Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Немана»
«Согласовано» заместитель директора по воспитательной работе МАОУ «СОШ №1 г.Немана» __________________Гарбузова М.Н. от «__» __________2019 года | «Утверждаю» Директор МАОУ «СОШ №1 г.Немана» __________________/Г.В.Сыч/ от «__» __________2019 года |
Рабочая Программа курса внеурочной деятельности
спортивно-оздоровительное
направленность программы
«Здоровей-ка»
название программы
7-8 лет
возраст детей, на которых рассчитана дополнительная программа
1 год
срок реализации дополнительной программы
Атаманенко Анжелика Ивановна,
Марусева Наталья Валерьевна,
учитель начальных классов
составители
г. Неман, 2019 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа курса внеурочной деятельности «Здоровей-ка» (далее Программа) разработана Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования (зарегистрирован в Минюсте 22 декабря 2009 года, рег. №17785)
Федеральным государственным стандартом начального общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 06 октября 2009 года №373)
Приказом Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 года №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 6 октября 2009 года №373» (зарегистрирован в Минюсте РФ 04 февраля 2011 года №19707);
Приказом Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 01 февраля 2011 года №19644);
Письмом Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
Положением об организации внеурочной деятельности обучающихся МАОУ «СОШ №1 г. Немана» от 18.06.19 приказ № 195
Внеурочная деятельность обучающихся – специально организованная деятельность обучающихся, представляющая собой неотъемлемую часть учебного плана, который является компонентом основной образовательной Программы школы.
Внеурочная деятельность осуществляется в свободное от урочных занятий время и является составной частью образовательной деятельности, обеспечивающей формирование нравственных, общекультурных, гражданских и профессиональных качеств личности.
Направление Программы – спортивно-оздоровительное.
Отличительные особенности Программы:
- содержание доступно для обучающихся;
-реализация Программы способствует созданию зоны комфорта и повышению эмоционального фона;
- программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья младших школьников, в основу которой положены культурологический и личностно-ориентированный подходы;
-программа предполагает приобретение обучающимися опыта индивидуальной и коллективной работы.
Новизна, актуальность Программы.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровей-ка» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно - образовательного процесса в школе. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
Педагогическая целесообразность.
Данная программа помогает формировать здоровый образ жизни младших школьников через специально-организованную двигательную активность ребёнка. Всем известно, что дети любят играть. Это стремление нужно умело использовать в интересах самих детей, развивая и воспитывая в них такие необходимые качества, как сила, ловкость, быстрота, красота движений. «Подвижные игры» дополняют уроки физической культуры. Их использование способствует повышению уровня двигательной активности до уровня, обеспечивающего нормальное физическое, психическое развитие и здоровье детей, обеспечиваются условия для проявления активности и творчества каждого ученика.
Цель: формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;
Задачи:
- реализация индивидуальных потребностей, обучающихся путем предоставления выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие детей;
- формирование навыков позитивного коммуникативного общения;
-способствовать формированию умения понимать себя и других, давать правильную оценку поступком других людей, вести диалог, участвовать в совместных мероприятиях;
-стимулировать умение совершенствоваться в коллективе;
-способствовать развитию индивидуальных особенностей ученика;
- формирование: представлений о факторах, оказывающих влияющих на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие; навыков конструктивного общения; потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;
- обучение: осознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье; правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье; элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации); упражнениям сохранения зрения.
Программа предназначена для детей в возрасте 7-8 лет.
Срок реализации Программы – 1 год.
На полное освоение Программы требуется 33 недели, включая индивидуальные консультации, экскурсоводческие практикумы, тренинги, посещение экскурсий и т.д.
Формы и режим занятий.
Форма обучения – очная. Общее количество часов в год – 99 часов. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 40 минут. Занятия проводятся 3 раза в неделю.
Форма подведения итогов реализации Программы: наиболее рациональным способом будет подведение итогов каждого изучаемого раздела в игровой форме, при организации коллективного творческого дела. Это такие формы деятельности, как: викторины, праздники, творческие конкурсы, ролевые игры, конкурсы, Дни Здоровья, Весёлые Старты. Подобная организация учета знаний, умений и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого ученика, а также обучению в командном сотрудничестве.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
В процессе обучения обучающихся по данной Программе устанавливаются требования к результатам обучающихся:
Личностные результаты освоения Программы:
Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметные результаты освоения Программы:
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебную литературу свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.
3. Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
Требования к уровню подготовки обучающихся:
1. Уровень теоретических знаний.
- Низкий уровень. Обучающийся знает изученный материал. Изложение материала сбивчивое, требующие корректировки наводящими вопросами.
- Средний уровень. Обучающийся знает изученный материал, но для полного раскрытия темы требуются дополнительные вопросы.
- Высокий уровень. Обучающийся знает изученный материал. Может дать логически выдержанный ответ, демонстрирующий полное владение материалом.
2. Уровень практических навыков и умений. Способность на практике применить полученные теоретические знания.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ПРОГРАММЫ.
«Здоровье и здоровый образ жизни» (8 часов): Определение понятия «здоровье». Что такое здоровый образ жизни? Факторы, укрепляющие здоровье. Личная гигиена, значение утренней гимнастики для организма. Личная гигиена. Правила личной гигиены. Физическая активность и здоровье. Как познать себя. В гостях у Мойдодыра. «Остров здоровья» - игра.
«Питание и здоровье» (10 часов): Основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи, кулинарные традиции современности и прошлого. Знания об основных витаминах в продуктах питании; о необходимости разнообразно питаться; о полезных и не очень полезных для здоровья продуктах, о пользе прогулок после еды, о режиме питания, о режиме употребления жидкости, о целебных источниках и минеральной воде. Питание необходимое условие для жизни человека. Здоровая пища для всей семьи. Как питались в стародавние времена и питание нашего времени. Секреты здорового питания. Рацион питания. «Богатырская силушка» (КВН) Игра «Смак». Правильное питание – залог физического и психологического здоровья.
Вредные микробы. Что такое здоровая пища и как её приготовить. «Чудесный сундучок» (КВН)
«Моё здоровье в моих руках» (14 часов): Влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха, профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата, направлено на формирование потребности в здоровом образе жизни, формирование нравственных представлений и убеждений. Домашняя аптечка.
«Мы за здоровый образ жизни». Марафон «Сколько стоит твоё здоровье». «Береги зрение с молоду». Как избежать искривления позвоночника. Отдых для здоровья. Умеем ли мы отвечать за своё здоровье (викторина) Труд и здоровье. Наш мозг и его волшебные действия. День здоровья «Хочу остаться здоровым». Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья. Беседа “Как сохранять и укреплять свое здоровье”. Экскурсия «Природа – источник здоровья». «Моё здоровье в моих руках» (викторина).
«Я в школе и дома» (12 часов): Социально одобряемые нормы и правила поведения обучающихся в образовательном учреждении, гигиена одежды, правила хорошего тона, направлено на формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к вредным привычкам. «Мы здоровьем дорожим – соблюдая свой режим». «Класс не улица ребята! И запомнить это надо!» Что такое дружба? Как дружить в школе? Мода и школьные будни. Делу время , потехе час. (игра викторина). Мой внешний вид –залог здоровья. «Доброречие». «Бесценный дар- зрение». Гигиена правильной осанки. «Спасатели , вперёд!»
«Чтоб забыть про докторов» (8 часов): Обучение здоровому образу жизни за счет формирования умений делать выбор "быть здоровым". Чтоб болезней не бояться, надо спортом заниматься. День здоровья «За здоровый образ жизни». «Разговор о правильном питании» Вкусные и полезные вкусности. Шарль Перро «Красная шапочка». Движение это жизнь. День здоровья «Дальше, быстрее, выше». «Разговор о правильном питании» Вкусные и полезные вкусности
«Я и моё ближайшее окружение» (8 часов): Развитие познавательных процессов, значимые взрослые, вредные привычки, настроение в школе и дома; моё настроение, ориентировано на формирование позитивного отношения к самому себе, потребности в саморазвитии, стимулирование к самовоспитанию. Размышление о жизненном опыте. Вредные привычки и их профилактика. Школа и моё настроение. В мире интересного. Мир моих увлечений. Вредные привычки и их профилактика. Добро лучше , чем зло, зависть, жадность. А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». В мире интересного.
«Вот и стали мы на год взрослей» (8 часов): Первая доврачебная помощь в летний период, опасности летнего периода. Я и опасность. Игра «Мой горизонт». Гордо реет флаг здоровья. «Умеете ли вы вести здоровый образ жизни». (Составление книги здоровья). Я и опасность. Лесная аптека на службе человека. Игра «Не зная броду, не суйся в воду. Чему мы научились и чего достигли.
Подвижные игры на свежем воздухе, эстафеты (31 час): «Русские народные игры», «Игры различных народов» «Эстафеты».
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование раздела | Тема занятия | Количество часов |
Теория | Практика |
1-15 | Подвижные игры на свежем воздухе, эстафеты | Русская народная игра «Жмурки» | | 1 |
Русская народная игра «Кот и мышь» | | 1 |
Русская народная игра «Горелки» | | 1 |
Русская народная игра «Салки» | | 1 |
Русская народная игра «Пятнашки» | | 1 |
Русская народная игра «Охотники и зайцы» | | 1 |
Русская народная игра «Фанты» | | 1 |
Русская народная игра «Ловушки с приседаниями» | | 1 |
Русская народная игра «Волк» | | 1 |
Русская народная игра «Птицелов» | | 1 |
Русская народная игра «Гори, гори ясно!» | | 1 |
Башкирские народные игры «Юрта», «Медный пень» | | 1 |
Бурятская народная игра «Ищем палочку» | | 1 |
Дагестанские народные игры «Выбей из круга», «Подними платок» | | 1 |
Марийская народная игра «Катание мяча» | | 1 |
16-23 | Здоровье и здоровый образ жизни | Определение понятия «здоровье». Что такое здоровый образ жизни? | 2 | |
Личная гигиена. Правила личной гигиены | 2 | |
Физическая активность и здоровье | 1 | |
Как познать себя | | 1 |
В гостях у Мойдодыра | | 1 |
«Остров здоровья», игра | | 1 |
24-33 | Питание и здоровье | Игра «Смак» | | 1 |
Правильное питание –залог физического и психологического здоровья | 1 | |
Питание необходимое условие для жизни человека | 1 | |
Вредные микробы | 1 | |
Что такое здоровая пища и как её приготовить | 1 | |
Здоровая пища для всей семьи | 1 | |
«Чудесный сундучок» (КВН) | | 1 |
Секреты здорового питания. Рацион питания | | 1 |
Как питались в стародавние времена и питание нашего времени | 1 | |
«Богатырская силушка» (КВН) | | 1 |
34-47 | Моё здоровье в моих руках | Труд и здоровье | 1 | |
Наш мозг и его волшебные действия | 1 | |
День здоровья «Хочу остаться здоровым» | | 1 |
Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья. | 1 | |
Как сохранять и укреплять свое здоровье. | 1 | |
Экскурсия «Природа – источник здоровья» | | 1 |
«Моё здоровье в моих руках», викторина | | 1 |
Домашняя аптечка | 1 | |
«Мы за здоровый образ жизни» | 1 | |
Марафон «Сколько стоит твоё здоровье» | | 1 |
«Береги зрение с молоду». | 1 | |
Как избежать искривления позвоночника | 1 | |
Отдых для здоровья | 1 | |
Умеем ли мы отвечать за своё здоровье, викторина | | 1 |
48-59 | Я в школе и дома | Мой внешний вид –залог здоровья | 1 | |
«Доброречие» | | 1 |
«Бесценный дар - зрение». | 1 | 1 |
Гигиена правильной осанки | 1 | |
«Спасатели, вперёд!» | | 1 |
«Мы здоровьем дорожим – соблюдая свой режим» | 1 | |
«Класс не улица ребята И запомнить это надо!» | 1 | |
Что такое дружба? Как дружить в школе? | 1 | 1 |
Мода и школьные будни | 1 | |
Делу время, потехе час. Игра -викторина | | 1 |
60-67 | Чтоб забыть про докторов | Шарль Перро «Красная шапочка» | 1 | |
Движение это жизнь | 1 | |
День здоровья «Дальше, быстрее, выше» | | 1 |
«Разговор о правильном питании» Вкусные и полезные вкусности | 1 | 1 |
Чтоб болезней не бояться, надо спортом заниматься | 1 | 1 |
День здоровья «За здоровый образ жизни» | | 1 |
68-75 | Я и моё ближайшее окружение | Мир моих увлечений | | 1 |
Вредные привычки и их профилактика | 2 | |
Добро лучше, чем зло, зависть, жадность. А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» | 2 | |
В мире интересного. | 1 | |
Размышление о жизненном опыте | 1 | |
Школа и моё настроение | | 1 |
76-94 | Подвижные игры на свежем воздухе, эстафеты | Татарская народная игра «Серый волк» | | 1 |
Якутские народные игры «Сокол и лиса», «Пятнашки» | | 1 |
Чувашская игра «Рыбки | | 1 |
Эстафета «Передача мяча» | | 1 |
Эстафета со скакалкой | | 1 |
Эстафета «С мячом» | | 1 |
Эстафета зверей | | 1 |
Эстафета «Быстрые и ловкие» | | 1 |
Эстафета «Вызов номеров» | | 1 |
Эстафета по кругу | | 1 |
Эстафета с обручем | | 1 |
Русская народная игра «Салки» | | 1 |
Русская народная игра «Пятнашки» | | 1 |
Русская народная игра «Охотники и зайцы» | | 1 |
Русская народная игра «Краски» | | 1 |
Русская народная игра «Гори, гори ясно» | | 1 |
Русская народная игра «Третий лишний» | | 1 |
Русская народная игра «Пятнашки» | | 1 |
Русская народная игра «Охотники и зайцы» | | 1 |
95-99 | Вот и стали мы на год взрослей | Я и опасность. | 1 | |
Лесная аптека на службе человека | 1 | |
Игра «Не зная броду, не суйся в воду» | | 1 |
Игра «Мой горизонт» | | 1 |
Гордо реет флаг здоровья | | 1 |