СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Конспекты занятий в рамках внеурочной деятельности
«Икона Матерь Божия «Казанская». День единения»
учитель ОРКСЭ
Кашина Галина Николаевна
(урок на основе сотрудничества и сотворчества)
Дидактическая цель: познакомить с историей иконы Казанской Божией Матери.
Планируемые результаты
Познавательные УУД: познакомить с историей обретения чудотворного образа Казанской иконы Божией Матери, с подвигом народа во имя спасения Родины; развивать умение анализировать исторические события.
Регулятивные: составлять текст описание по плану, демонстрировать навыки самооценки совместной и индивидуальной работы.
Коммуникативные: проявлять способность к общению на основе взаимного уважения и диалога, объяснять свои поступки и поступки других людей с позиции традиционных нравственных устоев православного народа.
Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к православной культуре своего народа осознавать ценность человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, перенимать образцы дружеского взаимоотношения, воспитывать готовность противостоять внешним и внутренним вызовам.
Материал и оборудование: рисунки детей «Лучше всех, поверьте, мамочка моя!», икона Казанской Божией Матери, отрывок из фильма «Минин и Пожарский», Толковый словарь С. Ожегова, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, лучи для рефлексии.
Ход занятия
Эмоциональный настрой. Вхождение в занятие
(определение готовности к совместной деятельности, мобилизующее начало)
У. Обратимся к народной мудрости.
Ты весь мир обогреваешь,
Ты усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все… (солнце).
У. Возьмите лучики этого солнца и напишите пожелания, каким бы вы хотели видеть наше занятие. А я бы хотела, чтобы урок подарил вам не только радость открытия и сотворчества, но и помог прикоснуться к истинным ценностям человеческой жизни.
У. Дополните словами пословицу: При солнышке …(тепло), при матери …(добро).
У. Как вы понимаете ее смысл?
Д. Мама, как солнце, окружает теплом, заботой, добротой. Самое прекрасное слово на земле – мама!
Д. Когда мама со мной рядом, мне тепло и радостно. С мамой мне спокойно. Я чувствую ее доброту ко мне.
Д. Она меня согревает как солнце.
У.В 1884 году великий князь Константин Константинович Романов посвятил Елизавете Федоровне стихотворение.
Я на тебя гляжу, любуясь ежечасно:
Ты так невыразимо хороша!
О, верно, под такой наружностью прекрасной
Такая же прекрасная душа!
Какой-то кротости и грусти сокровенной
В твоих очах таится глубина;
Как ангел ты тиха, чиста и совершенна;
Как женщина, стыдлива и нежна.
Пусть на земле ничто
средь зол и скорби многой
Твою не запятнает чистоту.
И всякий, увидав тебя, прославит Бога,
Создавшего такую красоту!
У. Дома вы тоже создавали образ своей мамы при помощи слова. Давайте заглянем в литературную гостиную. Кто желает прочитать свое сочинение?
У. Чья работа наполнена чувствами и переживаниями?
У. Предлагаю остаться в литературной гостиной.
(Учитель читает стихотворение С. Городецкого «У Казанской Божией Матери»)
У Казанской Божьей Матери
Тихо теплются огни.
Жены, дочери и матери
К Ней приходят в эти дни.
И цветы к Ее подножию
Ставят с жаркою мольбой:
«Матерь-Дева, силой Божией
Охрани ушедших в бой.
Над врагом победу правую
Дай защитникам Руси,
Дай сразиться им со славою
И от смерти их спаси.
II. Целеполагание, формулирование задач
У. Продолжим работать с поэтическим текстом. Кому автор посвятил стихотворение?
У. Предположите, о ком и о чем пойдет речь на уроке.
(формулирование цели и задач урока)
Изучение темы занятия
(научная, увлекательная подача материала с активным привлечением учащихся)
У. Впервые образ матери появился на иконах. Перед вами чудотворная икона Казанской Божьей Матери. Рассматривая, икону чудотворной Казанской Божьей Матери, на что вы, прежде всего, обратили внимание? Почему?
У. Примените прием «Думай чувствами» и ответьте, что несет образ Божьей Матери нам с вами?
Д. Образ дарит нам добро, спокойствие.
Д. А мне радость и нежность.
Д. Чувства безопасности и защищенности.
Слово учителя. Как пишет современник событий патриарх, после пожара в Казани в 1579 году, уничтожившего часть города, десятилетней Матроне во сне явилась Богородица, велевшая найти её икону на пепелище: «Яви убо себе Богородицына икона сицевымъ образомъ. Сей бо дѣвицы явися чюдная она и пресвѣтлая икона Богородицына…».
В указанном месте на глубине около метра была найдена икона. День явления Казанской иконы — 8 июля 1579 года — ныне ежегодный общецерковный праздник в Русской Церкви. На месте явления иконы был построен Богородицкий девичий монастырь, первой монахиней которого стала Матрона, принявшая имя Мавры.
Слово ученика (опережающее задание - ученик в роли учителя). В начале XVII века в Ярославле создано «Сказание вкратце о новом девичьем монастыре, …и о чудотворном образе Пречистой Богородицы». В нем говорится о снятии с Ярославля осады интервентов в 1609 году. Ярославцы за это благодарили явление Богородицы местному священнослужителю. Главной святыней обители стала икона Казанской Богоматери, явившаяся в 1588 году романовскому купцу Герасиму Трофимову и хранившаяся до начала Смуты на берегу Волги в городе Романове-Борисоглебске. В 1657 году патриарх Никон преподнёс Маркову мужскому монастырю в Витебске список Казанской иконы Божией Матери. Икона была подарена от имени царя Алексея Михайловича.
Слово учителя. При Петре I один из списков чудотворной иконы из Москвы был перенесён в Санкт-Петербург. С 1737 года эта икона находилась в церкви Рождества Богородицы на Невском проспекте, а с 1811 года — в Казанском соборе, построенном на её месте.
Другие местночтимые списки иконы — Вязниковская (год обретения 1624), Нижнеломовская (1643), Тобольская (1661), Тамбовская (1695), Высочиновская (XVIII век), Вышенская (1812). Празднование в честь Казанской иконы и всех упомянутых её списков установлено 8 (21) июля.
Московский список, находившийся в Казанском соборе на Никольской улице, чествуется 22 октября (4 ноября). С 2005 года этот день отмечается в России как общегосударственный праздник — День народного единства.
Слово ученика. Икона прославилась многими чудесными исцелениями.
Одно из первых чудес – прозрение слепцов. В 16 веке от слепоты исцелился бедный человек по имени Иосиф, который страдал от своего недуга целых три года. И его молитва перед иконой была услышана. Поэтому перед Казанской иконой молятся о прозрении и исцелении глаз. Эта икона особенно почитаема на Руси. В каждом храме, во многих верующих семьях можно увидеть её образ. Перед Казанской иконой верующие люди молятся о семейном благополучии, о помощи в различных житейских нуждах. В ноябре у нас отмечается праздник иконы Казанской Божией Матери.
У. Обобщим наши знания.
У. Почему икону называют Казанской?
У. Опишите ее?
У. Какие чувства вы испытываете? Почему? Объясните, опираясь на образы?
У. Вас ждет еще одно знакомство с историей иконы Казанской Божией Матери.
Слово учителя (о том, как икона помогла князю Дмитрию Пожарскому и Кузьме Минину). На землю Русскую напали враги – поляки, они грабили народ. Огромную роль в освобождении сыграл староста Кузьма Минин, избранный на эту должность в начале сентября 1611 года. Свои призывы к освободительной борьбе Минин начал среди посадских людей, духовенства и служилых людей. По решению городского совета назначили общее собрание нижегородцев. Сначала состоялась церковная служба, а затем Минин выступил с предложением собрать деньги на защиту. По предложению Минина, не ограничиваясь добровольными взносами, нижегородцы приняли «приговор» для всего города о том, чтобы все жители города и уезда «на строение ратных людей» давали в обязательном порядке часть своего имущества.
На очередном сходе нижегородцы постановили просить возглавить народное ополчение князя Пожарского. Князь по всем своим качествам подходил для роли военачальника ополчения. Он был знатного рода — Рюриковичем в двадцатом колене. Ему были присущи честность, бескорыстность, справедливость в вынесении решений, решительность, взвешенность и обдуманность своих поступков. Нижегородцы ездили к нему «многажды». И только когда к нему приехал архимандрит Вознесенско-Печёрского монастыря Феодосий, то Пожарский согласился возглавить ополчение, но с одним условием, чтобы всеми хозяйственными делами в ополчении заведовал Минин.
Кузьма Минин созвал своих граждан для спасения Родины, возглавил войско князь – Дмитрий Пожарский. Он имел при себе Казанскую икону Божией Матери, которой молился сам и всё его войско. Захватчиков изгнали с родной земли. В честь этого события отмечается день единения – объединения народов Руси.
У. Как вы думаете, мы имеем исчерпывающую информацию по теме? Как можно узнать больше?
У. Предлагаю посетить картинную галерею.
У. Перед нами репродукции картин С. Малиновского «Нижегородский подвиг» и Ф. Москвитина «Минин и Пожарский». Что объединяет картины?
У. Скажите, могли ли Минин и Пожарский поступить иначе? («Думай чувствами»)
Почему? Какие особые чувства помогли нашему народу выстоять?
Обратимся к словарю С. Ожегова.
Патриотизм – это любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству.
Патриотизм – чувство верности своей стране и солидарности с ее народом.
У. Подберите синоним слову солидарность.
Д. Единство, единение.
У. Что такое «единение»? (обращение к толковому словарю С. Ожегова).
Единение - сплочение, укрепление связей. Происходит единение церквей. Н. И. Гаген-Торн, «Memoria», 1936—1979 г. (цитата из Национального корпуса русского языка)
Единение - сплочённость, единство, тесная связь. Поймите, что благо людей только в единении их, единение же не может быть достигнуто посредством насилия. Л. Н. Толстой, «Закон насилия и закон любви», 1908 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
Сообщение архивариуса «Из истории праздника»
Идея сделать праздничным день 4 ноября как День народного единства была высказана Межрелигиозным советом России в сентябре 2004 года. Она была поддержана Комитетом Думы по труду и социальной политике. 29 сентября 2004 Патриарх Московский и всея Руси Алексий публично поддержал инициативу установить празднование 4 ноября. «Этот день напоминает нам, как в 1612 году россияне разных вер и национальностей преодолели разделение, превозмогли грозного недруга и привели страну к стабильному гражданскому миру», — говорил Патриарх Алексий.
У. Давайте обратимся к фильму «Минин и Пожарский» (прием «Сохраните впечатление»)
(просмотр учащимися учебного фильма)
У. Поделитесь своими впечатлениями. Что на вас имело большее воздействие: литературный текст или фильм? Почему? Какие нравственные устои вы увидели в поступках героев?
IV. Закрепление изученного
(акцентирование внимания на главных моментах урока, связь теоретических знаний с практикой)
Народная мудрость гласит:
Друг познается в беде.
Нет друга - ищи, а нашел - береги.
Один в поле – не воин.
Один за всех и все за одного.
У. Какая пословица подходит к описываемым событиям?
Подтвердите ответ историями из своей жизни, когда дружеское взаимоотношение, взаимопомощь, единение помогли вам или вашим близким. Можно ли вашу историю назвать подвигом?
Прием «Цепочка». Друг - товарищ - …- … -…
У. Вас ждет творческое задание в группе. Вы рады?
У. Составьте небольшой рассказ по пословице «Друг познается в беде», дополните его своей иллюстрацией, пословицей, поговоркой, или фразеологизмом.
У. Послушаем, что у вас получилось.
Прием «Ваши вопросы»
Чей нравственный поступок вы бы хотели повторить? Почему?
V. Рефлексия
(выяснение: чему научились, что узнали нового, оценка качества работы на уроке)
У. Давайте вернемся к образу солнышка. Возьмите его лучики и закончите предложение «Сегодня на занятии я…(узнал, почувствовал, убедился, понял…)».
Д. Сегодня я понял, что нужно любить и уважать родных и близких.
…Быть добрыми и отзывчивыми.
….Приходить на помощь людям, своей стране.
…Только в единении наша сила, наши победы и наше процветание.
Сегодня я узнал, что патриотизм – это
… чувство любви к своей Родине
… чувство верности своей стране
… гордости за свое Отечество
… готовность служить своему Отечеству
… встать на его защиту.
Ребята, я рада, что урок удался, ведь сейчас вы говорили об истинных ценностях человеческой жизни. Хочу сказать спасибо за урок…
VI. Домашнее задание. Напишите письмо Минину и Пожарскому с благодарностью за их подвиг.
Конспект занятия по ознакомлению с социальным миром
«Россия – наша Родина»
(урок на основе технологии критического мышления (ТРКМ))
учитель начальных классов
Кирилина Вера Анатольевна
Цель: подвести детей к осознанию понятия «Родина»; раскрыть некоторые возможные формы проявления любви к Родине, заботы о ней.
Планируемые результаты
Познавательные УУД: ориентироваться в системе знаний, понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи; осуществлять элементарный поиск необходимой информации, перерабатывать полученную информацию: на основе анализа научной словарной статьи и художественного текста раскрыть значения слов «Россия, Русь, Родина, страна».
Регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, планировать учебную деятельность на уроке; высказывать свою версию, учить анализу поэтического текста на основе предложенного плана, составлять рассказ по картине, используя опорные вопросы; определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем.
Коммуникативные: вступать в беседу, уметь донести свою позицию до других; слушать и понимать речь собеседника; выполнять различные роли в группе (лидер, исполнитель, критик), показать примеры дружеского взаимоотношения, взаимопомощи в коллективе сверстников.
Личностные: осознавать себя гражданином России; проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний, воспринимать окружающий мир целостно; применять творческий подход к выполнению заданий; осознавать причастность к жизни народов России.
Оборудование и материал: репродукция картины В.М. Васнецова «Три богатыря», презентация «Родные просторы», «Православная энциклопедия для самых маленьких».
Ход занятия
Эмоциональный настрой. Вхождение в занятие
(стадия «Вызов»)
Слово учителя.
Есть такая земля-
Лип медовых шатры.
И берез лебединые взлеты.
Дона тихого омуты,
Мечи Красивой разлив…
Есть такая земля, -
Вековечной любви и заботы
А. Жемчужников
У. Любовь к Родине, родному языку - одно из самых глубоких чувств, которые
испытывает человек веками и тысячелетиями. «Как родна мне эта картина: широкие поля, полные чудесно пахнущих трав, зеркальная гладь озера, голубая лента реки, золотое поле пшеницы, бездонная синева ясного неба», - так писал о своем родном крае наш земляк Алексей Михайлович Жемчужников.
У. Что вы представляете, когда слышите слово «родина»?
Ответы детей.
Учитель. Слушаю вас и хочется воскликнуть: что за чудо ваши тропинки, ведущие в родные края! Народная мудрость гласит: «Человек без Родины, что соловей без песни». Объясните смысл пословицы.
Ответы детей.
II. Целеполагание. Формулирование задач урока в виде учебных вопросов
У. О чем мы сейчас говорили? Давайте сформулируем тему нашего урока. Какие вопросы вы хотели бы задать мне и друг другу?
У. Как можно дополнить ваши ответы новыми знаниями? (прием «Ищите повсюду»)
Д. Обратиться к другим источникам информации.
У. Каким?
III. Изучение темы урока
У. Предлагаю посетить «Мастерскую слова» православной энциклопедии для самых маленьких.
Чтение учеником стихотворения «Россия» автора монаха Варнавы (Санина)
Моя любимая страна,
Из сотен стран на свете
Ты словно мать у нас одна
И все мы – твои дети!
Гляжу на карту на стене,
Смотрю в окно на дали,
И все чужие люди мне
Родными сразу стали!
Страна родная – отчий дом.
Вот нам бы постараться
И хоть однажды за столом
Одной семьей собраться!
У. Кто желает поделиться мыслями, чувствами?
У. Как вы понимаете значение словосочетания «отчий дом»?
Обратимся к словарю С. И. Ожегова.
(стадия «Осмысления»)
Словарная работа: отчий дом – родной дом.
Оте́чество, отчи́зна — родная страна. Понятие отечество, отчизна обозначает страну предков (отцов) человека, а также часто имеет эмоциональный подтекст, подразумевающий, что некоторые испытывают к отечеству особое чувство...
Ро́дина - (от праслав. родъ; укр. роди́на — «семья», болг. роди́на — «родина, место рождения», словацк. rodina — «семья», польск. rodzina — семья [1]) — место рождения человека [2], его происхождения; родная страна, Отечество [3]; страна, в которой человек родился и гражданином которой является [4].
Беседа с учащимися о Родине.
У. Как называют нашу Родину?
Д. Россия. Российская Федерация.
У. А в старину?
Д. Святая Русь.
У. Как называют людей, которые жили на Руси? А сейчас? А вы кто?
Д. Россияне. Граждане России.
Показ слайдов «Родные просторы».
У. Безграничны, красивы просторы России. Россия – это страна, в которой мы живем. Россия занимает первое место по территории среди всех стран мира. В России проживают русские, татары, чуваши, башкиры, чеченцы и другие народы. Столица нашей Родины – Москва.
Слово ученика. Мы живем в России. Это наше Отечество - наш дом. Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем ее потому, что в ней испокон веков жили наши отцы и деды. Родиной мы зовем ее потому, что здесь родились, все вокруг для нас родное. А матушкой – потому, что она вскормила, вырастила, выучила языку и как мать защищает и бережет нас.
У. Обратимся к мудрости православного народа, поработаем с пословицами. Много есть на свете разных земель и государств. Но одна у человека мать, одна у него и Родина. Потому что «Родная сторона – мать, чужая – мачеха», «Без корня и полынь не растет».
У. Выберите ту пословицу, которая вам понравилась, объясните ее смысл.
Слово ученика. Композитор Сергей Рахманинов, когда уехал в Швейцарию, создал там подобие Ивановки, деревни, в которой когда – то жил. После долгого перерыва опять начал писать музыку. Но у него ничего не получалось. Он постоянно тосковал по родным местам.
Слово учителя. Как много было поэтов, композиторов, которые уехали на чужбину и там загрустили, зачахли без красоты и напевности русского края. Один из величайших писателей ХХ столетия, нобелевский лауреат Иван Бунин провел в вынужденном изгнании 35 лет. Как и для многих других соотечественников, эмиграция для него началась в 1918 г. Привычный мир Бунина уничтожила революция. Мириться с новой реальностью он не собирался, подстраиваться под нее - тоже. Иван Алексеевич оказался одним из немногих крупных русских писателей, которые выступили против «нового мира». Иван Алексеевич принял решение - покинуть Родину навсегда.
Годы эмиграции стали для Бунина тяжелейшим испытанием, тоска по Родине буквально съедала писателя, который сам себя называл «самым русским человеком». Но он так и не возвратился на Родину, хотя очень скучал и часто вспоминал Россию. 8 ноября 1953 г. 83-летний писатель скончался в Париже и был похоронен на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа.
Хоровод под русскую народную мелодию «Во поле березка стояла».
Не только танец передает поклонение, любовь и восхищение красотой земли русской, но и поэтическое слово.
Заглянем в «Мастерскую слова» и познакомимся с произведением «Красива наша Родина».
Подумайте, какие чувства испытывает автор, как называет Родину?
Родина.
Родина, Россия –
Ты моя земля;
Дали голубые,
Желтые поля.
Словно ленты реки,
Темный лес окрест,
На пригорках - церкви,
А над ними крест.
С детства я учился
Трепетно любить
Края, где я родился,
Где судьбой мне жить.
(прием «Предположи»)
У. Предположи, как автор учился в детстве трепетно любить родину.
Мы славно потрудились, давайте отдохнем. Арт-терапевтическое упражнение «Ветер по морю гуляет».
Учитель: Дует лёгкий ветерок (дети длительно дуют, подставив под струю воздуха ладонь, и убеждаются, что воздух тёплый). На воде появляются лёгкие волны (учащиеся сплетают пальцы обеих рук в «замок» и выполняют мягкие волнообразные движения). Всё слышнее шум волн (звуковое подражание шуму волн, на вдохе дети плавно поднимают руки вверх, слегка наклоняясь вперёд, на выдохе опускают руки, принимают исходное положение и длительно произносят звук «ш»).
Беседа о святых защитниках земли русской.
Слово учителя. От нас с вами зависит величие и красота нашей земли. Но такой прекрасной она стало не сразу. Много врагов разоряли Россию, много тяжелых бедствий пережила она. Во всех невзгодах святые люди отдавали свою жизнь во имя защиты Родины. В русских былинах сохранились предания о подвигах русских богатырей Алеши Поповича, Добрыни Никитича, Ильи Муромца.
IV.Закрепление изученного
У. Предлагаю посетить картинную галерею
У. Вас ждет работа в группе. По репродукции картины В.М. Васнецова «Три богатыря», составьте текст.
Первая группа составляет текст – описание картины.
Опорные слова: смелые, на переднем плане, на заднем плане, просторы, стрелы, копья, мечи, богатыри, защитники, Русь, охранять.
Вторая группа - текст – рассуждение. Опорные слова: во-первых, во-вторых, потому что, смелые, храбрые, стрелы, копья, мечи, богатыри, защитники, Русь.
У. Кто желает первым представить свою работу? Кто вторым?
Учитель. Обратите внимание, что такие важные нравственные качества человека, как мужество, храбрость, художники выражали в картинах при помощи цвета, линий, световых пятен, композиции.
А какие выразительные средства использует композитор, чтобы показать характер заступников земли русской?
Предлагаю посетить музыкальную гостиную
Послушайте песню о России на сл. А. Александрова, муз. А. Прокофьева.
- Поделитесь своими мыслями и чувствами, родившимися при прослушивании музыкальной композиции (прием «Думай чувствами»)
- Что вы представили?
- Что помогло композитору передать героический характер народа? Какие особенности музыкальной выразительности помогли автору?
V.Рефлексия
(стадия «Размышления»)
У. Кто желает поработать в роли авторов. Предлагаю вам поработать в паре и составить кластер на тему «Моя Родина». У вас на столах лежат карточки – определители и карточки, в которых пустые окошечки. Вы можете достроить кластер своими словами. Используйте прием «Моя идея». Давайте, посмотрим вашу работу. Как вы считаете, наши знания по теме дополнились новым содержанием? Чья идея вам особенно понравилась? Вы рады, что ваши знания обогатились?
VI. Домашнее задание
У. Напишите сочинение «Как родна мне эта картина»
Конспект занятия по духовно – нравственному воспитанию
«Святой Георгий Победоносец. Мужество, храбрость»
учитель ОРКСЭ
Кашина Галина Николаевна
Цель: познакомить детей со святым мужественным и храбрым защитником Георгием Победоносцем.
Планируемые результаты
Познавательные УУД: уяснить понятия «подвиг, воины Христовы, доблесть, ратный подвиг»,
Регулятивные: выполнять задания в соответствии с поставленной целью, принимать и сохранять учебную задачу ориентироваться в конструкции и системе навигации практико-ориентированных заданий.
Коммуникативные: проявлять инициативное сотрудничество, рассказывать о святом воине с опорой на материал учебника, дополнительные источники и собственные наблюдения и представления.
Личностные: давать морально-этическую оценку поступкам, оперировать нравственными категориями (добро-зло), оценивать совершенное с морально-этической точки зрения; соотносить свою позицию с позицией другого человека, развивать интерес к жизни и подвигам святых, на примере конкретных людей воспитывать мужество, отвагу, храбрость.
Материал и оборудование: иллюстрации из жизни святого Георгия, изображение Российского герба, раскраски с изображением воина на коне.
Ход занятия
Эмоциональный настрой. Вхождение в занятие
(определение готовности к совместной деятельности, мобилизующее начало)
Учитель. Сегодняшнее общение мы начнем с посещения и «Мастерской слова» и «Художественной галереи».
Ученик читает стихотворение В. Афанасьева.
Куда это воин-красавец
В плаще, словно алом огне,
Как птица, земли не касаясь,
Несется на белом коне?
У. С кем автор сравнивает воина? Что это за картина? Где вы ее встречали? Кто автор? Кто на ней изображен? Ваши мысли, ребята.
У. О чем мы говорили и продолжим говорить на уроке?
II. Целеполагание. Формулирование темы и задач занятия
Продолжи предложения:
«Мне известно….
«Хочу узнать…
Изучение темы занятия
У. В начале урока мы обратились к репродукции картины «Георгий Победоносец» Валентина Александровича Серова, 1885год. Сюжет, композиция, некоторые детали картины (нимб над головой героя) напоминают икону. Несмотря на это, работа художника В. Серова наполнена реализмом, эмоциональностью, действием.… И сейчас вы в этом убедитесь.
(Показ отрывка из фильма о святом Георгии Победоносце).
У. Что вы узнали о Георгии Победоносце?
Д. Святой Георгий был сыном богатых и благочестивых родителей. Родители воспитывали его в христианской вере. Поступив на военную службу, Георгий выделялся среди воинов своим умом, храбростью, физической силой, воинской осанкой и красотой.
Слово учителя о жизни святого Георгия с показом иллюстраций на экране.
Давным-давно в далекой стране жил воин Георгий. Он был красив, богат, телом крепок и мужества ему не занимать – во многих сражениях участвовал и не раз обращал в бегство врагов. И верил Георгий во Христа, а царь хотел, чтобы он перестал верить. Царь разозлился, стал мучить воина, приказал посадить его в темницу. Бросились стражники с копьями на Георгия, но копье согнулось. Георгий выдержал все испытания, он не мог предать Господа.
У. Кого вы считаете злым в этой истории? Почему? Назови антоним к слову «зло».
Кто олицетворяет добро? Чем вас поразил Георгий? Кто согласен с такой позицией?
Д. Георгий поразил нас мужеством и храбростью. Он был не только красив телом, но мужественен, храбр.
У. Да, а еще он всегда помогал людям, когда им было трудно, помогает и сейчас, кто к нему обращается.
Слово ученика о чудесах, сотворенных Георгием.
Рассказывают: в одном царстве-государстве поселился в озере огромный змей. Каждый день жители царства должны были отдавать ему на съедение одного ребенка. Все жители города боялись змея. Плач, скорбь поселились в городе. Не осталось дома, где не оплакивали бы детей. Он съел всех маленьких детей и потребовал царскую дочь. Отец нарядил юную царевну в богатые одежды. Отвел её к берегу озера и оставил. И тут на помощь жителям явился всадник на белом коне с копьем в руках и пронзил чудище. Конь растоптал змея.
У. Как вы думаете. Кто был этот воин?
У. Что совершил?
Подвиг - героический, самоотверженный поступок, важное по своему значению действие, совершённое человеком, группой людей, народом в трудных условиях во имя высокой цели. Различают воинский, трудовой, научный П. Синонимы: акт, дело, деяние, поступок.
Доблесть - высшая добродетель; стойкость; высшее мужество, готовность преодолеть препятствия для достижения высокой цели, самоотверженность в какой-либо деятельности.
Релаксация «Деревья» под музыку Э. Грига «Утро»
У. Представьте, что вы маленькое зернышко. Спрячьтесь. А сейчас мы начнем расти медленно, но уверенно. Раз – мы поднимаемся, два – мы распрямляемся, три – наши веточки тянутся к солнцу. И вдруг подул сильный, холодный ветер. Он раскачивает деревья. Вправо (дети, наклоняясь, стараются не отрывать ноги от пола). Влево. Вперед. Назад. Но мы крепко держимся корнями за землю. (Пружинящиеся прыжки). Никакой ветер не сможет сломить красивые, стройные деревья. (Разводим руки в стороны). Так добро побеждает зло.
У. Продолжаем работать по теме
У. Почти у каждого города, как и у каждого государства, есть свой отличительный знак. Такой знак называется гербом. Давайте рассмотрим Российский герб. Кто желает описать изображение?
У. Герб изображается на флагах, монетах, печатях, государственных и официальных документах. Гербом Москвы является изображение на темно-красном щите всадника – святого Георгия Победоносца в серебряных доспехах. Он поражает золотым копьем черного Змея.
IV. Закрепление изученного
У. Нас ждет творческая работа. Вы рады? Что надо сделать с изображением?
Используйте прием «Моя идея» (учащиеся раскрашивают герб, изображение Георгия Победоносца)
V.Рефлексия
(выяснить: чему научились, что узнали нового, оценить качество работы)
У. Кто желает представить свою работу и рассказать о Георгии Победоносце.
(критериальное оценивание)
Оценим работу в соответствии с критериями.
Для оценки устного сообщения ученики используют следующий набор критериев: точность (вся информация передана без искажения),
ясность (говорить так, чтобы тебя понимали одноклассники),
чёткость (не торопиться, не «съедать окончания», «без запинок»).
VI. Домашнее задание творческого характера
Составьте синквейн (нерифмованное стихотворение из 5 строк):
Тема – называется одним словом (существительным).
Описание темы двумя прилагательными.
Описание действия в рамках этой темя тремя глаголами.
Фраза из четырех слов, раскрывающая суть темы и показывающая отношение к ней.
Синоним из одного слова или словосочетание, которое раскрывает суть темы.
Конспект занятия по духовно – нравственному воспитанию
«Дорога к храму»
учитель начальных классов
Кирилина Вера Анатольевна
Цель: формировать представление о Церкви как о доме Божием.
Планируемые результаты
Познавательные УУД: уметь добывать знания, представлять полученную информацию, познакомить с храмом его внешним видом, отличием его от других строений. Учить правильному поведению в храме (церкви).
Регулятивные: ставить цель учебной деятельности; планировать; оценивать полученный результат.
Коммуникативные: помогать детям в освоении социальных навыков и нравственных норм поведения на основе совместной деятельности и взаимной помощи.
Личностные: определять свою гражданскую позицию на рефлексивном уровне, приобщить детей к духовным православным традициям нашего народа, укорененность в православной традиции.
Словарная работа: «сострадание»
Материал и оборудование: мультимедийный проектор, музыкальный центр; изображения храма, колокольни, куполов, мелодия колокольного звона, икона св. Георгия Победоносца; оборудование для рисования, листы бумаги, где изображены здание лицея и храм в разных углах листа.
Ход занятия
Эмоциональный настрой. Вхождение в занятие
У. Дети, сегодня у нас в гостях Мария Ивановна. Давайте с ней поздороваемся. Она живет в городе Липецке и никогда не была у нас раньше. Расскажите ей о нашем селе.
- Какие достопримечательности есть в нашем селе?
- Что строят у нас на улице Терешковой?
- Зачем строят храм?
- Кто был в храме?
- Чем отличается храм от других зданий?
- Около храмов высится колокольня. Для чего она нужна, как вы думаете?
- А когда звонят в колокола?
(используется прием «Не бойся ошибок»)
У. Давайте послушаем колокольный звон.
II. Целеполагание. Формулирование задач
У. Представьте, что вы вошли в храм. Расскажите, что находится внутри храма? Кто изображен на иконах? В храме есть икона святого Георгия Победоносца. Что вы о нем знаете?
Д. Святой Георгий жалел людей, он помогал им, осуждал жестокость и несправедливость.
У. Я чувствую, что не на все вопросы вам легко было отвечать. Как решить эту проблему?
III. Изучение темы
У. Вы сказали, что Георгий относился к людям с состраданием. Как вы понимаете слово «сострадание»? Где мы прочитаем значение этого слова?
У. Давайте обратимся к толковому словарю С. Ожегова другим источникам знаний.
Сострадание, сочувствие, сопереживание — это эмоциональное состояние человека, выражение своего состояния по поводу переживаний другого человека (в частности, страдания).
Сострадание – это качество или способность человека поставить себя на место другого человека, полностью прочувствовать его переживания.
Сострадание – сочувствие, жалость, вызванное страданием, несчастьем другого человека.
Посетим мастерскую святых образов земли русской
У. Что мы можем сделать в храме, если испытываем чувства страдания, боли?
Д. Мы можем поставить свечи на подсвечник какому-либо святому и попросить его о помощи.
У. А еще? Кого мы можем еще увидеть в храме?
У. А чем священник отличается от других людей?
У. Как нужно вести себя в храме? К кому мы обращаемся, придя в храм? Почему храм – это дом Божией?
Д. В храме все стоя слушают молитвы, только люди с больными ногами могут присесть на скамеечку.
У. У девочек и женщин, что на голове?
У. А у мужчин?
(прием «Не бойся ошибок»)
Закрепление изученного
Развивающая игра «Продолжи словечко»
(учитель кладет свою ладонь на ладонь ребенка и называет какое-либо хорошее качество (правдивость, доброта и т.д.). Дети продолжают цепочку. Если кто-то затрудняется, дети помогают.
Творческая работа.
У. Мария Ивановна просит вас нарисовать дорогу к храму от школы.
Дети рисуют. Учитель предлагает указать и другие здания, которые помогут сориентироваться по пути к храму.
V. Рефлексия
У. Дети, используя свой рисунок, расскажите Марии Ивановне, как дойти от лицея до храма.
У. Оценим работу в соответствии с критериями.
Для оценки устного сообщения ученики используют следующий набор критериев: точность (вся информация передана без искажения),
полнота (ничего не пропустил),
ясность (говорить так, чтобы тебя понимали одноклассники),
чёткость (не торопиться, не «съедать окончания», «без запинок»).
VI.Домашнее задание
(после занятия учащиеся класса вместе с Марией Ивановной посещают храм)
Конспект занятия «Знакомство с архитектурой храма»
педагог дополнительного образования
Кашина Галина Николаевна
(урок на основе системно-деятельностного подхода)
Цель: создать храм при помощи художественно-изобразительной деятельности (аппликации и рисунка акварелью).
Планируемые результаты
Познавательные УУД: находить необходимую информацию, различать специфику храмовой архитектуры: купол, арки, круглая часть под куполом, создавать образ православного храма.
Регулятивные: формулировать тему и цели урока, исходя из проблемных вопросов, планировать и обосновывать последовательность учебных действий, оценивать полученный результат.
Коммуникативные: оформлять свои мысли и наблюдения в устной речи и в художественно-изобразительной деятельности, приобретать социальные навыки и нормы поведения на основе сотрудничества и взаимной помощи.
Личностные: готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, принятие базовых национальных ценностей и духовных традиций.
Материалы и оборудование: аудиозапись колокольного звона, материал с изображением православных храмов, мультимедийное оборудование.
Ход занятия
Эмоциональный настрой. Вхождение в занятие
Ребята, послушайте внимательно загадку и отгадайте её (прием «Яркое пятно»)
Этот дом - не просто дом:
Он красивый и с крестом.
Золотые купола,
Звонкие колокола!
Помолиться в этот дом
Ходят в трепете святом.
По утрам и вечерам.
Это православный…(храм).
У. Давайте рассмотрим храм.
(Рассматривание учащимися фотографий с видами храма)
У. Как по-другому называют храм? Подберите синонимы.
Подберите эпитеты храм (какой?)…
Звучит аудиозапись колокольного звона.
У. Вы узнали это за звуки?
У. Где можно услышать колокольный звон?
У. Составьте предложения о храме, используя слова и словосочетания: колокольный звон, приходить, молитва, душа, прощение…
II. Целеполагание. Формулирование темы занятия
У. О чем мы будем говорить на уроке? С чем мы познакомимся?
Д. Сегодня на занятии мы познакомимся с православным храмом.
У. Что такое православный храм?
Ответы детей.
У. Что надо сделать, чтобы наши ответы были полными, правильными и интересными?
Д. Сначала обратимся за информацией к различным источникам: детской православной энциклопедии, художественным книгам, живописи, музыке, фильмам т. д.
III. Изучение темы
Д. Давайте опять заглянем в «Мастерскую умелых рук».
У. Хорошо. Для начала спланируем свою работу на уроке.
У. С чего начнем?
Д. Узнаем лексическое значение слова «храм». Что нам поможет в этом?
Д. Толковый словарь С. Ожегова, этимологический словарь А.К. Шапошникова.
У. Давайте прочитаем вместе: храм - (от праслав. — «дом») — культурное сооружение, предназначенное для совершения богослужений. Происходит от церковно-славянского, старо-славянского: храмъ, при исконно-русском хоромъ (см. хоро́мы). Самый известный храм - Пещера Рождества, где родился Иисус Христос от Девы Марии.
Игра «Да-нетки»
У. В православии храмом (синонимом слова «церковь») называется только то сооружение, в котором есть алтарь и совершается богослужение.
У. Можно ли утверждать, что храм – это дом Божий?
У. В храме мы можем мысленно разговаривать с Богом. Просить его о помощи.
У. Христиане строили особенно красивые дома, - посвящённые Богу - храмы.
У. Каждый храм имеет своё название, имя.
У. Самый большой храм в России - храм Христа Спасителя - находится в Москве.
У. Вы рады, сто так много знаете о храмах?
У. заслужили встречу с прекрасным! В нашем селе есть много красивых зданий, которые похожи друг на друга, а вот архитектура церквей не повторяется (показ фотографий церквей Долгоруковского района).
У. Как отличить храм от других строений нашего района?
Д. Христианский православный храм имеет купола и кресты.
У. На что похож купол церкви?
У. Что находится под куполом?
Д. Под куполом церкви находятся колокола.
У. Как вы думаете, для чего колокола звонят?
Дидактическая игра «Назови словечко». Звучит музыка, дети передают друг другу колокольчик. Если музыка останавливается, ученик, у которого в руках колокольчик, называет архитектурную деталь храма.
У. Скажите, кому интересно самому создать свой храм?
IV. Закрепление изученного
Работа в группе «Строим храм»
У. Договоритесь, кто будет архитектором, кто строителем, кто дизайнером вашего храма. Используйте прием «Моя идея»
Дети создают аппликацию храма.
Тук-тук тут и там -
Дети строят новый храм.
Молоточками стучали,
Стены храма украшали.
Вот и крыша, и крыльцо!
Получилось хорошо!
У. Нас вновь ждет «Мастерская умелых рук». Вы рады?
У. Нарисуйте свой храм акварелью.
V.Рефлексия
У. Предлагаю организовать в классе художественную выставку ваших работ
«Храм моей души».
Кто желает рассказать о своем храме?
Учащиеся выходят к доске и рассказывают, как рисовали храм, что и для чего есть в храме.
У. Оцените свою работу. Для этого вспомните, как должен выглядеть храм, какие части он имеет.
Для оценки устного сообщения ученики используют следующий набор критериев: точность (вся информация передана без искажения),
полнота (ничего не упустили),
ясность (говорить так, чтобы тебя понимали одноклассники),
чёткость (не торопиться, не «съедать окончания», «без запинок»).
VI. Домашнее задание. Изготовить макет православного храма.
Конспект занятия по изобразительной деятельности
«Православный храм»
учитель начальных классов
Кирилина Вера Анатольевна
Цель: продолжать знакомить детей с храмовой архитектурой.
Планируемые результаты
Познавательные УУД: на основе анализа изображений учить передавать в работе архитектурные особенности храма.
Регулятивные: в диалоге с учителем и учащимися определять успешность своей работы по заданным критериям, намечать порядок учебных действий.
Коммуникативные: сотрудничать в совместном решении проблемы.
Личностные: соотносить свою позицию с позицией другого, готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, к реализации своего творческого потенциала, следовать духовным традициям народа.
Материал и оборудование: фотографии храмов Долгоруковского района, оборудование для рисования, словарь С. Ожегова, православная энциклопедия для самых маленьких.
Словарная работа: архитектор, храм, купол.
Ход занятия
Эмоциональный настрой. Вхождение в занятие
У. Предлагаю вам посетить фотосалон. Какие образы представлены на фотовыставке? На какие группы можно разделить изображения?
Чем изображения храмов отличаются от других построек?
Что бы вы изменили? Кто не согласен с такими группами? Почему? Чтобы ответить правильно на возникающие вопросы, что необходимо сделать?
Целеполагание
У. О чем мы сейчас говорили? Сформулируем тему нашего урока.
У. Почему вы не справились с заданием? Сформулируйте цель занятия.
Исходя из цели, определите задачи. Кому под силу осуществить все задачи, связанные со строительством храма?
III. Изучение темы занятия
У. Вас ждет творческое задание.
У. Кто из вас знает, кто такие архитекторы? Вы хотели бы побывать в роли архитекторов. Что должны определить архитекторы?
Д. Какие части необходимы при постройке храма?
На какую геометрическую фигуру похожи стены здания?
На какую геометрическую фигуру похожи окна?
На что похож купол?
Физкультурная пауза
Раз, два, три, четыре, пять. (Дети выполняют прыжки на месте.)
Будем строить и играть.
Храм большой, высокий строим. (Встают на носочки и тянутся руками вверх.)
Окна ставим, купол кроем. (Показать руками окно, купол - сомкнуть руки над головой).
Окна ставим, купол кроем.
Вот какой красивый храм! (Указательным жестом вытягивают руки вперед.)
Будет радостно всем нам.
У. Ребята, а кто желает сам сотворить храм?
IV. Закрепление
У. Вас ждет творческая работа в группе «Мастерская умелых рук». Вы рады?
У. Договоритесь, какой собор вы хотите создать. Используйте прием «Моя идея».
Выберите цвет здания? Что он означает?
Какой материал будете использовать?
Какой формы и сколько окон получится у вас?
Какого цвета купола у твоего храма?
У. Давайте оценим вашу работу по критериям, которые сами и разработаем.
Критерии: наличие основных частей храма, однокупольность - многокупольность, цвет здания, расположение.
V. Рефлексия
У. Ребята, кто считает, что их храм удался? Почему?
Дай оценку работы с позиции наших критериев.
Оцени работу соседа в соответствии с критериями:
ясность (говорить так, чтобы тебя понимали одноклассники),
чёткость (не торопиться, не «съедать окончания», «без запинок»).
Как вы думаете, из вас вышли отличные архитекторы?
У. Давайте организуем выставку наших работ.
VI. Домашнее задание
Оформите в любой форме все свои идеи по строительству храма. Может ваши задумки пригодятся при возведении нашего храма.
Конспект занятия по ознакомлению с социальным миром
«Жить - Родине служить»
педагог дополнительного образования
Кашина Галина Николаевна
Цель: расширять знания о защитниках родной земли.
Планируемые результаты
Познавательные УУД: выделять знакомую и новую информацию, анализировать значение слова, пословицы, закреплять знание народных пословиц.
Регулятивные: планировать свои действия, направленные на решение задачи учится высказывать свое предположение (версию).
Коммуникативные: оформлять свою мысль грамотно с учетом коммуникативной задачи и жизненных речевых ситуаций.
Личностные: воспитывать желание создавать подарок, проявляя творчество, дарить его.
Оборудование: мультимедийное оборудование, картинки для игры «Собери богатыря в дорогу»; репродукция картины В.М.Васнецова «Три богатыря»; видеоклип песни «С чего начинается Родина?», мелодия в грамзаписи «Былинные наигрыши»; оборудование для аппликации.
Предварительная работа: беседы о пословицах, изготовление элементов поделки.
Словарная работа: Русь, Отечество, богатырь.
Ход занятия
I. Эмоциональный настрой на работу. Вхождение в занятие
У. Какими словами приветствовали на Руси гостей? Давайте с вами также поздороваемся.
Д. Здравствуйте, гости дорогие!
У. Здравствуйте, добры молодцы да красны девицы!
У. Давным-давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живем, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. Многие территории занимали болота. Издревле на этой земле жили славяне. Более 1000 лет назад славяне основали свое государство.
II. Целеполагание. Формулирование учебных задач
У. Вы хотите узнать о прошлом своего народа? Какие вопросы вы бы задали своим предкам?
Д. Как жили славяне? Чем занимались? Как называлось наше государство раньше? Кто защищал земли на Руси?
III. Изучение темы
У. Чтобы определить значение слов, чем необходимо воспользоваться?
Д. Толковым словарем
У. А происхождение?
Д. Этимологическим словарем.
У. Обратимся к словарю.
Русь - (др.-рус. рѹсь, рѹсьскаѧ зємлѧ, лат. Russia, Rossia, Ruthenia) - обширный регион в Восточной Европе, историческое название восточнославянских земель; древнерусское государство, расцвет которого пришёлся на X—XI века.
Оте́чество, отчи́зна — родная страна. Понятие отечество, отчизна обозначает страну предков (отцов) человека, а также часто имеет эмоциональный подтекст, подразумевающий, что некоторые испытывают к отечеству особое чувства.
Богатыри - персонажи былин и сказаний, отличающиеся большой силой и совершающие подвиги религиозного или патриотического характера.
Образы богатырей и витязей нашли широкое отражение в творчестве известных деятелей искусства, например, Михаила Александровича Врубеля — декоративное панно «Богатырь», или Виктора Михайловича Васнецова — «Богатыри» (картина, которую он писал почти 20 лет).
Совокупность воинских доблестей и добрый, честный нрав составляют главнейшие черты богатыря, но недостаточно одних физических доблестей, надо ещё, чтобы вся деятельность богатыря имела религиозно-патриотический характер. Народ восхищали их физические качества: сила, ловкость, тяжёлая походку, оглушительный голос.
У. Как мы сейчас называем свою родную страну? (Россия)
Мы родились в России. Предлагаю вам посмотреть на карту России. Наша страна протянулась с севера на юг, с запада на восток? Много художественных полотен, фильмов, музыкальных произведений посвящено нашей Родине.
У. Давайте послушаем песню «С чего начинается Родина?». (Музыка В. Баснера, сл. М. Матусовского).
- С чего начинается Родина?
- Как еще можно назвать Родину?
- Кто вам всех роднее?
- На какое слово похоже слово «Отечество»? (отец)
- Как вы понимаете значение слова «Отечество»?
Д. Земля, на которой издревле жили отцы и деды,
Д. Отечеством – это отчий край.
Д. Родина, отчизна
Обратимся к народной мудрости.
«Жить – Родине служить»
«Где смелость – там победа»
«Один в поле не воин»
«Герой – за родину горой»
«Русский боец – всем молодец»
«И сила уму уступает»
«Смелость города берет»
«Смелый в бою не дрожит»
«Смелому победа идет в руки»
- А как вы понимаете пословицу «Один в поле не воин»?
- Как вы думаете, один солдат может защитить Отечество?
- А кто защищает Отечество?
- В давние времена большую опасность для русских земель представляли набеги врагов; они ходили на Русь, разоряли села и деревни, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленные богатства. И каждый раз на защиту своей родины вставал народ.
У. Как называли защитников Родины в давние времена?
Д. Воины, богатыри.
У. Скажите, какими они были, какими вы их себе представляете?
Д. Они были сильными, смелыми, могучими, высокими, мужественными, отважными.
У.О богатырской силушке, о богатырях народ складывал песни – сказания, которые назывались былинами. Они дошли до наших времен, их передавали «из уст в уста» - сказители, баяны. А художники писали картины.
У. Предлагаю вам заглянуть в «Картинную галерею». Рассмотрите картину Виктора Михайловича Васнецова «Три богатыря».
У. Кто здесь изображен?
У. Кто может назвать имена славных богатырей земли нашей?
У. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович – самые любимые и известные богатыри.
У. Расскажите о них. Как их изобразил художник М. Васнецов.
У. Кого из богатырей художник изобразил в центре?
Д. Илью Муромца.
Слово ученика: Илья Муромец от рождения лежал, не мог ходить тридцать лет и три года. И получил он исцеление от болезни от старцев, испив воды из всех озер и рек Руси – матушки. Собираясь, на подвиг ратный, богатыри просили благословения у отца, и матери. Уходя в поход, Илья Муромец поклонился родителям, поклонился на все четыре стороны и прочитал молитву. И пошёл Ильюшенька защищать землю русскую, сирот малых.
У. Илья Муромец после службы Отечеству пошёл служить Богу, он стал монахом Киево-Печерской Лавры. Церковь причислила Илью Муромца к лику святых.
- С каким оружием защищал землю русскую Добрыня Никитич?
- Как вы думаете, почему Алеша Попович держит гусли?
У. Давайте послушаем «Былинные наигрыши».
Показ фото музыкального инструмента гусли. Рассматривание детского инструмента.
Каких богатырей вы знаете?
Д. Колыван, Михаил Потык, Соловей Будимирович, Евпатий Коловрат, Александр Пересвет.
У. Вы все богатырей земли нашей перечислили? Кто хочет узнать и другие имена?
У вас будет такая возможность, когда мы будем создавать проект «Богатыри земли русской».
IV. Закрепление изученного
Игра «Собери богатыря в дорогу».
У. Дети, перед вами предметы, принадлежащие богатырю. Давайте соберем его в дальнюю дорогу на ратный подвиг.
Дети подходят к столам берут предметные картинки с изображением элементов одежды богатырей (шлем, кольчуга и т.д.), оружия (булатная палица, колчан со стрелами, щит и длинное копье, лук со стрелами) и рассказывают, для чего это служило.
- Если русских воинов называли богатырями, как можно назвать их коней?
- Какие они на картине?
- Когда вы смотрите на славных русских богатырей, которые много побед одержали, что вы чувствуете?
- Художник Виктор Михайлович Васнецов прославляет защитников Родины, хочет, чтобы мы все гордились своими героическими предками, помнили о них, любили землю, где родились.
У. Какой человек мог нарисовать такую картину?
Д. Такую картину мог создать человек, который очень любил свой народ.
Д. Он хорошо знает свою историю.
У. Какие чувства вызывает картина?
Д. Картина заставляет людей волноваться, переживать благородное чувство – чувство гордости за Родину.
У. Ребята, представьте, что вы богатыри.
Релаксация «Богатыри»
Раз, два, три, посмотри, Мы с тобой богатыри. | (руки на поясе, шагают)
|
Чтобы силушки набрать, Будем гири поднимать. | (поднимают руки, сжатые в кулак вверх, опускают вниз)
|
Снизу – вверх, снизу – вверх, Мы теперь сильнее всех | (сначала правую руку, потом левую, другая рука на поясе)
|
Подражаем мы не зря, Этим трём богатырям. Дружно сядем, дружно встанем, И ещё сильнее станем.
| (приседают – резко встают, руки вверх) |
На носочки поднимись, Зорко, зорко оглядись, Чтоб врагов не пропустить, Русь родную защитить. У. Вас ждет «Мастерская умелых рук» Вы рады? | (одна рука на поясе, другую прикладывают ко лбу, всматриваясь вдаль, и одновременно поднимаются на носочки)
|
Дети подходят к столам, где находится оборудование для аппликации. Педагог предлагает создать аппликацию «Славлю Отечества сынов!» (коллективная работа)
V. Рефлексия
У. Давайте организуем выставку ваших работ.
Чья работа порадовала (восхитила, поразила, удивила)?
- Кому подарите аппликацию - подарок? Что пожелаете в День защитника Отечества?
VI. Домашнее задание
Составьте текст беседы с богатырем (что бы вы спросили, узнали, что рассказали)
Конспект занятия по духовно – нравственному воспитанию
«Христианские добродетели»
учитель начальных классов
Кирилина Вера Анатольевна
Цель: познакомить детей с важнейшими событиями Священной истории, с традициями православного праздника на Руси.
Планируемые результаты
Познавательные УУД: соотносить идентичную информацию, представленную в вербальном и невербальном виде, выделять христианские ценности, основанные на православных традициях.
Регулятивные: планировать свои действия, направленные на решение задачи, выполнять действия по аналогии, обосновывать выбор способа решения проблемы.
Коммуникативные: строить ответ (рассуждение) теоретического характера по модели: тезис – доказательство – примеры – вывод, высказывать свое предположение (версию), приводя аргументы; развивать навыки доброжелательного общения,
Личностные: способность различать нравственное и безнравственное, воспитывать стремление к доброте, правдивости, милосердию, любви к ближнему, к послушанию и трудолюбию.
Материалы и оборудование: микробисер, вырезанные из бумаги маленькие сердечки, оборудование для наклеивания (салфетки, клей, кисти); презентация, запись колокольного звона, магнитофон, игровые эмблемы для инсценировании сказки «Репка», колокольчики.
Словарная работа: рукотворный, нерукотворный, воистину, добрые дела – добродетель, христосование, Пасха.
Ход занятия
I. Эмоциональный настрой. Вхождение в занятие
(праздничный перезвон)
У. Обратимся к «Мастерской слова».
Ребенок в образе медведя читает:
Я – Медведь, любитель песни петь.
Мне в берлоге стало не до сна.
А как начали ручьи звенеть –
Понял я – уже пришла весна!
Значит, снова наступила Пасха,
И свершилось чудо из чудес:
Я пришел поздравить вас, ребята,
И сказать вам, что Христос Воскрес!
(на экране пасхальная картинка, продолжают звучать колокола)
II. Целеполагание
У. Вы послушали стихотворение, рассмотрели изображение. Скажите, о каком празднике пойдет сегодня речь? Давайте сформулируем тему занятия.
Что вы хотите узнать об этом празднике?
Д. Сто обозначает слово «пасха»? Когда зародился праздник? Когда и как празднуется? В каких странах празднуют? Почему Пасха празднуется в разное время? Какие традиции праздника существуют?
У. Все ваши вопросы принимаются. Давайте спланируем работу на уроке. Что сделаем сначала? А потом? Что нам поможет?
III. Изучение темы занятия
Что обозначает слово «пасха»?
У. Как будете действовать, чтобы ваши ответы были точными, полными, интересными?
Д. Обратимся к различным источникам информации (прием «Ищите повсюду»)
Пасха – это праздник праздников. Бог на землю послал своего Сына Христа, чтобы он делал добрые дела. Он учил любви к ближнему.
На экране картинка с изображением: Христос и дети.
- Христос учил детей послушанию и трудолюбию, сам делал добрые дела и учил людей делать добро для других, он лечил людей. Но злые люди не хотели делать добро, не хотели, чтобы Христос помогал другим. Что сделали с ним эти злые люди?
- Но произошло чудо: Христос Воскрес! Бог снова стал живым и ходил по земле.
На экране картинка с изображением Воскресение Христа.
- Одна женщина, ее звали Мария, знала Христа. Она пошла к царю Тиберию и сказала: «Христос Воскрес!», но царь не поверил и сказал: «Я не верю в это так же, как это белое яйцо станет красным!» И произошло чудо! Яйцо покраснело. И царь сказал: «Воистину Воскрес!»
На экране картинка: Христос и Мария Магдалина.
- Ребята, как вы понимаете слово «воистину»?
Воистину - истинно, поистине, справедливо, правда, право, по правде, точно, верно.
- С тех пор в праздник Пасхи и на нашей русской земле в честь праздника народ приветствует друг друга словами: «Христос Воскрес! Воистину Воскрес!» и дарят в знак любви подарки. Что дарят друг другу на Пасху?
Показ пасхальных яиц.
Предлагаю посетить картинную галерею
На экране картина Б. Кустодиева «Христосование».
У. Посмотрите на картину, которую написал художник Кустодиев. Он приезжал к нам в Липецкий край. Многие его работы находятся в московском музее. Одна из его картин «Христосование». Кого изобразил художник на картине?
- Что они делают?
- Что держит дедушка в руке?
- Как вы думаете, что он хочет с ним сделать?
- Какое лицо у дедушки?
- Особенно ценные подарки те, которые сделаны своими руками. А вы хотите приготовить подарок? Я предлагаю сделать в подарок «Пасхальное яйцо». А кому вы его подарите?
- Почему?
Дети открывают коробочки на столе, рассматривают содержимое: яйцо, бисер.
- Всем хватило материала? У Мишки нет! Что же делать?
Дети предлагают поделиться с ним. Все отсыпают ему, получается у Мишки много. Он благодарит детей.
- Народная мудрость гласит: «Доброе дело, что весенний денек». Что означает эта пословица
- Маленькая помощь – это тоже доброе дело. Любовь к ближнему, милосердие – все это украшает человека. А вы знаете сказки, где все друг другу помогают?
Инсценировка художественного произведения «Репка».
Педагог предлагает инсценировать отрывок из сказки «Репка». Дети берут эмблему героя сказки по выбору, одевают на себя. Встали друг за другом под текст педагога все кроме мышки.
- Маленькая мышка, а всем помогла.
- Как называют человека, который делится с другими?
Просмотр мультфильма
- Посмотрите отрывок из мультфильма, и скажите, его героиня была щедрой, трудолюбивой?
Показ отрывка из мультфильма «Сказка о рыбаке и рыбке»
- Я помогу Мишке украсить его яйцо и покажу вам, как это можно сделать.
Показ украшения яйца бисером.
- Мишка сначала приклеит маленькое сердечко из бумаги, потому что он вкладывает в поделку кусочек своего сердца. И вы можете так сделать.
IV. Закрепление изученного
У. Ребята! Сегодня вас ждет интересное задание, которое поможет вам узнать, насколько хорошо вы умеете создавать оригинальное и неповторимое. Вам потребуется воображение, фантазия, умение думать. Если у вас возникнут проблемы, поднимите руку, и я подойду к вам и дам необходимые разъяснения. Я надеюсь, что работа, которая вас ждёт, будет интересной и увлекательной, вызовет положительные эмоции и желание развивать свои творческие способности. Итак, вас ждет творческая работа. Вы рады?
Украшение яиц детьми (индивидуальная работа)
V.Рефлексия
У. Сегодня мы произнесли во время беседы много добродетельных слов. Они о добрых делах. Это христианские добродетели. Выберите то слово, которое вам понравилось больше других. Объясните, почему вы его выбрали.
У. Давайте повторим (хором): любовь, послушание, милосердие, забота, трудолюбие, благодарность, взаимопомощь.
У. На Пасху всем разрешено звонить в колокола на колокольне. Давайте и мы позвоним и послушаем этот добрый звон колокольчиков (учитель раздает детям колокольчики, дети звонят).
VI. Домашнее задание творческого характера по выбору:
- нарисовать пасхальное яичко;
- составить текст поздравления с пасхальным праздником;
- подобрать пасхальные игры;
- выучить стихотворение, которое славит Пасху
Конспект занятия по духовно – нравственному воспитанию
«Колокольные звоны России»
педагог дополнительного образования
Кашина Галина Николаевна
Цель: знакомство детей с колокольным звоном России.
Планируемые результаты
Познавательные УУД: принимать и сохранять учебную творческую задачу, уяснить знания о колокольном звоне – одном из видов народного творчества, строить речевые высказывания причинно-следственного характера, развивать навыки мыследеятельности.
Регулятивные: высказывать свое предположение, осуществлять контроль в процессе выполнения творческого задания и по результату
Коммуникативные: взаимодействовать с партнером для решения поставленных задач; слушать, слышать, защищать свою точку зрения или принимать иную; вступать в сотрудничество и сотворчество для решения учебной задачи; готовность признавать возможность существования различных точек зрения, развивать навыки доброжелательного общения, способность различать нравственное и безнравственное.
Личностные: внутренняя позиция на уровне положительного отношения к творческой деятельности и принятие образца творческого поведения, осознания «Я» как гражданин России, чувство сопричастности и гордости за достижения своего народа, любовь и уважение к культурным традициям своего народа, его истории.
Оборудование: слайдшоу, изображение колоколов России: колокольни Ивана Великого, Московского Кремля; валдайские колокольчики разной величины; фрагмент оперы «Борис Годунов»; отрывок пьесы М.П. Мусоргского «Звоны»; портрет композитора М.П.Мусоргского.
Ход занятия
Эмоциональный настрой на работу. Вхождение в занятие
Слово учителя
Учитель со звоночком в руках приветствует учащихся.
У. Ребята, посмотрите на этот чудо – колокольчик, послушайте его звон. Этот звон входит в наши души, дотрагивается до каждой её струнки и будит наши добрые чувства, нежность и любовь друг к другу. А ещё он желает узнать, что такое колокольный звон?
- Как вы думаете, зачем на колокольне нужен колокол?
II. Целеполагание.
У. О чем мы сейчас говорили? Какова тема нашего занятия? Какие вопросы хотели бы задать?
Д. Что такое колокольный звон? Зачем он был нужен на Руси? Каким бывает колокольный звон? Когда появился первый колокольный звон?
III. Изучение темы занятия
Слово учителя (сопровождается презентацией)
- Колокольный звон – такой же вид народного творчества, как песни, живопись, народные ремёсла.
Колокол в древней Руси имел большое значение. Мощные звуки охранного колокола созывали людей на борьбу с врагом, когда тот подступал к стенам города. Колокольным звоном народ провожал воинов на битву и встречал с победой. В Москве есть знаменитая колокольня Ивана Великого, которая находится на территории Московского Кремля. В древней Москве не разрешалось строить здания выше этой колокольни, поэтому дозорные Москвы могли обозревать с высоты Ивана Великого окрестности города на десятки вёрст и предупреждать о приближении врага, о пожаре. При какой-либо угрозе били в большой колокол (показ иллюстрации колокольни Ивана Великого сопровождается слушанием большого колокола). На огромных российских просторах, где селения находились далеко друг от друга, именно колокольный звон, который был слышен на больших расстояниях, оповещал людей о каких-либо важных событиях.
Слово ученика. В народе по-особому, с гордостью относились к колоколам. О них создано много легенд, сказаний. Колокольный звон в народе с нежностью называли то серебристым, то малиновым. Пока существовал один колокол, нельзя было говорить о «музыке колоколов». Но вот стали появляться звонницы – деревянные щиты под навесом, к которым прикрепляли набор колоколов и колокольчиков разных размеров, различной высоты и силы звучания. А позже стали строиться колокольни, которые высоко поднимались над всеми домами и располагали целым набором различных колоколов. Теперь с их помощью можно было извлекать своеобразную музыку.
(Слушание красного звона)
Слово учителя. Самый большой в мире колокол, который, правда, никогда не звонил, находится у подножия колокольни Ивана Великого – это Царь-колокол, колокол поражает своими размерами и весит двести тонн (показ иллюстрации). Управляли колоколами звонари. Проявляя своё искусство, они достигали большого мастерства. Звонари придумывали разные звоны, и каждый звон имел свой характер, определенное настроение, значение. Церковный звон называют благовест
Словарная работа
- Как вы понимаете слово «благовест»?
Бла́говест (то есть Благая весть) — церковный звон одним большим колоколом (в отличие от перезвона или трезвона), извещающий о начале богослужения. Он совершается так: сначала производится три редких, медленных протяжных удара...
- Разные виды колокольной музыки имеют свои имена: красный звон, праздничный трезвон, будничный звон. Почему они так называются?
У. Если вы услышите праздничный трезвон, значит…
У. Если вы услышите будничный звон, то …
- Но как запомнить звоны, как их записать? Звонари стали придумывать разные попевки, которые подходят к тому или иному звону. Например, были такие: «Пеки блин – дров нет, пеки блин – дров нет»; «А мы знаем, да не скажем, а мы знаем, да не скажем».
IV.Закрепление изученного
У. Приглашаю вас в музыкальную гостиную.
У. Давайте попробуем спеть и проиграть попевки! Вы рады?
Дети поют хором и соло, подыгрывая колокольчиком.
- А теперь давайте поиграем в звонницу, я раздам вам колокольчики, разной величины и звучания.
(Дети и педагог играют на колокольчиках, изображая звонницу).
У. Послушаем встречный звон – колокольную музыку, которой встречали важных людей. Чтобы звонарям было легче запомнить, в какой колокол звонить, колоколам давали характерные прозвища. Например, колокола Ивана Великого назывались так: Медведь, Ревун и т. д.
(Слушание встречного звона)
Учитель предлагает поиграть в игру с колокольчиком «Колокольчик зазвони»:
Я бегу, бегу, бегу
Звоном всех ребят зову
Вся Россия слышит звон
Колокольный перезвон.
(Дети стоят в кругу, ребенок с колоколом ходит по центру круга, после слов останавливается, дети расходятся по залу. Ребёнок начинает звонить в колокол и дети должны быстро собраться в круг).
Предлагаю вновь заглянуть в музыкальную гостиную
- Мы знаем, как часто русские композиторы обращались в своём творчестве к народной музыке. Не обошли они и колокольные звоны. Послушайте отрывок пьесы М. П. Мусоргского «Звоны».
Показ портрета композитора М. П. Мусоргского
- Это произведение написано для оперы «Борис Годунов». Пьеса звучит в фортепианном исполнении. Внимательно вслушивайтесь в неё.
(Слушание фрагмента пьесы Модеста Петровича Мусоргского «Звоны»).
- Как звучал большой колокол?
- Как звучали голоса малых колоколов?
- Могучее, тревожное звучание большого колокола и звонкие, перекликающиеся голоса малых колоколов.
- Музыка звонов так красива, так необычна, что желание исполнять её в концертах было велико. И музыканты придумали ударный инструмент в состав, которого входит набор колоколов, разных по звучанию.
Послушайте его.
Дети слушают музыкальный инструмент колокола.
У. Как вы думаете, нужны ли нам колокольные звоны сейчас?
У. Предположите, где их используют и где?
У. Да, и сейчас собираются любители колокольной музыки на праздники этого прекрасного народного искусства.
У. Предположите, почему чаще всего праздники колокольной музыки проходят в старинном русском городе – Ростове Великом,
У. Да, этот город славится своими чудными колоколами, целый день звучат колокола, и плывёт звон над русской землёй.
Игра «Угадай»
Звучит запись колоколов. Дети угадывают настроение и событие, которое они предвещают.
V. Рефлексия
У. Работа в паре. Расскажите соседу по парте про колокольный звон. Поменяйтесь ролями.
У. Оцени работу соседа в соответствии с критериями.
Для оценки рассказа ученики используют следующий набор критериев:
точность (вся информация передана без искажения),
ясность (говорить так, чтобы тебя понимали одноклассники),
чёткость (не торопиться, не «съедать окончания», «без запинок»).
VI. Домашнее задание.
Нарисуйте образы на тему «Колокольный звон России?
Конспект занятия по ознакомлению с искусством
«Иконописец Андрей Рублев»
учитель начальных классов
Кирилина Вера Анатольевна
Цель: познакомить детей с иконописцем Андреем Рублевым и его творчеством.
Планируемые результаты
Познавательные УУД: формировать представления детей о фресковом письме, учить различать разные жанры живописи и фресковое письмо, осуществлять элементарный поиск необходимой информации для открытия нового знания и создания творческого продукта;
Регулятивные: принимать и сохранять учебную творческую задачу, планировать свои действия, направленные на решение творческой задачи; осуществлять контроль в процессе выполнения творческого задания и по результату;
Коммуникативные: развивать навыки доброжелательного общения, взаимодействовать с партнером для решения поставленных задач; слушать, слышать, защищать свою точку зрения или принимать иную; вступать в сотрудничество и сотворчество для решения учебной задачи;
Личностные: внутренняя позиция на уровне положительного отношения к творческой деятельности и принятие образца творческого поведения.
Материал и оборудование: картина разных жанров, на экране слайды: икона с ликом святого Андрея Рублева, икона «Святая Троица», части фрескового письма иконописца А. Рублева, белая бумага, клей.
Ход занятия
Эмоциональный настрой. Вхождение в занятие
У. Сегодняшнее общение мы начнем с посещения картинной галереи.
(на экране слайды с фресками храма).
II. Целеполагание. Формулирование задач.
У. Предположите, о чем пойдет речь.
У. Сформулируйте вопросы по теме урока (прием «Не бойся ошибок»)
Д. Кто пишет картины?
Д. Для чего пишут картины?
Д. На каком материале пишут картины?
Д. О чем может рассказать картина?
Д. К какому жанру относятся эти изображения?
Д. Как называются такие картины?
У. Я вам сразу скажу, что это фрески, фресковое письмо. Кто слышал это слово?
У. Где можно прочитать значение этого слова?
Дети обращаются к толковому словарю С. Ожегова.
Фре́ска (от итал. fresco — свежий), аффреско (итал. affresco) — живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей, противоположность «а секко» (росписи по сухому). При высыхании содержащаяся в штукатурке известь образует тонкую прозрачную кальцитную плёнку, делающую фреску долговечной. Выполняется художником-фрескистом.
У. Рассмотрите фрески. Что объединяет все изображения?
Д. На фресках изображены сюжеты из Библии.
У. Сделайте вывод: о чем может рассказать фреска?
Д. О житии святых, о делах и поступках святых людей.
У. Если человек не умеет читать, или читает на другом языке, как ему узнать о святых людях?
У. Кто расписывает стены храмов?
Слово учителя об иконописце Андрее Рублеве (показ изображения иконы святого Андрея Рублева на экране).
У. Андрей Рублев жил давно и о нем дошло мало сведений, нет его портрета. Известно, что он был монахом и был очень талантлив в письме фресок и икон, усердно работал, учил писать фрески других людей. Кроме фресок, он писал и иконы. Самая известная его икона «Святая Троица», ей 500 лет (показ на экране).
Слово ученика. Эта икона сейчас находится в самом большом музее в Москве – в Государственной Третьяковской галерее. Сохранились его фрески на храмах в Москве, сохранилось несколько других икон. За его веру, помощь людям, смиренность его возвели в сан святых. Поэтому мы можем увидеть его лик на иконе.
Дидактическая игра «Ты – мне, я – тебе»
1. Фрески – что это?
2. Кто пишет фрески?
3.О каком иконописце мы узнали?
4. Что кроме фресок писал А. Рублев?
6. Назови саму известную икону А. Рублева.
7. Где находится эта икона?
8. Почему его возвели в сан святых?
9. Что изображено на фреске?
IV. Закрепление изученного
Творческая работа индивидуального характера
Учитель предлагает на столах найти картинки, соответствующие рассказу детей, наклеить их на листы бумаги в той последовательности, в какой будет их рассказ.
Дети выбирают картинки, раскладывают их в нужной им последовательности, наклеивают на листы бумаги (прием «Не бойтесь ошибиться»).
Рефлексия
У. Расскажи по плану
- Почему ты выбрал эту картинку?
- Что на ней изображено?
- Кто изображен?
Дай оценку работы с позиции наших критериев:
ясность (говорить так, чтобы тебя понимали одноклассники),
полнота (не упустил ни одного пункта плана)
чёткость (не торопиться, не «съедать окончания»).
У. Как вы считаете, достигли мы поставленной цели? Как достигали? Что удалось?
Что не удалось?
Домашняя работа
У. Я предлагаю вам рассказать об иконописце Андрей Рублеве дома родителям, а помогут в составлении рассказа картинки с разными изображениями.