СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 02.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность»






Дополнительная общеразвивающая программа

«Занимательная математика»



Направленность программы: социально - педагогическая

Срок реализации программы: 1 год.

Адресат программы: обучающиеся 9-10 лет.









Разработчик программы:

учитель начальных классов













г. Владивосток

2020 год

I. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы.

Пояснительная записка

Настоящая дополнительная общеразвивающая программа «Занимательная математика» разработана с учетом документов нормативной базы ДДООП:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утв. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации 09 ноября 2018 г. № 196); 


Направленность программы: социально-педагогическая.

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. 

  Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций к общему интеллектуальному развитию.

  Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у обучающихся умение самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Учить детей сравнивать и сопоставлять предметы и геометрические фигуры, искать аналогии необходимо не только во время урока, но, в большей мере, во внеурочное время. Уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических действий сравнения, классификации, обобщения, ведь при переходе из начальной школы в среднюю, к обучающимся предъявляются более высокие требования к интеллектуальному и личностному развитию, а также к степени сформированности у них учебных знаний, действий, уровню произвольности, способности к саморегуляции. В этом и заключается актуальность данной дополнительной программы. Развитие пытливости, любознательности каждого обучающегося, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед педагогом. Особенно остро этот вопрос стоит на начальном этапе обучения, когда маленький школьник только начинает познавать окружающий мир и себя в этом мире.


Новизна данной дополнительной образовательной программы заключается в том, что она направлена на социальную адаптацию и развитие интеллектуально-творческого потенциала обучающихся младшего школьного возраста, формирование умения рассуждать, способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, строить и проверять простейшие гипотезы, формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных, пространственных представлений и пространственного воображения, развитие познавательной активности и самостоятельности обучающихся, привлечение к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Отличительной особенностью данной дополнительной образовательной программы является то, что она позволяет младшим школьникам изучать математику в свободной игровой форме, стимулирует развитие мышления через нестандартные формы обучения.


Адресат программы: программа ориентирована на обучающихся в возрасте 9-10 лет, проявляющих интерес к изучению математики.


Возрастные особенности обучающихся: младший школьный возраст.

Объем и срок реализации программы: программа «Занимательная математика» рассчитана на 1 год, с объемом нагрузки - 36 часов.


Режим и форма занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю, по 1 часу.


Количество учащихся: 15 человек.


Форма обучения: очная, с применением дистанционных обучающих технологий

Цель и задачи программы

Цель: формирование логического мышления посредством освоения основ содержания математической деятельности.

Задачи программы:

воспитательные: способствовать воспитанию интереса к предмету через занимательные задания.

развивающие: расширять кругозор учащихся в различных областях математики.

обучающие: формировать элементы логической и алгоритмической грамотности, учить делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.


Планируемые результаты

Предметные: уметь рассуждать логически грамотно; правильно выполнять арифметические действия; анализировать текст задачи; уметь выбирать необходимую информацию, содержащую в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.


Метапредметные: уметь анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать верные; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; осуществлять поиск необходимой информации; использовать знаково-символические средства; формулировать собственное мнение и позицию.


Личностные: развить любознательность, сообразительность, внимательность, настойчивость, целеустремленность, самостоятельность суждений, умение преодолевать трудности; воспитать чувства справедливости, ответственности; овладеть способами исследовательской деятельности.

Содержание программы

Содержание программы «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески.

Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить обучающегося рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти ответ.

Содержание программы не требует от обучающихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.

Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной математики. Занятия развивают у обучающихся математическое мышление, краткость речи, умелое использование символики, правильное применение математической терминологии.

Курс данной программы разделен на 3 раздела, которые помогут обучающимся увеличить информативную ценность изучаемого предмета.

Учебный план

№ по порядку

Наименование

разделов и тем

Теория

Практика


Всего часов

Формы аттестации/контроля

1

Раздел 1. Числа. Арифметические действия. Величины.

7

13

20

Выполнение практических заданий в игровой форме, устный опрос, практическая работа, тестирование, диагностика.

2

Раздел 2. Мир занимательных задач.

3

5

8

Выполнение практических заданий в игровой форме, устный опрос, практическая работа, тестирование, диагностика.

3

Раздел 3. Геометрическая мозаика.

4

4

8

Выполнение практических заданий в игровой форме, устный опрос, практическая работа, тестирование, конструирование, диагностика.

Всего:

14

22

36



Содержание учебного плана

Раздел 1. Числа. Арифметические действия. Величины.

Теория: Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.

Практика: Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число. Поиск нескольких решений. Заполнение числовых кроссвордов. Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня). Занимательные задания с римскими цифрами. Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.

Формы аттестации/контроля: Выполнение практических заданий в игровой форме, устный опрос, практическая работа, тестирование, диагностика.


Раздел 2. Мир занимательных задач.

Теория: Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах. Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.

Практика: Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи.

Формы аттестации/контроля: Выполнение практических заданий в игровой форме, устный опрос, практическая работа, тестирование, диагностика.


Раздел 3. Геометрическая мозаика.


Теория: Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки 1→ 1↓, указывающие направление движения. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии. Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения.

Практика: Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание. Геометрические узоры. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу. Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб.

Формы аттестации/контроля: Выполнение практических заданий в игровой форме, устный опрос, практическая работа, тестирование, конструирование, диагностика.

Формы аттестации планируемых результатов программы и их периодичность

Итоговой работой после завершения каждого модуля дополнительной образовательной программы являются викторины, тестирования, интерактивные, устные и письменные задания.

Качество освоения материала программы проверяется диагностикой 3 раза в год. В ходе реализации программы применяются следующие виды контроля: входной, текущий, промежуточный и итоговый:

а) входной контроль, учитывающий стартовые возможности обучающихся;

б) промежуточной - устный опрос, викторины, конкурсы, диагностика;

в) итоговый контроль - диагностика.

Определяя процесс выявления результативности образовательной деятельности, необходимо отметить:

Во-первых, процедура проверки результата работы детей необходима для выявления истинного ее качества. Несмотря на то, что отдельные результаты хорошо просматриваются в ходе занятий, необходимо выявить комплексность сформированных знаний, умений и навыков.

Во-вторых, подведение итогов дает возможность актуализировать ранее полученные знания, умения и навыки, проявить самостоятельность и инициативность.

Работу по подведению итогов необходимо построить так, чтобы дети радовались проделанной работе. На каждом занятии педагог должен подчеркнуть достижения каждого обучающегося и помочь детям самим проанализировать свой труд.

Способы организации контроля:

- индивидуальный

- фронтальный

-групповой.


II. Комплекс организационно – педагогических условий

Методическое обеспечение программы

1. Авторские методики для разработки тем программы дополнительного образования «Занимательная математика» по математике.

2. Иллюстративный материал: презентации, видеозаписи, аудиозаписи, иллюстрации по темам занятий, дидактические материалы по тематике, наглядные материалы.

3. Материально-техническое обеспечение: карточки, раздаточный материал, игровые средства обучения: кубики, наборы цветных маркеров, карандашей, фломастеров, фотоаппарат, ноутбук, звуковые колонки.

На каждом этапе предполагается широкое использование игр, методов и приемов. Кроме этого занятия могут проходить в форме игры, соревнования, открытого занятия. Особенностью методики является разнообразие активных видов детской деятельности, смена которых позволяет избегать монотонности, снимает напряжение и усталость.


Условия реализации программы

Использование тематических игр, как по наглядным пособиям так и с использованием интерактивной доски является одним из самых важных способов достижения многих образовательных целей и условий реализации программы «Занимательная математика».

Возможность опоры на игровую деятельность позволит обеспечить естественную мотивацию, сделать интересными даже самые элементарные задания. Игра в дополнительном образовании математики органически связана, т.к. игра делает трудный и утомительный процесс обучения веселым, а это усиливает мотивацию к обучению.

Игры на занятиях по программе «Занимательная математика » могут выполнять сразу несколько функций: обучающую, коммуникативную, развлекательную, релаксационную, развивающую и воспитательную. Тематически подобранные игры планируется использовать при введении нового материала, при закреплении его, а также при контроле знаний.

В ходе обучения используется принцип «нарастания» - прогрессивное увеличение объема нового материала при постоянном повторении пройденного. За счет многократной повторяемости происходит процесс «наложения». Материал одного занятия постепенно и естественно усваивается на протяжении нескольких занятий, повторяется и обогащается на каждом последующем занятии.

Основной двигатель обучения для детей – радость познания, положительные эмоции. Важную роль в этом играет стиль поведения педагога дополнительного образования. Улыбка, ласковый взгляд, доброе отношение к детям имеют здесь большое значение. Вера в способности ребенка, радость за его успехи, отсутствие отрицательных оценок – главное педагогическое средство при обучении детей дошкольного и раннего школьного возраста.


Оценочные материалы

Мониторинг образовательных результатов, выявление уровня развития способностей, личностных качеств обучающихся и их соответствия прогнозируемым результатам программы проводится на каждом занятии с использованием раздаточного материала.





















Список литературы для педагога

  1. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007

  2. Белицкая Н. Г., Орг А. О. Школьные олимпиады. Начальная школа. М.: Айрис – пресс,2008

  3. Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников // Начальная школа. —2009. — № 7.

  4. Ефремушкина О.А. Школьные олимпиады для начальных классов / О.А. Ефремушкина – Изд. 5-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 186 с.

  5. Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002

  6. Максимова Т. Н. Олимпиадные задания. 3-4 кл. М.: «ВАКО», 2011

  7. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002

  8. Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. — СПб.: Союз, 2001.

  9. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004

  10. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004

  11. Шевердина Н.А. Новые олимпиады для нач. школы/ Н.А. Шевердина, Л.Л. Сушинская. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 219 с.

  12. Шкляров, Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи [Текст] / Т.В. Шкляров. - М.: Грамотей, 2004.

Интернет-ресурсы

1. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.

2. http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.

Список литературы для обучающихся

  1. Анисимова Н.П., Винакова Е.Д. Обучающие и развивающие игры: 1-4 классы. М.: Издательство “Первое сентября” - 2004 г.

  2. Калугин М.А. После уроков. Ребусы, кроссворды, головоломки. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития: Академия, Ко: Академия Холдинг, 2000.

  3. Касаткина Н.А. Занимательные материалы к урокам математики, природоведения в начальной школе (стихи, кроссворды, загадки, игры). – Волгоград: Учитель. 2003.

  4. Сухин И.Г. Книга затей для учеников и учителей: Загадки, скороговорки, кроссворды, литературные и математические задания: 1-4 классы. Тула: ООО Издательство “Астрель”, 2004.

  5. Цуканова В.С. Развивающие занятия по моделированию в начальной школе. – Ростов-на-Дону: “Деникс”, 2003.

  6. Олимпиадные задания по математ. 1-4 кл. Вып. 2/авт.-сост. Субботина О.В.Волгогр:Учитель,2010.-120с.

Интернет-ресурсы

1. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».

2. http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы.

Приложение1 Календарный учебный график

№ п/п

Дата

проведения занятия

Форма занятия

Кол.

часов

Тема занятия


Место проведения

Форма контроля

1


Игры. Головоломки. Ребусы. Задачи.

1

«Числовой» конструктор.

Каб. 36

Индивидуальный, фронтальный. Устный опрос Выполнение практических заданий

2


Игры. Головоломки. Ребусы. Задачи.

2

Геометрия вокруг нас.


Каб. 36

Индивидуальный, фронтальный. Устный опрос Выполнение практических заданий

3


Игры. Головоломки. Ребусы. Задачи.

1

Волшебные переливания.

Каб. 36

Индивидуальный, фронтальный. Устный опрос Выполнение практических заданий

4


Игры. Головоломки. Ребусы. Задачи.

1

В царстве смекалки.

Каб. 36

Индивидуальный, фронтальный. Устный опрос Выполнение практических заданий

5


Игры. Головоломки. Ребусы. Задачи.

1

Решение нестандартных задач.

Каб. 36

Индивидуальный, фронтальный. Устный опрос Выполнение практических заданий

6


Игры. Головоломки. Ребусы. Задачи.

2

«Спичечный» конструктор.

Каб. 36

Индивидуальный, фронтальный. Устный опрос Выполнение практических заданий

7


Игры. Головоломки. Ребусы. Задачи.

1

Числовые головоломки.


Каб. 36

Индивидуальный, фронтальный. Устный опрос Выполнение практических заданий

8


Игры. Головоломки. Ребусы. Задачи.

1

Интеллектуальная разминка.

Каб. 36

Индивидуальный, фронтальный. Устный опрос Выполнение практических заданий

9


Игры. Головоломки. Ребусы. Задачи.

1

Математические фокусы.

Каб. 36

Индивидуальный, фронтальный. Устный опрос Выполнение практических заданий

10


Игры. Головоломки. Ребусы. Задачи.

1

Математические игры.

Каб. 36

Индивидуальный, групповой Устный опрос Выполнение практических заданий

11


Игры. Головоломки. Ребусы. Задачи.

1

Секреты чисел.

Каб. 36

Индивидуальный, групповой Устный опрос Выполнение практических заданий

12


Игры. Головоломки. Ребусы. Задачи.

1

Математическое путешествие. Весёлый счёт.

Каб. 36

Индивидуальный, групповой Устный опрос Выполнение практических заданий

13


Игры. Головоломки. Ребусы. Задачи.

1

Выбери маршрут.


Каб. 36

Индивидуальный, фронтальный. Устный опрос Выполнение практических заданий

14


Игры. Головоломки. Ребусы. Задачи.

2

Числовые головоломки.

Каб. 36

Индивидуальный, фронтальный. Устный опрос Выполнение практических заданий

15


Игры. Головоломки. Ребусы. Задачи.

1

В царстве смекалки. Решение логических задач.

Каб. 36

Индивидуальный, фронтальный. Устный опрос Выполнение практических заданий

16


Игры. Головоломки. Ребусы. Задачи.

1

В царстве смекалки. Решение нестандартных задач.

Каб. 36

Индивидуальный, фронтальный. Устный опрос Выполнение практических заданий

17


Игры. Головоломки. Ребусы. Задачи.

1

Мир занимательных задач.

Каб. 36

Индивидуальный, фронтальный. Устный опрос Выполнение практических заданий

18


Игры. Головоломки. Ребусы. Задачи.

1

Геометрический калейдоскоп.

Каб. 36

Индивидуальный, фронтальный. Устный опрос Выполнение практических заданий

19


Игры. Головоломки. Ребусы. Задачи.

2

Интеллектуальная разминка. Задачи – шутки.

Каб. 36

Индивидуальный, фронтальный. Устный опрос Выполнение практических заданий

20


Игры. Головоломки. Ребусы. Задачи.

1

Задачи на сообразительность.

Каб. 36

Индивидуальный, фронтальный. Устный опрос Выполнение практических заданий

21


Игры. Головоломки. Ребусы. Задачи.

1

Мир занимательных задач.

Каб. 36

Индивидуальный, групповой Устный опрос Выполнение практических заданий

22


Игры. Головоломки. Ребусы. Задачи.

2

Математические головоломки.

Каб. 36

Индивидуальный, групповой Устный опрос Выполнение практических заданий

23


Игры. Головоломки. Ребусы. Задачи.

1

Комбинаторные задачи.

Каб. 36

Индивидуальный, групповой Устный опрос Выполнение практических заданий

24


Игры. Головоломки. Ребусы. Задачи.

1

Числовые головоломки.

Каб. 36

Индивидуальный, групповой Устный опрос Выполнение практических заданий

25


Игры. Головоломки. Ребусы. Задачи.

1

Конкурс смекалки. Задачи в стихах.

Каб. 36

Индивидуальный, групповой Устный опрос Выполнение практических заданий

26


Игры. Головоломки. Ребусы. Задачи.

1

Это было в старину.

Каб. 36

Индивидуальный, групповой Устный опрос Выполнение практических заданий

27


Игры. Головоломки. Ребусы. Задачи.

1

Математические фокусы.


Каб. 36

Индивидуальный, групповой Устный опрос Выполнение практических заданий

28


Игры. Головоломки. Ребусы. Задачи.

1

Математический лабиринт.

Каб. 36

Индивидуальный, групповой Устный опрос Выполнение практических заданий

29


Игры. Головоломки. Ребусы. Задачи.

1

Составление занимательных заданий.

Каб. 36

Индивидуальный, фронтальный. Устный опрос Выполнение практических заданий

30


Игры. Головоломки. Ребусы. Задачи.

1

Интеллектуальная разминка.

Каб. 36

Индивидуальный, групповой Устный опрос Выполнение практических заданий

31


Игры. Головоломки. Ребусы. Задачи.

1

Энциклопедия математических развлечений.

Каб. 36

Индивидуальный, групповой Устный опрос Выполнение практических заданий

Итого

36
























Приложение 2

















27



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс