СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 22.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность»




Муниципальное общеобразовательное учреждение

Болтинская средняя общеобразовательная школа



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В мире добрых книг

(2-4 класс)















Составила

учитель начальных классов

МОУ Болтинская СОШ

Сетдикова Елена Юрьевна









2020-2021 гг.


Пояснительная записка программы внеурочной деятельности «В мире добрых книг» 2 класс

Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «В мире книг» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы Л.А. Ефросининой «В мире книг»// Сборник программ внеурочной деятельности : 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой (образовательная система «Начальная школа 21 века») М. Изд. «Вентана-Граф» 2014


Общая характеристика программы.

Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «В мире книг» (далее - программа внеурочной деятельности) способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию обучающегося- читателя.

Занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Главные цели программы внеурочной деятельности:

— создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;

— расширение литературно-образовательного пространства обучающихся начальных классов;

— формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.

Преемственность программы внеурочной деятельности с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа внеурочной деятельности способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями. Формы организации занятий могут быть различными: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки-спектакли и т. д.

Содержание занятий программы внеурочной деятельности «В мире книг» создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями. Кроме того, программа предполагает расширение читательского интереса от жаров произведений устного народного творчества до литературных произведений детских писателей 19-20 веков.

Место программы внеурочной деятельности «В мире добрых книг» в учебном плане.

Программа внеурочной деятельности «В мире книг» 2 класс рассчитана на 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю в рамках общеинтеллектуального направления.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы.

В результате освоения программы курса внеурочной деятельности «В мире книг» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее- Стандарта):

— осознавать значимость чтения для личного развития;

— формировать потребность в систематическом чтении;

— использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

— уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

— пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Регулятивные УУД:

— уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

— уметь самостоятельно работать с новым произведением;

— уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

— уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные УУД:

— прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

— отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

— ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

— составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

— пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные УУД:

— участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

— оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

— высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

— участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

— соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.


Содержание программы внеурочной деятельности «В мире книг»

Содержание программы курса «В мире книг» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Обучающийся читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.



Программа курса внеурочной деятельности — это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата (совокупность материалов, дополняющих и поясняющих основной текст: титульный лист, введение, предисловие и прочее), так и из других изданий (справочных, энциклопедических). В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.

2 класс (34 часа)

Книга, здравствуй (3 ч)

Роль книги в жизни человека. Учебная книга и её справочный аппарат. Конкурс «Пословицы о книге и учении». Оформление рукописной

книги.

Художественные книги. Художники-оформители. Иллюстрации в книге и их роль. Правила работы с книгой.

Читальный зал: самостоятельное чтение выбранной книги.

Книгочей — любитель чтения (3 ч)

Библиотека. Библиотечный формуляр.

Поиск книги по каталогам. Алфавитный каталог. Назначение библиотечного каталога. Работа с каталожной карточкой. Викторина «Что вы знаете о книге?». Игра «Я — библиотекарь».

Книги о твоих ровесниках (4 ч)

Библиотечный урок «Дети — герои детских книг». Выставка книг. Книги-сборники В. Осеевой, Е. Пермяка, В. Драгунского, Н. Носова

и других детских писателей.

Читальный зал. Чтение и рассматривание книги В. Железникова "Таня и Юсник» или В. Крапивина «Брат, которому семь лет». Конкурс-кроссворд «Имена героев детских книг».

Презентация книг о детях-ровесниках (устные отзывы).

Читальный зал. Чтение произведений о детях на страницах детских газет и журналов. Детские журналы «Почитай-ка», «Зёрнышко» (элек­тронная версия).

Библиотечные плакаты. Герои-ровесники» (работа в группах). Живой журнал «Парад героев-сверстников» (инсценирование

отдельных эпизодов из рассказов о детях).

Крупицы народной мудрости. Книги-сборники (4 ч)

Книги-сборники малых жанров фольклора. Пословицы. Темы посло­виц. Путешествие по тропинкам фольклора.

Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку».

Скороговорки. Конкурс «Чистоговорки».

Проект «Живой цветок народной мудрости» (работа в группах).


Писатели-сказочники (4 ч)

Выставка книг с литературными сказками. Обзор выставки.

Книги писателей-сказочников. Поиск книги в открытом библиотеч­ном фонде. Чтение выбранной книги.

Герои сказок. Викторина.

Творческая работа «Лукошко сказок» (проектная деятельность).

Книги о детях (4 ч)

Книги-сборники о детях и для детей (В. Осеева, Н, Носов, С. Михал­ков и др.).

Книги о животных (В. Бланки, Э. Шим, Г.Скребицкий, Н. Сладкое и др.). Книги-сборники стихотворений для детей (Я.Аким, С.Маршак,

С.Михалков, А.Барто).

Старые добрые сказки (4 ч)

Книги сказок народом мира. Сборники сказок. Выставка.

Переводчики, пересказчики и обработчики сказок народов других стран. Справочный аппарат книги-сборника. Каталожная карточка.

Сказки народов мира с «бродячими» сюжетами (русская народная сказка "Снегурочка", японская народная сказка «Журавлиные перья» и др.). По­исковая работа.

Читальный зал: народные сказки на страницах детских журналов.

Книги о тех, кто подарил нам жизнь (3 ч)

Книги о семье, маме, детях. Выставка книг о тех, кто защищал свою Родину. Жанры произведений о семье: стихотворения, пословицы, сказки, рассказы, колыбельные песни. Рукописная книга.

Литературная игра «По страницам учебника»; чтение произведений о семье по учебнику или наизусть.

Мини-проекты (работа в группах): «Они Писали о семье», «Рассказы

0 семье», «Пословицы о семье», «Стихотворения о семье». Рукописная
книга "Семья".

Защитникам Отечества посвящается (3 ч)

Книги о защитниках Отечества. Былины и сказы о защитниках Отечества. Выставка книг детских писателей о защитниках Отечества, Библиотечный урок: встреча с участниками или героями Великой Отечественной войны, которые живут рядом.

Работа с книгой А. Гайдара . «Сказка о Военной тайне, Мальчише - Кибальчише и о его твёрдом слове»: чтение, рассматривание.

Рукописная книга «Защитники Отечества в твоей семье»: фотогра­фии, письма, воспоминания, рисунки.

По страницам любимых книг (2 ч)

Книги разных жанров, тем, типов и авторской принадлежности.

Библиотечный урок: книги-сборники по авторам, жанрам, темам.

Проектная деятельность: презентация любимых книг (по оформле­нию, содержанию и поступкам героев).

Коллективная творческая работа: комиксы и весёлые истории.

Оформление еженедельника «Дневник читателя».


Универсальные учебные действия:

  • знать структурные элементы библиотеки: абонемент, читальный зал;

  • ориентироваться в мире книг (отбирать книги по авторской при­надлежности в открытом библиотечном фонде);

  • пользоваться алфавитным каталогом для отбора нужной книги;

  • заполнять каталожную карточку;

  • систематизировать книги но авторской принадлежности;

  • составлять список прочитанных книг;

  • выделять особенности учебной книги;

  • работать самостоятельно с книгой по алгоритму «Работаем с книгой»;

  • аргументировать мнение о выбранной книге (устный отзыв);

  • классифицировать книги по авторской принадлежности, теме, жанру.





Календарно-тематическое планирование программы внеурочной деятельности «В мире книг» 2 класс


п\п

Тема занятия

УУД

Форма работы

Кол-во часов

Дата

1

Роль книги в жизни человека

Осознавать значимость чтения для личного развития; уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий; находить книгу в открытом библиотечном фонде.

Беседа

1


2

История создания книги. Первая печатная книга на Руси

Библиотечный урок

1


3

Структура книги (элементы книги)


Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий. Овладевать правилами поведения в библиотеке, уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий; находить книгу в открытом библиотечном фонде.

Игровое занятие

1


4

Экскурсия в библиотеку

Библиотечный урок

1


5

Правила поведения в библиотеке. Алфавитный каталог. Каталожная карточка.

Библиотечный урок

1


6

Выставка книг о детях. Структура книги.

Участвовать в беседе о прочитанной книге; выражать своё мнение; работать в паре.

Проект

1


7

Книги В.Осеевой. Книга-сборник.

Уметь самостоятельно выбирать интересующую книгу; уметь работать с книгой; оценивать поведение героев, формировать свою этическую позицию. Сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением

Устный журнал

1


8

Книги Е.Пермяка. Титульный лист.

Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий. Уметь самостоятельно выбирать интересующую книгу; уметь работать с книгой; оценивать поведение героев, формировать свою этическую позицию

Проект

1


9

Книги Н.Носова. Типы книг.

Сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению; ориентироваться в мире книг; работать в паре.

Устный журнал

1


10

Книги В.Драгунского. Аппарат книги.

Пользоваться аппаратом книги, формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях.

Библиотечный урок

1


11

Герои детских книг. Библиотечный стенд (плакат)

Участвовать в беседе о прочитанной книге; выражать своё мнение; работать в паре.

Конкурс рисунков и плакатов

1


12

Книги-сборники. Малые жанры фольклора.

Сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением. Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему.

Урок –викторина

1


13

Пословицы. Темы пословиц. Рукописная книга «Пословицы о книге и учении»

Игровое занятие

1


14

Загадки. Темы загадок. Конкурс «Отгадай загадку»


Участвовать в играх; выполнять творческую работу; работать в парах.

Конкурсы, кроссворды

1


15

Скороговорки и чистоговорки


Беседа, игра

1


16

Книги с литературными (авторскими) сказками

Осознавать значимость чтения для личного развития; уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Чтение книг

1


17

Писатели-сказочники

Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему; слушать и читать книгу, понимать прочитанное.

Библиотечный урок

1


18

Герои сказок. Викторина.

Принимать участие в литературной игре; работать в парах.

КВН по сказкам

1


19

По страницам сказок Х.К.Андерсена

Ориентироваться в мире книг; участвовать в беседе о прочитанной книге; осознавать значимость чтения для личного развития.

Устный журнал

1


20

Проектная деятельность «Путешествие в страну сказок»

Уметь самостоятельно выбирать интересующую книгу; осознавать значимость чтения для личного развития; уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Проект

1


21

Книги о детях. Выставка книг.

Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты, участвовать в беседе о прочитанной книге.

Чтение книг учителем

1


22

Герои книг В.Осеевой

Ориентироваться в мире книг; участвовать в беседе о прочитанной книге; осознавать значимость чтения для личного развития.

Устный журнал

1


23

Книги Н.Носова. Приключение-сказка о Незнайке и его друзьях.

Уметь самостоятельно выбирать интересующую книгу; осознавать значимость чтения для личного развития.

Беседа

1


24

Книги С.Михалкова: стихотворения, басни, рассказы.

Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему; слушать и читать книгу, понимать прочитанное.

Проект

1


25

Книги о братьях наших меньших. Художники-оформители.

Выбирать книгу на заданную тему; слушать и читать книгу, понимать прочитанное.

Конкурс рисунков

1


26

Сборники стихотворений для детей. Каталожная карточка.

Принимать участие в конкурсе чтецов; уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Конкурс стихов

1


27

Книги-сборники сказок народов мира. Переводчики, пересказчики и обработчики народных сказок.

Сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению. Уметь самостоятельно выбирать интересующую книгу; ориентироваться в мире книг

Библиотечный урок

1


28-29

Народные сказки на страницах детских журналов

Осознавать значимость чтения для личного развития; уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты; участвовать в творческой работе.

Урок-спектакль

2


30

Книги о семье

Слушать или читать книгу и аргументировать ее соответствие теме, высказывать свое впечатление о выбранной книге


Беседа

1


31-32

Книги о защитниках Отечества. Книга Ф.Гайдара «Сказка о военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове.»

Слушать отдельные истории и выражать свое мнение о героях и их поступках, высказывать свое впечатление о выбранной книге.

Просмотр и обсуждение фильма

2


33

Библиотечный урок «Хвала книге». По страницам любимых книг. Презентация любимой книги.

Знакомиться с книгами детских писателей в открытом библиотечном фонде, ориентироваться в мире книг; выполнять творческую работу; работать в парах.

Библиотечный урок

1


34

Летнее чтение. Оформление еженедельника «Книгочей» или «Дневника читателя»

Систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке, выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности

Проект

1





Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение :

Ефросинина Л. А. Книгочей: словарь-справочник по литературному чтению для младших школьников: 1-4 классы. – М.: Вентана-Граф

Ефросинина Л. А. Литературное чтение: Уроки слушания: комплект учебных хрестоматий для 1-4 классов. – М.: Вентана-Граф

Оморокова М. И. Учимся читать выразительно: 2-4 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!