СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность по истории.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Документ содержит информацию о видах внеурочной деятельности по истории из личной практики. Материал был представлен на РМО учителей - предметников.

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность по истории.»

Внеурочная деятельность по истории

Внеурочная деятельность – образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы, направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Задачи:

– Организация досуга обучающихся во внеучебное время.

– Сохранение и преумножение традиций школы.

– Создание оптимальной социально-педагогической воспитывающей среды, направленной на творческое саморазвитие и самореализацию личности.

– Создание условий для раскрытия и развития творческих способностей, гражданского самоопределения и самореализации, гармонизации потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном, культурном и физическом развитии.

Внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям:

– Спортивно-оздоровительная деятельность.

– Духовно-нравственная деятельность.

– Общеинтеллектуальная деятельность.

– Общекультурная деятельность.

– Социальная деятельность.

Принципы организации внеурочной деятельности:

1. Включение учащихся в активную деятельность.

2. Доступность материала и наглядность.

3. Учёт возрастных особенностей.

4. Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.

5. Целенаправленность и последовательность деятельности  (от простого к сложному).

6. Использование разнообразных форм занятий.

Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и реализуется посредством различных форм и видов (игровая; познавательная; проблемно-ценностное общение; 

Цель: углубление знаний, полученных школьниками на уроках, организовать процесс познания интересным и увлекательным в условиях свободы в выборе содержания внеклассной работы.

Задачи:

1) формировать умения работать с книгой и справочной литературой,

2) учить реферировать и рецензировать,

3) готовить сообщения и доклады, выступать с ними перед детской или взрослой аудиторией,

4) открывать возможности для формирования интеллектуальных умений школьников в результате их «исследовательских изысканий» в архивах, музеях, библиотеках,

5) формировать потребность в самообразовании,

6) повысить уровень социализации школьника,

7) формировать чувства патриотизма, сопричастности к истории большой и малой Родины.

Внеурочная работа по истории – это организация учителем различных видов деятельности учащихся после уроков, обеспечивающих необходимые условия для овладения ими навыками и умениями теоретической и практической работы по более глубокому усвоению и активному восприятию исторического опыта и окружающей действительности.

Несмотря на трудности, внеурочная работа по-прежнему доказывает свою жизненность, сохранив за собой право быть составной частью обучения истории. Учителю, приступившему к организации внеурочной работы по истории, требуется осознание ряда положений, реализация которых придаст данному виду деятельности большую динамичность и высокий качественный уровень. В чем они заключаются?

Первое. Соблюдение добровольных начал в организации работы. Добиться этого непросто, если учесть, что часть учащихся равнодушна к предмету, часть увлечена или вынуждена заниматься иными делами в послеурочное время и т. д. В таких условиях педагог обязан при определении персональных заданий максимально учитывать склонности, способности, реальные возможности каждого из подопечных, что может создать благоприятные условия для их реализации.

Второе. Внеурочная работа должна носить исследовательский характер. Учащиеся, во-первых, решают конкретные задачи самостоятельно и, во-вторых, следуя соответствующим принципам – историзму, научности, альтернативности и т. д. Вопрос сложный, и реализовать его на этой основе учащиеся смогут только под управляющим воздействием учителя.

Третье. Значительная часть внеурочной работы должна носить коллективный характер.

Из личного опыта:

Чтобы теория стала более наглядной следует обратиться к личному опыту.

Для развития исследовательских способностей у ребят в 5-6 классах мы занимаемся «публикацией» книги «Удивительные судьбы» (выпускникам школы посвящается), где ребята описывают выпускников родной школы, ставших гордостью города или страны. На внеурочных занятиях идет наработка банка данных (подборка личностей, о которых стоит написать), определяется задание по группам из 2-х человек, в которое входит:

1. Сбор эксклюзивной информации о человеке (интервью с героем, родителями, педагогами; использование интернет-ресурсов, газетных статей о герое и.т.д.)

2. Подборка иллюстративного ряда (фотоматериалы)

3. Еженедельные отчеты о проделанной работе, корректирование действий, постановка новых задач.

4. Разработка плана статьи, её написание, редактирование.

5. Презентация подготовленного к «публикации» материала.

6. Включение материала в «Сборник».

В процессе работы ребята осознают себя «творцами истории», как из под их «пера» выходят страницы книги, увековечивающей в памяти народа их современников. У них формируется понятие субъективистского подхода в изложении событий (они передают СВОЕ видение рассматриваемой личности; пытаясь получить относительно объективные сведения им приходится сопоставлять несколько источников, характеризующих одного и того же персонажа). Так, своими руками они превращают реальность в историю.

Работа позволяет заинтересовать детей, проявить себя в разных видах деятельности (журналист, исследователь, фотограф — домик, где родился или живет герой, редактор, аналитик, историк, писатель и публицист), установить связь между прошлым и современностью.

Подобные книги могут называться и иначе и иметь стилистику древнеславянского языка. Например, «Повесть школьных лет», где директор будет «княжной Великою», а завучи «княгини удельные». В книге могут быть представлены интересные и яркие моменты из школьной жизни, расположенные в хронологической последовательности (летописание). Выглядить это может так: «...Как во нашем да во княжестве, да заспорили меж собою удельные княгини со Великою, кого выдворить за непослушание, а кого в назидание: то ль Ивашку Беспортфельного, то ль Егорку, что с Клементьевки...». Книга может быть посвящена директорам школы, как правителям школьного государства, сменяющим др.др. «на троне», где бы «реформами» были наиболее удачные преобразования (новшества), проводимые директорами в разное время и упоминались яркие события в годы руководства каждого из них. Название книги может быть «Государи и государыни царства Школьного №14», написание в стиле «История государства российского» Карамзина». Типа, «Сие великое царство, именуемое «МБОУ СОШ №14», возникло, по известию Лаврентия Белугина, на месте, что было необозримою равниною, гладкою и безлесною...». Историческую стилистику в книги целесообразно добавлять при работе в 6-7 классах, когда детям тема иронии и юмора становится понятна. Работа над созданием «книг» превращается в увлекательное занятие, способствует сплочению работающего коллектива, несет заряд позитива и параллельно побуждает детей обращаться к историческим источникам более древних авторов, чтобы уловить манеру исторического письма, стиль автора… и придать собственному творению большее сходство с памятником истории.

Данная внеурочная деятельность по форме относится к категории кружковых или групповых.

Для расширения познавательных способностей ребят можно воспользоваться таким вариантом как «Историко-литературный салон». Работу рекомендуется проводить в 5-7 классах. Это вариант внеклассного чтения по истории, при котором учащиеся получают задание познакомиться с содержанием художественной и популярной литературы по исторической тематике, выходящей за рамки обязательных знаний, изложенных в учебнике и определенных программой. Затем проходит обсуждение прочитанной книги, сопоставление известных фактов с тем, как их подает автор в литературе. Что может быть правдой, что является однозначным вымыслом? Как представляет себе данное событие сам ученик? Основными этапами работы является:

1. Ознакомительный сюжет посвященный факту в истории. Знакомство с аннотацией к книге автора, освещающего это событие в своем произведении, и с биографией писателя.

2. Самостоятельное прочтение произведения ребятами с решением задачи: найти фрагменты в тексте, где описывается исторический факт; выявить предположительные искажения действительности, где описание идет соответственно их представлению, а где расходится с ним.

3. Попытаться дать оценку данному произведению: как оно помогает воспринимать реалии прошлого и чем может ввести в заблуждение читателя, увести от действительности.

4. Проводится обсуждение прочитанного произведения и полученных выводов.

Подобная работа позволяет ребятам видеть межпредметные связи (история — литература, история — география); заставляет внимательнее относиться к деталям при изучении того или иного исторического материала; развивает критическое мышление, формирует навык доказательной аргументированной речи, способности сопоставлять и сравнивать информацию разных источников, делать обоснованные выводы.

Произведения, которые можно изучать: Лермонтов «Бородино», Толстой «Война и мир» - Отечественная война 1812 г., Пушкин «Капитанская дочка» - восстание Емельяна Пугачёва, Пушкин «Евгений Онегин» - положение крепостного крестьянства в России на рубеже 18 — 19 веков и т. п.

Традиционным вариантом краеведческой работы служит посещение музеев родного города, где дети 5-7 класса могут «прикоснуться», говоря фигурально, т. к. мы знаем , что экспонаты музеев трогать нельзя, к истории прошлых поколений. В силу возрастных особенностей связанных с их богатой фантазией, ребятам легко будет представить, как люди прошлого могли использовать те или иные вещи. Нередко они могут выдавать вполне вероятные предположения, над которыми стоит задуматься исследователям. Однако музейному походу обязательно должен предшествовать теоретический материал по теме предполагаемой экспозиции, который призван расшевелить любопытство учеников и мотивировать на экскурсию. Подача материала не должна наскучить учащимся. Её необходимо дозировать, оставляя «за кадром» детали, о которых дети могут догадаться в процессе просмотра музейной выставки. Желательно в теоретическую часть включать практические задачи для ребят. Например, демонстрируя связку ключей от своего дома, можно спросить ребят: «Представьте, через много-много лет, когда уже не будет ключей привычных форм, археологи обнаружат вот это. Какие они смогут сделать предположения по данной находке о жизни людей прошлых поколений?» Среди других вариантов ответов, можно услышать: «Люди знали металл, умели его обрабатывать». Этим предметом могли что-то отпирать или запирать. Значит было что оберегать от посторонних; значит, вероятнее всего, были люди, не имевшие этого богатства и желающие им овладеть, следовательно, среди тех людей было неравенство в доходах» и т.п.

Такая предварительная подготовка позволит нацелить ребят на продуктивную самостоятельную работу в музеях и не позволит им скучать при ознакомлении с важной теоретической частью. После посещения выставки следует проводить занятие-беседу или конференцию, где ребята обсудят еще раз увиденное и в виде докладов могут рассказать о запомнившемся им экспонате. В нашем городе можно посетить Государственный историко-художественный музей, музейный комплекс «Конный двор», Музей крестьянского быта «Жили — были» и .т.д.

Главным недостатком этого вида внеурочной деятельности является его зависимость от материальных возможностей обучающихся. Может получиться так, что ребенок, мотивированный на поход в музей, столкнется с невозможностью оплатить его стоимость., что вполне соответствует реалиям времени, но не совсем - с принципами педагогики.

Таким образом, внеурочная деятельность по истории является весьма многогранным явлением, в рамках которой можно проявить фантазию в соответствии со своими интересами и желаниями детей. Можно попытаться создать собственный школьный музей (если позволяет место), организовывать встречи с интересными людьми, наладить выпуск исторической газеты, бюллетеня или школьного видео блога («А вы знаете, что...»), делать театрализованные сценки на исторические темы, устраивать познавательные викторины по заранее обозначенной широкой теме, организовать кружок исторического макета... Все эти варианты отвечают задачам, которые ставятся перед организатором внеурочной деятельности и способствуют развитию интереса к предмету, что особенно актуально в современных условиях.