СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 02.06.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Дополнительная общеразвивающая программа
«Занимательная математика»
Направленность программы: социально - педагогическая
Срок реализации программы: 1 год.
Адресат программы: обучающиеся 9-10 лет.
Разработчик программы:
учитель начальных классов
г. Владивосток
2020 год
I. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы.
Пояснительная записка
Настоящая дополнительная общеразвивающая программа «Занимательная математика» разработана с учетом документов нормативной базы ДДООП:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утв. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации 09 ноября 2018 г. № 196);
Направленность программы: социально-педагогическая.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций к общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у обучающихся умение самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Учить детей сравнивать и сопоставлять предметы и геометрические фигуры, искать аналогии необходимо не только во время урока, но, в большей мере, во внеурочное время. Уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических действий сравнения, классификации, обобщения, ведь при переходе из начальной школы в среднюю, к обучающимся предъявляются более высокие требования к интеллектуальному и личностному развитию, а также к степени сформированности у них учебных знаний, действий, уровню произвольности, способности к саморегуляции. В этом и заключается актуальность данной дополнительной программы. Развитие пытливости, любознательности каждого обучающегося, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед педагогом. Особенно остро этот вопрос стоит на начальном этапе обучения, когда маленький школьник только начинает познавать окружающий мир и себя в этом мире.
Новизна данной дополнительной образовательной программы заключается в том, что она направлена на социальную адаптацию и развитие интеллектуально-творческого потенциала обучающихся младшего школьного возраста, формирование умения рассуждать, способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, строить и проверять простейшие гипотезы, формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных, пространственных представлений и пространственного воображения, развитие познавательной активности и самостоятельности обучающихся, привлечение к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Отличительной особенностью данной дополнительной образовательной программы является то, что она позволяет младшим школьникам изучать математику в свободной игровой форме, стимулирует развитие мышления через нестандартные формы обучения.
Адресат программы: программа ориентирована на обучающихся в возрасте 9-10 лет, проявляющих интерес к изучению математики.
Возрастные особенности обучающихся: младший школьный возраст.
Объем и срок реализации программы: программа «Занимательная математика» рассчитана на 1 год, с объемом нагрузки - 36 часов.
Режим и форма занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю, по 1 часу.
Количество учащихся: 15 человек.
Форма обучения: очная, с применением дистанционных обучающих технологий
Цель и задачи программы
Цель: формирование логического мышления посредством освоения основ содержания математической деятельности.
Задачи программы:
воспитательные: способствовать воспитанию интереса к предмету через занимательные задания.
развивающие: расширять кругозор учащихся в различных областях математики.
обучающие: формировать элементы логической и алгоритмической грамотности, учить делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Планируемые результаты
Предметные: уметь рассуждать логически грамотно; правильно выполнять арифметические действия; анализировать текст задачи; уметь выбирать необходимую информацию, содержащую в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Метапредметные: уметь анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать верные; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; осуществлять поиск необходимой информации; использовать знаково-символические средства; формулировать собственное мнение и позицию.
Личностные: развить любознательность, сообразительность, внимательность, настойчивость, целеустремленность, самостоятельность суждений, умение преодолевать трудности; воспитать чувства справедливости, ответственности; овладеть способами исследовательской деятельности.
Содержание программы
Содержание программы «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески.
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить обучающегося рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти ответ.
Содержание программы не требует от обучающихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.
Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной математики. Занятия развивают у обучающихся математическое мышление, краткость речи, умелое использование символики, правильное применение математической терминологии.
Курс данной программы разделен на 3 раздела, которые помогут обучающимся увеличить информативную ценность изучаемого предмета.
Учебный план
№ по порядку | Наименование разделов и тем | Теория | Практика
| Всего часов | Формы аттестации/контроля | ||||
1 | Раздел 1. Числа. Арифметические действия. Величины. | 7 | 13 | 20 | Выполнение практических заданий в игровой форме, устный опрос, практическая работа, тестирование, диагностика. | ||||
2 | Раздел 2. Мир занимательных задач. | 3 | 5 | 8 | Выполнение практических заданий в игровой форме, устный опрос, практическая работа, тестирование, диагностика. | ||||
3 | Раздел 3. Геометрическая мозаика. | 4 | 4 | 8 | Выполнение практических заданий в игровой форме, устный опрос, практическая работа, тестирование, конструирование, диагностика. | ||||
Всего: | 14 | 22 | 36 |
|
Содержание учебного плана
Раздел 1. Числа. Арифметические действия. Величины.
Теория: Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.
Практика: Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число. Поиск нескольких решений. Заполнение числовых кроссвордов. Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня). Занимательные задания с римскими цифрами. Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.
Формы аттестации/контроля: Выполнение практических заданий в игровой форме, устный опрос, практическая работа, тестирование, диагностика.
Раздел 2. Мир занимательных задач.
Теория: Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах. Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.
Практика: Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи.
Формы аттестации/контроля: Выполнение практических заданий в игровой форме, устный опрос, практическая работа, тестирование, диагностика.
Раздел 3. Геометрическая мозаика.
Теория: Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки 1→ 1↓, указывающие направление движения. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии. Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения.
Практика: Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание. Геометрические узоры. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу. Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб.
Формы аттестации/контроля: Выполнение практических заданий в игровой форме, устный опрос, практическая работа, тестирование, конструирование, диагностика.
Формы аттестации планируемых результатов программы и их периодичность
Итоговой работой после завершения каждого модуля дополнительной образовательной программы являются викторины, тестирования, интерактивные, устные и письменные задания.
Качество освоения материала программы проверяется диагностикой 3 раза в год. В ходе реализации программы применяются следующие виды контроля: входной, текущий, промежуточный и итоговый:
а) входной контроль, учитывающий стартовые возможности обучающихся;
б) промежуточной - устный опрос, викторины, конкурсы, диагностика;
в) итоговый контроль - диагностика.
Определяя процесс выявления результативности образовательной деятельности, необходимо отметить:
Во-первых, процедура проверки результата работы детей необходима для выявления истинного ее качества. Несмотря на то, что отдельные результаты хорошо просматриваются в ходе занятий, необходимо выявить комплексность сформированных знаний, умений и навыков.
Во-вторых, подведение итогов дает возможность актуализировать ранее полученные знания, умения и навыки, проявить самостоятельность и инициативность.
Работу по подведению итогов необходимо построить так, чтобы дети радовались проделанной работе. На каждом занятии педагог должен подчеркнуть достижения каждого обучающегося и помочь детям самим проанализировать свой труд.
Способы организации контроля:
- индивидуальный
- фронтальный
-групповой.
II. Комплекс организационно – педагогических условий
Методическое обеспечение программы
1. Авторские методики для разработки тем программы дополнительного образования «Занимательная математика» по математике.
2. Иллюстративный материал: презентации, видеозаписи, аудиозаписи, иллюстрации по темам занятий, дидактические материалы по тематике, наглядные материалы.
3. Материально-техническое обеспечение: карточки, раздаточный материал, игровые средства обучения: кубики, наборы цветных маркеров, карандашей, фломастеров, фотоаппарат, ноутбук, звуковые колонки.
На каждом этапе предполагается широкое использование игр, методов и приемов. Кроме этого занятия могут проходить в форме игры, соревнования, открытого занятия. Особенностью методики является разнообразие активных видов детской деятельности, смена которых позволяет избегать монотонности, снимает напряжение и усталость.
Условия реализации программы
Использование тематических игр, как по наглядным пособиям так и с использованием интерактивной доски является одним из самых важных способов достижения многих образовательных целей и условий реализации программы «Занимательная математика».
Возможность опоры на игровую деятельность позволит обеспечить естественную мотивацию, сделать интересными даже самые элементарные задания. Игра в дополнительном образовании математики органически связана, т.к. игра делает трудный и утомительный процесс обучения веселым, а это усиливает мотивацию к обучению.
Игры на занятиях по программе «Занимательная математика » могут выполнять сразу несколько функций: обучающую, коммуникативную, развлекательную, релаксационную, развивающую и воспитательную. Тематически подобранные игры планируется использовать при введении нового материала, при закреплении его, а также при контроле знаний.
В ходе обучения используется принцип «нарастания» - прогрессивное увеличение объема нового материала при постоянном повторении пройденного. За счет многократной повторяемости происходит процесс «наложения». Материал одного занятия постепенно и естественно усваивается на протяжении нескольких занятий, повторяется и обогащается на каждом последующем занятии.
Основной двигатель обучения для детей – радость познания, положительные эмоции. Важную роль в этом играет стиль поведения педагога дополнительного образования. Улыбка, ласковый взгляд, доброе отношение к детям имеют здесь большое значение. Вера в способности ребенка, радость за его успехи, отсутствие отрицательных оценок – главное педагогическое средство при обучении детей дошкольного и раннего школьного возраста.
Оценочные материалы
Мониторинг образовательных результатов, выявление уровня развития способностей, личностных качеств обучающихся и их соответствия прогнозируемым результатам программы проводится на каждом занятии с использованием раздаточного материала.
Список литературы для педагога
Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
Белицкая Н. Г., Орг А. О. Школьные олимпиады. Начальная школа. М.: Айрис – пресс,2008
Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников // Начальная школа. —2009. — № 7.
Ефремушкина О.А. Школьные олимпиады для начальных классов / О.А. Ефремушкина – Изд. 5-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 186 с.
Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
Максимова Т. Н. Олимпиадные задания. 3-4 кл. М.: «ВАКО», 2011
Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. — СПб.: Союз, 2001.
Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
Шевердина Н.А. Новые олимпиады для нач. школы/ Н.А. Шевердина, Л.Л. Сушинская. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 219 с.
Шкляров, Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи [Текст] / Т.В. Шкляров. - М.: Грамотей, 2004.
Интернет-ресурсы
1. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.
2. http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.
Список литературы для обучающихся
Анисимова Н.П., Винакова Е.Д. Обучающие и развивающие игры: 1-4 классы. М.: Издательство “Первое сентября” - 2004 г.
Калугин М.А. После уроков. Ребусы, кроссворды, головоломки. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития: Академия, Ко: Академия Холдинг, 2000.
Касаткина Н.А. Занимательные материалы к урокам математики, природоведения в начальной школе (стихи, кроссворды, загадки, игры). – Волгоград: Учитель. 2003.
Сухин И.Г. Книга затей для учеников и учителей: Загадки, скороговорки, кроссворды, литературные и математические задания: 1-4 классы. Тула: ООО Издательство “Астрель”, 2004.
Цуканова В.С. Развивающие занятия по моделированию в начальной школе. – Ростов-на-Дону: “Деникс”, 2003.
Олимпиадные задания по математ. 1-4 кл. Вып. 2/авт.-сост. Субботина О.В.Волгогр:Учитель,2010.-120с.
Интернет-ресурсы
1. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».
2. http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы.
Приложение1 Календарный учебный график
№ п/п | Дата проведения занятия | Форма занятия | Кол. часов | Тема занятия
| Место проведения | Форма контроля | ||
1 |
| Игры. Головоломки. Ребусы. Задачи. | 1 | «Числовой» конструктор. | Каб. 36 | Индивидуальный, фронтальный. Устный опрос Выполнение практических заданий | ||
2 |
| Игры. Головоломки. Ребусы. Задачи. | 2 | Геометрия вокруг нас.
| Каб. 36 | Индивидуальный, фронтальный. Устный опрос Выполнение практических заданий | ||
3 |
| Игры. Головоломки. Ребусы. Задачи. | 1 | Волшебные переливания. | Каб. 36 | Индивидуальный, фронтальный. Устный опрос Выполнение практических заданий | ||
4 |
| Игры. Головоломки. Ребусы. Задачи. | 1 | В царстве смекалки. | Каб. 36 | Индивидуальный, фронтальный. Устный опрос Выполнение практических заданий | ||
5 |
| Игры. Головоломки. Ребусы. Задачи. | 1 | Решение нестандартных задач. | Каб. 36 | Индивидуальный, фронтальный. Устный опрос Выполнение практических заданий | ||
6 |
| Игры. Головоломки. Ребусы. Задачи. | 2 | «Спичечный» конструктор. | Каб. 36 | Индивидуальный, фронтальный. Устный опрос Выполнение практических заданий | ||
7 |
| Игры. Головоломки. Ребусы. Задачи. | 1 | Числовые головоломки.
| Каб. 36 | Индивидуальный, фронтальный. Устный опрос Выполнение практических заданий | ||
8 |
| Игры. Головоломки. Ребусы. Задачи. | 1 | Интеллектуальная разминка. | Каб. 36 | Индивидуальный, фронтальный. Устный опрос Выполнение практических заданий | ||
9 |
| Игры. Головоломки. Ребусы. Задачи. | 1 | Математические фокусы. | Каб. 36 | Индивидуальный, фронтальный. Устный опрос Выполнение практических заданий | ||
10 |
| Игры. Головоломки. Ребусы. Задачи. | 1 | Математические игры. | Каб. 36 | Индивидуальный, групповой Устный опрос Выполнение практических заданий | ||
11 |
| Игры. Головоломки. Ребусы. Задачи. | 1 | Секреты чисел. | Каб. 36 | Индивидуальный, групповой Устный опрос Выполнение практических заданий | ||
12 |
| Игры. Головоломки. Ребусы. Задачи. | 1 | Математическое путешествие. Весёлый счёт. | Каб. 36 | Индивидуальный, групповой Устный опрос Выполнение практических заданий | ||
13 |
| Игры. Головоломки. Ребусы. Задачи. | 1 | Выбери маршрут.
| Каб. 36 | Индивидуальный, фронтальный. Устный опрос Выполнение практических заданий | ||
14 |
| Игры. Головоломки. Ребусы. Задачи. | 2 | Числовые головоломки. | Каб. 36 | Индивидуальный, фронтальный. Устный опрос Выполнение практических заданий | ||
15 |
| Игры. Головоломки. Ребусы. Задачи. | 1 | В царстве смекалки. Решение логических задач. | Каб. 36 | Индивидуальный, фронтальный. Устный опрос Выполнение практических заданий | ||
16 |
| Игры. Головоломки. Ребусы. Задачи. | 1 | В царстве смекалки. Решение нестандартных задач. | Каб. 36 | Индивидуальный, фронтальный. Устный опрос Выполнение практических заданий | ||
17 |
| Игры. Головоломки. Ребусы. Задачи. | 1 | Мир занимательных задач. | Каб. 36 | Индивидуальный, фронтальный. Устный опрос Выполнение практических заданий | ||
18 |
| Игры. Головоломки. Ребусы. Задачи. | 1 | Геометрический калейдоскоп. | Каб. 36 | Индивидуальный, фронтальный. Устный опрос Выполнение практических заданий | ||
19 |
| Игры. Головоломки. Ребусы. Задачи. | 2 | Интеллектуальная разминка. Задачи – шутки. | Каб. 36 | Индивидуальный, фронтальный. Устный опрос Выполнение практических заданий | ||
20 |
| Игры. Головоломки. Ребусы. Задачи. | 1 | Задачи на сообразительность. | Каб. 36 | Индивидуальный, фронтальный. Устный опрос Выполнение практических заданий | ||
21 |
| Игры. Головоломки. Ребусы. Задачи. | 1 | Мир занимательных задач. | Каб. 36 | Индивидуальный, групповой Устный опрос Выполнение практических заданий | ||
22 |
| Игры. Головоломки. Ребусы. Задачи. | 2 | Математические головоломки. | Каб. 36 | Индивидуальный, групповой Устный опрос Выполнение практических заданий | ||
23 |
| Игры. Головоломки. Ребусы. Задачи. | 1 | Комбинаторные задачи. | Каб. 36 | Индивидуальный, групповой Устный опрос Выполнение практических заданий | ||
24 |
| Игры. Головоломки. Ребусы. Задачи. | 1 | Числовые головоломки. | Каб. 36 | Индивидуальный, групповой Устный опрос Выполнение практических заданий | ||
25 |
| Игры. Головоломки. Ребусы. Задачи. | 1 | Конкурс смекалки. Задачи в стихах. | Каб. 36 | Индивидуальный, групповой Устный опрос Выполнение практических заданий | ||
26 |
| Игры. Головоломки. Ребусы. Задачи. | 1 | Это было в старину. | Каб. 36 | Индивидуальный, групповой Устный опрос Выполнение практических заданий | ||
27 |
| Игры. Головоломки. Ребусы. Задачи. | 1 | Математические фокусы.
| Каб. 36 | Индивидуальный, групповой Устный опрос Выполнение практических заданий | ||
28 |
| Игры. Головоломки. Ребусы. Задачи. | 1 | Математический лабиринт. | Каб. 36 | Индивидуальный, групповой Устный опрос Выполнение практических заданий | ||
29 |
| Игры. Головоломки. Ребусы. Задачи. | 1 | Составление занимательных заданий. | Каб. 36 | Индивидуальный, фронтальный. Устный опрос Выполнение практических заданий | ||
30 |
| Игры. Головоломки. Ребусы. Задачи. | 1 | Интеллектуальная разминка. | Каб. 36 | Индивидуальный, групповой Устный опрос Выполнение практических заданий | ||
31 |
| Игры. Головоломки. Ребусы. Задачи. | 1 | Энциклопедия математических развлечений. | Каб. 36 | Индивидуальный, групповой Устный опрос Выполнение практических заданий | ||
Итого | 36 |
|
Приложение 2
27