СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность»

Рассмотрено на заседании

методического совета

Протокол №1

от « »________________2022 г.

Руководитель методического совета

________________ Н.В.Осипова

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

________________Е.А. Щукина

« »_________________2022 г.

Утверждено:

Директор школы – интерната№2

________________Т.В. Шутилова

Приказ №_______

от « »_________________2022 г.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЛЯ ДЕТЕЙ – СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

«ВЫШНЕВОЛОЦКАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ №2»


Содержание рабочей программы внеурочной деятельности

«Занимательная математика»

в 5 классе (7.2)


на 2022 – 2023 учебный год

(срок реализации программы)


Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» составлена на основе программы по математике для 5-6 классов

авторов: Е. А. Бунимович, Л. В. Кузнецовой, С.С. Минаевой, М. «Просвещение», 2014 г.,

разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования




Адаптирована учителем Мишиной Альбиной Витальевной



г. Вышний Волочек

2022 г.




Аннотация к внеурочной курсу «Занимательная математика» 5 класс (7.2)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика » для 5 класса разработана на основе:

1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

2. Примерной программы по математике для 5-6 классов авторов: Е. А. Бунимович, Л. В. Кузнецовой, С.С. Минаевой (М. «Просвещение», 2014 г,), с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса.


Общая характеристика и коррекционно – развивающее значение курса

Математика занимает особое место в образовании человека, что определяется безусловной практической значимостью математики, её возможностями в развитии и формировании мышления человека, её вкладом в создание представлений о научных методах познания действительности. Являясь частью общего образования, среди предметов, формирующих интеллект, математика находится на первом месте. Первоначальные математические познания должны входить с самых ранних лет в наше образование и воспитание. Результаты надёжны лишь тогда, когда введение в область математических знаний совершается в лёгкой и приятной форме, на предметах обыденной и повседневной обстановки, подобранных с надлежащим остроумием и занимательностью. Математика занимает особое место в образовании человека, что определяется безусловной практической значимостью математики, её возможностями в развитии и формировании мышления человека, её вкладом в создание представлений о научных методах познания действительности.

Внеурочная деятельность по предмету «Математика» реализуется в форме факультатива посредством включения в план внеурочной деятельности линейного курса «Математика». Факультативные занятия организуются для обучающихся, показывающих повышенную успешность при изучении учебного предмета «Математика». Занятия проводятся в форме регламентированной дискуссии, работы в малых группах, индивидуальной работы. В занятия различные виды деятельности - чтение и обсуждение текста учебника, обсуждение докладов и презентаций, составление и решение задач, обсуждение способов решения. Ребятам предлагаются разнообразные по характеру упражнения, среди которых немало заданий повышенной трудности, нестандартных упражнений. Это повышает мотивацию обучения, развивает интерес к изучению предмета. Программа предполагает развитие кругозора и мышления у обучающихся, способствует повышению их интеллектуального уровня.


Цель и задачи изучаемого курса

Данный учебный предмет имеет своей целью развитие мышления, прежде всего, и формирование абстрактного мышления.

Изучение предмета «Математика» способствует решению следующих задач:

  • формирование алгоритмических умений и навыков, эвристических приемов, как общего, так и конкретного характера;

  • формирование таких качеств мышления, как сила и гибкость, конструктивность и критичность;

  • формирование математического стиля мышления, включающее в себя индукцию и дедукцию, обобщение и конкретизацию, анализ и синтез, классификацию и систематизацию, абстрагирование и аналогию.



Место курса в учебном плане

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования в 5 классе предусмотрен курс внеурочной деятельности по предмету «Математика». Данный курс позволяет развивать кругозор и мышление у обучающихся, способствует повышению интеллектуального уровня, повышает мотивацию к обучению.

Согласно учебному плану образовательного учреждения рабочая программа курса рассчитана на 34 часа: из расчета 1 учебный час в неделю на 34 учебные недели.


Планируемые результаты

Изучение курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» направлено на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования:

Личностные

  • Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;

  • Ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • Осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;

  • Умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;

  • Критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.

Метапредметные

  • Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;

  • Устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • Развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

  • Первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;

  • Умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

  • Умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических задач, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;

  • Умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации.

  • Умение выдвигать гипотезы при решении задачи понимать необходимость их проверки;

  • Понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.

Предметные

  • Осознание значения математики для повседневной жизни человека;

  • Представление о математической науке как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;

  • Развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;

  • Владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;

  • Практически значимые математические умения и навыки, их применение к решению математических и нематематических задач, предполагающее умение:

- выполнять вычисления с натуральными числами, обыкновенными и смешанными дробями;

- решать текстовые задачи арифметическим способом и с помощью составления и решения уравнений;

- изображать фигуры на плоскости;

- использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;

- измерять длины отрезков, величины углов, вычислять площади и объемы фигур;

- распознавать и изображать равные и симметричные фигуры;

- проводить практические вычисления с процентами, использовать прикидки и оценки, выполнять необходимые измерения;

- использовать буквенную символику для записи общих утверждений, формул, выражений, уравнений;

- строить на координатной прямой точки по заданным координатам, определять координаты точек;

- читать и использовать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы, в графическом виде;

- решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов.



Особенности реализации программы курса

Учитывая особенности детей с ОВЗ, занятия проводятся индивидуально. Ведь каждый ребенок требует индивидуального подхода. Структура и содержание обучения меняются в зависимости от физического, психического состояния и возрастных особенностей детей. На занятиях дается минимум теории, все сводится к практической деятельности, что обусловлено особенностями воспитанников этой категории.

Согласно Положению о рабочей программе, срок реализации рабочей программы – 2022-2023 учебный год. Рабочая программа рассчитана на 34 часа в учебном году, что соответствует 1учебному часу в неделю.


Название раздела

Кол-во часов по РП

Кол-во часов по АРП

1

Натуральные числа

4

3 (1 озн-но)

2

Сложение и вычитание натуральных чисел

7

5 (2 озн-но)

3

Умножение и деление натуральных чисел

10

13

4

Дроби

7

9

5

Таблицы и диаграммы

6

4

Итого:

34

34


Требования к уровню подготовки обучающихся по курсу к концу года

В результате изучения курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» обучающиеся должны знать/понимать:

  • основные правила, определения, формулы;

  • существо понятия алгоритма, примеры алгоритмов;

  • как используются математические правила, определения, формулы, уравнения для решения математических и практических задач;

  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;

  • каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия.

В результате изучения курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» обучающиеся должны уметь:

  • выполнять вычисления с натуральными числами, обыкновенными и смешанными дробями;

  • решать текстовые задачи арифметическим способом и с помощью составления и решения уравнений;

  • изображать фигуры на плоскости;

  • использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;

  • измерять длины отрезков, величины углов, вычислять площади и объемы фигур;

  • распознавать и изображать равные и симметричные фигуры;

  • проводить практические вычисления с процентами, использовать прикидки и оценки, выполнять необходимые измерения;

  • использовать буквенную символику для записи общих утверждений, формул, выражений, уравнений;

  • строить на координатной прямой точки по заданным координатам, определять координаты точек;

  • читать и использовать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы, в графическом виде;

  • решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов.


Учебно-методическое и информационное обеспечение

Для педагога:

1. Е.А. Бунимович, Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева: Математика 5 – 6 класс. Рабочие программы. – М.: Просвещение, 2014г.

2. Математика. Арифметика. Геометрия. Поурочные методические рекомендации. 5 класс: пособие для учителя /Н.В. Сафонова. — М.: просвещение 2012 г.;

Для обучающихся:

1. Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций /Е.А. Бунимович, Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова и др; — М.: Просвещение, 2019 г.

2. Математика. Арифметика. Геометрия. Задачник. 5 класс: пособие для обучающихся общеобразовательных учреждений / Е.А. Бунимович, Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева.
— М.: Просвещение, 2017 г.;

3. Математика. Арифметика. Геометрия. Тетрадь-тренажер. 5 класс: пособие для обучающихся общеобразовательных учреждений / Е.А. Бунимович, Л.В. Кузнецова,
С.С. Минаева. — М.: Просвещение, 2017г.

4. Энциклопедия Т. 11. Математика/Глав. ред. М. Д. Аксенова – М.: АВАНТА+, 1998г.

КИМ:

1. Математика. Арифметика. Геометрия. Тетрадь-экзаменатор. 5 класс: пособие для обучающихся общеобразовательных учреждений /Н.В. Сафонова. — М.: Просвещение, 2017г.;

2. Математика. 5 класс : математические диктанты, самостоятельные работы, тесты / авт.-сост. Г.Б. Полтавская – Волгоград : 2016 г.;

3. Математика. 5 класс. Комплексные типовые задания. 10 вариантов / К.В. Голосная. – Волгоград : 2017 г.;

4. Математика. 5 класс : диагностические работы для оценки освоения содержания программы / А.М. Борисова. – Волгоград : Учитель,

2016 г.

Материально-техническая база:

  1. Доска школьная - магнитная.

  2. Комплект чертежных инструментов (классных и раздаточных): линейка, транспортир, угольник (30°, 60°,45°, 90°), циркуль.

  3. Компьютер.

  4. Диск «Математика. 5-6 классы».

  5. Плакаты тематические. Таблицы

Содержание курса

Натуральные числа (3ч)

Ряд натуральных чисел. Римская система счисления. Позиционные системы счисления. Обозначение цифр в Древней Руси. Старинные меры длины. Метрическая система мер в России, в Европе. Десятичная запись натуральных чисел. Округление натуральных чисел. Координатный луч. Отрезок. Построение отрезка. Длина отрезка, ломаной. Периметр многоугольника. Примеры зависимостей между величинами. Представление зависимостей в виде формул. Вычисление по формулам.

Формы организации деятельности – классно-урочная, регламентированная дискуссия, работа в малых группах

Виды деятельности - чтение и обсуждение текста   учебника, обсуждение докладов и презентаций, составление и решение задач, обсуждение способов решения.

Сложение и вычитание натуральных чисел (5 ч)

Сложение и вычитание натуральных чисел. Свойства сложения. Буквенные выражения. Угол. Виды углов. Градусная мера углов. Измерение и построение углов с помощью транспортира. Равенство фигур. Треугольник. Виды треугольников.

Формы организации деятельности – классно-урочная, регламентированная дискуссия, работа в малых группах

Виды деятельности - чтение и обсуждение текста   учебника, обсуждение докладов и презентаций, составление и решение задач, обсуждение способов решения.

Умножение и деление натуральных чисел (13 ч)

Умножение и деление натуральных чисел. Свойства умножения. Деление с остатком. Решение текстовых задач арифметическими способами. Степень с натуральным показателем. Порядок действий в числовых выражениях. Раскрытие скобок. Подобные слагаемые, приведение подобных слагаемых. Формулы. Уравнение. Корень уравнения. Основные свойства уравнений. Решение текстовых задач с помощью уравнений.

Формы организации деятельности – классно-урочная, регламентированная дискуссия, работа в малых группах

Виды деятельности - чтение и обсуждение текста   учебника, обсуждение докладов и презентаций, составление и решение задач, обсуждение способов решения.

Дроби (9 ч.)

Обыкновенные дроби. Дроби в Вавилоне, Египте, Риме, на Руси. Основное свойство дроби. Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа. Сравнение обыкновенных дробей и смешанных чисел. Арифметические действия с обыкновенными дробями и смешанными числами. Открытие десятичных дробей. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и обыкновенной в виде десятичной. Прикидки результатов вычислений.

Формы организации деятельности – классно-урочная, регламентированная дискуссия, работа в малых группах

Виды деятельности - чтение и обсуждение текста   учебника, обсуждение докладов и презентаций, составление и решение задач, обсуждение способов решения.



Таблицы и диаграммы (4 ч.)

Представление данных в виде таблиц, круговых и столбчатых диаграмм, графиков. Среднее арифметическое. Среднее значение величины. Случайное событие. Достоверное и невозможное события. Вероятность случайного события. Решение комбинаторных задач.

Формы организации деятельности – классно-урочная, регламентированная дискуссия, работа в малых группах

Виды деятельности - чтение и обсуждение текста   учебника, обсуждение докладов и презентаций, составление и решение задач, обсуждение способов решения.


























Календарно-тематическое планирование


занятия

в году

занятия

в теме

Тема занятия

Основные виды учебной деятельности

Дата

Изменения


 НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА (3 Ч.)


1


1


Различные системы счисления. Десятичная запись натуральных чисел.

Старинные меры длины. Метрическая система мер в России, в Европе.

Чтение и обсуждение текста   учебника.   Изучение   и анализ    иллюстративного    материала «Как считали в старину».    

Обсуждение докладов и презентаций учащихся на тему «На чей аршин мерить вернее?». Работа в малых группах: «Объяснение       значения пословиц и поговорок разных народов о числах».

07.09



2

2

Округление натуральных чисел. Координатный луч. Отрезок. Длина отрезка, ломаной. Периметр многоугольника.

Работа в малых группах над «Задачами от Мудрой Совы», обсуждение и объяснение решений, построение моделей, выполнение рисунков к задачам.

14.09



3

3

Примеры зависимостей между величинами, их представление в виде формул. Вычисление по формулам.

Работа  над составлением текстовых задач «Жили-были в нашем доме…» и их последующее решение.

21.09



СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ (5 Ч.)


4

1

Сложение и вычитание натуральных чисел.

Работа в малых группах над «Задачами от Мудрой Совы», обсуждение и объяснение решений, построение моделей, выполнение рисунков к задачам.

28.09



5



2


Текстовые задачи на сложение и вычитание натуральных чисел.

Свойства сложения. Буквенные выражения.

Работа  над составлением текстовых задач «Жили-были в нашем доме…» и их последующее решение.

Чтение и обсуждение текста   учебника.   Изучение   и анализ    иллюстративного    материала «Язык, понятный всем».    

05.10



6

3

Числовые и буквенные выражения: модели и решения в общем виде.

Построение моделей решения задач с помощью буквенных выражений. Обсуждение корректности и рациональности способов решения задачи.

12.10



7

4


Построение угла, равного данному.

Построение треугольника, равного данному по трем сторонам.

Работа в малых группах над алгоритмом построения треугольника, обсуждение и объяснение результата, построение треугольника.

19.10



8

5

Построение треугольника, равного данному по двум сторонам и углу между ними.

Работа в малых группах над алгоритмом построения треугольника, обсуждение и объяснение результата, построение треугольника.

26.10



УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ (13 Ч.)


9

1

Свойства умножения.

Обсуждение различных способов вычисления значений выражений с применением свойств умножения.

09.11



10

2

Деление с остатком.

Обсуждение докладов учащихся на тему «Что на что делится?». Работа в малых группах по составлению задач на деление с остатком.

16.11



11

3

Текстовые задачи на умножение и деление натуральных чисел.

Работа в малых группах над «Задачами от Мудрой Совы», обсуждение и объяснение решений, построение моделей, выполнение рисунков к задачам.

23.11



12

4

Текстовые задачи на умножение и деление натуральных чисел.

Работа в малых группах над «Задачами от Мудрой Совы», обсуждение и объяснение решений, построение моделей, выполнение рисунков к задачам.

30.11



13

5

Решение текстовых задач арифметическими способами.

Работа  над составлением текстовых задач «Жили-были в нашем доме…» и их последующее решение. 

07.12



14

6

Степень с натуральным показателем.

Обсуждение различных способов вычисления значений выражений с применением свойств умножения; формулирование свойств степени.

14.12



15

7

Порядок действий в числовых выражениях. Раскрытие скобок.

Обсуждение различных способов вычисления значений выражений с применением правил порядка действий и раскрытия скобок.

21.12



16

8

Подобные слагаемые, приведение подобных слагаемых. Формулы.

Работа в малых группах над алгоритмом приведения подобных слагаемых, обсуждение и объяснение результата, составление формул




17

9

Уравнение. Корень уравнения.

Работа в малых группах над «Задачами от Мудрой Совы», обсуждение и объяснение решений, построение моделей, выполнение рисунков к задачам.




18

10

Уравнение. Корень уравнения.

Работа в малых группах над «Задачами от Мудрой Совы», обсуждение и объяснение решений, построение моделей, выполнение рисунков к задачам.




19

11

Основные свойства уравнений.

Обсуждение докладов и презентаций учащихся на тему «Зачем нужны уравнения?». Работа в малых группах: «Объяснение свойств уравнений».




20

12

Решение текстовых задач с помощью уравнений.

Работа  над составлением текстовых задач «Жили-были в нашем доме…» и их последующее решение. 




21

13

Решение текстовых задач с помощью уравнений.

Работа над составлением текстовых задач «Жили-были в нашем доме…» и их последующее решение.




ДРОБИ (9 Ч.)


22

1

Дроби в Вавилоне, Египте, Риме, на Руси.

Чтение и обсуждение текста   учебника.   Изучение   и анализ    иллюстративного    материала «Попасть в дроби»




23

2

Основное свойство дроби.

Работа в малых группах над «Задачами от Мудрой Совы», обсуждение и объяснение решений, построение моделей, выполнение рисунков к задачам.




24

3

Смешанные числа. Сравнение обыкновенных дробей и смешанных чисел.

Обсуждение различных способов решения задач с применением правил сравнения обыкновенных дробей и смешанных чисел.




25

4

Арифметические действия с обыкновенными дробями и смешанными числами.

Работа в малых группах над «Задачами от Мудрой Совы», обсуждение и объяснение решений, построение моделей, выполнение рисунков к задачам.




26

5

Арифметические действия с обыкновенными дробями и смешанными числами.

Работа в малых группах над «Задачами от Мудрой Совы», обсуждение и объяснение решений, построение моделей, выполнение рисунков к задачам.




27

6

Открытие десятичных дробей.

Чтение и обсуждение текста   учебника.   Изучение   и анализ    иллюстративного    материала «От шестидесятеричных к десятичным дробям» 




28

7

Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и обыкновенной в виде десятичной.

Работа в малых группах над алгоритмом перевода десятичной дроби в обыкновенную и обыкновенной в десятичную.




29

8

Прикидки результатов вычислений.

Обсуждение различных способов вычисления значений выражений с применением прикидки результатов вычислений.




30

9

Прикидки результатов вычислений.

Обсуждение различных способов вычисления значений выражений с применением прикидки результатов вычислений.




ТАБЛИЦЫ И ДИАГРАММЫ (4 Ч.)


31

1

Откуда берутся средние величины.

Обсуждение докладов и презентаций учащихся на тему «Среднестатистический человек». Работа в малых группах: «Нахождение среднего значения измеряемой величины».




32


2


Работа с таблицами

Работа с диаграммами.


Работа  над составлением и анализом таблиц «В нашем классе, доме, городе…» и их последующее обсуждение. 

Работа  над составлением и анализом диаграмм «В нашем классе, доме, городе…» и их последующее обсуждение.




33

3

Координатная плоскость. График.

Работа в малых группах над алгоритмом построения координатной плоскости и графика, обсуждение и объяснение результата, выполнение графической работы.




34

4

Комбинации и перестановки.

Случайное событие. Достоверное и невозможное события.

Работа в малых группах над «Задачами от Мудрой Совы», обсуждение и объяснение решений, построение моделей, выполнение рисунков к задачам, графы.

Обсуждение докладов и презентаций учащихся на тему «Случайности не случайны». Работа в малых группах: «Нахождение вероятности события».






9Критерии оценивания

При изучении внеурочного курса по предмету «Занимательная математика» оценивание знаний обучающихся не предусмотрено.