Внеклассное мероприятие по географии "На просторах России" для учащихся 8–11-х классов
Курманалиев Г.К. учитель географии
Цель мероприятия - вызвать познавательный интерес к географии, желание учащихся расширять свой кругозор.
Задачи:
Познавательные - закрепить и углубить знания, полученные на уроках географии о природных процессах и явлениях, происходящих на территории нашей страны, о рекордах России;
Развивающие – развивать логическое мышление, быстроту мышления, принимать правильные решения, работая в команде.
Воспитательные - воспитывать умение работать в группе, чувство взаимопомощи и взаимовыручки, умение слушать товарища, привитие уважительного отношения к мнению своих товарищей, самооценки и оценки работы одноклассников. Воспитывать чувство ответственного отношения к выполняемой работе.
Ход мероприятия: в игре-викторине принимают участие учащиеся 8-11-ых классов. Представлены 2 команды, состоящие из 6-7 человек. Команда выбирает капитана. В жюри приглашены учителя.
Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество баллов.
Вступительное слово
Мы с вами живём в России, стране которую должны знать и любить. Эти знания пригодятся вам в дальнейшей жизни. Хочу продолжить словами поэта Бокова.
Откуда начинается Россия?
С Курил, Камчатки, с Командор?
О чем грустят глаза степные
Над камышами всех её озёр?
Россия начинается с пристрастья
К труду, терпению, к правде, доброте.
Вот в чём её звезд. Она прекрасна!
Она горит и светит в темноте.
Отсюда все дела её большие,
Её неповторимая судьба
И если ты причастен к ней -
Россия не с гор берёт начало, а с тебя.
Ребята я знаю, что все вы любите путешествовать, но какое же путешествие может быть в течение учебного года, и поэтому я предлагаю вам отправиться в воображаемое путешествие по необъятным просторам России. Посетим разные станции, на которых вы покажете свои знания, смекалку, фантазию, эрудицию. И так мы начинаем наше путешествие.
1 станция “В стране Сообразилии” (География + Смекалка)
Ведущий (учитель) задает каждой команде вопросы-загадки о природе, природных явлениях и географических объектах. Правильный ответ оценивается 1 баллом.
В географии чертеж
На ковер большой похож.
И на нем моя страна
Из конца в конец видна. (карта)
На ноге стоит одной,
Крутит –вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.(глобус)
Карты в нем одна к одной
Сшиты в типографии.
Он теперь всегда с тобой –
Гид по географии. (атлас)
Ну а в этой части света
Проживает полпланеты,
И, конечно, здесь, без спора,
Самые большие горы.
Только здесь, поверьте мне,
Люди ездят на слоне. (Азия)
У тебя, краса-река,
Женское обличье,
Даже имя у тебя
Женское, девичье. (река Лена)
Не приметен ничем, не широк –
По просторам Валдайского края
Еле слышно течет ручеек,
К морю Каспию убегая. (река Волга)
В дымке синеватой
Горы да леса,
Что за край богатый,
Просто чудеса!
Зелень изумрудная,
Глубина озер,
А земля-то рудная,
А кругом простор!
Трав прибой пахучий
У подножья скал.
Ты такой могучий,
Наш седой … (Урал)
2 станция “Восхождение к вершине знаний”
Ведущий (учитель) задает географические вопросы. За каждый правильный ответ команды получают 1 балл.
Назовите третью планету Солнечной системы. (Земля)
Назовите точки на Земле, для определения положения которых достаточно указать только их широту. (Северный и Южный полюса)
Где в летнюю погоду днем теплее — в лесу или в поле? (в поле)
Можно ли где-нибудь на территории России когда-нибудь видеть солнце на севере? (за полярным кругом в полдень летом)
Как называется водная оболочка Земли? (гидросфера)
Как называется разрушение почвенных горизонтов и почвообразующих пород поверхностными водами? (эрозия почвы)
Как называется прибор для измерения атмосферного давления? (барометр)
Распространение какого вида транспорта привело к введению поясного времени? (железнодорожного)
Как называется верхний плодородный слой земли? (почва)
В каком месте всегда дуют южные ветры? (на Северном полюсе)
Где холоднее — на Северном или на Южном полюсе? (на Южном)
Крупнейший приток реки Обь. (Иртыш)
Как называется воздушная оболочка Земли? (атмосфера)
Назовите самую большую реку, не имеющую стока в Мировой океан. (Волга)
Самая высокая гора Урала (г.Народная)
Назовите четыре моря, имеющие цветные названия. (Черное, Белое, Красное, Желтое)
Назовите самое большое и глубокое море у берегов России. (Берингово)
Назовите самое мелководное море на Земле. (Азовское)
Назовите самое холодное и ледовитое море у берегов России. (Восточно-Сибирское)
Назовите самый большой полуостров России. (Таймыр)
Назовите самый большой остров России. (Сахалин)
Назовите самую длинную горную систему России. (Урал)
Назовите самую высокую вершину России. (Эльбрус)
Назовите самое глубокое озеро в мире. (Байкал)
Столицей какой республики в составе Российской Федерации является город Кызыл? (Тыва)
Высшая точка Сибири (г. Белуха на Алтае)
Место, где в России стоят самые холодные зимы. (Якутия)
Столица республики Саха? (Г.Якутск)
3 станция “Географический аукцион”
Правила конкурса сходны с правилами телевизионной программы “Своя игра”. Право первого хода разыгрывается по жребию, затем команда называет вопрос, на который хочет ответить. В дальнейшем отвечает команда, капитан которой первым поднимает руку. При правильном ответе на вопрос на счет команды поступает соответствующее цене вопроса количество баллов; при неправильном – команда штрафуется на соответствующее количество баллов. (Жеребьевка проводится с помощью воздушных шаров, приглашаются капитаны, у кого первым лопнет шар, тот имеет право выбирать вопрос первым.)
Имена путешественников на карте России | 10 | 20 | 30 |
Географическое положение России | 10 | 20 | 30 |
Природа и регионы России | 10 | 20 | 30 |
Тема: Имена путешественников на карте России
10 баллов. Русский полярный мореплаватель, участник Великой Северной экспедиции, достигший самой северной точки Азии, материка Евразии и России, названной в его честь.(Семен Челюскин)
20 баллов. Русский офицер, капитан-командор русского флота, датчанин по национальности (1681-1741 гг.). Возглавил Первую и Вторую (она же Великая Северная) Камчатские экспедиции, во время которых обошел берега Камчатки, Чукотского полуострова, достиг побережья Северной Америки, открыл некоторые из Алеутских островов. В его честь названо море, самое глубокое у берегов России, и пролив (Витус Беринг).
30 баллов. Все мы с вами знаем и помним имя Христофора Колумба? А вот кого из русских путешественников называли в свое время “российским Колумбом”? (Григорий Иванович Шелихов.
Именно он организовал целый ряд русских поселков на северо-западе Америке).
Тема: Географическое положение России
10 баллов.Россия расположена:
а) в северном и западном полушариях;
б) в северном и восточном полушариях;
в) в северном, восточном и западном полушариях;
г) только в северном полушарии. (ответ:в северном, восточном и западном полушариях)
20 баллов. Назовите самую большую по протяженности сухопутную границу России, а с каким государством наша Родина имеет самую маленькую границу. (С Казахстаном – 7200 км, с КНДР – 17 км)
30 баллов.Жители каких из перечисленных городов России могут видеть Солнце на севере? Когда это происходит?
а) Москва
б) Мурманск
в) Чита
г) Магадан
д) Верхоянск
е) Воркута
(ответ: Мурманск, Верхоянск, Воркута в 00— часов по местному времени в полярный день).
Тема: Природа и регионы России
10 баллов.Выберите две основные причины высокой заболоченности равнинных тундр:
наличие многолетней мерзлоты
большое количество осадков
малое количество осадков
большая испаряемость
малая испаряемость
(ответ: 1,5)
20 баллов. Назовите самую большую реку Европы, где она берет свое начало, куда впадает, ее правый и левый самый крупный приток, по какой равнине она протекает? (река Волга. Берет начало на Валдайской возвышенности, впадает в Каспий, протекает по Русской равнине, Ока (правый приток), Кама (левый).
30 баллов.
Мороз и солнце; день чудесный…
Под голубыми небесами,
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И лес сквозь иней зеленеет
И речка подо льдом блестит.
Определите какой тип погоды отражен в этом стихотворении А . С. Пушкина. - Циклональный, антициклональный, холодного или теплого фронта? (ответ: антициклональный)
4 станция «Собери карту»
Каждая команда получает разрезанную контурную карту, сложив, её она должна определить территорию. Какая команда быстрее выполнит задание, та и победит.
Рефлексия
«Зеленый» – все задания для меня были по силам
«Желтый» – я не все знаю, но есть желание продолжать изучение географии России
«Розовый» - у меня есть большие пробелы в знаниях
На столах каждой команды разложены листы бумаги разных цветов, на которых ребятам предлагается изобразить “смайлики”. Если понравилось мероприятие, оно вызвало интерес и желание продолжить изучение географии на уроках, то надо нарисовать “смайлика” на красном листочке. Если нет – то “смайлик” черного цвета. Листки прикрепить на доске. Учитель сразу может сделать вывод о результативности данного мероприятия.
И в заключении хочу сказать,
Что лучше географии предмета не сыскать,
Мир географии огромен,
Стремитесь вы его познать.
Подведение итогов. Награждение победителей.