СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие "Знатоки литературы"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Знатоки литературы"»

Внеклассное мероприятие

Интеллектуальная игра « Знатоки литературы».

Цели и задачи: расширять общий кругозор и обогащать речь учащихся; развивать познавательный интерес к литературе, умение логично, грамотно, образно и убедительно говорить; воспитывать культуру речи, любовь к русской литературе, способность работы в команде, чувство коллективизма и сотрудничества, терпимость к различным точкам зрения, уважение к соперникам.

Ход мероприятия

- Сегодня мы вспомним писателей-классиков и их произведения, разыграем маленькие спектакли, а победителем станет тот, кто лучше и быстрее сможет воспользоваться знаниями, полученными на уроках литературы. Надеюсь, что это будет одновременно конкурс эрудиции, находчивости, знаний и хорошего настроения, пусть сегодня на игре царит атмосфера уважения и дружелюбия, а не только дух соперничества. Я желаю вам удачи, правильных и остроумных ответов, которые будет оценивать компетентное жюри в составе: …………………………………………………………………..(представление жюри).

- В конкурсе участвуют команды ………………………………..(представление команд). Начнём наш конкурс с литературной викторины, но сначала прошу поприветствовать зрителей и группу поддержки каждой команды. Кстати, догадайтесь, а кто входит в мою группу поддержки? Конечно же, это писатели, их имена вы сейчас назовёте, ведь наш первый конкурс – литературная викторина, тема которой – биография писателя. За каждый правильный ответ на вопрос команды получают по два балла, в случае затруднения они могут воспользоваться подсказкой – увидеть портрет писателя, но в этом случае ответ будет оценен в 1 балл. Группа поддержки имеет право по ходу игры давать ответ за свою команду, если команда не справляется с заданием. Прошу капитанов подойти для жеребьёвки, чтобы выяснить, кто первым начинает игру, так как я буду поочерёдно задать вопросы командам.

- Многие писатели совмещали литературное творчество с другой деятельностью, и сейчас я проверю, насколько хорошо вы знаете профессии писателей.

Вопросы:

- Кто из писателей был талантливым дипломатом? (А.С.Грибоедов)

- Кто из писателей был реформатором русского языка и литературы и учёным, сказавшим своё слово почти во всех науках? (М.В.Ломоносов)

- Кто из писателей более 30 лет проработал библиотекарем? (И.А.Крылов)

- Кто из писателей был историком, а также реформатором русского языка и ввёл в русский алфавит новую букву? (Н.М.Карамзин) Команда может получить дополнительный балл, если назовёт эту букву. (Ё)

- А сейчас другая команда может получить два балла, если даст ответ на вопрос, кто из писателей был по профессии врачом, и назовёт два самых известных врача русской литературы. (А.П.Чехов, М.А.Булгаков)

- Кто из писателей совмещал литературное творчество с военной службой и, несмотря на желание её оставить, так и не ушёл в отставку? (М.Ю.Лермонтов)

- А кто из писателей, вопреки воле отца, лишившего его материальной помощи, поступил в университет и не стал военным? (Н.А.Некрасов)

-Кто из писателей также пошёл против воли отца, связав свою жизнь с театром, руководил труппой и был знаменит как комический актёр? Чтобы не позорить семью, он взял псевдоним, под которым его запомнил весь мир. (Ж.Б.Мольер). А теперь команда может заработать дополнительный балл, если назовёт настоящую фамилию великого французского комедиографа. (Поклен)

- Кто из писателей тоже был пленён театром, имел талант комического актёра, но так и не смог стать артистом? (Н.В.Гоголь) Теперь вторая команда имеет возможность получить дополнительный балл, если ответит на вопрос, какую роль Гоголь-гимназист, по воспоминаниям его одноклассника, исполнял настолько блестяще, что зрители буквально падали от смеха с кресел на пол. (Роль госпожи Простаковой в комедии «Недоросль»)

- И заключительный вопрос первого конкурса: кто из писателей был лётчиком? (А.Сент-Экзюпери)


А сейчас жюри подведёт итоги конкурса «Биография писателя»


- Да, в каждой деле есть свои секреты, азы, без которых нельзя овладеть профессией, а можно быть всего лишь любителем. Невозможно ярко, метко и образно выразить мысль, не зная основ литературоведения. И задание нашего следующего конкурса «Теория литературы» заставит участников команд мысленно перелистать страницы литературоведческого словаря, чтобы заполнить клетки кроссворда и назвать слово, зашифрованное по вертикали. Капитаны получают кроссворды, а группы поддержки тем временем будут выполнять творческое задание и составят синквейны на тему «Литература».

- Команды передают членам жюри кроссворды, и сейчас смогут себя проверить, а болельщики и группы поддержки могут принести дополнительные очки своим командам, отвечая на вопросы кроссворда.

1.Стихотворное произведение со сказочным, фантастическим или историческим сюжетом. Часто рассказывает о каком-то таинственном или загадочном происшествии. (Баллада)

2. Художественное направление в литературе и искусстве, провозгласившее образцом античную культуру, для него характерны высокая гражданская тематика и строгое соблюдение определённых творческих норм и правил. (Классицизм)

3. Небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной, аллегорической форме, часто близок к басне. (Притча)

4. Утончённая жанровая форма лирики – стихотворение, состоящее из 14 строк. (Сонет)

5. Двусложный размер стиха с ударением на 1 слог. (Хорей)

6. Слово в переносном значении. (Метафора)

7. Перенесение признаков живого существа на неодушевлённый предмет. (Олицетворение)

8. Жанровая форма японской поэзии, состоящая из 3 строк. (хокку)

9. Сложная жанровая форма восточной поэзии – философско-лирическое четверостишие, в котором рифмуются 3 или все 4 строки.(Рубаи)

10. Драматическое произведение, изображающее исключительно острые жизненные конфликты и чаще всего завершающееся гибелью героя. (Трагедия)

- Итак, слово, зашифрованное в кроссворде, - ЛИТЕРАТУРА. Давайте расскажем о литературе и её роли в жизни человека, подражая японским поэтам. Сейчас соперники поочерёдно прочитают составленные ими синквейны:

(Например:

Литература

Русская, классическая

Увлекает, учит, воспитывает

Развивает в человеке чувство прекрасного

Искусство


Литература

Реалистическая, фантастическая

Поддерживает, забавляет, даёт знания

Заставляет задуматься над смыслом жизни

Творчество)

- А сейчас слово жюри.

- Литература – это искусство слова, и она тесно связана с другими видами искусства, в первую очередь с музыкой и живописью, создающими художественные образы при помощи звуков и красок. Немало произведений художников и композиторов навеяно книгами, покорившими их сердца. И задание нашего следующего конкурса «Художники кисти и пера» – назвать литературные произведения, созвучные полотнам, репродукции которых я предлагаю вашему вниманию.

Как называется эта картина Карла Брюллова? («Гадающая Светлана») Какое литературное произведение вдохновило художника на создание этого произведения? (Баллада В.Жуковского «Светлана»)

Как называется эта картина Василия Перова? («Суд Пугачёва») С каким литературным произведением она перекликается? (А.Пушкин «Капитанская дочка»)

Перед вами репродукция картины Константина Маковского. Кто знает её название? («Тамара и демон») Какое литературное произведение мы вспоминаем, глядя на это полотно? (М.Лермонтов «Демон») Кто автор ещё одной очень известной картины, главный герой которой – Демон? (М.А.Врубель – слайд 19).

Картина Ореста Кипренского имеет такое же название, как и литературное произведение, с которым она связана, назовите их. (Карамзин «Бедная Лиза»)

Скорбная картина В.Перова «Проводы покойника» перекликается по своей тематике с очень известным произведение. Каким? (Н.Некрасов «Мороз, Красный Нос»)

Очень известна картина, написанная в соавторстве двумя художниками: И.Репиным и И.Айвазовским, как она называется? («Прощание Пушкина с морем») Какое литературное произведение передаёт чувства поэта, прощающегося с морем? (А.Пушкин «К морю»), часто оба произведения называют первой строкой этого стихотворения, прочитайте её («Прощай, свободная стихия! В последний раз передо мной ты катишь волны голубые и блещешь гордою красой…»)

Поэтической строкой назвал и свою картину известный русский художник-пейзажист Иван Шишкин. Как называется это полотно и кто автор одноимённого стихотворения? («На севере диком» М.Лермонтов)

Давайте закончим этот конкурс на оптимистичной ноте и полюбуемся одной из самых лучших картин И.Репина, полной искромётного веселья и юмора. Как она называется? («Запорожцы пишут письмо турецкому султану») Многие утверждают, что на ней изображён известный литературный герой. Назовите его. (Тарас Бульба из повести Н.Гоголя)

(Ответы команд, оценка жюри)

- Жюри закончило подведение итогов, и мы переходим к следующему конкурсу, который называется «Литературный калейдоскоп» . Вам предлагаются названия произведений, команды должны будут назвать их жанры, а группы поддержки – авторов .

- Время истекло, прошу сдать задания жюри. Давайте проверим правильность ваших ответов (по щелчку: произведения и их жанры, произведения и их авторы)


Произведения

Жанры

Авторы

«НЕДОРОСЛЬ»

КОМЕДИЯ

Д.И.ФОНВИЗИН

«МЦЫРИ»

ПОЭМА

М.Ю.ЛЕРМОНТОВ

«ТАРАС БУЛЬБА»

ПОВЕСТЬ

Н.В.ГОГОЛЬ

«СВЕТЛАНА»

БАЛЛАДА

В.А.ЖУКОВСКИЙ

«ПОСЛЕ БАЛА»

РАССКАЗ

Л.Н.ТОЛСТОЙ

«ВОЛК И ЯГНЁНОК»

БАСНЯ

И.А.КРЫЛОВ

«БЕСПРИДАННИЦА»

ДРАМА

А.Н.ОСТРОВСКИЙ

«ГАМЛЕТ»

ТРАГЕДИЯ

В.ШЕКСПИР

«ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»

РОМАН В СТИХАХ

А.С.ПУШКИН

- Слово предоставляется жюри



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!