СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие " Урок чистой воды"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие по географии и биологии о значении воды в природе и жизни человека

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие " Урок чистой воды"»


УРОК ЧИСТОЙ ВОДЫ

«...С природой дело обстоит совсем иначе, чем, скажем, с дворцами, разрушенными войной – их можно построить заново. А вот если уничтожить живой мир, то никто, никакая сила не сможет создать его вновь”.

Б. Гржимек


Цель урока: Донести до сознания обучающихся понимание бережного отношения к воде как к жизненно важному ресурсу и драгоценному дару природы России. Необходимость побудить обучающихся к самостоятельному размышлению о важности воды для жизни планеты в настоящем и, главное, в будущем.

Задачи Урока

Донесение информации о водных ресурсах мира, России, Хабаровского края и их экологическом состоянии; о влиянии воды на здоровье и жизнедеятельность человека.



Ход урока

Учитель .

Наш необычный урок, которого даже нет в расписании уроков начнем с загадки:

В морях и океанах обитаю,

Но часто по небу летаю.

Как наскучит мне летать,

На землю падаю опять

- Что это? (Вода)

Учитель

Наш урок мы назовем «Урок чистой воды». Мы хотим, чтобы вы поняли, как важно беречь воду. Вода - вещество необычное и уникальное, требующее трепетной охраны и заботы.

Ученик 1 :

«Волшебная вода»

Вы, слыхали о воде?
Говорят она везде!
Вы в пруду её найдёте,
И в сыром лесном болоте
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить!
Н. Рыжова

Учитель : На основе этого стихотворения можно сделать вывод, где на планете Земля есть вода..


Ученик 2. Вода на земле – самое распространенное вещество. На глобусе хорошо видно, что только 1/4 поверхности нашей планеты занимает суша, а остальные 3/4 – вода. Космонавты, впервые увидевшие Землю из космоса, говорили, что она выглядит не как “земной” шар, а скорее как водяной (демонстрирует глобус). Однако пресной воды на Земле относительно немного и поэтому ее необходимо беречь. Представьте себе, что вода исчезла бы из нашей жизни. Появились бы мрачно сияющие глазницы морских и океанических впадин, покрытые толстым слоем соли. Пересохли бы русла рек, замолкли бы родники. Горные породы стали бы разрушаться, поскольку в их состав тоже входит химически связанная вода. Ни кустика, ни единого живого цветочка, ни единого живого существа на Земле не осталось бы. Значение воды трудно переоценить. Согласно эволюционной теории, жизнь на Земле зародилось в воде. Живые существа состоят на 2/3 из воды, вода – среда обитания многих растений и животных. Вода необходимо для процесса фотосинтеза. Человек использует воду в сельском хозяйстве, в промышленности – как сырье и растворитель.


Учитель

.Воду содержат все живые организмы. Человек на 60-70% состоит из воды. Общий объем воды, необходимый человеку в сутки, равен 2-2,5 л. При потере организмом человека даже 6-8% влаги сверх обычной нормы повышается температура тела, краснеет кожа, учащается сердцебиение и дыхание, появляется мышечная слабость и головокружение, головная боль. Потеря 10% воды может привести к необратимым изменениям в организме, 15- 20% приводит к смерти, поскольку кровь настолько густеет, что с ее перекачкой не справляется сердце. Таким образом, если без пищи человек может прожить около месяца, то без воды – всего лишь несколько суток.

Вода является обязательным компонентом всего живого. 2/3 массы тела взрослого человека состоит из воды, а у новорожденных еще больше– 3/4. Кровь человека содержит 83% воды, картофель – 77%, огурцы - 99%, медуза - 99%. В живых организмах постоянно идет обновление воды.

Влияние воды на здоровье человека огромно. По оценкам Всемирной организации здравоохранения 80% заболеваний в мире вызваны низким качеством воды. Наличие в питьевой воде таких вредных веществ, как хлор и хлорорганические соединения, железо, жесткость, нефтепродукты, может привести к тяжёлым заболеваниям.



Ученик 3. Совсем чистой воды в природе нет. Ее можно получит только в лаборатории. Такая вода невкусная, в ней нет солей, необходимых живому организму. Морская вода содержит избыток различных солей, поэтому она также для питья не годится.

Ученик 1 Восточная мудрость гласит: “Ты то, что ты ешь”. Оказывается, не меньшее значение для нашего здоровья имеет вода, которую мы пьем. Не каждая вода может служить для питья. Природные воды могут содержать минеральные примеси, некоторые из которых вредны для организма. Кроме того, в природной воде могут встречаться болезнетворные бактерии. Поэтому прежде чем пить воду из родников, колодцев и тем более из открытых водоемов, ее необходимо обработать. Простейшим способом является кипячение.



Учитель . Можно провести опыт. Возьмите мензурку, в которой налито 150 мл воды. Условно возьмем эту величину за весь запас воды на Земле. Найдите деление 6 мл – это запас всей пресной воды (в том числе ледники и подземные воды). А теперь с помощью стеклянной палочки капните на предметное стекло небольшую каплю – эта капля и составит для человека весь запас доступной пресной воды от объема всех мировых водных ресурсов. К какому выводу можно прийти?

(Вода – это богатство, к которому надо относиться очень бережно и экономно).


Учитель Россия – страна с богатейшими водными ресурсами. Наша страна омывается водами 12 морей, принадлежащих трем океанам, а также внутриматериковым Каспийским морем. На территории России насчитывается свыше 2,5 млн. больших и малых рек, более 2 млн. озер, сотни тысяч болот и др. Именно в России сосредоточено 22% мировых запасов воды.

-Какая река протекает в нашем городе? (Амур)

-Где река берет свое начало?

-От слияния каких рек образуется Амур?

-Кто знает как раньше называли Амур

-А какие еще реки края вам известны.


Учитель. Проживая в городе, мы используем для питья чаще всего воду из-под крана. К питьевой воде предъявляются определенные требования. По своему внешнему виду питьевая вода должна быть совершенно прозрачной, пресной и не обладать каким-либо запахом. Кроме этого, питьевая вода по своему химическому составу должна быть совершенно безвредной и не содержать болезнетворных микроорганизмов. В больших городах найти источники воды, отвечающей этим требованиям невозможно. Поэтому приходится прибегать к ее очистке. Для очистки питьевой воды в городах строятся водоочистные станции, которые приводят состав воды в соответствие с предъявляемыми требованиями.

Ученик2 . Как и в каждом городе у нас в Хабаровске есть очистные сооружения, где вода очищается и контролируется её качество, прежде, чем она попадает в наши дома. Там вода проходит через решётки, которые задерживают рыбу, сор, и затем закачивается насосами. Потом она попадает в смеситель, где смешивается с хлором, который обеззараживает её. Потом вода поступает в отстойник, где находится 3 часа, а затем идёт в фильтр. В нём вода проходит через двухметровый слой угля , очищается, ещё раз хлорируется. В резервуаре чистой воды она отстаивается 30 минут и направляется в насосную станцию для подачи в город. Вода ежедневно контролируется СЭС, однако в железных трубах, по которым течёт вода в наши квартиры, живут бактерии, питающиеся железом труб, и они образуют внутри трубы толстый слой продуктов жизнедеятельности и просветы труб уменьшаются. Так происходит вторичное загрязнение воды. Что нужно делать, чтобы вода, поступающая в наши дома, была безопасной для нашего здоровья? (Отстаивать воду, кипятить, фильтровать.)

Просмотр мультфильма «Как вода очищается в водоочистных сооружениях»

http://www.youtube.com/watch?v=0Lzve5_JT-0 мультик

Учитель : Выдающийся политический деятель 20 века Индира Ганди утверждала, что цивилизация – это диалог между водой и человечеством. Согласны ли вы с этим утверждением?

Ученик 1: В мире есть страны, где особенно ощущается нехватка пресной воды Количество таких стран к 2025 году составит 51 государство. По данным отчета ООН в 2006 году в среднем на каждого человека в мире приходится 6,9 тыс.куб.м. воды

Показ сценки «У острова Буяна.»

Автор: Князь Гвидон сидел у моря.

Князь Гвидон (С опаской):

Море вдруг всколыхалося вокруг,

И оставило на бреге

Черномора – богатыря,

Нефтью жирною горя.

Стража в мире нет надёжней,

И храбрее и прилежней.

Дядька Черномор :(тяжело дыша Гвидону).

Славный город твой храню

И дозором обхожу.

Но нынче много средь морей

Развелось кораблей-

Кругом мусор на просторе,

Превратили в свалку море!

Гибнут рыбы, крабы, птицы…

Завтра всё может случиться:

Голод, мало кислороду,

Поскорей спасайте воду!



- О какой проблеме говорится в сценке? (О загрязнении воды в морях, реках.)



Ученик 3 Чистой воды на земле становится всё меньше. Недостаток её уже сейчас ощущается во многих странах. Над водой нависла угроза загрязнения. Люди выбрасывают в реки разный мусор, не задумываясь о последствиях. Ежегодно в моря и океаны попадает до 12 млн. тонн нефти. С электростанций в круговорот воды в природе попадают радиоактивные отходы. Сброс неочищенных сточных вод в водные источники приводит к микробиологическим загрязнениям воды. Люди должны задуматься и начать правильно, обдуманно относиться к окружающему их миру, пока не поздно Раки, рыба, растения – всё живое гибнет в такой воде. Загнивающие воды отравляют воздух, становятся источниками тяжёлых заболеваний.

Учитель На сегодняшний день ситуация с мировыми водными ресурсами может быть названа крайне тяжелой. Многие регионы планеты испытывают недостаток воды. При этом в отношении воды питьевого назначения ситуация просто критическая.

Мы с вами можем внести свой вклад в охрану водных ресурсов.

Игра «Правильный путь»

Выберите правильные пути по сохранению воды.

  1. Можно ли сберечь воду, если грязную посуду перед мытьём очищать от остатков еды? +

  2. Можно ли сберечь воду, если мыть посуду в раковине c закрытой пробкой, а потом споласкивать? +

  3. Можно ли сберечь воду, если кран неисправен и постоянно протекает?-

  4. Можно ли сберечь воду, если закрывать кран, когда чистишь зубы? +

  5. Можно ли сберечь воду, если не закрывать кран, когда работаешь на кухне или говоришь по телефону? -

  6. Можно ли сберечь воду, если следить за исправностью крана, душа и сливного бачка? +

  7. Можно ли сберечь воду, если полоскать бельё под струёй воды, а не в тазу? -

  8. Можно ли сберечь воду, если чистишь картошку при постоянно открытом кране? -

  9. Можно ли сберечь воду, если закрывать кран, после мытья рук и при умывании? +

  10. Можно ли сберечь воду, если размораживать продукты под струёй воды? -

  11. Можно ли сберечь воду, если поставить счётчик на водопровод и контролировать водопотребление? +

  12. Можно ли сберечь воду, если рыхлить почву на огороде и уменьшать испарение? +

  13. Можно ли сберечь воду, если тратить столько, сколько пожелаешь?-

  14. Можно ли сберечь воду, если думать, что это проблема взрослых?-


Бежит вода, струится Как к ценности большой.

И прямо в домик твой. Коль зря течёт вода,

К ней надо относится, Кран закрой, а то беда!


Заключительное слово учителя

- Будущее России, ее экология, чистота ее рек и озер зависят от каждого из нас, от детей и взрослых. Сегодняшние дети завтра станут руководителями промышленных предприятий, автомобилистами, сами создадут семьи. Мы знаем, что чистая вода дарит нам жизнь, здоровье и радость. И поэтому каждому из нас необходимо бережно относиться к воде, экономно расходовать этот ценнейший дар. Нужно охранять от загрязнений водоемы и прилегающие к ним территории. Мы должны ответственно относиться к водным ресурсам, более активно участвовать в проектах по защите окружающей среды.

ММ МЫ



Предлагаем посмотреть инсценированную сказку « Веселый карасик»

В одной огромной речке жил маленький карась.

Он мелкий был, но смелый, и плавал, не боясь

Ни щуки, ни горбуши, ни кеты, ни сома,

Дружил со всеми рыбами и знал, что жизнь – игра.

Красивым был и умным, и сильным, что ж скрывать,

Не зарывался в норку, когда ложился спать.

Но вот в речное царство нагрянула беда,

Всем рыбам стало страшно -испортилась вода!

Она покрылась тиной и грязью заросла,

но весел и бесстрашен карасик как всегда.

Он закричал: « о, рыбы! Нет время слезы лить.,

Так можно нашу реку и в море превратить!

Давайте думать, братцы, как реку нам спасти,

Дрожащими хвостами беду не отвести!»

Подплыли рыбы ближе послушать карася,

А после все решили: так больше жить нельзя.

Про наши беды надо вокруг поведать всем?

И может братья звери избавят от проблем.

«Разведчиком я буду»,- карасик заявил,

От тины уклоняясь он к берегу поплыл.

На берег в это время пришла тигрица пить,

Понюхала водицу и в ужасе - вопить

На всю округу стала: «Кто это сотворил?»

Карась её послушал, потом заговорил:

-Тигрица, подскажите, что сделать мы должны,

Чтобы водой речною гордились плывуны?

-Смельчак тебе придется плыть вдоль реки большой,

Найдешь источник грязи - скорей его прикрой!

Поплыл карась отважный, хоть было нелегко,

Бензиновые пятна- не мед, не молоко!

А наверху по берегу, неслась тигрица

И верила: должно, должно все получится.

В небе птицы пели грустную историю

Про эту загрязненную территорию

Карасик очень долго плыл, он утомился,

И чтоб немного отдохнуть, остановился.

Он видит пред собою чудовище речное:

Трехглазое, корявое, огромное такое!

Открывает чудовище зубастую пасть,

Карась понимает, что может пропасть!

Но с берега вдруг закричала тигрица:

-Мутант ты со мною не хочешь сразится?

Чудо - юдо речное тотчас испугалось

И в мутную воду скоренько умчалось.

Бесстрашный карась продолжает движенье-

Вода все грязнее, в ней нет отражения.

«Сумею ли грязи источник найти?»-

Подумал карасик, и вдруг на пути

Чернеющей мути журчащий поток-

Закрыл крепче рот, чтоб не сделать глоток.

Ныряет на дно он и видит трубу…

«Такую нельзя перекрыть одному»,

Решает карасик, всплывает на верх,

А там уж тигрица, зверей собрав всех,

Его поджидает. Громадный валун

Медведь прикатил -дырку им и заткнул.

Последнюю грязь уносило теченье,

Герой возвращался к своим развлеченьям.

Карасики рыбы встречали торжественно, и все наслаждались победой естественно!

Учитель: Какой вывод можно сделать из всего сказанного?

Вывод: Вода необходима для жизни и здоровья каждого человека.

Пусть на Земле не умирают реки,

Пусть стороной обходит их беда,

Пусть чистой остается в них навеки

Студеная и вкусная вода





Используемая литература

1.Казаков О.В. В помощь школьному учителю- М.; Вако 2005

1Лукьянов М.О. Моя первая книга о человеке- Москва. Росмен 2004

3.Энциклопедия для детей. География -Москва.Аванта.2007

4.Новая детская энциклопедия.- Москва.Росмен 2005

5.Эко

http://www.youtube.com/watch?v=0Lzve5_JT-





8




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!