Внеклассное мероприятие по популяризации и применению коми языка в центрах национальных культур и общеобразовательных учреждениях.
Название мероприятия: литературно - этнографического игрового праздника «Коми бал» (стилизованные посиделки, посвященные творчеству И.А. Куратова.
Дата проекта: 06.02.2020 в рамках Дня гуманитарного отделения
Место проведения: г. Сыктывкар, МАОУ «СОШ №43» Сыктывкар, Республика Коми, улица Петрозаводская, д.44
Цели проекта:
популяризация и применение коми языка в детской и молодежной среде;
воспитание уважительного отношения к культуре и традициям коми народа
Задачи проекта:
посвятить праздник юбилею И.А.Куратова;
повысить престиж коми языка и литературы в детской молодежной среде;
приобщить детей и молодежь к ценностям традиционной народной культуры
Целевая аудитория: учащиеся 5-9 классов школ города Сыктывкара, молодые учителя коми языка и литературы г. Сыктывкара, родители учащихся школы, учителя школы, администрация.
Масштаб проекта: муниципальный (республиканский)
Количество участников и зрителей: участников 60 человек, зрителей .
Описание проекта: (пояснительная записка, приказы)
Пояснительная записка к мероприятию
Литературно-этнографический праздник «Коми бал», посвященный юбилею Куратова, состоялся 06 февраля 2020 г. в рамках декады, посвященной дням коми языка, культуры, традициям народа.
Актуальность и оригинальность разработки: в июле 2019 года Республика будет широко отмечала 180-летие основоположника коми языка и литературы И.А.Куратова, и к завершению мероприятиям празднику оригинальный литературно-этнографический праздник «Коми бал».
Основная цель мероприятия – популяризация и применение коми языка в детской и молодежной среде, воспитание уважительного отношения к культуре и традициям коми народа.
Задачи мероприятия:
посвятить праздник юбилею И.А.Куратова;
повысить престиж коми языка в детской молодежной среде;
приобщить детей и молодежь к ценностям традиционной народной культуры.
Педагогические методы и приёмы: метод организации деятельности и формирования опыта, приём поиска информации, приём практической деятельности, приём коллективной работы, переключение на различные виды деятельности, встречи с интересными людьми, интерактивные игры.
Создание условий для активной деятельности обучающихся:
Дружеская атмосфера самого бала была попросту впечатляющей. В Атриуме концертного зала собрались участники, организаторы и гости, а также поклонники коми культуры с других учреждений города Сыктывкара и Республики Коми.
Бал проведен в целях развития новых форм работы по повышению интереса к коми языку, литературе и культуре в детской и молодёжной среде, популяризации коми языка, в целях формирования ценностных установок и возрождения культурных традиций . Он был посвящён 180-летию основоположника коми литературы И.А.Куратова. Название праздника и идея проекта взяты из произведения юбиляра «Коми бал».
В стихотворении «Коми бал» автор показал нам праздник, где царит весёлая и тёплая атмосфера. Здесь каждый нашёл для себя радость: молодёжь танцует, мальчишки залезли на печку и наблюдают за происходящим, а старики любуются молодыми, вспоминая дни своей молодости. Здесь места нет ни грусти, ни унынию, здесь никто не забыт, а слёзы старухи - это слёзы радости и умиления. Так и хочется сказать вместе с автором, прочитав это произведение: «ВОТ ГДЕ НАСТОЯЩИЙ БАЛ-ТО!»
По замыслу организаторов наш бал и начался со слов стихотворения И.А.Куратова «Закар ордын». Главные герои произведения – Марина и Захар – и стали хозяевами нашего бала, к которым собрались гости для веселья.
После прихода гостей начинается «Поэтическая гостиная». Здесь предполагается исполнение и инсценировки отрывков из произведений коми литературы (на нашем балу – произведений И.А.Куратова). В гости к нам пожаловал и сам Иван Алексеевич (в роли И.А.Куратова – учащийся 8а класса Арсений Паршуков).
В обширной праздничной программе участвовали и артисты Национального музыкально-драматического театра, внучатый племянник Андрей Гелиевич Попов .В программе бала исполнение народных танцев солистами ансамбля Коми Национальной гимназии. Предложенные в танцевально-игровом блоке игры и танцы вызвали настоящий ажиотаж.. Самым востребованным из традиционных забав на балу была игра «Сдöвöль». На балу нет деления на администрацию, учителей, учащихся. На паркете равны все. Все участники и гости самозабвенно играли в коми игры, обучались танцам, элементам ткачества. НАШ БАЛ ДОСТАВИЛ РАДОСТЬ ВСЕМ УЧАСТНИКАМ.
Потешки и загадки сыграли роль плавного перехода к завершению основной части бала.
После бала неугомонная молодёжь лихо отплясывала в Атриуме актового зала под современную финно-угорскую музыку на этнодискотеке.
«Коми бал» нужен для перспективы сохранения коми языка и культуры, формирования межэтнического согласия ,укрепления культуры толерантности. Он будет постоянно действующим проектом в нашем учебном заведении, расширяя свои границы. Нужен Большой Коми бал-с музыкой, танцами, нарядами, молодёжным бомондом.
В подготовке праздника большую помощь оказали родители учащихся, администрация и артисты Национального музыкально-драматического театра, руководители МОД «Коми войтыр», специалисты ГАУДО РК «РЦДО», администрация школы.
Творчество педагога, владение современными методиками и приемами:
на всех этапах «Коми бала» сплошное творчество (инсценировка отрывка из произведения И.А.Куратова «Коми бал», конкурс чтецов («Поэтическая гостиная»), интерактив, игры и т.д. Внеклассное мероприятие по популяризации и применению коми языка в центрах национальных культур и общеобразовательных учреждениях требует от учителя владение многими современными методиками и приёмами, такими как проблемное обучение, проектная технология, игровая технология и т.д.
Прилагаемые материалы: программа мероприятия (сценарий бала), фотоматариалы
Сценарий проведения литературно - этнографического игрового праздника «Коми бал» (стилизованные посиделки, посвященные творчеству И.А. Куратова)
Участники: учащиеся ОУ, Национальный музыкально- драматический театр РК внучатый племянник И.А.Куратова А.Г.Попов, ансамбль КНГ «Зиль – зёль».
Атриум оформлен под коми избу (лавки, стол, скатерть с национальном орнаментом утварь из музея, половики, пояса…)
Гости, ведущие, все действующие лица в национальных костюмах.
Пролог. Звучит народная музыка и постепенно собираются гости. Девочки – ткачихи сидят и ткут пояса на бердечке. (Мосина Т.Н.)
Вступление. (до 10 мин, О.В.Худяева).
- Слово для приветствия организаторам посиделок, гостям ( А.Г.Попов, артисты НМ-Д театра, ансамблю «Горадзуль»).
Сценка по мотивам стихотворения И.Куратова «Захар ордын». Действующие лица – Захар и Марина– Протасевич А.Д. (учитель англ. языка, Канева София -ученица 7 Б класса)
Приветствие. Они проговаривают в тексте реплики про конкретных гостей, про школы (те произносят свои визитки-1-2 мин.)
I юкöн.
Захар: - Марин, паськöд пызантö. Быд бур гöстьыс воасны регыд. Öзты сисьтö!
Марина: - Юртöг-бöжтöг чеччала, юр ни бöж котрала (хлопочу, хлопочу)
Захар: - Локны кöсйыс Ошпи Макар, Комын ошкöс чергöдысь,
Ошпи Макар.: - А кань куын ветлöдлысь!
Захар: - Локтас Кась Вась, нинкöм кыысь.
Кась Вась: -кодлöн мывкыд öти шыысь
Тöдчö, вежöр –кыв джынйысь.
Захар: - Локтас руч Вань, вурун летысь,
Локтас Пыш Тош Спиридон,
Кодлы абу, вокö дон.
Пыш Тош Спиридон: - Бур кыв, бурдан турун сета.
Захар: - Локтас Петрö Öльöш Герман
Петрö Öльöш Герман: - Кодлöн мöд ним «Сьöкыд чиг».
Захар: - Локтас Кельчипи Тарас,
Кодi олö юкöд, тыкöд
Куль моз, кодлöн чери сьöм
Öтторъя пыр кутчысьöм
Ныр-вомас…
Кельчипи Тарас: - А ачым некор
Эг на ректыв юква бекар
Захар: - Локтас Поп Бедь
Поп Бедь: - Абу поп,
Абу-й поп пи, бедь да ноп
Поплысь бöрсьысь новлöдлывла
Марина: - ныр сы пыдди лэптавлывлö!
Захар: - Локтас Беддя Еремей,
Дзор и тшап, кыдз архирей.
Беддя Еремей: - Кодлöн кулан кадыс мунöм,
Кодлöн вунöмысла мунöм.
А.Л.: - Шенöдлас, а лёк оз вöчлы.
Захар: - Локтас Митрей, йитлалысь
Чöс туй вылын гöрöд кöчлы.
Полысьджык на кöчьясысь.
Марина: - Кöть и ышман вöлi быдмиг,
Жугöдiсны вояс лыдмиг,
Захар: - Локтас Сопрон, кос и жеб,
Сопрон: - А сюсь синсьыс ем он дзеб.
Захар: - Енлы öктысь волывлас
Татчö, ен нога.
Гервасей: - Гервасей!
Ласей: - Кодi быдся керкаö
Пес поткöдлö да ва новлö.
Захар: - Локтас Микаль, кодi уна
Керка-карта сувтöдiс.
Микаль: - Озыръяслы – кулöмыс
Кытчöдз ачымöс оз су на,
Унаöс на колльöда,
Киподтуя гортъясöн.
Захар: - Дзугыль Микаль медся колан,
Кодыр кулан и кор олан!
-Аттьö дона гöстъяс,
Мый локтінныд, эн вунöдöй.
II юкöн.
Лиза Калганова: - Ок, кымынöн, на татчö локтöмаöсь!
Вика Тарабукина: Эг вед куш ми локтöй,
Со на кымынöнöсь.
Пöим ном мында со!
Лиза Калганова.: -Да öд бал танi!
Кристина Семенова:- Вайöй и балуйтамöй!
Ирина Разжевина: -А тi нö кодъяс татшöмъясыс,
Дзик мыськöм сёркнияс кодъясыс?
Ворсыштам. (хозяева праздника)
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ – висьталöй вежöртассö:
Лиза Калганова: Да, быдлатi ог быглясьöй!
(такие на улице не валяются)
Ирина Разжевина: Эн сöр, мути кольтан!
(не срами, лукавый)
Резеда Баязитова: Тэ тай ачыд-пöла вом,
Ещö синтö вöчалан!
(глазки строишь)
Кристина Семенова: Буретш бур, эн вылö пуксьы!
(В меру хорош, не задирайся)
Захар гостьяс дорö:
Захар: А тi нö мыйöн татчö воинныд?
12 школа: Гынйöн, доддьöн да,
Пеганöй вöлöн да,
Чöлöватнöй пöткаöн да,
Юсь ныра сапöгöн.
Крут гöрасянь крут гöраöдз,
Шыбельысь шыбельö да,
Шуда горничаö и веськалiм.
Соня Канева: - Шойччöй-шонтысьöй,
Ставöн тöрам!
Резеда Баязитова: -А тайöяс нö?
Вика Тарабукина: Рам гожöм кодь смирнöйöсь,
Роч акань кодь мичаöсь,
Вема Юраöсь да
Яй пырысь лыыс тыдалö,
Лы пырыс вемыс.
А саревичьясыд, нö?
ШКОЛА: Эз везит!
3. Поэтический блок (лирический, музыка из классики) (Худяева О.В.) (10-15 мин) Звучит музыка.
Приход И.А.Куратова. Пырö Куратов. (Арсений Паршуков, национальнöй коми паськöма).
Куратов: Видза оланныд, мича нывъяс да бур зонъяс. Примитанныд рытйысьны? А то лунтыр пукалі, виршъяс гижи.
Соня К.: Примитам, примитам. Лок, пройдит, Иван Алексеевич, пукси нывъяс дорас. (Сандра дорас).
Саша Ч.: Иван Алексеевич, гашкö, лыддяныд миянлы мыйкö. Коминад кывбуръястö ми зэв этша и кывлам. Кытысь нö коминад кывбуръястö кывлам сэсся?
Куратов: Ме, нывъяс, семинарияын на велöдчигöн гижлі коми кыв йылысь кывбур. Лыддясны удал зонъяс. (Соколов Родион, Характеров Кирилл).
Вероника З.: А öд коми кывным миян збыль мича. И тэнсьыд, Иван Алексеевич, кывбуръястö тöдам, велöдам, сьылам. Гашкö, öні ми тіянлы и петкöдлам. И челядь, и студенткаяс велöдісны.
Куратов: Меным зэв нимкодь лоö кывзыны ассьым кывбуръясöс. Збыль öмöй тöданныд?
Вероника З.: Тöдам! Тöдам! Öні ми висьталам асьным тіянлысь кывбуръяс:
Висьталöны кывбуръяс: «Синтöм пöль» (КНГ)
А ме велöді «Менам муза»;
А ме висьтала ..Выль сьыланкыв.
А меным воис … Гöль зон.
Сьöлöм вылö … Пыж
«Грездса ныв карса баринлы» (38 школа) Коми бал.
Лиза М.: Иван Алексеевич, а тэ тай нö кöсйин миянлы частушкаяс гижны?
Куратов: Гижи, нывъяс, гижи, видзöдлöй, кажитчас оз? (сетö лист)
(нывъяс видзöдöны листö)
Зубарева Вероника: А ми öні вай и сьылыштам! (Частушкаяс, 30 ШКОЛА) Зиль-зёль.
4. Посиделки (танцевально – игровой блок)
– Женская Гимназия
1 : Добрый вечер, дорогие друзья!
2 : Бур рыт, дона ёртъяс, чолöм ставлы!
3 : Мы рады приветствовать Вас на нашей Этнопати!
4: (на коми) Давайте познакомимся:….юр Дарья, лöз синва Марья, кыдъя Роч Алла,…..Яна, да ме Марьяна.
И, конечно, позвольте Вам представить,- наш незаменимый ди-джей Леонид.
5. : Мы, хозяйки избы очень рады гостям. Но для начала разговора давайте мы загадаем Вам загадку: «Кузь Кузь пу , 4 ув, 12 вож, 7 коль» («Длинное-длинное дерево, 4 сучка, 12 веток, 7 шишек). Это год! И если мы представим дни - бусинками, то в этом ожерелье будут особые дни - праздничные. Наши предки много работали, но умели и отдыхать. После уборки урожая начинались праздничные посиделки «рытпук»: сначала Покров Пресвятой Богородицы – первое зазимье, потом Параскева Пятница, следом Кузьминки, и Михайлолун, в декабре Никола зимний (тувсов Микола…а там и до святок рукой подать. На хороводы водили. Вот я и предлагаю…. в хоровод!А?
6. : Тебе бы, Вера, только хоровод! Лучше бы что-нибудь интересное или забавное рассказали? А? Вера? (испуганно)Я? Я по коми не умею.
А по рочу – не кужу!
7. : А я кужу!) Ой, ме…..! Мне дедушка рассказывал (по коми)
Но, Васька бара нин чивликтö лавкаö винала. – Мыйла винала, асыв да, удж вылö, кöнкö, мунö? – Оз, удж вылö мунтöг оз ов, удж вылас сійö мунö-чотö: руб-пять, руб-пять. А винаыдла öдйö чивликтö: руб-двадцать, руб-двадцать.
8. : Локтіс сиктö журналист, пыраліс сельсöветö, школаö, магазинö, детсадйö и нöшта кытчöсюрö. Юасис быдторсö, йöзыс вистасисны. И мöдöдчис бöр мунны. Аддзö, туй Кузя локтö пöрысь морт. Час пö, талысь юасьсышта мыйсюрö. Рочöн юалö: «Уважаемый, как вы тут живёте?». Пöрысь мортыдлы вочавидзис: «Как живем? А так и живём! Раньше нас жмули-жмали, а теперь нас жмуть и жмать».
9. : ну давайте уже танцевать!
Нашу любимую «Еджыд лым». Включает громко «Еджыд лым».
школа. Первая игра – «хороводный пляс». Сначала не торопясь по кругу, потом – змейкой, ручеек (ворота), завить капусту.
Танец. Ведущие танца ансамбль «Горадзуль»
38 ШКОЛА. Игра – «Тэрыб кöр». (Колокольчик, платок - повязка на глаза охотника).
(говорит по коми) Издревле коми прославились, как опытные промысловики и охотники. Много зверя водится в наших лесах: и белка, и медведь, и лось, и даже олень! Но поймать этого быстроногого красавца не так-то просто! И следующая наша забава как раз научит нас охотиться на настоящего северного коми оленя! Олень и охотник для первого раза уже должны быть выбраны (видимо, кто-то из наших девчонок). Становимся в круг. Растягиваем по краю красную ленту (если есть. Это вроде как полянка). «Выбираем» первых оленя и охотника.
Колокольчик, маска оленя, повязка на глаза охотнику, можно выбрать несколько деревьев, чтобы олень за ними прятался. (с ними веселее и больше народу участвует).
Повторяем игру 3 раза.
Танец. Ведущие танца ансамбль «Горадзуль»
Игра – «Скоморох». Круг движется в одну сторону, Скоморох внутри круга в другую. Девушки поют.
Скоморох идет по улице,
Молодой идет по широкой
Он стучится в дверь, колотится
Ночевать к девице просится.
Вы пустите, молодого почивать,
Вы пустите молодого постоять.
Скоморохи люди добрые,
Молоды они, счастливые!
Не пьют они пива, не вина.
Во царев кабак не ходят никогда!
Скоморох выбирает девушку и просится на постой: «Разрешите встать на постой»
Ответ «Извольте встать» (да). «Извините, занято» (нет).
Два варианта ответа:
(Да) Ах, и чья это умная дочь,
Ах, и чья это разумная дочь,
Что пустила скомороха ночевать,
Что пустила молодого постоять.
(Нет) Ах, и чья это мерзкая дочь,
Ах и чья это размерзкая дочь,
Не пустила скомороха ночевать,
Не пустила молодого постоять.
4. КНГ. Парни садятся в рад на стулья. Ведущий берёт девушку и сажает к одному на колени, спрашивает «Сдоволь?». Если парню девушка нравится, он говорит «Сдоволь» («Доволен»), если нет, то другому, так пока у всех парней не будет пары. Если доволен, то девушка парня целует.
5. 21 ШКОЛА. Коми-пермяцкая игра
Танец. Ведущие танца ансамбль «Горадзуль»
18 школа (по коми)
6. игра – «Окасян кытшъяс». «Поцелуев круг». Делим юношей и девушек на два круга. Заранее из помощниц выбираем ворота, чтобы не тратить время на объяснение правил. Регулируем музыку. Попавшихся в ворота ставим спина к спине, не снимая платков с голов, считаем до трех. На счет три попавшиеся поворачивают голову налево или направо. Если получилось в одну сторону - целуются, если в разные – обнимаются. Возвращаются в круг (для массы). Повторяем игру 5-6 раз. Каждому участнику аплодируем. Парни садятся в рад на стулья. тя на постой: "ику, можно выбрать несколько деревьев, чтобы олень заними прятался 0000000000000
7. игра
16 ШКОЛА: – «Сноп валяйтöм». (Йиркап) Ну, что? Не утомились еще? А у нас в запасе еще одна игра! Мы все уже давно прижились в городе, и, наверняка позабыли, как жили наши предки в деревнях, как стоили дом, как печь топили, как убирали урожай! Вот, например, (подойти и спросить у кого-нибудь, активно игравшего). Вы знаете как наши бабушки снопы валяли!? Нет? А мы сейчас вспомним! Ведь наша следующая игра называется «Сноп валяйтöм»! Правила, строимся, уже выбран первый снопик. Пробуем несколько раз!
8. 3 школа игра –
«Наборных хоровод». Ведущая входит в круг и выбирает кого-нибудь для танца. Кланяется ему, топает ножкой, приглашает за собой (друг за другом в строй). Поворачиваются, снова ведущая, ведя за собой выбранного, выбирает кого-то. Теперь поворачиваются в другую сторону. Тот, кто был последним – становится первым, приглашает….топает…кланяется…поворачивается….
Загадки и потешки –
- Нывъяс, зонъяс, выйöй юр вемнымöс песыштам.
Кодi тöдмалас менсьым нöдкывъяс, лоас медся сюсьöн да вежöраöн.
Войын гладь,
Лунын мусюр.(вольпась)
Лиза: Ночью-гладь,
Днем-холм.(постель)
Саша
-Öнi сьöкыджык нöдкыв:
Мича-мича молодеч.
Да век стенлань банöн куйлö. (чер)
Лиза Красивый-красивый молодец,
А все к стене лицом лежит. (топор)
Вероника:
Кодi тайö нöдкывсö тöдмалас, сылы кампет сета:
Пырö гиль-голь,
Петö люс-ляс (………ведра)
Саша: Заходит гиль-голь
Выходит люс-ляс. (ведро в колодце)
Вероника: Молодечьяс! Юр вемныд абу на гудыртчöма.
9. Песня «Зиль-Зёль», (веселая, плясовая, 12 ШКОЛА).
10. Эпилог. Заключительные слова И.А. Куратова.
Куратов. Аттьö нывъяс да зонъяс татшöм гажа рытпукысь. (И.А.Куратов и его друзья уходят).
11. Нывъяс: Гашкö и ми разöдчам, аски öд удж вылö .
12. Звучат слова благодарности от коллективов.
Запасные игры:
9. Редька («Кушман» - (игра-шутка для 8 класса)
10. «Оглобли» (Кум да Кума)
11. Мельнича
12. Гизь - гизь гораней….
13. Игра – «Изки».
Четыре фигуры:
Изки – изображаем жернова, крутя перед собой руки;
Печкан – прялка, сучим ниточку;
Ийркап – охотник движется на лыжах;
Лэбач – перелётные птицы.
14