Внешность обманчива (подготовка к сочинению 9.3
по рассказу И.Шмелёва «Мой Марс»)
Урок русского языка, 9 класс
Цели: выявление умения учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы;
Подготовить учащихся к сдаче ОГЭ, написанию сочинения-рассуждения 9.3, знать структуру текстов и уметь написать текст по выбранной теме.
Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.
Организационные формы: беседа, групповая работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа.
Личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, осознание необходимости подготовки к ОГЭ.
Регулятивные УУД: формулирование темы урока, цели, соотнесение цели и результатов своей деятельности.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с другими участниками группы, умение строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле, осуществление речевого самоконтроля в учебной деятельности и повседневной практике.
Познавательные УУД: знание определения изученных терминов, умение работать с текстом, анализировать, выстраивать последовательность, систематизировать, извлекать информацию из источников, представленных в разных формах (текст, образец) и преобразовывать её из одной формы в другую (составлять схему), анализировать, строить рассуждения, делать выводы, уметь находить ответы на вопросы, используя свои знания
Тип урока. Урок развития речи
1.Объявление темы – сочинение-рассуждение – 1 минута
2. Определение целей работы
Что нам необходимо уметь, чтобы написать сочинение-рассуждение?
3.Определение темы сочинения-рассуждения (5-7 минут)
Вызов:
Какое название можно было бы подобрать к этим картинкам?
Прослушайте стихотворение, какая фраза из него могла бы стать подписью к этим картинкам? (Читают ученики)
Яркий окрас у змеи ядовитой,
Лебедь-красавец сварлив и драчлив.
Внешность обманчива, тем не завидуй,
Кто только внешне собою красив.
Есть красота в скромной белой берёзе,
Птицы невзрачной прекрасен полёт.
В нежном цветке смерти нет и угрозы,
Жизнь так красива, когда расцветёт.
И всё по-своему в мире прекрасно,
Нужно увидеть лишь ту красоту.
Яркое, может быть очень опасно,
Если в себе таит зла пустоту.
Часто пройдя красоты не заметим,
В том что обычно, что рядом — вокруг!
Много красивых и ярких на свете,
Но всё ж не всякий красивый, нам друг.
Внешность не всё и по ней не судите.
Яркое может собой обмануть.
Просто в глаза вы людям взгляните,
Чтоб иногда, в них навек утонуть"...
Юрий Марковцев
Тема сочинения-рассуждения «Внешность обманчива».
Вы помните, что на экзамене вы составляете сочинение на основе предложенного текста. Сегодня мы обратимся к отрывку из рассказа Ивана Сергеевича Шмелёва «Мой Марс»,который совпадает по тематике с услышанным стихотворением.
Иван Александрович Ильин крупный философ и художественный критик так сказал о творчестве автора: «Шмелев всегда стоял вне всяких литературных «течений», «направлений» и «школ». Он сам – и направление и школа…в произведениях Шмелева дело идет не более и не менее как о человеческой судьбе, о жизни и смерти, о последних основах и тайнах земного бытия, о священных предметах; притом – не о судьбе других людей или описываемых персонажей, а о собственной судьбе самого читателя…»
4. Работа с текстом (10 минут)
1. Взгляните на ананас! Какой шишковатый и толстокожий! А под бугроватой корой его прячется душистая золотистая мякоть. А гранат! Его кожура крепка, как подошва, как старая усохшая резина. А внутри притаились крупные розовые слезы, эти мягкие хрусталики – его сочные зерна.
Вот на окне скромно прижался в уголок неуклюжий кактус, колючий, толстокожий. Стоит ненужный и угрюмый, как еж.
И сколько лет стоит так, ненужный. И вдруг ночью, на восходе солнца, вспыхивает в нем огненная звезда, огромная, нежная, как исполинский цветок золотой розы.
2. Улыбнулся угрюмый еж и улыбнулся-то на какой-нибудь час.
И долго помнится эта поражающая улыбка. Эти суровые покрышки, угрюмые лица, нахмуренные брови!
Вот угрюмый господин сидит на бульваре, читает газету и через пенсне строго поглядывает на вас.
По виду-то уж очень суров. А я могу вас уверить, что это величайший добряк, и на бульвар-то заходит, чтобы поглядеть на детишек, послушать их нежные голоски.
3. А вот деловой человек. Он только что сидел в своей лавке и, забыв все, выстукивал на счетах и выводил в толстой книге цифры и цифры. И, кажется, нет для него ничего, кроме его цифр и барышей.
Кажется… А попробуйте заглянуть в него хорошенько. Да незачем и заглядывать. Придет такой случай, что он и сам раскроется, как угрюмый кактус, и выглянет из него то, что, казалось, совсем задавили в нем его толстые книги и цифры.
Какова тема текста?
Разница между внешним и внутренним содержанием.
С помощью каких средств показана эта разница?
С помощью средств художественной выразительности.
Для чего авторы используют в своих текстах тропы?
Чтобы сделать образ более зрительным.
Одно и то же понятие, явление мы можем передать при помощи слов-образов, но можем и с помощью рисунков, цвета. Пока мы с вами будем говорить о словесных способах создания образа, творческая группа поработает над созданием художественного образа. (10-15 минут)
Какие образы использует автор в этом фрагменте?
Ананас, гранат, кактус, господин, деловой человек.
Как представлены они в тексте?
С
оставление кластера
Шишковатый толстокожий бугроватая кора | | Душистая золотистая мякоть |
Кожура крепка, как подошва, как старая усохшая резина н еуклюжий ненужный колючий толтокожий | | Крупные розовые слёзы Мягкие хрусталики Сочные зёрна Вспыхивает огненная звезда улыбнулся |
Какие слова указывают на переход к рассуждению о людях? «Эти суровые покрышки, угрюмые лица, нахмуренные брови» |
У грюмый Строго поглядывает Очень суров | | Величайший добряк |
З абыв всё Нет для него ничего | | Раскроется |
В каком из приведённых образов для вас ярче всего заметен контраст между внешним и внутренним?
Какие бы вы ещё могли привести примеры помимо прозвучавших в тексте И.С. Шмелёва?
В какой части сочинения мы с вами будем использовать данный фрагмент текста?
Как мы можем, не пересказывая текст, использовать его в качестве примера?
Какой фрагмент стихотворения можно было бы использовать в качестве эпиграфа?
Работаем над созданием сочинения(5-10 минут)
5. Рефлексия
Многое мне открылось, великое. И еще, важное. Закрыты человеческие судьбы; в явлениях жизни, случайных и незначительных, таятся, порой, великие содержания: будь осторожен в оценках, в трудную пору испытаний не падай духом, верь в душу человека («Старый Валаам»