СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ по теме «СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное меропириятие по теме "Семейный бюджет" знакомит учащихся с экономической жизнью семьи, правилами ведения домашнего хозяйства, семейным бюджетом...

Просмотр содержимого документа
«ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ по теме «СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ»»


Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа пос. Титово

филиал

муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа

с. Мокрый Мичкасс




ВНЕКЛАСНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

по теме «СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ» (социально-педагогическое направление)

Провела:

Кадомцева Валентина Васильевна,

учитель начальных классов

МОУ СОШ пос.Титово филиал

МОУ СОШ С.Мокрый Мичкасс








2017-2018





Цель:

Создать условия для формирования у детей элементарных экономических представлений о бюджете семьи.

Задачи:

– образовательные:

ознакомить ребят с экономической жизнью семьи, правилами ведения домашнего хозяйства, семейным бюджетом;

формировать представление о структуре семейного бюджета;

повторить экономические понятия;

– развивающая

– развивать познавательные способности, устную речь детей, умение делать рациональный выбор;

– воспитательные:

формировать целостность взглядов на семью, ее роль в обществе и традиции;

формировать умение работать в группе;

воспитывать организованность, бережливость, взаимоуважение, уважение к старшим.

Оборудование:

карточки-схемы, карточки с определениями новых слов ("дефицит", "экономия", "жадный", "экономный"), мультимедиа презентация, таблички с фамилией семьи, подсказки -карточки, тесты, калькуляторы.

раздаточный материал (список товаров, список советов для экономии);

тесты.


Ход занятия

I. Организационный момент

Собирайтесь, дети, в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмитесь

И друг другу улыбнитесь!

Посмотрю на ваши лица,

С кем бы мне здесь подружиться?

Я – Валентина Васильевна, а ты кто? Ответь мне, как тебя ласково зовут дома (Русланчик, Ромочка, Настенька, Ариночка…).

- Здравствуйте, милые дети,

Вы всех прекрасней на свете!

Вот таких хороших - пригожих я приглашаю вас на занятие.

Психогимнастика

(На доске изображения солнышек с лицами, выражающими разное настроение).

Посмотрите внимательно на доску и выберите то солнышко, которое больше вам нравится.

- Почему выбрали именно это солнышко?

Вам больше понравилось улыбающееся солнце потому, что у вас хорошее настроение?

Пусть это весёлое солнышко будет с нами всё занятие.

(На доске оставить только улыбающееся солнышко)

Сегодня мы рассмотрим очень интересную и важную тему, и, я надеюсь, что вы будете активно работать, и у всех вас до конца занятия сохранится прекрасное настроение. А сейчас посмотрите на своего соседа по парте и пожелайте друг другу удачи.

(Дети желают друг другу удачи).

II. Введение в тему.

На предыдущих занятиях мы говорили с вами о взаимоотношениях в семье. Отвечали на вопрос "Когда я испытываю чувство радость?». И мне было приятно узнать, что многие из вас умеют сочувствовать, сопереживать. Хорошо, что среди нас есть те, кто испытывает радость от того, что может помочь другому человеку (маме, другу и т.д.), от того, что достигли успехов в учебе, от общения с друзьями, родными.

Сегодня мы поговорим о жизни в семье, ее финансовой составляющей. - Почему порой происходит так: одни работают, получают приличный доход, но живут, так, что денег порой не хватает до зарплаты. А другие вроде бы и получают меньше, но всегда при деньгах? (Не умеют планировать свой семейный бюджет)

III. Постановка проблемы

Вопросы:

Как называются люди, которые живут вместе и ведут общее хозяйство?

Ответ: семья.

Может ли у семьи быть свой бюджет?

Ответ: да.

Как вы думаете, из чего складывается семейный бюджет?

Ответ: из доходов и расходов.

Какая же будет сегодня тема занятия?

Ответ: семейный бюджет.

IV Работа над новой темой.

1 Словарная работа.

Бюджет - в переводе с английского означает денежная сумка. С точки зрения экономики бюджет включает в себя источники доходов и расходы.

Доходы семьи - это поступления денежных средств в семью из разных источников.

Расходы - затраты денежных средств на товары и услуги.

Таким образом, бюджет- это своеобразный план семьи. А с планом жить намного легче.

Для чего составляется бюджет? Чтобы заранее знать источники доходов и предстоящие расходы. Важно, чтобы расходы не превышали доходы. При распределении средств учитываются интересы всех членов семьи.

-А есть ли бюджет у нашего государства?

Дети: да, есть.

- Кто его составляет?

Дети: правительство, министры.

- Он обсуждается в различных государственных органах, рассматривается и утверждается нашим президентом.

- А кто планирует бюджет в семье, как вы думаете?

Дети: мама, папа, вся семья.

- А кто в вашей семье будет планировать бюджет?

Выяснение, из чего складывается семейный бюджет.

2 Определение новых терминов. Анализ приоритетов семейных расходов.

На доске изображена схема:

Семейный бюджет

Доходы Расходы

– У нас сегодня будет работать две группы – две семьи.

Выберите фамилию своей семье.

Групповая работа детей.

Вопросы:

1.Какие доходы могут поступать в семейный бюджет?

Ответ:

заработная плата – родители;

пенсия – дедушки и бабушки;

стипендия – студенты; пособие на ребенка;

рента – доход от сдаваемой в аренду квартиры;

проценты от сбережений

2Так что такое доход семьи?

Ответ: сумма, заработанная членами семьи за месяц.

3. Бюджет вашей семьи в месяц составляет 100 рублей. У вас есть список товаров и услуг.

Выберите то, на что вы потратите свой месячный бюджет.

Список товаров и услуг

Товар или услуга Цена, руб. Ваш выбор

Лекарства 5р.

Продукты 50р.

Одежда 10р.

Обувь 10р.

Бытовая химия 4р.

Транспорт 10р.

Велосипед 15р.

Музыкальная (спортивная) школа 10

Книги 5р.

Компьютер 40р.

Игрушки 5р.

Платежи и налоги 30р.

Диски с мультфильмами 6р.

Посещение цирка 6р.

Посещение боулинга 7р.

Туристическая поездка 8р.

Поход в кино 4р.

Мороженное, конфеты 5р.

Фрукты 8р.


Работа детей в парах.

– Выслушаем, что у вас получилось. Выступление делегатов

от каждой пары.

– А теперь переверните листочки и подсчитайте, какая сумма расходов у вас получилась.

– Что получилось? Сумели ли вы уложиться в эту сумму100 рублей?

- Давайте послушаем семью Жигадло.

- Так, на что расходуется семейный бюджет? Внесём это в таблицу.



А что из всего перечня должно стоять на первом месте? (Добропорядочные граждане в первую очередь должны оплатить все налоги, платежи). На своих листочках проставьте цены рядом с выбранными товарами и услугами.

- А сейчас переверните листочки и подсчитайте, какая сумма расходов у вас получилась.

Лекарства – 2 р.

Продукты (хлеб, молочные продукты, мясо, рыба, масло, колбаса, мука, яйца, орехи, овощи, фрукты, сыр, соль, сахар, сок, чай, кофе, конфеты, печенье, торт) – 50 р.

Одежда – 10 р.

Обувь – 5 р.

Бытовая химия – 1 р.

Транспорт – 10 р.

Велосипед – 20 р.

Музыкальная (спортивная) школа – 10 р.

Книги – 1 р.

Компьютер – 40 р.

Игрушки – 3 р.

Платежи и налоги – 20 р.

Видеокассеты (диски) – 3 р.

Посещение театра, цирка – 6 р.

Посещение боулинга- 6 р.

Туристическая поездка – 80 р.

/Учащиеся с помощью калькулятора считают сумму, и учитель фиксирует её на доске/

У кого сумма больше этой цифры? У кого меньше100р.?

4. Какая ситуация может складываться в семейном бюджете?

Доходы = расходы

Доходы расходы

Доходы

Ответ: доходы могут быть равны расходам, превышать расходы, быть меньше расходов

- Какая формула будет наилучшей?

- В вашем семейном бюджете образовался дефицит или экономия? Значение этих слов вы найдете на карточках — подсказках.

Тексты карточек:

дефицит – превышение расходов бюджета над доходами;

экономия – бережливое ведение хозяйства;

жадный – стремящийся получить побольше, не желающий делиться тем, что имеет;

экономный – бережливо расходующий что-либо.

– Что нужно делать, если в вашем семейном бюджете образовался дефицит или экономия?

Ответ: если дефицит – нужно на чем-то экономить, если экономия – можно делать сбережения.

– На чем можно с экономить Что в этом случае нам делать?

/Если экономия – отложим сбережения, если дефицит – нужно на чём-то сэкономить/

- На чём же мы можем сэкономить?

Варианты ответов:

сладости и излишества в еде;

транспорт (использование проездного билета);

коммунальные услуги (экономия электричества и воды);

одежда и обувь (если беречь, то продлится срок службы.)

– Как вы думаете, жадный и экономный – это одно и то же?

Дети высказывают свои предположения. В случае затруднения обращаются к карточкам-подсказкам

– Давайте запомним, что семейная экономика – это правильное ведение семейного хозяйства

Самостоятельная работа. Применение знаний на практике: составление рекомендаций для экономии семейного бюджета.

– У нас с вами уже есть небольшой опыт составления бюджета.

Вместе мы выяснили, каковы основные источники доходов и расходов семейного бюджета. Как вы думаете, могут ли в семье появиться незапланированные доходы?

Ответ: премия, наследство.

– А непредвиденные расходы?

Ответ: болезнь, несчастье.

– Какие советы по экономии семейного бюджета вы бы предложили?

Готовый список советов по экономии семейного бюджета


Совет Ваш выбор

-Планируй семейный бюджет исходя

из доходов

-Уходя из дома, выключайте свет

-Просите у родителей новую игрушку

к каждому празднику

-Бережно относитесь к своим вещам

-Чаще пользуйтесь услугами такси

-После похода в магазин оставляйте сдачу себе

-Чаще разговаривайте с друзьями по сотовому телефону

-Напоминайте родителям о своевременной оплате налогов

V. Физкультминутка

Работая в парах, дети выбирают советы и рекомендации.

  • Планируйте семейный бюджет, исходя из доходов

  • Уходя из дома, выключайте свет

  • Просите у родителей новую игрушку к каждому празднику

  • Бережно относитесь к своим вещам

  • Чаще пользуйтесь услугами такси

  • После похода в магазин оставляйте сдачу себе

  • Пользуйтесь услугами доставки горячей пиццы

  • Чаще разговаривайте с друзьями по сотовому телефону

И так заслушаем представителей рабочих пар: совет и ваш выбор.

– Ваши советы замечательные. Но как вы думаете, что нужно, для того, чтобы доходы семейного бюджета были больше, чем расходы?

Ответ: нужно много трудиться.

– Совершенно верно.

6. Вспомните пословицы о труде.

Варианты ответов:

Без труда – не выловишь и рыбку из пруда.

Кто любит труд, того люди чтут.

Труд человека кормит, а лень портит


– Сейчас вам предстоит в группе выполнить тест. Обведите верный, на ваш взгляд, вариант ответа, на каждый вопрос.

7. Тест

Вопрос Вариант ответа

1. Из чего складывается семейный бюджет?

а) из заработной платы, пенсии, стипендии;

б) из доходов и расходов;

в) из денег

2. Деньги, которые поступают в бюджет семьи, – это…

а) расходы;

б) проценты;

в) доходы

3. Авторское вознаграждение – это…

а) зарплата;

г) налог;

д) гонорар

4. Деньги, которые тратятся из бюджета семьи, – это…

а) доходы;

б) расходы;

в) прибыль

5. Правильным ведением бюджета считается то, при котором доходы…

а) больше расходов;

а) доходы равны расходам;

б) меньше расходов

6. Зарплата, пенсия, стипендия – это разные виды…

а) доходов;

б) расходов;

в) гонорара;

– Теперь обменяйтесь листочками для проверки.

8. – Ребята, на наш электронный адрес пришло сообщение «Прошу помощи»:

  • срочно нужна помощь маленькой Вере на дорогостоящую операцию;

  • талантливому скрипачу на покупку скрипки;

  • врачу - ветеринару для открытия приюта для бездомных собак;

  • спортсменам лыжникам для поездки на окружные соревнования;

- Обсудите в своей «семье», согласны ли вы помочь кому-либо из нуждающихся.

(Дети в парах выполняют задание, комментируя свой выбор.)

- Да, мы должны помогать друг другу, и я рада, что вы так поступили. Сегодня ты помог, а завтра помогут тебе. Ведь не всё измеряется в деньгах. Главное…

Больше работаешь – лучше живешь,

Лучше живешь – больше людям даешь,

Старым и малым, и тем, кто в нужде.

А будет нужно – помогут тебе.

Помни, мой друг, – в делах не зевай,

Прибыль свою и страны умножай.

Прибыль – трудам и уменью награда.

Как получить ее? Думать тут надо.

Сложно? Не просто! Но ты уж прости,

В жизни у нас нет другого пути.

-Вы хорошо потрудились и каждая «семья» заработала деньги. У кого-то их чуть больше, у кого -то чуть меньше. Почему так произошло? (хорошо трудились -получили высокую зарплату, кто был менее активен получил меньше). Желаю вам, чтобы ваша жизненная активность была всегда на высоте.

VI. Рефлексия: зажмите руку в кулак и…

  • кому было интересно – разогните мизинец

  • кто считает, что знания пригодятся в жизни – безымянный

  • кто хорошо работал – средний

  • кто помогал работе в группе – указательный

кому урок понравился – большой

VII. Круг «От сердца к сердцу»

− А теперь, дети, встанем в круг. Давайте все вместе скажем нашим родным, одноклассникам самые тёплые слова: «Очень я вас всех люблю».(Читают по строчки под классическую музыку)

- И подарим всем присутствующим прекрасное стихотворение про семью.

Семья–это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!






10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!