РАССМОТРЕНА На заседании МО Протокол № от «___»________ 2024 г. Руководитель МО ______________________ | СОГЛАСОВАНА На заседании МС Протокол № от «___»______ 2024 г. Председатель МС ____________________ | УТВЕРЖДЕНА На заседании ПС Протокол № от «___» ______2024 г. Председатель ПС ____________________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Основы безопасности движения»
для обучающихся 3 «В» класса
Учитель: Чаплыгина Светлана Анатольевна
Курск 2024
Пояснительная записка
Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;
Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р;
СП 2.4.3648-20;
СанПиН 1.2.3685-21;
основной образовательной программы НОО МБОУ «Средняя школа № 29 им. И.Н.Зикеева», утвержденной приказом от 26.08.2022 № 1.
Обоснование выбора программы для разработки рабочей программы:
Данная программа выбрана для разработки рабочей программы, так как соответствует возрастным особенностям обучающихся класса.
Цели изучения курса:
Снижение количества дорожно-транспортных происшествий с участием детей; сокращение детского дорожно-транспортного травматизма.
Реализации основной цели программы способствует решение следующих задач:
- предупреждение опасного поведения юных участников движения;
- совершенствование форм и методов обучения детей и подростков правилам безопасного поведения на дорогах;
- активизация познавательной деятельности обучающихся в данном направлении;
- формирование осмысленного понимания необходимости личного участия в обеспечении собственной безопасности;
- формирование умения выявлять в окружающем пространстве индикаторы опасности и оценивать уровень возможного личного риска;
- передача знаний о классической схеме действий в типовых опасных ситуациях;
- в соответствии с классической схемой, формирование устойчивого навыка собственных действий в различных опасных ситуациях.
Место курса в плане внеурочной деятельности МБОУ «Средняя школа № 29 им. И.Н.Зикеева»: учебный курс предназначен для обучающихся 3-х классов; рассчитан на 1 час в неделю/34 часа в год.
Содержание курса
1. Какие бывают ДТП. Почему они происходят и их последствия. Статистика ДТП по региону и населённому пункту.
2. Как предвидеть опасные ситуации на дорогах. Выбор и составление безопасного маршрута в школу, домой, в учреждения ДОД и др. Как обходить препятствия возникшие на пути (лужа, яма, ремонт и т.д.)? Всегда ли самый короткий путь бывает безопасным? Выбор маршрута.
3. Движение в населенном пункте при наличии тротуара пешеходы осуществляют по правой стороне. За городом и при отсутствии тротуара – по обочине, навстречу идущему транспорту. Для чего это небходимо делать. Где движение менее безопасно. Могут ли транспортные средства помешать пешеходу при движении по тротуару и обочине. Как поступить, если транспортное средство стало помехой при движении?
4. У пешехода есть друзья – дорожные знаки и светофор, которые помогают при движении по улицам населенного пункта и при переходе проезжей части. Закрепление знаков для пешеходов: «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход», «Движение пешеходов запрещено», «Пешеходная дорожка». Назначение и места установки дорожных знаков для пешеходов. Виды пешеходных светофоров. Пешеходный светофор с вызывной кнопкой. Правила пользования пешеходным светофором и переход дороги.
5. Транспорт не только средство передвижения, но и источник повышенной опасности. Грузовой и пассажирский транспорт. В чем опасность движущихся транспортных средств. Интенсивное движение. Опасность стоящего транспорта. Основные сигналы, подаваемые водителем. Скорость движения и тормозной путь.
6. Автомобили «Скорой помощи», милиции, пожарной, газовой служб, службы спасения – специальные автомобили. Применение проблесковых маячков и специальных звуковых сигналов. Поведение пешеходов на дороге при приближении специальных автомобилей.
7. Виды перекрёстков: крестообразный четырёхсторонний, Х-образный четырёхсторонний, Т-образный трёхсторонний, У-образный трёхсторонний, многосторонний, площадь. Правила перехода проезжей части в зоне перекрёстков. Понятие «по линии тротуара» «зона перехода».
8. Понятие «железнодорожный переезд» Шлагбаум и автоматические барьеры, их назначение. Дорожные знаки, обозначающие переезд: «железнодорожный переезд со шлагбаумом», «железнодорожный переезд без шлагбаума». Сигнализация на переезде. Особенности перехода через железнодорожный переезд.
9. Дорожный знак «Остановка автобуса или троллейбуса». Правила поведения в зоне остановки общественного транспорта. «Ловушки» на автобусной остановке.
10. Правила поведения в общественном транспорте. Культура поведения и соблюдение правил безопасности во время поездки в транспорте.
11. Скейтборд, ролики, самокат – это не игрушки, транспортное средство. Безопасные места для использования их. Требования к экипировке, для чего нужна защита? Правила поведения при езде.
12. Рассказать о появлении первого велосипеда в стране. О его создателе (Артамонов). Какие бывают велосипеды: трехколесный, двухколесный, гоночный, горный, городской и т.д. Как выбрать велосипед? Какая экипировка нужна велосипедисту? Велосипедист – водитель транспортного средства. Кто может им стать, что должен знать и уметь велосипедист перед выездом на прогулку?
13. Познакомить с новыми терминами и понятиями в дорожном движении, такими как: «сумерки», «темное время суток», «недостаточная видимость». Особенности движения в это время суток. Влияние погодных условий на безопасность движения. Меры предосторожности. Использование светоотражающих элементов в одежде.
14.Итоговый урок.
№ п/п | Тема занятия | Форма проведения занятия | Количество часов, отводимых на освоение темы | ЦОР/ЭОР |
1 | Виды и причины ДТП. | Беседа. Сюжетные игры. Просмотр фильма. | 2 | http://www.dddgazeta.ru/about/subscribe/ |
2 | Опасные ситуации на дороге. Безопасный маршрут в школу и домой. | Разбор конкретных ситуаций | 4 | http://www.shkolnik.ru/books/pdd/index.shtml |
3 | Движение пешеходов, их права и обязанности | Беседа с использованием интерактивной доски | 2 | http://obr-resurs.ru |
4 | Пешеход и его друзья | Викторина. Выставка рисунков | 2 | http://risk-net.ru |
5 | Виды транспортных средств и дорожное движение | Разбор конкретных ситуаций | 2 | http://obr-resurs.ru |
6 | Специальные автомобили и правила поведения пешеходов при переходе дороги | Беседа. Сюжетно-подвижная игра. Практическое занятие. | 2 | http://www.shkolnik.ru/books/pdd/index.shtml |
7 | Виды перекрестков и Правила безопасности пешеходов в зоне перекрёстков. | Разбор конкретных ситуаций. Игра – соревнование. | 4 | http://www.dddgazeta.ru/about/subscribe/ |
8 | Правила перехода через железнодорожный переезд. | Разбор конкретных ситуаций. Изготовление знаков ПДД | 4 | http://obr-resurs.ru |
9 | Правила поведения на посадочных площадках в зоне остановки общественного транспорта. | Беседа. Инструктаж. Создание пособия «Безопасное вождение», ролевая игра. Разработка памятки. | 2 | http://risk-net.ru |
10 | Обязанности правила поведения пассажиров в транспорте. | Беседа с использованием интерактивной доски. Ролевые игры | 2 | http://obr-resurs.ru |
11 | Скейтборд, ролики, самокат. Правила поведения при езде. | Разбор конкретных ситуаций | 2 | http://www.dddgazeta.ru/about/subscribe/ |
12 | Я – велосипедист. | Разбор конкретных ситуаций | 4 | http://www.shkolnik.ru/books/pdd/index.shtml |
13 | Термины и Понятия . | Беседа с использованием интерактивной доски | 1 | http://obr-resurs.ru |
14 | Итоговый урок. | Тестирование | 1 | http://www.shkolnik.ru/books/pdd/index.shtml |
| ИТОГО: | | 34 | |
Календарно-тематическое планирование
№/п | Дата по плану | Фактическая дата | Тема |
1 | | | Виды и причины ДТП. |
2 | | | Виды и причины ДТП. |
3 | | | Опасные ситуации на дороге. Безопасный маршрут в школу и домой. |
4 | | | Опасные ситуации на дороге. |
5 | | | Опасные ситуации на дороге. |
6 | | | Безопасный маршрут в школу и домой. |
7 | | | Движение пешеходов, их права и обязанности |
8 | | | Движение пешеходов, их права и обязанности |
9 | | | Пешеход и его друзья |
10 | | | Пешеход и его друзья |
11 | | | Виды транспортных средств и дорожное движение |
12 | | | Виды транспортных средств и дорожное движение |
13 | | | Специальные автомобили и правила поведения пешеходов при переходе дороги |
14 | | | Специальные автомобили и правила поведения пешеходов при переходе дороги |
15 | | | Виды перекрестков и Правила безопасности пешеходов в зоне перекрёстков. |
16 | | | Виды перекрестков и Правила безопасности пешеходов в зоне перекрёстков. |
17 | | | Виды перекрестков и Правила безопасности пешеходов в зоне перекрёстков. |
18 | | | Виды перекрестков и Правила безопасности пешеходов в зоне перекрёстков. |
19 | | | Правила перехода через железнодорожный переезд. |
20 | | | Правила перехода через железнодорожный переезд. |
21 | | | Правила перехода через железнодорожный переезд. |
22 | | | Правила перехода через железнодорожный переезд. |
23 | | | Правила поведения на посадочных площадках в зоне остановки общественного транспорта. |
24 | | | Правила поведения на посадочных площадках в зоне остановки общественного транспорта. |
25 | | | Обязанности правила поведения пассажиров в транспорте. |
26 | | | Обязанности правила поведения пассажиров в транспорте. |
27 | | | Скейтборд, ролики, самокат. Правила поведения при езде. |
28 | | | Скейтборд, ролики, самокат. Правила поведения при езде. |
29 | | | Я – велосипедист. |
30 | | | Я – велосипедист. |
31 | | | Я – велосипедист. |
32 | | | Я – велосипедист. |
33 | | | Термины и понятия |
34 | | | Итоговый урок |
Планируемые результаты:
Личностные результаты - отражают индивидуальные личностные качества обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения данного курса. Это:
- понимание необходимости личного участия в обеспечении собственной безопасности;
- готовность и способность к саморазвитию, самообучению и личностному самоопределению;
- уважительное отношение к иному мнению;
Метапредметные результаты - характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий обучающихся, которые проявляются в познавательной и практической деятельности. Это:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить для себя новые задачи, акцентировать мотивы и развивать интересы своей познавательной деятельности;
- умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- самостоятельно оценивать уровень сложности ситуации и определять наиболее эффективные способы выхода из неё, корректировать свои действия, если ситуация изменяется;
Предметные результаты изучения программы - отражают приобретённый опыт обучающихся в вопросах обеспечения собственной безопасности жизнедеятельности, а также обеспечивают успешное применение на практике полученных знаний и навыков. Это:
- навыки наблюдения за окружающим миром с позиции собственной безопасности;
- знание правил безопасного поведения в различных аспектах жизнедеятельности;
- умение самостоятельно оценить уровень сложности конкретной опасной ситуации и составить алгоритм собственных действий выхода из неё;
- обнаружение ошибок при постановке и выполнении учебных заданий с позиции безопасности жизнедеятельности, отбор способов и вариантов их исправления;
Учащиеся должны знать:
1.Транспортный мир. История развития транспорта и Правил дорожного движения.
Элементы дороги и их назначение – проезжая часть, тротуар, разделительная полоса, обочина. Назначение поребрика и пешеходных ограждений.
Участники дорожного движения (водители, пешеходы, пассажиры)
Что такое остановочный путь и его составляющие.
Что такое тормозной путь, как он определяется.
Что такое пешеходный переход (регулируемый, нерегулируемый, наземный, подземный, надземный).
Обозначения переходов.
Правила пользования переходами.
Правила перехода проезжей части дороги вне зоны видимости пешеходного перехода или перекрёстка.
Что такое перекрёсток. Виды перекрёстков. Различие между регулируемым и нерегулируемым перекрёстками.
Правила перехода проезжей части по перекрёсткам.
Значение сигналов транспортного и пешеходного светофоров. Правила перехода проезжей части по этим сигналам. Назначение и функции дополнительной секции транспортного светофора. Правила перехода.
Значение предупредительных сигналов, подаваемых водителями транспортных средств.
Названия и назначение дорожных знаков и дорожной разметки.
Правила поведения пешеходов на тротуаре.
Правила поведения при движении в группе.
Правила пользования общественным транспортом и другими видами транспорта.
Особенности поведения пешеходов на загородной дороге.
Правила перехода через железнодорожные пути.
Дорожные ситуации – ловушки.
Учащиеся должны уметь:
Определять места перехода через проезжую часть.
Переходить проезжую часть под наблюдением и в сопровождении взрослого. (это касается в основном дошкольников)!
Обращаться к взрослым за помощью в случаях затруднений при переходе проезжей части.
Пользоваться общественным транспортом.
Находить безопасный маршрут в школу, магазин, театр и т. д.
Определять безопасные места для игр, езды на велосипеде.
Оценивать дорожную ситуацию визуально (при помощи глазомера).
Определять величину своего шага и скорость своего движения.
Определять признаки движения автомобиля.
Ориентироваться на дороге, предвидеть опасные дорожные ситуации, по возможности избегать их.
Учебно – методическое обеспечение
Список рекомендуемой литературы для педагога
Правила дорожного движения РФ 2009 (официальный текст).
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма [Текст] методическое пособие. Москва, «Третий Рим», 2008.
Комментарии к «Правилам дорожного движения РФ», Москва, 2009.
Конвенция о дорожном движении: ст. 1, гл. I, п. 1.2.
Закон РФ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196 – ФЗ.
Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ, утвержденное Указом Президента РФ от 15.06.1998 № 711, в ред. Указа Президента РФ от 02.07.2002 № 679
Список рекомендуемой литературы для обучающихся
Алексанян Г.Г. Экзамены в ГИБДД: правила дорожного движения в иллюстрациях – Москва, Астрель 2005 –135 с.
Рыбин, А.Л. Дорожная азбука велосипедиста [Текст], книга для учащихся/ Рыбин А.Л.- М.: Просвещение, 1992 –60 с.
Правила дорожного движения РФ 2009 (официальный текст).
Комментарии к «Правилам дорожного движения РФ» [Текст], Москва, 2009.
Астахов, П. Я и дорога [Текст], Москва, Эксмо, 2009.
Волков, С. ПДД для детей [Текст], часть 1-2, Москва. Транспорт, 2008.
Азбука пешехода [Текст], Москва, 2008.
Рекомендуемые Интернет-ресурсы
Министерство образования и науки Российской Федерации http://www.mon.gov.ru. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) http://www.obrnadzor.gov.ru.
Федеральное агентство по образованию (Рособразование) http://www.ed.gov.ru.
Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука) http://www.fasi.gov.ru.
Федеральный совет по учебникам Министерства образования и науки РФ http://fsu.mto.ru.
Федеральный центр тестирования http://www.rustest.ru.
Федеральные информационно-образовательные порталы
Федеральный портал «Российское образование http://www.edu.ru.
Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru.
Федеральный правовой портал «Юридическая Россия» http://www.law.edu.ru. Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» http://www.ict.edu.ru.
Российский портал открытого образования http://www.openet.edu.ru.
Федеральный портал «Дополнительное образование детей» http://www.vidod.edu.ru.
Федеральный портал «Непрерывная подготовка преподавателей» http://www.neo.edu.ru.
Сайты издательств
Издательство «Просвещение» http://www.prosv.ru.
Издательство «Вентана-Граф» http://www.vgf.ru.
Сайт системы развивающего обучения Л.В. Занкова (Издательский дом «Федоров») http://www.zankov.ru.
Издательство «Академкнига/Учебник» http://www.akademkniga.ru.
Реестр примерных основных общеобразовательных программ http://www.fgosreestr.ru.
16