Урок внеклассного чтения
Тема урока : « Что есть большая и главная истина человеческой жизни» по повести Н. А. Мельникова « Щепки»
Цели продолжить знакомство учащихся с творчеством писателя – земляка , учить находить главное в произведении , развивать речь
Знакомить учащихся с историей края , развивая их кругозор , приобщать к культуре и литературе Брянской области
Развивать и воспитывать чувство прекрасного , чувство гордости за свой народ , любовь к малой родине
Оборудование : фотографии из семейного альбома , видеоматериалы , проспект картин И. Сушенка, записи песен Н. Мельникова , выставка книг
Эпиграф : « Куда бы ни закинула тебя судьба , как бы тебя не ударила жизнь , ты не щепка! Ты человек…»
Ход урока :
Слово учителя : Богата брянская земля талантами .
История оставила гам имена выдающихся земляков : Ф. И. Тютчева , А. К. Толстого , Рыленкова , П. Проскурина , Парыгина и входят в историю наши современники , среди них всемирно известный художник И. Сушенок и писатель , актер , режиссер, сценарист – Николай Алексеевич Мельников . Они становятся уже историей нашей родной Брянщины .
( Просмотр видео : на фоне золотых куполов поэт стоит и молится. Он глубоко верующий человек , просит благословения на любое начатое им дело . Например, перед исполнением песни « За вас молюсь» . Слышится звон колоколов . Такой мерный , гулкий в душу проникающий звон .- звучит отрывок из песни )
Теперь обратите внимание на портрет нашего земляка . Вглядитесь в его большие глаза , полные боли и тревог . В них раздумье о России , о ее народе, о человеке . Такие глаза не могут быть неискренними . Остановим этот миг . Пусть Н. А. Мельников будет с нами при анализе его произведения .
Дома вы прочитали повесть « Щепки»
- Ваши впечатление? Что вы можете сказать о ней ?
( Как это повесть близка нам всем . Ведь она о нас , живущих людей на брянской земле , о чернобыльской боли . Кроме того , вы заметили необыкновенный писательский дар – умение наблюдать . Люди очень простые , которые живут рядом с нами , становятся героями его произведений .)
- Кто же герои повести ? ( Самые разные , настолько разные , что окаждом и не расскажешь : разные судьбы , профессии, возрастов . Это и солдаты – сослуживцы, зеки , , таксисты , студенты , колхозники . )
Но вот кого хочется выделить и поговорить о нем отдельно . Это Нынча . Ведь именно от него идет ниточка к переосмыслению теории о щепках
- Расскажите о нем . Найдите его портрет. Чем он занимается ? Как живет ?
Учитель : Вся деревня над ним потешалась , кроме чудачества , ничего и никто в нем не увидел . Н. А. Мельников сумел разглядеть и найти в самом обыкновенном человеке рациональное зерно : каждый человек в этой жизни должен заниматься своим делом , делать то , что умеет делать лучше всего . ! Такое дело было у Нынчи –« главный человек на похоронах» Автор увидел в нем человека набожного , знающего свое дело в совершенстве , его путешествия по святым местам , к гробу Господне для кажутся чем – то невероятным . И когда ему запретили странствовать , стал « тише» , « нелюдим» . По характеру был не обидчив и беззлобен .
- Почему его звали Нынча? Подумайте !
- В связи с этим назревает вопрос :
- Какие проблемы автор поднимает в своей повести ?
( Кто есть человек . Взаимоотношения между людьми , Чернобыльская трагедия и ее влияние на людей . Человек и религия . Проблема семьи , чувства долга И проблемы отцов и детей . Сколько проблем ! И какая же главная?
Кто есть человек .
Но взрослый человек прежде всего был ребенком . Поэтому мы не можем обойти вниманием тему взрослых и детей .
- В каком эпизоде раскрывается остро она
( Встреча нашего героя с восьми летним Вовкой
( найти этот эпизод и зачитайте страницы )
Сколько вот таких Вовок среди нас , таких семей , написанных под копирку . Сплошь и рядом !
« Я чуть не расплакался . Бедная ты моя душа «
_ Почему?
( Умный , смышленый мальчуган приходит на помощь герою и готов к самопожертвованию . И как решить жизненные проблемы он не знает . Мамка пьет, гонит брагу , сестра пятнадцатилетняя спуталась с бандитами . В таких условиях на ш маленький герой не озлобился не озлобился в таких условиях « Надолго ли тебя хвати? – задает сам себе вопрос автор и тут же рассуждает : кто есть человек .
_ В чем смысл заглавия « Щепки» ?
- Расскажите теорию автора о щепках ?
( Писательпреполагал , что все люди щеки , они никому не нужны , не нужны ни государству , ни обществу . Автор и сам сознавал себя облетевшей щепкой .
Читаем начало повести « Истрия оставилоа…»
- Какой художественный прием использует автор ? ( аллегория)
- Как вы понимаете слова « лес рубят – щепки летят?
( Повесть была написана в 90-е годы , когда жизнь , судьба отдельного человека не имела никакого смысла , цены . Сколько забытых оставались без внимания . Например, подводная лодка « Курск» - только благодаря женам увековечили память о них , о наших героях! . «А с колько леса , сколько дров нарублено за все эти годы . И самое страшное – рубка продолжается , ей нет конца. Щепки от одного великого целого государства . Удар топора !Что получится . Поймите наша жизнь зависит от удара топора , зависит от тех событий , которые происходят в государстве. Рубка совершается постоянно помимо нашей воли и желаний . Случается что – то в мире и полетели щепки»
Сколько ошибок ,неприятностей было совершено , а страдают невинные люди , особенно талантливые . ( найдите в тескте , там много примеров)
С другой стороны « рубка» учит жизни . Кто в ней посильнее , похитрее становится властелином , кто слабее выбрасывается на обочину . Слабые улетаю на обочину не по своей воле ( в деревне очень многие безработные) Автор утверждает , что ему не безразличны судьбы народа , особенно судьбы русских деревень .
« Поставьте памятник деревне» ( звучит песня)
. Эта песня перекликается с позицией автора : « Защитите маленькую щепку. Ведь на ком держится государство ?
Мысль о человеке – щепке продолжается в споре между друзьями
Читаем отрывок
Извечна боль за народ . Много трогательных страниц посвящены родной деревеньке автора Лысые , одноклассникам , их разговорам .
Очень подробно описывает природу до Чернобыля и после
Читаем отрывки
Учитель 6 Не каждому хочется думать , что он щепка , Очень обидно
« Какая я щепка , если я управляю своей жизнью ?
- вы как считаете, ребята . Давайте подумаем вместе
Вы уже пожжете ответить на вопрос : в чем смысл заглавия повести ?
- До конца ли автор остается со своей теорией , что человек – щепка ?
Прочитав до конца повесть понимаешь , что нет
- Когда же наступает крах ее ?
( встреча с бабой Мотей )
Давайте вспомним ее истории
Учитель читает наизусть отрывок из текста ( история бабы Моти )
- Как вы понимаете , в чем ее грех?
- Она считает себя грешницей?
Словарная работа : Грешница – у верующих – нарушение религиозных преписаний , предосудительный поступок
Праведница – человек , живущий согласно заповедям , моральным предписанием какой – либор религии
Примеры из Евангелие
- Как рухнула теория героя ?
( кульминационный момент повести – встреча с жительницей родного села с бабой Мотей .
- какой урок могла преподать эта слепая , маленькая , сухонькая старушка?
- В чем ее правда?
- Что есть большая и главная истина человеческой жизни?
Учитель : Слова праведницы запали глубоко в душу нашего лирического героя . Всю жизнь будет помнить их . « Нет у Бога ни больших , ни маленьких людей , все равны – все его дети , всех он любит одинаково . А за безверие – наказание»
Давайте вместе сделаем выводы :
- Мы все знаем . насколько человеческая жизнь коротка. Насколько быстро проносится время . Неизбежно слабеют человеческие силы . Достигнув какого – то определенного возраста , человек начинает слабеть , как трава осенью . но это трава . А мы с вами люди . Кроме тела , у нас драгоценнейшее сокровище - совесть , мысли , душа , чувства . Когда слабеют телесные силы , человек может стать мудрее . К старости у человекап на многие вещи совсем другой взгляд . С годами начинаешь различать , что стоит внимание , а что временное , пустячное .Именно поэтому нам надо принять на веру слова бабы Моти
- Сбылось предсказание ее матери?
Есть таинственная сила Божья . Помимо исторических вех есть Бог и есть Божий суд . А самое большое желание Бога это высокая нравственность Человека .! А без веры человек жить не может
Читтаем последние строчки повести
« Он ( Бог) любит всех нас и помнит всех нас , и если на земле на нас махнули рукой , нас забыли – Он великий подвиг бабы Моти , но и все наши малейшие проявления душевной доброты , милосердия , веры..»
Перед нами иллюстрация к картине художниа К. С. Петрова – Водкина « Умиление злых сердец»
Посмотрите в глаза богоматери ! . И пусть на земле будет меньше зла!
-