СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность 6 кл

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочная деятельность социальное направление. Календарно-тематическое планирование имеется

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность 6 кл»

Пояснительная записка

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Программы внеурочной деятельности обучающихся создают условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур; способствуют раскрытию индивидуальных способностей ребенка (прежде всего к разным видам искусства – изобразительного, музыкального, хореографического), развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что даёт большой воспитательный эффект.
Учащиеся, которые посещают кружки и секции, прекрасно адаптируются в среде сверстников, глубже изучают материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся организаторские, творческие, художественные, хореографические, музыкальные способности, что играет немаловажную роль в духовном развитии школьников среднего звена.

Актуальность программы: программа позволяет реализовать компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный  подходы к формированию личности, которая имеет активную гражданскую позицию и которая готова к самостоятельному, ответственному решению жизненных и профессиональных проблем, способной к самоопределению, к активной творческой деятельности в социуме.

Программа «Экология души» разработана для занятий с учащимися 6 класса во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС среднего общего образования второго поколения. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся. Для реализации программы внеурочной деятельности предусмотрены следующие формы работы: рассказ, сообщение, беседа, экскурсии, презентация, практические занятия, продуктивные игры, изготовление объектов демонстрации (газеты, выставки, летописи), мини – представления и концерты, ярмарки, исследовательские проекты, конференции, фотовыставки и фотоотчёты, написание очерков и статей в школьную и городскую газеты, составление и разгадывание кроссвордов, конкурсы исторических хроник, «круглые столы».

Программа внеурочной деятельности социального направления в 6 классе разработана на основе следующих нормативных документов:

1. Приказ об утверждении ФГОС ООО Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года №1897(зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2011 года №19644).
2. Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (от 12.05.2011 № 03296).
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.282110 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
4. Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся (приложение к письму Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 № МД1552/03).

Цель программы: создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время.

Задачи программы:

  • Познавательные:

    • формирование интереса к творческому процессу учебно-познавательной деятельности;

    • организация информационной поддержки учащихся;

    • предоставление сферы деятельности, необходимой для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования потребности в непрерывном самообразовании, активной гражданской позиции, культуры здоровья, способности к социальной адаптации;

    • совершенствование знаний и развитие межпредметных связей в субъективной культуре ребёнка, способствование построению целостной картины мира в его мировоззрении.

  • Воспитательные:

    • воспитание качеств, присущих гражданину: чувство национальной гордости, бережное отношение к языку, культуре и традициям, бережное отношение к природе, уважение прав и свобод другого человека, толерантность, правосознание;

    • воспитание качеств, присущих работнику: дисциплина и ответственность, работоспособность и организованность, трудолюбие и уважение к людям труда, деловитость и предприимчивость;

    • воспитание качеств, присущих семьянину: культура общения, умение организовать свой досуг, уважение к родителям, старикам,  здоровый образ жизни.

  • Развивающие:

    • формирование общей культуры обучающихся, их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие;

    • создание основы для самостоятельной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья обучающихся;

    • развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям: человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура для формирования здорового образа жизни;

    • развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, родителями, сверстниками, старшими и младшими детьми в решении общих проблем.

В процессе освоения материалов курса обучающиеся приобретут:

Мотивацию к учебной деятельности, улучшению ее результатов; навыки общения со сверстниками, старшими и младшими; знания об этике и эстетике повседневной жизни человека, о принятых в обществе нормах поведения и общения; знания об основах здорового образа жизни; знания об истории своей семьи и Отечества, о русских народных играх и традициях; знания о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; знания о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.

В процессе освоения материалов курса обучающиеся смогут приобрести:

Опыт исследовательской деятельности; способность проводить самоанализ причин успешной и неуспешной учебной и внеклассной деятельности; опыт публичного выступления; стремление к сотрудничеству с учителями и родителями; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми; опыт самостоятельного решения проблем в различных областях жизни и профессиональной деятельности.

Предполагаемые результаты освоения программы:

Курс внеурочной деятельности социальной направленности «Экология души» позволит сформировать у обучающихся   следующие личностные и метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) универсальные учебные действия:
Личностные:

  • формирование самодисциплины, понимания учащимися ценности милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию, уважения человеческого достоинства;

  • формирование и развитие чувства толерантности к одноклассникам.

  • развитие навыков сотрудничества с педагогами, родителями, сверстниками, старшими и младшими детьми в решении общих проблем;

  • активное участие школьников в социальной жизни класса, гимназии, города, страны.

Регулятивные:

  •  адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;

  •  выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;

  •  делать выбор, оценивать и корректировать свои действия;

  •  сличать собственные действия с заданным эталоном;

  •  планировать свою деятельность.

Коммуникативные:

  • ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;

  • вести работу в группах, формулировать и отстаивать свою точку зрения;

  • участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

  • задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других;

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом своих учебных и жизненных ситуаций.

Система оценки результативности внеурочной деятельности является комплексной. Оцениваются следующие критерии:

– уровень воспитанности и общей культуры учащихся.
– участие класса в школьных воспитательных мероприятиях.
– степень вовлечения родителей учащихся в дела классного коллектива.
– выбор учащимися социально приемлемых духовно-нравственных форм самореализации и самовыражения.



Содержание тем курса 6 класса (34 часа).

Тема 1: Мой край родной

Экскурсия породному селу. Конкурс рисунков «Мои любимые места». Викторина «Знаю ли я свое село?»

Тема 2: Мы – шестиклассники

Час знакомства. Каким я представляю свой класс год назад, сегодня, через год.

Тема 3: Правила на всю жизнь.

Мы знаем правила дорожного движения. Мы – пешеходы. Мы – велосипедисты. Мы – юные инспектора дорожного движения.

Тема 4: Наши бабушки, бабулечки, бабуленьки. Наши дедушки, дедулечки, дедуленьки.

День пожилого человека. Уважаем и почитаем старших. Мой дедушка самый лучший. Моя бабушка самая лучшая. (Выставка семейных фотографий и конкурс рассказов, посвященные дню пожилого человека).

Тема 5: Мои таланты и увлечения

Выставка поделок, коллекций, фотографий домашних питомцев. Представление музыкальных и танцевальных номеров. Мини-сочинение на тему: «Какой я? Кто я?»

Тема 6: Символы России

Что такое Конституция? История герба, флага и гимна Российского государства. Викторина: «Символика России».

Тема 7: Если хочешь быть здоров, закаляйся!

Нужно ли соблюдать режим дня? Азбука правильного питания. Профилактика простудных заболеваний. Составляем правила здорового образа жизни. Участие в осеннем беговом кроссе.

Тема 8: Действия в случае возникновения ЧС.

Природные ЧС, техногенные ЧС, социальные ЧС, экологические ЧС. Конкурс «Опасная ситуация».

Тема 9: Единством славится Россия

История праздника «День народного единства». Почему возникла необходимость возродить этот праздник? В чем и с кем мы должны объединяться?

Тема 10: Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.

Изучаем Конвенцию о правах ребенка. От кого надо защищать детей? Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав. Обсуждение отрывка из рассказа Чехова «Ванька». Викторина: «Права литературных героев».

Тема 11: Мама- это слово святое.

День Матери в России. Образ Матери в стихах, рассказах, произведениях искусства. «Загляните в мамины глаза» - правильно ли я поступаю в той или иной ситуации. Мое отношение к маме (пишем маме письмо).

Тема 12: Историческая хроника. Битва под Москвой.

“Запомните: От этого порога
В лавине дыма, крови и невзгод,
Здесь в сорок первом началась дорога
В победоносный Сорок пятый год.”

Среди крупнейших событий второй мировой войны битва под Москвой занимает особое место — историческая хроника. Победа русских войск под Москвой - коренному повороту в ходе Великой Отечественной войны.


Тема 13: Информационный классный час: «Что происходит в стране и в мире»

Политинформация. Представление обсуждение основных мировых новостей и событий, происходящих в России.


Тема 14: Зимняя фантазия – зимняя тематика в живописи и поэзии.

Выставка рисунков, фотографий на зимнюю тематику. Песни и стихи о зиме, о зимних традициях, праздниках, приметах.


Тема 15: На пороге Новый год.

Традиции и обычаи нового года на Руси. Традиции и обычаи встречи нового года в других странах. Новогодние стихи и песни. Фотовыставка: «Как встречают новый год в моей семье». Загадываем желания под новый год.


Тема 16: Быть воспитанным - что это значит?

Что такое этикет? Правила поведения за столом, в театре, на работе, в гостях. Представление, разбор и оценка ситуаций из жизни.


Тема 17: Мы в ответе за нашу планету.

Место человека в системе живой природы. Свалка по имени «Земля». Экологические проблемы Одинцово. Вторая жизнь мусора.


Тема 18: Нравственные ценности жизни.

Размышления о нравственных важнейших ценностях: «любви», «добре», «уважении», о сложности нравственного выбора, о преодолении насилия. Поступки добрые и злые. Доброе слово и кошке приятно (об отношении к животным).


Тема 19: Компьютер в жизни школьника.

Социологический опрос среди одноклассников, друзей, родителей: «Какое место в жизни человека занимает книга? Каково значение компьютера в жизни человека?». Интеллектуальная дискуссия на тему: «Читая хорошую книгу, человек становится добрее, отзывчивее, внимательнее».


Тема 20: Друг – это тот, кто всегда рядом.

Стихи, песни, литературные произведения о дружбе. Дискуссия на тему: в чем ценность дружбы?» Составляем словесный портрет: «Вот такой у меня друг».


Тема 21: Праздники и обычаи славян: встречаем Масленицу!

История возникновения праздника, традиции, обряды празднования Масленицы. Названия дней на масленичной неделе. Делимся рецептами блинов.


Тема 22: Сыны Отечества!

Тематический устный журнал «России верные сыны». Поздравление пап, дедушек, мальчиков

Тема 23: Праздник Солнца.

«Мы гордимся Вами…» (Образ русской женщины в литературе), поздравление мам, бабушек, девочек


Тема 24: История города Рязани

Защита проектов. Исторические сведения, достопримечательности улиц нашего города. Чьи имена носят улицы города?


Тема 25: Круглый стол «Речь и этикет».

В чем ценность общения? Виды общения. Культура общения и общая культура человека. Составляем правила эффективного общения.


Тема 26: Моя школа

Школа – наш второй дом. Конкурс детских стихов и сочинений о школе. Викторина: «Я знаю о школе все»


Тема 27: Птицы - наши друзья (1 апреля – День птиц)

Роль птиц в природе и жизни человека. Рассказы о птицах. Фотовыставка и выставка рисунков на тему: «Птицы – наши друзья»


Тема 28: День космонавтики.

Первый человек в космосе. Викторина, посвященная Дню космонавтики


Тема 29: Земля - наш общий дом.

Экологическая игра: «Загадки природы»

Тема 30: «В вихре танца».

История танца. Танцевальные стили и направления. Знаменитые танцоры. Танец – красота тела и души.


Тема 31: Строки, опаленные войной

Классный час, посвященный 70-летию победы в ВОВ. Стихи, песни, фильмы о войне. Рассказы о детях военного времени. Встреча с ветеранами. Поздравление ветеранов ВОВ. Возложение цветов к Вечному огню.


Тема 32: Моя семья.

Классный час, посвященный Международному Дню семьи (15 мая). Рассказываем о своей семье, о семейных праздниках и традициях. Моя семья в фотографиях, рисунках, презентациях.

Тема 33: «Поляна народных игрищ».

История русских народных игр, традиций, старинных обрядов русского народа. Викторины, конкурсы, игры.


Тема 34: Год прошел, мы повзрослели

Подведение итогов учебного года. Награждение победителей конкурсов. Благодарственные письма родителям и учащимся, активно участвовавшим в жизни класса и школы.



































Календарно – тематический план 6 класс (34 часа)

Тема

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Дата


1

Мой край родной

Совершают экскурсию по селу, формулируют и задают вопросы, делятся впечатлениями. Конкурс рисунков «Мои любимые места». Викторина «Знаю ли я свое село?»



2

Мы - шестиклассники

Рассказывают о своем классе, выбирают актив класса, аргументируют свое мнение, анализируют прошедший учебный год и формулируют цели на текущий учебный год. Обсуждают и принимают устав класса.


3

Правила на всю жизнь.


Рассказывают о правилах ДД, работают в группах, инсценируют и обсуждают различные ситуации на дороге выпускают информационные листы по ПДД.


4

Наши бабушки, бабулечки, бабуленьки. Наши дедушки, дедулечки, дедуленьки.

Представляют семейные фотографии, готовят устный рассказ или презентацию о бабушках и дедушках, приводят примеры литературных произведений о мудрости пожилых людей, об уважительном к ним отношении.


5

Мои таланты и увлечения

Рассказывают о своих хобби и увлечениях, представляют фотографии, рисунки, поделки, характеризующие увлечения учащихся. Создают рекламу своему хобби с целью привлечь единомышленников.


6

Символы России

Знакомятся с историей




государственной символики, выясняют значение символов и их необходимость. Участвуют в викторине: «Символика России»






7

Если хочешь быть здоров, закаляйся!

Приводят аргументы «за» и «против» здорового образа жизни, дискутируют на тему необходимости режима дня, закаливания, правильного питания. Обсуждают и формулируют правила здорового образа жизни. Выпускают информационный лист о вредных и здоровых привычках.


8

Действия в случае возникновения ЧС.

Готовят устные или письменные сообщение о крупных пожарах и причинах их возникновения. Приводят примеры причин, приводящих к пожарам. Формулируют памятку о правилах поведения и первой помощи пострадавшим при пожаре.


9

Единством славится Россия

Выполняют поиск информации об истории возникновения праздника Единства. Оценивают воздействие информации на собственные чувства и мысли. Дискутируют на тему: «Почему возникла необходимость возвращения данного праздника».


10

Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.


Знакомятся с текстом конвенции, цитирут статьи, которые заинтересовали. Объясняют собственное понимание смысла статей

конвенции. Приводят примеры из литературных произведений, в которых присутствует тема прав и обязанностей литературных героев. Формулируют и корректируют список своих обязанностей.






11

Мама- это слово святое.


Готовят праздничное мероприятие для мам. Подбирают пословицы, стихи и песни о мамах, демонстрируют танцевальные номера. Оформляют открытки в виде сердечек, на которых пишут пожелания своим мамам.


12

Историческая хроника. Битва под Москвой.


Выполняют поиск информации о битве под Москвой и ее значении в ходе второй мировой войны. Оценивают воздействие информации на собственные мысли и чувства.


13

Что происходит в стране и в мире

Обсуждают политические события, произошедшие в России и в мире за первое полугодие учебного года. Анализируют причины и последствия событий, высказывают собственное отношение.


14

Зимняя фантазия – зимняя тематика в живописи и поэзии.

.

Читают стихи и отрывки из художественных произведений про зиму. Организуют выставку собственных фотографий и рисунков на зимнюю тематику. Представляют свои работы. Пишут короткое сочинение: «Я люблю зиму за...»


15

На пороге Новый год.


Проводят генеральную уборку в классе. Украшают класс к новогоднему празднику. Готовят сообщения и презентации о новогодних традициях народов мира. Демонстрируют танцевальные и вокальные праздничные номера, оформляют новогодние открытки — пожелания для друзей и членов семьи.


16

Быть воспитанным - что это значит?

Готовят и представляют сценки о различных ситуациях,




связанных с этикетом в гостях, транспорте, в театре, на работе. Анализируют поведение участников сценок, высказывают и объясняют

собственное мнение. Составляют памятку о правилах этикета в различных ситуациях.



17

Мы в ответе за нашу планету.

Дают оценку месту человека в системе живой природы. Приводят примеры влияния человека на природу и природы на человека. Анализируют вред, наносимый природе необдуманными действиями. Обсуждают экологическую обстановку города Одинцово. Составляют памятку действий, способствующих сохранению природных богатств.


18

Нравственные ценности жизни.


Размышляют и дискутируют о нравственных важнейших ценностях: «любви», «добре», «уважении». Моделируют ситуации, в которых необходимо делать нравственный выбор, ищут способы их разрешения. Приводят примеры доброго отношения друг другу, старшим, младшим по возрасту, животным.


19

Компьютер в жизни школьника.


Проводят социологический опрос среди друзей и родителей о значении книг и компьютера в их жизни. Моделируют ситуацию: чего лишилось бы человечество, если бы не было книг. Приводят свои аргументы на тему: «Хорошая книга воспитывает в человеке...»


20

Друг – это тот, кто всегда рядом.

Дискутируют на тему: «Нужны





ли человеку друзья?» Высказывают и обосновывают свою позицию. Моделируют ситуации: как поступают и не поступают настоящие друзья. Составляют и представляют

словесный портрет своего друга/ подруги.


21

Праздники и обычаи славян: встречаем Масленицу!

Знакомятся с информацией об истоках, традициях и значении Масленицы на Руси. Участвуют в игровых конкурсах, свзанных с масленичными традициями. Делятся домашними рецептами блинов.


22

Сыны Отечества!


Выпускают стенгазету к празднику 23 февраля. Осуществляют поиск информации об истории праздника и русских воинах — героях. Рассказывают о значении этого праздника в их семьях. Равботают в группах. Девочки офрмляют поздравительные открытки для мальчиков.


23

Праздник Солнца.

Выпускают стенгазету к празднику 8 марта. Работают в группах. Готовят праздничные номера для учителей, мам, бабушек. Читают стихи о весне. Мальчики оформляют поздравительные открытки для девочек.


24

История города Рязани

Готовят и защищают проектные работы, посвященные улицам города Рязани: их истории, достопримечательностям, названиям.


25

Круглый стол «Речь и этикет».


Отвечают на вопросы: «В чем ценность общения»? «Нужно ли общение человеку»? Приводят примеры конфликтных ситуаций и ищут способы их разрешения с

помощью общения. Формулируют памятку культурного общения.






26

Моя школа

Выпускают стенгазету. Готовят сообщения, стихи, песни, осуществляют поиск информации об истории школы. Участвуют в викторине, посвященной школе.


27

Птицы - наши друзья

(1 апреля – День птиц).


Готовят сообщения о птицах, их повадках и поведении. Рассуждают о роли птиц в природе и жизни человека. Вместе с родителями мастерят и вешают скворечники. Организут выставку фотографий и рисунков о жизни птиц.


28

День космонавтики.


Осуществляют поиск информации, работают в командах, отвечают на вопросы викторины, посвященной Дню космонавтики, аргументируют свои ответы.


29

Земля - наш общий дом.


Проводят генеральную уборку в классе и на пришкольном участке. Работают в командах. Участвуют в игре, посвященной Дню Земли, отвечают на вопросы, аргументируют свое мнение.


30

В вихре танца

Осуществляют поиск информации об истории танца и о выдающихся танцорах. Называют танцевальные стили и жанры. Представляют танцевальные номера. Участвуют в дискуссии: «Танец — красота тела и души».


31

Строки, опаленные войной

Готовят сообщения о ВОВ, оценивают воздействие информации на собственные чувства и мысли. Читают стихи о войне, приводят примеры фильмов и художественных произведений.






32

Моя семья.

Обсуждают значение праздника, посвященного Дню семьи, высказывают собственное мнение о значении семьи в жизни человека. Рассказывают о традициях своих семей. Организуют фотовыставку: «Мой семейный альбом». Собирают игрушки, книги, средства гигиены для воспитанников детского дома.


33

«Поляна народных игрищ».


Изучают историю русских народных игр, традиций, старинных обрядов русского народа. Организуют и участвуют в викторинах, конкурсах, играх.



34

Год прошел, мы повзрослели

Подводят итоги прошедшего




учебного года, анализируют

успехи и неудачи. Принимают поздравления и похвальные листы за свои достижения в учебном году. Обсуждают планы на следующий учебный год.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!