СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие "Права и свободы человека и гражданина"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка способствует формированию интереса обучающихся к нравственно-правовым вопросам в сфере защиты прав человека.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Права и свободы человека и гражданина"»

Тема: «Права и свободы человека и гражданина»

Обучающая цель урока: рассмотреть с обучающимися основные права и свободы человека и гражданина, расширить и конкретизировать представления обучающихся о защите прав человека, ознакомиться с содержанием статей главы 2 Конституции РФ.

Развивающая цель урока: формирование коммуникативных действий, направленных на кооперацию — совместную деятельность, закрепить навыки правовой защиты личности, способствовать формированию интереса обучающихся к нравственно-правовым вопросам в сфере защиты прав человека.

Воспитательная цель урока: воспитание личности, которую отличают устойчивые нравственные качества, осознание достоинства человека, формирование уважения к основным общечеловеческим ценностям, заключенным во Всеобщей декларации прав человека.

Этапы моего занятия полностью соответствуют этапам, приведенным в таблице:

Этапы учебного занятия

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

Время:

Организационный этап.

Приветствие обучающихся.

Создание эмоционального настроя на урок.

Организация внимания и внутренней готовности. Фиксация присутствующих

1 минута

Знакомство с темой урока.

Направление обучающихся к определению темы занятия. Постановка учебной проблемы и проблемного вопроса всего занятия. Обеспечение мотивации учащихся к занятию

Обучающиеся участвуют в постановке темы занятия и определении задач урока, включаются в учебно-познавательный процесс, отвечают на вопросы.

3 минуты

Актуализация знаний по теме.

Работа по уточнению и конкретизации знаний. Преподаватель проводит беседу «Что мы знаем о правах?»

Обучающиеся отвечают на вопросы

3 минуты

Открытие нового знания.

Подводит обучающихся к открытию нового знания о правах человека, побуждает учащихся к утверждению одного из основных принципов, заложенных во Всеобщей Декларации прав человека.

Обучающиеся внимательно слушаю преподавателя, осмысливают информацию, рассуждают, отвечают на вопросы. Формулируют вывод о разграничении прав и свободы гражданина.

10 минут

Первичная проверка усвоения новых знаний.

Выявление пробелов в понимании материала на уровне его применения в определенной ситуации через игру «Какие права нарушены?». Коррекция. Установка правильного осознания и усвоения.

Обучающиеся выполняют задания игры, комментируют и аргументируют свою точку зрения, анализируют результаты. Ликвидация ошибок и неверных представлений о теме.

10 минут

Закрепление материала

Проведение ролевой игры «Права имеет каждый». Преподаватель направляет обучающихся к формированию морально-нравственной позиции.

Выполняют групповую работу для укрепления понимания материала занятия, обсуждают поднятый проблемный вопрос.

10 минут

Рефлексия

Преподаватель подводит итоги ролевой игры в форме беседы с обучающимися с целью формирования вывода по результатам ролевой игры. Акцентирует внимание обучающихся на конечный результат учебной деятельности обучающихся на уроке. Возвращает обучающихся к началу урока, задает им проблемный вопрос.



Обучающиеся формулируют конечный результат своей работы на уроке. Проверяют результат выполнения задания ролевой игры. Обучающиеся отвечают на риторический вопрос, заданный в начале занятия, формулируют выводы, называют, как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему).

5 минут

Итоги

Преподаватель делает контрольный вывод занятия. Выдаёт домашнее задание, даёт комментарий по его выполнению, отвечает на вопросы обучающихся.

Обучающиеся внимательно слушают, записывают домашнее задание, задают вопросы.

3 минуты


Ход занятия:

1. Организационный этап.

Жду, когда все обучающиеся займут свои места.

- Здравствуйте ребята, садитесь. Я рада вас приветствовать на уроке.

Прошу старосту в конце урока предоставить список присутвующих.


2. Знакомство с темой урока.

Наше занятие сегодня посвящено очень актуальной теме. Внимание на экран.

Вывожу РОЛИК на экран:

https://www.youtube.com/watch?v=ZTKpD4Bur64

- О чем же мы сегодня будем говорить?

Итак, тема нашего урока «Права и свободы человека и гражданина»

Начать я хочу с высказывания Бернарда Шоу:

«Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного — научиться жить на земле, как люди»

- Как вы думаете, что имел в ввиду автор? Жить, как люди - это как?

Давайте подумаем над этим в течение нашего урока и в конце дадим ответ на этот вопрос.

Давайте подумаем и сформулируем цели сегодняшнего занятия:

1. Узнать, что такое права человека

2. Понять какие бывают права.

3. Научиться применять в различных ситуациях.


3. Актуализация знаний по теме.

А сейчас давайте подумаем, что мы знаем и что хотим сегодня узнать.

Беседа «Что мы знаем о правах?» - так, я предлагаю ответить на следующие вопросы:

- Что такое права человека? (через ассоциации)

- О каких правах человека вы знаете?

- В каком документе закреплены основные права граждан РФ?

(отвечают на вопросы)

Подведём итог. В основном мы знаем о праве на жизнь, образование, медицинское обслуживание, отдых.


4.Открытие нового знания

Каждому гражданину необходимо знать о наиболее важных документах, о правах человека.

Международные документы:

1. 1948 – «Всеобщая декларация прав человека». Генеральная Ассамблея ООН приняла основные стандарты прав и свобод и человека. Они были разосланы в разные страны мира для того, чтобы зафиксировать в своих Конституциях. Декларация – это международный документ рекомендательного характера.

2. 1955 – Европейская конвенция прав и свобод человека. Конвенция-это международный документ обязательного характера.

3.1966 – «Международные пакты об экономических, социальных, культурных, политических и гражданских прав человека».

4. 1989 – Конвенция о правах ребенка.

Если вы помните, при определении понятия «право» ключевым является слово «норма» («право – это совокупность норм, установленных…»). Когда речь заходит о правах человека, также имеются в виду некие законодательно закреплённые нормы. Но какие и в чём их особенность?

Можно ответить очень коротко: эти нормы выражают меру свободы человека. Или несколько шире: эти нормы в форме юридических правил выражают естественную возможность человека свободно действовать в соответствии со своими интересами, претендовать на достойные условия жизни. Такие нормы объективно необходимы каждому человеку для нормального развития личности, полноценного участия в общественной жизни.

Всю совокупность норм, о которых идёт речь, принято называть каталогом прав человека. Он закреплён в указанных выше международно-правовых документов и конституциях правовых государств. Главным в этом каталоге является право человека на жизнь и на всё то, что служит её сохранению и развитию – право на личную неприкосновенность, свободный выбор способов своей жизнедеятельности, свободу мысли, совести и религии, убеждений и др.

Права человека принадлежат ему от рождения, их так и называют: естественные, неотъемлемые, неотчуждаемые. Никто не может посягать на права человека – ни государство, ни общество, ни отдельные люди.

-Какая глава в Конституции РФ посвящена правам и свободам человека и гражданина? (- В Конституции РФ правам и свободам человека и гражданина посвящена 2 глава). Эта глава соответствует всем нормативно-правовым актам, принятым ООН, и является наиболее полной.

Давайте прочитаем статью 2 Конституции РФ.

«Человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита – обязанность государства». Наша Конституция РФ высоко подняла статус человека и в связи с этим закрепила обязанность государства – признавать, соблюдать и защищать его права и свободы.

Вы можете сами убедиться в этом, когда откроете текст главы 2 (слайд). Расположены 48 статей Конституции не хаотично, а в зависимости от тех сфер жизнедеятельности человека, которых они касаются.

Мы видим задачи гл. 2 Конституции. И вопрос вам: в чем состоит отличие прав человека от прав гражданина? (Права человека принадлежат ему от рождения, и признаются за всеми людьми, а права гражданина связаны с его гражданством: мы, как граждане РФ, имеем права и обязанности перед гос-вом, так же, как и оно перед нами). Это важно запомнить! Показать ответ на слайде.

Итак, единая система прав, закрепленная в Конституции, охватывает основные сферы жизни общества: политическую, экономическую, социальную и культурную (или духовную).

Исходя из этого, права и свободы человека и гражд. делятся на 5 групп (условное деление!):

гражданские (личные) права – в статьях 19-28, 45-54;

политические права и свободы – в статьях 29-33;

экономические – в статьях 34-37;

социальные – в статьях 38-43;

культурные – в статьях 43-44

- Давайте смоделируем ситуацию:

Пляж. Знойный день. Отдыхающих много. Среди них есть и молодые, и пожилые люди. Костя пришел с друзьями позагорать и просто классно оттянуться. Он принес свой новенький магнитофон и поставил любимое техно, включив кассету на полную громкость. Дремавший неподалеку старичок, конечно, проснулся и начал возмущаться «распущенностью молодежи,

которая совершенно не уважает окружающих». Конфликт разгорается, одни встают на сторону Кости,— он имеет право отдыхать, как ему хочется,— другие на сторону старичка.

Вопросы: «Кто прав? Как бы вы разрешили эту ситуацию?

- Можем ли мы, несмотря ни на что, осуществлять свои права?»

Так, мы пришли к утверждению одного из основных принципов, заложенных в Декларации: «Свобода одного человека ограничена свободой других людей». Поясняю: исходя из данного принципа можно сделать вывод о том, что оборотной стороной любого права является обязанность.


Теперь обратимся к такому понятию, как свобода.

- С чем у вас ассоциируется это слово? Итак, свобода - это способность и возможность делать собственный выбор индивидом своего поведения. Она предполагает определенную независимость человека от государства, иных соц. субъектов, внешних условий и обстоятельств.

- Скажите, существует ли абсолютная свобода? Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого.


5. Первичная проверка усвоения новых знаний.

- Давайте через конкретные ситуации определим нарушения прав. Ответ обязательно нужно подкрепить соответствующей статьей Конституции. Игра «Какие права нарушены?»

1. Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах её сестёр.

Ответ: Право на свободный труд, отдых и досуг, свободно участвовать в культурной жизни (Статья 37, 44)

2. Опекун всемирно известного Гарри Поттера перехватывает и читает письма, адресованные мальчику.

Ответ: Тайна переписки, неприкосновенность частной жизни (Статья 23)

3. Ткачиха с поварихой, со сватьей бабой Бабарихой оговорили царицу.

Ответ: Посягательство на честь и репутацию.

4. Письмо от Буратино: Здравствуйте, ребята! Пишет вам Буратино. Помогите мне разгадать тайну. Недавно двое незнакомцев схватили меня, угрожая пистолетом и ножом. А потом подвесили за ноги. Так они пытали меня, надеясь, что я отдам им золотые монеты. Подскажите, кто поступил со мной так жестоко и какую статью нарушил при этом? (Ответ: никто не имеет права пытать вас – ст. 21 Конституции, никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию – Декларация и ст. 22 Конституции)


6. Закрепление материала

Ролевая игра «Права имеет каждый»

Вступительное слово: сегодня мы узнали, что система защиты прав существуют для того, чтобы все могли ей воспользоваться. Сейчас я предлагаю всем поделиться на две команды с целью разрешения одного неоднозначного вопроса. Скажу сразу, что каждая команда будет «отстаивать» права одной из сторон ситуации, а какой, мы сейчас определим.

Внимание на экран. Это фабула нашего дела.

РОЛИК «Гарри Поттер убивает Волан Де Морта».

-Может быть, кто-то догадался, какое право затронуто в этой фабуле?

Речь идет о праве на судебную защиту. Гарри Поттер убил лорда Вольдеморта без суда и следствия. Перенося сказочную ситуацию на реальный ми, мы говорим о том, что следование правилам (законам) иногда вступает в противоречие с моральным выбором. Право — т. е. моральные принципы, воплощенные в праве, — позволяет критически оценивать правила и законы и нарушать их тогда, когда следование им напрямую противоречит справедливости и морали. Именно в этом состоит и логика прав человека, и логика поведения Гарри Поттера, который нарушает правила только во имя справедливости.

-Внимание, тема задания: этично ли защищать преступника?

Правила: одна команда встает на защиту прав Волан Де Морта (отстаивает позицию, что даже самый плохой человек имеет право на защиту своих прав, надо защищать права каждого человека, но при этом совершенно не обязательно разделять его идеологию), а другая стоит на стороне Гарри Поттера (отстаивает мнение, что нужно ограничить права таких людей, совершивших преступление против жизни, чтобы защитить права других, ведь они становятся угрозой для общества).

7. Рефлексия.

Обсуждаются получившиеся мнения.

Вопросы: «Как вы думаете, есть ли все-таки основополагающие права человека, которые необходимо защищать?»

«В основе концепции прав человека лежат две основные ценности: первая – это человеческое достоинство, а вторая – равенство. Согласны?»

Вывод: Правами человека обладают абсолютно все. Преступники, главы государств, дети, мужчины, женщины, африканцы, американцы, европейцы, беженцы, лица без гражданства, безработные, работающие, банкиры, лица, обвиняемые в совершении террористических актов, работники благотворительных учреждений, учителя, танцоры балета, астронавты.

Сила прав человека заключается в том, что они признают всех равными с точки зрения обладания человеческим достоинства.

Итак, давайте вернемся к проблемному вопросу, заданному в начале урока.

«Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного — научиться жить на земле, как люди»

Как вы думаете, что имел в виду автор? Как люди - это как?

(знать и соблюдать права и обязанности, уважать других, проявлять терпимость и справедливость при осуществлении своих прав)

8. Итог

Сегодня в ходе нашего занятия мы с вами рассмотрели основные права и свободы человека и гражданина, познакомились с основными международными документами и положениями Конституции РФ, научились применять их в правовой практике. На уроке мы попрактиковались выявлять нарушения прав человека в конкретных ситуациях. Затронули морально-нравственный аспект в вопросе защиты прав человека и определили, что права человека – это то, чем, согласно нормам морали, наделен каждый живущий в мире просто в силу того, что он – человек. Права человека нужны для того, чтобы защитить и сохранить человеческую сущность каждого, чтобы обеспечить каждому человеку достойную жизнь – жизнь, которую человек заслуживает.

В заключение скажу, что, защищая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть такие же права. Не нарушайте их, и не забывайте, что кроме прав у каждого есть и обязанности.

Домашнее задание:

Оценить ситуацию с правами в своей собственной стране, основываясь на статьях Всеобщей декларации права человека.

Хотя большинство людей в Норвегии живет довольно хорошо, ситуация все же не совсем идеальна, если мы хорошенько присмотримся. По улицам Осло ходит много попрошаек, и слишком часто мы можем видеть наркоманов в грязной одежде, с подкашивающимися ногами и ранами на руках и ногах. Мы регулярно читаем в газетах о стариках в домах престарелых, которые не получают ту помощь, в которой они нуждаются. Права многих беженцев не соблюдаются, и ООН критикует Норвегию за физические пытки, потому что подозреваемые в преступлениях слишком долго находятся в предварительном заключении. И есть ли на самом деле свобода религии в Норвегии, коль скоро у нас в стране есть государственная церковь? Проанализируйте ситуацию с правами человека в России.


Спасибо всем за плодотворную работу! Желаю всем хорошего настроению и успехов.

До свидания!





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!