Тема ««Путешествие в мир искусства и культуры
Цель: активизация познавательной деятельности учащихся.
Задачи:
Формирование осознанного интереса к культуре и расширение кругозора;
Развитие самостоятельности и инициативы у учащихся;
Развитие эмоциональной сферы, мышления, речи, воображения, умений взаимодействовать сообща в группе.
Воспитание норм взаимодействия.
Форма: игра
Оборудование:
Маршрутные листы (приложение №1, №2), карточки с заданиями на станциях (приложение №3), праздничное оформление станций, призы.
Ход игры.
I.Эмоциональный настрой.
II.Вступительное слово координатора.
- Ребята, а как вы понимаете слово «культура», какое значение этого слова? (высказывания детей)
Современная культура России — это, прежде всего, наша речь, наши праздники, наши школы и университеты, наше отношение к родителям, к своей семье, к своему Отечеству, к другим народам и странам.
-А вот что об этом говорят выдающиеся личности.
Рассказывают подготовленные ученики:
Дми́трий Серге́евич Лихачёв — советский и российский филолог, искусствовед, сценарист, 1-й Председатель правления Советского фонда культуры (с ноября 1991 — Российского фонда культуры).
"Культура объединяет все стороны человеческой личности. Нельзя быть культурным в одной области и оставаться невежественным в другой. Уважение к разным сторонам культуры, к разным ее формам — вот черта истинно культурного человека".
Антуан де Сент-Экзюпери — французский писатель, поэт и профессиональный лётчик.
"И пусть работа до седьмого пота, Ведь праздники не делают в тиши. Культура – это вовсе не работа, Культура – состояние души".
Координатор: Мы узнали много о значение слова «культура». В нашей стране в настоящее время ведущую роль в деле сохранения историко-культурного наследия играют две организации.
Первая — Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПИК; основана в 1966 г., является добровольной и общественной организацией, осуществляет программы «Русская усадьба», «Храмы и монастыри», «Русский некрополь». «Русское зарубежье».
Вторая — Российский фонд культуры, созданный в 1991 г., финансирующий ряд программ и проектов, в том числе программу «Малые города России».
Координатор: Исключительно важное место в культурном наследии занимают русские усадьбы. Это были «родовые», «дворянские гнезда». Их были тысячи, остались же десятки. Часть их была разрушена в годы революции и Гражданской войны. Другая часть исчезла от времени и запустения. Русские усадьбы были живыми родниками высокой и глубокой духовности. Они бережно хранили русские традиции и обычаи, национальную атмосферу, русскую самобытность и дух России. О каждой из них можно сказать словами поэта: «Там русский дух. Там Русью пахнет». Русские усадьбы сыграли важную роль в судьбе многих великих людей России.
Особое место в охране культурного наследия занимают народные художественные промыслы и ремесла. Вместе с фольклором они составляют народную культуру. Россия издревле славилась великолепными изделиями художественных промыслов и ремесел.
К числу древнейших из них относится русская деревянная игрушка, центром которой является Сергиев Посад. Именно здесь родилась известная во всем мире матрешка. Не менее долгую историю имеет хохломская роспись. Она представляет собой декоративную роспись растительным узором на деревянных изделиях (посуда, мебель) красными и черными тонами и золотом.
Координатор: Как вы думаете, ребята, легко ли в современном мире сохранить наше культурное достояние?
- Что мы можем сделать для сохранности культурного достояния?
- Как нам в современном мире остаться культурными?
III.Организованное начало игры.
Команды (не более 6) собираются на линейку. Ведущий объявляет о начале игры и выдает капитанам команд маршрутные листы. Каждая команда идет на станцию, соответствующую их номеру.
Игры на станциях.
1 станция - «Художественная»
(координатор – учитель начальных классов)
Информационная справка об Эрмитаже:
Госуда́рственный Эрмита́ж — один из крупнейших и самых значительных художественных и культурно-исторических музеев России и мира. Находится в Санкт-Петербурге.
Задание: собрать из пазлов картину и указать художника, название.
Оценивание: за правильность сбора – 5 баллов.
Время игры: 5-7 мин
2 станция - «Русский фольклор»
(координатор – учитель начальных классов)
Информационная справка:
Частью русской культуры является народный фольклор. Сказки- один из жанров фольклора.
Задание: Отгадать загадки.
Красна девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет бедняжка.
Снегурочка
В небесах и на земле скачет баба на метле,
Страшная, злая, кто она такая?
Баба-Яга
У Аленушки-сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят
Далеко они глядят
Гуси-лебеди
Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей.
Сделался милой, красивой, пригожей?
Царевна лягушка
Посадил ее дед в поле
Лето целое росла.
Всей семьей ее тянули
Очень крупная была.
Репка
На сметане был мешен
В русской печке испечен.
Повстречал в лесу зверей
И ушел от них скорей.
Колобок
Оценивание: за отгаданную загадку – 1 балл. На каждую загадку дается 2 попытки. Если ответ не дан, балл не засчитывается.
3 станция - «Познавательная»
(координатор – учитель начальных классов)
Информационная справка: координатор рассказывает о городе Новосибирске, ряде музеев.
Задание 1: Составить мозаику одного из объектов Новосибирска.
(Учащимся выдаются пазлы, из которых они составляют один из объектов Новосибирска, например: Театр оперы и балета, Цирк и т.д)
Задание 2:
Узнать по фрагментам достопримечательности Новосибирска.
Время: 5-7 мин
Оценивание: 5 баллов.
4 станция – «Сказочная»
(координатор – учитель начальных классов)
Задание: собрать из частей пословицу о культуре.
Задание: угадать волшебный предмет.
Волшебные предметы могут быть изображены на картинках или находиться в специальном «волшебном» мешке, из которого координатор достаёт предмет из сказки.
Время: 5 мин
Оценивание: за каждый правильный ответ- 1 б.
5 станция – «Игровая»
(координатор – учитель начальных классов)
Проводится групповая игра из русского фольклорного творчества.
Игра «Золотые ворота»
Золотые ворота, пропускают не всегда
Первый раз – прощается,
Второй раз –запрещается,
А на третий раз – не пропустим вас.
Дети встают в хоровод. Двое образуют ворота (один стоит внутри хоровода, другой – снаружи и над головами детей держатся за руки, образуя ворота). На слова хоровод двигается, на 3-ий раз «ворота» опускаются - ловят.
6 станция «Аплодисменты»
Задание: участники аплодируют, усиливая частоту хлопков.
- спокойные аплодисменты;
- громкие аплодисменты;
- громкие аплодисменты с криками «Браво»;
- громкие аплодисменты с криками «Браво», «Ура», овациями.
IV.Подведение итогов.
После выполнения всех заданий команды собираются на линейку, сдают маршрутные листы. Пока жюри подводит итоги игры, командам предлагается нарисовать наиболее понравившуюся станцию.
Победителям вручаются призы. Организовывается выставка рисунков.