СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное занятие "Познай себя"

Нажмите, чтобы узнать подробности

материал для психолога, соцпедагога и классных руководителей

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное занятие "Познай себя"»

Аникина Е.В. Филиал МБОУ «Юсьвинская СОШ» «Доеговская ООШ»

Аникина Е.В.

Филиал МБОУ «Юсьвинская СОШ» «Доеговская ООШ»

 Жизнь имеет в точности ту ценность, которой мы хотим ее наделить  Бергман И. В каждом человеке есть солнце, только дай ему светить. Человек не должен спрашивать, в чем смысл его жизни, но скорее должен осознать, что он сам и есть тот, к кому обращен вопрос  Франкл В. В жизни нет иного смысла, кроме того, какой человек сам придает ей, раскрывая свои силы, живя плодотворно  Фромм Э.

Жизнь имеет в точности ту ценность, которой мы хотим ее наделить

Бергман И.

  • В каждом человеке есть солнце, только дай ему светить.
  • Человек не должен спрашивать, в чем смысл его жизни, но скорее должен осознать, что он сам и есть тот, к кому обращен вопрос

Франкл В.

  • В жизни нет иного смысла, кроме того, какой человек сам придает ей, раскрывая свои силы, живя плодотворно

Фромм Э.

Важно не то, кем тебя считают,   а кто ты на самом деле.                                                                                 Публий Сир. Не всегда первое впечатление бывает верным. Чтобы понять человека, нужно поближе познакомиться с ним, получше узнать его, увидеть его в разных жизненных ситуациях.  А. Экзюпери Умный человек не тот, кто много знает, а кто знает самого себя. И.В. Гете Познай себя, и ты познаешь мир!  Софокл

Важно не то, кем тебя считают,   а кто ты на самом деле.

                                                                                Публий Сир.

Не всегда первое впечатление бывает верным. Чтобы понять человека, нужно поближе познакомиться с ним, получше узнать его, увидеть его в разных жизненных ситуациях.

А. Экзюпери

Умный человек не тот, кто много знает, а кто знает самого себя. И.В. Гете

Познай себя, и ты познаешь мир!

Софокл

стихотворение Парции Нельсон:

стихотворение Парции Нельсон:

 стихотворение В. Лунина «Семь я».

стихотворение В. Лунина «Семь я».

Притча Рабби Зуси решил изменить мир. Но мир – такой большой, а Зуси – такой маленький. Тогда Зуси решил изменить свой город. Но город – такой большой, а Зуси – такой маленький. Тогда он решил изменить свою семью. Но семья у Зуси такая большая, одних детей десяток. Так Зуси добрался до единственного, кого он в силах изменить, будучи таким маленьким, - самого себя.

Притча

Рабби Зуси решил изменить мир.

Но мир – такой большой, а Зуси – такой маленький. Тогда Зуси решил изменить свой город.

Но город – такой большой, а Зуси – такой маленький. Тогда он решил изменить свою семью. Но семья у Зуси такая большая, одних детей десяток.

Так Зуси добрался до единственного, кого он в силах изменить, будучи таким маленьким, - самого себя.

Самооценка – это мнение человека о самом себе, сформировавшаяся в результате сравнения себя с другими людьми.

Самооценка – это мнение человека о самом себе, сформировавшаяся в результате сравнения себя с другими людьми.

Опросник

Опросник

Ключ к тестовому заданию Когда табличка будет заполнена ответами, ученики должны произвести подсчет баллов. Подсчет баллов производится по схеме: - «очень часто» - 4 балла;- «часто» - 3;- «редко» - 2;- «никогда» - 0. 0-25 баллов  свидетельствуют о высоком уровне самооценки, при котором человек, как правило, уверен в себе, правильно реагирует на замечания других и редко сомневается в необходимости своих действий. 26-45 баллов  - показатель среднего уровня самооценки, человек редко страдает комплексом неполноценности, лишь время от времени старается подстроиться под мнение других людей. 46-128 баллов  - уровень самооценки низкий, человек болезненно переносит критические замечания, не уверен в себе. Важное замечание! Не стоит расстраиваться из-за результатов. Во-первых, они могут меняться. Во-вторых, всегда лучше узнать свои уязвимые места и начать работать над собой. А у человеческой психики есть одна особенность: человек всегда становится таким, каким он хочет себя видеть.

Ключ к тестовому заданию

  • Когда табличка будет заполнена ответами, ученики должны произвести подсчет баллов. Подсчет баллов производится по схеме:
  • - «очень часто» - 4 балла;- «часто» - 3;- «редко» - 2;- «никогда» - 0.

0-25 баллов  свидетельствуют о высоком уровне самооценки, при котором человек, как правило, уверен в себе, правильно реагирует на замечания других и редко сомневается в необходимости своих действий.

26-45 баллов  - показатель среднего уровня самооценки, человек редко страдает комплексом неполноценности, лишь время от времени старается подстроиться под мнение других людей.

46-128 баллов  - уровень самооценки низкий, человек болезненно переносит критические замечания, не уверен в себе.

Важное замечание! Не стоит расстраиваться из-за результатов. Во-первых, они могут меняться. Во-вторых, всегда лучше узнать свои уязвимые места и начать работать над собой. А у человеческой психики есть одна особенность: человек всегда становится таким, каким он хочет себя видеть.

 Тест «Каков уровень вашей самооценки».   . Отвечая на вопросы, указывайте, как часты для вас перечисленные ниже состояния по такой шкале: Очень часто – 4 балла Часто – 3 балла Иногда – 2 балла Редко – 1 балл Никогда – 0 баллов Я часто волнуюсь понапрасну. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня. Я боюсь выглядеть глупцом. Я беспокоюсь за свое будущее. Внешний вид других куда лучше, чем мой. Как жаль, что многие не понимают меня. Чувствую, что я не умею как следует разговаривать с людьми. Люди ждут от меня очень многого. Чувствую себя скованным. Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность. Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне. Я чувствую, что люди говорят про меня за моей спиной. Я не чувствую себя в безопасности. Мне не с кем поделиться своими мыслями. Люди не особенно интересуются моими достижениями.

Тест «Каков уровень вашей самооценки».

. Отвечая на вопросы, указывайте, как часты для вас перечисленные ниже состояния по такой шкале:

Очень часто – 4

балла Часто – 3 балла

Иногда – 2 балла

Редко – 1 балл

Никогда – 0 баллов

  • Я часто волнуюсь понапрасну.
  • Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.
  • Я боюсь выглядеть глупцом.
  • Я беспокоюсь за свое будущее.
  • Внешний вид других куда лучше, чем мой.
  • Как жаль, что многие не понимают меня.
  • Чувствую, что я не умею как следует разговаривать с людьми.
  • Люди ждут от меня очень многого.
  • Чувствую себя скованным.
  • Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.
  • Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне.
  • Я чувствую, что люди говорят про меня за моей спиной.
  • Я не чувствую себя в безопасности.
  • Мне не с кем поделиться своими мыслями.
  • Люди не особенно интересуются моими достижениями.
    Обработка результатов.   Чтобы определить уровень своей самооценки, нужно сложить все баллы по утверждениям. Если меньше 10, вам надо избавляться от чувства превосходства над окружающими, зазнайства, хвастовства. Возьмите за правило принцип: всякая конфликтная ситуация возникла из искры, которую вы высекли сами или помогли разжечь. Если сумма превышает 30 баллов, то вы себя недооцениваете. Набранное количество баллов от10 до 30 свидетельствует о психологической зрелости, которая проявляется прежде всего в адекватности самоотражения, т.е. реалистической оценке своих сил, возможностей, внешности. Вам по плечу серьёзные дела. Дерзайте! Ничего страшного, если результаты теста  показали низкий уровень самооценки. Ее можно повысить, если следовать правилам, которые напечатаны на листках (распечатки у каждого ученика). Сравним результаты с «Моим портретом».

Обработка результатов.

Чтобы определить уровень своей самооценки, нужно сложить все баллы по утверждениям.

Если меньше 10, вам надо избавляться от чувства превосходства над окружающими, зазнайства, хвастовства. Возьмите за правило принцип: всякая конфликтная ситуация возникла из искры, которую вы высекли сами или помогли разжечь.

Если сумма превышает 30 баллов, то вы себя недооцениваете.

Набранное количество баллов от10 до 30 свидетельствует о психологической зрелости, которая проявляется прежде всего в адекватности самоотражения, т.е. реалистической оценке своих сил, возможностей, внешности. Вам по плечу серьёзные дела. Дерзайте!

Ничего страшного, если результаты теста  показали низкий уровень самооценки. Ее можно повысить, если следовать правилам, которые напечатаны на листках (распечатки у каждого ученика).

Сравним результаты с «Моим портретом».

Упражнение «Создание автопортретов». А теперь я приглашаю вас в фотоателье, для начала предлагаю вам провести обсуждение и дать ответ на вопрос «Какого человека можно назвать уникальным?».     Каждый человек уникален, неповторим. Слово «уникальный» означает «единственный, неповторимый». Я хочу, чтобы каждый из вас задумался о своей уникальности. Для этого предлагаю вам создать автопортрет, в который вы включите все, что вам дорого, чем вы увлекаетесь. На работу вам дается 5 минут. К вашему распоряжению лист бумаги, вырезки из журналов, различные картинки, клей, фломастеры и карандаши. Это может быть и абстрактная композиция или изображение внешности. У вас получились уникальные автопортреты. На обратной стороне листа напишите несколько предложений, начиная  со слова «Я». Опишите характер, внешность, увлечения, внутренний мир, за что вы себя уважаете, что хотите исправить в себе (3-5 минут на работу). Кто хочет представить  себя всей группе? (зачитываются несколько работ)

Упражнение «Создание автопортретов».

А теперь я приглашаю вас в фотоателье, для начала предлагаю вам провести обсуждение и дать ответ на вопрос «Какого человека можно назвать уникальным?».

 

  •   Каждый человек уникален, неповторим. Слово «уникальный» означает «единственный, неповторимый». Я хочу, чтобы каждый из вас задумался о своей уникальности. Для этого предлагаю вам создать автопортрет, в который вы включите все, что вам дорого, чем вы увлекаетесь. На работу вам дается 5 минут. К вашему распоряжению лист бумаги, вырезки из журналов, различные картинки, клей, фломастеры и карандаши. Это может быть и абстрактная композиция или изображение внешности.
  • У вас получились уникальные автопортреты. На обратной стороне листа напишите несколько предложений, начиная  со слова «Я». Опишите характер, внешность, увлечения, внутренний мир, за что вы себя уважаете, что хотите исправить в себе (3-5 минут на работу). Кто хочет представить  себя всей группе? (зачитываются несколько работ)
Притча ручеек и река ( о единстве и жизни):  Бежал по лесу ручеек, сам собою любовался: ловкий, проворный, быстрый, чистый и прозрачный!  Ни с каким другим ручейком не хотел сливаться, считал себя сильным и сам хотел бежать по лесу. Вдруг выбежал в поле, а там ослабел, силенок не хватило, растекся и пропал.  Кое-как, по каким-то подземным ходам, весь грязный, добрался он до реки и начал ей жаловаться:  - Если бы не это противное поле, то я бы и сам давно стал рекой!  Услышав это, река всплеснула волнами:  - Эх, ты, глупый ручеек! Поле совсем не виновато в том, что ты растекся, ушел в землю и стал таким грязным! У того, кто отталкивает других, стать рекой — сил не хватит.

Притча ручеек и река ( о единстве и жизни): Бежал по лесу ручеек, сам собою любовался: ловкий, проворный, быстрый, чистый и прозрачный! Ни с каким другим ручейком не хотел сливаться, считал себя сильным и сам хотел бежать по лесу. Вдруг выбежал в поле, а там ослабел, силенок не хватило, растекся и пропал. Кое-как, по каким-то подземным ходам, весь грязный, добрался он до реки и начал ей жаловаться: - Если бы не это противное поле, то я бы и сам давно стал рекой! Услышав это, река всплеснула волнами: - Эх, ты, глупый ручеек! Поле совсем не виновато в том, что ты растекся, ушел в землю и стал таким грязным! У того, кто отталкивает других, стать рекой — сил не хватит.

15 шагов на пути к повышению своей самооценке:    1) Признайтесь себе в своих сильных и слабых сторонах и сформулируйте свои цели. 2) Проанализируйте свои жизненные планы и  оцените их с точки зрения сегодняшнего дня. 3) Всегда помните о былых успехах, пусть даже самых маленьких. 4) Чувство вины  и стыда не помогает добиться успеха. 5) Критикуйте себя, но при этом ищите в этой критике положительные аспекты. 6) Смотрите на себя и других реальными глазами. 7) Не позволяйте другим людям критиковать вас как личность. 8) Никогда не говорите о себе плохо, это разрушает человека. 9) Помните, иногда поражение – это удача. 10) Если рядом с другими людьми вы чувствуете собственную неполноценность, не тратьте время на этих людей. 11) Позволяйте себе общаться с собой наедине. 12) Будьте открытыми для общения с людьми. 13) Старайтесь хвалить себя за успешные дела раньше, чем вас будут хвалить другие люди. 14) Помните! Вы не сами по себе! 15) Вы воплощение надежд других людей и поэтому должны бороться с любыми препятствиями на своем пути.

15 шагов на пути к повышению своей самооценке:

1) Признайтесь себе в своих сильных и слабых сторонах и сформулируйте свои цели.

  • 2) Проанализируйте свои жизненные планы и  оцените их с точки зрения сегодняшнего дня.
  • 3) Всегда помните о былых успехах, пусть даже самых маленьких.
  • 4) Чувство вины  и стыда не помогает добиться успеха.
  • 5) Критикуйте себя, но при этом ищите в этой критике положительные аспекты.
  • 6) Смотрите на себя и других реальными глазами.
  • 7) Не позволяйте другим людям критиковать вас как личность.
  • 8) Никогда не говорите о себе плохо, это разрушает человека.
  • 9) Помните, иногда поражение – это удача.
  • 10) Если рядом с другими людьми вы чувствуете собственную неполноценность, не тратьте время на этих людей.
  • 11) Позволяйте себе общаться с собой наедине.
  • 12) Будьте открытыми для общения с людьми.
  • 13) Старайтесь хвалить себя за успешные дела раньше, чем вас будут хвалить другие люди.
  • 14) Помните! Вы не сами по себе!
  • 15) Вы воплощение надежд других людей и поэтому должны бороться с любыми препятствиями на своем пути.
Тест «Это я» Постарайтесь быстро и четко ответить на вопросы: Вопрос №1: загадайте любое животное (кроме кошки и собаки). Запишите три определения, которые описывают ваше отношение к нему. Вопрос № 2: загадайте любимый цвет. Запишите три определения, которые описывают ваше отношение к этому цвету. Вопрос № 3:закройте глаза и представьте море или океан. Запишите три определения, которые описывают ваши чувства.   Объяснение теста Ответ на вопрос №1 описывает отношение окружающих к вам; Ответ на вопрос №2 описывает ваше собственное отношение к себе; Ответ на вопрос №3 описывает ваше отношение к жизни. Скажите, о чем вы узнали, пройдя этот тест? Узнали   о своем отношении к себе, к окружающим, к жизни. Прошу не принимать результаты теста близко к сердцу. Но если вы узнали что-то новое для себя, то я рада за вас.  

Тест «Это я»

Постарайтесь быстро и четко ответить на вопросы:

  • Вопрос №1: загадайте любое животное (кроме кошки и собаки).
  • Запишите три определения, которые описывают ваше отношение к нему.
  • Вопрос № 2: загадайте любимый цвет. Запишите три определения, которые описывают ваше отношение к этому цвету.
  • Вопрос № 3:закройте глаза и представьте море или океан. Запишите три определения, которые описывают ваши чувства.

 

Объяснение теста

  • Ответ на вопрос №1 описывает отношение окружающих к вам;
  • Ответ на вопрос №2 описывает ваше собственное отношение к себе;
  • Ответ на вопрос №3 описывает ваше отношение к жизни.

Скажите, о чем вы узнали, пройдя этот тест? Узнали   о своем отношении к себе, к окружающим, к жизни. Прошу не принимать результаты теста близко к сердцу. Но если вы узнали что-то новое для себя, то я рада за вас.

 

Упражнение «Имя-прилагательное»   Выполните следующее упражнение, быстро напишите семь прилагательных  начинающихся на первую букву вашего имени. Вычеркните из списка те, которые вам не нравятся. Слова, которые вы оставили - будут вас характеризовать, с точки зрения вашего мнения о себе.

Упражнение «Имя-прилагательное»

  • Выполните следующее упражнение, быстро напишите семь прилагательных  начинающихся на первую букву вашего имени. Вычеркните из списка те, которые вам не нравятся. Слова, которые вы оставили - будут вас характеризовать, с точки зрения вашего мнения о себе.
Нарисуйте 8 кругов. Посмотрите на круги и определите, где вы? Поставьте в выбранном кружочке галочку. Нарисуйте два ряда кружков. В каждом ряду семь кружков. Вы живёте с папой и мамой? Напишите внутри первого круга (он специально закрашен), предположим, «мама». Или «папа». Если в первом «мама», то вписывай «папа» в кружок снизу. Внимательно посмотрите на ряд кружков и определите, где находитесь вы. Сначала в первом ряду потом во втором. Вставьте галочки.
  • Нарисуйте 8 кругов. Посмотрите на круги и определите, где вы?

Поставьте в выбранном кружочке галочку.

  • Нарисуйте два ряда кружков. В каждом ряду семь кружков. Вы живёте с папой и мамой? Напишите внутри первого круга (он специально закрашен), предположим, «мама». Или «папа». Если в первом «мама», то вписывай «папа» в кружок снизу.

Внимательно посмотрите на ряд кружков и определите, где находитесь вы. Сначала в первом ряду потом во втором. Вставьте галочки.

 Вокруг каждого из вас можно выделить три группы людей, родителей, учителей, друзья. Перед вами три кружка. Напишите, где кто находится. И точкой обозначьте, где находитесь вы.

Вокруг каждого из вас можно выделить три группы людей, родителей, учителей, друзья. Перед вами три кружка. Напишите, где кто находится. И точкой обозначьте, где находитесь вы.

Перед вами пять фигур - квадрат, треугольник, прямоугольник, круг и зигзаг. Выберите из них ту фигуру, в отношении которой можете сказать: «Это - я!» - ту, что понравилась больше всего. Затем выберите ту, что не нравится.

  • Квадрат. Привет, отличники и хорошисты! Вы человек организованный и трудолюбивый, дома на вашем письменном столе всегда порядок. Карандаши в пенале остро отточены, ручки всех цветов радуги. Но иногда и вы даёте промашку. Слишком увлекшись мелочами, совершаете большие ошибки. Вы упрямо идёте к своей цели. Рубль у вас попросить взаймы тяжело. Не дадите. Учиться вы любите. Из таких людей, как вы, получаются хорошие бизнесмены и учителя.
  • Треугольник. Вы заводила. Во снах такие девчонки, как вы, видят себя великой актрисой, а мальчики Наполеоном. Вам нравится быть в центре внимания. Вы любите соревноваться и побеждать, но принцип «главное не финиш, а участие» - не для вас. Вам важна победа!
  • Круг. Вы легко сходитесь с людьми. Приблизительно так же, как Колобок. Отправившись путешествовать из домика бабушки и дедушки, он слёту определил, что ни заяц, ни волк ему не помеха. Ну, а с лисой ошибочка вышла. А кто в наше время не ошибается? Вы с удовольствием встречаетесь с новыми людьми. Любимое занятие на уроке – изучать реакцию учителя на тот или иной раздражитель. На сопение Сидорова, на хлопающую форточку, на перешёптывающихся Петрову и Иванову, на скрипучие ботинки Борисова. Вы умеете сделать так, чтобы людям вокруг вас было хорошо. Ваша стихия – литература и история.
  • Прямоугольник. Вы всё подвергаете сомнению. Где сомнение – там желание во всём разобраться, а значит, вы любознательны и смелы. Пока не узнаете, что там шуршит в тёмном углу, не успокоитесь. Вы легко решаете сложные задачи – вам интересен сам процесс решения.
  • Зигзаг. Такую сложную форму выбирают обычно существа творческие. Зигзаг необычен, выделяется из общего ряда, агрессивен (поэтому его же могут выбрать отъявленные хулиганы). Вы редко когда на уроках отвечаете заученными фразами. Ответ сам рождается в вашей голове, поэтому вы любите литературу, где можно порассуждать и поспорить. Вы интересный собеседник.
 «Базовые навыки конкурентоспособного ЧЕЛОВЕКА» Способность определять жизненные ценности и приоритеты. Способность планировать результаты предполагаемых действий в определенных ситуациях. Способность к осуществлению запланированных действий. Способность оценить себя и достигнутое. Способность сотрудничать с другими при достижении своих целей. Способность к созиданию, творчеству.  В целом эти способности можно свести к четырем «Д»: думать; действовать; добиваться; дружить. думать; действовать; добиваться; дружить.

«Базовые навыки конкурентоспособного ЧЕЛОВЕКА»

  • Способность определять жизненные ценности и приоритеты.
  • Способность планировать результаты предполагаемых действий в определенных ситуациях.
  • Способность к осуществлению запланированных действий.
  • Способность оценить себя и достигнутое.
  • Способность сотрудничать с другими при достижении своих целей.
  • Способность к созиданию, творчеству.

В целом эти способности можно свести к четырем «Д»:

думать;

действовать;

добиваться;

дружить.

  • думать; действовать; добиваться; дружить.
Тест «Распределение внимания»  Классный руководитель читает небольшой текст или отдельные предложения. Чтение сопровождается негромким постукиванием карандашом по столу. Учащиеся должны запомнить текст и подсчитать число ударов. Анализ : составляется протокол, в котором фиксируются результаты  (правильность воспроизведения текста и сосчитанное испытуемым количество ударов).   ФИО испытуемого Количество слов в зачитанном тексте и количество ударов реально сделанных Текст Количество правильно воспроизведенных слов и подсчитанное количество ударов   Удары карандаша        

Тест «Распределение внимания»

Классный руководитель читает небольшой текст или отдельные предложения. Чтение сопровождается негромким постукиванием карандашом по столу. Учащиеся должны запомнить текст и подсчитать число ударов.

Анализ : составляется протокол, в котором фиксируются результаты

(правильность воспроизведения текста и сосчитанное испытуемым количество ударов).

 

ФИО испытуемого

Количество слов в зачитанном тексте и количество ударов реально сделанных

Текст

Количество правильно воспроизведенных слов и подсчитанное количество ударов

 

Удары карандаша

 

 

 

 

Тест «Словесная беглость и гибкость»  В течение трех минут написать как можно больше слов, в которых есть заданная буква, например, «с».  Анализ : учитывается количество слов и местоположение буквы «с». Если испытуемый использовал букву «с» только в начале слова, это говорит о недостаточности творческого мышления. Тест «Объём внимания»  Учащимся предлагается плакат, где написано 10 разных букв. Например, А, В, Ж, Р, Г, Т, П, К, Ю, Б. Плакат демонстрируется 1 – 2 сек. После демонстрации запомнившиеся буквы предлагается записать. Анализ : подсчитывается количество букв, которые запомнил учащийся. Это и есть объём его внимания (10 букв– 100%, 9 букв – 90%, 8 букв – 80% и т.д.)
  • Тест «Словесная беглость и гибкость»

В течение трех минут написать как можно больше слов, в которых есть заданная буква, например, «с».

Анализ : учитывается количество слов и местоположение буквы «с». Если испытуемый использовал букву «с» только в начале слова, это говорит о недостаточности творческого мышления.

  • Тест «Объём внимания»

Учащимся предлагается плакат, где написано 10 разных букв. Например, А, В, Ж, Р, Г, Т, П, К, Ю, Б. Плакат демонстрируется 1 – 2 сек. После демонстрации запомнившиеся буквы предлагается записать.

Анализ : подсчитывается количество букв, которые запомнил учащийся. Это и есть объём его внимания (10 букв– 100%, 9 букв – 90%, 8 букв – 80% и т.д.)

план самообразования  Л.Н.Толстого в 16 лет. Изучить курс юридических наук, нужный для окончательного экзамена в университете. Изучить практическую медицину и часть теоретической. Изучить языки: французский, английский, русский, итальянский, немецкий, латинский. Изучить сельское хозяйство как практически, так и теоретически. Изучить историю, географию, статистику. Изучить математику, гуманитарный курс. Написать диссертацию. Достигнуть средней ступени совершенства в музыке, живописи. Написать правила для домашнего поведения. Получить некоторые знания в естественных науках. Составить сочинения из тех предметов, которые буду изучать. Преодолеть вялость, инертность, пассивность путем развития воли. Решительно избавиться от бесхарактерности, раздражительности и лени. Постоянно анализировать и оценивать свои действия и поступки. Добиться высокого качества выполняемой работы.

план самообразования Л.Н.Толстого в 16 лет.

  • Изучить курс юридических наук, нужный для окончательного экзамена в университете.
  • Изучить практическую медицину и часть теоретической.
  • Изучить языки: французский, английский, русский, итальянский, немецкий, латинский.
  • Изучить сельское хозяйство как практически, так и теоретически.
  • Изучить историю, географию, статистику.
  • Изучить математику, гуманитарный курс.
  • Написать диссертацию.
  • Достигнуть средней ступени совершенства в музыке, живописи.
  • Написать правила для домашнего поведения.
  • Получить некоторые знания в естественных науках.
  • Составить сочинения из тех предметов, которые буду изучать.
  • Преодолеть вялость, инертность, пассивность путем развития воли.
  • Решительно избавиться от бесхарактерности, раздражительности и лени.
  • Постоянно анализировать и оценивать свои действия и поступки.
  • Добиться высокого качества выполняемой работы.

Притча   Один человек непременно хотел стать учеником истинного Мастера и, решив проверить правильность своего выбора, задал Мастеру такой вопрос:  — Можешь ли ты объяснить мне, в чем цель жизни?  — Не могу, — последовал ответ.  — Тогда хотя бы скажи — в чем ее смысл?  — Не могу.  — А можешь ли ты сказать что-нибудь о природе смерти и о жизни по  ту сторону ?  — Не могу.  Разочарованный посетитель удалился. Ученики были в замешательстве: как мог их Мастер предстать в таком неприглядном свете?  Мастер успокоил их, сказав:  — Какая польза от того, что знаешь цель и смысл жизни, если ты никогда не ощущал ее вкус? Лучше есть пирог, чем рассуждать о нем.

Притча

Один человек непременно хотел стать учеником истинного Мастера и, решив проверить правильность своего выбора, задал Мастеру такой вопрос: — Можешь ли ты объяснить мне, в чем цель жизни? — Не могу, — последовал ответ. — Тогда хотя бы скажи — в чем ее смысл? — Не могу. — А можешь ли ты сказать что-нибудь о природе смерти и о жизни по  ту сторону ? — Не могу. Разочарованный посетитель удалился. Ученики были в замешательстве: как мог их Мастер предстать в таком неприглядном свете? Мастер успокоил их, сказав: — Какая польза от того, что знаешь цель и смысл жизни, если ты никогда не ощущал ее вкус? Лучше есть пирог, чем рассуждать о нем.

Спасибо за  внимание!

Спасибо за внимание!