СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность: "Раскрываем секреты текста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность: "Раскрываем секреты текста"»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса внеурочной деятельности «Раскрываем секреты текста» (далее – программа) реализуется на уровне начального общего образования с 1 по 4 класс в рамках внеурочной деятельности по направлению педагогическая поддержка обучающихся, испытывающих трудности в обучении.

Программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2021 года (ФГОС НОО), а также федеральной образовательной программы начального общего образования (ФОП НОО)3. Содержание программы направлено на устранение трудностей овладения младшими школьниками осознанным чтением и на дальнейшее совершенствование их читательской грамотности. Программа предусматривает работу по повышению мотивации, совершенствованию механизма чтения, повышению осознанности чтения, использованию приемов чтения при решении широкого спектра учебных и жизненных задач. При создании программы учитывались принципы дифференциации и индивидуализации, что позволяет оказывать адресную помощь каждому школьнику. Для оказания педагогической поддержки младшим школьникам, испытывающим трудности как с освоением механизма чтения, так и с осознанностью чтения, предусмотрена работа, обеспечивающая полноценную читательскую деятельность. При отборе содержания программы были учтены результаты многолетнего исследования лаборатории начального общего образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», посвященного выявлению и определению путей преодоления трудностей младших школьников.

При разработке программы также были приняты во внимание целевые ориентиры, зафиксированные в Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2017 г. № 1155-р, Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2016 г. № 637-р.

Поскольку читательская грамотность является одним из важнейших компонентов функциональной грамотности, при разработке программы было принято во внимание появление в ФГОС НОО 2021 г. такого общесистемного требования к реализации федеральной образовательной программы начального общего образования, как создание в образовательной организации условий, обеспечивающих возможность формирования функциональной грамотности обучающихся, которая рассматривается как «способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности, включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию».

Программа направлена на формирование читательской грамотности как одной из базовых составляющих функциональной грамотности и нацелена на развитие у младших школьников всех групп универсальных учебных действий. Наибольший развивающий эффект программы связан с совершенствованием такой подгруппы познавательных учебных действий, как «работа с информацией». Особое внимание в программе уделено развитию следующих действий, входящих в эту подгруппу: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогом способа ее проверки; анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.

Основные цели курса:

- преодоление имеющихся у младших школьников трудностей чтения;

- улучшение качества чтения, развитие основных читательских умений;

- повышение мотивации к читательской деятельности;

- развитие читательской активности, развитие познавательного интереса к решению учебных и жизненных задач средствами чтения;

- ознакомление с приемами работы с информацией содержащейся в текстах разных видов;

- развитие учебных действий самоконтроля и самооценивания в процессе чтения и при выполнении заданий к тексту.

При конструировании программы была учтена сложность и многогранность такого вида речевой деятельности, как чтение. Опираясь на утверждение Е.Л. Гончаровой о том, что «процесс читательского развития может быть описан как становление особой психологической функциональной системы, отвечающей за превращение содержания текста в содержание личного, смыслового, познавательного и творческого опыта читателя (слушателя)», стремясь к становлению у младших школьников чтения как деятельности, направленной на превращение закодированного в тексте авторского опыта в личный, смысловой, познавательный и творческий опыт читателя (А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, А.Н. Лобок), нельзя было не учитывать и таких составляющих работы по формированию читательской грамотности, как: зрительное восприятие и распознавание письменного текста, воссоздание звуковой формы слов по их графической (буквенной) модели (перекодирование графически зафиксированного текста в звучащую речь), осмысленное понимание письменного текста и извлечение из текста информации, необходимой для решения учебно-познавательной задачи и разрешения той или иной жизненной ситуации.

Для достижения заявленных целей при конструировании содержания курса внеурочной деятельности «Читательская грамотность» были выделены следующие блоки:

  • «Как хорошо уметь читать: решаем учебные и жизненные задачи, опираясь на текст»;

  • «Книги, сделанные своими руками: замечаем в тексте детали, подбираем иллюстрации к фрагменту текста, ищем фрагменты текста, которые соответствуют иллюстрации»;

  • «Делаем выводы, заполняем пропуски в тексте»;

  • «Соединяем, анализируем, обобщаем»;

  • «Делаем текст лучше: совершенствуем содержание и форму»;

  • «Проверяем себя: точно ли понят текст».

Содержание вводного блока «Слушаем текст, готовимся читать», реализуемого в период обучения грамоте, связано не только с развитием восприятия текстов на слух, что, безусловно, важно для будущих читателей, но и с формированием тех умений, которые составляют основу чтения. В процессе прослушивания текста и дальнейшей работы с содержанием этого текста первоклассники закрепляют связи «звук – буква», механизм чтения слога, связь зрительного образа слова с его звучанием.

Содержание блока «Как хорошо уметь читать: решаем учебные и жизненные задачи, опираясь на текст» связано с развитием мотивации к чтению, преодолением психологических барьеров (в том числе предубеждением, что читать очень трудно/скучно/неинтересно) и с созданием ситуаций, разрешить которые можно только с помощью чтения. В процессе работы с заданиями этого блока младшие школьники приобретают опыт решения учебных и жизненных задач с помощью текстов.

Содержание блока «Делаем выводы, заполняем пропуски в тексте» направлено на развитие читательского умения формулировать простые выводы. Развитие данного умения осуществляется с помощью такого приема, как заполнение небольших смысловых пропусков в тексте с учетом контекста на уровне абзаца.

Блок «Соединяем, анализируем, обобщаем» включает содержание, которое направлено на активизацию речемыслительных способностей читателей, развитие читательских умений интегрировать отдельные значительные части текста в единое смысловое целое, интерпретировать содержание текста, выявлять основную идею, если она не выражена в явном виде.

Блок «Делаем текст лучше: совершенствуем содержание и форму» направлен на формирование умений оценивать содержание и форму текста, выявлять недостатки специально подобранных текстов и применять элементарные приемы редактирования текстов. Задания, которые предлагаются в этой части курса, носят пропедевтический характер, учитывают особенности восприятия текста обучающимися начальной школы.

Блок «Проверяем себя: точно ли понят текст» предполагает развитие регулятивных универсальных учебных действий, умений проверять себя. Содержание этого блока предполагает выполнение проверочных работ в течение всего занятия с последующей самопроверкой и обсуждением в группе правильного выполнения заданий к тексту, выполнение мини-работ, занимающих по времени небольшую часть занятия. Кроме того, на каждом занятии предлагаются различные приемы проверки правильности выполнения заданий к тексту.

Вводимый в программу в 3–4 классах блок «Учимся устанавливать достоверность информации текста» направлен на отработку универсального учебного действия распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного способа ее проверки. Содержание блока позволяет развивать критическое мышление, усваивать критерии оценки достоверности, овладевать приемами проверки достоверности. Материалы блока (тексты и задания) спроектированы с учетом возрастных особенностей восприятия информации младшими школьниками.

Формы проведения занятий направлены на включение ребят в активную познавательную и коммуникативную деятельность при работе стекстами и заданиями к ним. Такой подход предполагает использование таких организационных форм, которые дают возможность ученикам высказать свое мнение, принять участие в обсуждении, поэтому предпочтительны формы, совмещающие групповую, парную и индивидуальную работу на занятии. Некоторые занятия курса могут быть проведены в библиотеке школы, компьютерном классе (это позволит использовать компьютер при освоении чтения с экрана, оформлять результаты выполнения некоторых заданий, например при введении ответа на вопросы к тексту с помощью клавиатуры).

Место курса в учебном плане. Данный курс осуществляется в рамках внеурочной деятельности по направлению «Педагогическая поддержка обучающихся, испытывающих трудности». Занятия проводятся один раз в неделю. Общее количество часов – 34часа.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ФГ: Читательская грамотность»

3 КЛАСС

Книги, сделанные своими руками: замечаем в тексте детали, подбираем иллюстрации к фрагменту текста, ищем фрагменты текста, которые соответствуют иллюстрации

Приемы создания словаря «Слова, которые мы раньше не знали»: выявление слов, значение которых требует уточнения; работа со словарной статьей в толковом словаре, запись объяснения значения слова на странице книги; подбор предложений с этим словом.

Поиск в тексте описания местности (пейзажа), выбор иллюстраций из предложенных или самостоятельное иллюстрирование.

Поиск в тексте описания интерьера, выбор иллюстраций из предложенных или самостоятельное иллюстрирование.

Поиск в тексте описания героя. Поиск несовпадения словесного описания и предложенного изобразительного портрета.

Создание книг с вопросами к тексту и ответами на них. Подтверждение фрагментом текста ответа на вопрос.

Игра «Есть или нет» − формулирование вывода о том, есть или нет в тексте указанная информация.

Делаем выводы, заполняем пропуски в тексте

Установление связи 2–3 фактов, на которые есть указание в определенной части текста.

Формулирование на основе двух фактов, приведенных в тексте, простых выводов (на основе прочитанного/прослушанного текста).

Соединяем, анализируем, обобщаем

Установление взаимосвязи между событиями, эпизодами художественного текста.

Выявление взаимосвязи фактов, содержащихся в разных частях текста, для установления не названной в тексте причины случившегося.

Установление взаимосвязи между поступками, мыслями, чувствами героев текста.

Самостоятельный выбор основания для сопоставления событий, о которых идет речь в тексте.

Самостоятельный выбор основания для сопоставления героев текста, их поступков (например, по аналогии или по контрасту).

Определение последовательности событий в тексте.

Установление взаимосвязи разных событий информационного текста: определение причины и следствия.

Деление текста на смысловые части. Отражение каждой смысловой части в плане.

Письменное выборочное изложение содержания прочитанного или воспринятого на слух текста.

Создание коротких устных и письменных высказываний на основе прочитанного/прослушанного художественного и/или информационного текста.

Делаем текст лучше: совершенствуем содержание и форму

Поиск в тексте средств художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение).

Поиск в тексте ошибок, связанных с выражением мысли (смысловые, логические, фактические, этико-речевые)1. Подбор вариантов корректировки текста.

Поиск в тексте ошибок, связанных с речевым оформлением текста (речевые, грамматические, орфографические, пунктуационные).

Учимся устанавливать достоверность информации текста Сопоставление двух точек зрения, представленных в одном тексте. Сопоставление двух точек зрения, представленных в разных текстах.

Сопоставление информации фрагмента справочного текста и заметок путешественников.

Использовании приема проверки достоверности информации текста на основе информации словарной статьи и/или энциклопедии, учебника.

Использование справочной литературы, необходимой для уточнения информации художественного текста.

Проверяем себя: точно ли понят текст

Сопоставление собственных ответов с предложенными ответами. Понимание критериев оценивания развернутых ответов. Выявление расхождений, установление причины расхождения ответа и эталона.

Как хорошо уметь читать: решаем учебные и жизненные задачи, опираясь на текст

Работа над мотивацией к чтению.

Создание по заданному образцу устного и письменного краткого отзыва о прочитанном произведении.

Моделирование ситуаций, в которых именно умение читать помогает обучающимся справиться с проблемой.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ» ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Гражданско-патриотическое воспитание:

осознание сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;

проявление интереса к изучению истории и культуры Российской Федерации.

Духовно-нравственное воспитание:

освоение опыта человеческих взаимоотношений, проявление сопереживания, любви, доброжелательности;

осознание этических понятий, оценка поведения и поступков героев художественных произведений.

Эстетическое воспитание:

проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, готовность выражать свое отношение в разных видах художественной деятельности;

приобретение эстетического опыта чтения художественной литературы.

Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия:

соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);

бережное отношение к физическому и психическому здоровью.

Трудовое воспитание:

осознание ценности труда в жизни человека и общества.

Экологическое воспитание:

Бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отраженных в текстах;

Ценности научного познания:

Развитие собственных познавательных интересов, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Познавательные универсальные учебные действия Базовые логические действия:

сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии при чтении текстов;

находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах при чтении текстов;

выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;

устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы при чтении текстов.

Базовые исследовательские действия:

проводить по предложенному плану несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие);

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования).

Работа с информацией:

выбирать источник получения информации;

согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;

соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;

анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;

самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.

Коммуникативные универсальные учебные действия: Общение:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции при обсуждении прочитанных текстов;

проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать свое мнение;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

Совместная деятельность:

формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; ответственно выполнять свою часть работы;

оценивать свой вклад в общий результат;

выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

Регулятивные универсальные учебные действия: Самоорганизация:

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий.

Самоконтроль:

устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу изучения курса внеурочной деятельности в 3 классе обучающийся научится:

формулировать устно и письменно простые выводы на основе прочитанного/прослушанного текста;

находить в тексте описание пейзажа, интерьера; подтверждать ответ примерами из текста;

обнаруживать несовпадения словесного и изобразительного портрета героя;

устно и письменно выборочно пересказывать содержание прочитанного/прослушанного текста;

устанавливать взаимосвязь между событиями текста;

сравнивать героев одного произведения по предложенным критериям; создавать устные и письменные высказывания на основе

прочитанного/прослушанного текста на заданную тему по содержанию произведения (не менее 4 предложений)

создавать устно и письменно краткий отзыв о прочитанном произведении по заданному образцу;

находить в тексте средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение);





















ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

3 класс


№ п/п



Наименование разделов и тем программы


Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы


Всего

Т/З

П/З

Раздел 1. Книги, сделанные своими руками: замечаем в тексте детали, подбираем иллюстрации к фрагменту текста, ищем фрагменты текста, которые соответствуют иллюстрации

1.1

Создаем книгу «Словарь слов, которые мы узнали читая книги»

2

1

1

https://educont.ru/courses/list

1.2

Проект: создаем книгу «Почему это происходит»

3

2


https://educont.ru/courses/list

1.3

Проект «Создаем таблицу»

2

2


https://educont.ru/courses/list


Итого по разделу:

7

5

1


Раздел 2. Делаем выводы, заполняем пропуски в тексте

2.1

Читаем и делаем выводы

1


1

https://educont.ru/courses/list


Итого по разделу:

1


1


Раздел 3. Соединяем, анализируем, обобщаем

3.1

Читаем и устанавливаем взаимосвязь фактов в научно- популярном тексте

2


1

https://educont.ru/courses/list

3.2

Читаем и устанавливаем взаимосвязь событий в художественном тексте

2


1

https://educont.ru/courses/list


Итого по разделу:

4


2


Раздел 4. Делаем текст лучше: совершенствуем содержание и форму

4.1

Ищем в тексте сравнения, эпитеты, метафора, олицетворения

2


1

https://educont.ru/courses/list

4.2

Ищем ошибки в тексте

2


1

https://educont.ru/courses/list


Итого по разделу:

4


2

https://educont.ru/courses/list

Раздел 5. Учимся устанавливать достоверность информации текста

5.1

Сравниваем и противопоставляем информацию

3


1

https://educont.ru/courses/list

5.2

Ищем противоречия в информации текстов

3


1

https://educont.ru/courses/list


Итого по разделу:

6


2


Раздел 6. Проверяем себя: точно ли понят текст

6.1

Выполняем задания к тексту. Учимся проверять себя

3


1

https://educont.ru/courses/list

6.2

Выполняем задания к тексту Проверяем себя

3


1

https://educont.ru/courses/list


Итого по разделу:

6


1


Раздел 7. Как хорошо уметь читать: решаем учебные и жизненные задачи, опираясь на текст

7.1

Ищем с помощью текста решение проблемы

2


1

https://educont.ru/courses/list

7.2

Обсуждаем прочитанное

2



https://educont.ru/courses/list


Итого по разделу:

4


1



Резерв

2



https://educont.ru/courses/list


ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

5

10


ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


3 класс


п/п


Тема урока


Количество часов



Дата



Электронные цифровые

образовательные ресурсы


Всего


ТР


ПР


1

«Синица» по Г. Скребицкому

1




https://educont.ru/courses/list

2

«Птицы» по А. Тихонову

1




https://educont.ru/courses/list

3

«Фламинго» по Э. Бауэру

1




https://educont.ru/courses/list

4

«Грызуны» по материалам энциклопедии «Хочу все знать»

1


1


https://educont.ru/courses/list

5

«Бактерии» по материалам энциклопедии «Хочу все знать»

1




https://educont.ru/courses/list

6

«Волчиха» по А.Чехову

1




https://educont.ru/courses/list

7

«Ответ» по С. Михалкову

1




https://educont.ru/courses/list

8

«Диковинное дерево» по А. Солженицыну

1




https://educont.ru/courses/list

9

«Воздух» по материалам энциклопедии «Хочу все знать»

1




https://educont.ru/courses/list

10

Создаем книгу «Словарь слов, которые мы узнали читая книги»

1

1

1


https://educont.ru/courses/list

11

«Олени» А. Старостин

1




https://educont.ru/courses/list

12

«Змеи» по материалам энциклопедии «Что такое? Кто такой?»

1

1

1


https://educont.ru/courses/list

13

Проект: создаем книгу «Почему это происходит»

1

1

1


https://educont.ru/courses/list

14

«Синички» по Э. Шиму

1




https://educont.ru/courses/list

15

«Дрессировка» по материалам энциклопедии «Что такое? Кто такой?»

1


1


https://educont.ru/courses/list

16

«И так бывает» по Л. Киселевой

1




https://educont.ru/courses/list

17

«Радуга» по материалам энциклопедии «Что такое? Кто такой?»

1


1


https://educont.ru/courses/list

18

Проект «Создаем таблицу»

1

1

1


https://educont.ru/courses/list

19

«Конец лета» по А. Тихонову

1




https://educont.ru/courses/list

20

«Белка» И. Соколова – Микитова

1




https://educont.ru/courses/list

21

«Сосновый бор» по И. Соколову-Микитову

1




https://educont.ru/courses/list

22

«Дельфины» по материалам энциклопедии «Что такое? Кто такой?»

1

1

1


https://educont.ru/courses/list

23

«Башмачки» по Л. Киселевой

1




https://educont.ru/courses/list

24

«Немецкая овчарка» по Э. Бауэру

1




https://educont.ru/courses/list

25

«Осел и Бобр» по С. Михалкову

1




https://educont.ru/courses/list

26

«Весна» по записям В. Васильева

1




https://educont.ru/courses/list

27

«Весна» по записям В. Васильева

1




https://educont.ru/courses/list

28

«На катке» В. Осеевой

1




https://educont.ru/courses/list

29

«На лесной дороге» И. Соколова – Микитова»

1




https://educont.ru/courses/list

30

«Растения» по материалам энциклопедии «Хочу все знать»

1


1


https://educont.ru/courses/list

31

«Калина» по И. Соколову-Микитову

1




https://educont.ru/courses/list

32

Комплексная работа по прочитанным текстам

1


1


https://educont.ru/courses/list

33

Обобщение пройденного учебного материала

1




https://educont.ru/courses/list

34

Подведение итогов

1




https://educont.ru/courses/list


ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

5

10