РАССМОТРЕНА На заседании МО Протокол № от «___»________ 2024 г. Руководитель МО ______________________ | СОГЛАСОВАНА На заседании МС Протокол № от «___»______ 2024 г. Председатель МС ____________________ | УТВЕРЖДЕНА На заседании ПС Протокол № от «___» ______2024 г. Председатель ПС ____________________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Основы православной культуры»
для обучающихся 3 «В» класса
Учитель: Чаплыгина Светлана Анатольевна
Курск 2024
Пояснительная записка
Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;
Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р;
СП 2.4.3648-20;
СанПиН 1.2.3685-21;
основной образовательной программы НОО МБОУ «Средняя школа № 29 им. И.Н.Зикеева», утвержденной приказом от 26.08.2022 № 1.
Период обучения ребёнка в школе — это не только время, когда он усваивает материал учебника, но и когда открывает для себя подлинные духовно-нравственные ценности (ценности, которые выше человека и которым он может следовать в своей жизни): любовь к Родине, уважение к старшим, сострадание ближним, благоговение к жизни и другие. В период школьного обучения ребёнок впервые задумывается над мировоззренческими проблемами, ищет ответы на вопросы о смысле жизни, о смысле своего существования. И именно открытие мира духовно-нравственных ценностей позволяет школьнику вырасти в полную меру своих дарований и талантов, делает его по – настоящему свободным и ответственным гражданином своего Отечества.
В процессе изучения основ православной культуры у школьника формируется умение критически оценивать свои поступки, постепенно складывается потребность руководствоваться в своей жизни лучшими примерами, а также появляется готовность следовать высоким этическим нормам поведения дома, на улице, в школе.
Преподавание основ православной культуры в 3 классе общеобразовательного учреждения не ставит цели дать школьнику «теорию духовности» или «теорию нравственности». Оно направлено на то, чтобы сориентировать школьника в современной жизни общества, обеспечивая при этом интеграцию в культурную традицию общества — вглубь времен. Учащиеся начальной школы, прежде всего, должны ознакомиться со священными страницами родной истории, чтобы впоследствии им стало понятно, почему человек должен стремиться к добродетельной жизни.
Программа «Основы православной культуры» составлена с учетом воспитательной, учебной, внеучебной, социально значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемой в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни.
Программа направлена на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества и своей сопричастности к ним.
Программа «Основы православной культуры» составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных «Стандартом второго поколения».
Направленность программы:
Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Программа «Основы православной культуры» направлена на развитие у младших школьников представлений о нравственных идеалах и духовных ценностях, составляющих основу религиозных традиций России, на понимании их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним; предполагает формирование у обучающихся целостного мировоззрения, что невозможно без опоры на духовные первоисточники, которые создавались предшествующим поколением на протяжении многих столетий.
Программа включает мероприятия, направленные на дополнение, углубление и развитие знаний о православной культуре. Рекомендуется привлекать служителей православной церкви, проводить встречи с интересными людьми; посещение Детского Епархиального Образовательного Центра (ДЕОЦ), экскурсии в музеи города; инсценированные представления; принимать участие в социальных проектах (акции добра и милосердия); а также организовывать теоретические и практические занятия для детей и родителей.
Цель: создание условий для формирования у учащихся представлений о системе нравственных и духовных ценностей православной традиции, в которую гармонично включены понятия о культурном человеке, высоконравственной жизни, приверженности традициям крепкой и здоровой семьи, любви к Отечеству, гражданственности, уважительному отношению к ближнему, благожелательному отношению к людям других национальностей, верований и убеждений.
Место курса в плане внеурочной деятельности МБОУ «Средняя школа № 29 им. И.Н.Зикеева»: учебный курс предназначен для обучающихся 3-х классов; рассчитан на 1 час в неделю/34 часа в год.
Содержание программы внеурочной деятельности
«Основы православной культуры»
№ п/п | Тема занятия | Форма проведения занятия | Количество часов, отводимых на освоение программы | ЦОР/ЭОР |
1 | Россия – наша Родина. Духовный мир человека. Культурные традиции. | беседы | 1 | http://www.svetoch-opk.ru/load/0-0-0-546-20 https://kopilkaurokov.ru/ork/presentacii/rossiia_nasha_rodina_3 |
2 | Сотворение мира и человека. | просмотр и обсуждение видеоматериала на православные темы | 1 | http://www.svetoch-opk.ru/load/0-0-0-687-20 |
3 | Десять Заповедей Божьих. | чтение православной литературы | 1 | http://www.proshkolu.ru/club/opk/list/1-11112-70096/ |
4 | Православные и государственные праздники. | коллективно-творческие дела | 1 | http://experiment-opk.pravolimp.ru |
5 | Осенние православные праздники (Рождение Пресвятой Богородицы, Покров пресвятой Богородицы). | просмотр и обсуждение видеоматериала на православные темы | 1 | http://www.svetoch-opk.ru/load/0-0-0-546-20 https://kopilkaurokov.ru/ork/presentacii/rossiia_nasha_rodina_3 |
6 | Именины и день рождения. | коллективно-творческие дела | 2 | http://www.svetoch-opk.ru/load/0-0-0-687-20 |
7 | Мой небесный покровитель. | беседы | 2 | http://vos.1september.ru/ |
8 | Храм. Внешнее и внутреннее строение храма. | Заочные экскурсии | 3 | http://azbyka.ru/ |
9 | Красота внутренняя и внешняя. | чтение православной литературы | 1 | http://www.proshkolu.ru/club/opk/list/1-11112-70096/ |
10 | Рождественские праздники. | беседы | 3 | http://experiment-opk.pravolimp.ru |
11 | Рождественские колядки. Экскурсия. | экскурсии | 3 | http://azbyka.ru/ |
12 | Крещение Господне. | просмотр и обсуждение видеоматериала на православные темы | 1 | http://www.svetoch-opk.ru/load/0-0-0-546-20 https://kopilkaurokov.ru/ork/presentacii/rossiia_nasha_rodina_3 |
13 | Иисус Христос – спаситель мира. | чтение православной литературы | 1 | http://vos.1september.ru/ |
14 | Чудеса Иисуса Христа. | чтение православной литературы | 1 | http://www.svetoch-opk.ru/load/0-0-0-687-20 |
15 | Дела милосердия. | коллективно-творческие дела | 2 | http://azbyka.ru/ |
16 | Народные традиции поста. | беседы | 1 | http://www.proshkolu.ru/club/opk/list/1-11112-70096/ |
17 | Весенние праздники и заботы. | чтение православной литературы | 1 | http://experiment-opk.pravolimp.ru |
18 | Благовещение Богородицы. | чтение православной литературы | 1 | http://azbyka.ru/ |
19 | Вербное воскресенье. | просмотр и обсуждение видеоматериала на православные темы | 1 | http://vos.1september.ru/ |
20 | Праздник Пасхи. Светлое Христово Воскресение. | чтение православной литературы | 2 | http://www.svetoch-opk.ru/load/0-0-0-546-20 https://kopilkaurokov.ru/ork/presentacii/rossiia_nasha_rodina_3 |
21 | Ученики Иисуса Христа. | беседы | 1 | http://experiment-opk.pravolimp.ru |
22 | Дорога к храму. Экскурсия. | экскурсии | 3 | http://www.svetoch-opk.ru/load/0-0-0-687-20 |
ВСЕГО: | | 34 | |
1. Россия – наша Родина. Духовный мир человека. Культурные традиции. Познакомить учащихся с понятиями Родина, духовный мир человека, культурные традиции, определить их значение в жизни человека и историческом развитии нашей Родины. Раскрыть связь духовного мира человека и культурных традиций. Показать, как духовный мир человека и культурные традиции тесно связаны друг с другом. Формировать патриотическое отношение к нашей Родине, как к дому, в котором мы живем.
2. Сотворение мира и человека. Дать учащимся представление о происхождении мира и человека. Дети учатся понимать нравственный смысл сотворения мира Богом. В них воспитывается доброе отношение человека к окружающему миру, как хозяина, т.е. проявляющего заботу о всех творениях Божиих, развивается чувство ответственности за все, что их окружает. На данных занятиях учащиеся знакомятся с историями Ветхого завета (Детская Библия).
3. Десять Заповедей Божьих. На данном занятии учащиеся знакомятся с описанными в Библии обстоятельствами, при которых были даны заповеди, с их структурой и значениями, что способствует развитию духовно-нравственных качеств личности. Происходит формирование представлений о законах и ценностях христианской морали.
4. Православные и государственные праздники. В жизни каждой семьи большое значение имеют праздники. Семейные торжества, связанные с днями рождения членов семьи, служат скреплению семейных уз и поэтому обычно привлекают родных. Гражданские праздники собирают друзей и сотрудников членов семьи. Но самое важное значение для духовно-нравственного воспитания и развития детей младшего школьного возраста имеют церковно-государственные праздники. Хорошо проведённый семейный праздник — прекрасный духовно-нравственный урок для ребёнка.
Практическая работа: подготовить сообщение о государственных праздниках.
5. Осенние православные праздники (Рождение Пресвятой Богородицы, Покров пресвятой Богородицы). Познакомить детей с историей осенних праздников, посвященных Пресвятой Богородице. Стимулировать интерес к духовному богатству русской земли, русской культуре как части мировой культуры. Прививать уважение и любовь к обычаям наших предков, к христианской религии, к народному фольклору. Дать представление о той атмосфере, в которой жили и трудились предки.
6. Именины и день рождения. Дать понятие, чем именины отличаются от дня рождения, показать разницу в их праздновании.
Практическая работа: выполнить сувенир «Венец Ангела»
7. Мой небесный покровитель. Дать учащимся представление о нравственных и духовных ценностях православной традиции; познакомить с церковными понятиями: святой, Ангел-хранитель, таинства церкви, крещение, крестные родители. На примерах жизни святых покровителей воспитывать у детей христианские добродетели стремление следовать им в жизни.
Практическая работа: подготовить сообщение о своем небесном покровителе.
8. Храм. Внешнее и внутреннее строение храма. Познакомить учащихся с внешним и внутренним строением православного храма: частями храмового помещения, с историей русского иконостаса, с предметами специального назначения и их названиями. Воспитывать доброту, милосердие, терпимость, бережное отношение к историческому и культурному наследию своего народа.
Практическая работа: посещение храма во имя блаженной Матроны Московской.
9. Красота внутренняя и внешняя. Дать представление о внутреннем и внешнем мире человека и их взаимосвязи. Учить правильно понимать значение слов и сочетаний: «внешний мир», «внутренний мир человека», «духовный мир», «физический мир», «материальный мир», «красота». Воспитывать уважение к внутреннему миру каждого человека. Научить детей видеть красоту добрых поступков.
10. Рождественские праздники. Сформировать представление о христианском празднике Рождество Христово. Познакомить с рассказом из Евангелия о Рождестве Христовом и поклонении пастухов Младенцу. Участвуя в таких мероприятиях, как выставка поделок и рисунков на рождественскую тематику, конкурсе художественной самодеятельности ребята смогут проявить свои творческие возможности.
Практическая работа: выставка поделок и рисунков; конкурс художественной самодеятельности.
11. Рождественские колядки. Экскурсия. Познакомить детей с русским народным обрядом «Колядование».
Практическая работа: посетить музей А.Н.Толстого, обсудить увиденное и услышанное.
12. Крещение Господне. Познакомить учащихся с историей праздника, с таинством крещения. Рассказать о чуде Крещенской воды.
13. Иисус Христос – спаситель мира. Раскрыть понятия «добродетель» и «грех», познакомить с притчей о мытаре и фарисее, раскрыть миссию Спасителя.
14. Чудеса Иисуса Христа. Дать учащимся представление о чудесах, совершенных Иисусом Христом. Разобраться, для чего Христос творил столько чудес; обсудить, какие добрые дела могли бы совершать по примеру Спасителя друг для друга люди.
15. Дела милосердия. В совместном обсуждении раскрыть смысл понятия «милосердие» на примере притчи о добром самаритянине. Показать разницу между милосердием и жертвенностью, тщеславием, лицемерием. Формировать духовные ценности и нравственный выбор учащихся через проявление милосердия, сострадания, заботы о ближних.
Практическая работа: участие в акции милосердия «Помощь дому ребенка «Малыш».
16. Народные традиции поста. Познакомить учащихся понятием «пост» в христианской традиции, рассмотреть смысл и правила Великого поста.
17. Весенние праздники и заботы. Сообщить детям об основных старинных народных весенних праздниках. Провести смысловые параллели между сутью праздников и природой, особенностями весеннего времени года.
18. Благовещение Богородицы. Познакомить учащихся с основными событиями праздника, раскрыть его смысл. Продолжать формировать понимание смысла Евангелия через изучение евангельских событий, познакомить с иконой Благовещения Пресвятой Богородицы, с благовещенскими обычаями на Руси.
Практическая работа: выполнение поделки «Птичка» к празднику Благовещения.
19. Вербное воскресенье. Дать представление детям о православном празднике Вербное воскресение. Познакомить с традициями и обрядами, происходящими на Вербное воскресенье. Закрепить знания детей о быте русского народа. Развивать умения и навыки работы с произведениями христианского религиозного искусства, понимание их культурологического смысла.
Практическая работа: конкурс рисунков «Вербное воскресенье».
20. Праздник Пасхи. Светлое Христово Воскресение. Формировать представления о главном празднике Православной Церкви – Пасхе, об обычаях, традициях праздника. Познакомить с историей возникновения праздника, главным символом праздника, народными поверьями, поговорками. Воспитывать уважение к народным традициям.
Практическая работа: конкурс сочинений о праздновании Пасхи в своей семье, украшение пасхальных яиц.
21. Ученики Иисуса Христа. Познакомить учащихся с учениками Иисуса Христа, с древней легендой, как апостол Петр пришел в Рим; со святыми апостолами Петром и Андреем, совершившими духовный подвиг во имя Христа.
23. Дорога к храму. Экскурсия (заочные) Познакомить учащихся с наиболее красивыми и интересными православными храмами города , как старыми, так и новыми: Покровский кафедральный собор, Иверский монастырь, Вознесенский собор, Петропавловская церковь, Собор Св. Кирилла и Мефодия, Храм-памятник во имя Георгия Победоносца.
Практическая работа: посетить музей, обсудить увиденное и услышанное.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Дата по плану | Фактическая дата | Тема занятия |
1 | | | Россия – наша Родина. Духовный мир человека. Культурные традиции. |
2 | | | Сотворение мира и человека. |
3 | | | Десять Заповедей Божьих. |
4 | | | Православные и государственные праздники. |
5 | | | Осенние православные праздники (Рождение Пресвятой Богородицы, Покров Пресвятой Богородицы). |
6 | | | Именины и день рождения. |
7 | | | Именины и день рождения. Изготовление сувенира «Венец Ангела». |
8 | | | Мой небесный покровитель. |
9 | | | Презентация. Мой небесный покровитель. |
10 | | | Храм. Внешнее и внутреннее строение храма. |
11 | | | Храм. Внешнее и внутреннее строение храма. |
12 | | | Храм. Внешнее и внутреннее строение храма. Экскурсия в Храм во имя блаженной Матроны Московской. |
13 | | | Красота внутренняя и внешняя. |
14 | | | Рождественские праздники. |
15 | | | Рождественские праздники. Выставка поделок и рисунков. |
16 | | | Рождественские праздники. Конкурс художественной самодеятельности. |
17 | | | Рождественские колядки. Экскурсия. |
18 | | | Рождественские колядки. Экскурсия. |
19 | | | Рождественские колядки. Экскурсия. |
20 | | | Крещение Господне. |
21 | | | Иисус Христос – спаситель мира. |
22 | | | Чудеса Иисуса Христа. |
23 | | | Дела милосердия. |
24 | | | Дела милосердия. Акция «Поможем дому ребенка «Малыш». |
25 | | | Народные традиции поста. |
26 | | | Весенние праздники и заботы. |
27 | | | Благовещение Богородицы. Выполнение поделки «Птичка». |
28 | | | Вербное Воскресенье. Конкурс рисунков. |
29 | | | Праздник Пасхи. Светлое Христово Воскресение. |
30 | | | Праздник Пасхи. Светлое Христово Воскресение. Украшение пасхальных яиц. |
31 | | | Ученики Иисуса Христа. |
32 | | | Дорога к Храму. Экскурсия. |
33 | | | Дорога к Храму. Экскурсия. |
34 | | | Дорога к Храму. Экскурсия. |
Планируемые результаты:
Личностные УУД
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Регулятивные УУД
определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на занятии;
учить высказывать своё предположение (версию), учить работать по предложенному учителем плану;
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях;
проводить личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
привлечение родителей к совместной деятельности;
умение решать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Познавательные УУД
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Список литературы
Учебная программа курса «Основы Православной культуры». СИПКРО Самара, 2010
Ганаго Б. А. Навстречу детским сердцам. Белорусская Православная Церковь. Минск, 2008
Грузкова Е.И. Русь моя. Русское эхо, 2008
Даль В. И.. Иллюстрированный толковый словарь русского языка. Современная версия. Москва, 2007
День за днём. Календарь школьника. Сост. Медведева Н.С. М.: «Издательство Московской Патриархии Русской православной Церкви», 2011
Евангелие в пересказе для детей. Сост. Давыдова Н.В. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2012
Игумен Георгий (Шестун). Православная педагогика. Издание 4-е. – М.: ПРО-ПРЕСС, 2010
Кириллица. Священная азбука. СИПКРО Самара, 2012
Островский К., протоиерей, Вальдина Т.А. Жития святых. М.: - ЗАО «БММ», 2011
Православный букварь. Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2007
Шишкин. А. Е. Священная библейская история в русской духовной и светской словесности. Издательство СГПУ Самара, 2007
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ (сост. В.А. Горский). – М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).
15