Внеклассное мероприятие «Гражданин. Общество. Государство.»
Основные задачи: воспитание у школьников гражданственных качеств и патриотизма, формирование базисных знаний о государстве, праве, общественных и государственных институтах, правах человека.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, флаги РФ и РТ, герб РФ и РТ, гимн РФ и РТ, карточки с заданиями, цветная бумага.
Участники: 7-8 классы
Ход мероприятия.
Звучит песня «Родина моя» в исполнении группы «Непоседы». Слайд 1.
Учитель. Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина - это место, где ты родился, где ты живешь со своими родственниками, со своими друзьями. В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок: деревня или город, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина. Из множества таких уголков и состоит наша общая, великая Родина. Слайд 2.
Посмотрите на карту, наша Родина велика.
Конкурс 1. На просторах Родины. Слайд 3.
Каждая команда получает карту России и карточки с названиями стран: а) США; б) Япония; в) Великобритания; г) Германия; д) Китай; е) Финляндия; ж) Казахстан; з) Индия; и) Монголия; к) Белоруссия. Задача команд: выбрать из этого набора страны, граничащие с Россией, и прикрепить их на карту именно в тех местах, где граничат с нашей страной.
Конкурс 2. Название страны. Слайд 4.
Команды получают карточки: Россия, Российская республика, Республика Россия, Российская Федерация (РФ), Российская Советская Федеративная Социалистическая республика (РСФСР), Содружество Независимых государств (СНГ). Задача команд: выбрать ту карточку, на которой написано официальное название нашей страны.
Учитель. Вот она, какая Россия – широкая и великая! И везде живут люди, люди разных национальностей. Мы граждане - России!
Конкурс 3. Население. Слайд 5.
Каждая команда получает листок с перечнем народов, проживающих в России. Задача команд: выделить (поставить галочки) те из них, которые имеют свою государственность в составе Российской Федерации (республики).
Нации: татары, башкиры, якуты, финны, немцы, евреи, чуваши, украинцы, грузины, азербайджанцы, чеченцы, казахи, узбеки, калмыки, турки.
Учитель: Каждая страна имеет свой герб, флаг и гимн. Они являются государственными символами. Слово “символ” в переводе означает знак, пароль, сигнал. Слайд 6.
Имеет флаг, и гимн. И герб
Российская держава.
И, как все символы, они
Жизнь нашу отражают.
Конкурс 4. Государственный герб.
Команды получают изображения государственных гербов Российской Федерации и Республики Татарстан. Необходимо найти в каждом из них по 3 ошибки.
Правильный ответ. В приведенном изображении герба Российской Федерации допущены следующие ошибки: у орла нет лапок, в которых должны быть скипетр и держава; недостает третьей короны, которая располагается между головами орла; на груди орла отсутствует герб Москвы (изображение святого Георгия Победоносца)
В изображении герба Республики Татарстан допущены следующие ошибки: у барса на груди (сбоку) отсутствует щит, на котором изображен цветок; барс не имеет крыльев; наверху герба недостает тюльпана, а снизу – надписи «Татарстан».
Учитель: Ещё одним символом нашего государства является флаг. Флаг нашей страны имеет свою историю. Много веков назад вместо флага люди использовали шест, привязывая к его верхушке пучки травы, веток или конский волос. Назывался он “стягом”. Он должен был собрать, “стянуть” к себе воинов для защиты родной земли. Потом стяги стали делать из ткани. Они были красного цвета и придавали мужество воинам. Потом на полотнищах стали изображать святых – “знамения”. Так и появилось слово “знамя”.
Конкурс 5. Государственный флаг.
Командам выдается набор полосок цветной бумаги. Необходимо из них сложить государственные флаги Российской Федерации и Республики Татарстан.
Учитель: Часто на праздниках, военных парадах мы слышим торжественную песню, называемую гимном. Гимн – это торжественная песня, исполняемая в особых случаях. Слайд 7.
Конкурс 6. Государственный гимн.
Командам выдаются полоски белой бумаги, на которых напечатаны по одной строчке 1 куплет и припев гимна России, и гимн Татарстана. Необходимо правильно сложить эти строчки.
Учитель: Слайд 8. Без Конституции страна
На карте не видна!
Без Конституции она –
Как будто не страна
А знаете ли вы, что такое Конституция? А кто знает, когда была принята наша Конституция? Когда мы отмечаем День Конституции? (основные законы государства, принятые 12 декабря 1993 года). В Конституции записано, что граждане имеют права и обязанности. Права человека – являются неотъемлемыми от самого человека, в независимости от его национальности, местожительства, пола, этнической принадлежности, цвета кожи, религии, языка или любых других признаков.
Конкурс 7. Права и свободы гражданина. Слайд 9
Команды получают карточки с незаконченными фразами, касающимися различных сказочных героев. Задание: определить, какое право сказочного героя нарушено, и закончить фразу.
1. Лягушка из сказки «Лягушка-путешественница», отправившись в путешествие, воспользовалась своим правом на... (свободное перемещение) 2.Буратино, схватив крысу Шушару за хвост, нарушил ее право на... (личную неприкосновенность) 3.Полицейские из сказки А.Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в каморку папы Карло, нарушили его право на... (неприкосновенность жилища) 4.Балда из сказки А.Пушкина «Сказка о попе и о его работнике Балде», нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на... (труд) 5.Царевич Иван из сказки «Иван-царевич и серый волк», украв Жар-птицу у царя Берендея, нарушил его право на... (владение имуществом) 6.В сказке «Иван-царевич и серый волк» братья убили Ивана, нарушив его право на... (жизнь и личную неприкосновенность) 7.Каким правом не воспользовался Буратино, продав азбуку за пять золотых?. (право на образование)
Учитель. Каждый человек должен знать свои права и уметь их отстаивать и защищать. Однако признание прав человека означает не только право на их осуществление, но и выполнение определенных обязательств.
Конкурс 8. Обязанности гражданина. Слайд 11.
Команды получают листы бумаги с перечнем обязанностей. Задача команд:
отметить обязанности гражданина России, закреплённые в Конституции РФ.
Соблюдать законы, платить налоги, состоять в рядах какой-либо политической партии, быть членом профсоюза, работать на предприятии, защищать Отечество, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к памятникам истории и культуры, учиться, получать образование.
Учитель. Вы знаете, что ваши родители ходят на выборы. Кого они выбирают? (Президента страны, депутатов в Государственную Думу, Государственный Совет)
Конкурс 8. Государственная власть. Слайд 12-13
Президент РФ является: 1)главой государства; 2)главой правительства РФ; 3)главой парламента РФ; 4)Верховным главнокомандующим Вооружёнными силами РФ.
Парламент России называется: 1)Советом Федерации; 2)Государственной думой Верховным Советом; 3)Федеральным собранием.
Суды в России: 1)принимают законы; 2)проводят выборы в стране; 3)вершат правосудие в стране; 4)являются единственным государственным органом, определяющим виновность или невиновность лица.
Учитель. Каждый человек с момента рождения связан с обществом, а гражданин – это человек, имеющий политико-правовую связь с государством.
Конкурс 9. Реши кроссворд. Слайд 14-15
1.Как называется изображение-символ, которое показывает исторические традиции города, государства, семьи, отдельного лица? (Герб).2.Как называются правила, которые устанавливает государство? (Законы). 3.Как называется наша Республика, в котором мы живём? (Татарстан) 4.Как называется основной закон страны? (Конституция). 5.Страна, где человек родился и вырос. (Родина) 6.Столица Татарстана- …(Казань) 7.Человек, получивший от народа право на власть. (Президент) 8.Какое слово пропущено из этой песни : «Широка….. моя родная» (Страна) 9.Человек, любящий свою родину. (Патриот) 10.Столица России (Москва) 11.Самый главный город каждой страны. (Столица).
Ключевое слово «государство»
Учитель. Настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие. Вы маленькие граждане большого государства, имя которому - Россия. В наследство от предков мы все получили прекрасную страну. Мы гордимся тем, что живём в России, в Татарстане.
Подведение итогов. Награждение победителей.