Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №335
Пушкинского района Санкт-Петербурга
РЕКОМЕНДОВАНА на заседании МО ___________________ (предмет) Протокол № __ от ________ | | «УТВЕРЖДАЮ» Приказ от _________№____ директор ГБОУ школа № 335 ______________________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ
по внеурочной деятельности
класс ______________ __________________________
количество часов ___68___________________________
учитель ______________________________________________________
(Ф.И.О.)
Пушкинский район Санкт-Петербурга
год_____2019/2020_______
1. Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности “Наше наследие” составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ;
1.2.Цели и задачи программы
Цель: создание условий для воспитания нравственного, ответственного, творческого, инициативного и компетентного гражданина России, знающего и уважающего свои корни, культуру, традиции, обычаи своей родной земли; свободно ориентирующегося в современном мире, способного к принятию ответственных самостоятельных решений на основе ценностей отечественной православной культуры.
Задачи:
Обучающие
формирование представлений об историческом прошлом и настоящем родного города, о личностях, оставивших заметный след в истории края, о вкладе, который внесли жители города в историко-культурное наследие региона;
знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в светских и религиозных традициях России;
формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);
приобретение учащимися опыта исследовательской и проектной деятельности.
Воспитательные
понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;
осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
воспитание любви и уважения к России, к малой родине: культуре, народу, святыням;
формирование у детей целостного миропонимания и добропорядочности в межличностных отношениях.
Развивающие
развитие способности к духовно-нравственному совершенствованию;
развитие эмоционально-чувственной сферы, эстетических и нравственных качеств личности.
развитие деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность;
развитие культуры общения;
развитие интеллектуальных и творческих способностей;
получение опыта работы в группах, в просветительской работе, развитие коммуникативных умений;
формирование и развитие опыта презентации своей работы.
формирование и развитие учебной компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий
Программа «Наше наследие» нелинейная, рассчитана на 1 год изучения.
Духовно-нравственные ценности играют важнейшую роль в жизни человека и общества. Они определяют отношение человека к различным явлениям, мотивируют его деятельность, и, разумеется, определяют содержание всей создаваемой нами культуры. Общество не может благополучно существовать и развиваться без единства ориентиров, которые бы объединяли людей, стали значимыми в их жизни. Именно это условие есть важнейшая основа стабильного развития любого современного государства.
Изучение курса «Наше наследие» ориентирует на развитие у учащихсячувства любви: любви к Отечеству, любви к традициям своего народа, любви к человеку, любви к своей вере, любви к истории своей малой Родины, к своей земле, семье.
Данная программа реализуется для учащихся в возрасте 14-15 лет.
Согласно учебному плану, программа внеурочной деятельности рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю, из которых 1 час предназначен для проведения тематических классных часов, 1 час - на подготовку к общешкольным мероприятиям, согласно годового учебного плана воспитательной работы. Согласно календарному учебному графику 2 занятия резервные.
Актуальность изучения данного курса обусловлена насущной потребностью комплексного и эффективного решения проблемы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения. Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.
3. Общая характеристика программы по внеурочной деятельности
3.1 Формы и методы организации занятий:
беседы, лекции, классные часы, поисковые и научные исследования, творческие задания;викторины;общественно-полезные практики, круглые столы, экскурсии, проектная деятельность.
3.2. Личностные и метапредметные результаты внеурочной деятельности.
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к символике и законам РФ,
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции);
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты:
знания о значимых страницах истории страны,
о традициях и культурном достоянии своего края,
о моральных нормах и правилах поведения,
об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями,
о традициях своей семьи и образовательного учреждения, бережно относиться к ним.
4.Планируемые результаты внеурочной деятельности обучающихся.
В результате изучения курса учащиеся будут знать:
правила конструирования определений, формулирования выводов;
правила классификации и сравнения;
методы решения творческих задач: разрешение противоречий, метод от противного, мозговой штурм, контрольные вопросы, преобразование свойств, морфологический ящик;
способы чтения, структурирования, обработки и представления учебной информации;
правила поиска информации в библиотеке, в сети интернет;
способы планирования и проведения наблюдений и исследований;
плавила сохранения информации, приёмы запоминания;
уметь:
анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать, выделять главную мысль, абстрагировать, формулировать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять закономерности, строить умозаключения;
владеть монологической и диалогической речью, пересказывать прочитанный текст, составлять план текста, передавать прочитанное в сжатом или развёрнутом виде, составлять конспекты, тезисы, анализировать текст с точки зрения основных признаков и стилей, описывать рисунки, модели, схемы, составлять рассказ по карте, схеме, модели, задавать прямые вопросы и отвечать на них.
5.Содержание программы.
1.Твое здоровье – здоровье нации. Актуальность и значение здорового образа жизни.
2.Начало Блокады в Пушкине. Исторические факты, хроники, литература.
3. Правила дорожного движения. Психологические рекомендации поведения при возникновении экстремальных ситуаций; профилактика дорожно - транспортных происшествий.
4.В мире окружающей среды. Формирование гражданского отношения к планете Земля. Судьба Земли – наша судьба. Эко-плакат.
5.День солидарности в борьбе с терроризмом. Понятие экстремизм и терроризм. Повышение уровня подготовки детей к действиям в условиях экстремальных и опасных ситуаций.
6.Международный день школьной библиотеки. Роль школьной библиотеки в формировании читательского интереса школьников. Актуальность возрастания интереса в обществе к проблеме чтения. Роль книги в жизни каждого человека.
7.Урок светской этики по теме «Нравственность».Литературно-музыкальная композиция, презентация. Работа в группах по моделированию и развитию ситуаций с проявлением нравственности либо безнравственного поведения.
8.День народного единства. История возникновения праздника. Традиции и значимость празднования дня народного единства.
9.«Твоя безопасность – в твоих руках». Безопасный интернет. Экология интернет-пространства. Этика и культура общения в сети.
10.Международный день толерантности. Понятие толерантность. История возникновения, традиции и значение в современной жизни.
11.Традиции моей семьи.
12. День матери. История и значение праздника, традиции празднования. Поздравление.
13. День неизвестного солдата. История возникновения памятной даты. Памятники неизвестному солдату в Санкт-Петербурге и других городах России.
14.Конституция – главный документ государства. День Конституции. История конституции России. Основные законы.
15.Акция «Старость в радость». Участие в поздравлении пожилых людей. Подарки и письма, сделанные своими руками.
16. Мастерская по изготовлению новогодних сувениров. Открытки, игрушки на елку и для украшения школы и класса, сделанные своими руками.
17-18.Конкурс патриотической песни. Выбор и разучивание песни военно - патриотической тематики и представление на конкурсном мероприятии.
19.День снятия блокады Ленинграда. Литературно-музыкальная композиция. Презентация, показ хроники.
20.День Российской науки. Научные достижения 21 века. История праздника. Великие научные открытия в России.
21-22.Подготовка к школьному конкурсу «Вместе весело шагать!»Выбор песни, строевая подготовка.
23-24 Работа над проектом. Выбор темы, составление плана работы, презентации для защиты.
25.День защитника Отечества. Международный день 8 марта.История и традиции праздников. Поздравления.
26.Софийский бал. Традиции праздника в школе. Разучивание танцев, участие в мероприятии.
27.Фестиваль школьных проектов. Представление проекта.
28.Всемирный день здоровья. История и традиции праздника. Значение здорового образа жизни школьника. Плакат «Сделай правильный выбор»
29.«Космос – это мы». День космонавтики - история возникновения, биография Юрия Гагарина, презентация. Фильмы Роскосмоса.
30Трудовой десант. Субботник в классе и на пришкольном участке.
31. День Победы. Стихи и песни о войне, рассказ о фронтовиках, показ кинохроники 1941 года. Письма и открытки ветеранам.
32. Дорожная безопасность. Техника безопасности на дороге и вблизи железнодорожных путей.
33-34. Резервные занятия.
5.2 Тематическое планирование.
№ п/п | Название разделов и тем | Форма занятия | Общее количество часов | Часы аудиторных занятий | Часы внеаудиторных занятий |
1 | Твое здоровье – здоровье нации | беседа | 1 | 1 | |
2 | День солидарности в борьбе с терроризмом | беседа | 1 | 1 | | |
3 | Начало Блокады в Пушкине | беседа | 1 | 1 | |
4 | Правила дорожного движения | викторина | 1 | | 1 |
5 | Память преодолевает время. Д.С.Лихачев | лекторий | 1 | | 1 |
6 | Декада окружающей среды | исследование | 1 | 1 | |
7 | Юные таланты. Выявление занятости в кружках и секциях | беседа | 1 | 1 | |
8 | Подготовка к празднованию Дня учителя | подготовка | 1 | | 1 |
9 | Международный день пожилых людей | беседа | 1 | 1 | |
10 | Роль знаний в современном мире. | исследование | 1 | | 1 |
11 | Урок светской этики | викторина | 1 | 1 | |
12 | Что значит быть человеком? Десять вечных заповедей | диспут | 1 | 1 | |
13 | «Твоя безопасность – в твоих руках» | беседа | 1 | | 1 |
14 | Международный день школьной библиотеки | лекторий | 1 | | 1 |
15 | Безопасность в сети Интернет | беседа | 1 | 1 | |
16 | «Ты рождена …» | подготовка | 1 | | 1 |
17 | День народного единства | беседа | 1 | 1 | |
18 | 100-летие со дня рождения М.Т. Калашникова | исследование | 1 | | 1 |
19 | Всемирный день информации | круглый стол | 1 | 1 | |
20 | Международный день толерантности | викторина | 1 | 1 | |
21 | Акция «Пятерочка для мамочки» | акция | 1 | | 1 |
22 | Традиции моей семьи | презентации | 1 | 1 | |
23 | Мать, матушка…Святые слова. | дискуссия | 1 | | 1 |
24 | День матери | концерт | 1 | | 1 |
25 | День инвалидов. Традиции милосердия. | беседа | 1 | 1 | |
26 | День неизвестного солдата | презентация | 1 | 1 | |
27 | Конституция – главный документ государства | круглый стол | 1 | | 1 |
28 | Подготовка акции «Старость в радость» | подготовка | 1 | | 1 |
29 | День Героев Отечества | беседа | 1 | 1 | |
30 | «Успеть во многом людям полезном» | викторина | 1 | | 1 |
31 | Мастерская по изготовлению новогодних сувениров | круглый стол | 1 | | 1 |
32 | Подготовка и проведение новогоднего капустника | подготовка | 1 | 1 | |
33 | «Взялся за дело – будь в нем до конца» | викторина | 1 | 1 | |
34 | Подготовка к конкурсу патриотической песни | подготовка | 1 | | 1 |
35 | Подготовка к конкурсу патриотической песни | подготовка | 1 | | 1 |
36 | Подготовка к конкурсу патриотической песни | подготовка | 1 | | 1 |
37 | Конкурс патриотической песни | конкурс | 1 | | 1 |
38 | День снятия блокады Ленинграда | презентации | 1 | 1 | |
39 | Международный день памяти жертв Холокоста. | беседа | 1 | 1 | |
40 | День Российской науки. Научные достижения 21 века | исследования | 1 | | 1 |
41 | День воинов-интернационалистов | беседа | 1 | 1 | |
42 | Подготовка акции «Говори правильно»» в рамках недели русского языка и литературы | подготовка | 1 | | 1 |
43 | День защитника Отечества! | КВН | 1 | 1 | |
44 | «Добрый день, дорогой сын! ( о воспитании мальчиков) | викторина | 1 | | 1 |
45 | Работа над проектом | исследования | 1 | | 1 |
46 | Международный день борьбы с наркоманией и наркобизнесом | презентация | 1 | 1 | |
47 | Воспитание девочек. Международный женский день. | викторина | 1 | 1 | |
48 | Поздравления с Женским днем | концерт | 1 | | 1 |
49 | Работа над проектом | исследования | 1 | | 1 |
50 | Воссоединение Крыма с Россией | беседа | 1 | 1 | |
51 | Подготовка к Софийскому балу | подготовка | 1 | | 1 |
52 | Софийский бал | концерт | 1 | | 1 |
53 | Подготовка к фестивалю «Цвет настроенья» | подготовка | 1 | | 1 |
54 | Всемирный день здоровья | беседа | 1 | 1 | |
55 | Подготовка к благотворительной акции «Белый цветок» | подготовка | 1 | 1 | |
56 | «Космос – это мы» | викторина | 1 | 1 | |
57 | Подготовка к школьному конкурсу «Вместе весело шагать!» | подготовка | 1 | | 1 |
58 | Подготовка к школьному конкурсу «Вместе весело шагать!» | подготовка | 1 | | 1 |
59 | Подготовка к школьному конкурсу «Вместе весело шагать!» | подготовка | 1 | | 1 |
60 | Смотр строя и песни «Вместе весело шагать» | смотр | 1 | | 1 |
61 | Неделя дорожной безопасности | презентация | 1 | 1 | |
62 | Неделя дорожной безопасности | экскурсия | 1 | | 1 |
63 | День Победы | круглый стол | 1 | 1 | |
64 | Трудовой десант | экскурсия | 1 | | 1 |
65 | День семьи | беседа | 1 | 1 | |
66 | День славянской письменности и культуры | круглый стол | 1 | 1 | |
67 | Резервные занятия | | 1 | | |
68 | Резервные занятия | | 1 | | | |
6.Литература и образовательные ресурсы.(интернет –ресурсы)
https://pedportal.net/ (Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков)
detki.guru/vospitanie/duhovno-nravstvennoe/v-usloviyah-shkoly.html
https://cyberleninka.ru/article/n/duhovno-nravstvennoe-vospitanie-suschnost-i-predmet
Наглядные материалы: репродукции картин, видео, аудио записи, фотографии, презентации.
Изменения тематического планирования
№ | № и дата протокола заседания МО | Содержание изменения | Подпись председателя МО |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |