Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждении
Большеталовская средняя общеобразовательная
школа Зерноградского района
«Утверждаю»
Директор МБОУ Большеталовской СОШ
Приказ от « 31» августа 2022 года № 188
Е.Н. Каплун /____________/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
По курсу «За страницами учебника математика»
Направление: общекультурное
Основное общее образование, 7 класс
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов по учебному плану 35 ч (1 час в неделю)
Программа будет реализована за 35 часа
Учитель: Барсукова Ирина Евгеньевна
2022-2023 учебный год
Раздел I. Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные результаты:
Обучающийся научится:
грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи;
креативность мышления, общекультурное и интеллектуальное развитие, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
формирование готовности к саморазвитию, дальнейшему обучению;
выстраивать конструкции (устные и письменные) с использованием математической терминологии и символики, выдвигать аргументацию, выполнять перевод текстов с обыденного языка на математический и обратно;
контролировать свой процесс и результат деятельности;
способность к эмоциональному восприятию математических понятий, логических рассуждений, способов решения задач, рассматриваемых проблем.
Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;
сверять, работая по плану, свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
совершенствовать в диалоге с учителем самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
формировать представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, о ее значимости в развитии цивилизации;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
определять возможные источники необходимых сведений, анализировать найденную информацию и оценивать ее достоверность;
использовать компьютерные и коммуникационные технологии для достижения своих целей;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
Коммуникативные УУД:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);
в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
основным приёмам и методам решения нестандартных задач, применять при решении нестандартных задач творческую оригинальность, вырабатывать собственный метод решения;
сравнивать и упорядочивать рациональные числа, выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приемы вычислений, применение калькулятора;
с помощью равносильных преобразований приводить уравнение к линейному виду, решать такие уравнения, использовать геометрический смысл и алгебраического определение модуля при решении уравнений, решать простейшие линейные уравнения с параметрами.
строить графики более сложных функций (кусочно-заданные, с "выколотыми" точками и т. п.), исследовать свойства числовых функций на основе изучения поведения их графиков;
выполнять преобразования буквенных выражений, выполнять деление многочлена на многочлен «уголком», возводить двучлен в степень;
решать простейшие нелинейные уравнения с двумя переменными и системы нелинейных уравнений с двумя переменными; решать системы нелинейных уравнений графическим способом;
осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные.
Обучающийся получит возможность научиться и использовать приемы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ;
использовать функциональные представления и свойства функций для построения графиков более сложных функций;
овладеть специальными приёмами решения других типов уравнений;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
для выполнения расчетов по формулам, для составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; для нахождения нужной формулы в справочных материалах;
решения сложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора;
устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов;
интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными;
успешного выступления на математических олимпиадах.
Раздел II. Содержание учебного курса
№ | Тематический раздел | Количество часов |
1 | Выражения | 5 |
2 | Уравнения с одной переменной | 7 |
3 | Функции | 6 |
4 | Многочлены | 6 |
5 | Комбинаторика. Описательная статистика | 5 |
6 | Уравнения с двумя переменными и их системы | 6 |
Выражения (5ч)
Числовые выражения. Вычисление значения числового выражения. Сравнение числовых выражений. Формулы. Числовая прямая, сравнение и упорядочивание чисел. Пропорции. Решение задач на пропорции. Проценты. Основные задачи на проценты. Практическое применений процентов.
Уравнения с одной переменной (7ч)
Линейное уравнение с одной переменной. Нелинейные уравнения. Уравнения с модулем. Решение текстовых задач с помощью уравнений.
Функции (6ч)
Линейная функция и её график. Построение графиков функции, сводящихся к линейным функциям. Графики функций, содержащих переменную под знаком модуля. Графическое решение уравнений.
4. Многочлены (6ч)
Преобразование целого выражения в многочлен. Применение различных способов для разложения на множители. Деление многочлена на многочлен «уголком». Возведение двучлена в степень.
5. Комбинаторика. Описательная статистика (5 ч)
Комбинаторика. Решение комбинаторных задач перебором вариантов. Графы. Решение комбинаторных задач с помощью графов. Комбинаторное правило умножения. Перестановки. Факториал. Определение числа перестановок. Статистические характеристики набора данных: среднее арифметическое, мода, медиана, наибольшее и наименьшее значение. Практическое применение статистики.
6. Уравнения с двумя переменными и их системы (6ч)
Линейные уравнения с двумя переменными. Нелинейные уравнения с двумя переменными. График нелинейного уравнения с двумя переменными. Системы уравнений с двумя переменными их решение различными способами.
Раздел III. Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата по плану | Дата фактическая |
1 | Числовые выражения. Вычисление значения числового выражения. Сравнение числовых выражений | 1 | 02.09 | |
2 | Формулы. Числовая прямая, сравнение и упорядочивание чисел. | 1 | 09.09 | |
3 | Пропорции. Решение задач на пропорции | 1 | 16.09 | |
4 | Проценты. Основные задачи на проценты. | 1 | 23.09 | |
5 | Практическое применений процентов | 1 | 30.09 | |
6 | Линейное уравнение с одной переменной | 1 | 07.09 | |
7 | Нелинейные уравнения | 1 | 14.09 | |
8 | Нелинейные уравнения | 1 | 21.09 | |
9 | Уравнения с модулем | 1 | 28.09 | |
10 | Уравнения с модулем | 1 | 11.11 | |
11 | Решение текстовых задач с помощью уравнений. | 1 | 18.11 | |
12 | Решение текстовых задач с помощью уравнений. | 1 | 25.11 | |
13 | Линейная функция и её график | 1 | 02.12 | |
14 | Построение графиков функции, сводящихся к линейным функциям | 1 | 09.12 | |
15 | Графики функций, содержащих переменную под знаком модуля | 1 | 16.12 | |
16 | Графики функций, содержащих переменную под знаком модуля | 1 | 23.12 | |
17 | Графическое решение уравнений | 1 | 13.01 | |
18 | Графическое решение уравнений | 1 | 20.01 | |
19 | Преобразование целого выражения в многочлен | 1 | 27.01 | |
20 | Возведение двучлена в степень | 1 | 03.02 | |
21 | Деление многочлена на многочлен «уголком». | 1 | 10.02 | |
22 | Деление многочлена на многочлен «уголком». | 1 | 17.02 | |
23 | Применение различных способов для разложения на множители | 1 | 24.02 | |
24 | Применение различных способов для разложения на множители | 1 | 03.03 | |
25 | Комбинаторика. Решение комбинаторных задач перебором вариантов | 1 | 10.03 | |
26 | Графы. Решение комбинаторных задач с помощью графов. | 1 | 17.03 | |
27 | Комбинаторное правило умножения | 1 | 24.03 | |
28 | Перестановки. Факториал. Определение числа перестановок. | 1 | 07.04 | |
29 | Среднее арифметическое, мода, медиана, наибольшее и наименьшее значение. Практическое применение статистики. | 1 | 14.04 | |
30 | Линейные уравнения с двумя переменными | 1 | 21.04 | |
31 | Нелинейные уравнения с двумя переменными | 1 | 28.04 | |
32 | График нелинейного уравнения с двумя переменными. | 1 | 05.05 | |
33 | Решение систем уравнений различными способами. | 1 | 12.05 | |
34 | Решение систем уравнений различными способами | 1 | 19.05 | |
35 | Итоговое занятие | 1 | 26.05 | |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания Методического совета от «30» августа 2022 года № 1 Рук.ШМС _________/О.В.Захарюта/ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР МБОУ Большеталовской СОШ ________________/Горбоконь И.В../ «30 » августа 2022 года |