Выступление на РМО 9.11
Внеклассная работа по математике является составной частью учебного процесса, естественным продолжением работы на уроке.
По математике доступны следующие виды внеурочной деятельности: познавательная, игровая и проблемно-ценностное общение.
Внеурочная работа по математике является важнейшей составной частью работы по привитию интереса к предмету.
Исходя из основной цели внеурочной деятельности по математике, можно выделить частные задачи, которые решаются в процессе такой деятельности;
1) формирование коммуникативной культуры школьников;
2) расширение и углубление знаний, умений учащихся и формирование интереса в целом;
3) выявление и поддержка математически одаренных учащихся;
4) развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний.
Внеурочная работа рассматривается, как средство развития интереса к предмету, повышения качества знаний, развития творческой самостоятельности, формирования элементов материалистического мировоззрения, эстетического, нравственного воспитания школьников.
Внеурочная работа по математике предусматривает разные формы: кружки, викторины, конкурсы, олимпиады проектно – исследовательскую деятельность.
Формы организации работы внеурочной деятельности делятся на постоянные и непостоянные (временные).
Постоянные формы внеурочной работы имеют систематический характер,
К постоянным формам относятся:
- математический кружок,
- творческая группа математиков,
- научное математическое общество школьников,
- математическая лаборатория,
- школа юного математика и др.
Временные формы внеурочной работы приурочены к определенному отрезку учебного года
- предметные недели,
- математический вечер,
- математическая олимпиада,
- математический КВН и др.
Эти формы выступают в качестве фрагмента учебного процесса, дополняя и оживляя его.
Временные формы организации внеурочной работы по математике очень разнообразны по своей структуре и содержанию. Они универсальны с точки зрения возможности реализации в любых возрастных образовательных звеньях школы. По функции временные формы можно разделить на познавательные и соревновательные.
К познавательным временным формам относятся, например, математические вечера, математические конференции, творческие отчеты, а также внеурочные математические мероприятия развлекательно-познавательного характера типа «часа познавательной математики»; разнообразные ауди-познавательные формы – математические уголки, стенгазеты, рукописные журналы и т.п.
Одной из наиболее распространенных развлекательных форм внеурочной работы являются математические КВНы. Школьники всегда охотно участвуют в подготовке и проведении этих математических праздников.
Танграм - старинная восточная головоломка из фигур, получившихся при разрезании квадрата на 7 частей особым образом: 2 больших треугольника, один средний, 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. В результате складывания этих частей друг с другом получаются плоские фигуры, контуры которых напоминают всевозможные предметы, начиная от человека, животных и заканчивая орудиями труда и предметами обихода. Такого рода головоломки часто называют "геометрическими конструкторами", "головоломками из картона" или "разрезными головоломками".
С танграмом ребенок научится анализировать изображения, выделять в них геометрические фигуры, научится визуально разбивать целый объект на части, и наоборот - составлять из элементов заданную модель, а самое главное - логически мыслить.
Головоломка состоит в том, что, нужно используя все семь частей, сложить предложенные фигурки (или составить фигурки самим). Рассмотрим правила игры
Составлять фигуры по образцу контуру.
В состав каждой фигурки должны входить все семь частей.
Части при этом они не должны перекрываться.
Вообще все фигуры, собираемые с помощью танграма, срисованы из реальной жизни – это животные, люди в различных обликах и действиях, какие-то предметы обихода и т.д.
Сейчас мы с Вами имеем возможность поработать в группах, собирая танграм. Я вам продемонстрирую, как собрать свечу с помощью 7 танов. (Рисунок1)
Рисунок 1. Свеча
Предлагаю Вам, коллеги, организовать группы для выполнения задания. Количество участников в группе больше 3 человек. У каждой группы имеется набор танов и рисунки.
Первый этап: каждая группа по образцу собирает фигурку. (Рисунок 2)
Второй этап: Теперь задача усложняется. Каждая группа собирает по 2 фигурки человека по рисунку без образца. (Рисунок3) и защищает свое творчество пословицей, поговоркой,
четверостишьем.
Рисунок3
Третий этап: все группы представляют свой результат на одной плоскости, и вместе мы создали коллективный портрет нашего мастер - класса.
Организованная и систематическая внеурочная деятельность дает возможность углублять приобретаемые на уроках знания, совершенствовать умения и навыки анализа, расширять математический кругозор школьников, воспитывать и повышать культуру общения, развивать творческий потенциал учащихся, знакомить учащихся с такими факторами предмета, которые не изучаются на уроках, но знание некоторых необходимо в жизни. Она создает благоприятные условия для умственного развития.