СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню славянской письменности и культуры.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие посвящено дню славянской письменности. Тема урока "Дорога к письменности"

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие, посвященное Дню славянской письменности и культуры.»

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню славянской письменности и культуры.

Тема: «Дорога к письменности»

Форма: путешествие в прошлое.

Методический комментарий:

Материал структурирован, изложен логично, соответствует возрастным особенностям обучающихся. Обеспечивается точность и научность материала. Прослеживается разнообразие форм, методов и приемов подачи материала

Планируемые результаты:

Предметные: развивать творческие способности обучающихся; прививать интерес к русскому языку и глубокое понимание его. Познакомить с историей создания письменности.

Личностные: воспитывать высоконравственную личность, способную уважать традиции русской народной культуры, историю народа.

Метапредметные: прививать интерес к изучению русского языка и устного народного творчества, истории, литературы.

Оснащение урока:

Оборудование:

· мультимедийный проектор,

· презентация,

· видеокамера.

Оформление:

Эпиграф к уроку:

Ключевые понятия:

Азбука, алфавит, просветитель.

Определения ключевых понятий:

Азбука – совокупность букв, принятых в данной письменности, располагаемый в установленном порядке буквенный алфавит.

Алфавит – совокупность букв или других знаков данной системы письма.

Просветитель – прогрессивный общественный деятель, распространитель передовых идей и знаний.

 Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой.

Ход урока

I. Организационный момент.

II.Вводное слово учителя.

Каждый день жизни даёт нам знания. А как мы их приобретаем?

(через книги, телевизор, компьютеры?

Учитель. Да, верно. Но есть еще один способ приобретения знаний – это путешествия. Я приглашаю вас совершить необычайное путешествие – виртуальное на машине времени. А вот куда мы с вами отправимся, думаю, вы мне скажите сами.

Учитель.

Молчат гробницы, мумии и кости, -

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь письмена.


Учитель: Дорогие ребята! Как вы думаете, что станет предметом нашего путешествия? О чем мы будем говорить сегодня на уроке? (об алфавите, об истории письменности, о том, какие способы общения существовали).

IV. Сообщение темы и цели урока.

Дорога к письменности.


III. Эмоциональный настрой на введение в тему:

Сценка «Картинка далёкого прошлого».

Появляются скифский гонец, персидский царь Дарий, военачальник персидского войска  Гобрий.

Скиф: Я принес тебе, персидский царь Дарий, подарки от наших вождей. Вот они: птица, мышь, лягушка и пять стрел. (Подает эти предметы.)

Ц а р ь: Что означают твои дары, гонец из племени скифов? Что хотели сообщать мне этим скифские вожди?

С к и ф: Мне велено передать это тебе молча и вернуться обратно. А если у тебя достаточно мудрости, ты сам поймешь, о чем предупреждает тебя мой народ. (Уходит) 

Царь: Что ж, мой соратник Гобрий, надо разгадать это послание до ныне непокорных скифов. Уже сколько времени мы пытаемся поработить этот народ и завоевать его землю — и все без толку! Неужели они решили сдаться нам? Мышь... она живет в земле. Лягушка... она живет на земле, а птица — в воздухе. Стало быть, они решили отдать нам свои земли, воды и пространства и отдают нам вместе со стрелами свою храбрость и силу!

Гобрий: Нет, мой царь Дарий, я много воевал со скифами и знаю их непокорность и воинственность. Скорее всего, это послание надо понять так: «Если вы, персы, не улетите подобно птицам в небеса, не зароетесь подобно мышам в землю, не ускачете подобно лягушкам в озера, то падете под ударами наших стрел». (Это предметное письмо)

- А какое письмо было до предметного? Расскажет мне об этом

Сначала был придуман язык сигналов. С давних времен для передачи сигналов на расстоянии использовали звук. В Африке новости сообщали с помощь. Специальных барабанов – «тамтамов». Канадские индейцы разводили костры – сообщали новость дымом, у них было понятие – «читать дым».


Учитель: вот так в древности и обменивались люди информацией, посылая с гонцами разные предметы или целые наборы предметов. И громоздко получалось, и не особенно понятно

Каждый народ придумал свое средство общения и передачи информации, но необходимо было придумать что-то общее, что было бы понятно для всех.

И постепенно люди стали изобретать письменность».

Сегодня на уроке вы узнаете, как человек создал письменность, как появился русский алфавит. Кто стоит у истоков русского алфавита?  Вы узнаете много нового и вспомните все, что связано с русской письменностью. Итак, тема нашего урока «Дорога к письменности».

V.Словарная работа:

Для начала мы с вами запишем слова, с которыми встретимся на уроке в тетрадь: азбука, алфавит, кириллица, Кирилл, Мефодий, просветитель, святые, славянский, славяне, Русь, Россия.

(Какие существительные написали с большой буквы? Почему?)

Письменность — это настоящее сокровище, которым сумел овладеть человек. Чтобы понять это, попробуем перенестись на две с половиной тысячи лет назад

VII. Раскрытие темы:

1) Показ презентации:

Учитель. А как Вы думаете, ребята, для чего нужна письменность?  (Для того, чтобы ничего не забывалось, и люди могли даже через века передавать свои мысли и чувства будущим поколениям. (по литературе УНТ)

Посмотрите на рисунки с изображениями: 1) вход в пещеру, 2) отпечатки стоп ног; З) значок-символ.

Учитель: до нас дошли многие рисунки древних людей, выбитые на скалах и камнях, выцарапанные на стенах пещер. (Рисуночное письмо)

Эти изображения, ребята, напоминают нам, как человек делал первые шаги к созданию письменности. Эти рисунки были обнаружены на стене одной из пещер, в которой когда-то обитала древние люди, Когда люди поняли, что обмениваться посланиями-предметами — дело хлопотное, они стали эти предметы …

УчащиесяИзображать, рисовать

Учитель: Сколько же надо было изобрести рисунков, чтобы обозначить всё, что окружает людей, и всё, что они хотели сказать друг другу? Очень много. Так много, что изучать эту грамоту пришлось не недели, не месяцы, а годы.

Предвестницей письменности была пиктография – передача образов, впечатлений, мыслей с помощью рисунка. Внимание на слайд, с вами будет говорить древняя пещера.

Анатоль Франс, французский писатель, сказал: «Первыми книгами людей были камни».

Учитель: Почему французский писатель сравнивает камни с книгами?

(Камни, словно книги, сохранили информацию для нас потомков).

Уже тогда человек сделал первый важный шаг к изобретению письма.

2.Игра «Угадай символ».

- Давайте попробуем нарисовать свое рисуночное письмо. Каждый получает задание. Вы пишите записку. А потом посмотрим, что у нас получится…

(Всем дается одинаковый текст: «Жди меня около дерева на углу футбольного поля в 3 часа дня – мы пойдем ловить рыбу». Ученики работают.

Показать свой вариант  

-  Почему же получились такие разные работы? (Все по-разному поняли текст.)

         - Почему способ сообщений пиктограммами не очень удобный? (Понять письмо можно по-разному.

Для этого люди придумали буквы – фигурки, значки для звуков.

- А что такое буква. (Работа со словарем).

Буква –

1)Это графический знак, входящий в азбуку.

2)Перен. Прямой и строгий смысл чего-нибудь.


Прежде чем попасть в наши буквари, буквы долго путешествовали из страны в страну и претерпели много всяких изменений.

Первый алфавит создали гиксы – народ, пришедший из Аравии в Египет и покоривший его. Для обозначения буквы «А» они рисовали голову быка. Написание греческой буквы алфавита тоже было похоже на голову быка, только перевернутую. И стала называться «альф» то есть начало. С этой буквы начинаются все алфавиты мира. «Альф» - начало, «вита» - жизнь. Вдумайтесь в значение слова «АЛФАВИТ» - это начало новой духовной жизни. Название дано на основе слияния первых букв.

Учитель. Прежде чем продолжим путешествие по следующему этапу, скажите, пожалуйста, где истоки русского алфавита? Кто его создал? (слайд с изображением памятника Кириллу и Мефодию):

Современный алфавит – это потомок того, что был создан великими просветителями – братьями Кириллом и Мефодием)

2) Выразительное чтение гимна:

Чтец: Гимн Кириллу и Мефодию.

По широкой Руси – нашей матушке 
Колокольный звон разливается. 
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий 
За труды свои прославляются. 
Вспоминают Кирилла с Мефодием, 
Братьев славных, равноапостольных, 
В Белоруссии, Македонии, 
В Польше, Чехии и Словакии. 
Хвалят братьев премудрых в Болгарии, 
В Украине, Хорватии, Сербии! 
Все народы, что пишут кириллицей, 
Что зовутся издревле славянскими, 
Славят подвиг первоучителей, 
Христианских своих просветителей. 
Пройдя под солнцем просвещенья

Из дальней славной старины,

Мы и сейчас, славяне-братья,

Первоучителям верны!

К апостолам высокославным

Любовь святая глубока.

Дела Мефодия, Кирилла

В славянстве будут жить века!

«Слава вам, братья, славян просветители!»

3) Сообщение обучающихся о жизни Кирилла и Мефодия

(индивидуальное задание).

Ученик: Отрывок из жития Кирилла и Мефодия» (читает ученик, в его руках свиток).

       В городе Солуне в Македонии жил знатный и богатый вельможа, званием воин-сотник, по имени Лев. Жену его звали Марией. Жил он благочестиво, исполняя все заповеди Божии…У него было семь сыновей: старшего сына звали Мефодием, а младшего Константином, в монашестве Кириллом.

Ученик: Это было в 863 году. Распространение христианства среди славянских народов – вот задача, стоявшая перед ними. Но дело в том, что все книги были написаны на греческом языке. Предстояла сложная работа: перевести на славянский язык богословские издания. Как это возможно? Византийский император приказал создать славянскую грамоту и перевести книги на славянский язык.

Ученик: Задача, казалось бы, невыполнимая. Но император знал, кому поручает важное для славян дело: еще в детстве Кирилл, обучаясь при дворе, проявил себя незаурядной личностью, способной к языкам. Кирилл отлично знал славянский, латинский, еврейский, арабский языки, помимо родного, греческого.

Ученик: И действительно, знания языков помогли братьям. Взяв за основу греческий язык, состоящий из 24 букв, Кирилл дополнил его другими. Так в алфавите появились шипящие, «юс большой» и «юс малый», «ять», «ижица», «фита».  Кириллица – одна из двух (вместе с глаголицей) первых славянских азбук. Названа по имени славянского просветителя Кирилла. В 1708 г. в России реформирована. Легла в основу русского алфавита.

На слайде – старый алфавит! Посмотрите, какие непривычные для кас названия. Совсем нелегко было учить алфавит школьникам. Со временем некоторые буквы были утрачены, однако их названия и трудность запоминания сохранили для нас устойчивые словосочетания и пословицы.

4) Диалог с классом:

Учитель: Так вот, оказывается, откуда крылатая фраза «Аз да буки – вот и все науки»! Может, и вы, ребята, знаете такие устойчивые сочетания, фразеологические обороты

Прописать ижицу – задать трудновыполнимое задание, за неисполнение которого следует наказание.

От аза до ижицы – от начала до конца.

Знать на ять- знать на отлично

Стоять фертом – стоять руки в боки, как буква Ф.

Сначала аз да буки, а потом и науки.

- Запишите в тетрадь одно из выражений и составьте с ним предложение.

А как образовалось слово «азбука», можете объяснить? (Начальные буквы славянского алфавита «аз», «буки».)

Учитель. Историю слова Алфавит расскажет нам…

5) Сообщение обучающихся ( индивидуальное задание)

Учитель. Таким сложным был старославянский алфавит. А вот как выглфдит наш современный алфавит! ( на слайде буквы записаны вразброс) Что не так? Вас что-то смущает?


Ученик: Интересна история этого слова. Алфавит. Оно родилось в древней Греции и состоит из названий двух первых букв греческого алфавита: «альфа» и «бета». Носители западных языков так и называют: «альфабете». А мы произносим как «алфавит». Вот так-то. Это слова синонимы. А что такое синонимы?

Ученик: С появлением славянской азбуки письменная культура стала

развиваться быстро. В Болгарии, Сербии, на Руси появлялись памятники письменности. А как они оформлялись! Первая буква – буквица – начинала каждую новую главу. Буквица необыкновенно красива: в виде прекрасной птицы или цветка, она расписывалась яркими, чаще красными цветами. Потому и существует сегодня термин «красная строка»


ФИЗМИНУТКА.

Вы, наверное, устали?

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем. (Выполнение движений вслед за учителем.)


6) Слово учителя:

Учитель: В 1917 – 1918 году была новая реформа, и из азбуки были исключены «ять», «ижица», «фита» и «ер» в конце слова. Что это за буквы и«изгнали» из алфавита?

7) Выразительное чтение:

Чтец.

 В любой старинной книжице

 Ты сможешь прочитать:

 Жила на свете Ижица,

 А с нею буква Ять.

 Но время быстро движется,

 И жизнь уже не та.

 Где нынче буква Ижица?

 Где Ять? И где Фита?

 Без них правописание

 Сумело обойтись.

 Новейшие издания

 Без них вступают в жизнь.

 Уж так на свете водится,

 Как говорил мудрец:

 Когда без нас обходятся,

 То значит, нам конец.

8) Учитель:

За тысячу лет из нашего алфавита исчезло много букв, а появилось всего две: «й» и «ё». И вот наконец в современной азбуке осталось 33 буквы. В 18 веке: э, я, - которые употреблялись в письменной практике с 16 века

В 1735 году Академия наук узаконила букву «й»

Букву «Ё» в 1797 году впервые применил КарамзинБукве ё поставлен памятник в г. Ульяновск.

- А чем же удивительна эта гласная буква?

Учитель: «Ученье – свет, а неученье – тьма», - говорится в русской пословице. Кирилл и Мефодий, братья из Солуни, - славянские просветители, создатели славянской азбуки, проповедники христианства. Их называют святыми учителями. Просветители – те, кто несет свет и освещает им всех. Без азбуки нет письменности, а без нее нет и книги, которая просвещает людей, а значит, движет жизнь вперед.

Учитель: Памятники великим просветителям по всему миру напоминают нам о духовном подвиге Кирилла и Мефодия, подаривших миру славянскую азбуку. (На экране фотографии памятников просветителям в Праге на Карловом мосту, Москве, Киеве, Астрахани, Мурманске, Коломне, Поклонный крест Кириллу и Мефодию в Белгороде.)

11) Сообщение ученицы (индивидуальное задание).

Ученик: Сегодня, говоря о письменности, мы не можем не назвать еще одно имя. В середине XVI века появилось на Руси книгопечатание. Печатный двор в Москве появился при Иване Грозном. Руководил им Иван Федоров, которого называют первым книгопечатником. Будучи дьяконом и служа в храме, он пытался воплотить свою мечту – священные книги без писцов переписывать.

Ученик: И вот в 1563 году он приступил к набору первой страницы первой печатной книги (изображение книги «Апостол» Ивана Федорова на слайде). Всего он издал за свою жизнь 12 книг, среди них была полная славянская Библия.

Чтец 2: Я люблю мой славянский, 
Мой русский язык, 
Покорен его певческим слогом. 
Миру Божьему он 
Состраданьем открыт 
И приветливым ласковым словом. 
Я люблю, как звучит моя 
Русская речь — В ней щемящая грусть вековая. 
Я люблю, как в избе 
дышит отчая печь 
И творится молитва святая. 
Как дрожит под иконой 
Огарок свечи, 
В полночь черная буря бушует. 
Все хранит в себе память 
Славянской души, 
Слово русское дух наш врачует. 
Я люблю, как поет 
Мой великий народ, 
Песни долгие пахаря в поле, 
Забубенную жизнь 
На развилке дорог

И стремление русского к воле

Практическая часть урока:

1.Викторина « Кто внимательный»

Вопрос

Ответ

Объясните происхождение слов «азбука», «алфавит»

Азбука – слово исконно русское по происхождению, алфавит – греческое. Оба эти слова образованы от названия букв русского «АЗ» и «БУКИ» (первое) и греческого «АЛЬФА» и «БЕТА» или «ВИТА» в среднегреческом произношении (второе) языков.

Являются ли слова «азбука» и «алфавит» синонимами?

Слово «азбука» обозначает «совокупность букв, принятых в данной письменности, располагаемых в установленном порядке». Алфавит – то же самое, что и азбука. Слова «азбука» и «алфавит» являются синонимами.

Где используется алфавитный порядок?

Алфавитный порядок используется при составлении словарей, справочников, списков. Это облегчает поиск нужного слова.

Какие новые буквы были введены в славянский алфавит?

В 18 веке: э, я, - которые употреблялись в письменной практике с 16 века

В 1735 году Академия наук узаконила букву «й»

Букву «Ё» в 1797 году впервые применил Карамзин

Известно ли вам, как называлась славянская азбука, которая почти полностью совпадала с кириллицей по алфавитному составу, но отличалась от неё формой букв?

Это глаголица. Она названа от слова «глагол», т. е. «слово», «речь»

Есть выражение «ходить фертом». С какой букой кириллицы это связано? Почему? Покажите, как стоять или ходить фертом.

Это выражение связано с буквой «ферт» или «эф» в современной русской азбуке. Стоять фертом – подбоченившись. Эта поза напоминает форму буквы.

В каком веке была проведена первая реформа азбуки?

В начале 18 века при Петре 1

Каковы результаты реформы русского правописания, проведённой после Октября 1917 года?

Были изъяты буквы ять, и-десятеричное, фита, ер после согласных на конце слов и частей сложных слов.

Как чтят память Кирилла и Мефодия в славянских странах? Есть ли памятники славянским просветителям? Где они установлен?

Каждый год 24 мая в России, Болгарии и других славянских государствах отмечается День славянской письменности. В Болгарии учреждена награда – орден Кирилла и Мефодия. В 1932 году в болгарском городе Казанлыке и в 1992 году в Москве были установлены памятники славянским просветителям.

В каких странах мира используют кириллицу в наши дни?

Во многих странах СНГ, а также в Болгарии, Югославии, Монголии


Вопрос

Ответ


Вопросы

Ответы

Каково мирское имя Кирилла?

Константин

Кто является автором четырёхтомного «Толкового словаря живого великорусского языка»?

В. И. Даль

Кем был отец братьев?

Военачальник

Кто изобрёл букву Ё?

Карамзин

В каком городе родились братья Кирилл и Мефодий?

Солунь

Какую букву называли «лодырем, дармоедом, бездельником»: ять, ижица, ер, юс?

 

Назовите год рождения буквы Ё

1797

Когда празднуется день Кирилла и Мефодия?

24 мая

 

 

Учитель.

Вот и подошло к завершению наше необычное путешествие. В мире еще много мест, где мы не были, но читая книги, изучая русский язык, можно путешествовать и дома.

Надеюсь, вам понравилось наше путешествие. И вы многое возьмете из него для себя.

Сейчас вспомните все, что было на сегодняшнем занятии и скажите, что вам больше всего запомнилось, понравилось…







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!