СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность "Я - исследователь"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность "Я - исследователь"»

ПРОЕКТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

«Я – исследователь»


1.Пояснительная записка

Программа обучения младших школьников проектно- исследовательской деятельности по содержанию является научно-педагогической; по функциональному назначению – учебно-познавательной; по форме организации-общедоступной;

По времени реализации - четырехгодичной.

При разработке программы за основу были взяты требования к подготовке проектно-исследовательских работ на фестивалях учебных и вне учебных проектах разного уровня. Проектно–исследовательская деятельность способствует развитию познавательной активности школьников, учит их мыслить и делать самостоятельные умозаключения. Недостаток фундаментальных знаний порой не позволяет детям правильно оценить результат своего исследования, особенно если результат получился отрицательным. Здесь необходимо деликатная помощь педагога не только для того, чтобы выяснить причины неудачи, но и для того, чтобы убедить ребёнка не разочаровываться и продолжать исследование. Организуя учебно-исследовательс-кую деятельность младших школьников, необходимо следовать методологии.

Поставленная проблема и обозначенная тема должна быть актуальными для ребёнка, исследовательская работа должна выполняться им добровольно и быть обеспечена необходимым оборудованием, средствами и материалами.

Итогом проектно-исследовательской работы и главным этапом обучения юного исследователя является выступление на детской конференции.

Новизна программы состоит в том, что к каждому занятию подготовлены подробные методические разработки, конкретизировано содержание, подобран материал для визуального ряда занятия, даны рекомендации по оформлению промежуточных результатов исследовательских работ.

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:

  • у обучающихся не сформированы инструментальные навыки и умения логического и творческого мышления, необходимые при решении исследовательских задач;

  • низкий уровень развития у младших школьников способности самостоятельно мыслить, искать новые сведения, добывать необходимую информацию в итоге делают практически невозможными процессы самообучения, саморазвития, саморазвития;

  • обучающиеся привыкают работать в типовых ситуациях и не видят перспективы своего роста в усвоении учебного содержания;

  • младшие школьники не получают возможности для реализации и удовлетворения познавательной потребности;

  • обучающиеся не владеют приёмами поэтапного выполнения учебных исследований.

В связи с этим ведущей идеей является поиск средств, способов такой организации учебного процесса, в ходе которой произойдёт освоение механизма самостоятельного поиска и обработки новых знаний даже в повседневной практике взаимодействия с миром.

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что ребёнком эффективно применяются и успешно запоминаются лишь те сведения, которые получены в результате самостоятельного исследовательского поиска. Ребёнок должен уметь самостоятельно выбирать объект исследования, находить и обрабатывать материал, анализировать и систематизировать.

Цель программы: трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.

Задачи программы:

-развитие познавательных потребностей и способностей младших школьников;

-обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

-формирование у младших школьников и педагогов представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.

Проблема исследования как категория предлагает исследование неизвестного в науке, что предстоит открыть, доказать, изучить с новых позиций.

Отличия программы.

Проблема исследования как категория предлагает исследование неизвестного в науке: что предстоит открыть, доказать, изучить с новых позиций. Тема исследования отражает проблему в её характерных чертах. Удачная, чёткая в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной смысл, создавая тем самым предпосылки успеха работы в целом. Актуальность выбранной темы обосновывает необходимость проведения исследования. Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь.

Объект исследования – это область, в рамках которой ведётся исследование совокупностей связей, отношений и свойств как источника необходимой для исследования информации. Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, он устанавливает границы научного поиска в каждом объекте. Предмет всегда изучается в рамках какого–то объекта. На занятиях дети знакомятся с перечисленными процессами проведения исследовательской работы. Освоение материала в основном происходит в процессе практической творческой деятельности, создании презентаций работ. Постижение каждого нового умения предполагает постоянное повторение пройденных до автоматизма в результате планомерной работы. Ребёнок должен не только грамотно и убедительно решать каждую из возникающих по ходу его работы практических задач, но и осознавать самому логику их следования. Поэтому важным методом обучения проектной деятельности является разъяснение ребёнку последовательности действий и операций, в основе чего лежит механизм создания исследовательской работы.

Сроки реализации образовательной программы: 4 года, которые делятся на 4 периода. При этом продолжительность периодов является ориентировочной – она определяется не временем, а результатами, о которых можно судить по качеству проводимых исследовательских работ.

Первый период является вводным и направлен на первичное знакомство с исследованиями, их ролью в жизни, в результате – выполнение коллективной работы.

Второй период обучения ориентирован на базовую подготовку детей, формирование первичных умений, необходимых в исследовательском поиске, в результате – создание групповой исследовательской работы.

Третий период предполагает освоение следующих умений и навыков, совершенствование уже приобретенных, в результате каждый ребёнок выполняет собственную исследовательскую работу теоретического плана.

Четвертый период направлен на активизацию и применение полученных знаний, привитых умений, как результат – самостоятельно проведенное исследование эмпирического характера.

Формы занятий.

-по количеству детей участвующих в занятии,

-преимущественно коллективная (1, 2-й год обучения), групповая, индивидуальная;

-по особенностям коммуникативного взаимодействия: тренинг, практикум, семинар, фестиваль;

-по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.

Ожидаемые результаты освоения программы

Первый уровень:

-основные особенности проведения исследований разных видов;

-методы исследования;

-правила выбора темы и объекта исследования;

-основные логические операции, их отличительные особенности;

-правила успешной презентации работы.

Второй уровень:

-самостоятельно выбирать тему и объект исследования;

-правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы;

-выделять главное и второстепенное в собранном материале;

-выделять из текста основные понятия и давать им определения

-классифицировать предметы, процессы, явления и события;

-выявлять и обозначать замеченные парадоксы;

-ранжировать выдвигаемые идеи;

-предлагать примеры, сравнения и сопоставления относительно определённой темы;

-делать выводы и умозаключения;

-указывать пути дальнейшего изучения объекта;

-презентовать свою работу.

Третий уровень:

-самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать информацию по волнующей проблеме;

-реализовать право на свободный выбор.

-без коммуникативных затруднений общаться с людьми разных возрастных категорий;

-работать в коллективе, группе;

-презентовать работу общественности.

Способы проверки результатов освоения программы.

Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может происходить в виде защиты исследовательских работ на заседаниях научных обществ. В процессе просмотра работ происходит обсуждение оригинальности замысла и его воплощение автором.


Календарно-тематическое планирование

Наименование тем

Кол-во ч.

1-2

Что такое исследование? Кто такие исследователи?

1

3-4

Что можно исследовать? (тренировочные занятия)

1

5-6

Как выбрать тему исследования. Какими могут быть темы исследования

1

7

Коллективная игра «Конструирование игровой площадки» (коллективные игры, как средство стимулирования исследовательской активности детей)

1

8

Коллективное занятие «Жилой дом»

1

9-10

Игра «Историческое моделирование»

1

11

Экскурсия как средство стимулирования исследовательской активности детей

1

12

Наблюдение как способ выявления проблем

1

13

Экскурсия-наблюдение за воробьями

1

14

Развитие умения видеть проблемы

1

15

Развитие умения выдвигать гипотезы

1

16-17

Развитие умений задавать вопросы

1

18

Развитие умений давать определение понятиям

1

19-20

Развитие умений классифицировать

1

21

Задачи на классификацию с явными ошибками

1

22-23

Развитие умений и навыков работы с парадоксами.

1

24-25

Развитие умений наблюдать

1

26-27

Развитие умений и навыков экспериментирования. Мысленный эксперимент

1

28-29

Эксперименты с реальными объектами. Эксперимент «Определяем плаву-честь предметов»

1

30

Эксперименты с домашними животными

1

31

Как оценивать идеи

1

32-33

Развитие умений высказывать суждения и делать умозаключения. Индуктивные умозаключения

1

34-35

Дедуктивные умозаключения. Умозаключения по аналогии

1

36

Развитие умения создавать метафоры

1

37

Развитие умений создавать тексты

1

38

Методика работы с текстом

1

39

Учимся выделять главную идею

1

40

Развитие дивергентного и конвергентного мышления. Задание « Рассказ на заданную тему»

1

41-42

Защита проектов

1


Прогнозируемые результаты реализации программы

Реализация программы позволит:

-усовершенствовать существующую в школе систему по организации проектной

деятельности;

-создать систему подготовки педагогических кадров для работы с обучающимися,

выполняющие проекты;

-повысить количественные показатели успешности обучающихся (участие и победы в конкурсах, фестивалях, проектах различного уровня, повышение качества знаний);

-улучшить качественные показатели по удовлетворению спроса обучающихся и родителей на образовательные услуги, позволяющие развивать творческий потенциал школьников;

-обобщить результаты работы по применению метода проектов в образовательном процессе;

-повысить качество образования;

В результате осуществления программы у обучающихся должны:

-повысить интерес к учебным предметам, сформироваться познавательная мотивация;

-повыситься уровень активности, самостоятельности и качество знаний школьников;

-повыситься опыт сотрудничества, сотворчества;

-сформироваться умения и навыки проектирования;

-сформироваться умения пользоваться и информационными ресурсами, средствами коммуникации.

Предполагается, что программа будет способствовать росту удовлётворённости всех участников.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!