ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности «Раскрываем секреты текста» (далее – программа) реализуется на уровне начального общего образования с 1 по 4 класс в рамках внеурочной деятельности по направлению педагогическая поддержка обучающихся, испытывающих трудности в обучении.
Программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2021 года (ФГОС НОО), а также федеральной образовательной программы начального общего образования (ФОП НОО)3. Содержание программы направлено на устранение трудностей овладения младшими школьниками осознанным чтением и на дальнейшее совершенствование их читательской грамотности. Программа предусматривает работу по повышению мотивации, совершенствованию механизма чтения, повышению осознанности чтения, использованию приемов чтения при решении широкого спектра учебных и жизненных задач. При создании программы учитывались принципы дифференциации и индивидуализации, что позволяет оказывать адресную помощь каждому школьнику. Для оказания педагогической поддержки младшим школьникам, испытывающим трудности как с освоением механизма чтения, так и с осознанностью чтения, предусмотрена работа, обеспечивающая полноценную читательскую деятельность. При отборе содержания программы были учтены результаты многолетнего исследования лаборатории начального общего образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», посвященного выявлению и определению путей преодоления трудностей младших школьников.
При разработке программы также были приняты во внимание целевые ориентиры, зафиксированные в Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2017 г. № 1155-р, Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2016 г. № 637-р.
Поскольку читательская грамотность является одним из важнейших компонентов функциональной грамотности, при разработке программы было принято во внимание появление в ФГОС НОО 2021 г. такого общесистемного требования к реализации федеральной образовательной программы начального общего образования, как создание в образовательной организации условий, обеспечивающих возможность формирования функциональной грамотности обучающихся, которая рассматривается как «способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности, включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию».
Программа направлена на формирование читательской грамотности как одной из базовых составляющих функциональной грамотности и нацелена на развитие у младших школьников всех групп универсальных учебных действий. Наибольший развивающий эффект программы связан с совершенствованием такой подгруппы познавательных учебных действий, как «работа с информацией». Особое внимание в программе уделено развитию следующих действий, входящих в эту подгруппу: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогом способа ее проверки; анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
Основные цели курса:
- преодоление имеющихся у младших школьников трудностей чтения;
- улучшение качества чтения, развитие основных читательских умений;
- повышение мотивации к читательской деятельности;
- развитие читательской активности, развитие познавательного интереса к решению учебных и жизненных задач средствами чтения;
- ознакомление с приемами работы с информацией содержащейся в текстах разных видов;
- развитие учебных действий самоконтроля и самооценивания в процессе чтения и при выполнении заданий к тексту.
При конструировании программы была учтена сложность и многогранность такого вида речевой деятельности, как чтение. Опираясь на утверждение Е.Л. Гончаровой о том, что «процесс читательского развития может быть описан как становление особой психологической функциональной системы, отвечающей за превращение содержания текста в содержание личного, смыслового, познавательного и творческого опыта читателя (слушателя)», стремясь к становлению у младших школьников чтения как деятельности, направленной на превращение закодированного в тексте авторского опыта в личный, смысловой, познавательный и творческий опыт читателя (А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, А.Н. Лобок), нельзя было не учитывать и таких составляющих работы по формированию читательской грамотности, как: зрительное восприятие и распознавание письменного текста, воссоздание звуковой формы слов по их графической (буквенной) модели (перекодирование графически зафиксированного текста в звучащую речь), осмысленное понимание письменного текста и извлечение из текста информации, необходимой для решения учебно-познавательной задачи и разрешения той или иной жизненной ситуации.
Для достижения заявленных целей при конструировании содержания курса внеурочной деятельности «Читательская грамотность» были выделены следующие блоки:
«Как хорошо уметь читать: решаем учебные и жизненные задачи, опираясь на текст»;
«Книги, сделанные своими руками: замечаем в тексте детали, подбираем иллюстрации к фрагменту текста, ищем фрагменты текста, которые соответствуют иллюстрации»;
«Делаем выводы, заполняем пропуски в тексте»;
«Соединяем, анализируем, обобщаем»;
«Делаем текст лучше: совершенствуем содержание и форму»;
«Проверяем себя: точно ли понят текст».
Содержание вводного блока «Слушаем текст, готовимся читать», реализуемого в период обучения грамоте, связано не только с развитием восприятия текстов на слух, что, безусловно, важно для будущих читателей, но и с формированием тех умений, которые составляют основу чтения. В процессе прослушивания текста и дальнейшей работы с содержанием этого текста первоклассники закрепляют связи «звук – буква», механизм чтения слога, связь зрительного образа слова с его звучанием.
Содержание блока «Как хорошо уметь читать: решаем учебные и жизненные задачи, опираясь на текст» связано с развитием мотивации к чтению, преодолением психологических барьеров (в том числе предубеждением, что читать очень трудно/скучно/неинтересно) и с созданием ситуаций, разрешить которые можно только с помощью чтения. В процессе работы с заданиями этого блока младшие школьники приобретают опыт решения учебных и жизненных задач с помощью текстов.
Содержание блока «Делаем выводы, заполняем пропуски в тексте» направлено на развитие читательского умения формулировать простые выводы. Развитие данного умения осуществляется с помощью такого приема, как заполнение небольших смысловых пропусков в тексте с учетом контекста на уровне абзаца.
Блок «Соединяем, анализируем, обобщаем» включает содержание, которое направлено на активизацию речемыслительных способностей читателей, развитие читательских умений интегрировать отдельные значительные части текста в единое смысловое целое, интерпретировать содержание текста, выявлять основную идею, если она не выражена в явном виде.
Блок «Делаем текст лучше: совершенствуем содержание и форму» направлен на формирование умений оценивать содержание и форму текста, выявлять недостатки специально подобранных текстов и применять элементарные приемы редактирования текстов. Задания, которые предлагаются в этой части курса, носят пропедевтический характер, учитывают особенности восприятия текста обучающимися начальной школы.
Блок «Проверяем себя: точно ли понят текст» предполагает развитие регулятивных универсальных учебных действий, умений проверять себя. Содержание этого блока предполагает выполнение проверочных работ в течение всего занятия с последующей самопроверкой и обсуждением в группе правильного выполнения заданий к тексту, выполнение мини-работ, занимающих по времени небольшую часть занятия. Кроме того, на каждом занятии предлагаются различные приемы проверки правильности выполнения заданий к тексту.
Вводимый в программу в 3–4 классах блок «Учимся устанавливать достоверность информации текста» направлен на отработку универсального учебного действия распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного способа ее проверки. Содержание блока позволяет развивать критическое мышление, усваивать критерии оценки достоверности, овладевать приемами проверки достоверности. Материалы блока (тексты и задания) спроектированы с учетом возрастных особенностей восприятия информации младшими школьниками.
Формы проведения занятий направлены на включение ребят в активную познавательную и коммуникативную деятельность при работе стекстами и заданиями к ним. Такой подход предполагает использование таких организационных форм, которые дают возможность ученикам высказать свое мнение, принять участие в обсуждении, поэтому предпочтительны формы, совмещающие групповую, парную и индивидуальную работу на занятии. Некоторые занятия курса могут быть проведены в библиотеке школы, компьютерном классе (это позволит использовать компьютер при освоении чтения с экрана, оформлять результаты выполнения некоторых заданий, например при введении ответа на вопросы к тексту с помощью клавиатуры).
Место курса в учебном плане. Данный курс осуществляется в рамках внеурочной деятельности по направлению «Педагогическая поддержка обучающихся, испытывающих трудности». Занятия проводятся один раз в неделю. Общее количество часов – 34часа.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ФГ: Читательская грамотность»
3 КЛАСС
Книги, сделанные своими руками: замечаем в тексте детали, подбираем иллюстрации к фрагменту текста, ищем фрагменты текста, которые соответствуют иллюстрации
Приемы создания словаря «Слова, которые мы раньше не знали»: выявление слов, значение которых требует уточнения; работа со словарной статьей в толковом словаре, запись объяснения значения слова на странице книги; подбор предложений с этим словом.
Поиск в тексте описания местности (пейзажа), выбор иллюстраций из предложенных или самостоятельное иллюстрирование.
Поиск в тексте описания интерьера, выбор иллюстраций из предложенных или самостоятельное иллюстрирование.
Поиск в тексте описания героя. Поиск несовпадения словесного описания и предложенного изобразительного портрета.
Создание книг с вопросами к тексту и ответами на них. Подтверждение фрагментом текста ответа на вопрос.
Игра «Есть или нет» − формулирование вывода о том, есть или нет в тексте указанная информация.
Делаем выводы, заполняем пропуски в тексте
Установление связи 2–3 фактов, на которые есть указание в определенной части текста.
Формулирование на основе двух фактов, приведенных в тексте, простых выводов (на основе прочитанного/прослушанного текста).
Соединяем, анализируем, обобщаем
Установление взаимосвязи между событиями, эпизодами художественного текста.
Выявление взаимосвязи фактов, содержащихся в разных частях текста, для установления не названной в тексте причины случившегося.
Установление взаимосвязи между поступками, мыслями, чувствами героев текста.
Самостоятельный выбор основания для сопоставления событий, о которых идет речь в тексте.
Самостоятельный выбор основания для сопоставления героев текста, их поступков (например, по аналогии или по контрасту).
Определение последовательности событий в тексте.
Установление взаимосвязи разных событий информационного текста: определение причины и следствия.
Деление текста на смысловые части. Отражение каждой смысловой части в плане.
Письменное выборочное изложение содержания прочитанного или воспринятого на слух текста.
Создание коротких устных и письменных высказываний на основе прочитанного/прослушанного художественного и/или информационного текста.
Делаем текст лучше: совершенствуем содержание и форму
Поиск в тексте средств художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение).
Поиск в тексте ошибок, связанных с выражением мысли (смысловые, логические, фактические, этико-речевые)1. Подбор вариантов корректировки текста.
Поиск в тексте ошибок, связанных с речевым оформлением текста (речевые, грамматические, орфографические, пунктуационные).
Учимся устанавливать достоверность информации текста Сопоставление двух точек зрения, представленных в одном тексте. Сопоставление двух точек зрения, представленных в разных текстах.
Сопоставление информации фрагмента справочного текста и заметок путешественников.
Использовании приема проверки достоверности информации текста на основе информации словарной статьи и/или энциклопедии, учебника.
Использование справочной литературы, необходимой для уточнения информации художественного текста.
Проверяем себя: точно ли понят текст
Сопоставление собственных ответов с предложенными ответами. Понимание критериев оценивания развернутых ответов. Выявление расхождений, установление причины расхождения ответа и эталона.
Как хорошо уметь читать: решаем учебные и жизненные задачи, опираясь на текст
Работа над мотивацией к чтению.
Создание по заданному образцу устного и письменного краткого отзыва о прочитанном произведении.
Моделирование ситуаций, в которых именно умение читать помогает обучающимся справиться с проблемой.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ» ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Гражданско-патриотическое воспитание:
осознание сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
проявление интереса к изучению истории и культуры Российской Федерации.
Духовно-нравственное воспитание:
освоение опыта человеческих взаимоотношений, проявление сопереживания, любви, доброжелательности;
осознание этических понятий, оценка поведения и поступков героев художественных произведений.
Эстетическое воспитание:
проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, готовность выражать свое отношение в разных видах художественной деятельности;
приобретение эстетического опыта чтения художественной литературы.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудовое воспитание:
осознание ценности труда в жизни человека и общества.
Экологическое воспитание:
Бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отраженных в текстах;
Ценности научного познания:
Развитие собственных познавательных интересов, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Познавательные универсальные учебные действия Базовые логические действия:
сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии при чтении текстов;
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах при чтении текстов;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы при чтении текстов.
Базовые исследовательские действия:
проводить по предложенному плану несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования).
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
Коммуникативные универсальные учебные действия: Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции при обсуждении прочитанных текстов;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.
Совместная деятельность:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
Регулятивные универсальные учебные действия: Самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу изучения курса внеурочной деятельности в 3 классе обучающийся научится:
формулировать устно и письменно простые выводы на основе прочитанного/прослушанного текста;
находить в тексте описание пейзажа, интерьера; подтверждать ответ примерами из текста;
обнаруживать несовпадения словесного и изобразительного портрета героя;
устно и письменно выборочно пересказывать содержание прочитанного/прослушанного текста;
устанавливать взаимосвязь между событиями текста;
сравнивать героев одного произведения по предложенным критериям; создавать устные и письменные высказывания на основе
прочитанного/прослушанного текста на заданную тему по содержанию произведения (не менее 4 предложений)
создавать устно и письменно краткий отзыв о прочитанном произведении по заданному образцу;
находить в тексте средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение);
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Всего | Т/З | П/З |
Раздел 1. Книги, сделанные своими руками: замечаем в тексте детали, подбираем иллюстрации к фрагменту текста, ищем фрагменты текста, которые соответствуют иллюстрации |
1.1 | Создаем книгу «Словарь слов, которые мы узнали читая книги» | 2 | 1 | 1 | https://educont.ru/courses/list |
1.2 | Проект: создаем книгу «Почему это происходит» | 3 | 2 | | https://educont.ru/courses/list |
1.3 | Проект «Создаем таблицу» | 2 | 2 | | https://educont.ru/courses/list |
| Итого по разделу: | 7 | 5 | 1 | |
Раздел 2. Делаем выводы, заполняем пропуски в тексте |
2.1 | Читаем и делаем выводы | 1 | | 1 | https://educont.ru/courses/list |
| Итого по разделу: | 1 | | 1 | |
Раздел 3. Соединяем, анализируем, обобщаем |
3.1 | Читаем и устанавливаем взаимосвязь фактов в научно- популярном тексте | 2 | | 1 | https://educont.ru/courses/list |
3.2 | Читаем и устанавливаем взаимосвязь событий в художественном тексте | 2 | | 1 | https://educont.ru/courses/list |
| Итого по разделу: | 4 | | 2 | |
Раздел 4. Делаем текст лучше: совершенствуем содержание и форму |
4.1 | Ищем в тексте сравнения, эпитеты, метафора, олицетворения | 2 | | 1 | https://educont.ru/courses/list |
4.2 | Ищем ошибки в тексте | 2 | | 1 | https://educont.ru/courses/list |
| Итого по разделу: | 4 | | 2 | https://educont.ru/courses/list |
Раздел 5. Учимся устанавливать достоверность информации текста |
5.1 | Сравниваем и противопоставляем информацию | 3 | | 1 | https://educont.ru/courses/list |
5.2 | Ищем противоречия в информации текстов | 3 | | 1 | https://educont.ru/courses/list |
| Итого по разделу: | 6 | | 2 | |
Раздел 6. Проверяем себя: точно ли понят текст |
6.1 | Выполняем задания к тексту. Учимся проверять себя | 3 | | 1 | https://educont.ru/courses/list |
6.2 | Выполняем задания к тексту Проверяем себя | 3 | | 1 | https://educont.ru/courses/list |
| Итого по разделу: | 6 | | 1 | |
Раздел 7. Как хорошо уметь читать: решаем учебные и жизненные задачи, опираясь на текст |
7.1 | Ищем с помощью текста решение проблемы | 2 | | 1 | https://educont.ru/courses/list |
7.2 | Обсуждаем прочитанное | 2 | | | https://educont.ru/courses/list |
| Итого по разделу: | 4 | | 1 | |
| Резерв | 2 | | | https://educont.ru/courses/list |
| ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 5 | 10 | |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 класс
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата | Электронные цифровые образовательные ресурсы |
Всего | ТР | ПР |
1 | «Синица» по Г. Скребицкому | 1 | | | | https://educont.ru/courses/list |
2 | «Птицы» по А. Тихонову | 1 | | | | https://educont.ru/courses/list |
3 | «Фламинго» по Э. Бауэру | 1 | | | | https://educont.ru/courses/list |
4 | «Грызуны» по материалам энциклопедии «Хочу все знать» | 1 | | 1 | | https://educont.ru/courses/list |
5 | «Бактерии» по материалам энциклопедии «Хочу все знать» | 1 | | | | https://educont.ru/courses/list |
6 | «Волчиха» по А.Чехову | 1 | | | | https://educont.ru/courses/list |
7 | «Ответ» по С. Михалкову | 1 | | | | https://educont.ru/courses/list |
8 | «Диковинное дерево» по А. Солженицыну | 1 | | | | https://educont.ru/courses/list |
9 | «Воздух» по материалам энциклопедии «Хочу все знать» | 1 | | | | https://educont.ru/courses/list |
10 | Создаем книгу «Словарь слов, которые мы узнали читая книги» | 1 | 1 | 1 | | https://educont.ru/courses/list |
11 | «Олени» А. Старостин | 1 | | | | https://educont.ru/courses/list |
12 | «Змеи» по материалам энциклопедии «Что такое? Кто такой?» | 1 | 1 | 1 | | https://educont.ru/courses/list |
13 | Проект: создаем книгу «Почему это происходит» | 1 | 1 | 1 | | https://educont.ru/courses/list |
14 | «Синички» по Э. Шиму | 1 | | | | https://educont.ru/courses/list |
15 | «Дрессировка» по материалам энциклопедии «Что такое? Кто такой?» | 1 | | 1 | | https://educont.ru/courses/list |
16 | «И так бывает» по Л. Киселевой | 1 | | | | https://educont.ru/courses/list |
17 | «Радуга» по материалам энциклопедии «Что такое? Кто такой?» | 1 | | 1 | | https://educont.ru/courses/list |
18 | Проект «Создаем таблицу» | 1 | 1 | 1 | | https://educont.ru/courses/list |
19 | «Конец лета» по А. Тихонову | 1 | | | | https://educont.ru/courses/list |
20 | «Белка» И. Соколова – Микитова | 1 | | | | https://educont.ru/courses/list |
21 | «Сосновый бор» по И. Соколову-Микитову | 1 | | | | https://educont.ru/courses/list |
22 | «Дельфины» по материалам энциклопедии «Что такое? Кто такой?» | 1 | 1 | 1 | | https://educont.ru/courses/list |
23 | «Башмачки» по Л. Киселевой | 1 | | | | https://educont.ru/courses/list |
24 | «Немецкая овчарка» по Э. Бауэру | 1 | | | | https://educont.ru/courses/list |
25 | «Осел и Бобр» по С. Михалкову | 1 | | | | https://educont.ru/courses/list |
26 | «Весна» по записям В. Васильева | 1 | | | | https://educont.ru/courses/list |
27 | «Весна» по записям В. Васильева | 1 | | | | https://educont.ru/courses/list |
28 | «На катке» В. Осеевой | 1 | | | | https://educont.ru/courses/list |
29 | «На лесной дороге» И. Соколова – Микитова» | 1 | | | | https://educont.ru/courses/list |
30 | «Растения» по материалам энциклопедии «Хочу все знать» | 1 | | 1 | | https://educont.ru/courses/list |
31 | «Калина» по И. Соколову-Микитову | 1 | | | | https://educont.ru/courses/list |
32 | Комплексная работа по прочитанным текстам | 1 | | 1 | | https://educont.ru/courses/list |
33 | Обобщение пройденного учебного материала | 1 | | | | https://educont.ru/courses/list |
34 | Подведение итогов | 1 | | | | https://educont.ru/courses/list |
| ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 5 | 10 | | |