Внеклассное мероприятие по окружающему миру
«ПОЛЕТАЕМ НА ОБЛАКАХ!
для 2 класса
Цель: воспитывать интерес к природе и её обитателям.
Задачи:
расширение кругозора детей, их знаний по окружающему миру;
воспитание экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе, желание заботиться о ней;
воспитание чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы.
Ход мероприятия
Слайд 1
Ведущий: Здравствуйте, ребята.
В целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития Российской Федерации, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности президентом РФ В.В. Путиным 2017 год объявлен – годом экологии.
Слайд 2
Ведущий: Сегодня в рамках недели окружающего мира мы проведём мероприятие, которое покажет вам, какое значение природа и экология играет в жизни каждого человека.
Ученик 1. В природе столько красоты
Не описать словами!
Живём в объятьях суеты
С закрытыми глазами.
Не замечаем звон ручья,
Росинок нежных влагу,
Ночные трели соловья,
Кузнечиков отвагу,
Ромашек нежный хоровод,
Фигурки старых сучьев,
Закат светила и восход
И плач осенних тучек.
Найдите парочку минут,
Чтоб посмотреть на небо,
чтоб запахи полей вдохнуть,
В них ароматы хлеба.
Поймайте первый яркий
Лист берёзки или клёна,
Танцует он под ветра свист
И музыку покоя,
В природе столько красоты,
Не описать словами,
Порвите цепи суеты
Нежными лучами!
Ученик 2 Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вместе Землю уважать
И относиться бережно, как к чуду!
Мы забываем , что она у нас одна
Неповторимая. ранимая, живая.
Прекрасная : хоть лето, хоть зима…
Она у нас одна, одна такая!
Ведущий: Ребята, знаете ли вы, что такое ЭКОЛОГИЯ (ответы детей)
Слайд 3
Экология - наука о взаимодействиях живых организмов между собой и с окружающей средой.
Ведущий: Сегодня мы увидим, что всё в природе взаимосвязано, всё, что есть в природе, будь то цветочек или маленький паучок - природе необходимо.
Ведущий: Начать сегодняшнее мероприятие я хотела бы с отрывка из мультфильма.
Слайд 4
Просмотр отрывка из мультфильма «Трям! Здравствуйте!»
Ведущий: Сегодня мы вместе с ежиком и медвежонком полетаем на облаках. Но облака эти будут необычные. Каждое облако населено живыми организмами - растениями и животными.
Итак в путь…
Ежик и медвежонок помещаются на первое облако.
1 облако «Растения Красной книги»
Ведущий: На этом облаке весенняя полянка. Давайте посмотрим небольшую сценку.
Сценка “Не рви первые цветы”
Слышно пение птиц
Ведущий: В первый тёплый день весенний в лес пошли Марина с Сеней.
Дети видят вдруг цветы небывалой красоты.
Сеня Посмотри сюда, Марина! Что за чудная картина!
Прямо около снегов здесь полянка из цветов!
Посмотри, они какие –нежные и голубые!
Соберу- ка я букетик: Завтра будет женский праздник.
Маме дам цветочки эти, что я – не мужчина разве?
Я и бабушке готов подарить букет цветов!
И тебе, как младший брат, подарить их буду рад!
Марина: Сеня! Больше рви цветочков! Ты пройдись везде по кочкам!
Подожди, я прибегу и с цветами помогу!”
Ведущий: Дети тщательно и рьяно обобрали всю поляну.
Тут приходят зайчики, прибегают белочки.
И ругают мальчика, объясняют девочке:
Зайчик: Ну, зачем вы, детвора, все подснежники сорвали?
Мы вчера, позавчера на поляну любовались!
Как росли красиво тут синие цветочки!
А сегодня здесь растут лишь пеньки да кочки!
Белочка: Знайте, трепетный подснежник очень тонкий, хрупкий, нежный.
Это – редкий вид, и он в книгу Красную внесён.
Если рвать цветочки эти будут взрослые и дети,
Не увидим их совсем мы нигде на белом свете!
Никогда из первоцветов вы не делайте букетов!”
Ведущий: Огорчился очень Сеня, смотрит он на свой букет.
Это не букет, а веник, красоты в помине нет!
Сеня: Жаль, поникли все цветочки!
Ведущий: Сеня молвит со слезами. -
Марина: И пропал подарок маме!”
Ведущий: Никогда Марина с Сеней
Тот букетик не забудут, и подснежников весенних
Больше рвать они не будут!
Ведущий: Ребята, почему нельзя рвать подснежники? (Они занесены в Красную книгу)
Ведущий: Что такое красная книга?
Ведущий: Какие ещё растения Красной книги вы знаете? (Ответы детей)
Ведущий: Сейчас наши герои расскажут вам о некоторых из них.
Герои сценки рассказывают о растении, затем прикрепляют картинка растения к облаку.
Подснежник — самое раннее растение. Название он получил за свою способность - пробиваться из земли и зацветать с первыми теплыми весенними лучами солнца. Спасаясь от мороза в холодную ночь, подснежник обладает свойством сгибать цветок и прятать его под пушистый снег. Подснежник занесён в Красную книгу.
Купальница европейская - название растения связано местом обитания – растение очень любит влажные места. Некоторые виды купальницы - лекарственные растения, однако корни купальницы ядовиты. Купальница занесена в Красную книгу.
Вероника лекарственная – растёт в лесах, на солнечных лугах. Листья и цветки растения используются в медицине. Но часто, собирая цветы, люди выдирают их с корнем, что приводит к исчезновению растения. Вероника лекарственная занесена в Кранную книгу.
Адонис весенний - Растёт в степях, по окраинам берёзовых лесов. Растение используется в качестве лекарственных средств. Так же адонис весенний выращивается и как декоративное растение. Из – за вытаптывания скотом и вырывания растения с корнями растение находится на гране исчезновения, занесено в Красную книгу.
Ведущий: О каких растениях вам рассказали ребята?
Ведущий: Почему они занесены в Красную книгу?
Ведущий: А мы отправляемся на следующее облако.
Ежик и медвежонок перемещаются на следующее облако.
2 облако «Животные Красной книги»
Выходит ученик с зонтиком
Ученик с зонтиком: Это не облако, а туча и скоро пойдёт дождь. Но дождь этот необычный – каждая капелька – это ребус, разгадайте ребусы, и вы увидите, кто живёт на этом облаке.
Ученик отрывает капельки и выдаёт ребусы (по 2 ребуса каждой группе).
После того, как группы отгадали животное подготовленные ученики рассказывают о животных, затем прикрепляют картинка с животными к облаку.
Зубр является самым тяжёлым и крупным наземным млекопитающим Вес взрослых быков достигает 1 тонны. Длина туловища взрослых быков достигает 3метров. С давних времён люди охотились на зубров из-за вкусного мяса и тёплой шкуры. Сейчас зубры находятся на гране исчезновения.
Усач небесный - Жук длиной от 15 до 32 мм. Личинки живут в древесине, прокладывая там ходы. После третьей зимы личинка делает колыбельку превращается в куколку. Взрослый жук живёт всего 2 недели. Из-за вырубки лесов численность жука сильно сокращается.
Чёрный аист - селится в глухих, старых лесах. Питается в основном рыбой. Гнездится на высоте 10—20 м на старых, высоких деревьях. В кладке птиц от 4 до 7 яиц. Не все птенцы достигают зрелого возраста. Поэтому численность чёрных аистов сокращается.
Амурский тигр – самый крупный вид тигра. Шерсть очень густая, на брюхе слой жира толщиной 5 см, защищающий от холодного ветра и низких температур. Из-за красивой тёплой шерсти люди истребляют амурского тигра.
Ученик с зонтиком: Все эти животные занесены в Красную книгу – они находятся на гране исчезновения.
Ведущий: Почему животных и растения заносят в Красную книгу (Ответы детей)
Ведущий: Человек, не думая истребляет животных, вытаптывает и вырывает растения, которые так необходимы природе, что и приводит к сокращению их численности.
Ведущий: А мы отправляемся на следующее облако.
Ежик и медвежонок перемещаются на следующее облако.
3 облако «Лесная полянка»
Выходят 2 ученика в белых халатах.
Ученик 1: Здравствуйте, ребята – мы экологи – учёные, которые занимаются изучением окружающей среды – животных и растений.
Ученик 2: Но на нашем облаке случилась беда. До вас приходили ребята, которые совершенно не умеют вести себя в природе. Все животные, живущие здесь разбежались и спрятались. Помогите вернуть их домой. Мы будем рассказывать о животном, а вы узнайте это животное и верните на облако.
Ученики описывают растение или животное. Отгадавший ученик находит картинку с изображением животного (они приклеены на стенах класса), прикрепляет на облако.
Ученик 1: Звуковой аппарат этого животного располагается на надкрыльях, а слуховой аппарат находится на голенях передних ног и имеет овальные перепонки. (Кузнечик)
Ученик 2: В населённых пунктах возле старых дорог на деревьях часто встречаются поселения этих птиц, состоящие из десятков гнёзд, которые используются много лет. (Грачи)
Ученик 1: Эти животные нападают охотятся в основном на слабых и больных животных, поэтому их называют «санитарами леса» (Волк)
Ученик 2: Эти животные всеядны, хорошо лазают и плавают. Они мало восприимчивы к пчелиным укусам из-за своей густой шерсти, чувствительны для них только укусы пчёл в нос (Медведь)
Ученик 1: Эти маленькие насекомые питаются нектаром и соками растений, но у многих видов ротовой аппарат самок приспособлен для прокалывания кожи животных, чтобы сосать их кровь. (Комар)
Ученик 2: Отличительной особенностью этих птиц является то, что своё потомство они высиживают не весной, а зимой. Питаются в основном кедровыми орешками. (Клёст)
Ученик 1: Спасибо вам, ребята! Вернули на облако всех его жителей. Ведь для каждого живого существа очень важно жить именно на своём месте. Смена климата, питания может оказаться губительной.
Ведущий: Отправляемся дальше…
Ежик и медвежонок перемещаются на следующее облако.
4 облако «Поляна с мусором»
Выходит ученик в противогазе. Снимает противогаз.
Ученик: Здравствуйте, ребята. Как хорошо, что вы прибыли на моё облако. Может вы мне поможете.
Ведущий: Что случилось с вашим облаком?
Ученик: А вот послушайте …
Ученики рассказывают стихотворение С. Михалкова «Прогулка»
Ученик 1 Мы приехали на речку
Воскресенье провести,
А свободного местечка
Возле речки не найти!
Тут сидят и там сидят:
Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят,
Сотни взрослых и ребят!
Мы по бережку прошли
И поляночку нашли.
Ученик 2: Но на солнечной полянке
Тут и там - пустые банки
И, как будто нам назло,
Даже битое стекло!
Мы по бережку прошли,
Место новое нашли.
Но и здесь до нас сидели;
Тоже пили, тоже ели,
Жгли костер, бумагу жгли -
Насорили и ушли!
Мы прошли, конечно, мимо...
- Эй, ребята! - крикнул Дима. -
Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода!
Чудный вид!
Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!
Ученик 3: Мы купались,
Загорали,
Жгли костер,
В футбол играли -
Веселились, как могли!
Пили квас,
Консервы ели,
Хоровые песни пели...
Отдохнули - и ушли!
И остались на полянке
У потухшего костра:
Две разбитых нами склянки,
Две размокшие баранки -
Словом, мусора гора!
Мы приехали на речку
Понедельник провести,
Только чистого местечка
Возле речки не найти!
Ученик в противогазе: И после такого отдыха людей на моём облаке царит беспорядок – везде мусор, так, что ступить некуда. Помогите мне, ребята, пожалуйста здесь прибрать.
По классу разбросан мусор.
Ведущий: Давайте поможем жителю этого облака. У каждой группы ведро. По очереди ученик каждой группы бегут, поднимает мусор, кладёт в ведро.
Ученики выполняют задание
Ученик в противогазе: Спасибо вам, ребята. Помогли мне освободиться от этой горы мусора.
Ведущий: Молодцы, ребята. И не важно кто сколько мусора собрал – ведь главное, что полянка стала чистой и радует нас своей красотой. Хочется надеяться, что вы не станете поступать как в стихотворении С. Михалкова – всегда будете убирать за собой мусор.
Ведущий: А мы продолжаем наше путешествие. Впереди нас ждёт последнее облако…
5 облако «Почта»
Ежик и медвежонок перемещаются на следующее облако.
Выходит почтальон.
Почтальон: Здравствуйте, ребята. Как хорошо, что вы ко мне прилетели. Помогите мне пожалуйста. Дело в том, что на наше облако пришли телеграммы, а от кого они пришли, на них не написано. Давайте вместе отгадаем, кто же нам их прислал…
Почтальон читает телеграммы - загадки. На столе у групп слова – отгадки. Отгадав загадку, ученики прикрепляют её под облако одно под другой. В результате из первых слов составляется слово ПРИРОДА.
Где мороз и холодина,
В океане ходит льдина.
У меня дружков не счесть,
Брюшко беленькое есть:
Я на льдине не один
И зовут меня (Пингвин)
Пёстрая шкура, а хвост – как обрубок,
Когда меня встретишь, посторонись,
Ужасны и когти и острые зубы…
Опасна, при встрече, охотница - ...(Рысь)
Звонко песенку пою
Я – желтогрудка – крошка.
А за крик всегда зовут
Меня – лесная кошка (Иволга)
Все движутся вперёд,
А я - наоборот.
Я могу и час подряд
Всё время пятиться назад. (Рак)
Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском.
Голова и восемь ног,
Вот и весь я - … (Осьминог)
Хожу я в красной тюбетейке,
И сижу не на скамейке,
А на дереве в лесу,
И почти что навесу.
Постучу, букашку хвать
Я - знаменитый "доктор" .. (Дятел)
И на крышах, на столбах,
Гнёзда вьём большие,
Вести добрые несём,
Кто же мы такие? (Аисты)
Почтальон: Спасибо вам, ребята, помогли мне узнать от кого эти телеграммы, пойду их разносить адресатам.
Ведущий: Посмотрите, ребята на слова, которые вы только что отгадали. Прочитайте слово, получившееся из первых букв. (Природа)
Ученик читает стихотворение
Посмотри, мой юный друг! Что находится вокруг?
Небо светло-голубое, Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает,
Поле, речка и трава, Горы, воздух и листва,
Птицы, звери леса, Гром, туманы и роса,
Человек и время года — Это все вокруг — природа!
Ведущий: Ничего важнее и нужнее нет на свете, чем чистая вода, свежий воздух, звери, птицы, насекомые, которые населяют нашу планету.
А наше путешествие по облакам подходит к концу. Ежик и медвежонок прощаются с нами.
Убираю с доски ёжика и медвежонка.
Подведение итогов. Знаки правила поведение в природе.
Ведущий: Что же надо делать, чтобы сохранить природу на нашей планете? (Ответы детей)
Свои ответы, я предлагаю изобразить в виде знаков – правил поведения в природе и прикрепить их на нашу планету.
Ученики рисуют правило (2 знака на каждую группу), делают флажок.
Выходят к доске, называют правило, прикрепляют его на планету.
Рефлексия
Ведущий: Посмотрите ребята, на чудесный мир, который у нас получился – животные на чистых полянках, чистый воздух вокруг.
А теперь, давайте зажжём в нашем небе звёздочки. У вас на столах лежат звёзды разного цвета.
Если вам понравилось сегодняшнее путешествие по облакам вместе с героями мультфильма, вы узнали что – то новое для себя, возьмите красную звёздочку. Если вы остались равнодушны - возьмите жёлтую звёздочку, прикрепите звёзды к нашему небу.
Ученики прикрепляют звёзды к доске.
В конце мероприятия все вместе поют песню «Всё это называется природа»
11