СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок внеклассного чтения по повести Н. А. Мельникова " Щепки" 

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие»

Урок внеклассного чтения

Тема урока : « Что есть большая и главная истина человеческой жизни» по повести Н. А. Мельникова « Щепки»

Цели продолжить знакомство учащихся с творчеством писателя – земляка , учить находить главное в произведении , развивать речь

Знакомить учащихся с историей края , развивая их кругозор , приобщать к культуре и литературе Брянской области

Развивать и воспитывать чувство прекрасного , чувство гордости за свой народ , любовь к малой родине

Оборудование : фотографии из семейного альбома , видеоматериалы , проспект картин И. Сушенка, записи песен Н. Мельникова , выставка книг

Эпиграф : « Куда бы ни закинула тебя судьба , как бы тебя не ударила жизнь , ты не щепка! Ты человек…»

Ход урока :

Слово учителя : Богата брянская земля талантами .

История оставила гам имена выдающихся земляков : Ф. И. Тютчева , А. К. Толстого , Рыленкова , П. Проскурина , Парыгина и входят в историю наши современники , среди них всемирно известный художник И. Сушенок и писатель , актер , режиссер, сценарист – Николай Алексеевич Мельников . Они становятся уже историей нашей родной Брянщины .

( Просмотр видео : на фоне золотых куполов поэт стоит и молится. Он глубоко верующий человек , просит благословения на любое начатое им дело . Например, перед исполнением песни « За вас молюсь» . Слышится звон колоколов . Такой мерный , гулкий в душу проникающий звон .- звучит отрывок из песни )

Теперь обратите внимание на портрет нашего земляка . Вглядитесь в его большие глаза , полные боли и тревог . В них раздумье о России , о ее народе, о человеке . Такие глаза не могут быть неискренними . Остановим этот миг . Пусть Н. А. Мельников будет с нами при анализе его произведения .

Дома вы прочитали повесть « Щепки»

- Ваши впечатление? Что вы можете сказать о ней ?

( Как это повесть близка нам всем . Ведь она о нас , живущих людей на брянской земле , о чернобыльской боли . Кроме того , вы заметили необыкновенный писательский дар – умение наблюдать . Люди очень простые , которые живут рядом с нами , становятся героями его произведений .)

- Кто же герои повести ? ( Самые разные , настолько разные , что окаждом и не расскажешь : разные судьбы , профессии, возрастов . Это и солдаты – сослуживцы, зеки , , таксисты , студенты , колхозники . )

Но вот кого хочется выделить и поговорить о нем отдельно . Это Нынча . Ведь именно от него идет ниточка к переосмыслению теории о щепках

- Расскажите о нем . Найдите его портрет. Чем он занимается ? Как живет ?

Учитель : Вся деревня над ним потешалась , кроме чудачества , ничего и никто в нем не увидел . Н. А. Мельников сумел разглядеть и найти в самом обыкновенном человеке рациональное зерно : каждый человек в этой жизни должен заниматься своим делом , делать то , что умеет делать лучше всего . ! Такое дело было у Нынчи –« главный человек на похоронах» Автор увидел в нем человека набожного , знающего свое дело в совершенстве , его путешествия по святым местам , к гробу Господне для кажутся чем – то невероятным . И когда ему запретили странствовать , стал « тише» , « нелюдим» . По характеру был не обидчив и беззлобен .

- Почему его звали Нынча? Подумайте !

- В связи с этим назревает вопрос :

- Какие проблемы автор поднимает в своей повести ?

( Кто есть человек . Взаимоотношения между людьми , Чернобыльская трагедия и ее влияние на людей . Человек и религия . Проблема семьи , чувства долга И проблемы отцов и детей . Сколько проблем ! И какая же главная?

Кто есть человек .

Но взрослый человек прежде всего был ребенком . Поэтому мы не можем обойти вниманием тему взрослых и детей .

- В каком эпизоде раскрывается остро она

( Встреча нашего героя с восьми летним Вовкой

( найти этот эпизод и зачитайте страницы )

Сколько вот таких Вовок среди нас , таких семей , написанных под копирку . Сплошь и рядом !

« Я чуть не расплакался . Бедная ты моя душа «

_ Почему?

( Умный , смышленый мальчуган приходит на помощь герою и готов к самопожертвованию . И как решить жизненные проблемы он не знает . Мамка пьет, гонит брагу , сестра пятнадцатилетняя спуталась с бандитами . В таких условиях на ш маленький герой не озлобился не озлобился в таких условиях « Надолго ли тебя хвати? – задает сам себе вопрос автор и тут же рассуждает : кто есть человек .

_ В чем смысл заглавия « Щепки» ?

- Расскажите теорию автора о щепках ?

( Писательпреполагал , что все люди щеки , они никому не нужны , не нужны ни государству , ни обществу . Автор и сам сознавал себя облетевшей щепкой .

Читаем начало повести « Истрия оставилоа…»

- Какой художественный прием использует автор ? ( аллегория)

- Как вы понимаете слова « лес рубят – щепки летят?

( Повесть была написана в 90-е годы , когда жизнь , судьба отдельного человека не имела никакого смысла , цены . Сколько забытых оставались без внимания . Например, подводная лодка « Курск» - только благодаря женам увековечили память о них , о наших героях! . «А с колько леса , сколько дров нарублено за все эти годы . И самое страшное – рубка продолжается , ей нет конца. Щепки от одного великого целого государства . Удар топора !Что получится . Поймите наша жизнь зависит от удара топора , зависит от тех событий , которые происходят в государстве. Рубка совершается постоянно помимо нашей воли и желаний . Случается что – то в мире и полетели щепки»

Сколько ошибок ,неприятностей было совершено , а страдают невинные люди , особенно талантливые . ( найдите в тескте , там много примеров)

С другой стороны « рубка» учит жизни . Кто в ней посильнее , похитрее становится властелином , кто слабее выбрасывается на обочину . Слабые улетаю на обочину не по своей воле ( в деревне очень многие безработные) Автор утверждает , что ему не безразличны судьбы народа , особенно судьбы русских деревень .

« Поставьте памятник деревне» ( звучит песня)

. Эта песня перекликается с позицией автора : « Защитите маленькую щепку. Ведь на ком держится государство ?

Мысль о человеке – щепке продолжается в споре между друзьями

Читаем отрывок

Извечна боль за народ . Много трогательных страниц посвящены родной деревеньке автора Лысые , одноклассникам , их разговорам .

Очень подробно описывает природу до Чернобыля и после

Читаем отрывки

Учитель 6 Не каждому хочется думать , что он щепка , Очень обидно

« Какая я щепка , если я управляю своей жизнью ?

- вы как считаете, ребята . Давайте подумаем вместе

Вы уже пожжете ответить на вопрос : в чем смысл заглавия повести ?

- До конца ли автор остается со своей теорией , что человек – щепка ?

Прочитав до конца повесть понимаешь , что нет

- Когда же наступает крах ее ?

( встреча с бабой Мотей )

Давайте вспомним ее истории

Учитель читает наизусть отрывок из текста ( история бабы Моти )

- Как вы понимаете , в чем ее грех?

- Она считает себя грешницей?

Словарная работа : Грешница – у верующих – нарушение религиозных преписаний , предосудительный поступок

Праведница – человек , живущий согласно заповедям , моральным предписанием какой – либор религии

Примеры из Евангелие

- Как рухнула теория героя ?

( кульминационный момент повести – встреча с жительницей родного села с бабой Мотей .

- какой урок могла преподать эта слепая , маленькая , сухонькая старушка?

- В чем ее правда?

- Что есть большая и главная истина человеческой жизни?

Учитель : Слова праведницы запали глубоко в душу нашего лирического героя . Всю жизнь будет помнить их . « Нет у Бога ни больших , ни маленьких людей , все равны – все его дети , всех он любит одинаково . А за безверие – наказание»

Давайте вместе сделаем выводы :

- Мы все знаем . насколько человеческая жизнь коротка. Насколько быстро проносится время . Неизбежно слабеют человеческие силы . Достигнув какого – то определенного возраста , человек начинает слабеть , как трава осенью . но это трава . А мы с вами люди . Кроме тела , у нас драгоценнейшее сокровище - совесть , мысли , душа , чувства . Когда слабеют телесные силы , человек может стать мудрее . К старости у человекап на многие вещи совсем другой взгляд . С годами начинаешь различать , что стоит внимание , а что временное , пустячное .Именно поэтому нам надо принять на веру слова бабы Моти

- Сбылось предсказание ее матери?

Есть таинственная сила Божья . Помимо исторических вех есть Бог и есть Божий суд . А самое большое желание Бога это высокая нравственность Человека .! А без веры человек жить не может

Читтаем последние строчки повести

« Он ( Бог) любит всех нас и помнит всех нас , и если на земле на нас махнули рукой , нас забыли – Он великий подвиг бабы Моти , но и все наши малейшие проявления душевной доброты , милосердия , веры..»

Перед нами иллюстрация к картине художниа К. С. Петрова – Водкина « Умиление злых сердец»

Посмотрите в глаза богоматери ! . И пусть на земле будет меньше зла!







-