Тема: Здравствуй, школа!
Цель: создать у детей праздничное настроение от встречи со школой, условия для быстрой и безболезненной адаптации детей в школе и классном коллективе.
Задачи:
- первичное знакомство детей с учителем и друг другом;
- познакомить детей со школьными правилами в игровой форме;
- создать эмоциональный настрой, положительную мотивацию к учению.
Оборудование: праздничное оформление класса, доски; ПК, презентация;
Ход урока:
Звучит музыка. Дети под музыку входят в класс и рассаживаются за парты.
– Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада встрече с вами! Какие вы сегодня красивые, нарядные! Наверно, потому, что сегодня у вас настоящий праздник!!! И называется он …..
– 1 сентября (хором) или День знаний (на плакате). (слайд 1)
– А этот праздник только у нас в поселке ? ... (По всей нашей стране – и в городах, и в сёлах, и в деревнях в этот день дети идут в школу. Для одних учёба продолжается, а для других это будет только первая ступенька к вершине знаний.)
– А как называется наша страна? … (слайд 2) (Россия)
– В России очень много городов и больших, и маленьких. Самый большой и главный город страны называют столицей. Назовите столицу нашей страны. … (слайд 2) (Москва)
– А в каком поселке живём мы? ... (слайд 2) (в Селенгинске)
– Ребята, а вы любите путешествовать? ... А на чём можно путешествовать? … (На самолёте, на поезде….) А можно путешествовать даже сидя за партами, не выходя из комнаты. И такое возможно! Потому что, оказывается…
– Есть такая волшебная страна! ...
В ней много разных испытаний
И чудес она полна.
Мы будем путешествовать по ней
Очень много дней.
Что же это за страна?
Нам предстоит узнать.
Нужно только название этой страны прочитать.
– Внимание! Кто поможет справиться нам с этим заданием? … (слайд 3)
– Страна Знаний! (читают дети)
– И сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по очень интересной стране – стране Знаний. А страна Знаний – это… ШКОЛА. (слайд 3)
Школа – славная страна,
Интересно здесь учиться будет вам, друзья.
Если в школу вы пошли –
Новый статус приобрели.
Были вы дошкольники,
А теперь вас называют – ... (школьники)
– Как по-другому можно назвать школьников? (Ученики)
– Сегодня, ребята, для вас необычный день. Ещё вчера вы были просто детьми – мальчиками и девочками. А сегодня вы переступили порог страны Знаний, а все жители этой страны, носят почётное звание – УЧЕНИК!
– Если это мальчик, то он – … (УЧЕНИК), а если девочка, то … (УЧЕНИЦА).
По ступенькам каждый год
К знаньям мы пойдём вперед. (слайд 4)
– А как называется комната, в которой вы находитесь? … (КЛАСС)
– Посмотрите, какой он замечательный: светлый, уютный! Думаю, что учиться в таком кабинете будет вам очень приятно.
Знакомство.
– 4 года мы будем встречаться в этом классе и общаться. А что ещё нужно для общения? (Познакомиться)
– Конечно же, надо познакомиться друг с другом! Ведь сложно общаться с человеком, если не знаешь его имени. Поэтому надо знать всех ребят своего класса.
- Я ваш учитель. Меня зовут Альбина Прокопьевна.
Прикрепляю на доску цветок, вырезанный из цветной бумаги, на котором печатными буквами написано имя учителя.
Посмотрите вокруг, как много ребят в классе. Конечно, у каждого своё имя, и сразу бывает трудно запомнить, кого как зовут. Но ведь сложно разговаривать с человеком, если не знаешь его имени. А мы будем вместе учиться, и поэтому надо знать всех ребят своего класса. Давайте познакомимся.
-Когда я скажу: «Три-четыре!» - каждый по команде выкрикивает свое имя.
-Ну-ка, попробуем!
Учитель громко командует, дети выкрикивают свои имена.
- Ой-ой-ой!.. Вроде бы громко кричали, а я ни одного имени не расслышала! А вы все имена расслышали? Вот и я не расслышала.
- Давайте попробуем по-другому. Если не получилось громко, давайте скажем свои имена тихим шёпотом.
Тихо командует "три-четыре", дети шепчут.
Опять что-то не то... Никто не кричал, а всё равно ничего не понятно. А вы много имён услышали? Тоже нет?
Наверное, ребята, дело в том, что все говорят одновременно. Вместе работать хорошо, играть весело, петь здорово, а вот отвечать плохо: когда все сразу говорят разные слова, то ничего не понять. Давайте попробуем говорить по очереди, по одному и послушаем, как зовут мальчиков и девочек нашего класса. Я буду подходить по очереди к каждому из вас, и тот, до чьего плеча я дотронусь, громко и четко назовёт своё имя. У меня в руках цветы с вашими именами, каждому я дам один из цветков.
Учитель идёт по классу, дотрагиваясь по очереди до каждого ребёнка, и, когда услышит имя, кладёт на парту цветок с именем этого ребенка.
- Спасибо! Теперь все имена были слышны.
- Перед вами лежат цветы с вашими именами. Слушайте внимательно задание. Цветы помогут вам его выполнить.
- Прошу вас поднять цветы тем, кого я назову.
1.Мальчики, поднимите вверх цветы!
2.Девочки, поднимите вверх цветы!
3.Поднимите цветы все те, кто сегодня чистил зубы!
4. Поднимите цветы все те, кому нравится такая погода, как сегодня!
5.Поднимите цветы все те, кто любит конфеты!
6.Поднимите цветы все те, кто хочет учиться в школе!
- Всех назвала? Никого не забыла?
На доске висит лист ватмана, оформленный в виде зеленой лужайки.
- Давайте вырастим на нашей доске (лужайке) большую цветочную поляну. Сделаем это так. Я буду вызывать к доске некоторых ребят, они должны выйти и прикрепить свои цветы на доску. Вам надо слушать внимательно: не вас ли я назову.
- Я прошу выйти к доске девочек, которых зовут София, Валерия, Виктория, Мария, Яна и Дарья!
- Я прошу выйти к доске мальчиков с именами Даниил, Дмитрий, Максим!
- Я прошу выйти к доске детей, имена которых начинаются с буквы А!
- Я прошу выйти к доске детей с именами Марина, Лейла, Тимофей, Екатерина, Захар, Иван, Савелий,
- Я прошу выйти к доске детей, чьи имена начинаются на букву Г! на букву М!на букву Р, на букву К, на букву В, на букву С.
- Все дети услышали свои имена?
Посмотрите, ребята, какая красивая цветочная поляна у нас выросла. Как много на ней цветов. Так же много, как и вас.
-А считать вы умеете? ... Проверим. (Пересчитывают цветы)
-Ребята, наш класс – это не только комната, где мы находимся, наш класс – это все мы. (Учитель прикрепляет над цветами табличку с надписью: «НАШ КЛАСС») И сегодня у нас с вами ещё один праздник – День рождения нашего 1 «А» класса. (И именно в этой школьной стране вы найдёте самых верных друзей на всю жизнь.
В школе так заведено –
Все мы вместе заодно,
Все мы – дружная семья,
Хоть отдельно каждый я.
-Каждый цветочек – это один из вас. А всего нас… – 30 учеников.
-И все вместе мы 1 «А» класс.
- Каким вы хотите, чтобы был наш класс? (Дружным)
- Что значит дружным? (Помогать друг другу, не обижать друг друга, приходить на выручку, заботиться друг о друге).
-Если вы будете дружными, то сможете преодолеть все трудности, помогая друг другу, и вам будет очень интересно учиться.
- Так какими мы должны быть, чтобы у нас всё получалось? (Дружными) Дружба – это очень важное слово. И мне очень хочется, чтобы наш класс был дружным! Теперь мы с вами – ученики 1 «А» класса!
Обещание первоклассников.
Но прежде чем отправиться в путешествие по Стране Знаний мы должны дать обещание. Я буду читать слова обещания, а вы за мной повторяйте:
– Мы, … ученики 1 «А» класса, … торжественно обещаем (дети повторяют): …
- не лениться, (учитель) …- Обещаем! (дети)
- с интересом учиться, (учитель) …- Обещаем! (дети)
- любознательными быть, (учитель) …- Обещаем! (дети)
- мебель, стулья не ломать, (учитель) …- Обещаем! (дети)
- взрослых чтить и уважать, (учитель) …- Обещаем! (дети)
- малышей не обижать, (учитель) …- Обещаем! (дети)
- дружбу школьную ценить и воспитанными быть! …- Обещаем! (дети)
– А вы умеете держать обещание? Вот мы и посмотрим!
– Все вы теперь знаете, что Страна Знаний – это… ШКОЛА. А кто знает, чему учат в школе? ... (В школе учат и писать, и читать, и рисовать…)
– Здесь вас научат множеству премудростей:
Решать задачи, правильно писать,
Научат не бояться трудностей
И книги умные читать.
– Но здесь учат не только наукам, но также учат дружить и уважать друг друга и ещё многому хорошему и полезному.
– А как вы хотите учиться? (Хорошо)
– А что надо делать, чтобы хорошо учиться? ...
– Да, нужно очень стараться, быть внимательными, аккуратными, слушать учителя, выполнять все задания… Вы готовы быть такими? ... Тогда мы можем отправляться в путешествие.
Знакомство с правилами поведения, предметами.
– Но в Стране Знаний есть свои правила поведения, и каждый житель Страны должен их выполнять. Знания ученики получают на уроках. Послушайте, какие правила должны соблюдать на уроках школьники. А вы постарайтесь их запомнить и выполнить.
На уроке ты сидишь
Тихо, тихо, словно мышь.
Руки мы вот так кладем
И заданий дальше ждем.
Если хочешь ты сказать,
Или выйти, или встать,
Надо руку так держать. (Сопровождать показом)
– А какие правила поведения в школе знаете вы? (ходить по коридорам спокойным шагом, громко не кричать, здороваться со всеми учителями ...)
– Постепенно вы узнаете все школьные правила.
– А как в школе определяют, что пришла пора начинать или заканчивать урок? ... (По звонку) (Слайд 12)
– Правильно. И сегодня, ребята для вас прозвенел первый школьный звонок, который позвал вас на ваш первый урок. Как и у взрослых, у вас теперь появились свои серьёзные обязанности, своя работа. Она и трудная, и радостная, и очень важная. Ведь вы учитесь читать, писать, считать. Без этих знаний никакую другую науку не одолеете. Вот и выходит, что 1 класс – самый главный в школе.И даже самые великие люди мира – президенты, учёные, космонавты, лётчики учились в первом классе.
Все мы знаем, что знания получают на уроках. А названия школьных уроков вы знаете? ... Сейчас мы проверим. Я буду называть урок. Если такой существует на самом деле, вы хлопаете в ладоши. Если же такого урока нет - то топаем ножками. Задание всем понятно?
Математика, мармеладика, русский язык, английский язык, болтливый язык, история, кукловедение, машинкология, чтение, пение, пыхтение, сопение, физкультура, клавиатура.
– Молодцы, справились с заданием!
Ну, а сейчас, ребята, чур, молчок!
Продолжается урок.
А на уроке (помним) ты сидишь
Тихо, тихо, словно, мышь.
Беседа о семье
–Так, считать уже многие умеют, буквы тоже многие из вас уже знают. А некоторые и читают! Сейчас мы проверим, кто ещё умеет читать.
На доске будут появляться слова, и вы должны их прочитать. (Слайд 13)
МАМА, ПАПА, БАБУШКА, СЕСТРА, БРАТ, Я |
– Как можно назвать эти слова одним словом? ... (Родственники, семья)
– Ваши родные, провожая вас сегодня в школу, очень волновались за вас. Они тоже хотят, чтобы вы хорошо учились, и поэтому будут помогать вам преодолевать все трудности, поддерживать вас и радоваться каждой вашей удаче. А вы постарайтесь быть прилежными учениками.
Беседа о мире
– А что ещё очень важное нам нужно для того, чтобы жить, учиться и трудиться спокойно? Это очень маленькое слово! Оно состоит всего из трёх букв! ... (ИРМ – показать эти буквы (Слайд 14)) Но в то же время оно очень большое по своей значимости! ... Это МИР!
Все люди на большой планете
Должны всегда дружить.
Должны всегда смеяться дети
И в мирном мире жить.
– А что же такое МИР? ... (Высказывания детей)
– А сейчас мы поиграем в игру «Добрые слова». Я начну: ДОБРОТА, … (Дети называют добрые слова, а на (слайде 15) появляются лучики солнышка) ЛАСКА, НЕЖНОСТЬ, ВНИМАНИЕ, СЕРДЕЧНОСТЬ, МИЛОСЕРДИЕ, КРАСОТА, ЧУТКОСТЬ, ДОВЕРИЕ, ДРУЖБА, ПОМОЩЬ, УЛЫБКА, РАДОСТЬ….
– Посмотрите, ребята, какое лучистое солнышко у нас получилось. Сколько хороших слов вы знаете. От ваших добрых слов солнышко проснулось, заулыбалось и озарило нас своими яркими лучиками. И если все будут помнить эти слова всегда, будут делиться своей добротой и теплом, то на Земле будет мир.
– Что же здесь написано? … (ПУСТЬ ВСЕГДА БУДЕТ МИР) (слайд 15)
– Так пусть же всегда будет мир на Земле, чтобы мы могли спокойно жить и учиться.
На части не делится солнце лучистое.
И вечную землю нельзя разделить.
Но искорку счастья – луча серебристого
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.
Знакомство со школьными принадлежностями.
– Каждый день вам в учёбе будут помогать помощники, без которых вы не сможете обойтись. А что это за помощники, постарайтесь отгадать. …
Новый дом несу в руке,
Дверца дома на замке.
Тут жильцы бумажные,
Все ужасно важные. (портфель) (слайд 16)
– Много вещей в портфеле ученика. В этом доме будут жить другие важные помощники. Послушайте следующую загадку и попробуйте догадаться, о ком в ней пойдёт речь.
Я всё знаю, всех учу,
Но сама всегда молчу,
Чтоб со мною подружиться,
Надо грамоте учиться. (книга) (слайд 16)
– Ваша первая учебная книга, по которой мы будем учиться читать, называется «Азбука». (показать). Книги, по которым мы будем учиться, можно назвать по-другому. Как?... (Учебники)
Сами книги не растут,
Сделать книгу – нужен труд.
Тетради, книги – береги,
Не черкай, не мни, не рви!
– А что нужно сделать с книгой, чтобы она могла жить долго? … (Обернуть)
На коробку я похож,
Ручки ты в меня кладешь.
Школьник, ты меня узнал?
Ну, конечно, я – … (Пенал) (слайд 16)
Я чёрный, красный, жёлтый, синий,
С начинкой твёрдой в середине.
С точилкой острой я дружу
И что хочу, изображу. (Карандаш) (слайд 16)
Для работы нам нужны будут простые и цветные карандаши.
Все рисунки вмиг сотрет,
Если в ход она пойдет. (Стирательная резинка - ластик) (слайд 16)
Не в новинку ей трудиться,
Ни урока не ленится.
Ей лежать в пенале скучно,
Пишет, пишет, пишет... (Ручка) (слайд 16)
То я в клетку, то в линейку,
Написать по мне сумей-ка.
Можешь и нарисовать,
Что такое Я? ... (тетрадь) (слайд 16)
Быть должны всегда в порядке
Ваши школьные тетрадки.
– Да и не только тетради, но и все вещи вы должны содержать в порядке.
– Молодцы, ребята! Быстро отгадали все загадки!
Игра «Что возьмём с собой»
– Ну а теперь проверим, запомнили ли вы, что нам нужно будет взять в школу.
Повернитесь все друг к другу,
И пожмите руки другу.
Руки вверх все поднимите,
И слегка пошевелите.
Крикнем весело: "Ура!"
Начинается игра!
Вы друг другу помогайте,
На вопросы отвечайте:
Только - ДА и только - НЕТ,
Дружно дайте мне ответ.
Проверим, что же вы положите в рюкзак, который возьмёте с собой в школу. (Дети должны отвечать "Да" или "Нет")
На дно кладем кулек конфет? (ДА)
А милицейский пистолет? (НЕТ)
Туда положим винегрет? (НЕТ)
А может быть, улыбок свет? (ДА)
Положим спелый апельсин? (ДА)
А продуктовый магазин? (НЕТ)
Цветов корзину для друзей? (ДА)
Кладем улыбку и успех? (ДА)
Ну, а задорный звонкий смех? (ДА)
– Конечно, ребята, вы поняли, что это была шуточная проверка. В школе не только надо быть серьёзными, но надо уметь и веселиться. Но всё должно быть в меру. И учиться тогда вам будет легко и интересно. Ну а хорошее настроение надо всегда брать с собой!
Пожелание ученикам и подарок о первом школьном дне.
– Вот и заканчивается ваш первый школьный день. Подходит к концу ваш первый урок Знаний. Я очень рада нашему знакомству.
Впервые для вас прозвенел звонок,
Позвал по дороге новой.
Сегодня первый у вас урок,
И первое свидание со школой.
Хочу я вам сегодня пожелать:
Всегда к вершинам знания стремиться,
И в жизни никогда не отступать,
И только с удовольствием учиться!
Итог.
– И в заключение для вас ещё одна игра «Для меня». (Я буду задавать вам вопрос, а вы должны ответить «Для меня»)
Кто-то где-то сделал парту.
Для кого? … Для меня!
Начертили эту карту.
Для кого? ... Для меня!
Карандаш, перо в пенале.
Для кого? ... Для меня!
Там звонок на переменке
Для кого? ... Для меня!
Значит, нужно так учиться,
Значит, нужно так трудиться,
Чтобы людям не стыдится
За кого? ... За меня!
– Сегодня мы только начали с вами путешествие по Стране Знаний. Но нам с вами предстоит ещё длинный путь, и много интересного ждёт нас впереди. И я думаю, вы постараетесь так учиться, чтобы ваши родные гордились вами. Успехов вам! (слайд 17)