заключительная часть) должны содержать краткое обобщение рассмотренного материала, выделение наиболее достоверных и обоснованных положений и утверждений, а также наиболее проблемных, разработанных на уровне гипотез, важность рассмотренной проблемы с точки зрения практического приложения, мировоззрения, этики и т.п.
В этой части автор подводит итог работы, делает краткий анализ и формулирует выводы.
Примерный объем реферата составляет 15-20 страниц печатного текста.
В конце работы прилагается список используемой литературы. Литературные источники следует располагать в следующем порядке:
энциклопедии, справочники;
книги по теме реферата (фамилии и инициалы автора, название книги без кавычек, место издания, название издательства, год издания, номер (номера) страницы);
газетно-журнальные статьи (название статьи, название журнала, год издания, номер издания, номер страницы);
электронные адреса официальных сайтов интернет-ресурсов.
Формат
Реферат должен быть выполнен на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210х297 мм)
Интервал межстрочный - полуторный.
Цвет шрифта - черный.
Гарнитура шрифта основного текста — «Times New Roman»
Кегль (размер) - 14
Размеры полей страницы (не менее):
правое — 30 мм (для замечаний преподавателя),
верхнее, и нижнее, левое — 20 мм.
Формат абзаца: полное выравнивание («по ширине»)
Отступ красной строки — 8–12 мм, одинаковый по всему тексту.
Заголовки
Заголовки разделов и подразделов следует печатать на отдельной строке с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая, например: ВВЕДЕНИЕ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Выравнивание по центру или по левому краю.
Отбивка: перед заголовком — 12 пунктов, после — 6 пунктов.
Расстояние между названием главы и последующим текстом должно быть равно двум междустрочным интервалам. Такое же расстояние выдерживается между заголовками главы и параграфа. Расстояния между строками заголовка принимают таким же, как и в тексте. Подчеркивать заголовки и переносить слова в заголовке не допускается.
Нумерация
Страницы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту (титульный лист и оглавление включают в общую нумерацию). На титульном листе номер не проставляют. Номер страницы проставляют в нижней правой части листа без точки.
Библиография
Библиографические ссылки в тексте реферата оформляются в виде номера источника в квадратных скобках.
Библиографическое описание (в списке источников) состоит из следующих элементов:
основного заглавия;
обозначения материала, заключенного в квадратные скобки;
сведений, относящихся к заглавию, отделенных двоеточием;
сведений об ответственности, отделенных наклонной чертой;
при ссылке на статью из сборника или периодического издания — сведений о документе, в котором помещена составная часть, отделенных двумя наклонными чертами с пробелами до и после них;
места издания, отделенного точкой и тире;
имени издателя, отделенного двоеточием;
даты издания, отделенной запятой.
Например:
Список элементов библиографической записи
Книга, имеющая не более трех авторов:
Максимов, Н. В. Архитектура ЭВМ и вычислительных систем [Текст]: учеб.для вузов / Н. В. Максимов, Т. Л. Партыка, И. И. Попов. — М.: Инфра, 2011.
Книга с четырьмя и более авторами, сборник и т. п.:
Мировая художественная культура [Текст]: в 2-х т. / Б. А. Эренгросс [и др.]. — М.: Высшая школа, 2011. — Т. 2.
Статья из сборника:
Цивилизация Запада в 20 веке [Текст] / Н. В. Шишова [и др.] // История и культурология: учеб.пособие для студентов. — М, 2012. — Гл. 13. — С. 347-366.
Статья из журнала:
Мартышин, О. В. Нравственные основы теории государства и права [Текст] / О. В. Мартышин // Государство и право. — 2012. — № 7. — С. 5-12.
Электронное издание:
Сидыганов, Владимир Устинович. Модель Москвы [Электронныи ресурс]: электронная карта Москвы и Подмосковья / Сидыганов В. У., Толмачев С. Ю., Цыганков Ю. Э. — Версия 2.0. — М.: Formoza, 2012.
Интернет-ресурс:
Бычкова, Л. С. Конструктивизм/ Л. С. Бычкова // Культурология 20 век. — (http//www.philosophy.ru/edu/ref/enc/k.html).
Титульный лист
Поле 1: наименование образовательного учреждения - 12(Ж) Times New Roman;
Поле 2: наименование работы (реферат)- 20 (прописные буквы) Times New Roman;
Поле 3: тема реферата- 16 (Ж) (строчные буквы) Times New Roman;
Поле 4: обозначение проекта, содержащее номер специальности и специализации, номер группы- 14 Times New Roman;
Поле 5: обозначение дисциплины (полностью, согласно учебному плану), 14 Times New Roman;
Поле 6: слово «студент» в скобках - фамилия и инициалы студента- 14 Times New Roman;
Поле 7: Дата защиты 14 Times New Roman;
Поле 8: Защитил с оценкой: 14 Times New Roman;
Поле 9: год написания работы- 12(Ж) Times New Roman.
Критерии оценки:
Воспроизводящий уровень, т.е. уровень стандарта: выписки понятий, определений; пересказ, узнавание в нем изученных фактов, событий, явлений, составление плана. Эта работа оценивается на "3".
Преобразующий уровень: анализ текста; выделение основной идеи текста; самостоятельный отбор фактов, идей, привлечение их для раскрытия темы; составление развернутого плана, тезисов, конспекта, текстовой таблицы, схемы. Эта работа оценивается на "4".
Творческо-поисковой уровень: осмысление и сопоставление точек зрения, положений документа; выявление линий сравнения изучаемых явлений; составление сравнительных таблиц, логических цепочек; применение теоретических положений для доказательства, аргументации своей точки зрения; обсуждение дискуссионных проблем, поисковая деятельность по сбору материала. Эта работа оценивается на "5".
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ,
СОДЕРЖАНИЮ ДОКЛАДА (сообщений)
Доклад1 – вид самостоятельной работы, который используется в учебных и внеаудиторных занятиях и способствует формированию навыков исследовательской работы, расширяет познавательные интересы, приучает критически мыслить.
Доклад – это форма работы, напоминающая реферат, но предназначенная по определению для устного сообщения. При написании доклада по заданной теме составляют план, подбирают основные источники.
Отличительными признаками доклада являются:
передача информации для максимально полного усвоения слушателями;
публичный характер высказывания;
предварительная подготовка доклада;
стилевая однородность доклада, его выдержанность в строго научном стиле;
порциональная подача информации, четкие формулировки, произнесение особо важных моментов «под запись»;
диалогичность – сотрудничество докладчика и аудитории;
использование наглядности;
особые языковые клише, характерные для доклада.
Этапы подготовки доклада:
Выбор и осознание темы
Подбор источников и литературы
Работа с выбранными источниками и литературой:
а) ознакомление с материалами, вышедшими в последние годы (в них, как правило, дается обзор публикаций по проблеме и имеется библиография);
б) ознакомление с материалами, опубликованными в более раннее время;
в) ознакомление с публикациями в периодической печати;
г) использование компьютерных источников информации;
д) составление библиографии;
е) ведение записей, в которых фиксируется материал по какому-либо отдельному вопросу из различных источников;
ж) формирование понятийного аппарата (составление словарей терминов);
з) ксерокопирование необходимых материалов.
Систематизация фактического материала
Анализ отобранного материала
Составление рабочего плана доклада
Письменное изложение материала по параграфам предусматривает:
строгое следование структуре доклада;
уточнение названий пунктов содержания доклада.
Самоанализ доклада по критериям:
новизна;
степень раскрытия сущности вопроса;
обоснованность выбора источников;
объем доклада.
Редактирование, переработка текста.
Оформление доклада (литературное и техническое):
Литературное: доклад оформляется в печатном виде и представляет собой научную статью
Техническое: в соответствии с планом доклада оформляется электронная презентация, которая используется во время выступления и вместе с бумажным носителем, содержащим литературную часть доклада сдается преподавателю на электронном носителе.
Выступление с докладом.
Литературное оформление доклада:
Доклад должен быть отпечатан на одной стороне листа формата А4, выполнен в редакторе MS Word, шрифт TimesNewRoman, кегль 14, поля 2,5 см со всех сторон, выравнивание текста по ширине страницы, отступ – 0,7 см, межстрочный интервал – полуторный. Все графические объекты (диаграммы, графики, схемы) должны иметь возможность редактирования в MS Word, Excel.
Максимальный объём текста доклада для студентов – до 12 страниц.
Доклад в обязательном порядке должен содержать список использованной литературы. При использовании ссылок на интернет-сайты, в списке литературы должно быть указано Ф.И.О. автора, название статьи и ссылка на источник.
Аннотация – это краткое изложение содержания доклада и вклада автора в раскрытие темы. В аннотации раскрывается тема исследования, методы и результаты исследования. Объём аннотации 3 – 5 предложений (до 8 строк). Аннотация размещается в начале статьи после названия доклада курсивом.
Содержание доклада:
Доклад в форме статьи может быть подготовлен как:
1) исследовательская и аналитическая работа, представляющая собой актуальное научное исследование с выявлением проблем, требующих решения и предложением собственных вариантов решения выявленных проблем теории и практики.
2) проект, представляющие собой конкретное решение по обозначенным проблемам практики.
Доклад не должен быть реферативным изложением точек зрения нескольких авторов. Доклад должен иметь теоретическую, исследовательскую и практическую части.
Изложение материала в докладе должно быть систематичным и последовательным. Разделы работы должны быть логически связаны между собой.
В основу построения статьи может быть взят следующий план:
1) вводные замечания о значении темы в теоретическом и практическом аспектах, преамбула, краткое существо рассматриваемой темы;
2) краткие данные о методике исследования;
3) анализ существующих научных исследований по теме и их обобщение;
4) выявленные проблемы
5) выводы и предложения
АННОТАЦИЯ
Аннотация - это краткое, обобщенное описание (характеристика) текста книги, статьи.
Перед текстом аннотации даются выходные данные (автор, название, место и время издания) в номинативной форме. Эти данные можно включить и в первую часть аннотации.
Аннотация обычно состоит из двух частей. В первой части формулируется основная тема книги, статьи; во второй части перечисляются (называются) основные положения.
Субъект действия в аннотации обычно не называется, потому что он ясен, известен из контекста; активнее употребляются пассивные конструкции (глагольные и причастные).
Образец аннотации:
Фролов И.Г. Глобальные проблемы, человек и судьбы человечества // Философия и политика в современном мире. - М.: Наука, 2016.-С. 44-60. Статья посвящена влиянию глобальных проблем на различные стороны жизни человека и на решение вопроса о будущем цивилизации. В статье рассматриваются пути и методы решения глобальных проблем мыслителями различных направлений.
Образцы клишированных аннотаций
В книге исследуется (что?)...
Показан (что?)...
Большое место в работе занимает рассмотрение (чего?)...
В монографии дается характеристика (чего?)...
Исследование ведется через рассмотрение таких проблем, как...
В книге анализируется (что?)...
Главное внимание обращается (на что?)...
Используя (что ?), автор излагает (что?)...
Отмечается, что...
Подчеркивается, что...
В книге дается (что?)...
Раскрываются (что?)...
Описываются (что?)...
Особое внимание уделяется вопросам (чего?)...
В работе нашли отражение разработка проблем (чего?), вопросы (чего?)...
Показывается (творческий) характер (чего?)...
Устанавливаются критерии (чего?)...
В книге подробно освещаются (что?)...
Характеризуется (что?)...
Рассматривается (что?)...
В статье на основе анализа (чего?) показан (что?)...
Констатируется, что...
Говорится о...
В заключение кратко разбирается (что?)...
РЕЦЕНЗИЯ И ОТЗЫВ
Рецензия — это критический отзыв о конкретном произведении (статье), где автор высказывается о качестве изложения материала, дает развернутую научно обоснованную оценку ведущих идей рецензируемого источника.
Структура рецензии может быть различной.
Последовательно излагая свою позицию по ключевым вопросам исследуемой проблемы, автор рецензии высказывает свое отношение, свои взгляды на статью в целом и на главные ее положения.
Излагая идеи, выводы/ доказательства, изложенные в рассматриваемой статье, автор рецензии одновременно высказывает свое отношение к ним, дает им свою критическую оценку, а в заключении рецензии делает выводы.
Рецензия - это письменный разбор, предполагающий:
Комментирование основных положений (толкование авторской мысли; собственное дополнение к мысли, высказанной автором; выражение своего отношения к постановке проблемы и т. п.).
Обобщенную аргументированную оценку.
Выводы о значимости работы.
Рекомендуем:
Запишите выходные данные источника.
Изучите текст и выделите круг вопросов, затронутых в тексте.
Определите характер их освещения (достаточно полный, поверхностный и т).
Выделите в тексте главное, существенное, что характеризует прочитанный материал с точки зрения его теоретической или практической значимости для изучаемой науки или специальности.
Установите логические связи между главными, существенными научными положениями, содержащимися в тексте.
Определите актуальность, научную, практическую значимость рассматриваемой работы.
В заключение сделайте вывод об актуальности и новизне темы, важности поднятой проблемы, оригинальности решения, достоверности и эффективности результатов. В выводе дайте общую оценку текста и сферы возможного применения.
Отзыв дает самую общую характеристику работы без подробного анализа, но содержит практические рекомендации: анализируемый текст может быть принят к работе в издательстве, на соискание ученой степени и т. д.
Типовой план для написания рецензии и отзывов
Предмет анализа.
В работе автора... ;
В рецензируемой работе... ;
В предмете анализа....
Актуальность темы.
Работа посвящена актуальной теме...;
Актуальность темы обусловлена...;
Актуальность темы не требует дополнительных доказательств (не вызывает сомнений, вполне очевидна...).
Формулировка основного тезиса.
Центральным вопросом работы, где автор добился наиболее существенных (заметных, ощутимых...) результатов, является...;
В статье обоснованно на первый план выдвигается вопрос о....
Краткое содержание работы.
Общая оценка.
Оценивая работу в целом...;
Суммируя результаты отдельных глав...;
Таким образом, рассматриваемая работа...;
Автор проявил умение разбираться в..., систематизировал материал и обобщил его...;
Безусловной заслугой автора является новый методический подход (предложенная классификация, некоторые уточнения существующих понятий...);
Автор, безусловно, углубляет наше представление об исследуемом явлении, вскрывает новые его черты...;
Работа, бесспорно, открывает... .
Недостатки, недочеты.
Вместе с тем, вызывает сомнение тезис о том...;
К недостаткам (недочетам) работы следует отнести допущенные автором... (недостаточную ясность при изложении...);
Работа построена нерационально, следовало бы сократить... (снабдить рекомендациями...);
Существенным недостатком работы является...;
Отмеченные недостатки носят чисто локальный характер и не влияют на конечные результаты работы...;
Отмеченные недочеты работы не снижают ее высокого уровня, их скорее можно считать пожеланиями к дальнейшей работе автора...;
Упомянутые недостатки связаны не столько с... , сколько с... .
Выводы.
Представляется, что в целом статья... имеет важное значение...;
Работа может быть оценена положительно, а ее автор заслуживает искомой степени...;
Работа заслуживает высокой (положительной, позитивной, отличной) оценки, а ее автор, несомненно, достоин искомой степени...;
Работа удовлетворяет всем требованиям..., а ее автор, безусловно, имеет (определенное, законное, заслуженное, безусловное, абсолютное) право... .
ПРАВИЛА КОНСПЕКТИРОВАНИЯ
Конспект (от лат. conspectus – обзор) является письменным текстом, в котором кратко и последовательно изложено содержание основного источника информации. Конспектировать – значит приводить к некоему порядку сведения, почерпнутые из оригинала. В основе процесса лежит систематизация прочитанного или услышанного. Записи могут делаться как в виде точных выдержек, цитат, так и в форме свободной подачи смысла. Манера написания конспекта, как правило, близка к стилю первоисточника. Если конспект составлен правильно, он должен отражать логику и смысловую связь записываемой информации.
В хорошо сделанных записях можно с легкостью обнаружить специализированную терминологию, понятно растолкованную и четко выделенную для запоминания значений различных слов. Используя законспектированные сведения, легче создавать значимые творческие или научные работы, различные рефераты и статьи.
Виды конспектов
Нужно уметь различать конспекты и правильно использовать ту категорию, которая лучше всего подходит для выполняемой работы.
ПЛАНОВЫЙ. Такой вид изложения на бумаге создается на основе заранее составленного плана материала, состоит из определенного количества пунктов (с заголовками) и подпунктов. В процессе конспектирования каждый заголовок раскрывается – дополняется коротким текстом, в конечном итоге получается стройный план-конспект. Именно такой вариант больше всего подходит для срочной подготовки к публичному выступлению или семинару. Естественно, чем последовательнее будет план (его пункты должны максимально раскрывать содержание), тем связаннее и полноценнее будет ваш доклад. Специалисты рекомендуют наполнять плановый конспект пометками, в которых будут указаны все используемые вами источники, т. к. со временем трудно восстановить их по памяти.
СХЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНОВЫЙ. Эта разновидность конспекта выглядит так: все пункты плана представлены в виде вопросительных предложений, на которые нужно дать ответ. Изучая материал, вы вносите короткие пометки (2–3 предложения) под каждый пункт вопроса. Такой конспект отражает структуру и внутреннюю взаимосвязь всех сведений и способствует хорошему усвоению информации.
ТЕКСТУАЛЬНЫЙ. Подобная форма изложения насыщеннее других и составляется из отрывков и цитат самого источника. К текстуальному конспекту можно легко присоединить план, либо наполнить его различными тезисами и терминами. Он лучше всего подходит тем, кто изучает науку или литературу, где цитаты авторов всегда важны. Однако такой конспект составить непросто. Нужно уметь правильно отделять наиболее значимые цитаты таким образом, чтобы в итоге они дали представление о материале в целом.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ. Такой способ записи информации существенно отличается от других. Суть его – в освещении какого-нибудь определенного вопроса; при этом используется не один источник, а несколько. Содержание каждого материала не отражается, ведь цель не в этом. Тематический конспект помогает лучше других анализировать заданную тему, раскрывать поставленные вопросы и изучать их с разных сторон. Однако будьте готовы к тому, что придется переработать немало литературы для полноты и целостности картины, только в этом случае изложение будет обладать всеми достоинствами.
СВОБОДНЫЙ. Этот вид конспекта предназначен для тех, кто умеет использовать сразу несколько способов работы с материалом. В нем может содержаться что угодно – выписки, цитаты, план и множество тезисов. Вам потребуется умение быстро и лаконично излагать собственную мысль, работать с планом, авторскими цитатами. Считается, что подобное фиксирование сведений является наиболее целостным и полновесным.
Правила конспектирования
Внимательно прочитайте текст. Попутно отмечайте непонятные места, новые слова, имена, даты.
Наведите справки о лицах, событиях, упомянутых в тексте. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля.
При первом чтении текста составьте простой план. При повторном чтении постарайтесь кратко сформулировать основные положения текста, отметив аргументацию автора.
Заключительный этап конспектирования состоит из перечитывания ранее отмеченных мест и их краткой последовательной записи.
При конспектировании надо стараться выразить авторскую мысль своими словами.
Стремитесь к тому, чтобы один абзац авторского текста был передан при конспектировании одним, максимум двумя предложениями.
Как писать сочинение
Рассмотрим значение слова "сочинение": в его состав входит корень "-чин-", имеющий значение "порядок, иерархия". То есть, сочинение - это упорядочение мыслей, приведение их в надлежащий порядок, продиктованный выбранной темой и материалом анализа.
Сочинение - это особый литературоведческий жанр, в первую очередь, письменный анализ литературных произведений, и начинать работу над ним надо с малого, например, с анализа эпизода. Научившись этому, вы освоите специфику обращения с художественным текстом, отработаете на небольшом по объему материале навыки литературного анализа, потому что анализ эпизода - это анализ литературного произведения в миниатюре. Кроме того, чтобы глубоко и полно раскрыть в сочинении многие темы, нужно уметь кратко или подробно анализировать некоторые эпизоды или сцены произведения.
Требования к сочинению:
Содержание сочинения должно точно соответствовать выбранной теме.
Сочинение должно быть основано на знании текста.
Сочинение должно демонстрировать знание всех произведений школьной программы по выбранной теме.
В сочинении вы должны показать строгое и точное знание литературоведческой терминологии, которая вами используется. Если вы приводите термин, не имеющий в науке однозначного определения (например, символ), следует специально оговорить, что вы под ним понимаете.
В сочинении не должно быть фактических ошибок: нельзя путать и изменять имена персонажей (не Екатерина или Катя, героиня драмы Островского "Гроза", а Катерина; не Андрей - у Толстого, в "Войне и мире", а князь Андрей), нельзя путать события, их время и место, художественные детали и подробности, недопустимы ошибки в цитировании, в датировке и т.д.
Содержание сочинения должно иметь строго упорядоченную и хорошо прослеживаемую логику. Обязательно должны сохраняться основные элементы композиции сочинения: вступление ("вход в тему"), основная часть (главные мысли и их доказательство), заключение (итоги по теме, выводы, "выход" из темы).
Все ваши мысли (идеи, тезисы, положения и т.д.) должны быть доказаны. Единственным аргументом является художественный текст. Ссылки на черновики, варианты произведений, дневники писателей, мемуарную литературу, а также литературоведческие труды и критику считаются сопутствующим материалом.
Цитаты должны быть абсолютно точными и правильно оформленными.
Стиль сочинения должен быть единым. Необходимо соответствие стиля и содержания сочинения.
Избегайте фамильярности в отношении авторов, о которых идет речь: нельзя называть писателей "Львом Николаевичем" (о Толстом), "Мариной Ивановной" (о Цветаевой), "Николаем Васильевичем" (о Гоголе) и т.п.: речь идет не о ваших соседях по лестничной клетке, а об авторах художественных произведений, и соблюдение читательской этики здесь обязательно!
Наличие эпиграфа не является обязательным требованием к сочинению.
Работая над сочинением, в том числе и над анализом эпизода, составляйте план рассуждений. Проблемный план предпочтительней, так как позволяет сразу сформулировать проблемные вопросы, развернутые и доказательные ответы на которые составят основную часть вашей работы.
Сочинение должно иметь строго продуманную трехчастную структуру: вступление, основная часть, заключение. Учтите некоторые рекомендации:
Вступление: чтобы эта часть получилась удачной, сформулируйте в ней те проблемные ВОПРОСЫ, на которые можно в принципе ответить в рамках вашей темы, и, выбрав из них один-два, на которые будете отвечать в сочинении, обоснуйте свой выбор. Также приведите термины, которые вам понадобятся для ответа на эти вопросы, и приведите их определение, свидетельствующее о вашем понимании этих терминов. Не бойтесь вопросительных знаков, смело формулируйте вопросительные предложения. Иногда во вступлении кратко характеризуется эпоха создания произведения или само произведение, если тема сочинения предполагает анализ какого-то отдельного его аспекта.
Основная часть: главное ее содержание - это развернутый и доказательный ОТВЕТ на те вопросы, которые вы сформулировали во вступлении. Вы убеждаете читателя вашей работы в том, что вопросы вы поставили правильно и правильно их решаете. По объему эта часть самая большая.
Заключение: задача этой части - ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ в рамках ваших рассуждений во второй части по тем проблемным вопросам, которые вы сформулировали во вступлении. Вы должны обобщить ваши выводы, используя при этом ключевые слова или термины, входящие в формулировку выбранной темы: если в ней были слова "проблема", "композиция". "образ", "пейзаж" и т.д., повторите их в заключительных выводах. Помните, что заключение и вступление во многом по содержанию повторяют друг друга.
Литература:
Зинин С.А., Сахаров В.И. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. – М.: 2014
Зинин С.А., Чалмаев В.А. Русский язык и литература. Литература. 11 класс. – М.: 2014
1Доклад – публичное сообщение, представляющее собой развернутое изложение на определенную тему (С.И. Ожегов Словарь русского языка).