СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внешность обманчива

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внешность обманчива»

Внешность обманчива (подготовка к сочинению 9.3

по рассказу И.Шмелёва «Мой Марс»)

Урок русского языка, 9 класс

Цели: выявление умения учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы;

Подготовить учащихся к сдаче ОГЭ, написанию сочинения-рассуждения 9.3, знать структуру текстов и уметь написать текст по выбранной теме.

Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.

Организационные формы: беседа, групповая работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа.

Личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, осознание необходимости подготовки к ОГЭ.

Регулятивные УУД: формулирование темы урока, цели, соотнесение цели и результатов своей деятельности.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с другими участниками группы, умение строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле, осуществление речевого самоконтроля в учебной деятельности и повседневной практике.

Познавательные УУД: знание определения изученных терминов, умение работать с текстом, анализировать, выстраивать последовательность, систематизировать, извлекать информацию из источников, представленных в разных формах (текст, образец) и преобразовывать её из одной формы в другую (составлять схему), анализировать, строить рассуждения, делать выводы, уметь находить ответы на вопросы, используя свои знания

Тип урока. Урок развития речи


1.Объявление темы – сочинение-рассуждение – 1 минута

2. Определение целей работы

Что нам необходимо уметь, чтобы написать сочинение-рассуждение?

3.Определение темы сочинения-рассуждения (5-7 минут)

Вызов:

Какое название можно было бы подобрать к этим картинкам?

Прослушайте стихотворение, какая фраза из него могла бы стать подписью к этим картинкам? (Читают ученики)

Яркий окрас у змеи ядовитой,
Лебедь-красавец сварлив и драчлив.
Внешность обманчива, тем не завидуй,
Кто только внешне собою красив.

Есть красота в скромной белой берёзе,
Птицы невзрачной прекрасен полёт.
В нежном цветке смерти нет и угрозы,
Жизнь так красива, когда расцветёт.

И всё по-своему в мире прекрасно,
Нужно увидеть лишь ту красоту.
Яркое, может быть очень опасно,
Если в себе таит зла пустоту.

Часто пройдя красоты не заметим,
В том что обычно, что рядом — вокруг!
Много красивых и ярких на свете,
Но всё ж не всякий красивый, нам друг.

Внешность не всё и по ней не судите.
Яркое может собой обмануть.
Просто в глаза вы людям взгляните,
Чтоб иногда, в них навек утонуть"...

Юрий Марковцев

Тема сочинения-рассуждения «Внешность обманчива».

Вы помните, что на экзамене вы составляете сочинение на основе предложенного текста. Сегодня мы обратимся к отрывку из рассказа Ивана Сергеевича Шмелёва «Мой Марс»,который совпадает по тематике с услышанным стихотворением.

Иван Александрович Ильин крупный философ и художественный критик так сказал о творчестве автора: «Шмелев всегда стоял вне всяких литературных «течений», «направлений» и «школ». Он сам – и направление и школа…в произведениях Шмелева дело идет не более и не менее как о человеческой судьбе, о жизни и смерти, о последних основах и тайнах земного бытия, о священных предметах; притом – не о судьбе других людей или описываемых персонажей, а о собственной судьбе самого читателя…»

4. Работа с текстом (10 минут)

1. Взгляните на ананас! Какой шишковатый и толстокожий! А под бугроватой корой его прячется душистая золотистая мякоть. А гранат! Его кожура крепка, как подошва, как старая усохшая резина. А внутри притаились крупные розовые слезы, эти мягкие хрусталики – его сочные зерна.

Вот на окне скромно прижался в уголок неуклюжий кактус, колючий, толстокожий. Стоит ненужный и угрюмый, как еж.

И сколько лет стоит так, ненужный. И вдруг ночью, на восходе солнца, вспыхивает в нем огненная звезда, огромная, нежная, как исполинский цветок золотой розы.

2. Улыбнулся угрюмый еж и улыбнулся-то на какой-нибудь час.

И долго помнится эта поражающая улыбка. Эти суровые покрышки, угрюмые лица, нахмуренные брови!

Вот угрюмый господин сидит на бульваре, читает газету и через пенсне строго поглядывает на вас.

По виду-то уж очень суров. А я могу вас уверить, что это величайший добряк, и на бульвар-то заходит, чтобы поглядеть на детишек, послушать их нежные голоски.

3. А вот деловой человек. Он только что сидел в своей лавке и, забыв все, выстукивал на счетах и выводил в толстой книге цифры и цифры. И, кажется, нет для него ничего, кроме его цифр и барышей.

Кажется… А попробуйте заглянуть в него хорошенько. Да незачем и заглядывать. Придет такой случай, что он и сам раскроется, как угрюмый кактус, и выглянет из него то, что, казалось, совсем задавили в нем его толстые книги и цифры.


Какова тема текста?

Разница между внешним и внутренним содержанием.

С помощью каких средств показана эта разница?

С помощью средств художественной выразительности.

Для чего авторы используют в своих текстах тропы?

Чтобы сделать образ более зрительным.

Одно и то же понятие, явление мы можем передать при помощи слов-образов, но можем и с помощью рисунков, цвета. Пока мы с вами будем говорить о словесных способах создания образа, творческая группа поработает над созданием художественного образа. (10-15 минут)

Какие образы использует автор в этом фрагменте?

Ананас, гранат, кактус, господин, деловой человек.

Как представлены они в тексте?

С оставление кластера

Шишковатый

толстокожий

бугроватая кора



Душистая золотистая мякоть

Кожура крепка, как подошва,

как старая усохшая резина

н еуклюжий

ненужный

колючий

толтокожий



Крупные розовые слёзы

Мягкие хрусталики

Сочные зёрна

Вспыхивает огненная звезда

улыбнулся

Какие слова указывают на переход к рассуждению о людях?

«Эти суровые покрышки, угрюмые лица, нахмуренные брови»

У грюмый

Строго поглядывает

Очень суров



Величайший добряк

З абыв всё

Нет для него ничего



Раскроется



В каком из приведённых образов для вас ярче всего заметен контраст между внешним и внутренним?

Какие бы вы ещё могли привести примеры помимо прозвучавших в тексте И.С. Шмелёва?

В какой части сочинения мы с вами будем использовать данный фрагмент текста?

Как мы можем, не пересказывая текст, использовать его в качестве примера?

Какой фрагмент стихотворения можно было бы использовать в качестве эпиграфа?

Работаем над созданием сочинения(5-10 минут)

5. Рефлексия

Многое мне открылось, великое. И еще, важное. Закрыты человеческие судьбы; в явлениях жизни, случайных и незначительных, таятся, порой, великие содержания: будь осторожен в оценках, в трудную пору испытаний не падай духом, верь в душу человека («Старый Валаам»