Рассмотрено на заседании методического совета Протокол №1 от « »________________2022 г. Руководитель методического совета ________________ Н.В.Осипова | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ________________Е.А. Щукина « »_________________2022 г. | Утверждено: Директор школы – интерната№2 ________________Т.В. Шутилова Приказ №_______ от « »_________________2022 г. |
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЛЯ ДЕТЕЙ – СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
«ВЫШНЕВОЛОЦКАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ №2»
Содержание рабочей программы внеурочной деятельности
«Занимательная математика»
в 5 классе (7.2)
на 2022 – 2023 учебный год
(срок реализации программы)
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» составлена на основе программы по математике для 5-6 классов
авторов: Е. А. Бунимович, Л. В. Кузнецовой, С.С. Минаевой, М. «Просвещение», 2014 г.,
разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
Адаптирована учителем Мишиной Альбиной Витальевной
г. Вышний Волочек
2022 г.
Аннотация к внеурочной курсу «Занимательная математика» 5 класс (7.2)
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика » для 5 класса разработана на основе:
1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
2. Примерной программы по математике для 5-6 классов авторов: Е. А. Бунимович, Л. В. Кузнецовой, С.С. Минаевой (М. «Просвещение», 2014 г,), с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса.
Общая характеристика и коррекционно – развивающее значение курса
Математика занимает особое место в образовании человека, что определяется безусловной практической значимостью математики, её возможностями в развитии и формировании мышления человека, её вкладом в создание представлений о научных методах познания действительности. Являясь частью общего образования, среди предметов, формирующих интеллект, математика находится на первом месте. Первоначальные математические познания должны входить с самых ранних лет в наше образование и воспитание. Результаты надёжны лишь тогда, когда введение в область математических знаний совершается в лёгкой и приятной форме, на предметах обыденной и повседневной обстановки, подобранных с надлежащим остроумием и занимательностью. Математика занимает особое место в образовании человека, что определяется безусловной практической значимостью математики, её возможностями в развитии и формировании мышления человека, её вкладом в создание представлений о научных методах познания действительности.
Внеурочная деятельность по предмету «Математика» реализуется в форме факультатива посредством включения в план внеурочной деятельности линейного курса «Математика». Факультативные занятия организуются для обучающихся, показывающих повышенную успешность при изучении учебного предмета «Математика». Занятия проводятся в форме регламентированной дискуссии, работы в малых группах, индивидуальной работы. В занятия различные виды деятельности - чтение и обсуждение текста учебника, обсуждение докладов и презентаций, составление и решение задач, обсуждение способов решения. Ребятам предлагаются разнообразные по характеру упражнения, среди которых немало заданий повышенной трудности, нестандартных упражнений. Это повышает мотивацию обучения, развивает интерес к изучению предмета. Программа предполагает развитие кругозора и мышления у обучающихся, способствует повышению их интеллектуального уровня.
Цель и задачи изучаемого курса
Данный учебный предмет имеет своей целью развитие мышления, прежде всего, и формирование абстрактного мышления.
Изучение предмета «Математика» способствует решению следующих задач:
формирование алгоритмических умений и навыков, эвристических приемов, как общего, так и конкретного характера;
формирование таких качеств мышления, как сила и гибкость, конструктивность и критичность;
формирование математического стиля мышления, включающее в себя индукцию и дедукцию, обобщение и конкретизацию, анализ и синтез, классификацию и систематизацию, абстрагирование и аналогию.
Место курса в учебном плане
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования в 5 классе предусмотрен курс внеурочной деятельности по предмету «Математика». Данный курс позволяет развивать кругозор и мышление у обучающихся, способствует повышению интеллектуального уровня, повышает мотивацию к обучению.
Согласно учебному плану образовательного учреждения рабочая программа курса рассчитана на 34 часа: из расчета 1 учебный час в неделю на 34 учебные недели.
Планируемые результаты
Изучение курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» направлено на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования:
Личностные
Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;
Ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
Осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
Умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
Критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.
Метапредметные
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
Устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
Развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
Первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
Умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
Умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических задач, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;
Умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации.
Умение выдвигать гипотезы при решении задачи понимать необходимость их проверки;
Понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Предметные
Осознание значения математики для повседневной жизни человека;
Представление о математической науке как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
Развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;
Владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
Практически значимые математические умения и навыки, их применение к решению математических и нематематических задач, предполагающее умение:
- выполнять вычисления с натуральными числами, обыкновенными и смешанными дробями;
- решать текстовые задачи арифметическим способом и с помощью составления и решения уравнений;
- изображать фигуры на плоскости;
- использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
- измерять длины отрезков, величины углов, вычислять площади и объемы фигур;
- распознавать и изображать равные и симметричные фигуры;
- проводить практические вычисления с процентами, использовать прикидки и оценки, выполнять необходимые измерения;
- использовать буквенную символику для записи общих утверждений, формул, выражений, уравнений;
- строить на координатной прямой точки по заданным координатам, определять координаты точек;
- читать и использовать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы, в графическом виде;
- решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов.
Особенности реализации программы курса
Учитывая особенности детей с ОВЗ, занятия проводятся индивидуально. Ведь каждый ребенок требует индивидуального подхода. Структура и содержание обучения меняются в зависимости от физического, психического состояния и возрастных особенностей детей. На занятиях дается минимум теории, все сводится к практической деятельности, что обусловлено особенностями воспитанников этой категории.
Согласно Положению о рабочей программе, срок реализации рабочей программы – 2022-2023 учебный год. Рабочая программа рассчитана на 34 часа в учебном году, что соответствует 1учебному часу в неделю.
№ | Название раздела | Кол-во часов по РП | Кол-во часов по АРП |
1 | Натуральные числа | 4 | 3 (1 озн-но) |
2 | Сложение и вычитание натуральных чисел | 7 | 5 (2 озн-но) |
3 | Умножение и деление натуральных чисел | 10 | 13 |
4 | Дроби | 7 | 9 |
5 | Таблицы и диаграммы | 6 | 4 |
Итого: | 34 | 34 |
Требования к уровню подготовки обучающихся по курсу к концу года
В результате изучения курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» обучающиеся должны знать/понимать:
основные правила, определения, формулы;
существо понятия алгоритма, примеры алгоритмов;
как используются математические правила, определения, формулы, уравнения для решения математических и практических задач;
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия.
В результате изучения курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» обучающиеся должны уметь:
выполнять вычисления с натуральными числами, обыкновенными и смешанными дробями;
решать текстовые задачи арифметическим способом и с помощью составления и решения уравнений;
изображать фигуры на плоскости;
использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
измерять длины отрезков, величины углов, вычислять площади и объемы фигур;
распознавать и изображать равные и симметричные фигуры;
проводить практические вычисления с процентами, использовать прикидки и оценки, выполнять необходимые измерения;
использовать буквенную символику для записи общих утверждений, формул, выражений, уравнений;
строить на координатной прямой точки по заданным координатам, определять координаты точек;
читать и использовать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы, в графическом виде;
решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов.
Учебно-методическое и информационное обеспечение
Для педагога:
1. Е.А. Бунимович, Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева: Математика 5 – 6 класс. Рабочие программы. – М.: Просвещение, 2014г.
2. Математика. Арифметика. Геометрия. Поурочные методические рекомендации. 5 класс: пособие для учителя /Н.В. Сафонова. — М.: просвещение 2012 г.;
Для обучающихся:
1. Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций /Е.А. Бунимович, Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова и др; — М.: Просвещение, 2019 г.
2. Математика. Арифметика. Геометрия. Задачник. 5 класс: пособие для обучающихся общеобразовательных учреждений / Е.А. Бунимович, Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева.
— М.: Просвещение, 2017 г.;
3. Математика. Арифметика. Геометрия. Тетрадь-тренажер. 5 класс: пособие для обучающихся общеобразовательных учреждений / Е.А. Бунимович, Л.В. Кузнецова,
С.С. Минаева. — М.: Просвещение, 2017г.
4. Энциклопедия Т. 11. Математика/Глав. ред. М. Д. Аксенова – М.: АВАНТА+, 1998г.
КИМ:
1. Математика. Арифметика. Геометрия. Тетрадь-экзаменатор. 5 класс: пособие для обучающихся общеобразовательных учреждений /Н.В. Сафонова. — М.: Просвещение, 2017г.;
2. Математика. 5 класс : математические диктанты, самостоятельные работы, тесты / авт.-сост. Г.Б. Полтавская – Волгоград : 2016 г.;
3. Математика. 5 класс. Комплексные типовые задания. 10 вариантов / К.В. Голосная. – Волгоград : 2017 г.;
4. Математика. 5 класс : диагностические работы для оценки освоения содержания программы / А.М. Борисова. – Волгоград : Учитель,
2016 г.
Материально-техническая база:
Доска школьная - магнитная.
Комплект чертежных инструментов (классных и раздаточных): линейка, транспортир, угольник (30°, 60°,45°, 90°), циркуль.
Компьютер.
Диск «Математика. 5-6 классы».
Плакаты тематические. Таблицы
Содержание курса
Натуральные числа (3ч)
Ряд натуральных чисел. Римская система счисления. Позиционные системы счисления. Обозначение цифр в Древней Руси. Старинные меры длины. Метрическая система мер в России, в Европе. Десятичная запись натуральных чисел. Округление натуральных чисел. Координатный луч. Отрезок. Построение отрезка. Длина отрезка, ломаной. Периметр многоугольника. Примеры зависимостей между величинами. Представление зависимостей в виде формул. Вычисление по формулам.
Формы организации деятельности – классно-урочная, регламентированная дискуссия, работа в малых группах
Виды деятельности - чтение и обсуждение текста учебника, обсуждение докладов и презентаций, составление и решение задач, обсуждение способов решения.
Сложение и вычитание натуральных чисел (5 ч)
Сложение и вычитание натуральных чисел. Свойства сложения. Буквенные выражения. Угол. Виды углов. Градусная мера углов. Измерение и построение углов с помощью транспортира. Равенство фигур. Треугольник. Виды треугольников.
Формы организации деятельности – классно-урочная, регламентированная дискуссия, работа в малых группах
Виды деятельности - чтение и обсуждение текста учебника, обсуждение докладов и презентаций, составление и решение задач, обсуждение способов решения.
Умножение и деление натуральных чисел (13 ч)
Умножение и деление натуральных чисел. Свойства умножения. Деление с остатком. Решение текстовых задач арифметическими способами. Степень с натуральным показателем. Порядок действий в числовых выражениях. Раскрытие скобок. Подобные слагаемые, приведение подобных слагаемых. Формулы. Уравнение. Корень уравнения. Основные свойства уравнений. Решение текстовых задач с помощью уравнений.
Формы организации деятельности – классно-урочная, регламентированная дискуссия, работа в малых группах
Виды деятельности - чтение и обсуждение текста учебника, обсуждение докладов и презентаций, составление и решение задач, обсуждение способов решения.
Дроби (9 ч.)
Обыкновенные дроби. Дроби в Вавилоне, Египте, Риме, на Руси. Основное свойство дроби. Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа. Сравнение обыкновенных дробей и смешанных чисел. Арифметические действия с обыкновенными дробями и смешанными числами. Открытие десятичных дробей. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и обыкновенной в виде десятичной. Прикидки результатов вычислений.
Формы организации деятельности – классно-урочная, регламентированная дискуссия, работа в малых группах
Виды деятельности - чтение и обсуждение текста учебника, обсуждение докладов и презентаций, составление и решение задач, обсуждение способов решения.
Таблицы и диаграммы (4 ч.)
Представление данных в виде таблиц, круговых и столбчатых диаграмм, графиков. Среднее арифметическое. Среднее значение величины. Случайное событие. Достоверное и невозможное события. Вероятность случайного события. Решение комбинаторных задач.
Формы организации деятельности – классно-урочная, регламентированная дискуссия, работа в малых группах
Виды деятельности - чтение и обсуждение текста учебника, обсуждение докладов и презентаций, составление и решение задач, обсуждение способов решения.
Календарно-тематическое планирование
№ занятия в году | № занятия в теме | Тема занятия | Основные виды учебной деятельности | Дата | Изменения | |
НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА (3 Ч.) | |
1 | 1 | Различные системы счисления. Десятичная запись натуральных чисел. Старинные меры длины. Метрическая система мер в России, в Европе. | Чтение и обсуждение текста учебника. Изучение и анализ иллюстративного материала «Как считали в старину». Обсуждение докладов и презентаций учащихся на тему «На чей аршин мерить вернее?». Работа в малых группах: «Объяснение значения пословиц и поговорок разных народов о числах». | 07.09 | | |
2 | 2 | Округление натуральных чисел. Координатный луч. Отрезок. Длина отрезка, ломаной. Периметр многоугольника. | Работа в малых группах над «Задачами от Мудрой Совы», обсуждение и объяснение решений, построение моделей, выполнение рисунков к задачам. | 14.09 | | |
3 | 3 | Примеры зависимостей между величинами, их представление в виде формул. Вычисление по формулам. | Работа над составлением текстовых задач «Жили-были в нашем доме…» и их последующее решение. | 21.09 | | |
СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ (5 Ч.) | |
4 | 1 | Сложение и вычитание натуральных чисел. | Работа в малых группах над «Задачами от Мудрой Совы», обсуждение и объяснение решений, построение моделей, выполнение рисунков к задачам. | 28.09 | | |
5 | 2 | Текстовые задачи на сложение и вычитание натуральных чисел. Свойства сложения. Буквенные выражения. | Работа над составлением текстовых задач «Жили-были в нашем доме…» и их последующее решение. Чтение и обсуждение текста учебника. Изучение и анализ иллюстративного материала «Язык, понятный всем». | 05.10 | | |
6 | 3 | Числовые и буквенные выражения: модели и решения в общем виде. | Построение моделей решения задач с помощью буквенных выражений. Обсуждение корректности и рациональности способов решения задачи. | 12.10 | | |
7 | 4 | Построение угла, равного данному. Построение треугольника, равного данному по трем сторонам. | Работа в малых группах над алгоритмом построения треугольника, обсуждение и объяснение результата, построение треугольника. | 19.10 | | |
8 | 5 | Построение треугольника, равного данному по двум сторонам и углу между ними. | Работа в малых группах над алгоритмом построения треугольника, обсуждение и объяснение результата, построение треугольника. | 26.10 | | |
УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ (13 Ч.) | |
9 | 1 | Свойства умножения. | Обсуждение различных способов вычисления значений выражений с применением свойств умножения. | 09.11 | | |
10 | 2 | Деление с остатком. | Обсуждение докладов учащихся на тему «Что на что делится?». Работа в малых группах по составлению задач на деление с остатком. | 16.11 | | |
11 | 3 | Текстовые задачи на умножение и деление натуральных чисел. | Работа в малых группах над «Задачами от Мудрой Совы», обсуждение и объяснение решений, построение моделей, выполнение рисунков к задачам. | 23.11 | | |
12 | 4 | Текстовые задачи на умножение и деление натуральных чисел. | Работа в малых группах над «Задачами от Мудрой Совы», обсуждение и объяснение решений, построение моделей, выполнение рисунков к задачам. | 30.11 | | |
13 | 5 | Решение текстовых задач арифметическими способами. | Работа над составлением текстовых задач «Жили-были в нашем доме…» и их последующее решение. | 07.12 | | |
14 | 6 | Степень с натуральным показателем. | Обсуждение различных способов вычисления значений выражений с применением свойств умножения; формулирование свойств степени. | 14.12 | | |
15 | 7 | Порядок действий в числовых выражениях. Раскрытие скобок. | Обсуждение различных способов вычисления значений выражений с применением правил порядка действий и раскрытия скобок. | 21.12 | | |
16 | 8 | Подобные слагаемые, приведение подобных слагаемых. Формулы. | Работа в малых группах над алгоритмом приведения подобных слагаемых, обсуждение и объяснение результата, составление формул | | | |
17 | 9 | Уравнение. Корень уравнения. | Работа в малых группах над «Задачами от Мудрой Совы», обсуждение и объяснение решений, построение моделей, выполнение рисунков к задачам. | | | |
18 | 10 | Уравнение. Корень уравнения. | Работа в малых группах над «Задачами от Мудрой Совы», обсуждение и объяснение решений, построение моделей, выполнение рисунков к задачам. | | | |
19 | 11 | Основные свойства уравнений. | Обсуждение докладов и презентаций учащихся на тему «Зачем нужны уравнения?». Работа в малых группах: «Объяснение свойств уравнений». | | | |
20 | 12 | Решение текстовых задач с помощью уравнений. | Работа над составлением текстовых задач «Жили-были в нашем доме…» и их последующее решение. | | | |
21 | 13 | Решение текстовых задач с помощью уравнений. | Работа над составлением текстовых задач «Жили-были в нашем доме…» и их последующее решение. | | | |
ДРОБИ (9 Ч.) | |
22 | 1 | Дроби в Вавилоне, Египте, Риме, на Руси. | Чтение и обсуждение текста учебника. Изучение и анализ иллюстративного материала «Попасть в дроби» | | | |
23 | 2 | Основное свойство дроби. | Работа в малых группах над «Задачами от Мудрой Совы», обсуждение и объяснение решений, построение моделей, выполнение рисунков к задачам. | | | |
24 | 3 | Смешанные числа. Сравнение обыкновенных дробей и смешанных чисел. | Обсуждение различных способов решения задач с применением правил сравнения обыкновенных дробей и смешанных чисел. | | | |
25 | 4 | Арифметические действия с обыкновенными дробями и смешанными числами. | Работа в малых группах над «Задачами от Мудрой Совы», обсуждение и объяснение решений, построение моделей, выполнение рисунков к задачам. | | | |
26 | 5 | Арифметические действия с обыкновенными дробями и смешанными числами. | Работа в малых группах над «Задачами от Мудрой Совы», обсуждение и объяснение решений, построение моделей, выполнение рисунков к задачам. | | | |
27 | 6 | Открытие десятичных дробей. | Чтение и обсуждение текста учебника. Изучение и анализ иллюстративного материала «От шестидесятеричных к десятичным дробям» | | | |
28 | 7 | Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и обыкновенной в виде десятичной. | Работа в малых группах над алгоритмом перевода десятичной дроби в обыкновенную и обыкновенной в десятичную. | | | |
29 | 8 | Прикидки результатов вычислений. | Обсуждение различных способов вычисления значений выражений с применением прикидки результатов вычислений. | | | |
30 | 9 | Прикидки результатов вычислений. | Обсуждение различных способов вычисления значений выражений с применением прикидки результатов вычислений. | | | |
ТАБЛИЦЫ И ДИАГРАММЫ (4 Ч.) | |
31 | 1 | Откуда берутся средние величины. | Обсуждение докладов и презентаций учащихся на тему «Среднестатистический человек». Работа в малых группах: «Нахождение среднего значения измеряемой величины». | | | |
32 | 2 | Работа с таблицами Работа с диаграммами. | Работа над составлением и анализом таблиц «В нашем классе, доме, городе…» и их последующее обсуждение. Работа над составлением и анализом диаграмм «В нашем классе, доме, городе…» и их последующее обсуждение. | | | |
33 | 3 | Координатная плоскость. График. | Работа в малых группах над алгоритмом построения координатной плоскости и графика, обсуждение и объяснение результата, выполнение графической работы. | | | |
34 | 4 | Комбинации и перестановки. Случайное событие. Достоверное и невозможное события. | Работа в малых группах над «Задачами от Мудрой Совы», обсуждение и объяснение решений, построение моделей, выполнение рисунков к задачам, графы. Обсуждение докладов и презентаций учащихся на тему «Случайности не случайны». Работа в малых группах: «Нахождение вероятности события». | | | |
9Критерии оценивания
При изучении внеурочного курса по предмету «Занимательная математика» оценивание знаний обучающихся не предусмотрено.