Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 имени Исаевой Антонины Ивановны»
Рассмотрена Согласована: Утверждена:
на заседании МО Зам. директора по УВР Директор / Линник И.А. /
Протокол № 1 от . .2019г. ____________ / Лайпанова Е.А. / Приказ № от .2019 г.
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Биология в экспериментах».
для 8классов
на 2019-2020 учебный год
количество недель 34, количество часов в неделю 1 час количество часов в год - 34 часов,
учитель: Шаяхметова Надежда Евгеньевна
г. Нефтеюганск
Программа курса внеурочной деятельности по предмету
«Биология» 5-9 классы
« Биология в экспериментах»
Пояснительная записка
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Основным преимуществом внеурочной деятельности является представление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие и осуществление взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования в школе и воспитания в семье, для выявления индивидуальности ребёнка. В школе учащиеся получают объем знаний, определенный рамками образовательной программы, конкретной учебной дисциплины. Развитию интеллектуальной одаренности учащихся могут способствовать занятия в системе внеурочной воспитательной работы, организованной при кабинете биологии. Применение игровой методики для развития интеллекта позволит школьникам самостоятельно получать более глубокие знания по отдельным, интересным для них темам, демонстрировать их в интеллектуальных соревнованиях.
Аннотация к рабочей программе «Биология» 5-9 класс (ФГОС)
Рабочая программа внеурочной деятельности для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, Примерной программы по биологии, авторской программы Л.Н. Сухоруковой, В.С. Кучменко «Биология» по линии УМК «Сферы».
Содержание курса биологии структурировано в виде трех разделов: «Живые организмы», «Человек и его здоровье», «Общие биологические закономерности» .
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Федерального компонента учебного плана количество занятий в неделю с 5-го по 9-й класс составляет 1 час в неделю.
Реализация программы обеспечена УМК «Сферы» (авторы Сухорукова Л. Н., Кучменко В.С.), изд-во «Просвещение».
Направление: общеинтеллектуальное.
Актуальность программы
Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих к катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации внеурочной деятельности по предмету биология, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.
Внеурочная деятельность по биологии организуется для обучающихся 5-9 классов. Среди отличительных особенностей данной программы можно назвать следующие:
охватывает большой круг естественно - научных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы.
Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей.
Занятия позволят школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии и экологии.
Цель и задачи
Цель: формирование у учащихся интереса к изучению живых организмов, так как много интересной информации остается за страницами учебника.
Задачи программы:
Образовательные
Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.
Способствовать популяризации у обучающихся биологических знаний.
Знакомить с биологическими специальностями.
Развивающие
Развитие навыков наблюдения за биологическими объектами, сравнения.
Развитие навыков общение и коммуникации.
Развитие творческих способностей ребенка.
Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.
Воспитательные
Воспитывать интерес к миру живых существ.
Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.
Отличительные особенности
Деятельность школьников при изучении курса «Занимательная биология» имеет отличительные особенности:
имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;
групповой характер работ будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;
работа с различными источниками информации обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;
реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.
Возраст обучающихся
Программа внеурочной деятельности «Биология в экспериментах » предназначена для обучающихся 11-15 лет.
Сроки реализации
Программа рассчитана для обучающихся 8 классов
Формы занятий
Формы занятий внеурочной деятельности: беседа, игра, коллективные и индивидуальные исследования, опыты, эксперименты, практические работы, самостоятельная работа, доклад, выступление, выставка, экскурсии, участие в конкурсах, олимпиадах и т.д. Данные формы работы дают детям возможность максимально проявлять свою активность, изобретательность, творческий и интеллектуальный потенциал и развивают их эмоциональное восприятие.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
знания основных принципов и правил отношения к живой природе;
познавательный интерес к изучению живой природы;
интеллектуальные умения (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы).
Метапредметные результаты:
Умение работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты:
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
Выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; экосистем) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение).
Необходимость защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами.
Классификация - определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе.
Объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы.
Сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения.
Овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
В ценностно-ориентационной сфере:
Знание основных правил поведения в природе.
Анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
В сфере трудовой деятельности:
Знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии.
Соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальной иглой, лупой, микроскопом).
В эстетической сфере:
Возможные результаты: составление памяток, листовок, буклетов, альбомов, газет, коллажа, коллекций, макетов, моделей, плакатов, серий иллюстраций, фотоальбомов, рисунков.
8 класс |
1 | Вводное занятие | Правила поведения в кабинете, правила работы с лабораторным оборудованием | 1 | Устный зачет |
2 | Я - эколог | Что изучает экология человека. Экологические факторы. Здоровье. | 1 | Устный опрос |
3-6 | Я - генетик | Генетика человека. Генеалогическое | 4 | Генеалогическое |
Календарно-тематическое планирование
| | древо | | древо |
7-9 | Я - анатом | Опора и движение организма. | 3 | Отчет по практической работе |
У истоков изучения скелета |
. Общий план скелета человека и животных. |
10-12 | Я - анатом | Пропорции тела. Рост человека. Практическая | 3 | Отчет по практической работе |
работа: Освоение навыков формирования правильной осанки, походки, посадки за партой. |
Скелет человека в будущем. |
13-22 | Я - иммунолог | 1.Кровь. Красные клетки крови. | 10 | Презентация |
2.,Защитные свойства крови. «Людской мор» Что такое иммунитет? Великая сила иммунитета. И. Мечников - рыцарь борьбы с болезнями. |
3.Антибиотики. Восполнение потерь крови. |
4.Совместимость и несовместимость. |
5.Кровообращение. Предыстория главного открытия. |
6.Биография В.Гарвея. Движение крови в сосудах. |
7.Давление крови. |
8. Практическая работа: Измерение артериального давления. |
9.Сердце. Работоспособность сердца |
10. Болезни и лечение сердца. |
23-25 | Я - физиолог | Дыхание. Как надо дышать. Практическая работа: | 3 | Отчет по практической работе |
Определение продолжительности задержки дыхания в покое и после дозированной нагрузки |
Вред курения. |
26-28 | Я - биолог | Гигиена питания. Десять модных диет или как правильно питаться. Практическая работа: | 3 | Отчет по практической работе |
Составление суточного рациона. Витамины. Забытое открытие Н.И. Лунина. Кожа. |
Кожные заболевания. Гигиена кожи. |
29-32 | Я - физиолог | Нервная система. Строение и функции спинного и головного мозга | 4 | Отчет по практической работе |
Творцы науки о мозге. |
Анализаторы. Общие свойства анализаторов. Мой темперамент и характер. Практическая работа: |
Изучение типов темперамента и характера школьников. |
33-34 | Я - биолог | Как стать и остаться здоровым или что такое ЗОЖ. Тест «Что я знаю и чего не знаю?» | 2 | Тест |
Отчеты обучающихся. |
| Итого | | 34 | |
|
Содержание курса
Каждое занятие построено на том, что ученик может почувствовать себя в роли ученого биолога, занимающегося различными направлениями биологии.
Ботаника - наука о растениях. Зоология - наука, предметом изучения которой являются представители царства животных. Микробиология - наука о бактериях. Разделы микробиологии: бактериология, вирусология. Биохимия - наука о химическом составе клеток и организмов. Цитология - раздел биологии, изучающий клетки, их строение, функции и процессы. Физиология - наука о жизненных процессах. Этология - дисциплина зоологии, изучающая поведение животных. Экология - наука о взаимодействиях организмов с окружающей средой. Бактериология - наука о бактериях. Биогеография - наука изучает закономерности географического распространения и распределения организмов. Дендрологияраздел ботаники, предметом изучения которого являются деревья. Систематика - научная дисциплина, о классификации живых организмов. Микология - наука о грибах. Морфология изучает внешнее строение организма. Орнитология - раздел зоологии, посвященный изучению птиц. Анатомия - наука о строении тела организмов и их частей.
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса
Формы подведения итогов
Участие в конкурсных мероприятиях;
Выступления детей на занятиях;
Контрольные занятия;
Создание различных творческих работ;
Защита исследовательских работ, проектов.
Техническое оснащение занятий
Для реализации программы имеется:
Список используемой учебно-методической литературы
Н.И. Шорина. Биология: Практикум по ботанике. 6-7 классы.- М: НЦ ЭНАС, 2003.
В.П. Александрова, И.В. Болголова, Е.А. Нифантьева. Экология живых организмов: Практикум с основами экологического проектирования. 6-7 классы. – М.: Вако, 2014.
В.П. Александрова, И.В. Болголова. Культура здоровья человека: Практикум с основами экологического проектирования. 8 класс. – М.: Вако, 2015.
М.М. Бондарук, Н.В. Ковылина. Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах; 5-11 классы. Волгоград: Учитель,