Бюджетное общеобразовательное учреждение
«Орловская средняя общеобразовательная школа»
Принято Утверждаю:
на педагогическом совете директор БОУ «Орловская СОШ»
_________________Р.Г.Спиченок
Протокол от 15.08.2019
Приказ от 15.08.2019 № 30
Программа
курса внеурочной деятельности обучающихся
общеинтеллектуального направления
(программа может отражать общекультурное и социальное направления)
«Физика вокруг нас»
Срок реализации – 1 год
Возрастная категория - 14-16лет
на 2019 -2020 учебный год
Скоромных Людмила Георгиевна,
учитель физики
Орлово -2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Повседневно человеку приходится на основе уже полученных знаний и опыта анализировать и решать практические проблемы в реальных жизненных ситуациях. Изучение физики - это поле познавательной деятельности, которое ориентирует человека на анализ явлений природы, техники, жизненных проблем. Важное место занимают задачи на моделирование физических процессов. Простейшие исследования, опыты и наблюдения не являются самоцелью, они дают возможность глубже проанализировать физические закономерности, понять сущность физических явлений и процессов.
Курс «Физика вокруг нас» направлен на качественное усвоение курса физики, формирование умения применять теоретические знания на практике. Данная программа может быть поддержкой в реализации программы универсальных учебных действий, так как предполагает разнообразные виды деятельности.
Программа разработана в соответствии:
с учетом Федерального закона от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования и основного общего образования (далее ФГОС);
с уставом Бюджетного образовательного учреждения «Орловская средняя общеобразовательная школа»;
с положением «О порядке разработки и утверждения общеобразовательных программ курсов внеурочной деятельности» БОУ «Орловская СОШ».
Цель обучения:
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
Задачи обучения:
знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
приобретение учащимися знаний о механических, физических величинах, характеризующих эти явления;
формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и проводить опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
Объем программы:
Рабочая программа по курсу «Физика вокруг нас» рассчитана на учащихся 8-9 классов, 34 часа (1 час в неделю).
Используемые формы обучения:
Школьные (внеурочная деятельность);
Внешкольные (домашняя самостоятельная работа, экскурсии на водонасосную станцию, зерноток и автомастерскую СПК, дистанционное обучение).
Проектная деятельность;
В процессе реализации программы используются разнообразные методы и приемы: практикумы; мини-лекции; дискуссии; диагностические методики, защита проекта.
Каждая тема, представленная в программе содержит теоретические сведения и практические задания. Подкреплена необходимыми ресурсами для ее реализации.
Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.
Работа в группах — основное требование для реализации программы.
Чтобы обучающиеся учились взаимодействовать и создавать продукт в любой среде и проявляли креативность вне зависимости от компании и дружеских взаимоотношений, группы рекомендуется делать «подвижными», изменять их состав.
Данная программа имеет и социальное направление, т.к. ребята, совместно с родителями и специалистами определенных отраслей на практике познают основные физические явления и законы ( изучение работы бытовых приборов, тепловых явлений, действие электричества и магнитного поля)
Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности «Физика вокруг нас»
Личностные результаты
сформированность познавательных результатов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества;
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами ;
формирование ценностных отношений к друг другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль
адекватно воспринимать оценку учителя;
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные:
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной задачи;
формулировать собственное мнение и позицию;
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
владеть монологической и диалогической формой речи;
Познавательные :
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
высказываться в устной и письменной форме;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, классификацию по разным критериям.
Предметные результаты :
- понимать и объяснять такие физические явления, как большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел, процессы испарения и плавления вещества, охлаждение жидкости при испарении, изменение внутренней энергии тела
- измерять расстояния, промежуток времени, температуру, количество теплоты, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления вещества,
- понимать смысл основных физических законов и умению применять их на практике.
Содержание курса (35 часов)
Первоначальные сведения о строении вещества (5 часов)
Взгляды древнегреческих мыслителей на строение вещества. Вклад М.В. Ломоносова в развитие теории строения вещества. Молекула-наименьшая частица вещества, сохраняющая его химические свойства. Броуновское движение.
Давление жидкостей и газов(5часов)
Давление жидкостей и газов. Закон Паскаля. Сообщающиеся сосуды. Давление жидкости на дно и стенки сосуда. Атмосферное давление. Выталкивающая сила. Зависимость выталкивающей силы от плотности жидкости и объема тела. Закон Архимеда. Плавание судов. Воздухоплавание.
Тепловые явления (5часов)
Тепловое движение. Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии. Теплопроводность. Конвекция . Излучение. Количество теплоты. Агрегатные переходы.
Электрические явления(3 часа).
Электрический заряд. Электрическое взаимодействие. Строение атома. Электризация тел. Объяснение электризации на основе строения атома. Электрическое поле. Проводники и диэлектрики.
Электрический ток (5 часов).
Электрический ток. Условия существования электрического тока. Действия электрического тока. Электрическая цепь. Сила тока. Напряжение. Сопротивление. Закон Ома для участка цепи.
Электромагнитные явления ( 5 часов).
Постоянные магниты. Естественные и искусственные магниты. Магнитное поле Земли. Магнитные аномалии. Магнитные бури. Применение магнитов. Электромагниты. Применение электромагнитов. Электродвигатель.
Защита проектов по теме « Физика вокруг нас».( 6 часов).
Резерв (1час).
Учебно –тематический план
Содержание программы | Количество часов | Виды деятельности ученика (8-9 классы) |
Ауд. | Внеауд. | 8 класс | 9 класс |
Первоначальные сведения о строении вещества (5 часов) | 4 | 1 | -наблюдают и объясняют опыты, подтверждающие молекулярное строение вещества; | - выполняют исследовательский эксперимент; - работают с информацией при подготовке сообщений. |
Давление жидкостей и газов(5часов) | 3 | 2 | - применяют знания к решению задач; - анализируют практические применения закона Архимеда. | - экспериментально устанавливают зависимость архимедовой силы от плотности жидкости и объема тела. |
Тепловые явления (5часов) | 4 | 1 | - объясняют изменение внутренней энергии тела при теплопередаче и работе внешних сил | - самостоятельно разрабатывают, планируют и осуществляютэксперимент; - работают с текстом и иллюстрациями. |
Электрические явления (3 часа). | 3 | 1 | - наблюдать взаимодействие наэлектризованных и заряженных тел; | - устанавливают межпредметные связи физики и химии |
Электрический ток (5 часов). | 3 | 2 | - рассчитывают значения величин, входящих в закон Ома; | - наблюдают, измеряют и обобщают в процессе экспериментальной деятельности. |
Электромагнитные явления ( 5 часов). | 2 | 3 | - проводят опыты, доказывающие существование магнитного поля вокруг проводника с током; | - объясняют принцип действия электродвигателя |
Защита проектов по теме « Физика вокруг нас». ( 6 часов). | 6 | 0 | - Наблюдают и обобщают в процессе экспериментальной деятельности; | - объясняют действие различных технических устройств и механизмов; - выступают с докладами, презентациями. |