В рамках ФГОС внеурочная деятельность по иностранному языку является одним из компонентов образовательной системы в 1 классе.
Существует большая разница между обычным уроком и мероприятием не только по форме, но и по содержанию, по работе детей и по умению педагога организовать свою деятельность, чтобы достичь поставленных целей. Проводить внеурочные занятия необходимо так, чтобы дети в форме игры, деловой или ролевой, не заметили, что учитель выполняет свою работу по воспитанию и обучению, стремясь обучить других учиться сам.
Во все образовательные организации РТ были направлены методические рекомендации «Особенности преподавания учебного предмета «Иностранный язык» в 1 классах общеобразовательных организаций РТ на основании методического письма о т 25.08.2014года. При выборе педагогических технологий предлагается выбрать коммуникативную методику, методику индивидуального подхода, игровую деятельность, методику театральной драматизации, игровую деятельность, методику художественно - изобразительной деятельности, словесное творчество. Подробнее остановимся на видах и формах работы в 1 классе. Виды: игра, общение с взрослыми и сверстниками, экспериментирование, познавательно-исследовательская деятельность, художественно- театральная деятельность.
Формы работ: 1) Работа над произношением: скороговорки, рифмовки, сказки, зарядки, жестикулирование.
2) Работа с предметами: описание, диалог с игрушкой, игры и сказки.
3) Работа с картинкой: описание, детализация, диалог, игры, сравнение.
4) Разучивание и декламация стихов, потешек, считалок, скороговорок, рифмовок, конкурс чтецов, разножанровая декламация, соревнования в командах и парах.
5) Разучивание песен: конкурс исполнителей, караоке, командный турнир, инсценировка.
6) Драматизация коротких рассказов, историй, сказок и пьес: пальчиковый театр, маски, костюмированное шоу, концерт для показа родителям и сверстникам.
7) Спокойные игры: настольные, лото, загадки, кроссворды.
8) Подвижные игры: игры с мячом, «цепочка с игрушкой», зарядки, физкультминутки, танцы и хороводы, команды в движении.
9) Творческие и ситуативные игры: ролевые игры, интервью, бытовые сюжеты.
10) Воспроизведение ситуативных диалогов.
11) Рассказ по картинке: сопоставление, описание, сравнение, воображение с прогнозированием.
На базе начальной школы проходят занятия во внеурочное время по курсу «Занимательный английский». Занятия по внеурочной деятельности по английскому языку проходят один раз в неделю. Формы выбраны почти все, кроме драматизации и подвижны игр. Занятия проходят в форме ролевых игр с использованием музыкального сопровождения и простых песенок на английском языке. Обратим внимание на пункт 5 этого документа.
Мне бы хотелось рассказать о занятии по английскому языку, которая еще предстоит по теме «Времена года. Палитра цветов». Тема «Цвета» и «Времена года» еще не изучены нами. Мне кажется, лексика по теме «Цвета» очень хорошо сочетается со сменой времен года, а заодно и повторяются слова, обозначающие названия четырех сезонов: зима, весна, лето, осень. Мной будет подготовлена презентация по теме занятия, мы изучим и исполним песню на английском языке «Spring is green», расскажем стихотворения, в которых говорится о названиях палитры цветов.
В рамках занятия, ребята познакомятся с музыкой А. Вивальди, прослушают мелодии концертов для скрипки с оркестром из цикла «Времена года», поиграют в игру «Времена года», в которой загадывается музыкальная загадка о времени года, а дети должны, как настоящие композиторы, спеть ответ - импровизацию мелодии на текст. Например, «Это бывает зимой». Характерной особенностью данной возрастной категории школьников является то, что все ребята принимают активное участие в различных мероприятиях, хотят ответить, научиться новому.
Среди многочисленных средств, используемых на внеурочных занятиях по английскому языку в начальной школе, особое место отводится аутентичной песне. Песня позволяет не только закрепить ранее изученную лексику и структуры, активизировать и расширить словарный запас, способствовать развитию фонетических умений и навыков аудирования, но и показать язык в ситуациях максимально приближённых к жизни.
Более того, младшие школьники любят не просто петь, а ещё и двигаться под музыку, что можно и необходимо использовать во время внеурочных занятий. Неформальная обстановка занятия, желание у детей снять напряжение и усталость после обучения в первой половине дня предопределяет выбор в пользу песен, сопровождающихся движениями.
«Внеурочная деятельность – это проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющая при правильной организации важную роль в развитии учащихся и формировании ученического коллектива» Степанов Е.Н.