СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность по теме "Биология и мы"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность по теме "Биология и мы"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Октябрьский сельский лицей

Чердаклинского района Ульяновской области




УТВЕРЖДЕНО

приказом директора лицея

от 31 августа 2022 № 200









Рабочая программа внеурочной деятельности

(в том числе с применением электронного обучения и

дистанционных образовательных технологий)

«Биология и мы» учителя географии и биологии высшей квалификационной категории Еремеевой Наталии Валерьевны



Направление: общеинтеллектуальное Срок реализации: 2022-2023 года обучения

Возраст: обучающиеся 9 классов




РАССМОТРЕНО и ОДОБРЕНО на заседании кафедры математики, информатики и естественно-научных дисциплин Протокол № 01 от «29» августа 2022 года Руководитель кафедры Е.П Дронова




СОГЛАСОВАНО зам директора лицея по УВР Г.М. Константинов «30» августа 2022год














1.Рабочая программа внеурочной деятельности

«Биология и мы»


Личностные результаты

У учащегося будут сформированы: - знания основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;- реализация установок здорового образа жизни; Учащийся получит возможность для формирования: - познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; -интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД У учащегося будут сформированы:

- умение учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

- умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- умение правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- различать способ и результат действия.

Учащийся получит возможность для формирования:

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве Познавательные УУД У учащегося будут сформированы:

- использование учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

Учащийся получит возможность для формирования:

- строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;

- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; Коммуникативные У учащегося будут сформированы умения

  • адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

Учащийся получит возможность для формирования:


  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • задавать вопросы;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

 Предметные результаты:

        1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков бактерий; экосистем) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение).
    Необходимость защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами.

  • Классификация - определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе.

  • Объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы.

  • Различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных.

  • Сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения.

  • Выявление приспособлений организмов к среде обитания; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей.

  • Овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

        2. В ценностно-ориентационной сфере:

  • Знание основных правил поведения в природе.

  • Анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
            3. В сфере трудовой деятельности:

  • Знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии.

  • Соблюдение ТБ и правил работы в лаборатории с биологическими приборами и инструментами (колбы, пробирки, предметные стекла, препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

        4. В сфере физической деятельности: 

  • Освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, выращивания и размножения культурных растений ухода за ними.

        5. В эстетической сфере:

  • Овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

  • Каждое занятие построено на том, что ученик может почувствовать себя в роли ученого биолога, занимающегося различными направлениями биологии:

  • Ботаника - наука о растениях.

  • Зоология - наука, предметом изучения которой являются представители царства животных.

  • Микробиология - наука о бактериях. Разделы микробиологии: бактериологиявирусология.

  • Биохимия -  наука о химическом составе клеток и организмов.

  • Цитология - раздел биологии, изучающий клетки, их строение, функции и процессы. Гистология - раздел биологии, изучающий строение тканей организмов.

  • Физиология - наука о жизненных процессах.

  • Эмбриология - наука о развитии организмов.

  • Этология - дисциплина зоологии, изучающая поведение животных.

  • Экология - наука о взаимодействиях организмов с окружающей средой.

  • Антропология - наука, занимающихся изучением человека, его происхожденияразвития.

  • Бактериология - наука о бактериях.

  • Биогеография - наука изучает закономерности географического распространения и распределения организмов.

  • Биогеоценология - научная дисциплина, исследующая строение и функционирование биогеоценозов.

  • Дендрология - раздел ботаники, предметом изучения которого являются деревья. Систематика - научная дисциплина, о классификации живых организмов.

  • Микология - наука о грибах.

  • Морфология изучает внешнее строение организма.

  • Наука о водорослях называется альгологией.

  • Орнитология - раздел зоологии, посвященный изучению птиц.



2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности


Раздел

Содержание курса

Формы организации и виды деятельности

Практическая работа

Виды деятельности

1

Общая биология. Жизнь, её свойства, уровни организации, происхождение жизни.

Биология — наука, исследующая жизнь. Предмет и методы биологии, свойства живой материи. История развития биологии как науки с античных времен до наших дней. Уровни организации живой материи. Происхождение жизни на Земле. Роль биологии в практической деятельности людей.

Решение задач по теме: «Биология — наука о живом мире»

Индивидуальное, коллективное, групповое решение экспериментальных и текстовых задач различной трудности

2

Химический состав живых организмов

Особенности химического состава живой клетки и его сходство у разных типов клеток. Неорганические и органические вещества клетки. Содержание воды, минеральных солей, углеводов, липидов, белков в клетке и организме. Их функции в жизнедеятельности клетки

Решение задач по теме: «Химический состав живых организмов»

Индивидуальное, коллективное, групповое решение экспериментальных и текстовых задач различной трудности

3

Строение клетки

Основные различия клеток прокариот и эукариот. Строение клетки: клеточная оболочка, цитоплазма, одномембранные, двумембранные и немембранные органоиды клетки.

Решение задач по теме: «Обмен веществ и превращение энергии»

Индивидуальное, коллективное, групповое решение экспериментальных и текстовых задач различной трудности

4

Обмен веществ и превращение энергии.

Понятие о метаболизме - ассимиляция (пластический обмен), диссимиляция (энергетический обмен) Этапы пластического и энергетического обмена. АТФ и её роль в метаболизме

Решение задач по теме: «Обмен веществ и превращение энергии»

Индивидуальное, коллективное, групповое решение экспериментальных и текстовых задач различной трудности

5

Размножение и индивидуальное развитие организмов.

Типы размножения: половое и бесполое. Особенности полового размножения. Бесполое размножение: вегетативное, образование спор, деление клетки надвое. Биологическое значение полового и бесполого размножения. Смена поколений — бесполого и полового — у животных и растений. Размножение клетки путём деления — общее свойство клеток одноклеточных и многоклеточных организмов. Клеточное деление у прокариот — деление клетки надвое. Деление клетки у эукариот. Митоз. Фазы митоза. Жизненный цикл клетки. Понятие об онтогенезе. Периоды онтогенеза: эмбриональный и постэмбриональный. Стадии развития эмбриона. Особенности постэмбрионального развития. Развитие животных организмов с превращением и без превращения

Решение задач по теме: «Размножение и индивидуальное развитие организмов»

Индивидуальное, коллективное, групповое решение экспериментальных и текстовых задач различной трудности

6

Генетика и селекция.

Понятие о наследственности и изменчивости. Законы Менделя. Дигибридное и моногибридное скрещивание. Решение задач на моногибридное и дигибридное скрещивание

Особенности наследования признаков, сцепленных с полом. Аутосомы, гетерохромосомы, гетерогаметный пол, гомогаметный пол. Практическое значение знаний о сцепленном с полом наследовании для человека. Хромосомное определение пола. Методы генетики. Цели и задачи селекции. Одомашнивание, селекция. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Учение о центрах происхождения культурных растений. Гетерозис, гибридизация, отбор, порода, сорт. Виды отбора. Типы скрещивания. Отдалённая гибридизация у растений и животных. Искусственный мутагенез. Центры происхождения культурных растений.

Решение задач по теме: «Генетика и селекция»

Индивидуальное, коллективное, групповое решение экспериментальных и текстовых задач различной трудности

7

Эволюция.

Эволюционное учение Ч.Дарвина. Доказательства эволюции природных видов. Борьба за существование, ее формы. Предпосылки возникновения жизни на Земле. Эволюция органического мира. Развитие представлений о происхождении человека. Религия и наука о происхождении человека. Место человека в системе животного мира. Систематическое положение вида Homosapiens в системе животного мира. Основные этапы антропогенеза.

Решение задач по теме: «Эволюция»

Индивидуальное, коллективное, групповое решение экспериментальных и текстовых задач различной трудности

8

Экология и учение о биосфере

История экологии. Предмет, задачи и методы исследований современной экологии. Экологические факторы. Популяции. Экологические системы. Биосфера – живая оболочка планеты. Понятие о биосфере. В.И.Вернадский.

Решение задач по теме: «Экология и учение о биосфере»

Индивидуальное, коллективное, групповое решение экспериментальных и текстовых задач различной трудности

9

Многообразие живых организмов

Царства клеточных организмов: бактерий, грибов, растений и животных. Общая характеристика вирусов. Общая характеристика бактерий. Общая характеристика грибов. Микориза. Общая характеристика лишайников. Царства живой природы. Наука о растениях — ботаника. Ткани и органы высших растений: вегетативные органы и генеративные органы высших растений. Классификация растений. Вид как единица классификации. Группы царства Растения. Общая характеристика, строение, размножение водорослей. Разнообразие водорослей. Отделы: Зелёные, Красные, Бурые водоросли. Значение водорослей в природе. Использование водорослей человеком.

Подцарство высшие растения: споровые, семенные растения. Отделы: голосеменные и покрытосеменные растения. Семейства класса Однодольные. Семейства класса Двудольные. Зоология- наука о животных. Морфология, анатомия, физиология, экология, палеонтология, этология. Сходство и различие животных и растений. Животные ткани, органы и системы органов животных. Многообразие и классификация животных. Систематика. Вид. Популяция. Систематические группы. Происхождение простейших. Значение простейших в природе и жизни человека. Пути заражения человека и животных паразитическими простейшими. Меры профилактики заболеваний, вызываемых одноклеточными животными

Строение, жизнедеятельность и разнообразие кишечнополостных. Общая характеристика червей. Пути заражения человека и животных паразитическими червями. Меры профилактики заражения.

Многообразие и особенности строения моллюсков. Происхождение моллюсков и их значение в природе и жизни человека. Среды жизни, происхождение и особенности строения членистоногих. Охрана членистоногих.

Тип Хордовые: класс Ланцетники, Рыбы Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие. Общая характеристика, особенности строения и происхождения.




Решение задач по теме: «Царство растения»

Индивидуальное, коллективное, групповое решение экспериментальных и текстовых задач различной трудности

10

Человек и его здоровье.

Ткани, органы, регуляция жизнедеятельности. Опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, выделительная и кровеносная система человека. Кожа и её производные

Нервная система и высшая нервная деятельность человека. Органы чувств. Анализаторы. Железы внутренней и внешней секреции. Влияние климатических условий на здоровье человека.


Решение задач по теме: «Человек и его здоровье»

Индивидуальное, коллективное, групповое решение экспериментальных и текстовых задач различной трудности









3. Тематическое планирование

п/п

Наименование разделов/тем

Количество часов


Введение

2

1.

Вводное занятие. Биология — наука о живом мире

1

2.

Жизнь, её свойства, уровни организации, происхождение жизни.

1


Химический состав живых организмов

2

3.

Элементный химический и молекулярный состав.

1

4.

Решение задач

1


Строение клетки

2

5.

Типы клеточной организации. Органоиды клетки и их функции

1

6.

Решение задач

1


Обмен веществ и превращение энергии.

2

7

Типы питания живых организмов. Метаболизм.

1

8.

Решение задач

1


Размножение и индивидуальное развитие организмов.

2

9.

Воспроизведение клеток: митоз, мейоз. Размножение и индивидуальное развитие организмов.

1

10

Решение задач

1


Генетика и селекция.

3

11

Наследственность и изменчивость. Законы Менделя.

1

12

Генетика пола, сцепленное с полом наследование. Решение задач на генетику пола

1

13

Методы генетики. Селекция, центры происхождения культурных растений.

1

14

Решение задач

1


Эволюция

5

15

Эволюционное учение Ч. Дарвина Развитие органического мира. Происхождение человека.

1

16

Решение задач

1


Экология и учение о биосфере

2

17

Экологические факторы. Популяции. Экологические системы. Понятие о биосфере.

1

18

Решение задач

1


Многообразие живых организмов

11

19

Вирусы. Бактерии. Грибы. Лишайники.

1

20

Решение задач

1

21

Подцарство низшие растения, водоросли. Ткани и органы высших растений: вегетативные органы и генеративные органы высших растений.

1

22

Подцарство высшие растения

1

23

Решение задач

1

24

Подцарство Простейшие (Одноклеточные)

1

25

Подцарство Многоклеточные, тип Кишечнополостные, Черви

1

26

Тип Моллюски.

1

27

Тип Членистоногие: Класс Ракообразные, Класс Паукообразные, Класс Насекомые.

1

28

Тип Хордовые:

1

29

Решение задач

1


Человек и его здоровье.

3

30

Системы органов в организме человека

1

31

Проблемы взросления и культура здоровья.

1

32

Влияние климатических условий на здоровье человека. Круглый стол.

1

33-34

Решение задач

2














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!