1.Оргмомент 2.Актуализация знаний (беседа на основе имеющихся знаний учащихся по подготовке по определению темы урока, к постановке цели и задач урока) 3.Изучение нового материала Домашнее задание | Друзья, мы сегодня собрались, чтоб обсудить очень важную проблему нашего будущего. Эту проблему мы ощущаем на себе уже сейчас, а в недалеком будущем ее можно будет назвать катастрофой. О чем именно мы будем говорить, вы узнаете, разгадав несложный кроссворд. По горизонтали: 1. Утром бусы засверкали, Всю траву собой заткали. А пошли искать их днем – Ищем, ищем – не найдем. 2. Растет вниз головой. Не летом растет, а зимой. Чуть ее припечет – Заплачет она и умрет. 3. Когда повяли все цветы, Мы прилетели с высоты. Мы, как серебряные пчелки, Уселись на колючей елке. По вертикали: 1. Раскинулся золотой мост На семь сел, на семь верст 3. На дворе горой, А в избе водой. 5. Ни в огне не горит, Ни в воде не тонет. 4. Молоко над речкой плыло, Ничего не видно было. Растворилось молоко – Стало видно далеко. -Что общего между этими словами? Итак, чему посвящен наш урок? Наш урок посвящен воде, а точнее чистой воде и обеспеченности Россией чистыми водами. Он проводится в рамках открытия Международного форума «Чистая вода», который проходит в нашей стране в последних числах ноября. Природа распорядилась так, что все крупнейшие запасы пресной воды сосредоточены в России. Но пользуемся мы, россияне, своими ресурсами расточительно и неэффективно. Основная задача, стоящая перед Россией – сохранить и приумножить природные богатства, разумно распорядиться этим бесценным даром природы. А сейчас давайте посмотрим видеофрагмент о воде «Водные богатства России". Учитель: «Где вода, там и жизнь» и «Земля умирает, если ушла вода» – эти восточные пословицы известны каждому. Сегодня ребята приготовили сообщения о воде Вода – необходимое вещество для человека. На какие цели расходуется вода? Итак, ежегодно Россия использует 62,5 км3воды в шести секторах экономики, которые вы назвали. А сколько воды использует каждый из секторов экономики. Перед вами «Водный пирог» (из слоеного теста, окрашен в синий цвет), разделите его на части. Каждая часть соответствует сектору экономики. Какому сектору экономики вы отдали больший кусок? Какому – меньший? (учитель проверяет правильность выполнения задания) С помощью сжигания топлива или расщепления атома на таких электростанциях вода превращается в пар и крутит турбогенераторы электрического тока. Водяной пар часто охлаждается в больших башнях - градирнях (это широкие приземистые башни электростанций). На каждый киловатт-час вырабатываемой энергии в атмосферу улетучивается около3,5литров пара. (Далее обсуждается проделанная работа: «куски водного пирога», и идет пояснение, на что расходуется вода в каждом секторе экономике) А сколько воды потребляется на душу населения в России? Для этого нужно перевести 62,5 км3 в кубические метры: в 1 км3 - 1 000 000 000 кубометров. Население в России в 2009 г. составило 141 900 000 человек. Разделив Объем воды, потребляемой в России, на численность населения России получаем 440,45 м3 А сколько вы расходуете воды, например моя руки под краном или расходуете воду в туалете? Заполните карточки (учащимся выдается раздаточный материал и идет подсчет расхода воды) Это не вся вода, которая расходуется в течение дня, поэтому дома подсчитайте, сколько воды расходуете на свои нужды за один день. Для этого нужно выбрать один день и начиная с утра записывать все расходы воды в таблицу. И ответьте на вопрос: всегда ли вода расходуется рационально и что нужно сделать, чтобы сократить потребление воды? Твои дела | Расход воды | Мыл руки | | Мыл посуду | | Варил кушать | | Стирал | | Чистил зубы | | Мылся в бане (принимал душ) и др. | | Сообщение ученика Стоит ли остро для нас проблема обеспеченности чистой, пресной водой? Сколько мировых запасов воды сосредоточено в котловине о. Байкал? Сколько - российских? Скажите, почему воды Байкала такие чистые? Я предлагаю вам посмотреть отрывок видеофильма о Байкале Какие меры принимаются для охраны озера? Но на Байкал надвигается беда. Воды Байкала не способны к самоочищению. Экологи выяснили, что причины изменений вызваны деятельностью человека. Какой вклад в дело охраны озера все мы можем внести? Завершая урок, обратим внимание на эпиграф урока. Как ребята вы понимаете эти слова? Составьте план ответа «Мои шаги по сбережению воды» | Разгадывают кроссворд Это все различные состояния воды. Урок будет посвящен воде. Доклад 1 Вода на Земле – самое распространенное вещество. На глобусе видно, что только ¼ поверхности нашей планеты занимает суша, а остальные ¾ - вода. Космонавты, впервые увидевшие Землю из космоса, говорили, что выглядит не как «земной», а скорее водяной (демонстрирует глобус или карту на стене кабинета). Однако пресной воды на Земле относительно немного и поэтому ее необходимо беречь. Представьте себе, что вода исчезла бы из нашей жизни. Появились бы мрачно сияющие глазницы морских и океанических впадин, покрытые толстым слоем соли. Пересохли бы русла рек, замолкли бы родники. Горные породы стали бы разрушаться, поскольку в их состав тоже входит химически связанная вода. Ни кустика, ни единого живого цветочка, ни единого живого существа на Земле бы не осталось бы. Значение воды трудно переоценить. Согласно эволюционной теории, жизнь на Земле зародилась в воде. Живые существа состоят на 2/3 из воды, вода – среда обитания многих растений и животных. Вода необходима для процесса фотосинтеза. Человек используют воду в сельском хозяйстве, в промышленности - как сырье и растворитель. 2 доклад: Вода – одно из самых важных для организма человека веществ.. Леонардо да Винчи назвал воду "Соком жизни на Земле". Действительно, все живое в среднем состоит из этого вещества: человек – на 60%, Тело новорождённого - 86% Тело пожилого человека – 50% медуза - 95%, клетки мозга человека - 85%, кровь - 80%, клетки костной ткани - 20%. Картофель – 77% Огурцы – 99% Человек может прожить без пищи 3 – 4 недели, а без воды лишь несколько дней. Вода служит источником энергии. Она переносит тепло, является прекрасным растворителем. В ней протекает огромное количество различных химических процессов. Писатель Антуан де Сент-Экзюпери так сформулировал мысль о соотношении воды и жизни: "Вода! Ты не просто необходима для жизни, ты и есть сама жизнь.» Ученики составляют диаграмму, используя раздаточный материал и отвечают на вопрос. Результаты работы помещаются на доске. Ученики делят «водный пирог» и распределяют сектора Главную долю в расходе воды в России имеет атомная и тепловая энергетика – 49 %. ЖКХ и сельское хозяйство расходуют по 16% и промышленность – 12 %. Ученики производят расчет с помощью учителя Ответы Доклад 3 Совсем чистой воды в природе нет. Её можно получить только в лаборатории. Такая вода невкусная, в ней нет солей, необходимых живому организму. Морская вода содержит избыток различных солей, поэтому она также не годится и для питья. Потребность человека в воде, которую он употребляет с питьем и пищей, составляет, в зависимости от климатических условий, физиологического состояния и физических нагрузок, 3-6 л в сутки. Чистой воды на Земле становится меньше. Недостаток её уже сейчас остро ощущается во многих странах и регионах. Однако это не потому, что запасы воды истощаются. Над водой нависла угроза загрязнения. Заводы и фабрики, электростанции потребляют большое количество воды и одновременно загрязняют её различными отходами. Со сточными водами предприятий в реки и озера попадает большое количество различных ядовитых веществ. Нет, так как мы живем на берегу крупного водоема, о. Байкал, уникального, пресного, самого чистого и самого глубокого. (20 %) (80 %) Берега озера сложены трудно размываемыми кристаллическими породами, которые дают мало взвесей. В озере живут рачки – «дворники» - эпишура и макрогекттопус. Вода озера способна к очищению. Создаются ООПТ Не загрязнять воды озера и побережье. А так же мы регулярно работаем на экологической тропе: проводим уборку побережья Байкала. Можно также заниматься пропагандой, например, выпускать листовки о правилах поведения на природе. Кто если не мы должны заботиться об охране озера, природы. Охранять природу – значит охранять свою Родину. |