СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Фразеологизмы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по русскому языку "Фразеологизмы"»










Внеклассное мероприятие по русскому языку

(неделя русского языка)

4 класс

«ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ»




Подготовила

Рафикова

Дилара Магдановна




Февраль 2011г

Цели: создать условия для формирования познавательных мотивов к овладению знаниями по русскому языку; познакомить детей с богатейшим пластом русской лексики – фразеологизмами; развивать речь детей, внимание, мышление; воспитывать чуткое отношение к другому человеку, тактичность в общении; воспитывать взаимовыручки, взаимопомощи.

Оборудование: карта Страны Слов, конверты с заданиями, картинки животных, словарь фразеологизмов, костюмы для героев сценки, в классе протянута бельевая веревка, на которой висят нарисованные уши, нос, платья.

Ход внеклассного занятия. 1. Актуализация знаний.

- Сегодня мы отправляемся в Страну Слов. Впереди нас ждет интересное путешествие. Замените это слово другим. (Странствие) - Как называются такие слова? (Синонимы)

-Что такое синонимы?

- Итак, мы побывали в городе Синонимов (учитель показывает на карте) и снова продолжаем путь. Ждут нас разные препятствия

горы высокие и …. (низкие)

реки широкие и …. (узкие)

будет нам то жарко, то …. (холодно),

то трудно, то …. (легко).

А это в какой город мы попали? (Антонимов). Что это за слова?

2. Проблемная ситуация.

- Готовы дальше путешествовать? Ну, что ж, в путь! Расскажите, с чего начался ваш день.

Ученик. Встали мы чуть свет, на скорую руку позавтракали и со всех ног бросились в школу. На свежую голову слушаем новую тему, и все у нас идет как по маслу, ответы от зубов отскакивают. Не боимся мы лицом к лицу, нос к носу с трудностями встретиться, потому что светлые у нас головы!

-Стоп! Причем здесь масло, зубы, головы? Куда это мы с вами попали? Почему уши висят рядом с бельем? Замените выражения:

чуть свет на скорую руку все как по маслу

- Как бы вы назвали такие сочетания слов? ( Ответы детей)

3. Рассказ о фразеологизмах.

- Это крылатые выражения, которые называются фразеологизмами. Они как бы перелетают из одного предложения в другое, не изменяя своего состава. Например: выражение “золотые руки”. Что оно означает? (Ответы детей)

Можем ли мы сказать алмазные или бриллиантовые руки, ведь алмазы и бриллианты еще дороже? Почему?

Значит, фразеологизмы нельзя составить самому, их нужно запоминать, и чем больше вы будете знать фразеологизмов (или крылатых выражений) тем точнее и красочнее сможете выразить свою мысль.

-Часто крылатые выражения можно заменить одним словом. Например: держать язык за зубами – молчать. Попробуйте и вы выполнить такое задание:

1) в час по чайной ложке (медленно) 2) рукой подать (близко) 3) повесить нос (грустить) 4) раз, два и обчелся (мало)

- А теперь наоборот:

1) как говорят об очень худом человеке (кожа да кости)

2) как говорят об удачливом счастливом человеке (в рубашке родился)

-Мы охотно употребляем фразеологизмы в речи, сами того не замечая. Послушаем стихотворение, в котором встречаются крылатые выражения.

1 уч.

Замолчи, Петрусь,
Говорят!
Прикуси язык,
Говорят!
Он язык прикусил
И сильней заголосил.

-А теперь найдите фразеологические обороты в этих стихах и объясните их значение.

2 уч.

Оказался молодцом,
Смог осилить ношу
Не ударил в грязь лицом
И не сел в галошу.

3 уч.

Ежатки-детки хоть куда
И что же тут дивиться?
Ведь мама держит их всегда
В ежовых рукавицах.

4 уч.

Вешать можно на гвоздь
Полотенце и трость,
Лампу, плащ или шапку,
И веревку и тряпку…
Но никогда и нигде
Не вешайте носа в беде.

4. Физкультминутка.

-Покажите часть тела.

1) Его задирают, зазнаваясь. (Нос) 2) Не цветы, а вянут (уши) 3) Ими машут, как мельница (руки)

4) Он длинный и без костей (язык) 5) Ими щелкают от голода (зуб)

6) Его всюду суют, вмешиваясь не в свои дела (нос) 7) Не белье, а их развешивают доверчивые люди (уши)

8) С них сбиваются, когда что-то ищут (ноги)

5. История фразеологизмов.

- Русский язык богат крылатыми словами. А откуда же они появились? Почему так стали говорить? Давайте возьмем фразеологический словарь и найдем значение некоторых выражений.

Представьте себе Россию, какой она была три века назад. Тогда и люди выглядели иначе, и одежда их, и внешний вид были иными.

1 уч.

За домом, едва Пожелтела трава, Два брата рубили дрова
Один это делал спустя рукава Другой – засучив рукава.


2 уч. Выражения спустя рукав и засучив рукава зародились в те далекие времена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами: у мужчин они достигали 95 см, а у женщин и того длиннее 130-140 см. попробуйте поработать в одежде с такими рукавами: будет неудобно, получится плохо. Чтобы дело спорилось, рукава надо было засучить, т.е. подвернуть. Народ приметил это и стал говорить о людях, которые делали что-нибудь лениво, медленно, что они работают спустя рукава. О спором умелом работнике и теперь говорят, что он работает, засучив рукава, хотя рукава могут быть такими короткими, что и засучивать их не надо.

- Ребята, посмотрите на эти две поделки и скажите, какую из них делали, засучив рукава, а какую спустя рукава?

3 уч. Выражение я покажу тебе, где раки зимуют, связано с историей нашего народа. Многие помещики любили полакомиться свежими раками, а зимой их ловить очень трудно: раки прячутся под коряги, выкапывают норы в берегах озера или реки и там зимуют. На ловлю раков зимой посылали провинившихся крестьян, которые должны были доставать раков из ледяной воды. Много времени проходило прежде чем наловит крестьянин раков. Промерзнет в ветхой одежонке, застудит руки. И часто после этого человек тяжело болел. Отсюда и пошло, если хотят кого-то серьезно наказать, говорят: “Я покажу тебе, где раки зимуют”.

4 уч. Выражение от доски до доски связано с книгой. У старых книг переплеты были массивные. Их делали из целого куска дерева и обтягивали кожей. Книги имели большую ценность, после чтения их запирали на застежки. Прочитать всю книгу от начала до конца – значит прочитать от доски до доски, от корки до корки.

- А почему книги нужно читать от начала до конца?

6. Закрепление. Занимательные упражнения.

- А теперь я хочу проверить, читаете ли вы книги от доски до доски, от корки до корки. Работать будем в группах. За правильный, полный и точный ответ группа будет получать фишку

1 конверт: Сказочные фразеологизмы.

Многие крылатые выражения были взяты из сказок.

а) Задание: закончите следующие выражения

1 группа: Поди туда - не знаю куда, 2 группа: Скоро сказка сказывается
(принеси то – не знаю что) (да не скоро дело делается)

3 группа: Это все присказка 4 группа: Кому вершки, а
(сказка будет впереди)
(кому корешки)

б) Устно: Из каких сказок появились эти выражения?

1 группа: Встань передо мной, как лист перед травой. 2 группа: Рожки да ножки.

3 группа: Битый небитого везет. 4 группа: По щучьему веленью.

2 конверт. Фразеологический зверинец.

Голоден как … (волк) Хитер как …. (лиса) Труслив как…. (заяц) Здоров как … (бык) Изворотлив как …(уж)
Надут как … (индюк) Нем как … (рыба) Грязный как … (свинья) Упрямый как … (осел) Болтлив как … (сорока)
Колючий как … (еж) Неуклюжий как… (медведь)

-А сейчас послушайте стихотворение и найдите фразеологизм с названием животного.

Не умеет дятел петь. Говорят ему медведь - Когда так говорят?
Нет у дятла слуха Наступил на ухо.


- Следующее задание называется “Глаза, руки, нос”

3 конверт. Составьте по данным словам и рисунку выражение. Объясните его и составьте с ним предложение.

1 группа. (Глаза) разбегаются 2 группа: вешать (нос)

3 группа: задирать (нос) 4 группа: носить на (руках)

4 конверт. 1 группа. Подберите синонимы. 2 группа. Подберите синонимы.

Золотые руки - мастер на все руки. Усиленно думать – ломать голову
Бить баклуши - лодыря гонять. Сильно перепуган - ни жив, ни мертв
Капля в море- кот наплакал. Очень дружно – душа в душу.
Один на один- с глазу на глаз. Сильно устать – сбиться с ног

3 группа. Подберите антонимы. 4 группа. Подберите синонимы.

Заварить кашу - расхлебывать кашу. Угадать – попасть в точку
Засучив рукава - спустя рукава Помнить – держать в уме.
Первым делом – в последнюю очередь. Погибнуть – сложить голову
Брать себя в руки. Радоваться – быть на седьмом небе

Сценка: “Кашу маслом не испортишь”.

- Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят, - сказала мама.

А Саша стучит.

- Прекрати стук! – сказал папа.

А Саша стучит.

- Как об стенку горох, - говорит бабушка. – Ему хоть кол на голове теши, а он все свое. Отберу молоток!

Стучит.

- Сказано - сделано! – Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь.

- Отдай!

- Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей!

Саша заплакал.

- Я машину чиню.

- Всему свое время.

- Зачем молоток унесла?

- Ему про Ерему, а он про Фому. Да ты как с Луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят.

- Не все, мы не спим.

- Ну хватит воду в ступе толочь. Марш в кровать.

Папа сказал:

- Какая живая у нашей бабушки речь. Что ни слово, то пословица или поговорка.

- Кашу маслом не испортишь!

- Почему бабушка так сказала? Какой вывод делаем? 7. Итог.