Внеурочная деятельность как средство формирования социальной компетентности младших школьников
В основе Федерального государственного образовательного стандарта лежит компетентностный подход, который характеризуется личностной направленностью. Именно в ходе образовательного процесса и формируется компетентность школьника.
Поступая в школу, перед ребёнком стоит задача не только освоения школьной программы, но и происходит личностное развитие. Результатом является готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению; сформированность мотивации к обучению и познавательной деятельности; значимых социальных и межличностных отношений; установок отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности; социальные компетенции; способность ставить цели и строить жизненные планы; способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.
Социальная компетентность складывается из знания норм и правил общения и поведения в обществе, знания способов взаимодействия с окружающими людьми, знания собственных личностных особенностей, способствующих достижению успеха, стремления проявлять себя в социальной деятельности, достижении успехов, ценностного отношения к творчеству, ценностного отношения к себе и другой личности.
Наиболее эффективным для развития социальной компетентности является младший школьный возраст. В данный период времени у учащихся происходят изменения в мотивационной, когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах, меняются способы взаимодействия с окружающими, также происходят изменения в развитии нравственных, умственных и физических аспектов. Происходит становление произвольности психических процессов, начинает проявляться эмоциональный отклик на воспитательное воздействие.
Под социальной компетентностью младшего школьника мы понимаем знания, умения и навыки школьника, позволяющие успешно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Структуру социальной компетентности составляют ее компоненты: знаниевый (знание норм и правил общения и поведения в обществе; знание продуктивных способов взаимодействия в деятельности; знание собственных личностных особенностей, способствующих достижению успеха), мотивационный (стремление к проявлению себя в социально одобряемой деятельности; преобладание мотивов достижения успеха; ценность творчества; ценностное отношение к себе и другой личности) и деятельностный (сформированность навыков и способов социально значимой деятельности; умения общения и взаимодействия в учебной и внеучебной деятельности; владение средствами организации своего поведения).
Внеурочная деятельность играет большую роль в процессе развития социальной компетентности младшего школьника. Участвуя в различных мероприятиях обучающиеся не ограничены жесткими рамками правил. Наоборот, они чувствуют поощрение и поддержку при проявлении своих лучших качеств. Внеурочная деятельность побуждает младших школьников участвовать в принятии решений, повышает их инициативу. Внеурочная деятельность служит повышению активности ученика как субъекта обучения. Она даёт возможность творческого сотрудничества между педагогами и учащимися, создаёт обстановку, в которой нет внешнего оценивания. Направляет деятельность учащихся на успех и предполагает вариативность форм организации образовательного процесса.
Ценность развития социальной компетентности младшего школьника во внеурочной деятельности состоит в том, что это процесс свободного избрания деятельности ребенком, выражающийся в удовлетворении его интересов, предпочтений, склонностей и способствующий его социализации и самореализации. Содержание процесса развития социальной компетентности должно отражать цепочки взаимодействия младшего школьника со сверстниками, с взрослыми, используя формы, способствующие развитию компонентов социальной компетентности.
Для развития социальной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности могут использоваться такие формы, как: классные собрания, беседы, мастер-классы, кружки, студии, клубы, игры, викторины, концерты, конкурсы, экскурсии, проектная деятельность и др.
Условия формирования социальной компетентности младших школьников можно разделить на педагогические и организационные. К педагогическим условиям относится: дифференциация и индивидуализация процесса формирования социальных компетентностей, организация субъект-субъектных отношений, создание ситуации успеха. К организационным условиям относится: учебная кооперация, развивающая среда, интеграция учебной и внеучебной работы, обеспечение роли учителя как помощника, а не основного источника получения знания. Огромное значение в создании условий для развития социальной компетентности детей имеет установка учащихся на позитивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Работа по развитию социальной компетентности должна носить систематический характер. Младшего школьника необходимо знакомить с традициями, правилами поведения, нормами взаимодействия со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях. Также, нужно вести работу по сплочению детского коллектива, привлекать детей к выработке правил взаимодействия, обсуждать с детьми различные ситуации взаимодействия и стратегии поведения в них. Ребенок, знающий правила, не всегда адаптирован к школьной жизни. Имеющиеся знания надо уметь применить. Это обеспечивается наличием умений и сформированностью навыков. Социальные умения и навыки формируются в опыте ребенка, в специально организованной деятельности. Для развития социальной компетентности важен опыт активного социального взаимодействия. Младшего школьника важно научить вступлению в контакт, организации совместной работы, распределению обязанностей, разрешению конфликтов, слушанию другого, умению попросить помощь и т.д.
Список использованной литературы:
1. Антонова Т. В. Как помочь ребенку войти в современный мир? М.: Московский департамент образования, 1995. 168 с.
2. Байбородова Л. В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах. М.: Просвещение, 2013. 177 с.
3. Белицкая Г. Э. Социальная компетенция личности // Сознание личности в кризисном обществе. М., 1995. С. 42-57.
4. Беляков Е. М., Воскресенская Н. М., Иоффе А. Н. Проектная деятельность в образовании // Проблемы современного образования, 2011.
№3. С. 62-67.
1