СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие «Гражданин. Общество. Государство.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Парламентский урок "Гражданин. Общество. Государство"

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие «Гражданин. Общество. Государство.»»

Внеклассное мероприятие «Гражданин. Общество. Государство.»

Основные задачи: воспитание у школьников гражданственных качеств и патриотизма, формирование базисных знаний о государстве, праве, общественных и государственных институтах, правах человека.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, флаги РФ и РТ, герб РФ и РТ, гимн РФ и РТ, карточки с заданиями, цветная бумага.

Участники: 7-8 классы

Ход мероприятия.

Звучит песня «Родина моя» в исполнении группы «Непоседы». Слайд 1.

Учитель. Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина - это место, где ты родился, где ты живешь со своими родственниками, со своими друзьями. В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок: деревня или город, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина.  Из множества таких уголков и состоит наша общая, великая Родина. Слайд 2.

Посмотрите на карту, наша Родина велика.

Конкурс 1. На просторах Родины. Слайд 3.

Каждая команда получает карту России и карточки с названиями стран: а) США; б) Япония; в) Великобритания; г) Германия; д) Китай; е) Финляндия; ж) Казахстан; з) Индия; и) Монголия; к) Белоруссия. Задача команд: выбрать из этого набора страны, граничащие с Россией, и прикрепить их на карту именно в тех местах, где граничат с нашей страной.

Конкурс 2. Название страны. Слайд 4.

Команды получают карточки: Россия, Российская республика, Республика Россия, Российская Федерация (РФ), Российская Советская Федеративная Социалистическая республика (РСФСР), Содружество Независимых государств (СНГ). Задача команд: выбрать ту карточку, на которой написано официальное название нашей страны.

Учитель. Вот она, какая Россия – широкая и великая! И везде живут люди, люди разных национальностей. Мы граждане - России!


Конкурс 3. Население. Слайд 5.

Каждая команда получает листок с перечнем народов, проживающих в России. Задача команд: выделить (поставить галочки) те из них, которые имеют свою государственность в составе Российской Федерации (республики).

Нации: татары, башкиры, якуты, финны, немцы, евреи, чуваши, украинцы, грузины, азербайджанцы, чеченцы, казахи, узбеки, калмыки, турки.

Учитель: Каждая страна имеет свой герб, флаг и гимн. Они являются государственными символами. Слово “символ” в переводе означает знак, пароль, сигнал. Слайд 6.

Имеет флаг, и гимн. И герб
Российская держава.
И, как все символы, они
Жизнь нашу отражают.

Конкурс 4. Государственный герб.

Команды получают изображения государственных гербов Российской Федерации и Республики Татарстан. Необходимо найти в каждом из них по 3 ошибки.

Правильный ответ. В приведенном изображении герба Российской Федерации допущены следующие ошибки: у орла нет лапок, в которых должны быть скипетр и держава; недостает третьей короны, которая располагается между головами орла; на груди орла отсутствует герб Москвы (изображение святого Георгия Победоносца)

В изображении герба Республики Татарстан допущены следующие ошибки: у барса на груди (сбоку) отсутствует щит, на котором изображен цветок; барс не имеет крыльев; наверху герба недостает тюльпана, а снизу – надписи «Татарстан».

Учитель: Ещё одним символом нашего государства является флаг. Флаг нашей страны имеет свою историю. Много веков назад вместо флага люди использовали шест, привязывая к его верхушке пучки травы, веток или конский волос. Назывался он “стягом”. Он должен был собрать, “стянуть” к себе воинов для защиты родной земли. Потом стяги стали делать из ткани. Они были красного цвета и придавали мужество воинам. Потом на полотнищах стали изображать святых – “знамения”. Так и появилось слово “знамя”.

Конкурс 5. Государственный флаг.

Командам выдается набор полосок цветной бумаги. Необходимо из них сложить государственные флаги Российской Федерации и Республики Татарстан.

Учитель: Часто на праздниках, военных парадах мы слышим торжественную песню, называемую гимном. Гимн – это торжественная песня, исполняемая в особых случаях. Слайд 7.

Конкурс 6. Государственный гимн.

Командам выдаются полоски белой бумаги, на которых напечатаны по одной строчке 1 куплет и припев гимна России, и гимн Татарстана. Необходимо правильно сложить эти строчки.

Учитель: Слайд 8. Без Конституции страна
На карте не видна!
Без Конституции она – 
Как будто не страна

А знаете ли вы, что такое Конституция? А кто знает, когда была принята наша Конституция? Когда мы отмечаем День Конституции? (основные законы государства, принятые 12 декабря 1993 года). В Конституции записано, что граждане имеют права и обязанности.  Права человека – являются неотъемлемыми от самого человека, в независимости от его национальности, местожительства, пола, этнической принадлежности, цвета кожи, религии, языка или любых других признаков.

Конкурс 7. Права и свободы гражданина. Слайд 9

Команды получают карточки с незакон­ченными фразами, касающимися различных сказочных героев. Задание: определить, какое право сказочного героя нарушено, и закончить фразу.

1. Лягушка из сказки «Лягушка-путешественница», отправившись в путешест­вие, воспользовалась своим правом на... (свободное перемещение) 2.Буратино, схватив крысу Шушару за хвост, нарушил ее право на... (личную неприкосновенность) 3.Полицейские из сказки А.Толстого «Золо­той ключик», силой ворвавшись в каморку папы Карло, нарушили его право на... (неприкосновенность жилища) 4.Балда из сказки А.Пушкина «Сказка о попе и о его работнике Балде», нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на... (труд) 5.Царевич Иван из сказки «Иван-царевич и серый волк», украв Жар-птицу у царя Берендея, нарушил его право на... (владение имуществом) 6.В сказке «Иван-царевич и серый волк» братья убили Ивана, нарушив его право на... (жизнь и личную неприкосновенность) 7.Каким правом не воспользовался Буратино, продав азбуку за пять золотых?. (право на образование)

Учитель. Каждый человек должен знать свои права и уметь их отстаивать и защищать. Однако признание прав человека означает не только право на их осуществление, но и выполнение определенных обязательств.

Конкурс 8. Обязанности гражданина. Слайд 11.

Команды получают листы бумаги с перечнем обязанностей. Задача команд:

отметить обязанности гражданина России, закреплённые в Конституции РФ.

Соблюдать законы, платить налоги, состоять в рядах какой-либо политической партии, быть членом профсоюза, работать на предприятии, защищать Отечество, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к памятникам истории и культуры, учиться, получать образование.

Учитель. Вы знаете, что ваши родители ходят на выборы. Кого они выбирают? (Президента страны, депутатов в Государственную Думу, Государственный Совет)

Конкурс 8. Государственная власть. Слайд 12-13

Президент РФ является: 1)главой государства; 2)главой правительства РФ; 3)главой парламента РФ; 4)Верховным главнокомандующим Вооружёнными силами РФ.

Парламент России называется: 1)Советом Федерации; 2)Государственной думой Верховным Советом; 3)Федеральным собранием.

Суды в России: 1)принимают законы; 2)проводят выборы в стране; 3)вершат правосудие в стране; 4)являются единственным государственным органом, определяющим виновность или невиновность лица.

Учитель. Каждый человек с момента рождения связан с обществом, а гражданин – это человек, имеющий политико-правовую связь с государством.

Конкурс 9. Реши кроссворд. Слайд 14-15

1.Как называется изображение-символ, которое показывает исторические традиции города, государства, семьи, отдельного лица? (Герб).2.Как называются правила, которые устанавливает государство? (Законы). 3.Как называется наша Республика, в котором мы живём? (Татарстан) 4.Как называется основной закон страны? (Конституция). 5.Страна, где человек родился и вырос. (Родина) 6.Столица Татарстана- …(Казань) 7.Человек, получивший от народа право на власть. (Президент) 8.Какое слово пропущено из этой песни : «Широка….. моя родная» (Страна) 9.Человек, любящий свою родину. (Патриот) 10.Столица России (Москва) 11.Самый главный город каждой страны. (Столица).

Ключевое слово «государство»

Учитель. Настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие. Вы маленькие граждане большого государства, имя которому - Россия. В наследство от предков мы все получили прекрасную страну. Мы гордимся тем, что живём в России, в Татарстане.

Подведение итогов. Награждение победителей.