МАОУ “Средняя общеобразовательная школа №57
г.Улан-Удэ имени А.Цыденжапова»
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА
ПО БУРЯТСКОМУ ЯЗЫКУ
(5-7 КЛАССЫ)
Учитель бурятского языка:
Цыдендамбаева С.А
2018г.
Введение
Как заинтересовать учеников, как привлечь внимание каждого к бурятскому языку? Этому способствует разнообразие видов деятельности на разных этапах уроков, внеклассная работа, которая является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы школы. Продолжая и подкрепляя классные занятия, она в то же время отражает присущую только ей специфику в содержании, организационных формах, методах и приемах реализации стоящих перед нею задач.
Требования, предъявляемые к современному образованию, заставляют нас, учителей, при решении триединой задачи: кого учить? – чему учить? – как учить? – все пристальнее вглядываться во вторую составляющую этой триады – чему учить?
Как же заинтересовать учеников, как привлечь внимание каждого? Разнообразие видов деятельности на разных этапах современных уроков бурятского языка, внеклассная работа по предмету поможет решить поставленные задачи.
Особенности внеклассной и внешкольной работы. Цели и задачи.
Ученик должен идти в класс с охотой, с желанием работать весь урок. Без этого невозможно получение знаний. И для нас, словесников, естественно стремление искать (и находить) новые эффективные приемы и средства обучения с тем, чтобы повысить грамотность учащихся, более успешно решать образовательные и воспитательные задачи. В этом помогает, конечно же, внеклассная работа, которая является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы школы. Продолжая и подкрепляя классные занятия, она (внеклассная работа) в то же время отражает присущую только ей специфику в содержании, организационных формах, методах и приемах реализации стоящих перед нею задач. Для себя определила следующие основные задачи внеклассной работы по бурятскому языку:
- формирование коммуникативной компетенции, то есть способности и готовности осуществлять непосредственное общение (говорение, понимание) и опосредованное общение (чтение, письмо);
- развитие человека, который видит общую картину мира, владеет семиотическими средствами познания, понимает динамику процессов социального, природного развития и умеет воздействовать на них, адекватно ориентироваться в социуме, в том числе в национальных вопросах и отношениях;
- формирование и развитие этнического сознания, менталитета;
- открыть детям доступ к огромному духовному богатству народа-носителя;
- экологическое образование и воспитание учащихся, возрождение традиционного культа природы.
Убеждена, что к подготовке и проведению внеклассных мероприятий нужно привлечь как можно больше заинтересованных, талантливых, влюбленных в идею людей: учителей, библиотекарей, учащихся и родителей. Чтобы проводимое мероприятие было достаточно интересным, чтобы все получили настоящее удовлетворение от проведенного мероприятия, ставшего настоящим праздником, нужно работать всем.
Цепочка “учитель литературы – библиотекарь – учащиеся – родители – учителя других предметов” должна работать бесперебойно. Только таким образом можно добиться определенных успехов, только таким образом мы сохраняем традиции, передаем из поколения в поколение.
Учитель отбирает и рекомендует языковой и тематический материал, является организатором и непосредственным участником мероприятий.
Задача библиотекарей школы – помочь учителю в пропаганде книги (подготовка рекомендательных списков книг для самостоятельного чтения, выставок книг, книжных бюллетеней, проведение бесед).
Задача родителей – помочь детям в оформлении костюмов, декораций, и, конечно, самим быть активными участниками конкретного мероприятия.
Задача учителей – предметников – в случае необходимости давать консультации (если мероприятие с межпредметными связями), самим участвовать в мероприятиях.
Самая главная задача стоит перед учащимися школы. Они главное действующее лицо и в подготовке сценариев, костюмов, декораций, и, конечно же, они – исполнители.
Принципы организации внеклассной работы по бурятскому языку.
Понятно, что внеклассная работа строится на добровольных началах при равном праве участвовать в ней как хорошо знающих предмет учащихся, так и слабо обучающихся. Особую активность приобретает индивидуальный подход к детям: учет их интересов и запросов, опора на их инициативу и самостоятельность, стимулирование любознательности и познавательной активности. Каждое предложение, замечание, пожелание учащихся выслушивается, обсуждается, принимается к сведению и действию.
Связь внеклассной деятельности с работой в классе заключается в том, что знания, полученные учащимися на уроках бурятского языка, являются базой для внеклассного общения. Система внеклассных занятий складывается в соответствии с системой занятий на уроках. На них учащиеся вырабатывают идейные, нравственные и эстетические взгляды, нормы, концепции, делают выводы, сопоставляют и обобщают факты. В этом проявляется принцип воспитывающего обучения.
Принцип научности требует, чтобы внеклассные занятия строились на познавательной базе, а не превращались в средство забавы или развлечения. Любой материал внеклассных занятий, даже если он подается в неожиданной и необычной форме, соответствует научным данным без лишнего упрощения или усложнения.
Важное значение приобретает на внеклассных занятиях принцип наглядности.
Научность, глубина излагаемого на внеклассных занятиях материала, выявление его практической значимости должны сочетаться с увлекательностью формы. Вот тут-то и приходят на помощь родители: они оформляют совместно с детьми, учителями наглядность для внеклассных занятий и мероприятий, помогают в оформлении декораций и костюмов, являются непосредственными участниками.
Внеклассная работа в большей мере, чем классная основывается на принципе занимательности. Этот принцип находит свое отражение в разнообразии и вариативности форм, методов, конкретных приемов, заданий, лингвистических игр, позволяющих с наибольшей эффективностью добиваться поставленной цели.
Содержание внеклассной работы по бурятскому языку
Внеклассная работа
Классы | Мероприятия | Сроки |
5 – 7 классы | - литературно- краеведческий вечер «По историческим местам нашего города»; – встречи с известными и интересными людьми (Г. Чимитовым, А. Ангархаевым, Б. Батодоржиевым, и т.д.); – литературно-музыкальные композиции: «Эхын зүрхэн», «Дүлэтэ жэлнүүдэй сууряан», т.д.; – тематические вечера: «»; – литературные балы: «»; – устный журнал: «Арадай аман зохёолой абдарһаа»; - концерты «Сагаалганай хундэлэлдэ»; - клубы: . | |
1. Литературно - краеведческие вечера
На уроке литературы школьники получают лишь элементы литературно-краеведческих знаний в связи с изучаемым по программе материалом. Основная задача такого урока сообщить некоторые сведения о писателях, связанных с родными местами, и на этой основе вызвать у школьников интерес к занятиям краеведением, увлечь их этим сугубо важным делом, пробудить желание больше узнать о литературе родного края.
Заметным событием в жизни школьного литературного краеведения последних лет явилась программа внеклассных и внешкольных занятий, рассчитанная на начинающих учителей-краеведов.
Краеведческие вечера невозможно организовать при отсутствии нужного материала. Требуется серьезная подготовка: определение темы и цели вечера, отбор материала, значительного в идейном и художественном отношении, составление программы и т. д. Важно, чтобы вечер получил именно краеведческую окраску и отличался бы от обычных литературных. Для накопления материала могут быть проведены туристические поездки и походы по литературным местам, организовано изучение литературных произведений местных авторов, переписка и встречи с ними. Все это не может не натолкнуть учащихся на мысль о проведении литературных вечеров: юным краеведам хочется рассказать о том, что они увидели, услышали, узнали в результате занятий краеведением. Вечер и будет своеобразным отчетом о большой работе юных краеведов.
Литературно-краеведческие вечера, несомненно, оставляют неизгладимый след в памяти их участников, помогают ближе узнать и полюбить литературу, развивают художественный вкус.
Возможны классные и общешкольные литературно-краеведческие вечера. Тема классного вечера, как правило, значительно уже общешкольного, рассчитана на небольшой круг участников и не требует продолжительной подготовки. Наоборот, школьный литературно-краеведческий вечер предполагает длительную и многостороннюю подготовку многих учащихся.
В последние годы получили распространение литературно-исторические и литературно-географические вечера на местном материале. Они помогают удовлетворению запросов учащихся, любящих литературу, историю, географию. В программе вечера может преобладать литературный, исторический или географический материал. Но во всех случаях важно, чтобы краеведческий вечер имел четкую идейно-тематическую направленность, способствовал нравственному и эстетическому воспитанию учащихся.
Тематика литературно-исторических и литературно-географических вечеров многообразна. Она охватывает историю края и его природные особенности, жизнь, культуру и быт населения в прошлом и в наши дни. Вот несколько примерных тем: «Родные просторы», «Пути-дороги родного края», «По историческим местам нашего города», «Прошлое родных мест», «Природа и люди родного края».
Тематический литературный вечер охватывает значительное количество участников; дает возможность проявить свое мастерство любителям живого слова, чтецам, исполнителям сольного и хорового пения..
Эффективность тематических вечеров будет высокой, если выступления учащихся тщательно готовятся заранее, обсуждаются на занятиях кружка. Доклады должны быть краткими, но содержательными.
В программу входит подготовка художественного чтения и пересказа отрывков из художественных произведений, чтение в лицах, постановка отдельных сцен из пьес. В программу вечера включаются также музыкальные номера и песни в исполнении учащихся; возможно прослушивание произведений писателей в исполнении известных чтецов (магнитофонные записи), просмотр кинофильмов.
Пополнению словарно-фразеологического запаса учащихся, проявлению их находчивости помогают литературные игры и викторины. Для присуждения премий за лучшие выступления на вечере и ответы на вопросы викторины назначается жюри, куда входят учителя-словесники, активные члены кружка и др. представители.
Литературные вечера отличаются от литературных встреч большей активностью учащихся, которые выступают в качестве докладчиков и чтецов-исполнителей. Иногда в программу вечера включаются музыкальные номера -вечер становится литературно-музыкальным.
Литературный вечер требует специальной, иногда длительной подготовки: разработки программы, составления доклада, репетиций художественного чтения и т. д. Поэтому литературные вечера проводятся реже, нежели литературные встречи.
Но бывает, что вечера устраиваются безотносительно к какому-либо юбилею.
Роль литературного вечера, помимо, того что он обогащает учащихся новыми литературными знаниями, заключается и в значительном эмоционально-эстетическом воздействии, которое ребята испытывают как от собственного активного участия, так и от присутствия и выступлений интересных для них гостей; и от «художественной части», и от всей праздничной атмосферы вечера. А главное, конечно, в том, что содержание праздника -- это поэзия, литература, воспринимаемые здесь школьниками с исключительной эффективностью.
2. Встречи
Наиболее простая с точки зрения организации и активности учащихся--литературные встречи. Это приезд в школу по специальному приглашению писателя, литературоведа, друга или современника поэта или писателя. А также человека, с которым интересно пообщаться школьникам, который может увлечь ребят. В процессе, во время выступления и после него, как правило, завязывается беседа. Некоторые выступления записываются на магнитофон, а потом эти записи используются на уроках и во внеклассной работе, прослушиваются на заседании совета клуба.
Встречи с писателем требуют определенной подготовки. Чем больше узнают учащиеся о его жизни и творчестве, тем лучше. Это повысит интерес к его личности и книгам. По совету учителя школьники знакомятся с биографией писателя, читают доступные произведения. Некоторые готовят для громкого чтения понравившиеся стихи и отрывки из прозы. Солисты и юные музыканты разучивают песни, написанные композиторами на слова поэта. Иногда возможны простейшие литературно-краеведческие разыскания учащихся старших классов, связанные с предстоящей встречей: беседы со старожилами о писателе-земляке, знакомство с описанными в его произведениях местами, фотографирование памятных мест, например дома, в котором он родился или жил. Немало забот ложится на плечи словесника. Вместе с учащимися он обдумывает, как лучше устроить выставку книг писателя, что показать на ней из литературного творчества школьников, как оформить стенную газету, посвященную этому событию.
Неизгладимое впечатление оставляют у школьников и встречи с людьми, явившимися прообразами героев художественных произведений. Их рассказы о своей жизни, воспоминания о событиях, воспроизведенных поэтом или писателем, помогают слушателям ярче представить изображенную художником действительность, глубже разобраться в особенностях художественного творчества. Это--встречи с самой жизнью, получившей художественное отражение в поэмах, повестях, романах.
Литературные встречи очень полезны во время, когда они способствуют агитации за писателя и приобщению как можно большего количества учащихся к литературному краеведению и чтению.
Благодаря этим встречам у многих ребят изменится отношения к ним: равнодушные заинтересуются, противники станут союзниками. Живое слово современника, способно оказать очень сильное воздействие, ибо оно, это живое слово, по-прежнему согрето тем человеческим теплом.
3. Концерты.
Во многих школах систематически практикуются литературные концерты, организуемые с помощью филармонии, актеров, певцов. В школу приезжают мастера художественного слова и выступают с концертной программой. Часто они сопровождают чтение рассуждениями, воспоминаниями. Получается не просто концертное выступление, а встреча, разговор, общение.
На концерты приглашают актеров, которые читают стихи, отрывки из постановок наших театральных трупп, а так же исполнители старинных романсов, песен. Об актерском выразительном чтении уже шла речь. Здесь можно только подтвердить еще раз неоспоримую силу познавательного и эмоционального воздействия, которое оказывают литературные концерты на учащихся.
Концерт можно провести и силами самих учащихся. На нем могут звучать как и стихи, так и песни.
Итак, к эпизодической внеклассной литературно-краеведческой работе относятся вечера, встречи, концерты. Литературные вечера в свою очередь подразделяются на литературно-исторические и литературно-географические, в зависимости от тематики вечера. Тематика вечера охватывает историю края и его природные особенности: жизнь, культуру и быт населения в прошлом и в наши дни. Он может быть посвящен жизни и творчеству одного писателя-земляка или несколькими художниками слова. По способу проведения вечера могут бывают: вечера-диспуты, литературно-музыкальная композиция, конкурс, конференция т.д. Самое главное в проведении вечера, чтобы он захватил учащихся, помог полюбить и почувствовать интерес к своему краю. Самое ценное в этой форме - это процесс подготовки и проведения вечера. Учащиеся под умелым руководством учителя смогут самостоятельно подготовить и составить материал. Это придаст особую значимость каждого участника и его заинтересованность в проведении этого вечера.
Следующая форма внеклассной работы - это встреча с писателем или с людьми, явившимися прообразами героев произведений, а также с человеком интересной судьбы. Встречи могут проходить не только с самим писателем, но с его близкими и друзьями. Встречи тоже требуют определенной подготовки. Школьники по совету учителя знакомятся с биографией данного человека , читают доступные произведения, намечают план беседы. Хорошо проведенная встреча надолго сохраняется в памяти ее участников. Она пробуждает чувства веры в человека, его моральные и нравственные качества.
Концерты - это скорее эстетическая форма литературно-краеведческой работы. Искусство всегда несет в себе положительные эмоции. Изящество и красоту. Это все и должны почувствовать и увидеть школьники во время концерта. Он может быть проведен силами самих учащихся или специально приглашенными певцами, артистами, музыкантами.
Итак, формы проведения внеклассных занятий очень разнообразны. Успех проведения этих занятий зависит от увлеченности школьников. А в это немаловажную роль играет учитель, который должен в этом и помочь.
4. Клубы
Одна из оправдавших себя форм работы школьного литературного клуба - клубная, массовая, имеющая целью способствовать углубленному литературному образованию учащихся. Она заключает в себе организацию литературных встреч, вечеров, читательских конференций, диспутов, литературных концертов, просмотров кинофильмов и театральных спектаклей с последующим обсуждением, посещение музеев и выставок. Значение этой работы состоит, прежде всего, в том, что она дает учащимся дополнительные литературные знания, которые имеют весьма разносторонний характер.
Это могут быть устные воспоминания современников писателя, в которых очень ценен эффект достоверности, обеспечиваемый тем, что рассказчик свидетельствует сам: он сам видел, сам слышал и т. д. Это может быть рассказ о каком-то событии, об истории создания того или иного литературного произведения, об атмосфере, в которой жил писатель, о его друзьях и вообще об окружении. Большую роль играет атмосфера дружеского расположения и внимания со стороны учащихся к выступавшим и психологический эмоциональный настрой у всех гостей, которые поднимаются в актовый зал обычно после осмотра музея, в той или иной степени растроганные и взволнованные, во всяком случае определенным образом вдохновленные на рассказ, на чтение стихов. Это очень важно--чтобы рассказчик был «в ударе». Часто выступление монологическое переходит в диалог, в беседу, рассказчик испытывает потребность задать вопрос учащимся, попросить их рассказать кратко о чем-то. Таким образом, возникает общение, а это уже не просто присутствие учащихся на вечере, мероприятие, где можно слушать, а можно и пропускать все мимо ушей,--это активизация, т. е. гарантия прочного усвоения знаний.
Важное значение клубной работы состоит и в том, что в процессе ее к учащимся приезжают и общаются с ними люди незаурядные, яркие, умные и талантливые. У них прекрасная, образная речь, насыщенная интересными примерами, с четкими логическими выводами. Тот литературно-образовательный материал, который они сообщают, в основе своей может, видимо, быть почерпнут из их печатных работ, в большинстве своем опубликованных, но в их устах он звучит доходчивее и убедительнее. То есть важно не только то, что клубная работа дает учащимся литературные знания, но и то, что это преподносится в максимально располагающей и доступной форме.
Так называемая пассивность учащихся на клубных мероприятиях часто видимая. Даже если исключить общение в процессе беседы, нельзя же отрицать познавательное значение лекции как таковой. Ученик слушает--значит, он воспринимает, одновременно он видит выступающего, видит его мимику, жесты, видит, как меняется выражение его глаз. Школьники реагируют на выступление то смехом, то междометиями, выражающими удивление, восхищение и т. д., то аплодисментами. Это живое общение, это активность, а не пассивность.
Необходимо еще иметь в виду то, что глубокие впечатления откладываются надолго. Иногда сразу их бывает трудно осознать и выразить, но они проявляются потом, иногда через месяцы и годы, играют существенную роль в жизни человека, в его мировоззрении, в направлении его деятельности, в выборе профессии.
Читательские конференции как форма клубной работы чрезвычайно распространены в школах и библиотеках. Применение их в клубе не обязательно связано с произведениями какого-либо автора. Это может быть, например, живой и непосредственный отклик на только что появившуюся в печати или очень актуальную книгу. Главное достоинство читательской конференции в том, что в ней учащиеся выражают свое мнение о книге, аргументируют его, иногда спорят. В процессе такого активного отношения к литературе развивается интерес к ней не как к чтиву, занятию от скуки, а как к «учебнику жизни», как к искусству, перед учащимися раскрывается идейно-художественное содержание произведений, идет эмоционально-нравственный анализ. С этой точки зрения читательская конференция является эффективным средством углубленного изучения литературы.
Читательские конференции проводятся не часто, пожалуй, даже еще реже, чем литературные вечера. Они требуют еще более серьезной подготовки. Прежде всего необходимо организовать массовое чтение книги учащимися, предварительно настроив их на чтение, заинтересовать их краткой, но интригующей аннотацией (разумеется, устной). Можно рассказать об авторе, об истории создания, да иного произведения; можно подойти с другой стороны - осветить морально-этическую проблему, поставленную в книге. Обычно мы даем краткий вопросник, помогающий учащимся в процессе чтения заострить свое внимание на важных для обсуждения вопросах. Едва ли не самым трудным бывает организовать обсуждение таким образом, чтобы оно прошло активно, естественно, живо и чтобы учащиеся не просто пели дифирамбы писателю, а анализировали проблемы, поставленные в книге, задавали вопросы. Мы не видим ничего неудобного и неприличного в том, что учащиеся на читательской конференции выступают с критикой данной книги или отдельных ее элементов.
Чаще всего проводятся читательские конференции с участием авторов. Это, естественно, усиливает интерес ребят. Но далеко не все школьники отваживаются выступать в присутствии автора, да еще если с критикой. Многие смущаются, не находят нужных слов, тем более что аудитория реагирует очень непосредственно. Поэтому в средних классах часто предлагается изложить свое мнение в письменном виде - написать сочинение. Потом наиболее удачные работы кладутся в основу устных выступлений. Сочинения иногда заранее показывается автору: это дает ему возможность построить свое выступление с учетом мнений учащихся. Иногда какой-либо отрывок из сочинения служит поводом для обсуждения в самом начале конференции.
Бывает, что некоторые отрывки из книги читаются вслух на уроке внеклассного чтения. Это также позволяет заострить внимание учащихся на наиболее важных эпизодах и проблемах.
Существенную роль играет характер и объем материала, перенесенного с урока на внеклассные занятия. Как языковой, так и тематический материал для внеклассной работы отобрано с учетом возрастных интересов учащихся, их разговорных навыков, в соответствии с рекомендациями программы, без дублирования и повторения ее. Учитываю и национально-региональный компонент с целью воспитания патриотизма, уважения к традициям предков и их продолжения. Объем предназначенного для внеклассных занятий материала определено в зависимости от целей и задач конкретного мероприятия. Гораздо шире, чем на уроке, есть возможность использования межпредметных связей. И, как сказано выше, учителя других предметов охотно идут на сотрудничество.
Виды и формы внеклассной работы
Виды и формы внеклассной и внешкольной работы многообразны. Наряду с уже установившимися, в известной мере традиционными формами, такими, как утренники и вечера, жизнь выдвигает новые пути приобщения учащихся к русской речи, к словесному искусству. Этому способствуют прежде всего средства массовой информации: кино, телевидение, радио. Появление множества интересных познавательных, интеллектуальных игр повлекло за собой совершенствование форм и методов внеклассной работы. А это, в свою очередь, привело к тому, что учащиеся стали добиваться неплохих результатов. И что, на мой взгляд, очень важно, с удовольствием и интересом участвуют в мероприятиях не только классного, но и школьного, районного, краевого и даже Всероссийского масштабов.
Большой интерес учащихся вызывают массовые мероприятия. Участие в школьном литературном бале, в постановке спектаклей (мини театр) не только развивает познавательные способности учащихся, но и сплачивает ученический коллектив. Таким образом решаются важные задачи: воспитание толерантности, уважительного отношения друг к другу, умение общаться в коллективе, культура общения.
Именно такая целенаправленная работа позволяет учителю выявить способных, талантливых детей, а им в свою очередь раскрыть свои творческие способности, окунуться в мир словесности вне школьной программы.
К статье прилагаются:
1. Приложение 1. Сценарий. “Умники и умницы”. По творчеству А.С. Пушкина
2. Приложение 2. Сценарий литературно-музыкальной гостиной, посвященной творчеству М.Ю.Лермонтова