1 | 1 | Круглый стол. Вводное занятие (теория) | На первом занятии с учащимися проводится инструктаж по правилам поведения в кабинете физики, при проведении экспериментальных заданий. На вводном занятии учащиеся знакомятся с оборудование кабинета физики и в частности с лаборантской. Так же они знакомятся с содержанием программы, с его особенностями и отличиями от обычных уроков физики. Заводится «Тетрадь открытий». | |
Измерение физических величин (3 часа) | |
2 | 1 | Беседа Измерение физических величин (теория) | Наблюдения и опыты. Научный метод. Физические величины и их измерение. Погрешности измерений. Международная система единиц. Определение цены деления и показаний домашних приборов (по фото счетчиков) | |
3 | 1 | Практика. Измерение физических величин. | 1. Измерение объемов сосудов различной емкости, твердых тел различной формы. 2. Определение толщины провода, ниток, собственного волоса. | |
4 | 1 | Практика. Измерение физических величин. | 1. Измерение температуры воды при различных условиях (холодная, горячая, при смешивании). 2. Конструирование рычажных весов и измерение с их помощью массы различных тел. | |
Первоначальные сведения о строение вещества (4 часа) | |
5 | 1 | Дискуссия. Первоначальные сведения о строение вещества (теория) | Беседа. Теоретическое обоснование. Строение вещества. Диффузия. Агрегатные состояния вещества. | |
6 | 1 | Практика. Наблюдение и описание движения частицы (крахмала или графита) в воде. | Наблюдение и описание движения частицы (крахмала или графита) в воде. Построение гипотезы о зависимости скорости диффузии от температуры и проверка ее при различных температурах. | |
7 | 1 | Практика. Взаимодействия частиц различных веществ, в частности явления смачивания. | Взаимодействия частиц различных веществ, в частности явления смачивания. | |
8 | 1 | Практика. Вещества в различных состояниях. | Вещества в различных состояниях. Наблюдения за поведением пара в двух одинаковых тонкостенных стаканах, один из которых закрыт и сравнение объемов. | |
Взаимодействие тел (7 часов) | |
9 | 1 | Круглый стол. Взаимодействие тел (теория) | Характеристики механического движения. Скорость и примеры их в природе. Инерция. Масса тела. Плотность вещества. | |
10 | 1 | Практика. Экспериментальная задача. | 1. Изображение своей траектории и перемещения при подъеме с первого этажа школы на последний. 2. Измерение длины шага. Вычисление своего пути и скорости. | |
11 | 1 | Практика. Наблюдения. | Наблюдения инерции и определения тормозного пути автомобиля с ДУ. | |
12 | 1 | Практика. Проблемная задача. | 1. Определение плотности различных тел и жидкостей. 2. Определение объёма человеческого тела. 3. Задача на определения средней плотности своего тела. | |
13 | 1 | Круглый стол. Взаимодействие тел (теория) | Силы. | |
14 | 1 | Практика. Конструирование приборов. | Конструирование рычажных весов и определения с их помощью силы тяжести и веса тела при различных условиях. Определение веса своего тела | |
15 | 1 | Практика. Конструирование приборов. | Конструирование динамометра с помощью резинки и измерение силы тяжести, силы трения. | |
Давление твердых тел, жидкостей и газов (12 часов) | |
16 | 1 | Дискуссия. Давление твердых тел (теория) | Давление твердого тела. Способы и примеры увеличения и уменьшения давления. | |
17 | 1 | Практика. Проблемная задача. | Определение давления, создаваемого человеческим телом на горизонтальную поверхность. | |
18 | 1 | Круглый стол. Давление газов. Атмосферное давление (теория) | Роль атмосферного давления в природе. Атмосферное давление и погода. Атмосферное давление в жизни человека. Процесс дыхания человека. Атмосферное давление и медицина | |
19 | 1 | Практика. Наблюдения. Дискуссия. | Наблюдение явлений, вызванных атмосферным давлением. | |
20 | 1 | Практика. Проблемная задача. | 1. Определение объёма лёгких. 2. Определение силы атмосферного давления на человеческое тело. | |
21 | 1 | Экскурсия в мед.кабинет. | Атмосферное давление и медицина. Кровяное давление. «Определение давления крови у человека». Тонометр. | |
22 | 1 | Беседа. Давление жидкостей и газов (теория) | Закон Паскаля. Давление жидкостей. Сообщающиеся сосуды. Сила Архимеда. Плавание тел. | |
23 | 1 | Практика. Экскурсия в школьную котельную. Конструирование приборов. | 1. Экскурсия в котельную. 2. Изготовления прибора, демонстрирующего давление жидкости с различной высотой столба, с помощью пластмассовой бутылки. | |
24 | 1 | Практика. Конструирование приборов. | 1. Изготовление сообщающихся сосудов из различных материалов (корпус шариковых ручек, соломинок для коктейля и т.д.) и наблюдения закона сообщающихся сосудов. 2. Изготовление манометра с помощью капельницы, линейки, резиновой пленки и крышки от бутылки. | |
25 | 1 | Практика. Конструирование приборов. | 1. Изучения принципа работы поршневого жидкостного насоса с помощью модели. Смоделировать свой насос. 2. Изучение моделей гидравлического пресса. Смоделировать свой пресс. | |
26 | 1 | Практика. Наблюдения. Дискуссия. Экспериментальная задача. | 1 . Наблюдение действия выталкивающей силы пресной и соленой воды на вареное яйцо 2. Определение Архимедовой силы, действующей на кусок мыла, используя пружинные весы и кастрюлю с водой. | |
27 | 1 | Практика. Проблемная задача. | 1. Изучение условий плавания банки с полиэтиленовой крышкой в ведре с водой. 2. Моделирование воздушного шара. Изготовление кораблика из бумаги и определение выталкивающей силы. | |
Работа и мощность. Энергия (5 часов) | |
28 | 1 | Круглый стол. Работа и мощность. Энергия (теория) | Работа и мощность. Простые механизмы. КПД простого механизма. Закон сохранения механической энергии. | |
29 | 1 | Практика. Экспериментальная задача. | Расчет работы и мощности человека при подъеме на последний этаж школы. Определение потенциальной энергии в своей квартире, кабинете относительно Земли; | |
30 | 1 | Практика. Конструирование приборов. | Изготовление простых механизмов (рычаг, блок) из подручных средств. | |
31 | 1 | Практика. Экспериментальная задача. | Экспериментальная проверка «Золотого правила механики». | |
32 | 1 | Практика. Проблемная задача. | Определение КПД изготовленных простых механизмов. Выявление закона сохранения механической энергии в опытах с банкой-бумерангом. | |
33, 34 | 2 | Конференция | Обобщение результатов деятельности. | |